9 мая 1836 года Святейший Синод обратился к Государю Императору Николаю Павловичу с докладом, в котором указал, что архиерей Подольской епархии нуждается в помощи викарного епископа вследствие большого количества церквей, которых, кстати, было 1512, многочисленности учеников духовных училищ и, в общем, множества дел, связанных с управлением епархией. Ответ был положительным. Новоназначенный викарный епископ получил титул Винницкого, а местопребыванием его стал Шаргородский Николаевский монастырь. В 1919 году центр Подольской губернии из Каменца-Подольского был перемещен в Винницу. Винницкая епархия, как самостоятельная, была основана 7 сентября 1933 г. И первым архиереем на Винницкой кафедре был священномученик Александр (Петровский). В 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском). Конец 80-х - начало 90-х лет ознаменовались активным ростом количества приходов в епархии. В 1988 г. Винницкая епархия активно участвовала в общецерковных торжествах по случаю 1000-летия Крещения Руси. В 1990 г. Церкви был возвращен Спасо-Преображенский храм, который снова стал кафедральным собором Винницких архиереев. Восстановление церковной жизни после распада СССР и до этого времени связано с именами митрополитов Винницких Агафангела (Саввина) и Макария (Свистуна), а также епископа Пантелеимона (Бащука), викария Винницкой епархии. Число приходов к 1994 г. достигло 561. 4 октября 1994 г. указом Священного Синода УПЦ Винницкая и Брацлавская епархия была разделена на Винницкую и Могилев-Подольскую, с центром в г. Винница, и Тульчинскую и Брацлавскую с центром в г. Тульчин. Могилёв-Подольская епархия образована 5 января 2013 года по решению Священного Синода УПЦ. С 2013 года на территории Винницкой области расположены 3 епархии: Винницкая и Барская епархия, Тульчинская и Брацлавская епархия и Могилёв-Подольская и Шаргородская епархия. Святыни Винницкой области [ править править код ] Монастыри Винницкой области [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Винницкая_обла...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил великое освящение Михаило-Архангельского храма в Павлодаре 10.01.2017 9 января, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилёв) совершил чин великого освящения новопостроенного храма в честь Архистратига Божия Михаила в Павлодаре и возглавил Божественную литургию в новоосвященной церкви. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, благочинный Павлодарского церковного округа протоиерей Николай Гамм, духовенство храмов города Павлодара, ключарь Михаило-Архангельского храма иерей Николай Попов, священнослужители, прибывшие из Алма-Аты и Усть-Каменогорска. Во внимание к трудам по строительству и благоукрашению Михаило-Архангельской церкви архипастырь удостоил благотворителей наградами Казахстанского митрополичьего округа. В частности, медаль «Алыс» (Благодарность) была вручена акиму города Павлодара Н.К. Ашимбетову и вице-министру Казахстана Г.К. Садибекову. После вручения наград митрополит Александр произнес проповедь о значении храма в жизни православного христианина. В дар новоосвященному храму глава Казахстанского митрополичьего округа передал Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы и грамоту об освящении храма. Строительство Михаило-Архангельского храма началось весной 2013 года. Этот храм стал третьей православной церковью в Павлодаре. Возведение осуществлялось на пожертвования благотворителей, православных верующих и последователей иных традиционных религий, проживающих в столице Прииртышья и Павлодарской области. Помощь в его строительстве и украшении оказывали граждане всех национальностей многоконфессионального региона. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.01.2017 13:10:53

http://drevo-info.ru/news/21835.html

Вел. кн. Александр не допустил выполнения этих предписаний. По общему мнению исследователей, он был привязан к жене, к-рая часто сопровождала его в разъездах по стране. Имели значение и др. обстоятельства. Планы церковной унии закончились полной неудачей, не встретив поддержки среди православных и вызвав недовольство местного католич. духовенства, добивавшегося обращения православных в католицизм. Начавшаяся в это время война с Россией приняла неблагоприятный для Литвы оборот, и правящие круги Литвы и Польши рассчитывали на содействие Е. И. в заключении мира. В этих условиях даже кард. Фридрих с др. польскими епископами обратился к Е. И. с просьбой о посредничестве. В силу этих обстоятельств положение Е. И. улучшилось. Так, 12 авг. 1501 г. вел. кн. Александр передал ей ряд имений, принадлежавших умершему кн. И. Ю. Заславскому и перешедшему на рус. сторону в 1500 г. кн. С. И. Бельскому. По-видимому, тогда же ей было передано одно из владений др. «изменника» - кн. В. И. Шемячича. Грамоты вел. кн. Александра по большей части не сохранились, о составе владений Е. И. позволяют судить гл. обр. документы 9-й книги записей Литовской метрики о раздаче земель после ее смерти. В Великом княжестве Литовском Е. И. принадлежали волости и села на территории Виленского и Трокского воеводств, в Мельницком повете Подляшья, в Новогрудском повете, в Жямайтии, на Витебской земле и в В. Поднепровье. В их состав входили города, напр. Браслав и Могилёв. Е. И. могла распоряжаться немалыми доходами, к-рые она в дальнейшем использовала для поддержки правосл. духовных учреждений на литов. землях. Еще в XVII в. сохранялось предание о том, что преемник Иосифа (Болгариновича) Иона стал Киевским митрополитом по ходатайству Е. И.; до поставления он был настоятелем минского Вознесенского мон-ря, находившегося под покровительством Е. И. Как сообщала вел. княгиня отцу, она получила от мужа разрешение «по церквам святым ходити и священники, попы, диаконы, певцы на своем дворе имети». Правосл. богослужения совершались везде, где находилась Е. И.,- не только в Великом княжестве Литовском, но и в Польше. Сохранились сведения, что во время пребывания Е. И. в Кракове для совершения правосл. богослужения отводилась особая капелла на Вавеле, из более поздних источников известно, что при ней состояло 24 клирика - священник, диаконы и певчие «з выборными голосами».

http://pravenc.ru/text/189757.html

В великосветском окружении Царя оставалось немного честных и верных людей. О причинах этого будет рассказано в одной из следующих статей. Их было настолько мало, что во время смуты они ничего практического сделать не могли для защиты царской семьи и сохранения монархии. Кстати, этим же объясняется и удивительная легкость, с которой произошла февральская революция. Таким образом, мы видим, что царская семья всё время находились во враждебном окружении, ставящим целью любыми путями устранить Николая II от власти. Какую надо было иметь огромную волю, чтобы в течение многих лет заставлять это враждебное окружение выполнять свои требования. Какое надо было иметь мужество, чтобы, несмотря ни на что, не обращая внимания на измышления клеветников, не поддаваясь на многочисленные провокации, продолжать руководить огромной империей. Поэтому, все разговоры о безволии Царя и неспособности управлять страной совершенно не подкреплены историческими фактами. Леонид Анатольевич Чепелев , учитель истории, педагог-психолог, Могилёв (Беларусь) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 9. 8 Александр Пушкин — стихи Поделиться: Александр Пушкин Сказка о золотом петушке … и девица, Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя. Как пред солнцем птица ночи, Царь умолк, ей глядя в очи, И забыл он перед ней Смерть обоих сыновей. И она перед Дадоном Улыбнулась — и с поклоном Его за руку взяла И в шатер свой увела. Там за стол его сажала, Всяким яством угощала; Уложила отдыхать На парчовую кровать. И потом, неделю ровно, Покорясь ей безусловно, Околдован, восхищен — Вся столица Содрогнулась, а девица — Хи-хи-хи! да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха. Царь, хоть был встревожен сильно, Усмехнулся ей умильно. Вот — въезжает в город он… Вдруг раздался легкой звон, И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул со спицы, К колеснице полетел И царю на темя сел, Встрепенулся, клюнул в темя

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/27/ot...

Арх.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 47. Д. 116 (1907); Ч. 49. Д. 170 (1912); Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1468; Оп. 2. Д. 668, 721; ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 4а. Д. 14. Л. 295 об.- 296 (запись о рождении); ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1877; Ф. 234. Оп. 1. Д. 2237. Л. 101-102; ЦА ФСБ РФ. Д. 601064; ЦА КГБ РБ. Д. 27605; Архив УКГБ РБ по Могилевской обл. Д. 9394-сн.; Архив УФСБ по Кемеровской обл. Д. П-12421. Лит.: Польский. Кн. 2 С. 126-127; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 324-325; Архиеп. Павлин (Крошечкин)//Вест. РСХД. 1980. 3/4(132). С. 157-196; То же//Их страданиями очистится Русь. М., 1996. С. 198-237; Акты свт. Тихона. С. 406-407, 438, 450, 685, 777-778, 877, 987; Дамаскин. Кн. 2. С. 497-498; Жизнеописания настоятелей моск. Новоспасского ставропиг. муж. мон-ря с 1906 по 1926 гг./Сост.: свящ. А. Круглик, Ю. В. Крестников, Т. В. Пасхалова. М., 2002. С. 62-95; Кривонос Ф., свящ. Мученический и исповеднический подвиг Могилевских святителей XX в.: Феодосия (Ващинского), сщмч. Павлина (Крошечкина), Александра (Раевского). Мн., 2002; Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского. М., 2004. С. 245-277; Сщмч. Павлин, архиеп. Могилевский. М., 2007; Собор Могилевских святых. Могилёв, 2009. С. 323-362; Костина В. «Богом моим пройду стену...»: Подвиг исповедничества архим. Тавриона (Батозского). Пермь, 2010; Новомученики и исповедники земли Кузнецкой. Биобиблиогр. справ./Авт.-сост.: А. М. Адаменко и др. Кемерово, 2011. С. 82-84; Правда В. Л. Дело архиеп. Павлина (Крошечкина) в Ново-Ивановском лагерном пункте Сиблага//Вестн. Кузбасского гос. тех. ун-та. Сер.: Ист. науки. Кемерово, 2014. Вып. 3(103). С. 132-136. Д. Н. Н. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/2578602.html

С. Чертковой (урожд. Тевяшевой; 1770-1827) и находился в Воронеже в домовом храме семьи, за престолом, а затем был вложен им в ц. Рождества Христова слободы Михайловка Богучарского уезда Воронежской губ. Год передачи иконы в Михайловку в надписи отсутствует; согласно С. И. Снессоревой, это произошло в 1846 г. ( Снессорева. 1898). Еще одна надпись на обороте, видимо, являлась переводом с молдав. языка текста, расположенного на лицевой части образа: «Достоверное изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, которое находится во святом монастыре, именуемом Нямецким (Нямцулы) на земли Молдавской, прислана от благочестивейшего Константинопольского Императора Андроника Палеолога Александру Воеводе страны Молдавской в 6907 (1399) году» (Там же). Этот текст с альтернативной версией дарения Н. и. свидетельствует о том, что к 40-м гг. XIX в. сообщение митр. Молдавского Георгия IV, оставленное чуть более столетия назад (1723), как таковое не фигурировало или было искажено; сама же версия не соответствует историческим реалиям, поскольку к началу господарства Александру Доброго в 1400 г. имп. Андроник IV Палеолог уже скончался († 1385), а Андроник V Палеолог (1400-1407), если учитывать приведенный в надписи на иконе год, еще не родился. Арх.: Andronic (Popovici), mon. Istorie pentru icoana cea fctoare de minuni a Maicii Domnului, care se afl în mnstirea Neamu i pentru minunile ce s-au fcut, 1859 (manuscris)//Arhiva de Stat, Chiinu. F. 2119. Inv. 3. Unitatea de pstrare nr. 45. Ист.: Иоанникий Галятовский, иером. Небо новое з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами Своими. Львов, 1665. Л. 77-77 об.; Могилёв, 16994. Л. 120 об.- 121 об. Лит.: Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 18982. С. 195; Поселянин Е. Богоматерь. С. 388-389; Iorga N. Cea mai veche icoan din Moldova, care îns nu e veche//Bul. Comis. monumentelor istorice. Bucur., 1931. An. 24. Fasc. 67. P. 29-30; idem. Les arts mineurs en Roumanie. Bucarest, 1934. T. 1. P. 8; idem. Istoria vieii bizantine. Bucur., 1974. P. 564; Ivan I., diac., Porcescu S., preot. Mnstirea Neam. Iai, 1981. P. 166-172; Costea C. Un exemplar de art paleolog în România//An. Inst. de istorie i arheologie «A. D. Xenopol». Iai, 1989. An. 26. N 1. P. 381-392; Efremov А. Icoane româneti. Bucur., 2003. P. 73-74, 76, 173-174 (Not. 6), 199 (Сат. 61) (с библиогр.); Luca (Diaconu), arhim. Icoana Maicii Domnului de la mnstirea Neam - cea mai frumoas oper bizantin de tip Hodighitria conoscut//Cinstirea sfintelor icoane în Ortodoxie: Retrospectiv istoric, momente cruciale de stabilire a teologiei icoanei i de criz major. Iai, 2008. P. 276-313; idem. Icoana bizantin a Maicii Domnului de la mnstirea Neam. Iai, 2010; Parpulov G. R. The Miraculous Icon of the Neam Monastery//Rev. Roumaine d " Histoire de l " Art. Sér. Beaux-Arts. 2018 (в печ.). Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578017.html

Во время его пребывания на митропо­личьей кафедре опасность навязывания Унии заметно уменьшилась. Этому в первую очередь способствовало изменение позиции короля Александра к православным. «Безумная поли­тика притеснений православных... привела Литву к войне с Москвой (1500–1503), окончив­шейся в пользу Москвы, после чего Александр сделался снисходительнее к православным» (15). Он издал ряд грамот, ограждающих права пра­вославных, в том числе имущественные. «Схизма (так латинские писатели называли православных; прим. автора) вновь подняла свою голову и утвердилась в странах Великого кня­жества Литовского и Польского» – сетовали ка­толические писатели того времени. Король «изменил свои отношения и к своей жене Елене Иоанновне. Он пожаловал ей несколько имений и г. Могилёв, испросил у Папы разрешение не принуждать её к принятию римской веры, дозволить ей обновлять старые обители, строить церкви и обеспечивать их щедрыми вкладами» (15). Если вспомним, что до этого времени оставался в силе запрет на строительство и починку православными своих церквей, изданный ещё Казимиром IV, то поймём, на­сколько всё это было значимо для Православной Церкви. Именно благодаря происшедшей пере­мене православными были построены несколь­ко церквей и монастырей, том числе и извест­ный, существующий и в наше время (близ г. Белостока, Польша) Супрасльский монастырь. В своём снисхождении к православным, король допускал даже своего рода православное миссионерство, что можно видеть из следующих слов грамоты, данной им в 1503 году г. Витебску: «Которые будут литвин або лях крещены у Ви­тебску в русскую веру,... того нам не рушити, права их хрестьянского ни в чом не ломати». Так что в конце правления короля Александра (Казимировича) при митрополите Ионе II поло­жение православных в Литве было относительно хорошим, по крайней мере, они могли пользо­ваться свободой исповедания своей веры и не были за эту веру гонимы. В 1506 г. король Александр умирает, а спустя год скончался и митрополит Uoha II . Преемни­ком короля становится Сигизмунд I или Старый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прибытие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Соловецкую землю. 1997 г. Прибытие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Соловецкую землю. 1997 г. 1 мая 1998 г., в день памяти преподобных Евфимия, Антония и Феликса Карельских , у стен Николо-Корельского мон-ря (ныне находится на территории ПО «Севмаш» Северодвинска) впервые после 1917 г. еп. Тихон совершил водосвятный молебен, с тех пор молебен совершается ежегодно 1 мая. 25 июля 1999 г. состоялось освящение закладного камня Михаило-Архангельского кафедрального собора Архангельска, 13 июля 2001 г. утвержден проект храма. В июне 2000 г. священнослужители епархии совершили крестный ход, посвященный 2000-летию Рождества Христова, на пароходе «Н. В. Гоголь», прошедшем по Сев. Двине от Северодвинска до Котласа. Во время крестного хода устанавливали поклонные кресты, служили молебны, совершали таинства Крещения, Покаяния, Причащения. В окт. 2000 г. состоялась 10-дневная миссионерская поездка по Архангельской земле священнослужителей и студентов Белгородской миссионерской семинарии на специальном поезде с храмом-вагоном. За время поездки Крещение приняли 1874 чел., было совершено 9 литургий, за к-рыми причастились 180 чел., и 3 крестных хода по поселкам, прочитано 10 лекций духовно-нравственного содержания и организовано столько же концертов духовной музыки. Жителям области было передано ок. 5 тонн медикаментов, тысячи нательных крестов, икон и правосл. печатных изданий. В 1998-2001 гг. по благословению еп. Архангельского и Холмогорского Тихона неоднократно совершались миссионерские поездки по удаленным от церковных центров районам А. и Х. е., возглавляемые священниками и преподавателями ПСТБИ. В ходе этих поездок более 2 тыс. чел. приняли св. Крещение, на походных антиминсах совершались литургии, организовывались просветительские беседы с народом, концерты духовной музыки, проводились многочисленные исповеди и др. требы. В февр. 2001 г. в А. и Х. е. проходили торжества, посвященные 5-летию преобразования Архангельской и Мурманской епархии в Архангельскую и Холмогорскую. Празднование открылось литургией в Илиинском кафедральном соборе, к-рую возглавил митр. Солнечногорский Сергий (Фомин) , ему сослужили архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) , архиеп. Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) , архиеп. Верейский Евгений (Решетников) , еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов). Впервые в истории епархии служили 5 архиереев. Еп. Тихон и настоятель Антониева Сийского мон-ря архим. Трифон (Плотников) были награждены гос. орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/76432.html

—59— существовала школа, где производилось обучение местных детей. Из грамоты королевской от 3 марта 1585 года Полоцкому архиепископу Феофану узнаём, что король Стефан Баторий постановил изъять из его заведывания Могилёвский Спасский монастырь и предоставить его в ведение граждан города Могилёва. Это распоряжение было затем подтверждено в 1588 году Сигизмундом III. 928 Могилёвские горожане, получив обратно Спасский монастырь почти одновременно с образованием Виленского св. Троицкого религиозно-просветительного братства, учредили и в городе Могилёве такое же братство, устроив при монастыре школу латинского, русского и польского языков. Король Стефан Баторий старался населить город Могилёв разными ремесленниками и, между прочим, кожевниками, которые в 1589 году в свою очередь учредили церковное братство (кушнерское или скорнячное), по своему уставу совершенно сходное с Виленским кушнерским братством. Учреждение в 1463 г. в г. Львове Успенского церковного братства. О существовании в городе Львове церковного православного братства упоминается впервые в летописи этого братства за 1463 год, когда оно приняло в своё заведывание древний монастырь св. Онуфрия, восстановленный и наделённый доходами Львовским мещанином Стефаном Дронаном. В Львове в то время было восемь православных церквей и между ними Успенская, при которой и образовалось церковное братство, но с точностью год его учреждения не известен, а равно и первоначальный его уставь. 929 Главной заслугой братству в эпоху XVI —60— века следует признать его старания о восстановлении православной епископии в Львове, увенчавшиеся успехом, так как в 1539 году король Сигизмунд I вновь учредил уже более 100 лет не существовавшую в Львове и Галичине православную епископскую кафедру и епископом назначил из Львовского братства Макария Тучанского. 930 Из летописи братства узнаём, что с половины XVI века братство особенно было занято восстановлением своей древней каменной Успенской церкви, которая от пожаров и ветхости потрескалась. Братство за пособием на это дело обращалось к православному Молдавскому господарю Александру, который выдавал щедрую денежную помощь и принял церковь под своё покровительство; в память этих щедрот эта церковь стала слыть в народе под именем Волосской церкви. В 1571 году братство постигло несчастие; только что обновлённая и украшенная церковь сгорела дотла и братству снова пришлись собирать средства на её восстановление, причём на этот раз оно обратилось за пособием к Московскому царю Фёдору Иоанновичу, который выслал братству щедрое подаяние, а пока оно стало строиться на свои средства. Так через несколько лет после пожара на средства члена братства польского дворянина Константина Корнякта окончилась постройкой величественная колокольня из тёсаного камня на место прежней обрушившейся и построенной тоже на средства одного из братчиков, именно старшего братчика Давида Фомы 931 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Е. А. Агеева, А. В. Кузьмин Гомельская епархия 1925-1990 гг. 22 марта 1925 г. во епископа Гомельского был хиротонисан архим. Жировицкого мон-ря, «уполномоченный по делам православной Церкви в Польше» Тихон (Шарапов) , к-рому было также вверено попечение о правосл. христианах Польши, сохранявших верность Патриарху Московскому (Акты свт. Тихона. С. 357). Еп. Тихон прибыл в Гомель 3 апр. 1925 г. и в короткий срок при помощи местных священников прот. Павла Левашова и прот. Елисея Назаренко, сохранивших верность канонической Церкви, вернул большинство приходов епархии из обновленчества под патриарший омофор. 16 мая архиерей был арестован и переправлен в Могилёв, затем в Москву. 10 дек. 1925 г. еп. Тихон был арестован в Москве, через полгода выслан в Казахстан, откуда на протяжении неск. лет вел активную переписку с духовенством Г. е. и рассылал циркулярные послания. До 17 июля 1936 г., когда еп. Тихон был назначен епископом Алма-Атинским, он номинально оставался Гомельским архиереем. В 1933 г. временное управление Г. е. возлагалось на Стефана (Адриашенко), еп. Александровского и Павлоградского, вик. Днепропетровской епархии. 17 дек. 1934 г. на Гомельскую кафедру был назначен еп. Серафим (Кокотов) , но, получив отказ в регистрации, он не смог вступить в управление епархией и 27 мая следующего года был переведен на Томскую кафедру. Последним архиереем, окормлявшим гомельскую паству, был Могилёвский еп. сщмч. Павлин (Крошечкин ; на Могилёвской кафедре с 6 июня 1933 до 24 окт. 1936). В ночь с 18 на 19 авг. 1937 г. в Алма-Ате был арестован еп. Тихон. Одновременно в Гомеле прошли аресты почти всего духовенства, активных монахинь и мирян, к-рым в числе прочего инкриминировалась переписка с еп. Тихоном и распространение его писем и статей. В ночь на 1 нояб. 1937 г. часть арестованных, включая 12 священнослужителей, была расстреляна, 10 нояб. того же года в Алма-Ате был расстрелян еп. Тихон. В 1935 г. власти закрыли гомельский Петропавловский собор (в 1942 архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) возобновил в нем богослужения, в 1960 собор был вновь закрыт, в 1962-1988 в нем размещался планетарий, собор возвращен Церкви в 1989). До 1985 г. в Гомельской обл. было закрыто 57 храмов, в 1985 г. в области действовало 42 церкви, неск. храмов было построено в советский период. В 1918-1934 гг. в Гомеле жил и трудился церковный композитор А. Е. Туренков , автор первой белорус. оперы. Его учеником был гомельский церковный композитор Н. В. Бутомо († 1983), написавший более 300 хоровых произведений, к-рые исполняются церковными хорами Белоруссии, России и Украины.

http://pravenc.ru/text/166101.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010