Отец Пётр Извольский вплоть до своей кончины оставался благочинным по приходам Голландии и Бельгии. Архиепископ Александр (Немоловский) ещё не был назначен митрополитом Евлогием благочинным, но оставался только настоятелем Свято-Никольского храма. Однако, в силу своего архиерейского сана он де-факто продолжал исполнять обязанности благочинного: объезжал приходы, следил за благочинием в них, подыскивал кандидатов в священники для вновь открытых храмов, а порой, по благословению митрополита Евлогия, совершал хиротонии и награждал духовенство. Когда в 1931 году владыка Евлогий перешёл под омофор Константинопольского (Вселенского) Патриарха и был назначен решением Священного Синода Вселенской Патриархии Экзархом, архиепископ Александр решением того же Синода получил право быть представителем Экзарха Патриарха Вселенского в Бельгийском Королевстве, то есть по существу становился викарным епископом в составе епархии Митрополита Евлогия. Это своё назначение он укрепил тем, что 31 декабря 1936 года зарегистрировал его перед бельгийскими властями. Министерство юстиции Бельгийского королевства признало, таким образом, открытие в Бельгии первой православной епархии. Полным завершением начатого дела было получение Указа Короля Леопольда III от 5 Православной Церкви в Бельгии " ( " Archeveche de l " Eglise Orthodoxe russe en Belgique " ). Епархии был придан статус «учреждения общественной полезности», а ее главе присвоен титул «Русского православного Архиепископа Брюссельского и Бельгийского». Никольский храм, таким образом, стал кафедральным.июня 1937 года, который утверждал в Королевстве " Архиепископию Русской В епархию владыки Александра тогда вошли приходы бывшего бельгийского благочиния: в Брюсселе Свято-Никольский храм (кафедральный собор) и Приютский храм Кузьминой-Караваевой на рю де ля Турель (святых Николая и Пантелеимона). Храмы в других городах: в Шарлеруа (Троицкий), Льеже (св. Александра Невского), Намюре, Генте, Лувене, и Гааге (Голландия), а также временный храм в детской колонии в Жодуань.

http://pravoslavie.ru/43624.html

В 1960 году архиепископ Ириней (Бекиш) был отозван из Японии – он был назначен архиепископом Бостона и Новой Англии и помощником престарелого главы Американской Митрополии, митрополита Леонтия. Его место на кафедре Предстоятеля Японской Церкви занял архиепископ Никон (де Греве). Владыка Никон (в миру Алексей Иванович де Греве) родился 6 (18) февраля 1895 в Батуме. Окончил Тифлисский кадетский корпус и Павловское военное училище в Санкт-Петербурге. Воевал на полях сражений Первой мировой войны и, на стороне белых в гражданской войне. Он дослужился до чина полковника лейб-гвардии Московского полка. После поражения белых полковник де Греве эмигрировал во Францию, где решил посвятить жизнь служению Богу. В 1925 году он поступил в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. В 1927 году он был пострижен в монашество с именем Никон и рукоположен во иеродиакона. В 1928 году по окончании Свято-Сергиевского богословского института был рукоположен митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сан иеромонаха. В 1928 году направлен настоятелем в Свято-Николаевскую русскую церковь в Братиславе в Чехословакии, где служил миссионером. В 1934 году в сане архимандрита он вернулся в Париж и был вновь приписан к Александро-Невскому кафедральному собору. В 1936 году возведен в сан архимандрита. После ареста нацистами архиепископа Брюссельского Александра (Немоловского) отец Никон был послан в Бельгию, возглавлять епархию на время отсутствия ее архипастыря. По окончании войны вместе с митрополитом Евлогием вошел в подчинение Московскому Патриархату. По указу патриарха Московского Алексия I, на основании исключительно хорошей рекомендации митрополита Евлогия, 24 февраля 1946 года в Париже хиротонисан во епископа Сергиевского; хиротонию возглавил митрополит Евлогий. Как епископ, он продолжал окормлять бельгийскую паству. После смерти митрополита Евлогия 8 августа 1946 года отказался пребывать в юрисдикции Московского Патриархата и примкнул к Константинопольскому. В 1947 году епископ Никон выехал в США. Здесь он вошел в юрисдикцию Американской Митрополии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Дело не в том, что патриотизм клириков и мирян Зарубежной Церкви не был искренним, а в том, что осознанно или неосознанно, но некоторые эмигранты держались принципа: никакая цена не будет слишком большой, если Россия заплатит ее за победу над большевиками. К тому же в силу ряда особенностей мировоззрения многих из тех, кто входил в юрисдикцию зарубежного Синода, нацизм, с которым они, конечно, не отождествляли свою идеологию, казался им все-таки более приемлемым, чем коммунизм и даже западные демократии. Особенно удивителен был поступок 80-летнего архиепископа Гермогена (Максимова), который до эмиграции занимал викарную Аксайскую кафедру. В 1942 г. он возглавил Хорватскую православную церковь – раскольническое образование, выделившееся из Сербской Церкви, марионеточное учреждение усташеского правительства Хорватии, которое осуществляло массовый геноцид православного сербского народа, далеко превзойдя своими зверствами террор немецких оккупантов Югославии. Митрополит Анастасий, узнав о действиях, учиненных архиепископом Гермогеном, запретил его в священнослужении, о запрещении было доведено до сведения Сербской Патриархии, однако напечатать сообщение о запрещении архиепископа Гермогена, по словам епископа Григория (Граббе), «немцы… не позволили». В 1945 г. архиепископ Гермоген был казнен партизанами Тито. 26 мая 1942 г., с согласия Германского правительства, был открыт Среднеевропейский митрополичий округ, в который вошли церкви Германии, Бельгии, Чехословакии, Венгрии, а также часть оккупированных западных областей СССР – Орловская, Смоленская и Белостокско-Гродненская епархии. Митрополитом этого округа был назначен Серафим (Лядэ). Архиепископ Брюссельский Александр (Немоловский), состоявший в юрисдикции митрополита Евлогия, был арестован и выслан во Францию. После избрания митрополита Сергия патриархом Московским и всея Руси, 21 октября 1943 г. в Вене, контролируемой немецкими властями, состоялось совещание восьми епископов во главе с митрополитом Анастасием (Грибановским) . Венское совещание вынесло постановление, в котором избрание патриарха признавалось незаконным и недействительным, главным аргументом был тот, что процедура выборов не соответствовала предусмотренной в соответствующем определении Собора 1917–1918 гг., т. е. на Соборе не было клириков и мирян. Но очевидно, что созвать избирательный Собор такого состава, какой устанавливался определением Поместного Собора, было невозможно ввиду исключительных обстоятельств, в которых жила тогда Церковь . Неубедительна ссылка и на то, что в избирательном Соборе участвовала только часть российского епископата. Право архиереев-эмигрантов на участие в Соборе было абсолютно нереализуемо. Не могли участвовать в деяниях Собора и архипастыри, находившиеся в местах заключения, либо и на свободе, но не на кафедрах: к тому же полноту канонических прав имеют только правящие епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Воспоминания о владыке Наталья Рейнгардт Два святителя Воспоминания о митрополите Александре (Немоловском)  и архиепископе Василии (Кривошеине) Мне посчастливилось быть близким свидетелем деятельности двух выдающихся иерархов, возглавлявших Брюссельско-Бельгийскую епархию Русской Православной Церкви: владыки митрополита Александра (Нсмоловского) и владыки архиепископа Василия (Кривошеийа). Две весьма разные личности, они имели, однако, связующие черты: непоколебимую верность русской Матери-Церкви, храбрость в исповедании своих убеждений, любовь к настоящей церковной службе и... большое чувство юмора. По характеру же они сильно отличались друг от друга. Владыка Александр Я была первой крестницей владыки, когда он приехал на смену скончавшемуся о. Петру Извольскому 266 , настоятелю храма свт. Николая Чудотворца в Брюсселе. Я, конечно, этого не помню, но, упоминая об этом, хочу указать, что с самого раннего возраста я была связана с владыкой. Вот что я написала о нем в моих воспоминаниях: «Неотъемлемой частью церкви для нас являлся её глава – архиепископ Александр (Немоловский) 267 . Очень выдающийся человек. Ещё до революции он был послан миссионером в Америку и оттуда уже попал к нам в Брюссель. Наш приход состоял тогда в ведении Парижской митрополии, во главе которой находился владыка Евлогий 268 , а сам Париж подчинялся временно Патриарху Вселенскому 269 , так как связь с Россией была утрачена. Карловацкий раскол, на котором я здесь не буду останавливаться, делил Церкви. Владыка Александр, со всей страстностью своей натуры, оставался верен своему духовному начальству и горестно переживал отход многих своих прихожан. Владыка был человек гордый и властный. «Мы, архиереи – князья Церкви», – говорил он. Но гордость эта была не личной, а касалась сана. Он пошел в монахи после того, как собственными глазами видел чудо, совершенное св. Иоанном Кронштадтским , и сам святой предсказал ему жизнь, полную скорбей. Вера владыки была, в самом прямом смысле слова, из тех, что переставляют горы. На наших глазах он подымал «от одра болезни» безнадежных. Молился так страстно за своих прихожан, что, по словам Марьи Митрофановны Жуковой (нашей тогдашней старостихи) 270 «не давал людям умереть спокойно». Всегда постился, жил чаем и, кажется, только на первый день Пасхи съедал одно яйцо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Патриаршее приветствие участникам празднования 150-летия пребывания Русской Православной Церкви в Бельгийском Королевстве 19 ноября 2012 г. 16:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам празднования 150-летия пребывания Русской Православной Церкви в Бельгийском Королевстве. Участникам празднования 150-летия пребывания Русской Православной Церкви в Бельгийском Королевстве Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваше Превосходительство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне для участия в праздновании знаменательного юбилея — 150-летия постоянного пребывания Русской Православной Церкви в Королевстве Бельгия. Началом этого присутствия принято считать 1862 год, когда при Императорской российской миссии в Брюсселе был открыт храм святителя и чудотворца Николая. Однако и раньше еще, при Великой княжне Анне Павловне, супруге наследного принца Нидерландов Виллема Фредерика Георга, был устроен придворный храм. Присутствие Русской Церкви в Бельгии утверждалось трудами видных тружеников на ниве Христовой: протоиерея Петра Извольского, архиепископа Александра (Немоловского) и, конечно же, архиепископа Василия (Кривошеина). С 1987 года Брюссельскую и Бельгийскую епархию возглавляет архиепископ Симон . Под его руководством совместными трудами клириков и мирян во всех крупных городах страны появились православные приходы Московского Патриархата. Совсем недавно, в апреле этого года, был заложен камень на месте строительства нового русского храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в городе Льеже. Отрадно отметить, что активно развивается приходская, просветительская и издательская деятельность епархии. В юбилейный год было проведено несколько значимых культурных мероприятий, посвященных основным историческим вехам пройденного полуторавекового пути. Кульминацией торжеств стало освящение храма в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, совершенное в сей воскресный день нашим собратом Блаженнейшим Саввой, Митрополитом Варшавским и всей Польши . С благодарением Богу вспоминая прошлое, по достоинству оценивая настоящее и с надеждой взирая в будущее, все мы призваны продолжать апостольское служение верным «словом, житием, любовью, духом, верою и чистотою» (1 Тим. 4:12). Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа да пребывают со всеми вами (см. 2 Кор. 13:13). +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2601298.ht...

епископа Сергия и о признании им находящегося в Берлине Серафима Ляде». В ответном письме от 12 марта митрополит Евлогий сообщал в Константинополь, что преосвященный Сергий «никогда не переходил в Германию, а неизменно остается в Праге». Далее владыка писал: «Епископ Сергий никогда не принимал юрисдикции Серафима Ляде, а всегда оставался неизменно в юрисдикции Вашего Святейшества и в моей, и всечестное имя Ваше и мое продолжают возноситься за богослужением в церквах, которые удалось отстоять епископу Сергию как в Германии, так и в Протекторате». Соглашение от 3 ноября 1939 года митрополит Евлогий интерпретировал следующим образом: «Все, чего удалось достигнуть Германскому правительству в контакте с Серафимом Ляде — это установление государственного контроля над деятельностью преосвященного епископа Сергия, его духовенства и приходов. Как правительственному агенту, как германскому чиновнику Серафиму Ляде поручено наблюдение над закономерностью деятельности православных приходов на пространстве всего Рейха и, в соответствие с этим, предоставлено право представительства этих приходов пред Германским правительством... Избежать этого надзора было очевидно невозможно, ибо таково было категорическое требование правительства, нарушение которого угрожало бы не только карами для всего нашего духовенства во главе с преосвященным Сергием, но и совершенным закрытием наших приходов». Заключенное владыкой Сергием соглашение митрополит Евлогий оценивал положительно: «Ценою этого согласия ... достигнуто сохранение в нашей юрисдикции наших приходов, и я считаю это деяние епископа Сергия актом его церковной мудрости и мужества» . Вполне очевидно, что митрополит Евлогий считал такой статус его приходов на территории Третьего рейха наиболее выгодным. В ноябре 1940 года он отправил письмо епископу Сергию, в котором сообщал об аресте архиепископа Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского). Митрополит просил владыку Сергия временно принять в свое управление приходы на территории Бельгии и Голландии.

http://bogoslov.ru/article/1801282

Летом 1921 в Братском доме некоторое время жил митрополит Антоний (Храповицкий), а затем два года — архиепископ Евлогий (Георгиевский), управлявший русскими церквами в Западной Европе. Настоятель прот. Сергий Положенский (1898–1992) прослужил в церкви до 1938, когда приход из Западноевропейского экзархата Вселенской Патриархии перешел в юрисдикцию РПЦЗ. Во время Второй мировой войны при кладбище под домашним арестом жил архиепископ Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский), репрессированный за выступление против Гитлера. Ему разрешалось служить только панихиды на могилах. По окончании войны Владыка присоединился к Московской Патриархии и до 1951 представлял ее, проживая в Тегеле. В годы войны здание храма пострадало только от осколков. Рядом находился трудовой лагерь для остарбайтеров — умерших узников и их детей хоронили у северной ограды. С окончанием войны храм оказался во французской зоне оккупации, и новый настоятель прот. Аркадий Закидальский пытался его сохранить в юрисдикции РПЦЗ, однако в марте 1946 Московская Патриархия завладела этой собственностью Свято-Владимирского братства. Подвал был приспособлен под временную церковь, где служили на переносном антиминсе. В 1951 иконостас из нее перенесли в домовую церковь в Карлсхорсте. В это послевоенное время воры пять раз проникали в здание. В 1953 был проведен основательный ремонт церкви, позволивший полностью ее восстановить. Деньги на ремонт дал Патриарх Алексий (Симанский). Освящение обновленного здания провел 15 ноября 1953 архиепископ Берлинский и Германский Борис (Вик). К этому времени на кладбище уже было похоронено около трех тысяч человек. Братский дом в войну тоже мало пострадал, но был в 1975 снесен. Ныне эта часть территории входит в промзону. В 1964 Свято-Владимирское братство выиграло у Патриархии судебный процесс, но оккупационные власти храм и кладбище не вернули. В начале 1970-х, остро нуждаясь в средствах для реставрации церкви в Бад-Киссингене, Братство продало свои владения городскому управлению Западного Берлина, которое уступило их Московской Патриархии. Священники в храме часто менялись, исполняя при этом не только свои прямые церковные обязанности. С 1966 здесь некоторое время размещалась кафедра викарного епископа Тегельского.

http://sobory.ru/article/?object=24489

В Оксфорде иеромонах Василий продолжил свои исследования, публикуя статьи в британских, французских, немецких, итальянских или греческих научных журналах, участвуя в международных конгрессах по патрологии, византинистике и догматическому богословию 294 . Важнейшим творением во время его пребывания в Великобритании стало критическое издание писаний преподобного Симеона Нового Богослова , византийского мистика XI века. Эта работа, на которую у него ушло несколько лет, была издана в 1963–65 гг. в знаменитой патристической серии «Sources Chrétiennes» 295 . Блестяще увенчать свои многолетние исследования, посвященные этому святому, ему удалось уже в 1980 г. изданием биографии прп. Симеона Нового Богослова 296 . Вскоре талантливый богослов, и к тому времени уже опытный пастырь, архимандрит Василий был призван Церковью к епископскому служению. 14 июня 1959 года, в Лондоне, архимандрит Василий был хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Патриаршего Экзархата Западной Европы с местопребыванием в Париже 297 . В своей речи на интронизации, новопоставленный епископ произнес: «Я счастлив принадлежать к Русской Православной Церкви, Московской Патриархии, Церкви исповедников веры Христовой, высоко держащей яркий светоч Святого Православия. [...] Верю, что наше пребывание в Западной Европе не есть нечто случайное, но определено Промыслом Божиим, и что на всех нас возложена задача свидетельствовать пред народами Запада об истине православной веры, распространять её в инославной среде, содействовать созданию и укреплению Западного Православия с конечной целью воссоединения всего христианского мира во Едину, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь 298 » . Отныне его постоянной заботой станет свидетельство о Вселенском Православии и русской культуре. Епископу Василию, однако, не пришлось надолго задержаться в Париже. В 1960 г. он был назначен правящим архиереем Брюссельско-Бельгийской епархии на место скончавшегося митрополита Александра (Немоловского) 299 . По своём назначении в Брюссель 300 владыка Василий прибыл в бельгийскую столицу и вскоре совершил поездку в Россию, где 21 июля 1960 г. был возведен в сан архиепископа 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

За обильным ужином льётся дружеская беседа. Г. Карпов — добрый гений нашей Церкви, её защитник и покровитель, а не лишь холодный официальный посредник между церковью и правительством. Он понимает и признаёт великое значение Церкви в государственном устройстве. Чистое учение Христово: «воздатите кесарева кесареви и божия богови», вообще вся христианская мораль полезна не только в церковной жизни, но вообще во всех проявлениях человеческой жизни — она общечеловечна. Церковь в России отделена от государства, т.е. живёт вполне самостоятельной жизнью. Катакомбного существования церкви нет, ей предоставлена полная свобода в управлении и исполнении её членами религиозных обязанностей. Но так как члены церкви являются в то же время членами государства — его гражданами, то, будучи украшены христианскими добродетелями, должны бы явиться самыми полезными гражданами. Такими они и явились, Церковь Православная вполне выявила себя в лице архипастырей, среди которых ярко блистают имена Святейшего Патриарха Сергия, Святейшего Патриарха Алексия (тогда — Ленинградского митрополита), высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Киевского (ныне Крутицкого) и других, протопресвитера Н. Колчицкого, протоиерея Ф. Казанского, А. Смирнова и других протоиереев Ленинграда, Москвы, Киева и других городов и весей русских, и верующего русского народа в минувшую Отечественную войну. И явилось вполне дружественное отношение государственных деятелей к церкви, и отсюда и помощь ей. Эту помощь мы — служители алтаря — ощутительно испытали после падения Берлина, когда нам потребовались уголь для отопления церквей и отчасти — для домов служащих при них, стекло и разные материалы для ремонта пострадавших (хоть и немного) церквей и зданий, мука на просфоры, церковное вино, пищевые посылки для духовенства, военных инвалидов, детей и беспомощных старцев. Военный комендант города Берлина генерал Котиков, полковники Д.С. Даллада, Елизаров, Калиниченко и др., полковник С.И. Тюльпанов и его помощник В.А. Ермолаев — вот имена наших главных благодетелей.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Трапезуем после богослужения у Святейшего. Под вечер я со своими берлинскими собратьями, сопровождаемый отцом протопресвитером Н. Колчицким, посещаем храм на Ваганьковском кладбище. В храме полное освещение, прекрасный хор певчих. Торжественная встреча. В блестящей фелони, в ярко сверкающей митре встречает нас старый друг наш волынец, добрый дедушка с длинной бородой и с юношескими блестящими глазами протоиерей Ф. Казанский. Встречает трогательною речью, вспоминая моё узничество и поругания, понесённые в темнице «правды ради». Взволнованным голосом отвечаю я. Краткий молебен. Благословение молящихся. Крохотная внучка настоятеля подносит мне благоухающий букет роз. Потом обильный ужин в гостеприимном доме отца настоятеля. Угощают-упрашивают матушка отца протоиерея Феодора Казанского и староста их. II. Киевские впечатления 13 июля перелёт в Киев. 2 часа 45 минут от Москвы на самолёте. Летим пониже облаков. Отчасти видим земную жизнь. Зеленеют леса, чернеют реки, дома — как игрушечные карточные домики. На аэродроме встречает нас благочинный, отец Н. Скоропостижный и представитель Украинского правительства Павел Семёнович Ходченко. Прибыли с запозданием. В церковь на Всенощную поздно идти, поэтому мои берлинские спутники остались в гостинице «Интурист», а я пошёл к своим сродникам, которых не видел 35 лет. Милый, дорогой, родной Киев «многовечный, русской славы колыбель». Его сразу узнаешь. Не так сильно объевропеился, как Москва, но зато далеко больше неё пострадал. Много разрушений. Особенно пострадал Крещатик. Разрушена великая Лаврская церковь, златоверхий Михайловский монастырь, Братский монастырь. Жаль, но слава Богу за то, что осталось. Немцы неожиданно для себя должны были оставить Киев 5 мая 1944 года , а предполагали ещё недолго побыть, тогда бы Киев взлетел на воздух, ибо был весь заминирован. 14 июля. Божественная Литургия в кафедральном Свято-Владимирском соборе, украшенном всемирно известной запрестольной иконой Богоматери гениального Васнецова и другими иконами ставших бессмертными художников Васнецова, Нестерова, Котарбинского, Сведомского.

http://bogoslov.ru/article/6177696

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010