Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Несколько новых страниц из биографии митрополита Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского) Как ни странно, в архивных бумагах Брюссельско-Бельгийской архиепископии нет совершенно никаких письменных документов от времени митрополита Александра (Немоловского). До недавнего времени исключение составляла только его архиерейская ставленническая грамота от 15 ноября 1909 года. Статья Владыка Александр после хиротонии был отправлен викарием Североамериканской епархии как епископ Аляскинский, а позднее, после наступления лихолетья революции, гражданской войны и изолированности Русской Церкви от своих зарубежных епархий, сведения о владыке скорее надо было бы искать по местам его пребывания и служения. Самой ранней фотографией владыки Александра, находящейся в Брюсселе, является снимок, который он привёз с собой из Константинополя, с изображением участников церемонии мироварения во Вселенской Патриархии, датированный 12 апреля 1928 года. Он здесь стоит среди облачённого духовенства третий слева. Участники варения мира, 12 апреля 1928 года По воспоминаниям долгожителей, помнивших владыку, время его пребывания в Бельгии характеризовалось ежедневными утренними и вечерними службами, которые владыка совершал сам. Об этом свидетельствуют расписания богослужений, издаваемые тогда типографским способом, выполненные на одном листе размером несколько меньше газеты, где богослужения сразу указывались на целый год. Огромное значение владыка придавал христианскому воспитанию детей. Каждый год он приезжал в летние детские православные лагеря, основанные ещё его предшественником, протоиереем Петром Извольским, бывшим обер-прокурором Святейшего Синода. А для совершения богослужений студентам в Лувене нередко ходил туда пешком, преодолевая 23 километра. Отсутствие документов отчасти объясняет вспоминавшая о митрополите покойная Н. Г. Рейнгардт, которая говорила, что владыка никогда не собирал никаких собраний и все вопросы решал сам, единолично. Это накладывает определённые трудности на выверение его биографии, в которой до сих пор немало противоречий и белых пятен. Ещё недавно в разных публикациях о владыке указывали различные годы его рождения. Также приводились разные даты его перехода в Московскую Патриархию.

http://bogoslov.ru/article/6177696

В середине XIX века русский православный священник приезжает в Антверпен для духовного окормления моряков Российской империи, посещавших этот портовый город. Священники также сопровождали особ русского императорского двора, которые регулярно приезжали в XIX веке на бельгийские курорты Остенде и Спа. В 1862 году в Брюсселе была основана церковь во имя святителя Николая – первое постоянное место совершения православного богослужения. Никольский собор оставался единственным православным храмом в Бельгии до 1900 года, когда в Антверпене греки открыли еще одну православную церковь. После революции 1917 года в Бельгию переехало около восьми тысяч беженцев из России . Ими были созданы в 1920-30-х годах православные приходы в большинстве крупных бельгийских городов. Большая часть приходов подчинялась митрополиту Евлогию (Георгиевскому) (1868 – 1946) и вместе с ним в 1931 году перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Часть прихожан брюссельского прихода в 1927 году прекратила общение с ним и создала свой приход в подчинении Русской Православной Церкви Заграницей . В 1934 году был основан приход РПЦЗ в Антверпене. В 1929 году в Бельгию прибыл первый православный архиерей – епископ Александр (Немоловский) (1875–1960), управлявший с того времени русскими приходами, находящимися в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1936 году патриарх Константинопольский утвердил его архиепископом Брюссельским и Бельгийским. Таким образом, в Бельгии возникли сразу две епископские кафедры: епархия Константинопольского Патриархата и епархия РПЦЗ . Вторая мировая война и немецкая оккупация страны нанесли сильный удар по русской общине, которая разделилась на противников и сторонников Гитлера. 22 октября 1940 года после литургии гестаповцами был арестован архиепископ Александр (Немоловский) и этапирован в Германию. Православные приходы в Антверпене, Генте и Лёвене прекратили свое существование, храм в Льеже был разрушен во время бомбардировки в 1944 году. После войны архиепископ Александр (Немоловский) вернулся из заключения и в 1946 году вместе с приходом брюссельского храма святителя Николая перешел под омофор Патриарха Московского, так возникла Брюссельская епархия Московского Патриархата .

http://drevo-info.ru/articles/26406.html

Александр (Немоловский Александр Алексеевич), митр.Брюссельский и Бельгийский Родился в 1875 году (В ЖМП 1960 г., 8, стр.10 ошибочно указан год рождения 1880-й. См. Приб. к ЦВ 1909 г., 4–7, стр.1153) в семье священника с.Гульска, Волынской епархии. В 1901 г. по окончании СПБ духовной академии со степенью кандидата богословия был рукоположен преосв. Сергием (Страгородским) во иерея целибата и назначен священником Катасакво- Филадельфийского прихода в Северной Америке. В 1905 году переведен в Рэдинг (штат Пенсильвания). В 19Ο6 определен настоятелем церкви Джерси-Сити, что близ г.Нью-Йорка. В течение ряда лет он состоял редактором и почти единственным сотрудником газеты «Свет» на украинском языке. Принимал деятельное участие в т.н. «вечах», т.е. в публичных диспутах с униатами о вере. В начале 1909 возведен в сан протоиерея. 28 октября в том же году последовало определение Свят. Синода о бытии ему епископом; 6 ноября он был пострижен в монашество, а 8 ноября возведен в сан архимандрита. 15/28 ноября 1909 года был хиротонисан в Александро-Невской Лавре во епископа Аляскинского, I-ro вик. Алеутской епархии. Чин хиротонии совершал митр. С.-Петербургский Антоний с собором архипастырей. 6 июля 1916 года переименован во епископа Канадского. С 1918 – епископ Алеутский и Североамериканский. В 1921 году переехал в Константинополь, где поддерживал дружественные связи с тамошним Патриархом. После 1928 года епископ Александр переселился на Афон в Андреевский скит, а потом переехал в Бельгию, где был назначен настоятелем Брюссельского прихода. II.XII.1936 Константинопольский Патриарх утвердил его архиепископом Брюссельским и Бельгийским. Принадлежал к церковной группе, возглавляемой митр.Евлогием в Париже. В 1940 году выступил против Гитлера, был им арестован и привезен в оковах в Берлин.· С момента взятия Берлина был освобожден и возглавлял Православную Русскую Церковь с титулом «Архп. Берлинский и Германский». В этом же году он присоединился к Матери-Церкви. В 1946 году посетил Москву. (На родине не был 36 лет.).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Грамота о возведении иерея Александра Немоловского  в протоиерейское достоинство Наибольший интерес среди открытых документов, безусловно, представляют собственные записи владыки Александра. Он их составил в 1946 году и именовал: «Что мои глаза видели в Москве и Киеве». В Бельгии знали об этой его рукописи, но никто её не видел. О ней рассказывал покойный секретарь митрополита Александра Думбадзе. Повествование составлено в несколько восхищённом, бравурном тоне. Это можно понять, так как архиепископ приехал в Россию после многих лет пребывания на эмигрантском Западе. Со стороны властей предержащих, конечно, это были отчасти его «смотрины», так как многие годы архиепископ находился среди белогвардейской эмиграции. Тем не менее в своих записях владыка очень искренен. Он действительно был героем у страны-победителя. Прошёл застенки гестапо, и, по свидетельству современников, его просто не успели расстрелять. Владыка повествует о встрече со святейшим патриархом Алексием (Симанским), о посещении храмов Москвы и Киева, о поездке в Троице-Сергиеву Лавру. По возвращении в Бельгию частью клира и паствой он был обвинён в сотрудничестве с «Советами», и практически все приходы отказались ему подчиняться. Вокруг владыки сплотились только самые верные люди, а в его юрисдикции остался один храм – Свято-Никольский кафедральный собор. Бельгийское правительство, напротив, назначило ему почётную пожизненную пенсию как сопротивленцу, претерпевшему гитлеровские застенки. Все последующие годы владыка был совершенным бессребреником. Ему писали письма с просьбами помолиться и в конверты вкладывали деньги. Когда он скончался, то в его письменном столе были обнаружены десятки конвертов, из которых записки были вынуты, а деньги забыты. Иногда владыка служил даже ночью, поднявшись с одра. Это он объяснял тем, что «только что ему приснился тот или иной святой, и он вставал и спускался в храм, чтобы его прославить». Ниже приводится текст записок владыки, составленный в августе 1946 года, которые публикуются с самыми незначительными комментариями. И в наши дни эти записи звучат весьма актуально.

http://bogoslov.ru/article/6177696

(Среди этих прихожан, в частности, были две дочери отца Димитрия Опоцкого, Елена и Паулина, которые жили в этом храмовом доме ещё до его покупки Петровым). Это позволило принять ненаследуемый дом в собственность общины. Факт о том, что дом был на балансе Российской Миссии, в этот момент был как бы забыт. Приход тогда был зарегистрирован как часть диоцеза митрополита Евлогия в Associations Orthodoxes russes en Europe Occidentale, а после принятия дома в собственность стал числиться в коммуне под именем Association «Eglise Orthodoxe Russe de la rue des Chevaliers». 22 декабря 1933 года приходская община в лице старых прихожан передала дом в собственность вновь образованной некоммерческой ассоциации " Conference Saint Nicolas " . 1.3. Основание Брюссельско-Бельгийской архиепископии 1.3.1. Митрополит Александр (Немоловский, 1875-1960). «Преемником о. Извольского стал преосвященный Александр (Американский). После Америки он попал в Константинополь, оттуда турки его выселили вместе с другими русскими, протомив при высылке два дня в тюрьме. Владыка Александр приехал в Париж и оказался в самом неопределённом положении. Я предложил ему настоятельство в Брюссельском храме. Он энергично взял там бразды правления и быстро завоевал широкие симпатии. Оригинальной складки архипастырь. Истовый в служении (служит ежедневно), аскет, постник, проповедник агитационного американского типа с политическими оттенками в содержании своих проповедей, по политическим взглядам монархист-легитимист. На богослужениях он поминает всех монархов Европы, служит в национальных трёхцветных поручах, с такими же трёхцветными ленточками на трикириях; в царские дни на церковном доме, по его распоряжению, развеваются русские национальные флаги...» (Митрополит Евлогий. Путь моей жизни. – Париж, 1947. С. 427). Епископ в последствии митрополит Александр (Немоловский).фоторгафия публикуется впервые. АРЭ Начав трудиться в Брюсселе с 5 января 1929 года, владыка Александр все свои силы и энергию отдавал прихожанам.

http://pravoslavie.ru/43624.html

Храм Рождества Иоанна Предтечи (Чипман) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Иоанна Предтечи в Чипмане входит в состав Патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде. Содержание История [ править править код ] В 1900 году на земле фермера Петра Стефуры в местечке Чипман (в 10 км. от Ламонта и 70 км. к северо-востоку от Эдмонтона) был основан униатский приход с маленькой бревенчатой церковью, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Однако около 1919 года прихожане разделились на две части. Одни решили продолжать придерживаться униатства, а другие – перейти в Православие. Церковное общение продолжалось еще около года, но из-за возникших различий в совершении богослужений, и юрисдикционного подчинения, униаты оставили церковь в пользование православной части чипманской общины. Поскольку храмовое здание и прилегающая территория находились в общей собственности, то православная часть общины обязана была выплатить 1500 долларов униатам. Бывший тогда епископом Аляскинским владыка Александр (Немоловский) (впоследствие ставший митрополитом Брюссельским и Бельгийским), советовал, чтобы чипманская община продала необходимую долю униатам, но они категорически отвергли это предложение и продолжали удерживать храм за собой. 23 февраля 1923 года, в 4 часа утра по неустановленным причинам церковь сгорела дотла. Однако, место, где она стояла и сейчас еще можно найти не далеко от 50-ти захоронений людей, ставших жертвами эпидемии, разразившейся в 1919-1920 годах. После того как первая церковь сгорела, было решено строить новый храм на десяти акрах земли, которую приход давно уже имел в Чипмане, но она, за неимением средств, пустовала. Прихожане ежемесячно стали жертвовать определенный процент от своих доходов, чтобы как можно быстрее собрать средства для строительства новой церкви. Ее проект с большим центральным куполом и высокой колокольней над западным входом был разработан настоятелем храма, священником Андреем Кокольским. Все строительство нового храма обошлось в Прихожане были настолько довольны внешним и внутренним убранством храма, что захотели выразить свою признательность членам строительного комитета, трех из которых звали Иванами и решили освятить храм в честь Предтечи Господня Иоанна. 7 июля 1925 года в день праздника Рождества Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна церковь была освящена преосвященным Епископом Адамом (Филипповским).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Первый приход Русской Православной Церкви в Бельгии был открыл в 1862 году при Российской императорской миссии в Брюсселе. Число приходов и православных верующих в Бельгии заметно возросло после революции 1917 года. В 1936 году Константинопольский Патриарх, которому тогда подчинялся Западноевропейский экзархат русских приходов, учредил Бельгийскую епархию. Первым её архиепископом стал Александр (Немоловский) (1936—1960), в 1945 году вместе с епархией перешедший в Московский Патриархат. В 1960—1985 архиепископом Брюссельско-Бельгийским был Василий (Кривошеин), с 1987 года по сей день — Симон (Ишунин). К Брюссельской и Бельгийской епархии Московского Патриархата относятся 12 приходов (4 — в Брюсселе, а также в городах Антверпен, Лёвен, Шарлеруа, Остенде, Льеж, Намюр, Оттиньи, Монс , Турне ) и 2 монастыря. Богослужение ведется на церковно-славянском, нидерландском, французском, английском языках. Кроме того, в Бельгии действуют 2 прихода Русской Православной Церкви Заграницей, относящиеся к Женевской и Западно-Европейской епархии. Грузинская Православная Церковь [ править править код ] К Грузинской Православной Церкви относятся 2 прихода — в Брюсселе и Антверпене. Болгарская Православная Церковь [ править править код ] В Брюсселе находится приход святого Климента Охридского, относящийся к Западноевропейской архиепископии БПЦ. В Брюсселе находится приход святого Саввы Сербского, относящийся к Западноевропейской епархии СПЦ. Румынская Православная Церковь [ править править код ] Румынская Православная Церковь имеет 13 приходов на территории Бельгии, находящихся под юрисдикцией Митрополита Парижского и Западноевропейского. Святыни [ править править код ] Мощи древнехристианских святых в Бельгии находятся в католических храмах. Храмы [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Видео [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Подкатегории В этой категории отображается 4 подкатегории из имеющихся 4. Б Страницы в категории «Бельгия» Показаны 4 страницы из 4, находящихся в данной категории.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Бель...

  Архиепископ Александр (Немоловский) Что мои глаза видели в Москве и Киеве «И видевый это свидетельствово, и истинно есть свидетельство его» (Иоанн, 19:35). Когда-то в сказках читал о ковре-самолёте. Теперь это действительность. 5-го июля в 10 часов утра на русском самолёте вылетели из Берлина в Москву я и избранные мною спутники: благочинный берлинских церквей протоиерей Сергий Положенский и настоятель церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены в Тегеле священник Аркадий Закидальский. Так как путешествие моё было по вызову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Берлинская Русская военная комендатура предоставила нам эту возможность — вместо 3 ½ суток поездом совершить на самолёте переезд в Москву в 6 ½ часов. Летели мы над облаками, казавшимися сплошными сугробами, чрез которые земли не было видно. Над нами голубело небо, пронизанное солнечными лучами. Тихо плавал самолёт по воздушному океану — казалось, едем поездом, — совсем не замечалось быстроты полёта — более 300 километров в час. Временами показывались чрез облака чёрно-зелёно-белые крапинки, чёрные кривые линии — далёкая земля с её лесами, реками, городами. — Москва! Москва! — заговорили пассажиры. Всех их было двадцать пять. Самолёт вздрогнул, начал спускаться вниз. Быстро пробежали по земле. Приехали. Нас встретили на аэродроме наши старые знакомые — бывшие в Берлине в октябре 45 года — управделами Московской Патриархии протопресвитер Н. Колчицкий, по верности церкви, пастырской опытности и ясному пониманию современных церковных дел принадлежащий к славной плеяде И. Янышева и А. Желобовского; так напоминающий преподобного Антония Печерского — благодушный, но, как говорят, очень строгий — Благочинный протоиерей Ф. Казанский, а также представитель Г. Карпова — председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР. Быстро домчались автомобилем до гостиницы Savoy, где нам было отведено помещение. Оправились с дороги. Слава тебе, Господи! Мы в Москве — сердце России.

http://bogoslov.ru/article/6177696

«Святейший вас ожидает», — сказал отец протопресвитер после приветствий и дружеских объятий. Едем! Вот мы в Патриархии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси — не только в границах Русского государства, но и по всему свету разбросанных частицах Святой Руси (это наши храмы и группирующиеся возле них церковные общины). Когда в 1913 году Почаевскую Свято-Успенскую лавру посетил Блаженнейший Григорий IV, Патриарх Антиохийский, встретивший его у святых ворот архиепископ Антоний Волынский простёрся ниц, ясно показывая, что Патриарх не токмо архиерей, Ангел Церкви Божией, Великий Господин. (Уместно вспомнить, что в Бозе почивающий Патриарх Григорий в 1913 году с сонмом святителей в Древле-Софийском храме в Великом Новгороде хиротонисал нынешнего нашего Святейшего Патриарха во епископа.) Понятно, с каким душевным трепетом входили мы в патриаршие покои. И вот предстали мы пред светлым ликом Святейшего. Первое впечатление: это не восковое бледное лицо подвижника, но лик, удалённый от обычного вида, одухотворённый, озарённый лучистым блеском глаз, в коих виден и ум, и доброта, и жертвенная готовность всё совершить для блага церкви. Несколько ласковых приветственных слов и приглашение помолиться в Крестовой патриаршей церкви на Всенощной по случаю праздника в честь святой Владимирской иконы Богоматери (23 июня ст. ст.). Вошли в храм. Все стены в иконах — и на дереве, и на холсте, и в серебряных ризах. Вместо иконостаса — две больших напольных иконы в ризах и над ними икона Тайной Вечери. Царских Врат нет — одна Завеса. Служит архимандрит Иоанн с архидиаконом Георгием. Трогательно-молитвенно поёт квартет. Святейший принимает участие в пении. Сам изволит читать канон. Как-то особенно радостно звучат нам слова тропаря: «Днесь светло красуется славнейший град Москва…» После богослужения трапезовали у Святейшего. Мы смущены. «Кушайте! Не стесняйтесь. Вы, должно, у себя наголодались». На другой день Литургию совершает сам Святейший Патриарх Алексий в той же церкви. Сослужит один архиепископ Георгий. Облачение святительское, но без митры. Необычно, но очень умилительно. После Литургии обед у Святейшего. Вечером Всенощная в том же храме и трапеза у Святейшего.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Во время Второй мировой войны в собор приходили молиться тысячи русских, украинцев и сербов, угнанных на принудработы в Германию. При штурме Берлина «среди общих развалин храм оказался почти уцелевшим; имеется только маленькая пробоина в куполе и выбиты стекла», сообщал очевидец, хотя в здание попали две зажигательные бомбы. Настоятелем в конце войны был петроградский священник прот. Димитрий Кратиров (1875–1952), который во время войны ушел из Новгорода с немецкой армией. До этого служил прот. Андриан Рымаренко, будущий архиепископ Рокландский Андрей. Однажды он служил литургию во время бомбардировки. Очевидец вспоминал: «Земля под собором колеблется, грозно качается над головами многопудовое паникадило... Но погруженные в молитву люди не замечают опасности. Особенно истово они молятся перед иконой святителя Николая Чудотворца». По окончании обширной реконструкции 26 октября 1953 собор был освящен архиепископом Борисом (Виком). Свято-Владимирская домовая церковь на Находштрасе в войну сильно пострадала от бомб и после своего восстановления действовала до 1978 как немецкая община в юрисдикции Московского Патриархата. Хотя собор попал в западный сектор города, настоятель признал юрисдикцию Московского Патриархата после приходского собрания, составленного из советских солдат. Берлинскую кафедру возглавил архиепископ Брюссельский Александр (Немоловский), живший сперва при Тегельской, а затем при Потсдамской церкви (см. 26). С этого времени настоятелями Воскресенского кафедрального собора всегда были архиереи Московского Патриархата, которые часто менялись и контролировались КГБ. С 1951 они проживали на вилле в районе Карлсхорст, в котором размещалось командование советскими оккупационными войсками. На вилле была устроена домовая церковь. С 1992 причт собора возглавляет архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский). Общее число прихожан приблизилось к 2000 человек и постоянно растет за счет новых эмигрантов. Около 10 % богомольцев составляют православные немцы, для которых с 1951 свершаются службы на немецком языке. На этом же языке проходят занятия в открытой в 1997 воскресной школе. Клир состоит из двух священников и трех диаконов.

http://sobory.ru/article/?object=24490

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010