— А при каких обстоятельствах Брюссельская архиепископия вошла в юрисдикцию Московского Патриархата? — В 1940 году, после оккупации Бельгии гитлеровцами, владыка Александр (Немоловский) был арестован гестапо и увезён в Германию. После освобождения из плена в 1945 году он в течении года находился в Советском Союзе. Там же он перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, о чем и объявил в Брюсселе после своего возвращения в Бельгию в 1946 году. С этого времени Свято-Николаевский приход и находящееся при нем здание Архиепископии стали принадлежать Русской Православной Церкви. — А остальные русские приходы в Бельгии? Все остальные русские приходы, о которых речь шла выше, остались в составе Константинопольского Патриархата. — Как же удалось расширить епархию? Это происходило за счет присоединения старых приходов или же создавались новые общины? — В 1946 году Московский Патриархат имел в Бельгии всего лишь один приход. Однако при сменившем владыку Александра архиепископе Василии (Кривошеине) в Бельгии возникают три новых франкоязычных прихода и один монастырь, насельниками которого стали фламандцы. — С тех пор новые приходы не создавались? — Ну почему же. В 1992 году ко мне обратился возглавлявший русские приходы Константинопольского Патриархата в Западной Европе архиепископ Евкарпийский Сергий (Коновалов). Владыка просил меня совершать богослужения в Свято-Троицком храме в Шарлеруа, находившемся в его юрисдикции. Эта несколько необычная мера была вызвана тем, что Русской архиепископии Константинопольской Церкви не хватало собственного духовенства. Владыка так мне и сказал: «Если не согласишься, храм просто придется закрыть!». Получив благословение на служение в Шарлеруа от архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона , я обговорил с владыкой Сергием условия, при которых это было возможно. Я сказал архиепископу Сергию, что буду окормлять Троицкий приход в Шарлеруа только при условии, что буду поминать не только Патриарха Константинопольского, но также и своего Предстоятеля — Патриарха Московского и всея Руси. Владыка Сергий дал на это согласие, после чего я в течение более десяти лет на всех службах поминал Архиепископа Константинопольского и Нового Рима, Вселенского Патриарха, а затем Патриарха Московского и всея Руси и далее владыку Сергия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204657...

После революции 1917 года в Бельгию переехало около восьми тысяч беженцев из России. Ими были созданы в 1920–1930 годах православные приходы в большинстве крупных бельгийских городов: в Антверпене, Шарлеруа, Льеже, Генте, при русском детском доме в Намюре и университетском городке Лёвене, в Вюльверинге и Жодоне. У новоприбывших русских было немало трудностей, в том числе и с получением образования для детей. Бельгийцы, еще никогда так массово не сталкивавшиеся с Православием, поначалу считали необходимым переведение детей русских беженцев в католичество. По просьбе нового настоятеля Никольского прихода отца Петра Извольского (1863–1928), вмешался бельгийский кардинал Мерсье, сделав все для того, чтобы к русским ученикам в школах стали относиться лучше. Несмотря на свои лишения, беженцы старались помогать и другим. Так, в это время Никольским приходом проводились сборы пожертвований в пользу голодающего населения России, на строительство храмов в Берлине и в г. Лиль (Франция), в пользу Урмийской миссии в Персии, в помощь храму святителя Николая Чудотворца в Бари (Италия), на нужды русских обителей на Афоне и проч. Церковное разделение, омрачавшее существование русского Православия в рассеянии на протяжении большей части ХХ века, не обошло стороной и бельгийские приходы. Большая часть их подчинялась митрополиту Евлогию (Георгиевскому, 1868–1946) и вместе с ним в 1931 году перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Часть прихожан брюссельского прихода в 1927 году прекратила общение с ним и создала свой приход в подчинении Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). В 1934 году был основан приход РПЦЗ в Антверпене. В 1926 году в Брюсселе греки открыли свой приход. В 1929 году в Бельгию прибыл первый православный архиерей – епископ Александр (Немоловский, 1875–1960), управлявший с того времени русскими приходами, находящимися в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1936 году Патриарх Константинопольский утвердил его архиепископом Брюссельским и Бельгийским. Владыка Александр самоотверженно заботился о пастве, особенно страдавшей во время экономического кризиса 1930-х годов. На свои средства он ежедневно кормил до 30 человек, при этом нередко, экономя на транспорте, шел несколько километров пешком, чтобы служить литургию. Столь выдающийся архиерей вскоре стал пользоваться уважением и любовью не только у своей паствы, его богослужения посещал даже король Леопольд III.

http://pravoslavie.ru/4137.html

Москва — сердце России; в миниатюре — вся Россия. «Город чудный, город древний», но и нового много в нём. Это настоящий европейский город с громадными площадями, широкими улицами, большими зданиями, магазинами, великолепным метро. Но есть в нём и нечто другое, это ласкает взор, умиляет душу, заставляет радостно трепетать измученное сердце. Это Кремль с Иваном Великим и золотыми куполами большого Успенского собора. Соборы: Архангельский, Благовещенский, церковь Святого Василия Блаженного и другие храмы. Это не музеи, не римский Капитолий, не египетские пирамиды, не остатки потонувшего — исчезнувшего — мира, это центры русской жизни, нечто живое, непреходящее, вечное, чем живёт Россия больше тысячи лет и чем она будет жить вечно. «Душа по природе христианка», — сказал Тертуллиан, и, прибавим мы, в особенности — душа русского народа. В жилах его течёт православно-христианская кровь. Её выплевать нельзя. Святое Православие — это наша национальность. Кто не православный, тот не русский. Святое Православие — это душа русского народа. Что эта душа жива — это видел и свидетельствую. Это видят все. Душа может дремать — крепко заснуть. Не напрасно в церковной песне говорится: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?». Страшные испытания послал Господь нашей Родине. И русская душа пробудилась… Свидетельствует о сем высокий подъём религиозный, который охватил весь русский народ и который проявляется в торжественных богослужениях в храмах, переполненных народом не только в праздничные, но и в будние дни. 8 июля с утра были на приёме у Святейшего. Трапезовали у него. После четырёх часов посетили храмы: 1) Святого Илии Пророка в селе Черкизове; 2) Воскресения Христова в Сокольниках. Здесь происходило избрание высокопреосвященного митрополита Ленинградского Алексия в Патриарха Московского и всея Руси. Пред великой святыней всея Руси чудотворной Иверской иконой Богоматери усердно со слезами молились я и мои собратья, берлинские спутники отцы Сергий и Аркадий. И это были слёзы радости — в иконе мы узрели саму Владычицу-Богородицу как бы живую, смиренно склонили головы пред Той, Которой молились наши предки; многие миллионы несли Ей — Матери Господа Вышняго — свои радости и свои печали, у Неё просили помощи и заступничества и по вере получали благодатное утешение. Есть у нас чудотворная Иверская икона Богоматери, значит — Пречистая не оставит России, как и в древности имели право дерзновения именовать нашу Родину домом Пресвятой Богородицы. Приложились и к другой великой святыне — чудотворной Боголюбской иконе Богоматери. Молитвенно-трогательно пели сильные певцы; 3) Знамения Божией Матери на Переяславке, где чудотворная икона святого мученика Трифона и крест из Страстного монастыря. Усердно молились пред сими святынями; 4) Церковь в честь Тихвинской чудотворной иконы Богоматери. Здесь совершал Всенощную высокопреосвященный Николай, митрополит Крутицкий. Мои собратья сослужили владыке. Я молился в алтаре. Молящихся еле вмещал храм. Толпа стояла и перед храмом.

http://bogoslov.ru/article/6177696

I. Московские впечатления 7 июля (24 июня). Первое патриаршее служение, в коем приняли участие я и мои берлинские собратья в обширном храме Иоанна Крестителя на Пресне по случаю храмового праздника. Заранее мы прибыли в храм. Еле протиснулись: такое множество народа — мужчины и женщины, старые и молодые. Одежд не видно. Одни головы. Целое море голов. Облачились: архимандрит Орловский Антоний и я, с нами семь священников. Вышли на встречу Святейшего. Подъехал автомобиль. Вот показался он — Святейший Отец и Владыка наш, преемник Святейших Патриархов Гермогена, Никона, Тихона, Сергия, в близком сотрудничестве с которым и выявил настоящее лицо Святой Церкви Русской православной в минувшую страшную отечественную войну, показав, что духовенство — не безразличные зрители, а пламенные русские патриоты, объезжал передовые позиции, молитвою и огненным словом воодушевлял воинов душу свою положить за Родину, собирал жертвы на помощь воинам — страдальцам за Родину; в минувшее лихолетье являлся в своей жизни и деятельности ярким подражанием подвигов незабвенных в истории Родины угодников Божиих, великих патриотов Святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Сергия Радонежского. Посещение архиепископом Александром летнего детского лагеря. 50-е годы Торжественно совершилась Божественная Литургия, неизгладимою радостью наполнилась душа. После 35-летнего пребывания за границей Господь сподобил узреть родную землю, своими глазами увидеть торжество Православия, сослужить Святейшему Владыке и Отцу нашему, набираться новых духовных сил, иметь право по приезде заграницу сказать то, что всегда видал я под величьем благодати Духа Святого: «Жива Святая Русь! Жив русский православный народ!» В конце богослужения — Литургии и молебна — проповедовал Святейший по-евангельски понятно для детей и интересно для взрослых о мучениях Святого Пророка и Крестителя Господнего Иоанна. Потом Святитель долго благословлял народ. «И очи всея беху зряще Нань». Обед у Святейшего. А под вечер совершили поездку в Новодевичий монастырь. Усердно помолились. Осмотрели здание Богословского института. Осмотрели надвратную церковь царевны Софьи Алексеевны. А потом пешим шагом прогулялись по городу, любопытным взором окинули Красную площадь.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Вечером представитель правительства Украинской республики Павел Семёнович Ходченко доставил нам большое удовольствие — нам было показано в особом помещении два фильма. 1) Недавно состоявшееся воссоединение Галицких униатов с Православною церковью — собрание, речи, голосование, чин присоединения, хиротония новых епископов для воссоединения. Главенствующий высокопреосвященный Иоанн, митрополит Киевский и Галицкий. 2) Разрушенный немцами и восстановленный геройским подвигом русских рабочих Донбасс. 16 июля совершал я со своими берлинскими собратьями и протоиереем Андреем Славинским — благочинным Х округа и нашим милым другом протоиереем Феодором Казанским Божественную Литургию в Вознесенском храме Флоровского женского монастыря. При входе в храм встретила меня величественная игуменья Флавия и стройно-звонкое пенье монахинь. Настоящие украинские соловьи. Какая красота монастырский уют! «Не от мира сего». И потому мятущийся мир спешит сюда найти покой душе своей. Монахинь 250. Приветствовал их как невест Христовых. Святая Православная церковь каждую святую мученицу именует невестой Христовой, а монашество есть добровольное мученичество. Восхвалив монашеский подвиг, закончил слово так: «И я — монах, правда плохой; но при виде ваших чёрных клобуков, ряс и мантий, слушая чудное, с ярким молитвенным подъёмом пение, чувствую себя лучшим, светлейшим». Служили молебен Богоматери, святителю Филиппу, митрополиту Московскому. В числе сослужащих был и мой сродник, протоиерей Евгений Гнеповский из Золотоноши. Чай-завтрак у гостеприимной матери игуменьи Флавии, поднёсшей мне на память шёлковые малинового цвета чётки. Потом посетили Киевский Златоверхий монастырь, т.е. что осталось от него. Слава Богу и за то. Сохранилась церковь, а в ней мощи святой великомученицы Варвары. Открыта маленькая ручка святой великомученицы в ярко просвечивающей перчатке. Радуйся, Варвара, невеста Христова прекрасная! Вместо болящего игумена архимандрита Иллариона встречал нас его помощник архимандрит Гервасий — смиренный и благодушный старец.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Об очень ощутительной помощи церквям и нам нашей военной комендатуры в Берлине мы сообщили Г.Г. Карпову. А отец А. Закидальный рассказал о критическом положении русского дома «Alexander Heim» 24 Wittestrasse в Борсигвальде, на нём висит долг и дом нуждается в капитальном ремонте. На всё потребуется не менее 100 000 марок, т.е. 50 000 рублей. Г. Карпов благосклонно выслушал это заявление и обещал помочь. Г. Карпов между прочим сказал: «Ошибаются те, которые говорят, что отношение Правительства к православной церкви изменилось с началом войны. Гораздо раньше». — «Совершенно верно, — заметил Святейший, — но церковь выявила себя во время войны; вполне — даже более чем — оправдала доверие государства к ней». Всего в Москве открыто 34 церкви. Мы видим, как во многих храмах производятся ремонты, и, следовательно, число открытых храмов увеличится, что, конечно, необходимо, ибо число верующих в Москве, насчитывающей 8 миллионов населения, велико. Видел я и пленных немцев в Москве: 3 раза — по двое-трое человек проходили по улице. Хорошо одетые и небледные. Сказал Г. Г. Карпову. «Да! Это работающие, — ответил он. — Получают паёк, больший, чем наши рабочие. Даём и жалование. Принуждения к работе нет. Каждый работает по совести. Офицеры освобождаются от работы». Последняя страница рукописи архиепископа Приятно нам было видеть и слышать. Русские не варвары! 19 июля осматривали великолепный Исторический музей, где хранятся не имеющие цены сокровища Древней Руси, извлечённые учёными-археологами из недр земли во время научных раскопок: оружие, домашняя утварь, одежда, золотые и серебряные изделия. Есть комнаты, посвящённые эпохам русских царей и императоров. Особенно богат отдел экспонатов Отечественной войны , Севастополя и последней страшной войны. Замечательно отделение ценных рукописей старинных книг. Есть много древних икон, священных облачений. Словом, пред нами как бы воскресла вся Святая Русь. Всё близкое, милое, дорогое, родное! В полдень прощальный обед у Святейшего. Не хочется есть. Сидим и смотрим — хотим навеки запечатлеть в душе светлый образ святейшего владыки и отца всея Руси! Трогательно прощаемся. Святейший Патриарх награждает меня чудными-оригинальными крестом и изображением образа Нерукотворенного Спаса и панагией с иконой Знамения Божией Матери и шёлковыми чётками.

http://bogoslov.ru/article/6177696

С того времени прошло более 500 лет. Ни всё уничтожающее время, ни огонь (не так давно от неизвестной причины случился пожар, повредивший раку преподобного) не коснулись святых мощей преподобного. Мы открывали пелену и видели нетленную главу преподобного. Богослужение совершает священноархимандрит Лавры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении высокопреосвященного Николая, митрополита Крутицкого — великого деятеля церковного, пламенного проповедника; преосвященного Сергия, епископа Кировоградского, ревностного святителя юга России и нашего смирения. Целый сонм духовенства, среди них и мои спутники. Поёт монашеский хор как-то особенно умилительно. Народу неисчислимое множество — тысячи. Во время Богослужения Святейший возлагает святой крест с украшениями на благочинного Германских церквей протоиерея Сергия Положенского. Молебен преподобному Сергию. «Преподобный отче Сергию, моли Бога о нас!» — воодушевлённо поёт духовенство. Ему громко вторит хор. Многие подпевают из народа. Жив! Жив великий молитвенник и пламенный русский патриот. Там — у престола Божия — молится он за Русскую землю, и здесь живой свидетель его бессмертия — святые мощи преподобного, неисчерпаемый колодезь исцелений телесных и, тем паче, душевных недугов, источник великих духовных утешений. С благоговением и Святейший, и духовенство, и монахи, и миряне — вся Святая Русь не токмо устами, но и душой прикасается к многоцелебным мощам преподобного. Слава Тебе, Господи, пославшему нам такую радость — молиться в святой Троице-Сергиевой лавре! Владыка Александр проповедует детям в лагере. Посох приставлен к ограде 18 июля в 9 часов вечера торжественный приём у председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР Георгия Григорьевича Карпова. На приёме Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, высокопреосвященный митрополит Крутицкий Николай, преосвященный епископ Кировоградский Сергий, главнейшие церковные деятели протопресвитер Н. Колчицкий, протоиерей Ф. Казанский, протоиерей А. Смирнов, я и мои спутники — протоиереи С. Положенский и А. Закидальский и сотрудники Г. Г. Карпова.

http://bogoslov.ru/article/6177696

При входе в храм приветствовал меня отец протопресвитер Николай Колчицкий. Слова благословенного витии — целый патерик в похвалу меня как исповедника, пострадавшего за правду, — очень смутили меня, но и обрадовали: Мать-Родина благословила мой подвиг. Кроме протопресвитера Н. Колчицкого, благочинного протоиерея Ф Казанского, сослужили мне 10 священников и среди них — мои собратья отцы Сергий и Аркадий. Сказал и я несколько слов в память в Бозе почивающего Святейшего Патриарха Сергия и со слезами служил панихиду на его могиле. 12 июля — день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Патриаршая Литургия в Богоявленском соборе. И я со своими берлинскими батюшками сослужил Святейшему. Пред входом в храм творилось что-то невообразимое. Вся площадь, что может охватить глаз, буквально залита народом. Всё идёт благолепно по чину. Религиозный подъём толпящихся велик. На глазах у многих слёзы. Действительно, Богослужение. Выше всех на амвоне — Святейший. Чувствуется невольно, что и в духовном отношении он выше всех. «Приидите, поклонимся»… Святейший с дикирием и трикирием. Возле первосвятителя — точно две золотые ленты — сослужащие священнослужители. Выкличка. Архиепископ возглашает: «Святейшему Максиму, архиепископу Константинопольскому, Патриарху Вселенскому — многая лета!» Святейший встал в царских вратах, благословляет сначала поющее духовенство, потом обращается к народу и клиру и благословляет их, повторяющих слова архидиакона. Таким же образом возглашается многолетие блаженнейшим Патриархам: Александрийскому Христофору, Антиохийскому Александру, Иерусалимскому Тимофею. А потом: «Великому Господину и Отцу нашему Алексию, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, многая лета». Во время богослужения настоятель церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены в Берлине священник Аркадий Закидальский возводится Святейшим в сан протоиерея. Молебен святым первоверховным апостолам. Святейшего разоблачают — снимают святительское одеяние, облачают в мантию, белый куколь. Молящиеся длинной вереницей подходят к стоящему на солее и благословляющему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Преставившийся святитель Божий с просветленным и строгим ликом, напоминавшим образ Николая Чудотворца, в современных условиях приближался к типу «Учителя Церкви» первых веков христианства», – писал в некрологе Патриарший экзархат Русской Православной Церкви в Америке после смерти митрополита Григория († 5 ноября 1955 г.) 23 . 1 Александрова-Чукова Л.К. Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский (персона) http://www.bogoslov.ru/persons/482393/index.html. 2 Там же; Александрова-Чукова Л.К. Деятельность митрополита Григория Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) по воссоединению Финляндской Православной Церкви с Московской Патриархией. Раздел в статье 5 Григорий (Чуков), митрополит. Поездка на Ближний Восток.//ЖМП. 1946. http://www.orthlib.ru/JMP/46_12/02.html 6 Послание митрополита Григория опубликовано в газетах «Новая заря» – Russian Daily. – «Novaya Zarya», Русский Голос – Russky Golos – Russian Daily. Вторник 23 сентября 1947 г. и в др. газетах в Америке, а также в Журнале Московской Патриархии,1948. С.13–24. 7 Н.А.Полторацкий – церковный и общественный деятель. http://www.bfrz.ru/?mod=arhiv&fond_id=38; Архиепископ Серафим Родионов http://ricolor.org/europe/szveizaria/mp/ss/; М.И Печковский – юрисконсульт, из круга митр. Вениамина. 8 Митрополит Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский) http://ricolor.org/europe/belgia/mp/15_02_2012/ 9 Поездка Святейшего Патриарха Алексия в Румынию//ЖМП. 1947. http://www.orthlib.ru/JMP/47_07/01.html; Архиепископ Ниццкий Владимир (Тихоницкий), епископы Иоанн (Леончуков) и Никон (де Греве) были викариями митрополита Евлогия; архиепископ Владимир – старший викарий. Архимандрит Никон в 1945 г. вместе с паствой митрополита Евлогия вошёл в подчинение Московскому Патриархату и, по указу патриарха Московского Алексия на основании положительной рекомендации митрополита Евлогия, 24 февраля 1946 года в Париже хиротонисан митрополитом Евлогием во епископа Сергиевского. Именно епископ Никон встречал Московскую церковную делегацию во главе с митрополитом Григорием 10 августа 1946 года в ле Бурже. После смерти митрополита Евлогия епископ Никон, вместе с архиепископом Владимиром и епископом Иоанном, отказался пребывать в юрисдикции Московского Патриархата, и примкнул к Константинопольскому. Епископ Иоанн скончался 27 декабря 1947 года в Париже, а епископ Никон выехал в Америку, где вошёл в русскую Североамериканскую митрополию. В сентябре 1947 года был назначен ректором Свято-Тихоновской духовной семинарии в городе Южный Ханаан, а 12 декабря 1947. второй раз попал под запрещение, теперь уже вместе с митрополитом Феофилом и его епископами. С 1962 года епископ Никон был помощником предстоятеля Северо-Американской Митрополии, митрополита Леонтия (Туркевича). В конце жизни владыка был хранителем архива Православной Церкви в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В 1940 г. митр. Серафим сумел вызволить из гестапо Брюссельского архиепископа Александра (Немоловского) и т.п. . Ему содействовало германское церковное министерство и даже МИД — их подход отличался от подхода национал-социалистической партии и органов безопасности . В межведомственных отношениях в Германии имелось пространство для маневра — в этом смысле оно отличалось от ситуации в советской России 20х-30-х гг., где было несравнимо тяжелее. Послевоенная ситуация делала невозможным дальнейшее существование митрополичьих округов в зарубежье: Югославия стала коммунистической, на Дальнем Востоке распоряжались советские и китайские коммунисты, а в Восточной Германии — немецкие. В Европе и на Ближнем Востоке начала свою деятельность Московская Патриархия, получившая от Сталина после победы над нацизмом небольшие послабления. В Московский Патриархат перешел не только митр. Евлогий, но и глава Западно-Европейского округа РПЦЗ, митр. Серафим (Лукьянов). Затем, в 1950 г. скончался митр. Серафим (Ляде). РПЦЗ вследствие этих событий в Европе перешла на епархиальную структуру управления . С тех пор в Русской Зарубежной Церкви только один митрополит, а именно — ее Первоиерарх. Однако с учетом исторического пути Русской Зарубежной Церкви, обширности окормляемых ею территорий и рассеянности их по всему миру было бы неосновательным считать ее одним митрополичьим округом, и гораздо более органичным было бы для нее, пожалуй, внутреннее деление на три митрополичьих области (американскую, европейскую, австралийскую). Во всяком случае в нынешнем своем виде РПЦЗ представляет собой церковное образование некоего иного, высшего порядка, чем митрополичья область, и конечно, по отношению к той Русской Зарубежной Церкви, которую мы имеем сейчас как исторически сложившуюся церковную единицу, было бы неуместно применять исключительно «территориальный принцип». Необходимое в этой связи обсуждение канонического понятия «этноса», которое зиждется на общности «этоса» и имеет мало общего с пресловутым «филетизмом» (национализмом в Церкви), выходит далеко за рамки данной статьи .

http://pravoslavie.ru/5441.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010