27 ноября 1922 года в Москве открылся новый громкий процесс против духовенства и мирян, которые обвинялись в том, что они будто бы " пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть " . На судилище было привлечено 105 священнослужителей и мирян. Среди обвиняемых были протоиерей Сергий Успенский, настоятель храма Христа Спасителя протоиерей Николай Арсеньев, ключарь храма протоиерей Александр Хотовицкий, священник храма Христа Спасителя Илия Громогласов, смотритель этого же храма Лев Анохин, настоятель церкви Иоанна Воина протоиерей Симеон Голубев. Судебные заседания продолжались в течение двух недель. После оглашения пространного обвинительного заключения начался допрос обвиняемых. Священник Александр на допросе держался ровно, спокойно, старался защитить других обвиняемых. После допроса всех обвиняемых и свидетелей на судебном заседании б декабря зловеще знаменитый впоследствии прокурор Вышинский произнес обвинительную речь. Он просил суд приговорить к смертной казни 13 обвиняемых, и среди них протоиереев Александра Хотовицкого, Николая Арсеньева, Сергия Успенского, священника Илию Громогласова, игумению Новодевичьего монастыря Веру (Побединскую), Л. Е. Анохина. Других обвиняемых Вышинский просил осудить на разные сроки тюремного заключения. 13 декабря был оглашен приговор трибунала. Протоиерей Александр Хотовицкий были приговорены к лишению свободы сроком на 10 лет. После возвращения святителя Тихона к церковному управлению и его заявлений о лояльности государственной власти многие из архипастырей, пастырей, церковных деятелей и рядовых мирян, осужденных трибуналами по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, были амнистированы. В октябре 1923 года освободили из-под стражи и отца Александра. После освобождения он не имел штатного места ни в одном из приходов и служил по приглашению в разных московских церквах. Но на свободе он оставался недолго. Уже в сентябре 1924 особым совещанием при коллегии ОГПУ новомученик Александр был сослан на поселение в Туруханский край сроком на 3 года. Его и без того болезненное здоровье было подорвано пребыванием на крайнем севере. Удостоенный сана протопресвитера, отец Александр по возвращении из ссылки стал одним из ближайших помощников заместителя Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси), который хорошо знал его со времени служения в Финляндии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Лит. наследие А. составляют проповеди, богословские работы, стихи, а также статьи, посвященные церковноприходской жизни Америки. Материалы, связанные с А., хранятся в Аляскинском церковном архиве в Б-ке Конгресса (Alaskan Russian Church Archives, Manuscript Division; Library of Congress, Washington), в архиве Православной Церкви в Америке (Orthodox Church in America Archives, Syosset, N. Y.), в Архивах американцев русского происхождения в Миннесоте (Archives of Americans of Russian Descent in Minnesota, Minneapolis). Соч.: Путешествие преосвященного Тихона в Сент-Луис. Посещение Всемирной выставки. Освящение церкви в Мадисоне//Американский правосл. вестн. N. Y., 1904. Vol. 8. N 23. С. 450-460; Из дневника/А. Х.//Там же. 1908. Vol. 12. N 21. С. 405-412; О молитве Иисусовой//ЖМП. 1994. 7/8. С. 71-78; Александр (Хотовицкий), св. Документы, письма, статьи и стихи/Под ред. Г. М. Солдатова. Minneapolis, 1998. Ч. 1: Миссионерский период Православной Церкви в Америке, 1896-1909. Лит.: Цыпин В., прот. Протопресвитер Александр Хотовицкий//ЖМП. 1994. 7/8. С. 98-104; Протоиерей Иоанн Кочуров (1871-1917). Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872-1937). СПб., 1995; Анохова А. Я. Рассказ о священномученике протопресвитере Александре Хотовицком//Дан. Благ. 1996. Вып. 6. С. 82-83; Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии гонений, 1917-1922 гг. М., 1999. С. 186-187. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64174.html

См.: Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 546. 284 Хотовицкий Александр Александрович; (11 февраля 1871 – 1937). Окончил Волынскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1895), к. б. В июле 1895 определен псаломщиком Николаевской церкви Нью-Йорка, с 25 февраля 1896 – священник, с 1896 – настоятель. 10 августа 1901 – протоиерей там же, с 1 сентября 1905 – кафедральный протоиерей. 1896–1914 – редактор «Американского Православного Вестника». 27 февраля 1914 уехал из США. С 1 августа 1914 – настоятель Успенского собора Гельсингфорса. С августа 1917 – в клире храма Христа Спасителя в Москве, ключарь. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. В 1919 арестован в Москве, через 3 дня освобожден. Май 1920, ноябрь 1921 – кратковременные аресты по обвинению в нарушении Декрета об отделении Церкви от государства. 8 декабря 1921 арестован в Москве, 19 декабря освобожден. 23 февраля 1922 арестован по второму этапу Московского процесса об изъятии церковных ценностей. 13 декабря 1922 приговорен Московским Ревтрибуналом к 10 годам тюремного заключения с конфискацией имущества. Октябрь 1923 – досрочно освобожден из тюрьмы. 9 сентября 1924 арестован в Москве. Приговорен к 3 годам ссылки в Туруханский край. 1924–1927 – в ссылке на Ангаре, в 1927 освобожден, вернулся в Москву Удостоен сана протопресвитера, один из ближайших помощников Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия. В 1930-е годы – настоятель Ризоположенского храма на Донской улице в Москве. Осенью 1937 арестован и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян. 2 декабря 1994 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен клику святых. См.: Протоиерей Иоанн Кочуров, протопресвитер Александр Хотовицкий. Житие новомучеников. СПб. 1995; Цыпин В. Протопресвитер Александр Хотовицкий.//ЖМП. 1994. 7/8. С. 98–104. 72 Хохлов Петр Петрович; (ок. 1875 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358, 367 Хрусталев В. – представитель от прихода Скорбященской на Стеклянном заводе церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РГИА Российский государственный исторический архив. СПб Санкт-Петербург. СПбДА Санкт-Петербургская духовная академия. СПбДС Санкт-Петербургская духовная семинария. ЦВ Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. ЦВс Церковный вестник, издаваемый при С.-Петербургской духовной академии. AARDM Archives of Americans of Russian descent in Minnesota (Архивы американцев русского происхождения в Миннесоте). YMCA Young Men " s Christian Association (Христианская ассоциация мо­лодых людей). 11 Согласно определению Свят. Синода от 23–27 сентября 1898 г. за 3609, по Высочайшему повелению о бытии Преосвященному Алеутскому Николаю Епископом Таврическим, а викарию Холмско-Варшавской епархии Преосвященному Люблинскому Тихону Епископом Алеутским (РГИА. ф. 796, оп. 209. год 1898. д. 2072, л. 86), управление Таврической епархией до прибытия в Симферополь епископа Николая (Зиорова) было вверено преосвящ. Вольскому Никону (Софийскому), временно служившему в Таврической епархии с июля 1898 года. 19 Акакий (Заклинский), епископ Енисейский и Красноярский; уволен на покой по болезни 28 октября 1898 г. 20 Епископ Забайкальский и Нерчинский Никодим (Преображенский) был почислен на покой в конце 1898 года. 22 Туберозов Иоанн Константинович; о нём см.: «Патриарший курс»//Вестник ПСТГУ. 2006, сер. II, вып. 2(19). с. 36, 93. 31 Родителями преосвящ. Люблинского Германа были диакон Петербургской Митрофановско-Кладбищенской церкви о. Феодор Иванов и его супруга Варвара. 33 Архим. Рафаил (Ававини); о нем см.: Our Father among the Saints, Raphael. Bishop of Brooklyn: Good shepherd of the lost sheep in America (Saint Raphael Hawaweeny)/By Bishop Basil (Essey). Englewood: Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America, 2000: Причтен к лику святых один из первых американских православных епископов//Русская мысль. – 2000. – 20–26 апреля. 34 Хотовицкий A.A.; о нем см.: Цыпин В.А. Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937»//ЖМП. 1994, No 7–8. с. 98–104; Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917). Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937). Жития новомучеников. СПб.: Изд-во «Hoax», 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Судебные заседания продолжались в течение двух недель. После оглашения пространного обвинительного заключения начался допрос обвиняемых. Священник Александр на допросе держался ровно, спокойно, старался выгородить других обвиняемых. Виновным себя он не признал, заявил: " Я полагаю, что нет контрреволюционности в том, чтобы просить о замене церковных ценностей соответствующим металлом " . После допроса всех обвиняемых и свидетелей на судебном заседании 6 декабря зловеще знаменитый впоследствии прокурор Вышинский произнес обвинительную речь. Он просил суд приговорить к смертной казни 13 обвиняемых, и среди них протоиереев Александра Хотовицкого, Сергия Успенского, священника Илию Громогласова, игумению Новодевичьего монастыря Веру (Побединскую), А. Е. Анохина. Других обвиняемых Вышинский просил осудить на разные сроки тюремного заключения, 11 декабря обвиняемым была предоставлена возможность сказать последнее слово. В своем последнем слове отец Александр прежде всего попытался снискать у суда снисхождения и милость к своим собратьям: " Прошу обратить внимание на тех, которые били у меня на собрании; одни из них старики, а другие - совсем молодые и ни в чем не виновные. Собрание у меня было самое обыкновенное, оно не являлось контрреволюционным и не имело характера темного заговора " . Самое пространное последнее слово было сказано профессором священником Илией Громогласовым. В нем обвиняемый пытался расположить к себе суд рассказом о своей прежней оппозиции к Святейшему Синоду. По материалам обвинительного заключения он сказал, что ему " ничего не было известно о преступной организации, во главе которой стоял Хотовицкий " . 13 декабря был оглашен приговор революционного трибунала. Он оказался более мягким, чем кровожадные приговоры, вынесенные на петроградском и первом московском процессах по делам об изъятии церковных ценностей. Главные обвиняемые - игумения Вера (Побединская), протоиерей Сергий Успенский и протоиерей Александр Хотовицкий были приговорены к лишению свободы сроком на 10 лет, конфискации имущества и поражению в правах на 5 лет. Других осудили на меньшие сроки тюремного -заключения. Ходатайства о помиловании, поданные осужденными на особенно длительные сроки тюремного заключения, в том числе протоиереем Александром, были отклонены Президиумом ВЦИК 16 февраля 1923 года.

http://pravicon.com/info-1696

Это Слово получено от княгини Лобановой-Ростовской, списавшей его у самого Архиепископа Феофана Полтавского. Инженер Д. Ст. Сов. Даниил Горский. Рассказ Александры Владимировны Базилевской, вдовы Московского Губернского Предводителя Дворянства и сестры при храме Христа Спасителя в Москве. Между 1920 и 1923 годами я была сестрой при храме Христа Спасителя. Духовником моим был протоиерей Хотовицкий, Ключарь собора. Однажды о. Хотовицкий предупредил меня, что завтра Патриарх Тихон будет служить в Храме и совершит чин величания о. Иоанна Кронштадтского , предшествующий канонизации его. Я присутствовала при этом служении и помню, что много раз пели величание о. Иоанну. Отец Хотовицкий мне сказал, что Патриарх Тихон решил вслед за величанием совершить канонизацию о. Иоанна, т. е. сопричисление его к лику Святых. Александра Базилевская. 17 июля 1938 года Епископ Иоанн Шанхайский получил из Ревеля брошюру, в коей напечатана «служба Святому Преподобному отцу нашему Иоанну Кронштадтскому ». В предисловии объяснено, что эта служба составлена одним из епископов исповедников мученической Церкви в советской России ко дню 25-летия со дня кончины отца Иоанна – 20 декабря 1933 г. Исстрадавшееся население России возлагает все свои упования на помощь великого чудотворца и молится ему о спасении. Из содержания настоящей моей книги видно, что отец Иоанн был не только преподобным чудотворцем, но и великим пророком. Поэтому справедливость требует, чтобы служба ему была написана не только как преподобному, но и как пророку Божьему. «Человек умерший есть существо живое» – писал о. Иоанн. И воистину – он жив для нас, и ныне есть подлинный Вождь Русского Православного возрождения, которое должно начинаться с покаяния. Со своей стороны иеросхимонах келейной обители Вознесения Господня на Афоне Пахомий 23 ноября 1931 г. составил «Опыт акафиста честному и славному иерею Божию Иоанну Кронштадтскому » и прислал его мне с собственноручной надписью. «Составлен по желанию и усердной просьбе чтителей о. Иоанна, как святого и чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Недзельницкого». (Официальный отдел//АПВ, 1901, т. 1, с. 26.) В житии священномученика Иоанна, изданном по благословению Синодальной комиссии по канонизации святых, сказано, что отпуск был предоставлен о. Иоанну «на период с 15 января по 15 мая 1900 года» [Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917). Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937). Жития новомучеников.– С. 17. Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917). Житие новомученика.– С. 13], что неверно. 339 Хотовицкий A.A. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Восточным Штатам Америки... С. 251–252. 341 Хотовицкий A.A. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Восточным Штатам Америки. Торжество закладки русского православного храма в г. Нью-Йорке//АПВ, 1901, т. V, 13, с. 269–270. «Чин на основание храма совершил преосвященный епископ Тихон, в сослужении одиннадцати православных священников , при пении хора русских матросов из Филадельфии. Преосвященный обошел и окропил святою водою все рвы здания; потом окроплен был и водружен на месте святого престола крест; наконец, владыка заложил краеугольный камень храма, причем была положена медная доска с следующею вырезанною на ней надписью: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Построена в честь и память святителя Николая Чудотворца, в царствование Благочестивейшего и Самодержавнейшего Государя Императора Николая Александровича; Вильям Мак-Кинлей состоял президентом Северо-Американских Соединенных Штатов и преосвященный Тихон – епископом Алеутским и Северо-Американским. В лето от сотворения мира 7409 и от Рождества Христова 1901. Мая 9-го (22-го) дня”». (Из Северной Америки...//ПЦВ, 1901, 22, с. 790.) «Для того, чтобы дать возможность и американцам сознательно участвовать в этом православно-русском торжестве, были изданы особые пригласительные листки, на которых кратко изложен самый чин богослужения. Из него видно, что на краеугольном камне сделана была на русском и английском языках следующая надпись: “Во имя Отца и Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Протопресвитер Александр (Хотовицкий) (+ 1937) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 нояб. в день прославления и в ближайшую Неделю к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских. Новомученик Российский Александр (Хотовицкий) родился 11 февраля 1872 г. в городе Кременце, в благочестивой семье ректора Волынской Духовной семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре долго хранилась в сердцах православных жителей Волыни. Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию. Образование будущий пастырь получил в Волынской семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии, которую закончил в 1895 г. По окончании академии он был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Североамериканскую епархию, в Нью-Йорк, где занял место псаломщика при только что отстроенном православном храме Святителя Николая. В 1896 г. священномученик Александр был рукоположен в сан диакона, 25 февраля того же года был хиротонисан во пресвитера, и он стал настоятелем прихода. Благодаря его подвижническому труду в этой должности был построен грандиозный собор Святителя Николая вместо малого приходского храма. В летописи собора запечатлено: «Основан и создан сей кафедральный собор в городе Нью-Йорке, в Северной Америке, иждивением, заботами и трудами всечестнейшего кафедрального протоиерея отца Александра Хотовицкого в лето от Рождества Христова 1902-е». С 1898 по 1907 г. о. Александр совершал свое пастырское служение под омофором святителя Тихона (память его 25 марта), который высоко ценил его сердечное благочестие, дар пастырской любви и всестороннюю богословскую образованность. Поприще деятельности в Соединенных Штатах было весьма широким и многоплодным: о. Александр с успехом совершал миссионерское служение, главным образом среди эмигрантов-униатов, выходцев из Галиции и Карпатской Руси, он был также одним из ближайших помощников архипастырей православной Америки, представляя Православную Церковь в американских религиозных учреждениях и собраниях. Трудами о. Александра были созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других больших и малых городах Северной Америки. Деятельное участие он принял в организации и деятельности епархиального «Православного общества взаимопомощи», которое оказывало материальную помощь австрийским русинам, македонским славянам, русским воинам в Маньчжурии и российским военнопленным в японских лагерях.

http://sedmitza.ru/lib/text/437897/

В скорбные для Церкви дни отец Александр неукоснительно руководствовался обращением к пастве святого Патриарха и его указаниями. В храме Христа Спасителя проводился сбор для помощи голодающим В то же время предпринимались усилия к тому, чтобы сохранить святыни храма. На квартире отца Александра проходили заседания клириков и прихожан храма Христа Спасителя, на которых вырабатывалась резолюция приходского собрания по поводу правительственного декрета. В проекте резолюции, составленном отцом Александром, был выражен протест против насильственного изъятия церковных ценностей. Собрание прихожан, созванное 23 марта 1922 года, уже после ареста новомученика Александра, в храме Христа Спасителя под председательством протоиерея Николая Арсеньева, приняло окончательный текст резолюции, в котором от правительства затребованы были гарантии, что все пожертвования будут действительно обращены на спасение жизни голодающих. Участники собрания протестовали претив печатной травли Церкви, против оскорблений иерархии. Составление этого документа власти расценили как преступное контрреволюционное деяние. После двух противоцерковных процессов, - в Петрограде и Москве, закончившихся казнями священномучеников и мучеников, - 27 ноября 1922 года в Москве открылся новый громкий процесс против духовенства и мирян, которые обвинялись в том, что они будто бы " пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть " . На скамью подсудимых посадили 105 священнослужителей и мирян. Среди главных обвиняемых были благочинный 2 отдела Пречистинского Сорока протоиерей Сергий Успенский, настоятель храма Христа Спасителя протоиерей Николай Арсеньев, ключарь храма протоиерей Александр Хотовицкий, священник храма Христа Спасителя Илия Громогласов, смотритель этого же храма Лев Евгеньевич Анохин, настоятель церкви Иоанна Воина протоиерей Симеон Голубев. Значительная часть обвинительного заключения, представленного суду, касалась деятельности клириков и прихожан храма Христа Спасителя. " Главными организаторами и руководителями этой преступной деятельности, - говорилось в обвинительном заключении, - явились в этом районе Председатель совета общин священник Хотовицкий, настоятель храма священник Арсеньев, священник Зотиков, священник Громогласов, бывший присяжный поверенный Каютов, бывший товарищ министра Щепкин, торговец Головкин и инженер Анохин. С появлением декрета ВЦИК об изьятии церковных ценностей они начали свою подготовительную деятельность под руководством священника Хотовицкого, который неоднократно и тайно собирал у себя в квартире означенных выше лиц и совместно с ними вырабатывал меры, которые предполагалось предпринять в целях осуществления преступного намерения " .

http://pravicon.com/info-1696

Новомученики Дневник полкового священника. Часть 6. «Бой идет со страшной силой» Кругом пути ужасное пламя: горят станционные постройки, склады, будки, рвут мосты; по дороге валяются убитые лошади, быки... Ужас!.. Внутри какая-то дрожь, на устах молитва! Тяжело... Дневник полкового священника. Китай Теперь бои идут почти непрерывно, тянутся обозы — арбы с ранеными. От жары апатия полная, ходим как сонные, да и действительно спим только четыре часа в сутки, не больше. Разные слухи носятся про японцев и русских, самые противоречивые, не знаю, чему верить. Святые земли русской Вся история Церкви — это история гонений и кратких периодов спокойной жизни: мученичество первых веков, гонение на Православие арианствующих императоров и императоров-иконоборцев... Бывали притеснения Церкви и со стороны русских царей и императоров, и тогда Русская Церковь выдвигала мучеников и исповедников. К 70-летию 1937 года. Священномученик Александр Парусников Один из обычных случаев тех лет. Отец Александр идет по улице с дочерью, держа ее за руку, а прохожие оборачиваются и плюют священнику вслед. Дочь сжимает его руку крепче и думает: «Господи, да он же самый хороший!» Отец, чувствуя, каковы в этот момент переживания дочери, спокойно говорит ей: «Ничего, Танюша, это всё в нашу копилку». Священномученик Александр Хотовицкий Новомученик российский Александр Хотовицкий родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской духовной семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре долго хранилась в сердцах православных жителей Волыни. За Христа пострадавшие в ХХ веке: кровь мучеников — семя Церкви ХХ век - век тысячелетия крещения Руси, стал в то же время эпохой жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. Разрушение и осквернение храмов, поругание святынь, издевательства над верующими и убийства ни в чем неповинных людей - все это явило собой картину крестного пути Христова, которому последовали тысячи православных людей, оружием которых была их вера.

http://pravmir.ru/tag/novomucheniki/page...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010