Причислить к лику новомучеников Российских священномученика протопресвитера Александра, миссионера-подвижника, плодотворно потрудившегося на поприще распространения Православия на Американском континенте, одного из ближайших и верных помощников Предстоятелей Русской Церкви святого Патриарха Тихона и Патриарха Сергия; претерпевшего неправедный суд, тюремное заточение, изгнание и завершившего свое исповедническое святое житие страданием за Христа. 2. Мощи новомученика протопресвитера Александра, в безвестном месте покоящиеся, оставить на произволение Божие. 3. Включить протопресвитера Александра в Собор новомучеников Российских. 4. Составить сему новомученику особую службу, а до составления таковой отправлять общую по чину мученическому 6. Писать новопрославленному угоднику Божию честную икону для поклонения, согласно Определению Седьмого Вселенского Собора. 7. Напечатать житие новопрославленного святого, а также его творения для назидания чад Православной Церкви. 8. От лица Освященного Собора объявить о прославлении нового святого всероссийской православной пастве. 9. Имя новопрославленного святого сообщить Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения его в святцы. Предстательством и молитвами священномученика протопресвитера Александра Господь да укрепит веру всех верных чад Русской Православной Церкви и ниспошлет им Свое благословение. Аминь. Священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий Прославлен в 1994 г. Память празднуется 21 ноября/4 декабря (прославление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Протопресвитер Александр (Александр Александрович) Хото­вицкий родился в 1872 г. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию. В 1896 г. рукоположен во иерея. С 1895 по 1914 гг. он — миссионер в Америке, секретарь святителя Тихона, редактор “Американского Православного Вестника”. В 1903 г. отец Александр — настоятель кафедрального собора в Нью-Йорке. В 1917 г. будущий Священномученик — протопресвитер и ключарь кафедрального Храма Христа Спасителя в Москве.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 марта 1930 г. П., диак. Павел Любимов и Григорий Сазин приговорены к 3 годам ссылки в Северный край, куда они были высланы 30 авг. того же года. П. скончался в ссылке. Определением Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ЦГА Москвы. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 106; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 237, 279; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-49463. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. т. 1. С. 16-23; ЖНИР. Янв. С. 478-482; Дубинский А. Ю. Московская ДС: Алф. список выпускников 1901-1917 гг. М., 1998. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: НИКОЛАЙ Андреевич Порецкий (1865-1933), прот., священноисп. (пам. 14 июля, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Цицеров (1884 - -1939), прот., сщмч. (пам. 27 авг., в Соборе Биробиджанских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2580286.html

—220— болезни, Ректором названной семинарии возбуждено пред Советом Академии особое ходатайство (ст. II журнала). б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1908 г. Июля 13. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 12 июня за 7005: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 31 минувшего мая за 14430, по ходатайствам южно-славянских уроженцев о принятии их в русские духовно-учебные заведения, с назначением на содержание синодальных стипендий. Приказали: Разрешить, согласно настоящему предложению, допустить к приемным испытаниям, после медицинского освидетельствования, болгарина Стефана Поп-Рачева для поступления в Московскую духовную академию, с назначением ему, по выдержании испытаний, стипендии из синодальных средств и с отнесением расхода на стипендию по 220 р. в год на счет духовно-учебного капитала по отд. 1 § 2 специальной сметы расходов ведомства Святейшего Синода. Для зависящих по сему распоряжений послать указ Вашему Преосвященству». Справка: Болгарский уроженец Стефан Поп-Рачев к приемным испытаниям сего 1908 года в Академию не явился. в) Отношения 14-ти Правлений духовных семинарий с препровождением документов назначенных ими к поступлению в состав нового (LXVII) академического курса воспитанников: Владимирской – Сергея Сахарова, Волынской – Александра Хотовицкого, Донской – Григория Епифановича, Екатеринославской – Георгия Чайкина, Московской – Николая Ремова и Владимира Маркова , Орловской – Василия Никольского, Полтавской – Андрея Степанова, Рязанской – Василия Муратова и Дмитрия Яхонтова, Тамбовской – Петра Уметского, —221— Тверской – Алексея Титова и Константина Носова, Тульской – Ильи Кудряшева и Александра Успенского , Харьковской – Александра Мигулина, Черниговской – Михаила Курганского и Ярославской – Леонида Брянцева. г) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что все лица, явившиеся для поступления в состав нового академического курса по собственному желанию, в качестве волонтеров (55 студентов духовных семинарий, из коих 19 священников и 1 вышедший в отставку учитель духовного училища, в чине Надворного Советника, семейный; и 2 сербских уроженца, окончившие курс Призренской семинарии – священник Савва Иованович и Ефрем Игуманович –на основании разрешительных указов Святейшего Синода от 15 мая и 30 октября 1907 года за 5655 и 13005), были допущены им к приемным испытаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лик священников, лик монахов, лик мирян, лик жен. Левая сторона справа налево 1 ряд: 1. Архимандрит Сергий (Шеин; 1871–1922), служил в Санкт-Петер­бурге 77 2. Архимандрит Вениамин (Кононов; 1868–1928), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря 3. Архимандрит Серафим (Шахмуть; 1901–1945), служил в Гродненской области, Минске, Гомеле 4. Архимандрит Георгий (Лавров; 1868–1932), служил в Калужской области, в Москве 5. Архимандрит Кронид (Любимов; 1859–1937), служил в Московской области, Санкт-Петербурге, наместник Троице-Сергиевой Лавры 6. Протоиерей Философ Орнатский (1860–1919), служил в Санкт-Пе­тер­бурге 7. Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917), служил в Алеутской и Аляскинской епархии, в Царском Селе 78 8. Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937), служил в Алеутской и Северо-Американской епархии, Нью-Йорке, Финляндии, в Москве в храме Христа Спасителя 79 9. Неявленный святой, монах 10. Неявленная святая, жена 2 ряд: 1. Протоиерей Димитрий Киранов (1879–1938), служил в Крыму 2. Протоиерей Виктор Киранов (1881–1939), служил в Бердянске 3. Протоиерей Василий Измайлов 4. Иерей Петр Грудинский (1877–1930), служил в Минской области 5. Протоиерей Александр Архангельский (1874–1930), служил в Ивановской области 6. Протоиерей Евфимий Горячев (1884–1937), служил в Сибири, Енисейской губернии, в Красноярском крае 7. Протоиерей Илья Громогласов (1869–1937), преподавал в МДА, служил в Москве и Твери 8. Игумен Иоасаф (Крымзин; 1880–1937), служил в Московской области 9. Протоиерей Владимир Мещанский (1866–1938), служил в Тверской области 10. Протоиерей Николай Дмитров (1878–1938), служил в Тверской области 3 ряд: 1. Священник Владимир Амбарцумов (1892–1937), служил в Москве 2. Священник Николай Гашев (1869–1930-е), служил в Пермской области 3. Священник Василий Надеждин (1895–1930), служил в Москве 4. Священник Александр Ильенков (1896–1942), служил в Бердянской области 5. Священник Сергий Махаев (1874–1937), служил в Москве, Московской области 6. Группа мирян Лик священников, лик монахов, лик мирян, лик жен.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

5109. ВОСТРЫШЕВ М. Подвиг смирения. (Памяти Святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского). – 1994, 3, 98. 5110. О ПРЕСТАВЛЕНИИ святого епископа Тверского Акакия и о житии его вкратце. – 1986, 11, 72. 5111. МУМРИКОВ А., диак. Святой благоверный князь Александр Невский. (К 750-летию Невской битвы). – 1990, 12, 70. 5112. КЛЕМЕНТЬЕВ А. Преподобный Александр, игумен Свирской обители. – 1989, 9, 68. 5113. ЦЫПИН В. , прот. Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937). – 1994, 7–8, 98. 5114. ДОБРОВОЛЬСКИЙ А. В храме на Маросейке. (Из воспоминаний об отце Алексее Мечеве ). – 1994, 7–8, 91. 5115. СВЯТИТЕЛЬ Московский Алексий. – 1989, 2, 39. 5116. ПОЧТОВЫЙ А., прот. Преподобный Алипий- первый русский иконописец. (К 875-летию со времени преставления). – 1989, 8, 20. 5117. ИЛЬИЧЕВА Н. Старец Амвросий Оптинский . – 1988, 11, 62. 5118. ЛЕБЕДЕВ В. Преподобный Амвросий Оптинский . – 1989, 2, 40. 5119. КИРИЛЛ, архим. Земли Владимирской преславный светильник. (Святой благоверный князь Андрей Боголюбский). – 1987, 9, 21. 5120. ЛЕБЕДЕВ В. Преподобный Андрей Рублев. – 1989, 7, 40. 5121. ПРЕПОДОБНЫЙ Андрей Рублев. – 1990, 1, 40. 5122. UEPOCXIMOHAX Антипа Валаамский (Афонский). –2000, 8, 42. 5123. ВИКТОР, архим. Подвижник Тверской земли, преподобный Антоний Краснохолмский. – 1984, 2, 9. 5124. АФАНАСЬЕВ В. Жизнь святого Антония Великого . – 1994, 9–10, 88. 5125. ЛЕБЕДЕВ В. Первоподвижники земли Русской. – 1987, 5, 17. 5126. КОЗЛОВА В. Святой Антоний Печерский и начало Киево-Печерской обители. – 1988, 6, 73. 5127. А.К. Святитель Арсений, епископ Тверской. (К 575-летию со времени преставления). – 1984, 12, 20. 5128. ФИОЛЕТОВА Н., ЮСОВА О. Да сынове света будете. (Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) . – 1991, 5, 31. 5129. ЛЕБЕДЕВ В. Святые братья. – 1988, 1, 7. 5130. ГЕОРГИЙ (ТЕРТЫШНИКОВ), архим. Житие иеромонаха Варнавы (Меркулова), старца Гефсиманского скита при Свято-Троице-Сергиевой Лавре. – 1994, 9–10, 41. 5131. КОЗЛОВА В. Старец Черниговского скита при Троице-Сергиевой Лавре Варнава Гефсиманский . – 1989, 7, 65.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одна из улиц в городе Джерси-Сити (США) будет носить имя священномученика Александра Хотовицкого 10 декабря 2007 г. 10:38 Одна из улиц в городе Джерси-Сити, штат Нью-Джерси, отныне будет носить имя священномученика Александра Хотовицкого, сообщает сайт Вашингтонской и Нью-Йоркской епархии Православной Церкви в Америке . 2 декабря православная общественность собралась на торжественную установку дорожного указателя, увековечивающего память священномученика Александра. От имени администрации Джерси-Сити к собравшимся обратился член городского совета Стивен Фьюлоп. 6 мая 2007 года приходу святых апостолов Петра и Павла в Джерси-Сити, основанному священномучеником Александром в годы его служения в США, исполнилось 100 лет. Знаменательно, что улица святого Александра Хотовицкого появилась в Джерси-Сити в канун дня его памяти, отмечаемого 4 декабря по новому стилю. Протопресвитер Александр Хотовицкий родился в 1872 года на Волыни. По окончании Волынской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии будущий священнослужитель был направлен в Алеутскую и Североамериканскую епархию, где занял место псаломщика при только что построенном храме святителя Николая в Нью-Йорке. В 1896 году был рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем этого прихода. Его трудами вместо малого приходского храма был возведен грандиозный собор святителя Николая. С 1898 по 1907 год отец Александр служил под омофором святителя Тихона, будущего Патриарха Всероссийского, относившегося к нему с большим уважением. Отец Александр с успехом совершал миссионерское служение в США, главным образом среди униатов — выходцев из Галиции и Карпатской Руси. Ему нередко поручалось представлять Православную Церковь в американских религиозных учреждениях и собраниях. Трудами отца Александра были созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других больших и малых городах Северной Америки. Под его редакцией издавался «Американский православный вестник» на английском и русском языках. Деятельное участие отец Александр принял в организации и деятельности епархиального «Православного общества взаимопомощи», исполняя в разное время обязанности его казначея, первого секретаря и председателя. Общество оказывало материальную помощь австрийским русинам, македонским славянам, русским воинам в Маньчжурии и российским военнопленным в японских лагерях.

http://patriarchia.ru/db/text/335800.htm...

Александр (Мигулин Александр Алексеевич ; 1887 – после 1938), обновленческий «архиепископ». До уклонения в обновленческий раскол настоятель церкви в г. Харькове. В 1922 г. «хиротонисан во епископа Старобельского». С 1923 г. «епископ Черниговский». С 1924 г. «архиепископ Павлодарский», затем «Полтавский». С 1926 г. на покое. В 1936–1938 гг. «управляющий Борисоглебской обновленческой епархией». В 1938 г. уволен за штат. Александр (Немоловский Александр Алексеевич ; 1875–1960), митрополит. В 1909 г. хиротонисан во епископа. С 1918 г. временно управляющий Алеутской епархией. В 1921 г. эмигрировал в Константинополь. С 1936 г. архиепископ Брюссельский и Бельгийский в юрисдикции Константинопольской Патриархии. В 1945 г. воссоединился с Московской Патриархией и назначен архиепископом Берлинским и Германским. С 1948 г. архиепископ Брюссельский и Бельгийский. С 1959 г. митрополит. Александр (Похвалинский Александр Андреевич; 1865–1937), архиепископ. В 1922 г. хиротонисан во епископа Павловского, викария Нижегородской епархии. С 1929 г. епископ Богородский, викарий Нижегородской епархии; с 1932 г. епископ Подольский, викарий Московской епархии. С 1934 г. архиепископ Богородский, викарий Горьковской епархии. Арестован в 1937 г. Расстрелян. Александр (Раевский Александр Семенович; 1868–1937), епископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В 1923 г. уклонился в обновленческий раскол, обновленческий «епископ Таврический». В 1924 г. по покаянии принят в лоно Русской Православной Церкви, епископ Керченский, временно управляющий Таврической епархией. Выслан в Москву. В 1925–1926 гг. проживал в Одессе. В 1928 г. временно управляющий Таврической (Симферопольской) епархией. С 1930 г. был на нескольких кафедрах. Расстрелян. Александр (Хотовицкий Александр Александрович; 1872–1937), священномученик, протопресвитер. С 1917 г. ключарь храма Христа Спасителя в Москве. В 1920–1921, 1922 гг., 1922–1928 гг. в тюрьмах и ссылках. В 1928 г. вернулся в Москву, возведен в сан протопресвитера. В 1930-е гг. настоятель Ризоположенской церкви на Донской улице в Москве. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

25 января/7 февраля 1907 г. «Государь Император, в 25-й день января 1907 г., Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии Преосвященному Ярославскому Иакову архиепископом Симбирским и Сызранским и Преосвященному Алеутскому Тихону – архиепископом Ярославским и Ростовским» 935 . 27 января/9 февраля 1907 г. Субботним вечером архиеп. Тихон, прот. Александр Хотовицкий, диак. Александр Кальнев и генконсул Лодыженский Н.Н. прибыли из Нью-Йорка в Бостон. Вместе с настоятелем прихода в Салеме о. Иаковом Григорьевым 936 они переехали на северный вокзал Бостона, откуда направились в г. Салем. В Салеме в течение вечерни Тихон молился в алтаре Николаевской церкви; после службы все проводили Его Высокопреосвященство в приходской дом. 28 января/10 февраля 1907 г. Божественная литургия в православном храме Салема началась в 10 ч. «В сказанном... после причастна любвеобильном поучительном слове Архипастырь указывал необходимость внутреннего нашего обновления и долгой работы по усовершению своего внутреннего человека, после чего это богослужение, единственное по своей исключительной торжественности в сем храме, закончено было многолетиями. Когда Владыка, разоблачившись, выходил из алтаря, о. И. Григорьев обратился к Его Высокопреосвященству с выражением искреннейшей и глубокой благодарности за милостивое посещение Салемского прихода и за торжественное возношение здесь Евхаристийной Жертвы. В приходском доме состоялся прием всех, кто имел нужду испросить совета Владыки по своим частным делам. А немного спустя явился и приходский комитет для беседы по делам парафиальным. Ласковое, отеческое обращение Владыки с народом, внимательное отношение к его нуждам чрезвычайно умиляло прихожан, а когда Владыка на добрую намять о себе подарил свои печатные портреты, то желающих получить их оказалось так много, что портретов не хватило, и пришлось после досылать их. Гостеприимная матушка, разделяющая обычно с батюшкою труды по миссионерству, исправляющая по будним дням в окрестностях Салема обязанности псаломщика, помогающая хору и школе, разделила труд и по достойному принятию дорогого Гостя. Трапеза была вкусна и обильна.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Протопресвитер о. Александр Хотовицкий, б. ключарь Храма Христа Спасителя в Москве, расстрелян в 1937 г. Архимандрит Поликарп (Соловьев), наместник Данилова монастыря в Москве, исчез бесследно в 1937г. (Сергианец). Архимандрит Стефан (Сафонов) из того же монастыря исчез тогда же. Священник о. Иоанн Пионовский исчез в Соликамске в 1937г. Иеромонах Спиридон не вернулся из ссылки. Священник о. Михаил Глаголев, из Москвы, Замоскворечья, был в Соловках в 1926г. Расстрелян там же вместе с С. А. Грабовским и Д. М. Шипчинским осенью 1929 г. (Исповедник). Священник о. Михаил с. Архангельскаго, Подольского у. Московск. обл., Архидиакон Михаил и Священник Илья Зотиков расстреляны одновременно осенью 1930 г. во Владимире. Иеромонах Афанасий, келейник Митрополита Сергия, расстрелян в 1937 г. Архимандрит Агафон, Зосимовск. пустыни, Владимирской епархии, и Иеромонах Герман (Полянский), сотрудник Архиепископа Варафоломея по Духовной Академии, исчезли бесследно в 1937 г.. Архимандрит Киприан и Иеромонах Руфин арестованы в 1928 г. в Нижнем Новгороде. Близкие духовные дети Митрополита Сергия, проживавшие в Благовещенском монастыре. Были сосланы и скончались в ссылке. Игумен о. Даниил, Святогорского монастыря, после закрытия монастыря и разгона монахов скрывался, а потом, скрыв свой сан от властей, работал бухгалтером в одном из учреждений г. Харькова. Архиепископ Александр поручил ему совершать тайные требы и, например, известно, что он, по его благословению, совершил великий постриг одной монахини. Посещая Казанский храм, как рядовой прихожанин, он стал членом двадцатки. Это те жертвенные люди, на имя которых регистрировался властями храм. Всегда они рисковали не только личным благополучием, но и благополучием своих родственников и даже друзей. Часто эти люди арестовывались и бесследно исчезали в застенках НКВД или в концентрационных лагерях. Никто в двадцатке не соглашался занять должность казначея из боязни быть арестованным, и вопрос стал о закрытии храма. Чтобы спасти храм хотя бы на короткое время о. Даниил принял на себя эту должность и начал готовиться к аресту и переходу в вечность, так как знал, что другого исхода не будет. Вскоре он был арестован и исчез бесследно в 1937–38 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Минуты, проведенные нами на этом молитвенном собрании мы считаем наиболее памятными в своей жизни... Наша жизнь так бедна вдохновением, так принижена однообразными формами, что нужно считать счастьем наблюдать яркие блестки живой жизни – писал М.М. Тареев 1186 . Вопрос о богослужебном творчестве на Поместном Соборе Общая дискуссия Как уже упоминалось выше, принятый в июле 1917 года тезис VI отдела Предсоборного совета о допустимости и возможности богослужебного творчества, не был включен в проект доклада о богослужебном языке, подготовленный соответствующим соборным подотделом двумя месяцами позже. При обсуждении этого проекта 12 августа 1918 года в VII отделе Собора вятский священник Александр Попов вновь предложил включить в доклад упоминание о возможности составления и допущения к богослужебному употреблению новых песнопений. Однако при голосовании это предложение принято не было 1187 . Тем не менее вопрос о литургическом творчестве неоднократно поднимался на заседаниях VII отдела – главным образом в связи с необходимостью дополнить новыми чинами существующий Требник. Священник Василий Прилуцкий приводил такой пример: Сооружается, например, железная дорога, строится громадный по величине мост – почему не может быть новой молитвы на освящение этих сооружений. Если в древности считали необходимым внести в требник молитву «над сосудом двоеушатым», над горшком, то, очевидно, было желание освятить молитвою всякое дело. И теперь можно бы написать особые молитвы и чины на освящение новых сооружений. (...) Мы должны, быть может, дополнить требник новыми чинопоследованиями и представить их на утверждение Собора 1188 . В связи с этим Б.А. Тураев заметил, что в Требник на немецком языке, составленный настоятелем посольской церкви в Берлине протоиереем Алексием Мальцевым (1854–1915), уже включены некоторые новые чины, в том числе на освящение кладбища и железной дороги 1189 . Владивостокский священник Стефан Нежинцев отвечал, что все эти чины излишни – достаточно имеющегося в Требнике молебна на начало всякого доброго дела 1190 . Протоиерей Александр Хотовицкий, ссылаясь на собственную практику, предлагал использовать последования из униатского требника, однако И.А. Карабинов считал неудобным применять чины неправославного происхождения 1191 . Епископ Прокопий (Титов) полагал, что не полезно в молитве уделять чересчур много внимания земным, житейским делам 1192 . Этот тезис был энергично оспорен ялтинским протоиереем Сергием Щукиным:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010