Серьезный вклад в дело свидетельства истины Православия инославному американскому обществу внес выходивший под редакцией о. Александра на английском и русском языках «Американский Православный вестник». Самоотверженное пастырское служение новомученика Александра в Америке продолжалось 18 лет. В феврале 1914 г. о. Александр был переведен в Гельсингфорс (ныне Хельсинки), в Финляндию, где нес священническое служение до августа 1917 г. Здесь, на окраине Российской империи, он был верным и деятельным помощником архипастыря Сергия, впоследствии Патриарха. Летом 1917 г. протоиерей Александр был назначен ключарем кафедрального храма Христа Спасителя в Москве. Активное участие он принимал в деяниях Поместного Собора 1917—1918 гг., на котором было восстановлено патриаршество в Русской Православной Церкви. В трудные годы междоусобной войны о. Александр был одним из ближайших помощников святителя Тихона по управлению Московской епархией. В 1918 г. при храме Христа Спасителя было учреждено братство по сбережению святыни России. Пастырское служение в те годы было сопряжено с многими скорбями и опасностями, в 1920 и 1921 гг. о. Александр подвергался арестам. В 1922 г., в связи с начавшейся со стороны правительства акцией по изъятию церковных ценностей, новомученик Александр принимает участие в защите Церкви от оскорблений и святынь от поругания. За очередным арестом последовал судебный процесс, в котором на скамью подсудимых посадили 105 священнослужителей и мирян, они обвинялись в том, что будто бы «пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть». Среди главных организаторов был назван председатель совета общин протоиерей Александр (Хотовицкий), Приговор революционного трибунала оказался более мягким, чем высказанное в обвинительной речи требование смертной казни, — 10 лет лишения свободы. После возвращения св. Патриарха Тихона к церковному управлению и ряда его заявлений о лояльности многие из архипастырей, пастырей, церковных деятелей и мирян, осужденных по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, были амнистированы. Среди них был и о. Александр. Но через год ревностного пастыря подвергают административной ссылке в Туруханский край сроком на 3 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/437897/

— Нет, я не распространял никаких листовок контрреволюционного религиозного характера, а когда приехал в село Грядцы, то прихожане мне рассказывали, что в Грядецком сельсовете такие контрреволюционные листовки распространялись. В тот же день дело было закончено и передано на решение Тройки НКВД. 1 ноября Тройка приговорила священника к расстрелу. Священник Александр Богоявленский был расстрелян через день, 3 ноября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Александр Хотовицкий, протопресвитер (память 7 августа по старому стилю) С вященномученик Александр Хотовицкий, протопресвитер, родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской Духовной Семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре хранилась в сердцах православных жителей Волыни. Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию. Образование будущий пастырь получил в Волынской Семинарии и Петербургской Духовной Академии, которую закончил магистрантом в 1895 году. По окончании Академии он был направлен в Северо–Американскую епархию в Нью–Йорк. В 1896 году псаломщик Александр был рукоположен в сан пресвитера в кафедральном соборе в Сан–Франциско. С 1896 по 1907 годы отец Александр совершал пастырское служение под омофором Святителя Тихона, который высоко ценил его сердечное благочестие, дар пастырской любви и всестороннюю богословскую образованность. Отец Александр успешно совершал миссионерское служение, главным образом среди эмигрантов — униатов, выходцев Галиции и Карпатской Руси. Его трудами созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других городах Северной Америки. Под его редакцией выходили на английском и русском языках»Американский Православный Вестник». Он взял на себя подвижнический труд по строительству нового кафедрального собора в Нью–Йорке, которое было завершено в 1902 году. С 1914 по 1917 годы отец Александр нёс служение в Финляндии. В августе 1917 года он был ключарём кафедрального Храма Христа–Спасителя в Москве. Отец Александр участвовал в деятельности Поместного Собора 1917–1918 годов. В трудные годы гражданской войны батюшка был одним из ближайших помощников Святейшего Патриарха Тихона по управлению Московской епархией. В 20–е годы он неоднократно арестовывался по обвинении в нарушении декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви — в преподавании Закона Божия детям, а также в сопротивлении кампании по насильственному изъятию церковных ценностей. Он был сослан в Туруханский край на три года.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Святые К 70-летию 1937 года. Священномученик Александр Парусников Один из обычных случаев тех лет. Отец Александр идет по улице с дочерью, держа ее за руку, а прохожие оборачиваются и плюют священнику вслед. Дочь сжимает его руку крепче и думает: «Господи, да он же самый хороший!» Отец, чувствуя, каковы в этот момент переживания дочери, спокойно говорит ей: «Ничего, Танюша, это всё в нашу копилку». Священномученик Александр Хотовицкий Новомученик российский Александр Хотовицкий родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской духовной семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре долго хранилась в сердцах православных жителей Волыни. Преподобномученица Евдокия Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде. Митрополит Петр: Камень в основание святой Руси Князь Юрий Данилович Московский был типичным мелким хищником, правда, очень неудачливым. Михаил Ярославич Тверской легко бил его на поле боя, и Юрию ничего не оставалось, как ехать доносить в Орду, где он имел множество друзей, не уступавших ему в подлости. В этих поездках, интригах, доносах, войнах проводил все свое время неугомонный князь Господь помогает за такую решимость Просыпание утрени и другие немощи происходят от недостатка решимости. Надо сделать во что бы то ни стало, тогда Господь помогает за такую решимость. Вот, например, вы решили оставить мир, и Господь помог вам, и вы его оставили. И так во всяком деле и всегда. Св. Герман Аляскинский «А я, грешный, более сорока лет стараюсь любить Бога, а не могу сказать, что совершенно люблю Его», — возразил им отец Герман и стал объяснять, как должно любить Бога. «Если мы любим кого,— говорил он, — мы всегда поминаем того, стараемся угодить тому, день и ночь наше сердце занято тем предметом. Так же ли вы, господа, любите Бога?

http://pravmir.ru/tag/svyatye/page/49/

После двух противоцерковных процессов, закончившихся казнями, 27 ноября 1922 года в Москве открылся новый громкий процесс против духовенства и мирян, которые обвинялись в том, что они будто бы «пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть». На скамью подсудимых посадили 105 священнослужителей и мирян. Среди главных обвиняемых были благочинный протоиерей Сергий Успенский, настоятель храма Христа Спасителя протоиерей Николай Арсеньев, ключарь храма протоиерей Александр Хотовицкий, священник храма Христа Спасителя Илия Громогласов , смотритель этого же храма Лев Евгеньевич Анохин, настоятель церкви Иоанна Воина протоиерей Симеон Голубев. После допроса всех обвиняемых и свидетелей на судебном заседании 6 декабря впоследствии зловеще знаменитый прокурор Вышинский произнес обвинительную речь. Он просил суд приговорить к смертной казни 13 обвиняемых и среди них протоиереев Александра Хотовицкого, Сергия Успенского, священника Илию Громогласова , игумению Новодевичьего монастыря Веру (Побединскую), А.Е. Анохина. Других обвиняемых Вышинский просил осудить на разные сроки тюремного заключения. Обвиняемым была предоставлена возможность сказать последнее слово. В своем последнем слове отец Александр прежде всего попытался снискать у суда снисхождения и милости к своим собратьям: «Прошу обратить внимание на тех, которые были у меня на собрании; одни из них – старики, а другие – совсем молодые и ни в чем не виновные. Собрание у меня было самое обыкновенное, оно не являлось контрреволюционным и не имело характера темного заговора». 228 Приговор революционного трибунала оказался более мягким, чем кровожадные приговоры, вынесенные на прежних процессах по делам об изъятии церковных ценностей. Главные обвиняемые – игумения Вера (Побединская), протоиерей Сергий Успенский и протоиерей Александр Хотовицкий – были приговорены к лишению свободы сроком на 10 лет, конфискации имущества и поражению в правах на 5 лет. После возвращения святого Патриарха Тихона к церковному управлению и ряда его заявлений о лояльности государственной власти многие из архипастырей, пастырей, церковных деятелей и рядовых мирян, осужденных трибуналами по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, были амнистированы. В октябре 1923 года освободили из-под стражи и отца Александра. После освобождения он не имел штатного места ни в одном из приходов и служил по приглашению в разных московских церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 15 ч. владыка Тихон и отцы Мирон и Петр выехали по железной дороге в г. Катасакву 101 . Но поскольку в Катасакве поезд не останавливался, постольку священнослужителям пришлось высадиться на соседней станции, где они заночевали в гостинице. 19/31 мая 1899 г. В семь часов утра путники были в Катасакве и, сопровождаемые православными горожанами, осмотрели место постройки будущего храма в честь Святой Троицы 102 . К огорчению жителей Катасаквы епископ вскоре покинул их, т.к. боялся опоздать на поезд в Нью-Йорк. В Нью-Йорке «встреченный в среду 19 мая на вокзале причтами русской и сиро-арабской церквей, российским генеральным консулом и представителями от обоих приходов владыка, одновременно со встречавшими его, проследовал в русскую церковь , у подъезда был приветствован председателем местного братства с хлебом и солью, помолился в церкви, принял букет цветов от хозяйки-матушки и поднялся в причтовое, приспособленное для его пребывания здесь помещение. За поданным чаем завязался общий разговор с обменом впечатлений, приветствий, прерываемый время от времени звонками новых посетителей, спешивших представиться преосвященному» 103 . 20 мая/1 июня 1899 г. В четверг Тихон осматривал городские участки, намеченные к возможной покупке комиссией, учрежденной специально для приобретения земли под новую русскую церковь в Нью-Йорке (в комиссию входили священники Александр Хотовицкий и Илия Зотиков, псаломщик Венедикт Туркевич, церковный староста Иван Сидорович, помощник старосты Василий Панкевич, генконсул Владимир Теплов и др.) 104 . При правящем епископе Николае (Зиорове) предполагалось приобрести «поместительное здание», годное для устройства в нем православного храма и причтовых помещений, но из-за непомерной стоимости домов в и Нью-Йорке и переделки готового здания под церковь решили купить участок земли. И по поводу некоторых участков Тихон высказался, как о весьма подходящих для строительства 105 . Вечером архипастырь молился в русском Николаевском храме, где свящ. Александр Хотовицкий отправлял всенощное бдение под праздник в честь св. Константина и Елены 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В Патриарший собор Нью-Йорка возвращена старинная хоругвь, связанная с именами свт. Тихона, сщмчч. Александра Хотовицкого и Иоанна Кочурова и св. прав. Алексия Товта 14 августа 2012 г. 16:53 11 августа 2012 года духовенство и прихожане Свято-Николаевского Патриаршего собора Нью-Йорка впервые молитвенно почтили день рождества святителя Николая Чудотворца. Этот праздник был известен на Руси с XV века, однако не получил широкого распространения. Божественную литургию в этот день совершил управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан в сослужении соборного духовенства, а также настоятеля Богородицерождественского храма Нью-Йоркской епархии ( Православная Церковь в Америке ) протоиерея Иоанна Прокопюка. В завершение Литургии архиепископ Юстиниан и сослужащее духовенство совершили славление святителю Николаю в центре храма, после чего иерарх обратился к присутствующим со словом проповеди: «Если мы возьмем в руки церковный календарь, то невольно обратим внимание, что на каждый день выпадает день памяти тех или иных святых. Иногда святых бывает несколько десятков, а иногда и тысячи. При внимательном изучении месяцеслова, мы увидим, что в календаре указаны даты их смерти, а не даты рождения. Объяснение этого назидательно: человек, скончавшийся в вере, в подвиге ради Бога, сподобляется Небесного Царствия и прославления от людей. Достигнув полноты блаженства в небесных обителях, такой человек, которого мы уже именуем святым, имеет сугубую благодать молиться о нас и помогать нам, когда мы призываем его в своих молитвах. Заслуженным исключением из этого правила являются праздники Рождества по плоти Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и пророка Иоанна Предтечи. Однако с XV века на Руси, которая так любит и почитает святителя Николая Чудотворца, стали отмечать и день его рождения, ибо верили, что его рождение случилось по особому предвидению Божию. Обстоятельства его рождения от благочестивых родителей были воистину чудесны и сопровождались особыми знамениями, и все это побуждало наших предков почтить этот день особым праздником. Уверен, что год от года ныне начинаемая нами традиция празднования в честь святителя Николая будет продолжаться и собирать все большее число богомольцев».

http://patriarchia.ru/db/text/2402084.ht...

Богородском. В качестве обвинителей на процессе выступали Крыленко и А. Я. Вышинский. На допросах во время суда обвиняемые признавали, что участвовали в приходских собраниях, обсуждали изъятие церковных ценностей и воззвание патриарха, но не находили в своих действиях каких-то нарушений советских законов. Как сказал на допросе прот. Александр Хотовицкий: «Я полагаю, что нет контрреволюционности в том, чтобы просить о замене церковных ценностей соответствующими металлами». Прот. Михаил Славский, обвиненный в произнесении «контрреволюционной проповеди», сказал: «Проповедь не была контрреволюционного характера и политических вопросов я не касался. Под сказанными мною словами «врата адовы» я подразумевал мировое зло, то есть зло, появляющееся в человеке, но нисколько не касался Советской власти». Среди обвиняемых мирян было много случайных людей, схваченных при разгоне собравшихся у храма во время изъятия ценностей. В ходе процесса по требованию Вышинского нек-рые обвиняемые, ранее освобожденные под подписку о невыезде, были вновь взяты под стражу. 6 дек. Вышинский в обвинительной речи просил применить высшую меру наказания в отношении 13 обвиняемых: игум. Веры (Побединской), протоиереев Иоанна Арсеньева, Сергия Успенского, Михаила Славского, священников Александра Хотовицкого и Илии Громогласова, церковных активистов мирян Л. Е. Анохина, П. Н. Перцева, А. П. Каютова, С. И. Головкина, Д. М. Щепкина, А. А. Успенского и Н. Н. Билевич-Станкевича. 11 дек. обвиняемые выступили с последним словом. Как правило, они отказывались признать себя виновными в контрреволюционной или конспиративной деятельности. Особенно ярким было последнее слово свящ. Илии Громогласова, к-рый решил рассказать о пройденном им жизненном пути, поскольку «если будет уважена просьба о применении ко мне высшей меры наказания Прокурора, то я должен буду замолчать навсегда». Свое выступление на суде он закончил словами: «Тяжело умирать, но и тяжело жить бревном, будучи оторванным от любимого дела». Видный инженер-путеец Перцев, член приходского совета храма Христа Спасителя, сказал: «Я заверяю вас, граждане судьи, совершенно искренне, что я считаю за честь сидеть между такими людьми, как Щепкин и Хотовицкий...

http://pravenc.ru/text/2564198.html

—381— там и сочинениям за четыре года академического курса действительные студенты Рождественский Евгений и Рубинский Сергей имеют балл выше 4½. Определили: 1) Действительных студентов Академии выпуска текущего 1910 года Рождественского Евгения и Рубинского Сергея удостоить степени кандидата богословия, с предоставлением им права при искании степени магистра не держать новых устных испытаний. – 2) Постановление сие представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. VIII. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что, согласно определению Совета от 1 сентября c/г., студент II курса Академии Александр Хотовицкий сдал устные испытания по патристике, истории философии и психологии, отложенные ему по болезни, и получил удовлетворительные отметки. Определили: Студента Александра Хотовищкого перевести в III курс и дать соответствующее его успехам и поведению место в разрядном списке. IX. Собственноручные показания студентов III, II и I курсов о желании их избрать для специального изучения в течении академического курса предметы той или иной из шести, намеченных в § 131 академического устава, групп, а студентов I курса – также и о выборе ими для изучения одного из древних и одного из новых языков. По сим показаниям изъявили желание слушать: Предметы первой группы. (Гражданскую историю общую и Гражданскую историю русскую): III курса: 1 . Свящ. Архангельский Леонид. Богоявленский Сергей. Введенский Иван. Свящ. Владимирский Алексей. 5 . Даниловский Александр. Епифанович Григорий. —382— Свящ. Иванов Александр . Изюмов Иван. Свящ. Коновалов Иосиф. 10 . Курганский Михаил. Левкоев Николай. Свящ. Лукьянов Михаил. Любимов Федор. Максимов Александр. 15 . Марков Владимир . Муратов Василий. Никольский Василий. Новгородский Павел. Свящ. Овсянников Григорий 20 . Писов Стефан. Прилуцкий Сергей. Прокопович Борис. Реутов Валентин. Рязановский Федор. 25 . Соловьев Иван. Степанов Андрей. Телятьев Валериан. Тихомиров Павел . Уметский Петр. Хотовицкий Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священномученик Андроник причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников российских на Юбилейном архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Александр Хотовицкий Новомученик российский Александр Хотовицкий родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской духовной семинарии протоиерея Александра, память о котором, как о добром пастыре, хранится в сердцах православных жителей Волыни. Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию. Образование будущий пастырь получил в Волынской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил магистрантом в 1895 году. По окончании академии он был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Североамериканскую епархию, в Нью-Йорк, где занял место псаломщика при только что отстроенном православном храме святителя Николая. После брака с воспитанницей петербургского Павловского института Марией Щербухиной он был рукоположен в сан диакона, а вскоре, 25 февраля 1896 года, епископом Алеутским Николаем (Зиоровым) и в пресвитера. Хиротония состоялась в кафедральном соборе епархии в Сан-Франциско. В своей речи к новопосвященному епископ Николай так объяснил свой выбор ставленника: «Твоя особенная порядочность и благовоспитанность, твой благородный идеализм, твоя религиозность сразу расположили меня к тебе и заставили выделить из ряда других молодых людей, которые бывали с тобою у меня в Петербурге. Я увидел, что ты имеешь ту искру Божию, которая всякое служение делает воистину делом Божиим и без которой всякое звание превращается в бездушное и мертвящее ремесло. Первый твой опыт в проповедничестве мог убедить тебя, что значит это воодушевление: ты сам видел, как собирались около тебя люди, чтобы послушать тебя, и с каким напряженным вниманием выстаивали они не один час во время твоих бесед. Почему же эти люди слушали тебя, а не шли к другим проповедникам? Ясно, почему: та искра Божия, которая горит в тебе, подобно магниту, влечет к тебе сердца этих людей». 225

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На литургии по прочтении Евангелия Тихон сказал проповедь об обязанности христиан помогать больным и нуждающимся, «Удаючись специально до гг. делегатов, высланных Братствами именно для того, щоб радити над вопросами взаимопомощи, Владыка указал им, як важно, щоб в том деле наше Об-во всегда стояло в союзе с церковью. В церкви Христовой и ей учению христианска благотворительность взяла и саме начало свое, тут же находит она и освящение свое и отсюда и благодатну всесозидающу помощь получае» 601 . «После общой молитвы Заседания Конвенции открыта в 4 ч. дня, в гале Нью-Йоркской Правосл. Церкви, словом Его Преосвященства, Преосвященнейшого Тихона, Епископа Алеутского и С. Американского, в котором Владыка, призываючи Божие благословение на занятия Конвенции, привел на память те священный заветы Общества – моральной и материальной помощи своим членам и стояния на страже Православия и Русской народности в Америце, – к дальшому розвитаю которых они призвани» 602 . В соответствии с предложением почетного председателя Общества взаимопомощи участники V конвенции избрали председателя (прот. Александр Хотовицкий), вице-председателя (Репа И.О. из Вилкесбарра) и секретаря (свящ. Венедикт Туркевич), также контрольную комиссию конвенции. Этими выборами повестка воскресного заседания была исчерпана, и в 18 ч. все делегаты поднялись в церковь , где Тихон возглавил вечерню и панихиду по усопшим членам Общества. 30 апреля/13 мая 1903 г. Утром делегаты конвенции Православного общества взаимопомощи помолились на литургии в Николаевском храме и сфотографировались вместе с Тихоном в зале заседаний. В 10 часов прот. Александр Хотовицкий открыл заключительное (с перерывом на обед) заседание V конвенции, после которого участники съезда возблагодарили Господа Бога на молебне, отправленном еп. Алеутским. «Приложившись к сВ.Кресту и получивши благословение Преосвященного Владыки, гг. делегаты покинули Нью-Йоркский величественный храм, унося в душе бодряще сознание прекрасно выполненного долга и тверду веру в крепость и блестящу будущность свей организации, так тесно связанной с Божиим храмом, по Божьему благословению начинающои и кончающои кажде свое дело» 603 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010