Службу совершал Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины. Я с протоиереем Ф. Казанским и со своими берлинскими собратьями и другими киевскими священниками сослужили высокопреосвященному владыке. После Евангелия я сказал проповедь о любви сущих в рассеянии русских к своей Родине, о перенесённых нами скорбях и унижениях минувшей войны, о твёрдом стоянии за святую веру православную и о бесконечной преданности святой матери Церкви русской православной и её Ангелу Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. Высказал радость, что через 35 лет увидал дорогую Родину, Москву — сердце России и Киев — матерь градов русских, и убедился воочию, что жива Святая Русь. Народу было множество. Тесно. Как в соборе, так и вокруг него целое море голов, как и в Москве. Пели задушевно-прекрасно. Литургия для детей под открытым небом После Богослужения обильная трапеза у высокопреосвященного владыки митрополита Иоанна. Радушию и гостеприимству высокопреосвященного хозяина не было границ. Не только мило приказывал, но и сам мне в тарелку подкидывал разные яства. Долго длилась задушевная беседа. Слушали и радостно смотрели на величественного и благостного первосвятителя Киевской земли. Не хотелось уходить… Вечером в тот же день Всенощная в Покровском женском монастыре, основанном великой княгиней Александрой Петровной (в иночестве — Анастасией). Настоятель монастырского храма в течение 40 лет — досточтимый протоиерей Феодор Поспеловский. Игуменья мать Архелая — именно мать! — а монахини — её любимые чада. Монахинь в обители 270. Есть старые, есть и молодые. Пение молитвенно-прекрасное, уносящее душу куда-то высоко от сей юдоли плачевной. Чёрные клобуки, рясы в ярко освещённом благолепном храме — неизгладимое впечатление, точно открылась завеса в потусторонний мир. И в такой трогательной обстановке совершил я Всенощную с представителем Святейшего Патриарха протоиереем Ф. Казанским, отцом настоятелем и своими берлинскими собратьями. Говорил проповедь на тему: «Властно раскинула сети ложь, не щадя никого; грустно тому жить на свете, кто не от мира сего». Конечно, нас не отпустили без трапезы.

http://bogoslov.ru/article/6177696

В апреле 1960 года скончался митрополит Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский). Старшая сестра сестричества при Свято-Никольской церкви в Брюсселе Мария Евгеньевна Драшусова в подготовленном ею к 100-летию храма кратком обзоре церковной жизни за 1923–1962 годы писала: «Патриархия не назначила архиерея на освободившуюся кафедру, а в Приходской совет была направлена телеграмма с просьбой указать, кого желали бы иметь на месте владыки Зная, что патриарший экзарх в Париже митрополит Николай (Ерёмин) имеет викарного архиерея владыку Василия (Кривошеина) , долгие годы подвизавшегося на Афоне, Приходской совет изъявил желание видеть его нашим архипастырем». Митрополит Солунский Пантелеимон I (Папагеоргиу) и епископ Волоколамский Василий (Кривошеин) . Салоники. 12 ноября 1959 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия I и определением Священного Синода епископ Василий был назначен на кафедру в Брюссель, на которой пребывал до конца жизни. В свою епархию он приехал в июле 1960 года, к празднику святых апостолов Петра и Павла. Однако не все клирики поначалу встретили его благожелательно. Вот что вспоминает Наталья Рейнгардт, много лет исполняющая в храме святителя Николая в Брюсселе обязанности псаломщицы: «...Случай, поразивший весь приход, был связан с поведением нашего тогдашнего протодьякона, о. Николая Друганова. Отец Николай обожал владыку Александра и готов был встретить в вилы его преемника. Когда он узнал о назначении в Брюссель владыки Василия, он принялся рассказывать о нём всякие небылицы. Мы все с ужасом ждали столкновения. Но... приехал владыка, и в первое же воскресенье наш „отче“ (как все его звали) служил с сияющим лицом и, начисто забыв свои россказни, делился своим одобрением с прихожанами. Владыка Василий сумел его „огладить“ в несколько дней. Я лично могу только с любовью вспоминать его отношение ко мне». Вскоре после назначения владыка Василий посетил Россию, где он регулярно бывал с 1956 года. В Москве 21 июля 1960 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, его возвели в сан архиепископа Брюссельского и Бельгийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Недосекин П., прот. Центральным лейтмотивом эволюции форм и богословского осмысления образа креста в Древней Церкви проходит идея передачи через него понятия «славы Божией». Более того, через показанный выше анализ «знака Иезекииля» – Тав – это понятие апеллирует к его онтологическому библейскому пониманию, именно как Kabowd Yehovah – «Кабод Яхве». С принятия императором Константином христианства образ креста приобретает акцент общественно-государственной и воинской функции. Как ни странно, в архивных бумагах Брюссельско-Бельгийской архиепископии нет совершенно никаких письменных документов от времени митрополита Александра (Немоловского). До недавнего времени исключение составляла только его архиерейская ставленническая грамота от 15 ноября 1909 года. Святой апостол Павел в своих посланиях синкретически заложил всю доктрину христианского учения о крестном спасении человечества. Однако весь первый и второй век осмысление темы распятия и креста представляло из себя некий бурлящий поток противоречий и мнений. Равно как и сам феномен христианства, ворвавшийся в сознание современников, ломал все устои и нормы мировосприятия. Равно и этот жестокий крестный образ, через который это спасение было осуществлено, вызывало потребность осмысления всего происходящего в мировоззрении и философии заново. Иудеи требовали чуда, а эллины мудрости (1 Кор. 1. 22). Данная статья протоиерея Павла Недосекина посвящена динамике осмысления образа креста христианами в доконстантиновскую эпоху. Несмотря на наличие многообразия во мнениях, автор выделяет несколько понятий, которые связывались с Крестом Христовым – образы плуга, топора и корабля. Кроме того, автор в публикуемом материале сумел аккумулировать большой объем вспомогательного материала, посвященного историческим замечаниям, обзору культурной среды латинского, греческого и иудейского мира.

http://bogoslov.ru/person/3767835

После смерти Н. Г. Рейнгардт в распоряжении современников оказались документы, позволившие восполнить несколько пробелов в биографии владыки Александра. Это три рулона плотного картона, ссохшиеся за сто с лишним лет, обезвоженные и ломающиеся при попытке их развернуть. После специальной обработки и консервирования содержание рулонов стало доступным. Аттестат Александра Александровича Немоловского о присвоении ему звания действительного члена Археологического института в СПб Первый документ представляет собой аттестат за номером 183, который гласит: «Санктпетербургский Археологический Институт, состоящий под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Сергия Александровича, удостоверяет, что окончивший курс С.-Петербургской Духовной Академии Александр Александрович Немоловский выслушал курс наук: первобытную и христианскую археологию, юридические древности, славяно-русскую палеографию, историческую географию и этнографию России, нумизматику, дипломатику и архивоведение, и по испытании в названных науках признан достойным звания действительного члена С.-Петербургского Археологического Института, в удостоверение чего дан этот аттестат за надлежащими подписями и с приложением печати Института. С.-Петербург, 1901 года, Мая 10 дня». И далее печать и подписи директора Николая Васильевича Покровского и других профессоров. Второй документ — грамота, выданная архиепископом Алеутским и Северо-Американским Платоном о возведении иерея Александра Немоловского в протоиерейское достоинство. И хотя первоначально грамота была датирована 1890 годом, дата была зачёркнута и исправлена красными чернилами на 1909 год. День возведения в протоиерейство — 18 мая, день вручения награждённому грамоты — 21 мая 1909 года. Третий документ представляет собой диплом за номером 3, выданный владыке Александру 31 декабря 1910 году в Нью-Йорке, о присвоении ему звания почётного члена Русского Православно-Христианского эмигрантского общества в Северной Америке, подписанный также архиепископом Платоном.

http://bogoslov.ru/article/6177696

В Оксфорде иеромонах Василий продолжил свои исследования, публикуя статьи в британских, французских, немецких, итальянских или греческих научных журналах, участвуя в международных конгрессах по патрологии, византинистике и догматическому богословию 10 . Важнейшим творением во время его пребывания в Великобритании стало критическое издание писаний преподобного Симеона Нового Богослова , византийского мистика XI века. Эта работа, на которую у него ушло несколько лет, была издана в 1963–65 гг. в знаменитом патристическом собрании «SourcesChretiennes» 11 . Блестяще увенчать ее ему удалось уже в 1980 г. изданием биографии преп. Симеона 12 . Возведенный в сан архимандрита в 1957 г., владыка Василий был вскоре призван Церковью к епископскому служению. По избрании его епископом Волоколамским 26 мая 1958 г., он посвящается в Лондоне 14 июня 1959 г. и назначается викарием патриаршего экзарха Западной Европы (с местопребыванием в Париже) 13 . В своей речи на интронизации, новопоставленный епископ произнес: «Я счастлив принадлежать к Русской Православной Церкви, Московской Патриархии, Церкви исповедников веры Христовой, высоко держащей яркий светоч Святого Православия. […] Верю, что наше пребывание в Западной Европе не есть нечто случайное, но определено Промыслом Божиим, и что на всех нас возложена задача свидетельствовать пред народами Запада об истине православной веры, распространять ее в инославной среде, содействовать созданию и укреплению Западного Православия с конечной целью воссоединения всего христианского мира во Едину, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь » 14 . Отныне его постоянной заботой станет свидетельство о Вселенском Православии и русской культуре. Епископу Василию, однако, не пришлось надолго задержаться в Париже. В 1960 он был назначен на место скончавшегося 15 бельгийского епархиального архиерея – митрополита Александра (Немоловского) 16 . По своем назначении в Брюссель 31 мая 1960 г. 17 , владыка Василий прибыл в бельгийскую столицу 12 июля того же года. Немного спустя, он совершает поездку в Россию, где 21 июля 1960 г. его возводят в сан архиепископа 18 . Епархия Московского Патриархата в Бельгии произошла от старейшего в стране православного храма святителя Николая Чудотворца, основанного в Брюсселе в 1862 г. 19 После прибытия в Бельгию первого православного епископа в 1929 г., храм получил статус «кафедрального собора», а Брюссель стал «кафедральным» городом православного архиерея 20 . Бельгийское государство утвердило сложившееся положение: королевский указ 1937 г. признал за епархией статус «общественно-полезного учреждения», а за ее главой титул «русского православного архиепископа Брюссельского и Бельгийского» 21 . С назначением владыки Василия в Брюссель, бельгийская православная епископская кафедра приобрела значительный вес. Действительно, как писал «Вестник русского западноевропейского патриаршего экзархата»:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Впервые богослужение было совершено в праздник Рождества Христова, присланным митрополитом Евлогием (Георгиевским) первым настоятелем прихода протоиереем Иаковом Ктитаревым , прибывшим незадолго до этого из Чехии . Отец Иаков прослужил в этом классном «храме» 2 года. С приездом священника постепенно наладилась церковная жизнь прихода, был образован Приходской Совет. В августе 1927 года отец Иаков был переведён митрополитом Евлогием в Париж , а в Шарлеруа назначен священник из Эстонии протоиерей Александр Ванчаков . Этот священник прослужил в Шарлеруа только десять месяцев и был переведён в Вену . Приход некоторое время вновь остался без священника, но в том же помещении. Священнику из Брюсселя, когда он приезжал, всё же было легче, так как было место для совершения богослужений. Изгнание. Аренда заброшенного склада Вслед за этим Парижское Епархиальное Управление весьма неудачно назначило в Шарлеруа священника Иоанна Д., незадолго до этого перешедшего в православие из католиков. Отец Иоанн совершил только одно богослужение, после которого Приходскому Совету было указано сестрами монастыря немедленно освободить помещение класса. Службы прекратились. Отец Иоанн уехал. Помещение храма было утеряно. Разобранный иконостас монахини согласились временно поместить в подвале монастыря. Снова возобновились поиски помещения. После долгих усилий община арендовала заброшенный склад в городе Шарлеруа по адресу рю де Л’Анкр дом 1, куда общими усилиями и была перевезена церковь. Священником был назначен протоиерей Димитрий Владыков , приехавший из Прикарпатской Руси. С ним приехал и псаломщик-регент хора Валентин Николаевич Войдёнов. Это было как раз кстати, так как регент Королёв к тому времени уехал в Америку. С этого времени начались регулярные богослужения. Жизнь прихода наладилась. Число прихожан на богослужениях всегда было более ста человек. Отец Димитрий прослужил в Троицком храме Шарлеруа 11 лет, до 1938 года. За эти годы в жизни прихода произошло немало изменений. Регент В. Н. Войдёнов, который исполнял свои обязанности более 25 лет (умер в 1956 году), устроил прекрасных хор, который городские власти неоднократно приглашали на различные фестивали духовной и светской музыки. В эти годы неоднократно приход посещали архиепископ Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский) , митрополиты Евлогий (Георгиевский) и Владимир (Тихоницкий) . В храме молились генералы Деникин, Кутепов и Миллер. На престоле храма до сих пор лежит святой антиминс, выданный митрополитом Владимиром.

http://drevo-info.ru/articles/4821.html

— До революции это был единственный русский приход в Бельгии? — Да, новые приходы появляются с ростом числа русских эмигрантов в послереволюционные годы, в эпоху великого исхода русских людей из своего Отечества. — Как протекал процесс создания новых православных общин в Бельгии? — В Бельгии, как и по всей Европе, после революции создаются новые русские православные приходы. В 1922 году возникают временные храмы в Вюльверингёне и Жодоне, не сохранившиеся до нашего времени. Затем митрополит Евлогий (Георгиевский) прямо предписал настоятелю Никольского храма в Брюсселе озаботиться вопросом основания новых русских приходов в Бельгийском королевстве. Результатом этого стало открытие прихода в Льеже (в 1925 году, ныне приход Константинопольского Патриархата ) и Намюре (также в 1925 году, не сохранился). В 1924 году в провинцию Эно приехали воины русского Корниловского полка числом более 700 человек. Это стало возможным после решения бельгийских властей принять русских эмигрантов специально для работы в новых каменноугольных шахтах в окрестностях города Шарлеруа. Корниловцы уже в год приезда в Бельгию основали в местах своего расселения 4 храма, из которых доныне сохранился лишь один — храм Святой Троицы в Шарлеруа, здание которого было перестроено из обычного гаража. В конце 1925 года был основан русский приход в Генте, доныне не сохранившийся, и в Лувене — он был возрождён в 2003 году. — Каким образом из этих приходов оформилась новая православная епархия, кто стоял у ее истоков? — В самом начале 1929 года настоятелем Никольского храма в Брюсселе был назначен епископ Александр (Немоловский). Таким образом было положено начало формированию Бельгийского викариатства в составе Митрополии, которой управлял владыка Евлогий (Георгиевский). Когда в 1931 году митрополит Евлогий перешёл под омофор Константинопольского Патриарха и был назначен его экзархом в Западной Европе, епископ Александр был назначен представителем экзарха Константинопольского Патриарха в Бельгийском королевстве. А 5 июня 1937 года указом короля Леопольда Ш в Бельгии была основана Архиепископия Русской Православной Церкви. Владыка Александр тогда же получил титул который доныне носят русские архиереи в Бельгии: «Архиепископ Брюссельский и Бельгийский».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204657...

Любопытный факт из этой эпохи: иконостас первого в Бельгии православного храма, устроенного княгиней Анной Павловной в Брюсселе в 1816 году, был взят ею при переезде в Гаагу в 1830 году, где он находился в новом православном храме более ста лет до тех пор, пока в 1939 году не был переслан настоятелем Гаагского храма обратно в Бельгию, но уже в Антверпен . К слову, именем одного из прихожан местного русского храма, авиаконструктора Г.В. Иванова, названа улица Жорж Ивановлаан в антверпенском предместье Дерне. В 1935 году брюссельская община РПЦЗ начала строить храм в древнерусском стиле. После перерыва, вызванного Второй мировой войной, строительство возобновилось и завершилось к 1951 году, когда храм во имя праведного Иова Многострадального освятил первый настоятель – святитель Иоанн (Максимович, 1896–1966), трудившийся в 1951–1962 годах на Брюссельской кафедре. Этот храм, воздвигнутый в память царя-мученика государя Николая Александровича, считается самым красивым православным храмом Бельгии. Вторая мировая война и немецкая оккупация страны нанесли сильный удар по русской общине, которая разделилась на противников и сторонников Гитлера. 22 октября 1940 года после литургии гестаповцами был арестован архиепископ Александр и этапирован в Германию. Был выслан из Брюсселя служивший там о. Андрей Насальский (1899–1955). Православные приходы в Антверпене, Генте и Лёвене прекратили свое существование, храм в Льеже был разрушен во время бомбардировки в 1944 году и лишь девять лет спустя русская община смогла построить здесь новую церковь. После войны возвращается из заключения архиепископ Александр (Немоловский) и в 1946 году вместе с приходом брюссельского храма святителя Николая переходит под омофор Патриарха Московского. В 1950-е годы православное присутствие в Бельгии значительно пополняется за счет эмигрантов из Греции, ввергнутой в нищету из-за гражданской войны. Прибывшие греки открывают более десяти новых приходов по всей территории Бельгии. В 1960 году Бельгийскую кафедру Московского Патриархата вместо почившего владыки Александра занимает епископ Василий (Кривошеин, 1900–1985), бывший афонский монах и известный богослов. По его инициативе были созданы три православные общины, в которых богослужения совершались на французском языке, и один монастырь, насельниками которого стали фламандцы.

http://pravoslavie.ru/4137.html

В целом патриотическую позицию Церкви в период Вели­кой Отечественной войны и ее безоговорочную под­держку советского правительства зарубежные ав­торы объясняют следующими причинами: холодным расчетом иерархов Русской Православной Церкви, стремившихся в трудное для страны время укрепить свои позиции в советском обществе, «вы­торговать» для Церкви уступки у власти; стремлением церковных иерархов избежать ожидаемых репрессий; надеждой приобрести терпимое отношение и религиозную свободу на будущее; любовью к Родине и своему народу. Исходя из этого нередко делается вывод, что нор­мализация отношений между Церковью и государ­ством являлась результатом отступления от тради­ционной линии поведения как Московского Патри­архата, так и советского государства. Поведение священноначалия Московского Патриархата в 1941–1945 гг. частью зарубежных исследователей оценивается как противоречившее настроениям и чув­ствам широких масс верующих, которые якобы виде­ли в них вождей для борьбы с советским государст­вом. Когда же Русская Православная Церковь заняла патриотическую позицию, то ее руководство будто бы обмануло надежды верующих. Из российских исследователей наиболее значительный вклад в изучение патриотической деятельности православного духовенства внесли О.Ю. Васильева и В.Н. Якунин. Кандидатская диссертация и статьи О.Ю. Васильевой были в значительной степени посвящены исследованию основных направлений и объективной оценке патриотической деятельности Русской Церкви, изучению ее вклада в общенародное дело достиже­ния победы в Великой Отечественной войне, при этом специально освещался боевой путь танковой колонны имени Дмитрия Донского, построенной на средства верующих [xxii] . Целый ряд работ, посвященных истории Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, и прежде всего ее патриотической деятельности, написал самарский историк В.Н. Якунин. В них можно найти сведения об антинацистской позиции православ­ного духовенства как на советской, так и на оккупированной тер­ритории СССР; упоминается и участие в борьбе с гитлеровским режимом православных чешских священнослужителей и Брюссельского архи­епископа Александра (Немоловского) и т.д. [xxiii]

http://bogoslov.ru/article/2554211

9 июля. Патриаршая Литургия в храме в честь Тихвинской иконы Богоматери. Мы сослужим Святейшему. После Литургии Святейший долго благословлял народ, наполнивший храм и запрудивший всю улицу. Обедали у Святейшего. Под вечер осматривали порт Химки (Речной вокзал канала Москва — Волга). 10 июля. Поездка на автомобиле в Свято-Троице-Сергиеву лавру. С трепетом вошли в Свято-Успенскую церковь, где у иконостаса с правой стороны находится рака со святыми мощами преподобного Сергия Радонежского. Почивает великий угодник Русской земли под балдахином, увешанным лампадками. Тихо мерцают они, за грехи наши полупотухшие, а иные — возжённые молитвами покаянными, слезами веры, жертвенным подвигом русского народа, пославшего миллионы своих сынов защищать Родину от нашествия страшных врагов. Когда-то знаменитый историк В. Ключевский сказал: «Россия будет жить до тех пор, пока не погаснут лампады у раки со святыми мощами преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца». Милостью Божиею лампады пока возгорелись. Жива Святая Русь! Звонят колокола. Всё по-старому. Молились мы за Литургией в алтаре и потом служили молебен, подошли прикладываться ко святым мощам. Я с дерзновением отдёрнул покров, покрывающий святые мощи, и мы с благоговением облобызали нетлеющую главу преподобного. Народа было множество, несмотря на будний день. Я сказал несколько слов к молящимся. Трапезовали в братской столовой с наместником архимандритом Гурием и братией. Их 30. И старые, и молодые. Потом посетили Николо-Кузнецкую церковь в Замоскворечье. Настоятель храма протоиерей Александр Смирнов (он же секретарь «Журнала Патриархии») приветствовал меня — бывшего узника в тюрьме гестапо, пострадавшего за правду. Краткий молебен. Я отвечал сердечной благодарственной речью. Отец протоиерей поднёс мне на память митру, украшенную жемчугами. 11 июля. Память преподобных Сергия и Германа Валаамских и день Ангела в Бозе почивающего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия — моего незабвенного духовного отца, ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии, рукоположившего меня во диакона, священника и в 1909 году — в сонм архиереев, возглавленный приснопамятным митрополитом Антонием (Вадковским), — во епископа. Святейший доставил мне великую радость, благословив в этот день отслужить Литургию в приделе Елоховского Богоявленского собора и панихиду на тут же находящейся могиле великого русского святителя, стоявшего во главе управления Русской церкви 25 лет, а последние 2 года — в высоком сане Патриарха. Господь помог первосвятителю Сергию по бурным волнам житейского моря, воздвигаемым живоцерковниками, обновленцами и другими раскольниками, привести корабль церковный к тихой пристани и пророчески указать достойного преемника в сложном мире — Святейшего нашего Патриарха Алексия. Конечно, были и другие враги церкви — безбожники. Но они не так страшны: они вне нас. Самый великий ужас, если враги находятся среди корабельщиков. Это и было. Суди их Бог.

http://bogoslov.ru/article/6177696

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010