Мне на это могут сказать, неправда, были там и русские люди. Верно, было их много, но все они так были разбросаны -от батюшки царя, что многие даже совсем не видели его, нашего солнышка. Я не о том говорю, чтобы не было ни одного счастливца из нас, русских, есть и не один, быть может, но ближе-то всех к императору стояли и окружали его августейшую супругу и бывших при них детей, это Знамеровский, Ловицкий, Малькевич и другие, а ведь пора и давно пора бы относительно поляков и евреев исполнить повеление мученически в Бозе почивающего государя императора Александра Николаевича. Очень может быть, что доверием к сословиям, нациям и вероисповеданиям не причиняется особый вред тому делу, для пользы которого они сформированы вместе, но для вреда, и вреда злостного, вреда умышленного, не нужна большая масса негодяев, а достаточно одного выродка, вкравшегося в эту среду, что к величайшему несчастию мы видим, какой вред принесли нам, верноподанным, и пользу своим адским замыслам всего лишь две личности, находившиеся совершенно в других условиях к особе государя императора, нежели охранники. Здесь нужно отметить, что это не Рысаков с Ельниковым, нет. а это писец Клеточников и мастеровой Халтурин. Охраннику же сделать какой угодно вред и привести в исполнение крамольницкий замысел не представляется никакого затруднения, а тем более такому охраннику, какой имел поступить по лету 1882-го года по рекомендации известного по политическому делу Сумского гусарского полка майора Тихоцкого, содержащегося и поныне в крепости. Вот поэтому-то, прежде чем определять, нужно строго разобрать имеющего поступить в охранники человека и знать все его мысли и наклонности. Еще недостаточно того, чтобы охранник держал себя трезво, чем и не особенно стараются они отличаться, но он безусловно должен быть человек честный, нравственный и отличаться особой любовью к государю императору и всей его царской семье, в нем не должна иметь никакого места ирония при упоминании о членах императорской фамилии и всякий символически должен знать, что в случае надобности он обязан и жизнь свою принести первый для спасения царя и уметь при том ловко распорядиться, а не убегать так постыдно, как стражник Штромоерг и другие со своего поста 1-го злосчастного марта, когда необходима была их энергичная и умелая деятельность, и не улыбаться так самодовольно-дерзким посягательствам на царей, как вышеозначенному, потрясшему всю русскую землю, случаю улыбался охранник Сахаров. При перемене же охранников в большинстве случаев выходит так, что негодяй увольняется, а пакостник занимает ею место,– пли же наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Горячая любовь моя к Его Величеству не допускает душе моей мириться с возможностью осуществления гнусного предложения, переданного Вам председателем Гос. Думы. Я уверен, что не русский народ, никогда не касавшийся Царя своего, задумал это злодейство, а разбойничья кучка людей, именуемая Государственной Думой, предательски воспользовалась удобной минутой для проведения своих преступных Целей. Я уверен, что армии фронта непоколебимо встали бы за своего державного вождя, если бы не были призваны к защите родины от врага внешнего и если бы не были в руках тех же государственных преступников, захвативших в свои руки источники жизни армии. Таковы движения сердца и души. Переходя же к логике разума и учтя создавшуюся безысходность положения, я, непоколебимо верноподданный Его Величества, рыдая, вынужден сказать, что, пожалуй, наиболее безболезненным выходом для страны и для сохранения возможности биться с внешним врагом, является решение пойти навстречу уже высказанным условиям, дабы промедление не дало пищу к предъявлению дальнейших, еще гнуснейших притязаний. Яссы. 2 марта. 03317. Генерал Сахаров». Короче говоря, никакой «великой русской революции» не было бы, если б командующие остались верны присяге. если б посланные с фронта в Петроград войска не завернули назад, — утверждает исследователь. Но была бы кровь. Проливать ее Царь не захотел — принес в жертву самого себя. Этого не понять нашему «цвету интеллектуальной элиты» и «творческой интеллигенции», но платить тем не менее, «пришлось и придется до дальнейшим распадом государственных образований, возникших на территории бывшей Российской империи. По пророчеству Серафима Вырицкого территория России к концу времен сократится до размеров Московского княжества. Очень похоже, что так и будет...» Примечательно и прощание арестованного Государя с чинами штаба в Могилеве перед отправкой его в сопровождении комиссаров и охраны в Царское Село. Великий князь Александр Михайлович записал: «К одиннадцати часам зал переполнен: генералы, штаб- и обер-офицеры и лица свиты. Входит Ники, спокойный, сдержанный, с чем-то похожим на улыбку на губах. Он благодарит штаб и просит всех продолжать работу “с прежним усердием и жертвенностью”. Он просит всех забыть вражду, служить верой и правдой России и вести нашу армию к победе. Потом он произносит свои прощальные слова короткими военными фразами, избегая патетических слов. Его скромность производит на присутствующих громадное впечатление. Мы кричим “ура”, как никогда еще не кричали за последние двадцать три года. Старые генералы плачут…».

http://pravoslavie.ru/106242.html

Работа Сергея Сахарова была не похожа на стандартные кандидатские сочинения, и отзывы па эту работу носили явно критический характер. «Читатель сочинения господина Сахарова, – писал в своем отзыве епископ Феодор (Поздеевский) , – напрасно стал бы искать в нем того, чего естественно ожидать от сочинения с такой строго определенной темой. Ни души верующего христианина, ни ее настроения в великие дни поста, ни религиозной психологии вообще г. Сахаров не касается совершенно. Ему чужды остались в своей внутренней глубине те основные тоны, которыми звучат церковные песнопения Постной Триоди, а психологический анализ религиозных переживаний души совершенно отсутствует. Целая четверть всего сочинения под общим названием «Предисловие» посвящена вовсе не предварительным замечаниям, как это обычно делается, относящимся к существу работы, а просто довольно безграмотному (с внешней стороны) изложению автором своих, видимо, задушевных мыслей и дум о религиозной жизни вообще и о разных частных проявлениях этой жизни. Тут есть речь и о Церкви, и о преподавании литургики и устава в духовных семинариях и училищах, и о семейной жизни наших предков, и о славянском языке, и о преподавании греческого языка в наших духовных школах, и о католической школе и пр. Все это без прямого отношения к теме и главное без всякой внутренней последовательности. В дальнейшем автор идет в своей работе по плану. который обеспечил ей только простую передач) содержания стихир и песнопений Триоди Постной. Несомненно только одно, что автор с особой любовью и задушевной нежностью читал песнопения Постной Триоди, умилялся душой, и содержание ее усвоил сердцем и передавал его хотя в бесхитростном, но довольно назидательном и толковом изложении» 14 . Невысоко оценил эту работ) и другой рецензет – профессор Сергеи Соболевский: «Сочинение написано с большой любовью и тщательностью. К недостаткам его надо отнести прежде всего многоглаголание: я думаю, что, если бы его сократить даже на половину, оно от этого не только не пострадало бы, а даже выиграло бы. Я не говорю уж о начале его. где находятся размышления лишь по поводу темы, иногда имеющие очень мало отношения к ней, например, о преподавании греческого языка в духовных школах, но даже в главной части сочинения очень много лишнего» 15 . Однако, несмотря на многочисленные замечания, оба рецензента сочли, что представленная работа может быть защищена как кандидатская диссертация, и защита прошла без каких бы то ни было эксцессов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Документы Открытое письмо заместителя председателя политсовета СПС Леонида Гозмана митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу 18.04.2006 13:27 Ваше Высокопреосвященство, Внимание общественности к Вашему выступлению на Х Всемирном Русском Народном Соборе говорит не только об уважении лично к Вам и авторитете Русской Православной Церкви, но и, прежде всего, о том, что Вы подняли исключительно важные для всего общества вопросы.  Разделяя, как и большинство граждан России, Ваше беспокойство о будущем страны, считаю, что высказанные Вами идеи нуждаются не просто в одобрении или отвержении, но в серьезном содержательном обсуждении. Я не стал бы писать Вам, если бы Вы адресовались только своим прихожанам, поскольку не отношусь к их числу. Но Вы говорите обо всей стране, поэтому позволю себе обратиться к Вам с рядом вопросов и высказать определенные несогласия с Вашей позицией. Говоря о необходимости соотнесения поведения человека и законов государства с нравственными нормами, Вы обходите вопрос о том, кто будет производить это соотнесение. По-видимому, Вы считаете, что это является естественной прерогативой Церкви, а фактически, ее иерархов. Вопрос о нравственных ограничителях стоит и в либеральной традиции, только там это задача самого человека и тех, кто волею людей, а не церкви или государства, приобретают статус моральных авторитетов и личным примером показывают людям, как следует жить, для чего использовать данные им или завоеванные ими свободы. Для многих из нас таковыми были Андрей Сахаров и Дмитрий Лихачев, для кого-то – это Александр Солженицын, для кого-то, наверняка - иерархи РПЦ. Но в любом случае это личный выбор, директивы и самоназначения здесь неуместны. Вы фактически ставите знак равенства между народом России и российским государством с одной стороны, и Вашей паствой и Русской Православной Церковью с другой. Мне, нерелигиозному, не принадлежащему ни к какой церкви еврею, трудно с этим согласиться. Россия – моя страна ничуть не меньше, чем Ваша. Гражданские права не определяются верой. Мои предки, как, наверное, и Ваши, внесли немалый вклад в строительство и защиту нашей страны, да и свою работу в РАО «ЕЭС России» я считаю не менее важной для общества и государства, чем даже Ваше служение.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

55 Жидкие огнесмеси существовали и в более древние времена, но секрет их изготовления к VII веку был утерян. 56 Обычай посвящать волосы – свои или своих родственников Богу восходил еще ко временам язычества. 61 Непонятно почему. Впрочем, по одной из версий, Феодосий III был отнюдь не низкого рода, а сыном Тиверия III. 62 Римские императоры Валент II (364 – 378) и Юлиан II Отступник (355 – 363) считались врагами православия. Первый, ярый арианин, воздвиг гонения на ортодоксальный клир, второй вообще пытался возродить язычество. 63 Впрочем, живых преступников выдавали для вскрытия врачам и в просвещенной Александрии Птолемеев. 65 Гвардейцам зачитали подложный приказ Ирины, которая якобы назначала Никифора соправителем, чтобы оградить трон от происков Аэция. Так как евнуха при дворе не любили и действительно подозревали в злоумышлениях по отношению к василисе, приказу поверили, заговорщиков не только не попытались задержать, но и помогли доставить все необходимое для венчания Никифора на царство. 67 25 декабря 811 г. Михаил I объявил соправителем своего сына Феофилакта. После низложения Рангаве Феофилакт и его брат Никита были оскоплены. 68 Например, восстание персов (816 – 837 гг.), во главе которого стоял талантливый организатор Бабек. 70 Интересно, но сам Травл вторым браком был женат на монахине – дочери Константина VI Ефросинье. 74 Тривиум: грамматика, риторика, диалектика и квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. 80 Праздник брумалий был восстановлен – или в конце правления самого Романа, или уже во времена автократии Константина VII. 81 Багрянородного, буквально – «рожденного в Порфире». Порфирой называлась палата Большого дворца, в которой рожали императрицы. Титул Багрянородного означал, что в момент рождения будущего василевса его отец занимал престол. Это было важным козырем в доказательстве легитимности власти монарха. 83 Звание стратига-автократора давало очень широкие полномочия – вплоть до права объявления войны и заключения мира. 84 А.Н.Сахаров склоняется к другой точке зрения, а именно той, что целью посольства было отговорить князя от нападений на Крым и Херсонес, а Фока обещал не препятствовать походу русских войск в богатую Болгарию за добычей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если честно, почему шок-то? Пара известна демшизово-ельциноидными взглядами. Ярые симпатизанты богомерзкой гайдарочубайсятины. Светились на сугубо либерастных междусобойчиках, в соответствующих политструктурах. Странно заподозрить таковых даже в толике патриотизма. До окончательной эмиграции Никитины долго жили на три страны - Россию, Италию и США (где более тридцати лет обитает отпрыск Александр, звёздно-полосатый гражданин). В середине 1990-х получили грин-карты, то есть документы, удостоверяющие статус постоянного жителя США, т.н. резидента. Вдобавок Татьяна имеет итальянский ВНЖ; Италия, по её словам, " так хороша, что не нуждается в моей характеристике " . В Штатах " наши внуки " , подчёркивала она в беседе с " Москвич Mag " 18.02.2022, и вообще, американцы - молодцы, " работают — не как в России — на износ " . А вот в Москве теперь гнусно, поскольку " общая атмосфера в стране влияет " . В том же интервью Сергей ностальгировал по началу девяностых, " когда рухнул Советский Союз " , сетовал на происходящее сейчас (правда, добавил: " Лично я не могу сказать, что ощущаю давление " ), говорил: " Для меня ориентиры — академик Сахаров и поэт Окуджава " . Ранее в интервью " МК " г-н Никитин поведал о присущем им с женой " сознании остродиссидентском " . Мол, в позднем СССР мелькали везде и всюду, отлично зарабатывали, однако на самом деле были " острыми диссидентами " . Типичная светлоликая интеллигенция, чего ж удивляться? С лёгкостью преодолевающая путь от оплаченных государством фиг в карманах и душещипательного " нетвойнизма " к сбору денег на убийства наших людей. Гражданских и военных, стариков и детей, женщин и мужчин. ИА Regnum: " Осуждающая из Риги Россию и россиян Чулпан Хаматова опубликовала анонс своего майского выступления в черногорской Будве. Среди участников 9-дневного фестиваля — сплошь антироссийские одноверцы Хаматовой — жалеющая, что террористы не смогли убить Захара Прилепина Вера Полозкова, осуждающая россиян за неуважение к террористам из «Крокуса» Манижа, иноагент Дмитрий Быков и т.п.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/23/o_vete...

А. Денисов сначала отказывался, ссылаясь на свою «немощь» и несогласие с мнениями «поповцев, кое может никакое на его нанести во своих подозрение, но обаче по велицей зело их прозьбе и умолению нача помышляти о вступлении в тое дело, прелагая себе во первых милость, могущую его из всех подозрениев извлещи», и во вторых, в случае помощи в настоящем деле, он мог рассчитывать на их помощь при других обстоятельствах, также из общих человеколюбивых соображений и из сознания, что поможет трудящимся в изысканиях древних свидетельств против новолюбцев; он «поступил во глубину новоучебного своего ответствия от лица Нижеградских староверцов» и написал ответы «сооруди желаемые ими вси чинно ответствия», за что получил от них великое благодарение и «несколько на скудость пустынную ис пенязей награждение: паче же всего для своих ответствием послежде бывших от оного получил себе превеликое во всем обогащение, ибо яко уже обученный воин противо Неофита зело храбро поступи». В следующей, 18-й, главе, которая не использована ни Александром Б., ни пр. П. С. Смирновым в вышеуказанных работах, автор жития вкратце излагает ход работы над обследованием Соборного деяния и Требника. По словам, жития А. Денисов занялся их изучением и разбором тотчас после того, как они объявлены были Питиримом и стали известны на Выге -«во оном же деле, коликое благоразумнейший учитель наш приложи старание в самое тогда первоначальное время, когда они проявишася в России, еже яко в себе тако и в колеблющехся прочем народе чрез них сомнением о благочестии утвердити, а сущность их во лже изобличити» 127 . Здесь, вероятно, разумеется время, о котором упоминается в Зитуменосе, т. е. 1711 г., о чем мы сообщали выше 128 . Быть может это обследование и появилось в том виде, в каком его видел г. Сахаров в рукописи Казанской Духовной Академии. А. Денисову, читаем далее в Житии, «немало же во оном пособствова любомудрейший общежитель Леонтий Федосеевич» 129 ... ибо прежде бе егда с ним возмогоша начаток благорассуждения получити о непостыдном их опровержении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

вытекают из общих соображений о недостоверности летописных дат. Большинство историков-русистов соглашаются с датировкой похода в ПВЛ ( Сахаров. 1977; Он же. 1980. С. 104; и др.). Византинисты склонны относиться к этой дате более осторожно. Г. Г. Литаврин отметил отсутствие убедительных данных для установления даты похода О. ( Литаврин. 2000. С. 65). Предполагая, что схолия в «Хронике» Псевдо-Симеона о росах-дромитах находится в том месте, где текст наряду с описанием событий 904 г., по их мнению, должен был содержать рассказ о походе О., В. Г. Васильевский , Р. Дж. Х. Дженкинз и П. В. Кузенков предложили датировать поход 904 г. ( Васильевский. 1916. С. CXXVIII; Jenkins. 1949. Р. 404; Кузенков. 2011. С. 15-25). Подтверждает датировку похода 904 г., по мнению Кузенкова, состояние византийско-болг. отношений, резко изменившееся в 904 г., когда (вероятно, в авг.) был заключен мирный договор с царем Симеоном : после этого проход по болг. территории конницы О., упомянутой в ПВЛ, был бы невозможен, а плавание мимо болг. побережья - затруднено ( Кузенков. 2011. С. 14, 25). Между тем сообщение о сухопутном войске О., по всей видимости, заимствовано из повествования о походе Игоря в 941 г. и вряд ли может служить опорой для датировки 904 г.; осложнено из-за отсутствия стоянок, но не невозможно было и плавание мимо болг. берегов. Т. о., датирование похода О. 904 г. возможно, но не представляется достаточно обоснованным, так же, как не поддается верификации и его датировка 907 г., по-видимому, вычисленная летописцем на основании рассказа о смерти О. через 4 года на 5-й после его возвращения из похода на Царьград (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 38). Единственным надежным terminus ante quem является дата заключения русско-визант. договора - 2 сент. 911 г.: поход должен был состояться ранее. В совр. историографии считается, что включенный в ПВЛ текст договора О. с визант. императорами Львом VI, Александром и Константином VII Багрянородным был переведен в кон. XI в. с греч. копийного списка и использован автором ПВЛ, поместившим его под 907 и 912 гг.

http://pravenc.ru/text/2578285.html

И приседит яко лев во ограде своей, змий великий, отступник, ад расширяли уста своя, князь власти тьмы, имеяй смертную державу, и образом неким судяй души, нанося и исчитая вся мною содеянная в деле и слове, яже в ведении и неведении беззакония и грехи от юности, даже до дне конца в оньже взяхся испытуяй. Прочее яков страх и трепет чаеши души имети в день он, зряще страшных и дивих и жестоких и немилостивых и безстудных демонов, аки муринов мрачных предстоящих, яко и самое видение едино лютейшее есть всякия муки, ихже зрящи душа смущается, волнуется, болезнует, мятется и спрятается, к Божиим Ангелам прибегающи... Душа сия и вящая и множайшая сих зрящая, яковый страх и трепет и тороп мнятся имети, Дóндеже нареченное приидет и освобождения ея будет: оный час есть болезнен и бедный и много стонен и безутешен, Дóндеже узрит, что будет. (Слово Кирилла Александрийского об исходе души). Должно обратить внимание на то, что это слово помещается в Псалтири Следованной (глава 35 Псалтири, издаваемой в лист,– в позднейших изданиях меньшего формата его нет), книге, которая предполагается, должна быть келейной, настольной, ежедневно употребляемой каждым умеющим грамоте православным. Следовательно, предполагается и слово об исходе души должно быть часто прочитываемо каждым православным. 451 Напр. в молитве Субботней полунощницы: Да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да примут ю ангели твои светлии и пресветлии. В старинных богослужебных книгах есть особый Канон святому Ангелу, грозному Воеводе, хранителю всех человеков, от Вседержителя Бога посылаемаго по вся человеческий души, возвести к Богу, а тело персти отдати. Этот канон рекомендуется читать ежедневно: Ты же, человече, не забывай смертной чаши, пой по вся дни канон сей. 452 Например, в канонах повечерия Октоиха, читаемых на повечерии... Егда хощет душа моя разлучится от плоти... свободи мя руки ненавидящих мя, Богородице... (гл. 3, понедельник, песнь 6, тр. 1). Смертнаго часа убоявся... Тебе припадаю: спаси мя, Отроковице от сети ловящих (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Тогда же генерал Алексеев обратился по телеграфу к командующим фронтами с предложением направить в Ставку срочно свои мнения о предполагаемом отречении царя. К этому запросу он присовокупил собственное суждение на сей счет: «Его Величество в Пскове изъявил согласие учредить ответственное перед палатами министерство, поручив председателю Госдумы образовать кабинет. Последний ответил, что это было бы своевременно 27 февраля, в настоящее же время этот акт является запоздалым. Теперь династический вопрос поставлен ребром, и войну можно продолжать до победоносного конца лишь при исполнении предъявляемых требований относительно отречения от престола в пользу сына при регентстве Михаила Александровича. Обстановка, по-видимому, не допускает иного решения, и каждая минута дальнейших колебаний повысит только притязания, основанные на том, что существование армии и работа железных дорог находятся фактически в руках петроградского Временного правительства. Необходимо спасти действующую армию от развала, продолжать до конца борьбу с внешним врагом, спасти независимость России и судьбу династии. Это нужно поставить на первый план хотя бы ценою дорогих уступок. Повторяю, что потеря каждой минуты может стать роковой для существования России и что между высшими начальниками действующей армии нужно установить единство мыслей и спасти армию от колебаний и возможных случаев измены долгу. Армия должна всеми силами бороться с внешним врагом, а решения относительно внутренних дел должны избавить ее от искушения принять участие в перевороте, который безболезненно совершится при решении сверху. Если вы разделяете этот взгляд, то не благоволите ли телеграфировать спешно свою верноподданническую просьбу Его Величеству через Главкосева. Между высшими начальниками действующей армии нужно установить единство мыслей и целей и спасти армию от колебаний и возможных случаев измены долгу». Генерал М.В. Алексеев недвусмысленно подсказал командующим фронтами ответ на вопрос об отречении царя Генерал М.В. Алексеев недвусмысленно подсказывал командующим фронтами ответ на поставленный им вопрос об отречении царя, тем самым оказывая на них давление. Командующие – великий князь Николай Николаевич, командовавший Кавказским фронтом, генералы В.В. Сахаров (Румынский фронт), А.А. Брусилов (Юго-Западный фронт), А.Е. Эверт (Западный фронт), – следуя подсказке генерала Алексеева, высказались в ответных телеграммах за отречение. Получив эти телеграммы, генерал Рузский доложил об их содержании царю. Царь попросил генералов, находившихся в ставке командующего Северным фронтом, высказать свое суждение об отречении. Они также высказались в пользу отречения.

http://pravoslavie.ru/102018.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010