Ранее, чем проследовать на амвон, Высокопреосвященнейший Тихон с солеи обратился к Владыке Рафаилу и его пастве с святительским словом соболезнования по поводу утраты, понесенной Антиохийской церковью. В сердечных выражениях обрисовав постоянную дружественную связь, соединяющую нашу русскую церковь и церковь сирийскую, Его Высокопреосвященство указал, как боли, страдания и радования одной передаются и разделяются другой церковью. Пример тому – недавние незабвенные для нас проявления любви к России со стороны сиро-арабов в Америке во время войны с Японией, когда сиро-арабы щедро жертвовали на нужды Красного Креста, на флот и т.д. Все это трогало и трогает русских людей до глубины души. Совершенно также теперь, когда горе поразило сиро-арабскую православную церковь , первым движением русского сердца было утешить, насколько возможно, осиротелую сирийскую церковь, и вот Владыка Архиепископ, представитель Русской Церкви, и пришел вместе с сиро-арабами помолиться об упокоении блаженнейшего патриарха Мелетия. Последовало панихидное пение, совершавшееся наполовину по-русски, наполовину по-сирийски. Пред отпустом Преосвященнейший Рафаил сказал приличное случаю слово, причем отметил с благодарностью доброе Архипастырское внимание Высокопреосвященнейшего Тихона к событиям жизни сиро-арабской, выразившееся в его прибытии к ним в храм и в его ласковом привете. Из храма проследовали в покои Преосвященного Рафаила. Здесь хозяин чествовал Владыку Архиепископа, его свиту и Н.Н. Лодыженского радушной трапезой. Так как в этот вечер, по заведенному при кафедральном соборе порядку, предстояла вечерня (на английском языке) 859 , то Высокопреосвященный Владыка к 8 часам был уже дома и, как обычно, после службы преподал по-английски благословение-отпуст богомольцам» 860 . § 2. Десятилетие священства прот. Александра Хотовицкого «26 Февраля 861 , в Воскресение, в Нью-Йорке было торжественно отпраздновано 10-летие священства отца настоятеля местного Кафедрального Собора Протоиерея Александра Александровича Хотовицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

92 Впоследствии еп. Екатеринославский и Мариупольский (1911), архиеп. (1918), член Юго-восточного церковного собора (1919), возглавил самочинный Синод Автокефальной Украинской Церкви и запретил поминовение патр. Тихона (1919), лишен сана за учиненный раскол, затем принес покаяние, скончался в заключении после 1923. 94 Лиховицкий (1); Покровский Н. (1); Лиховицкий (2); Покровский Н. (2); Недельский; М.П.; Волнин. 361–362; Мирянин. О введении русского. Александр Владимирович Лиховицкий – законоучитель и настоятель церкви Петровского реального училища в Ростове-на-Дону. 95 Впрочем, даже в последние предреволюционные годы в дискуссию порой вливались новые участники, как, например, мировой судья из Полтавской губернии, который, по-видимому, был мало знаком с написанным на эту же тему ранее и обосновывал свои предложения (служить на русском языке и т.п.) тем, что «хорошо знает народ». См.: Терновец. 3–4. 98 ЦОЖ. 1907. 26. С. 799. Протоиерей Кирилл Иоаннович Зайц (1869–1948) впоследствии служил миссионером в Даугавспилсе, в 1917 член Поместного Собора от Полоцкой епархии, затем настоятель кафедральных соборов в Гродно и Риге, преподаватель Рижской семинарии, в 1941–1944 гг. возглавлял Псковскую православную миссию. Скончался в советском концлагере. 100 Хотовицкий. О реформах. 157. Протоиерей Александр Александрович Хотовицкий (1872–1937), канд. богословия СПбДА, с 1895 был миссионером в Америке, с 1903 – настоятелем кафедрального собора в Нью-Йорке. В 1914–1917 служил в Финляндии; назначен ключарем московского храма Христа Спасителя. Член Поместного Собора (1917–1918). Затем один из ближайших помощников св. патриарха Тихона. Неоднократно подвергался аресту и заключению; расстрелян. Причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (1994). 103 Мясников. 324. Автор – священник с. Средне-Аверкина Бугурусланского уезда Самарской губернии. 107 Дроздов Н. Ревнители уставности. 48; ср.: Дроздов Н. К реформе (1). 16–17. К слову сказать, автор настоящей книги тоже занимался когда-то подобными экспериментами. Чаще всего ревнители незыблемости существующего текста церковнославянских богослужебных книг, даже из числа имеющих богословское или филологическое образование, после нескольких попыток передать по-русски смысл почти наугад выбранного песнопения или молитвы, пускались в рассуждения о неизреченном и духовном смысле данного текста, который понятными словами будто бы невозможно даже и пересказать... Немало примеров ошибочного прочтения богослужебных текстов представлено, например, в статьях О. Газизовой, в начале 90-х гг. печатавшихся в «Московском церковном вестнике», а позднее – в журнале «Наука и религия» (см., в частности: «Огнесветлая» радость Троицы//Наука и религия. М.,1997. 6. С. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сщмч. Александр Хотовицкий Александрович Хотовицкий (11.02.1872, г. Кременец, Волынь - 19.08.1937), сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.). Род. в семье протоиерея, ректора Волынской ДС. Окончил Волынскую ДС, в 1895 г.- СПбДА со степенью канд. богословия и магистранта. Будучи студентом СПбДА, подал прошение о зачислении его на службу в Алеутскую и Североамериканскую миссию, и указом Святейшего Синода в 1895 г. был назначен вторым псаломщиком в Свято-Никольский приход в Нью-Йорке. После венчания с воспитанницей петербургского Павловского ин-та М. В. Щербухиной, 23 февр. 1896 г., рукоположен еп. Алеутским Николаем (Зиоровым) во диакона, 25 февр.- во священника и служил в Никольском приходе, в нояб. 1896 г. став его настоятелем. Для сбора средств на строительство нового храма объезжал правосл. общины России. Стараниями А. строительство кафедрального Никольского собора завершилось в нояб. 1902 г. А. основал 12 приходов на вост. побережье Американского континента: в Филадельфии, Пассаике, Юнкерсе и др. городах. Прихожанами этих храмов были не только правосл. по рождению иммигранты, но и вернувшиеся к отеческой вере из униатов карпатские русины, присоединившиеся к правосл. Церкви выходцы из протестант. общин. Миссионерствуя среди карпатских русин, А. сталкивался с крайне недоброжелательным отношением униатов (см. Греко-католики ) и однажды был жестоко избит. А. был многолетним редактором (с 12 февр. 1896) и автором статей в «Американском православном вестнике» , выходившем на рус. и англ. языках, одним из организаторов епархиального правосл. об-ва взаимопомощи, казначеем, затем первым секретарем, а с 1 апр. 1897 г.- председателем об-ва, помогавшего карпатским русинам, правосл. эмигрантам с Балкан и рус. военнопленным в япон. лагерях. 10 авг. 1901 г. архиеп. Ярославским свт. Тихоном (Белавиным) А. был возведен в сан протоиерея. В 1914-1917 гг. служил в Гельсингфорсе (Хельсинки), стараясь оградить правосл. паству, в основном карел, от прозелитизма фин. лютеран. Пастырский труд А. высоко оценивался правящим архиереем архиеп. Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским) .

http://pravenc.ru/text/64174.html

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий Прославлен в 1994 г. Память празднуется 21 ноября/4 декабря (прославление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации протопресвитера Александра Хотовицкого (1872–1937) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С начала существования Церкви Божией самым совершенным свидетельством Истины является пролитие крови за Господа нашего Иисуса Христа. Святые мученики и страстотерпцы побеждали диавола “кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти” ( Откр 12:11 ). Гонения, воздвигнутые на христиан в первые столетия церковной истории, послужили к вящей славе Божией и к торжеству Евангелия. И в наш век, по попущению Божию, на Руси на Православную Церковь обрушилось гонение, по размаху и ожесточению своему подобное злодеяниям древних врагов христианства. Сонм новомучеников Российских кровью своей прославил Бога и засвидетельствовал истину учения Христа Спасителя. Продолжая прославление новомучеников Российских, Освященный Собор ныне, исследовав святую жизнь и страдальческий подвиг протопресвитера Александра, единогласно определяет: 1 . Причислить к лику новомучеников Российских священномученика протопресвитера Александра, миссионера-подвижника, плодотворно потрудившегося на поприще распространения Православия на Американском континенте, одного из ближайших и верных помощников Предстоятелей Русской Церкви святого Патриарха Тихона и Патриарха Сергия; претерпевшего неправедный суд, тюремное заточение, изгнание и завершившего свое исповедническое святое житие страданием за Христа. 2 . Мощи новомученика протопресвитера Александра, в безвестном месте покоящиеся, оставить на произволение Божие. 3 . Включить протопресвитера Александра в Собор новомучеников Российских. 4 . Составить сему новомученику особую службу, а до составления таковой отправлять общую по чину мученическому

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды на занятиях был такой случай, что из меня аж пар пошел. Это был один из моих первых опытов преподавания ветхозаветной истории. Я читал лекцию о книге Бытия, о грехопадении прародителей, и стал рассказывать, в частности и про запретный плод. Стали обсуждать, что это был за плод. Я сказал, что в Библии ничего конкретно об этом не сказано, но по преданию это было яблоко. Вдруг один из моих слушателей говорит: «Нет, это совершенно точно было яблоко. Мне бабушка говорила». Я ответил, не без иронии, что бабушка, конечно, большой авторитет, однако в Писании никаких конкретных указаний на этот счет не дается. А он продолжает: «Нет, это совершенно точно! Яблоко — плод греховный. Если его пополам разрезать — пятиконечная звезда получается». Представьте, каково мне это было услышать — в 1956 году! В 1954 г. меня рукоположили во священника. В те времена иерейский крест нельзя было запросто приобрести, как сейчас, когда их выпускают Софринские мастерские. Обычно крест ставленнику дарил его духовник или кто–то из старших. У меня креста не было, и я спросил Патриарха, как мне быть. Он ничего не ответил. Так я и пришел на хиротонию — без креста. А когда пропели «Аксиос», Патриарх снял с себя золотой крест и надел его мне на шею. Все тогда ахнули, и многие мне это потом припомнили… Есть у меня и другие памятные кресты: один когда–то принадлежал о. Иоанну Арсеньеву, настоятелю храма Христа Спасителя. О. Иоанн принадлежал к древнему дворянскому роду, восходившему к татарским князьям. Патриарх его очень почитал. Он говорил, что трагедия нашей нации в том, что она так разорвана в отношении веры, но не отрицал, что из аристократии тоже люди шли в духовное звание, и в пример всегда приводил о. Иоанна. Другой крест принадлежал прославленному уже в наши дни священномученику о. Александру Хотовицкому. На нем выгравирована надпись: «Красе и гордости Академии, о. Александру Хотовицкому».  Этот крест хранился в одной церковной семье, от которой и попал ко мне. Помню, в первый год моего священства наш о. ректор Константин Иванович Ружицкий, уезжая в отпуск из Московской Духовной Академии, оставил двух молодых: иеромонаха Филарета  и меня, священника Константина, и Николая Николаевича Дьячко руководить хором в только что открывшейся нашей Покровской академической церкви. Мы должны были там служить ежедневно. О. Филарет говорит: «Отец Константин! Ты — как хочешь, а я исповедовать — не буду!» Ну, ладно, мне выпала на долю исповедь. Должен сказать, что это очень трудное дело и иногда на том самом месте, где стоял приехавший на исповедь в Лавру человек, после него на полу оставалась лужа слез.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Вечером того же дня Его Преосвященство в спальном вагоне проследовал в Нью-Йорк» 441 . 15/28 февраля 1902 г. «Сейчас же по приезде Владыка осматривал строящееся здание, которое с наружной стороны уже дает идею русской церкви, построенной в крайне выдержанном стиле, и по красоте своей не способное затеряться даже в таком Вавилоне, каким является в эту пору Нью-Йорк, воздвигающий чуть не сорокаэтажные дома, многомиллионные дворцы и пр. Не выведен лишь центральный купол, хотя на одной из угловых четырех башен-куполков уже подвешен даже колокол в 70 пудов, американского производства» 442 . 16 февраля/1 марта 1902 г. В субботу Тихон возглавил всенощное бдение в «старой» русской церкви Нью-Йорка. 17 февраля/2 марта 1902 г. В неделю мясопустную служили: еп. Тихон, священники Александр Хотовицкий, Илия Зотиков, Петр Попов из Бриджпорта, иером. Антоний (Дашкевич) из Ситки. «Архиерейское богослужение в этот раз было ознаменовано особым торжеством – посвящением в сан протоиерея о. настоятеля А. Хотовицкого 443 согласно утверждению Св. Синода еще от Августа месяца прошлого года. Пред «буди имя Господне» Его Преосвященство обратился к народу с поучением на евангельскую тему и, разъяснив, почему последнему суду усвоено наименование «страшного», преподал назидательные уроки» 444 . 23 февраля/8 марта 1902 г. «Утром Тихон в сопровождении Хотовицкого А.А. выехал из Нью-Йорка в Бриджпорт, где отслужил бдение в Свято-Духовской церкви. 24 февраля/9 марта 1902 г. Божественную литургию Прощеного воскресенья отправили: еп. Тихон, прот. Александр Хотовицкий, иером. Птоломей (из Анзонии) и настоятель прихода свящ. Петр Попов. «Архипастырское слово, обращенное Владыкой в конце литургии к народу, посвящено было напоминанию о грядущем посте и истинном характере христианского поста. Наглядными примерами и сравнениями была пояснена спасительность воздержания, окрыляющего человека в его стремлении к небесному и охраняющего его от страстей, которые берут в плен все существо человека, не ограничивающего своих прихотей церковными предписаниями и заветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Хотовицкий, был выбран председателем собрания, а о. В. Туркевич – секретарем. Подробный протокол этого собрания, по утверждении его Владыкою, будет напечатан в официальной части нашего Вестника 772 , так что я не стану здесь в подробностях останавливаться на передаче наших совещаний. Единогласно было принято: первый собор, – если возможно, с участием мирян, – иметь в Нью-Йорке, приурочив его ко времени перенесения сюда Архиерейской кафедры, окружной же Съезд духовенства для рассмотрения некоторых подготовительных работ и обсуждения подробностей внешней организации собора устроить в Ольдфордже 20 Июля 773 ; для ведания же канцелярской стороной дела и для систематизации очередных докладов, работ, вопросов и для посредничества между различными членами нашей епархии избрать комитет, который сам разделит между собою подлежащие ему функции. В таковой комитет избраны: протоиерей А. Хотовицкий, иеромонах Арсений и свящ. В. Туркевич. Всем же присутствующим вменено в нравственный долг приложить силы и усердие к точному выяснению нужд церковно-приходских по взгляду каждого» 774 . 21 мая/3 июня 1905 г. В субботу архиеп. Тихон, в сопровождении свящ. Владимира Александрова, приехал из Кливленда в Питсбург, чтобы в неделю о слепом малым чином освятить Николаевскую церковь г. Вилмердинга, в 7 милях от Питсбурга. На Пенсильванском вокзале Питсбурга архипастыря встречали прот. Иоанн Недзельницкий, игум. Севастиан 775 , бывший настоятель) с 6/19 марта 1903 г. до 1/14 мая 1905 г.) прихода Шептон – Сент-Клер иером. Антоний (Дорошук), также наблюдатель Вилмердингского прихода иером. Иоанникий (Кийко). В церковном доме владыку приветствовала матушка Мария Александровна Недзельницкая. Получив надлежащие указания о предстоявшем порядке освящения, игум. Севастиан и иером. Иоанникий отбыли в Вилмердинг, другие клирики совершили всенощное бдение в Архангело-Михаиловском храме. 22 мая/4 июня 1905 г. В 8 35 архиерей, прот. Иоанн, иером. Антоний и свящ. Владимир Александров сели на поезд и через сорок пять минут оказались в Вилмердинге.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

„По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: прошение протоиерея Пензенской Духосошественской церкви Иоанна Кронтовского о принятии сына его, Николая Кронтовского, бывшего студента III курса Московской духовной академии, выбывшего из оной 2 года тому назад по болезни, в число студентов 3 курса названной академии без экзамена, или с поверочным испытанием за 2-ой курс академии. Приказали: Разрешить Совету Московской духовной академии принять на 3 курс оной без экзамена Николая Кронтовского, если к тому не встретится препятствий в успехах и поведении Кронтовского за время пребывания его в Московской академии, о чём уведомить Ваше Преосвященство указом“. Определили : Бывшего студента Николая Кронтовского зачислить в списки студентов III курса Академии, с уведомлением его по содержанию настоящего указа Святейшего Синода и с обязательством представить неподанные за II курс письменные работы. III . Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие на журналах собраний Совета Академии: —526— а) 31 августа, 17: „1912 г. Сент. 15. По ст. II. Г. Сето разрешается принять в число своекоштных студентов I-ro курса. Прочее исполнить“. б) 31 августа, 18: „1912 г. Сент. 15. По ст. XVI. Постановление Совета утверждается. Прочее смотрено“. Справка : В ст. XVI журнала за 18-м. на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства представлено было постановление Совета о дозволении священнику Димитрию Лебедеву переработать его курсовое сочинение в магистерскую диссертацию, а в ст. XVII того же журнала – постановление Совета об удостоении действительного студента Александра Хотовицкого и воспитанников Академии Николая Ильинского и Ивана Чернышева степени кандидата богословия, с причислением их ко второму разряду. Определили : 1) Резолюции Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению. – 2) Принимая резолюцию Его Высокопреосвященства на журнале за 18-м в отношении к удостоенным степени кандидата в утвердительном смысле, изготовить для Хотовицкого, Ильинского и Чернышева кандидатские дипломы и препроводить их в Учебный Комитет при Святейшем Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

862 «Его Преосвященству Преосвященнейшему Николаю, Епископу Алеутскому и Аляскинскому, Кандидата СПетербургской Духовной Академии Александра Хотовицкого прошение. Покорнейше прошу Вас, Ваше Преосвященство, определить меня на штатное место второго псаломщика в г. Нью-Йорке вверенной Вам Епархии. Кандидат СПетербургской Духовной Академии Александр Хотовицкий. 14 Июня 1895 г. СПетербург». (РГИА, ф. 796, оп. 174, год 1893, д. 3093, л. 71.) 863 Свящ. Евтихий Баланович был настоятелем православной церкви в Нью-Йорке с января по декабрь 1895 года. 864 «Резолюцией Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и Северо-Американского, от 1 Февраля с.г. настоятель Бриджпортской церкви священник Венедикт Туркевич, согласно просьбе Юнкерских прихожан и его собственному желанию, назначается в Юнкере. Входящим в Бриджпорт назначается настоятель православной церкви в г. Нью-Британь иеромонах Птоломей Тимченков». (Официальный отдел//АПВ, 1906, т. X, 3, с. 60.) 866 South River, NJ. См.: Освящение православной церкви в С. Ривере//АПВ, 1906, т. X, 1, с. 10–13. 867 «Сыновне благодарю, как и в церкви благодарил, Высокопреосвященного Архипастыря Тихона за его подлинно золотые слова, которыми он много облегчил тяготу мою и смущение, навеянное щедрым похвальным венцом, сплетенным – не по достоинству моему – от дружеской руки почитателей» (Хотовицкий А. А. Благодарность//АПВ, 1906, т. X, 6, с. 118). 868 См.: Новинки//Правда. Газета для русского народа в Сполученых Державах и Канаде и орган «Общества Русских Братств».– 1906.– 2(15) марта. 869 «Строго охраняючи церковно-моральный характер Общества и стараючись усилити его влияние на своих членов, 6-я Конвенция ухвалила: ... ; 6) за отказом священника В. Туркевича от редагованя «Света», редактором был избран священник А. Немоловский, согласившийся выдавати его на старых условиях, т.е. без особого жалованья от Общества, а на месячный взносы членов по 10 ц.; ...» (Русское Православное Кафол. Общество Взаимопомощи в Сев.-Американских Соединенных Штатах. К ХХ-летнему юбилею... С. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Протоиерей Иоанн Ильин 375 утверждал: Только нам, епископам, священникам, ученым понятен славянский язык 376 , но мой псаломщик уже не понимает, что читает из апостола. Если мы не вступим на путь реформы, чрез 10 лет церкви будут пустыми. Не назидается народ в наших храмах и идет к сектантам. (...) Если бы свв. Кирилл и Мефодий жили теперь, то, конечно, они перевели бы священные книги не на славянский язык, а на понятный народу – русский (36). О том же говорили в своих выступлениях протоиерей Терентий Теодорович 377 : Богослужением нужно не любоваться, а попытаться сделать его близким народу. Не уважая свой язык, мы не уважаем себя (38 об), – и священномученик Александр Хотовицкий: Перевод безусловно необходим, ибо изгонять верующих из церкви из-за непонимания славянского языка преступно. (...) Закрывать двери Православия отказом от введения русского языка в богослужение из-за красоты формы славянского языка нецелесообразно. Примеры перевода некоторых книг за границей дали блестящие результаты (33). Хотовицкий, ссылаясь на заграничный опыт, предлагал также оставить в русском богослужебном тексте некоторые славянские выражения – подобно тому, как «английский богослужебный язык отличается от разговорного» 378 . Надо отметить, что принципиальное признание литургических прав русского языка не составляло непреодолимого препятствия для разумных сторонников славянского. Епископ Мефодий, готовый, по его словам, умереть за славянскую службу, за два года до Собора писал: «Принципиально вполне можно согласиться, что русский язык с таким же правом может стать богослужебным языком, как и славянский язык» 379 . Влияние этого высказывания на формулировку второго тезиса представляется вполне вероятным. Правда, оренбургский владыка считал ранее – и продолжал считать во время Собора – что замена славянского на русский нецелесообразна и даже вредна по практическим соображениям. Тем не менее он был готов к диалогу, поскольку признавал, что «мысль о замене славянского богослужебного языка русским языком (...) высказывается иногда людьми весьма далекими от каких-либо обновленческих замахов» 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010