15 июля совершили мы Божественную Литургию в Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерской лавры. Вместо великой церкви одни развалины. На полуразрушенных стенах виднеются лики святых угодников. Спрашиваю: где находится чудотворная икона Успения Богоматери? Со скорбью отвечают: «Владычицы икона была в великой церкви на своём месте — над царскими вратами. Взрыв заложенной немцами мины был так неожидан, что мы не успели унести святыню. Она погребена под развалинами. Медленно разбирают их. Надеемся, что обретём святую икону». Гордо высится лаврская колокольня, точно говорит: «Не скорбите. Святое место пусто не бывает. Дух преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских живёт в душах монахов — нынешних насельников лавры. Скоро появится новая великая церковь. Ушедшие святые угодники вернутся в неё». Монахов в Киеве-Печерской лавре 70. И старые, и юные. Возглавляет их наместник лавры отец архимандрит Валерий, который и сослужил нам. Задушевно-молитвенно пели монахи. Проповедь сказал я о неумирающем церковно-историческом значении Киево-Печерской лавры и о лежащих за нею Ближних и Дальних пещерах, где почивают мощи святых угодников Киево-Печерских. Слава, Киев, — чудный град! Мрак пещер твоих безмолвных Краше царственных палат! Отец наместник с братией доставили нам великую радость — с зажжёнными свечами прошли мы по всем пещерам и пред каждой гробницей с почивающими в ней мощами святого угодника молитвенно взывали: «… моли Бога о нас!» Спасибо отцу наместнику и братии за это великое утешение — доставили нам радость соприкоснуться святыням. С великим благоговением прикладывались к святым мощам. У некоторых святых угодников руки и даже лики открыты. Видели и свидетельствуем. После монастырской трапезы отправились в Введенский женский монастырь. Чисто, светло. Чёрные клобуки, рясы. Поют умилительно. Служили молебен. Проповедовал о высоте иноческого чина. Ангелы — свет монахам и монахиням, а сущие в ангельском чине — свет мирянам. Молились о болящей игуменье Елевферии, которая даже внешним видом укоряет многоядущих — «светящаяся» старица, ради нас вставала из болезни и угощала нас чаем и сладостями. Инокинь в её обители 130.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Высокопреосвященный митрополит Иоанн благословил меня чудной иконой святого равноапостольного князя Владимира в сребропозлащённой ризе. Сердечно, как с близким родным, прощались мы с первосвятителем Киевским. Не надо пуд соли съесть, чтобы узнать человека. Душа сразу узнаёт, кого встречает. Так мило беседовал с нами владыка митрополит, как будто знакомы были с ним многие годы. С 16 на 17 июля последняя наша ночь в Киеве. Последняя?! Почему? Неужели никогда больше не будем в Киеве?! Провожу эту ночь без сна у своих сродников. Две замужних сестры — одна за протоиереем в Золотоноше, другая — за доктором в Киеве. Они с мужьями и милая моя племянница Наташа, капитан советской армии, доктор-бактериолог, 4 ½ года пребывания на фронте… Прощай, Киев! III. Опять в Москве. Последние дни пребывания на Родине 17 июля на самолёте возвращаемся в Москву. Узнаём: Святейший со свитой отбыл в Сергиеву лавру и нас приглашает сослужить его Святейшеству в храмовый праздник лавры — день преподобного Сергия (5 июля ст. ст.). Всенощную я и мои спутники служили в Елоховском Богоявленском соборе. С нами и настоятель собора протопресвитер Н. Колчицкий, и протоиерей Ф. Казанский — наши милые друзья-покровители. Долго идёт торжественная Всенощная. Народу видимо-невидимо. Здесь двойной праздник: молятся и преподобному Сергию, и святым мученикам Виленским — их гробница с нетленными мощами находится в соборе; пробудут и ещё несколько дней и потом будут перевезены в Виленский Свято-Духов монастырь, где и раньше почивали. В каноне чередуются возгласы: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас» и «Святые мученики Антоние, Иоанне, Евстафие, молите Бога о нас!». Длинной вереницей подходят ко святому елеопомазанию. Неустанно начертываю святой крест на челе подходящего. Говорю молитвенные возгласы. Многие конфузливо дают мне в руку деньги: возьмите, помолитесь! Вам деньги нужны. Смущаюсь и радуюсь! Вот она — вся наружу — русская православная душа. Конечно, отказываюсь; «у меня всё есть». 5 (18) июля — Сергиев день. Мы в Троице-Сергиевой лавре. 5 июля 1422 года, по особому Божьему откровению, игумен Никон открыл гроб своего предшественника блаженнопочивавшего игумена Сергия. Несмотря на то, что прошло 30 лет по смерти преподобного Сергия, «не токмо честное тело святаго цело и светло соблюдеся, но и одежда его, в ней же он погребен бысть, цела быше всяко и тлению никакоже сопричастна».

http://bogoslov.ru/article/6177696

Осматриваем памятник святому равноапостольному князю Владимиру. У подножия его я взял горсточку киевской земли на память. Стоя у памятника просветителю Руси, любовались зеркальной поверхностью русского Иордана — Днепра. Днепр широкий и глубокий тихо и плавно мчит воды свои. «Слава, Днепр — седые волны» . «Чудный! Нет равной реки ему в мире», — писал когда-то бессмертный Гоголь . Посетили и молились в Златоверхом соборе святого Андрея Первозванного. На милое приветствие встретившего меня со святым крестом протоиерея А. Езерского ответил я сердечною речью по-украински, чем очень обрадовал собравшихся в храме земляков, которые с любопытством спрашивали: «Откуда вы, владыко, знаете по-украински?» Ответил им: «Вы ещё не родились, когда я уже говорил по-украински». Отсюда мы направились в Софийский собор, который пока закрыт для богослужений, ибо в нём идёт капитальный ремонт — снимаются позднейшие накопления и выявляются на свет чудесные фрески, неподражаемым образцом которых является чудо древнего искусства «Нерушимая стена» — с распростёртыми руками Богоматерь. И под нею мистическая икона «Таинство Евхаристии»: Христос, причащающий святых апостолов от Хлеба и от Чаши. Видели гробницу Ярослава и другие гробницы, а в подземных помещениях — гробницы киевских митрополитов давних времён. Долго мы были здесь, слушая объяснения археолога-специалиста. Оказался наш земляк — волынец. Вечером того же дня прощальный визит у высокопреосвященного митрополита Киевского и Галицкого Иоанна. Благостный и гостеприимный владыка, конечно, не отпустил нас без угощения. Чашка чаю оказалась столом, полным всяких яств, и святитель дружески укорял нас, что мало едим. С восторгом делились мы своими киевскими впечатлениями. Народ — Киевская Русь, предки которых крестились в Днепре при Святом Владимире. И от них свет веры Христовой распространился по всей Земле русской. В храмах и телесно, и духовно соприкоснулся с ними. Заглядывают в глаза, просят молиться за них, дают деньги на помин (с благодарностью отклонил), просят благословения, целуют руку, на груди — крест и панагию. Теснят отовсюду, а радостно-приятно. Увидели — узнали своих. Мы это почувствовали. Жива Святая Русь!.. Всего в Киеве открыто 26 храмов, 2 мужских и женских монастыря.

http://bogoslov.ru/article/6177696

 Александр (Немоловский; 1880–11 апреля 1960), с 6 июля 1916 года по 10 декабря 1918 года викарный епископ Алеутской и Североамериканской епархии с титулом Канадский (впоследствии митрополит Брюссельский и Бельгийский Московского Патриархата).  Иван Теодорович родился 6 октября 1887 года около Почаева на Волыни, учился в Житомирской семинарии, из которой был исключен за революционное украинофильство, в 1915-м принял священный сан, в 1917–1920-м гг. - капеллан армии УНР. 26 октября 1921 года самосвятами лжемитрополитом Липкивским и лжеархиепископом Шараивским вдовый Теодорович «рукоположен» на Подольскую кафедру. В 1924-м году выехал в Северную Америку для возглавления мазепинцев. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 24 сентября 2018, 22:35 Причащаться у раскольников, конечно же, нельзя... Ярослав 23 сентября 2018, 00:00 Многие в комментариях смущаются как же это владыка то говорит, что УПЦ в США и УПЦ в Канаде " безблагодатные " , то в случае крайней нужды там можно причащаться. Но ведь " свет клином не сошелся " на этих юрисдикциях, их приходы не единственные православные в США и Канаде. Там есть еще автокефальная Православная Церковь в Америке, приходы Русской Православной Церкви Зарубежом, есть даже канонические приходы Антиохийской, Сербской и тд поместных Церквей. Максим М. 22 сентября 2018, 23:36 Спаси Господи! Какая разница, что думают о себе раскольники, самочинные организации, это все равно. Церковь Христова - одна и единая, а все остальное, это придумки, недоразумения. Я тоже могу сказать, что я - " Царь Всея Руси " , но от этого ничего не изменится. Я думаю Господь допускает расколы, чтобы извести из Тела инородные элементы, которым чужда идея единения, поэтому как ни странно расколы тоже нужны. Зато теперь видно, кто есть кто. Яркий пример этого недоразумения - обновленцы. Но люди не дураки - никто туда не ходил. И еще, как можно пойти на мученический подвиг ради этих псевдоцерквей. Наша Церковь доказала на крови Новомучеников, что Она и есть Истина.

http://pravoslavie.ru/115850.html

26 мая 1942 года, с согласия Германского правительства, был открыт Среднеевропейский митрополичий округ, в который вошли церкви Германии, Бельгии, Чехословакии, Венгрии, а также часть оккупированных западных областей СССР - Орловская, Смоленская и Белостокско-Гродненская епархии. Митрополитом этого округа был назначен православный немец Серафим (Лядэ), убитый после войны при невыясненных обстоятельствах; архиепископ Брюссельский Александр (Немоловский), состоявший в юрисдикции митрополита Евлогия, был арестован и выслан во Францию. После избрания и интронизации Патриарха Сергия восемь карловацких епископов, собравшихся на совещание в Вене, вынесли постановление о недействительности этого избрания. Не признала Русская Зарубежная Церковь и избрание Патриарха Алексия. Иначе воспринял весть об избрании Патриарха митрополит Евлогий и окружавшее его духовенство. Биограф митрополита Евлогия так описывает его настроение и последние месяцы Великой Отечественной войны: «Огромная непобедимая Россия..., гроза пограничных сильных держав, покровительница малых, сестра родная всех славян..., всемирный центр Православия..., казалось, теперь может развернуться со всей убедительностью исторической реальности... И было также убедительно, что Россия вознесена на вершину славы и справилась с врагом благодаря чьей-то железной воле, жестокость которой многим бы хотелось оправдать пользой...» В те дни побед впервые в Зарубежье стали раздаваться такие речи среди русских патриотов... Что-то незаметно сдвинулось, изменилось в старых привычных оценках, начала меркнуть самая о них память... Постепенно стало забываться незабываемое, о чем говорили так часто с амвона, в печати - о Соловках, о епископах-мучениках, об осквернении святынь... История перевернула страницу, и содержание следующей поглотило внимание, так оно казалось ново. Это новое - прекращение в России гонений на Церковь. Больше этого - согласие во взаимоотношениях государства и Церкви... Известие о прекращении гонений, а потом и о Соборе и избрании Патриарха Владыка воспринял как великую радость духовной победы, связанную с победой на полях сражений, как знак «прощенности» русского народа».

http://sedmitza.ru/lib/text/440019/

Любовь к нему и уважение простирались далеко за пределы его паствы. Несмотря на образовавшиеся разделения среди русской колонии в эти годы, личный авторитет владыки благодаря его любвеобильному сердцу, участию ко всем скорбящим и усердным молитвам, был весьма высок. Взирая на бедственное положение русских беженцев, владыка Александр, исполненный сострадания как добрый пастырь, служил ближним. Живя сам в большой скудости, порой лишая себя необходимого, он не только духовно поддерживал несчастных, посещая их на дому, в больницах и в тюрьмах, но и оказывал материальную помощь, иногда отдавая свои последние средства. Днём и ночью его вызывали, просили молитв или милостыни. И это было в те 1930-е годы, когда Бельгию постиг экономический кризис, появилось много безработных, нужда росла, особенно у бесправных беженцев. При церкви владыка открыл столовую для неимущих. Обедавших ежедневно приходило до 30 человек. Позднее он начал приобретать боны на обед в городских столовых и раздавал бедным. Это был воистину добрый пастырь, полагавший душу свою за овцы своя. Так, чтобы навестить свою студенческую паству в Лувене, где дважды в месяц владыка служил Божественную Литургия, он, когда не было транспорта, весь путь до храма – 25 километров – шёл пешком. Архиепископ Александр (Немоловский) в детском летнем лагере. Фото 1936 г. АРЭ Особую заботу владыка Александр уделял детскому летнему лагерю, или «колонии», – как его называли в те годы русские беженцы. Архипастырь каждый сезон посещал по несколько раз детей, при этом походная церковь устраивалась часто под открытым небом, где владыка служил с протодьяконом и причащал детей. Эта колония, основанная в 1922 году протоиереем Петром Извольским, поддерживалась владыкой Александром до самой его смерти в 1960 году. Архиепископ Александр причащает детей в летнем лагере. Фото 1936 г. АРЭ 2.4.2. Основание Брюссельско-Бельгийской архиепископии Самым главным делом владыки Александра, безусловно, является основание в Бельгии епархии Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/43624.html

Еще более характерно дело евлогианского архиепископа Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского). В 1938-1940 гг. он неоднократно в своих проповедях и обращениях к пастве резко осуждал деятельность нацистов. Например, 31 июля 1938 г. в своей проповеди говорил: «Нам посланы страшные испытания... В Германии жестокий варвар Гитлер уничтожает христианскую веру, одновременно насаждая язычество. Мы молим Бога, чтобы он спас эту страну от этого ужасного человека, так как там еще хуже, чем в советской России». В других выступлениях владыки осуждалась также и расовая теория Гитлера. После оккупации Бельгии архиепископ был 4 ноября 1940 г. арестован гестапо. С укрепленной на груди табличкой с надписью «Враг 2» он оказался перевезен в тюрьму Аахена, а затем Берлина. Митрополит Серафим (Ляде) сумел вызволить владыку Александра из заключения, взяв его на поруки и поселив при русском храме в Тегеле, где последний оставался до конца войны . В то же время митрополит Серафим в своей официальной переписке с ведомствами Третьего рейха иногда использовал антисемитскую риторику, хотя не одобрял нацистскую политику и не разделял ее целей. В частности, в октябре 1940 г. он писал в Министерство церковных дел о своем противнике украинском профессоре И. Огиенко, в дальнейшем ставшем архиепископом Холмским Иларионом в юрисдикции автокефальной Православной Церкви генерал-губернаторства: «Тот, кто еще недолгое время назад клялся в верности польскому правительству или тот, кто только четыре года назад поставил общественность в известность о том, что он состоял в дружбе с евреями, учитывал их интересы, обещал им основать в университете Каменец-Подольска кафедру по изучению еврейства и 25% еврейских студентов принимать в этот университет, убедил еврейского раввина в том, что этот университет принесет еврейству огромную материальную и духовную пользу, — подобным людям я не могу подарить свое доверие, даже если они пользуются в настоящее время милостью высоких и высших инстанций» . Осенью 1942 г. митрополит Серафим даже планировал издать антисемитскую богословскую статью, правда, из этого ничего не вьшло. 6 ноября настоятель прихода РПЦЗ в Мюнхене о. Александр Ловчий писал владыке о неудаче дела: «Имею честь при сем представить Вам предполагаемую к печатанию в Епархиальных Ведомостях статью “Вина иудеев и язычников перед судом правды Божией” на немецком языке... С великой охотой я исполнил бы Ваше желание, святой Владыко, и отпечатал бы эту статью в количестве 300 экземпляров, но, к сожалению, у меня нет такого количества бумаги» . В епархиальном журнале эта статья в дальнейшем также не была опубликована.

http://bogoslov.ru/article/6024224

Состоялись торжества по случаю 80-летия основания архиепископии Русской Православной Церкви в Бельгии 11 ноября 2017 г. 11:47 4 ноября 2017 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в Брюсселе состоялись торжества по случаю 80-летия основания архиепископии Русской Православной Церкви в Бельгии. Началу этого события послужил эдикт короля Леопольда III, который в 1937 году даровал Преосвященному Александру (Немоловскому) титул «русского православного архиепископа Брюссельского и Бельгийского». Божественную литургию в Свято-Троицком храме возглавил архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон . Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Сурожский Елисей , епископ Бельгийский и Голландский Досифей ( Грузинская Православная Церковь ), руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Звенигородский Антоний , духовенство Бельгийско-Брюссельской архиепископии и клирики Поместных Православных Церквей. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации А.А. Токовинин, бельгийский кардинал Жозеф де Кесель, многочисленные прихожане и гости. По окончании Литургии была возглашена «Вечная память» королю Леопольду III, митрополиту Александру (Немоловскому) и архиепископу Василию (Кривошеину). Архиепископ Симон обратился к собравшимся с приветственным словом. Протоиерей Ставрос Триантафилу, настоятель храма святых Архистратига Михаила и Гавриила в Брюсселе, огласил приветствие митрополита Бельгийского Афинагора ( Константинопольский Патриархат ). От лица духовенства и мирян Бельгийско-Брюссельской архиепископии архиепископа Симона приветствовал протоиерей Александр Яворовский. Он преподнес владыке образ святителя и чудотворца Николая. В тот же день в посольстве Российской Федерации состоялся торжественный прием по случаю празднуемого юбилея, сообщает сайт архиепископии . Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5059502.ht...

Следующие проекты решений касались вопросов, в детальной разработке которых не принимали активного участия русские православные иерархи. В частности, Всеправославному Комитету были предложены определения «Епископское достоинство и брак» , «О возрасте хиротонии диаконов, иереев и епископов» и о внешнем виде клириков . В ходе обсуждения означенных проектов постановлений Всеправославного Конгресса архиепископ Александр (Немоловский) высказал свое несогласие с предполагавшимся разрешением на вступление в брак клириков уже после их хиротонии. Ссылаясь на 10-е правило Анкирского Собора , он допускал в виде икономии возможность допущения к браку диаконов, предварительно заявивших о своем желании создать семью после принятия священного сана. Однако для архиепископа Александра представлялось неприемлемым допускать возможным брак для иереев . Как свидетельствуют протоколы седьмого заседания Всеправославного Конгресса, подавляющее большинство его участников во главе с Константинопольским патриархом не сочли убедительными аргументы архиепископа Александра (Немоловского). В завершении дискуссии русский иерарх призвал собравшихся осознать катастрофическое положение Русской Православной Церкви в советском государстве, не позволившее ей принять полноценное участие в Конгрессе и основательно изложить собственную позицию по обсуждаемым вопросам . Восьмое заседание Всеправославного Конгресса, состоявшееся 1 июня 1923 г., началось дискуссией по озвученному на предыдущем заседании вопросу канонического возраста для принятия священного сана. Председательствовавший на заседании патриарх Мелетий (Метаксакис) попросил присутствовавших рассказать о существующих в Поместных Церквях традициях, касающихся возраста рукополагаемых лиц. В ходе обсуждения вопроса архиепископ Александр (Немоловский) сообщил о том, что в Русской Православной Церкви установилась практика рукополагать выпускников духовных семинарий после достижениями ими 21 года и не рукополагать иеромонахов прежде достижения ими 30-летнего возраста. При этом делалась оговорка, что исключение составляют монашествующие выпускники духовных академий и семинарий, рукоположение которых в иерейский сан становится возможным уже в возрасте 22 лет. Учитывая существующую в Поместных Церквях практику, патриарх Мелетий предложил участникам Всеправославного Конгресса утвердить следующие возрастные границы для принимающих священный сан: 21 год для диаконов, 24 года для иереев и 30 лет для епископов. Участники заседания одобрили данное предложение . Вполне очевидно, что данное решение пересматривало византийские канонические постановления, не допускавшие рукоположение во иерейский сан лиц, не достигших 30-летнего возраста (Трул. 14). Вместе с тем, Всеправославный Конгресс не расходился с практикой Русской Православной Церкви, дозволявшей снижение границ канонического возраста кандидатов на вступление в клир.

http://bogoslov.ru/article/5724320

1 авг. 1908 г. еп. Аляскинским Иннокентием (Пустынским) А. был переведен на должность настоятеля миссии в Михайловский форт (в состав миссии был включен Чукотский п-ов) и назначен также благочинным Михайловского окр. На Чукотке А. пробыл с 1 июня 1909 по авг. 1910 г.; проповедовал среди местного населения и основал церковноприходскую школу на 20 учащихся. За 11 лет служения на Аляске и Чукотке крестил до 1,5 тыс. язычников. В апр. 1912 г. согласно указу архиеп. Алеутского и Североамериканского Платона (Рождественского) А. стал благочинным приходов Канады и настоятелем прихода в г. Эдмонтон (пров. Альберта) с проживанием в приписном к нему приходе в пос. Раббит-Хилл. 6 мая 1914 г. возведен в сан архимандрита. 20 апр. 1915 г. еп. Аляскинским Александром (Немоловским) А. был назначен настоятелем кафедрального Свято-Архангело-Михайловского собора в Ситке и благочинным Аляскинских миссий, 10 сент. 1916 г. еп. Аляскинским Филиппом (Ставицким) - членом Аляскинского духовного правления. После отъезда А. в Канаду правосл. паства, оставшаяся в Сев. Аляске без пастырского руководства, попала под влияние нахлынувших туда инославных миссионеров, гл. обр. пресвитериан и методистов. Из более чем 3 тыс. православных к 1916 г. в вере отеческой оставалась едва ли треть. Для противодействия инославному влиянию и прозелитизму А. по собственному прошению и с благословения архиеп. Алеутского и Североамериканского Евдокима (Мещерского) с июня 1916 г. перевели на Сев. Аляску начальником Североаляскинских миссий. Осенью того же года он поселился в стане начальника Куикпакской миссии на р. Юкон, при Крестовоздвиженской ц., и вскоре были возобновлены занятия в школе катехизаторов и открылся приют для детей-сирот. В 1923 г. А. был избран викарным еп. Аляскинским в помощь митр. Североамериканскому Платону. Для совершения над ним наречения и архиерейской хиротонии А. направлен епархиальным начальством в Москву, к Святейшему Патриарху Тихону, однако по обстоятельствам того времени А. не смог проехать далее Риги. Наречение А. во епископа состоялось по благословению Патриарха 28 июня 1924 г. по возвращении А. из Европы. 28 июля того же года митр. всей Америки и Канады Платон (Рождественский), еп. Чикагский Феофил (Пашковский) и еп. Детройтский Аполлинарий (Кошевой) в кафедральном Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка хиротонисали А. во епископа. Владыка занимал Аляскинскую кафедру до сентября 1931 г. По болезни вынужден был уйти на покой в Тихона Задонского мон-рь в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания). Скончался от воспаления легких и погребен на кладбище мон-ря в часовне-усыпальнице.

http://pravenc.ru/text/114624.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010