95 . От Платона Горючко из Гаги – его брошюры: а) К истории воссоединения униатов Минской архиепископии. 1794–1795 г. Минск, 1902; б) Материалы для истории Невельской духовной гимназии. Витебск, 1901; в) К истории Могилёвского Иосифовского собора. Могилёв, 1902; г) Материалы для биографии архиеп. Георгия Конисского . I–II. Могилёв, 1901–1902; д) Материалы для истории Могилёвской духовной семинарии. 1780–1800 г. Могилёв, 1901. 96 . От Μ. Анненкова – его книга: Ф. Вл. Цветаев в воспоминаниях его товарищей и учеников. Москва, 1902. 97 . От James Chrystal, New Jersey – его книга: Authoritative Christianity. The third ecumenical council Ephesus, vol. II, part. 1. New Jersey, 1901. 98 . От кандидата LVI курса Академии Д.К. Чистилина – книга Булгакова, Преп. Иосиф Волоколамский. СПб., 1865. —192— 99 . Через студента LVII курса Академии С.К. Тсолакиса от авторов – книги: а) Σευηρος о μονοφυσιτης υπο δινονου Ιωαννου Ευστρατιου, Εν Λειψ, 1894; 6) Η οδος προς τον Θεον ατα Μαξιμον τον ομολογητην υπο Σ. Σταυριδου. Εν Κωνσταντιτουπολει, 1894. 100 . С почты получены от разных учреждений и лиц – книги и брошюры: а) Отчёт по братству св. Петра митрополита за 1900 г. Москва, 1901; б) Венок на могилу Амвросия, Архиеп. Харьковского. Харьков, 1902; в) 18-й отчёт Попечительства Импер. Марии Александровны о слепых за 1900 г. СПб., 1901; г) Аксаков, Биография Ф.И. Тютчева. Москва, 1886; д) Сочинения Ф.И. Тютчева. Издание 2-е. СПб., 1900; е) Pyhän isämme Iohannes Krysostomon Liturgia. СПб., 1901; ж) Памятная книжка здоровья. Стенные таблицы. Издание 2-е Юго-Западного Общества Трезвости. Киев, 1902; з) Отчёт Православного Миссионерского Общества за 1900 г. Москва, 1901; и) Отчёт о состоянии Общества Любителей Духовного Просвещения в Москве в 1900 г. Москва, 1901; и) Отчёт ремесленного приюта при Московских городских попечительствах о бедных Тверской части за 1899 и 1900 г. Москва, 1900–1901; к) Отчёт о деятельности лечебницы, состоящей под Августейшим покровительством Великой княгини Александры Иосифовны за 19-й год. Москва, 1900; л) Устав той же лечебницы. Москва, 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр (Могилёв), архиеп. Костромской (Могилёв Александр Геннадиевич; род. 18.05.1957, Киров), митр. Астанайский и Казахстанский. Из семьи рабочего. В 1974 г. окончил среднюю школу. В 1975 г. поступил в ЛДС, к-рую окончил за 2 года, в 1977-1979 гг. обучался в ЛДА. В годы учебы в Ленинградских духовных школах служил старшим иподиаконом архиеп. Тихвинского Мелитона (Соловьева) . ЛДА не закончил, поскольку в 1979 г. был направлен в Киров, где до 1983 г. служил личным секретарем еп. Кировского и Слободского Хрисанфа (Чепиля) . В 1988-1990 гг. А. заочно окончил МДА со степенью канд. богословия. 1 авг. 1983 г. рукоположен во диакона, на следующий день - во священника, в 1985 г. возведен в сан протоиерея. В дек. 1983 г. назначен ключарем, а в нояб. 1987 г.- настоятелем Свято-Серафимовского кафедрального собора в Кирове. С 1986 по 1989 г. секретарь Кировского епархиального управления. В 1987 г. добился возвращения РПЦ Троицкой ц. в Кирове - первого храма в областном центре, переданного властями верующим. В 1989 г. способствовал возвращению РПЦ Успенского собора Трифонова хлыновского мон-ря в Кирове. 13 сент. 1989 г. Свящ. Синод РПЦ определил А. быть епископом Костромским и Галичским. 21 сент. 1989 г. архиеп. Хрисанфом в Знаменской ц. при архиерейской резиденции пострижен в монашество с именем А. в честь прп. Александра Свирского . 24 сент. 1989 г. возведен в сан архимандрита. 27 сент. 1989 г. в Москве в Богоявленском соборе хиротонисан во епископа. 25 февр. 1994 г. возведен в сан архиепископа. В 1990 г. трудами А. возобновлено Костромское ДУ, преобразованное в 1996 г. в семинарию. 25 янв. 1991 г. на I съезде правосл. молодежи А. был избран председателем Всецерковного правосл. молодежного движения . В связи с появившимися в нач. 90-х гг. в печати обвинениями в адрес нек-рых церковных иерархов в сотрудничестве с КГБ на Архиерейском Соборе марта-апреля 1992 г. была образована Комиссия по изучению деятельности спецслужб в Церкви, председателем к-рой стал А. Он также является членом неск. синодальных комиссий, с 11 нояб. 1994 г.- членом Совета по делам молодежи при Президенте России. 28 нояб. 1996 г. избран действительным членом Академии естественных наук РФ по секции экономики и социологии. Награжден орденом Дружбы народов (1994), орденами св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1997), свт. Иннокентия, мирт. Московского и Коломенского 3-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й степени.

http://pravenc.ru/text/64266.html

В 1883 г. началось издание «Могилёвских епархиальных ведомостей» . В том же году было восстановлено могилёвское Богоявленское братство, основной целью которого стала миссионерско-просветительская деятельность. Для укрепления братства много сделал еп. Мисаил (Крылов), назначенный в Могилёв в авг. 1896 г. В Гомеле и Мстиславле открылись отд-ния братства. В Могилёве началось строительство братской церкви-школы. Еп. Сергий (Спасский) ввел общее пение в церквах, при храмах стали вести описи церковного имущества по форме, данной Синодом в 1856 г. С именем еп. Сергия связано открытие приюта для вдов и сирот духовного звания. По инициативе еп. Евгения (Шерешилова) в Могилёве был создан центральный книжный склад с отделениями в уездах. Епископ выделял средства на издание книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, на устройство церковнопевческой школы для подготовки регентов для церковных школ. В 1897 г. в Могилёве открылось епархиальное хранилище древностей (с 1904 - церковноархеологический музей). Такой же музей был создан в Мстиславле. В 1910 г. в Могилёве 3 дня находились мощи прп. Евфросинии Полоцкой, возвращавшиеся в Полоцк из Киево-Печерской лавры. В 1907 г. было учреждено Гомельское викариатство Могилёвской епархии. В 1911 г. в епархии, разделенной на 40 благочиннических округов, насчитывалось 828 храмов, в т. ч. 7 соборов, 11 церквей при мужских и 15 при женских мон-рях, 549 приходских церквей, 15 церквей при казенных и богоугодных учреждениях, 94 на кладбищах, 46 молитвенных домов. Действовали 12 монастырей (6 мужских и 6 женских). В клире епархии состояли 38 протоиереев, 540 священников, 93 диакона, 533 псаломщика. Работали 533 церковные б-ки, 2 больницы при монастырях, 5 при церквах, 3 богадельни при мон-рях. Действовали Могилёвская ДС и Мстиславское ДУ. В годы первой мировой войны в Могилёве с 8 авг. 1915 по 25 февр. 1918 г. находилась ставка Верховного главнокомандующего. 23 авг. 1915 г. в город прибыл имп. св. Николай II Александрович , вместе с отцом постоянно жил цесаревич св. Алексий Николаевич . Император не пропускал ни одного правосл. богослужения, от дома губернатора, где жил самодержец, до церкви была специально проложена асфальтовая дорожка. После отречения от престола Николай Александрович вернулся в Могилёв, уехал из города 8 марта 1917 г. 1917-2017 гг.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

19 . А. Миловидов. „Современное штундо-баптистское движение в северо-западном крае”. Вильно. 1910 г. 20 . М. Митроцкий. „Что такое секта баптистов?”. Киев. 1913 г. 21 . И. Недзельницкий. „Штундизм, причины появления в разбор учения его”. СПб. 1899. 22 . Г. Носков. „Беседы об истинном священстве в Церкви Христовой и самозванных лже-пресвитерах баптистов”. Балашов. 1912 г. 23 . Его же. „Беседа об истинной Церкви Христовой и безблагодатном обществе баптистов”. Балашов. 1912 г. 24 . Его же. „Беседа о Св. Предании и предании баптистов”. Балашов. 1912 г. 25 . Его же. „Откуда явилась секта баптистов на Руси и давно ли она существует по данным самих же баптистов”. Балашов. 1912 г. 26 . Его же. „О том, следует ли платить духовенству за требоисправление и как собирают баптисты с членов общин”. Балашов. 1913 г. 27 . „Обличение лжеучения баптистов о почитании св. икон, св. Креста Господня, мощей св. угодников, о крещении младенцев и таинстве св. Евхаристии”. Под руководством еп. Алексия составлено студентами Казанской Духовной Академии. 1911 г. 28 . И. Ольшевский. „Обличение штундизма” (в библейских текстах). Миссионерские Записки. Полтава. 1910 г. 29 . И. Орлов. „Отступник сын у постели умирающей матери”. (Рассказ из жизни штунды). СПб. 1911 г. 30 . Е. Саульский. „На молитвенном собрании у штундо-баптистов”. Могилёв. 1912 г. 31 . П. Скубачевский. „Как дедушка Пахом посрамил штундистов”. Харьков. 1910 г. 32 . Г. Щелчков. „Воинствующий штундо-баптизм и православная миссия”. Могилёв. 1912 г. 33 . А. Платонов. „Баптистская ложь” (листок). 34 . В. Гринякин. „Берегись штунды”. СПб. 1910 г. 35 . А. Введенский . „Учение сектантов (баптистов) о Церкви при свете их жизни и евангельского учения”. СПб. 1912 г. 36 . А. Введенский . „Действует ли благодать Божья через недостойных пастырей”. СПб. 1912 г. 37 . И. Стрельбицкий . „Краткий очерк штундизма и свод текстов, направленных к его обличению”. Одесса. 1899 г. 38 . А. Сквозников. „Очерки новейшей полемики с штундо-баптистами”. СПб. 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Могилёв. Церковь Царственных страстотерпцев и всех новомучеников и исповедников ХХ века. Карта и ближайшие объекты После праведной кончины архиепископа Максима 27 февраля 2002 года во временное управление могилевской епархией вступил Высокопреосвященнейший Филарет митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси. 4 июня 2002 года владыка принял решение приписать будущий храм-памятник к кафедральному собору, а его строительство поручил настоятелю собора протоиерею Геннадию Пацевичу, иерею Сергию Белоусу и председателю приходского совета храма в д. Полыковичи Александру Белоусову. Владыка также письменно утвердил макет храма и ходатайствовал перед городскими властями о выделении места под строительство. Горисполком определил это место в парке имени А.М. Горького. Место под строительство храма — парк имени А.М.Горького — православные могилевчане просили у властей города не случайно. Дело не только в том, что это центр города и красивая возвышенность на правом берегу Днепра. Главное, что именно здесь (на Замковой горе) в древности был православный храм. К тому же рядом с парком, который был заложен еще до 1917 года как Николаевский сад и лишь в 1950 году переименован в парк имени А.М. Горького, на площади, называемой ныне Советской, находился дом губернатора. В этом доме располагалась Ставка, которую с августа 1915 по март 1917 года возглавлял Государь Император Николай II в должности Верховного Главнокомандующего. 27 сентября 2002 года на месте строительства будущего храма был установлен и освящен Крест с иконой Святых царственных мучеников. 20 октября 2002 года управляющим могилевской епархией был назначен епископ Софроний, который проявил немалую заботу о строительстве храма. В 2005 году по его благословению был создан приход храма Святых царственных мучеников. 29 декабря 2002 года епископ Софроний освятил левый придел собора Святителя Николая в монастырев честь Святых царственных мучеников. В Святом алтаре, как было устроено при освящении храма в 1672 году, вместо запрестольной иконы был установлен крест Христов — родовая реликвия архиепископа Максима. Этот крест немалых размеров сопровождал в ссылке мать владыки, будущую монахиню Агнию и ее детей, которых большевики вывезли в Сибирь.

http://sobory.ru/article/?object=27961

На территории Могилёвской области находятся Могилёвская и Бобруйская епархии. Территория Могилёвской епархии охватывает 15 районов Могилёвской области: Белыничский, Горецкий, Дрибинский, Климовичский, Краснопольский, Кричевский, Круглянский, Костюковичский, Могилёвский, Мстиславский, Славгородский, Хотимский, Чаусский, Чериковский, Шкловский. Кафедральный город — Могилёв. Кафедральные соборы — Трехсвятительский (Могилёв), Александро-Невский (Мстиславль). Под омофором правящего архиерея Бобруйской епархии – Преосвященного Серафима – находятся 55 приходов. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Бобруйский женский монастырь жен-мироносиц [ править править код ] Бобруйский женский монастырь жен-мироносиц В 2008 году Синод Белорусской Православной Церкви постановил создать в Бобруйске женский монастырь святых жен-мироносиц - первую в истории женскую обитель в этом городе. 30 марта 2008 года монастырь был открыт на территории Бобруйской крепости в приходе Николо-Софийского храма. Под монастырь отданы шесть построек на территории военной крепости: четыре двухэтажные и две одноэтажные. Настоятельница монастыря матушка Раиса подметила интересную деталь: бывшие штаб, госпиталь, присутственные места, складские помещения, училище и тюрьма расположены в форме креста. Тюрьма в центре. Поэтому в этом здании решено создать монастырский храм Марии Магдалины. В здании госпиталя будет домовой храм. В планах монастыря - воссоздать храм Александра Невского, который был взорван в 1934 году. Монастырь обнесен стеной из белого кирпича высотой в полтора человеческих роста. Адрес: Белоруссия, 213800, Могилевская обл., г. Бобруйск, ул. Карбышева, 28 Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово) [ править править код ] Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово) Монастырь находился на левом берегу Днепра, к югу от деревни Борколабово и в 12 км от города Быхова. Название же деревни Борколабово происходит от имени ротмистра польского короля Августа - Баркулаба Ивановича Корсака. В 1584 году он строит замок, а через 4 года – две православные церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Могилёвская_об...

Могилёвская область (храмы) Материал из Азбука паломники Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв) [ править править код ] Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв) В 1903 году произошла торжественная закладка первого камня нового храма во имя трех святителей Церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Строительство проходило по проекту и под наблюдением надворного советника, губернского архитектора П. Калинина. Возведение собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1913 году. Храм был освящен 1 декабря того года. Во время нахождения в Могилеве Ставки (1915-1918) собор часто посещал император Николай II. С перерывами, храм действовал до 1959 года. В 1961 году церковь, построенная на народные деньги, была закрыта — снесли колокольню, купола, кресты и основали здесь клуб завода " Строммашина " . В помещении под музыку духового оркестра стали устраивать танцевальные вечера, а потом загремела городская дискотека " Резонанс " . 25 декабря 1989 года храм снова был освящен и начал действовать. Адрес: Белоруссия, 212000, г. Могилев, ул. Первомайская, 75 Александро-Невский собор (Мстиславль) [ править править код ] Александро-Невский собор (Мстиславль) Памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. В 1727 году в Мстиславле на пожалования хорунжего витебского Ивана Гурко был основан бернардинский монастырь, на месте которого ранее находилась древнейшая православная церковь в городе — Афанасьевская церковь, перенесённая на Замковую гору. В монастыре имелся возведённый в том же 1727 году костёл Рождества Богородицы с пятью деревянными алтарями. В 1775 году костёл был заменён на новый, уже каменный храм. Монастырь, закрытый в 1831 году, отдали православному ведомству, при этом храм — для прихожан Афанасьевской церкви. Здание храма сгорело в 1858 году. После этого для костёла разрабатывались различные варианты приспособления «по ветхости» (проекты датируются 1864 и 1866 годами). Было принято решение о непрочности конструкций католического храма, что привело к решению его разобрать и построить новый, уже православный храм. Сама церковь была возведена в 1870 году из кирпича.

http://azbyka.ru/palomnik/Могилёвская_об...

Здание церкви продолжало разрушаться. И в 1993 г. к командиру пограничного отряда обратились могилёв-подольские бизнесмены с предложением переоборудовать храм в казино. Они получили категорический отказ полковника Колесникова: сооружение будет передано общине только для восстановления храма. Обращение сектантов с предложением сделать в здании православной церкви молитвенный дом – тоже было непреклонно отклонено. В 1994 г. здание храма Святого Благоверного князя Александра Невского передали верующим. А с 1996 г., когда настоятелем церкви стал протоиерей Петр Пацкан, началось удивительное возрождение полковой церкви. Новый иконостас создавали два года - с резьбой, позолотой, писаными иконами. Затем огородили двор церкви, восстановили отопление. Внутри храма, освободив стены от толстого слоя советской грязи - извести и краски, отреставрировали более 150 кв. метров прекрасной настенной росписи. А люстру православные сочли исторической ценностью времен советского клуба, ведь каждую её цепочку делали солдаты перед демобилизацией. Поэтому с неё вырезали серпы, молоты и звезды и оставили украшать храм. Многим позже, в 2004 г., Александр Стоян, бывший тогда председателем профсоюзного комитета Украины, подарил храму паникадило. В 2000 г. настоятель с прихожанами задались целью преподнести Богу подарок - восстановить купола на храме. Понадобилось семь лет, чтобы перекрыть крышу, построить по старым фотографиям колокольню и возвести купола. Только на крышу пошло 5,5 тонн жести (около 900 листов), которую подарил храму Владимир Бойко - глава ОАО «Завод Ильича» из Мариуполя. Восстановили и снаружи стены храма - отмыли их от толстенного почерневшего слоя извести и они предстали в первозданном виде. Храм Святого Благоверного князя Александра Невского является историческим памятником архитектуры местного значения и вызывает большой интерес у туристов. Нынешние прихожане Полковой церкви, в основном, люди гражданские, в меру своих возможностей заботятся о сохранении и возрождении своей церкви - жемчужины архитектуры и духовности Приднестровья. 100-летие родного храма стало для них большим праздником и новой, красивой вехой их общей духовной жизни.

http://sobory.ru/article/?object=61726

Церковь Александра Невского Могилёв-Подольский район, Могилёв-Подольский Архитектор: Ф.М. Вержбицкий Год постройки: не позже 1910 Архитектурный стиль: Русский стиль Украина, Волынская область Церковь Георгия Победоносца Владимир-Волынский район, Владимир-Волынский Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: Между 1900 и 1908 Архитектурный стиль: Русский стиль Украина, Днепропетровская область Церковь Воздвижения Креста Господня 133-го пехотного Симферопольского полка Днепр, город, Днепр Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: Между 1911 и 1912 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Георгия Победоносца 135-го пехотного Керчь-Еникольского полка Павлоградский район, Павлоград Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: не позже 1907 Архитектурный стиль: Русский стиль Украина, Житомирская область Церковь Серафима Саровского 17-го пехотного Архангелогородского полка Житомирский район, Житомир Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: не позже 1910 Архитектурный стиль: Русский стиль Украина, Ровненская область Церковь Георгия Победоносца при 126-ом пехотном Рыльском полку (утрачена) Острожский район, Острог Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: 1906 Архитектурный стиль: Русский стиль Украина, Тернопольская область Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 11-го Драгунского Рижского полка Кременецкий район, Белокриница Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: не позже 1910 Архитектурный стиль: Русский стиль Украина, Харьковская область Церковь Митрофана Воронежского 5-го запасного Кавалерийского полка Изюмский район, Балаклея Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: не позже 1911 Архитектурный стиль: Русский стиль Украина, Хмельницкая область Собор Андрея Первозванного Хмельницкий, город, Хмельницкий Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Год постройки: 1904 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Вознесения Господня при 45-м пехотном Азовском полку

http://sobory.ru/architect/fmverzhbitski...

Могилёв-Подольский. Собор Николая Чудотворца. Свято-Николаевский храм Собор справа. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 сентября 1920 Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Портал. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 0192 Карта и ближайшие объекты Собор святителя Николая Чудотворца в Могилеве-Подольском построен в 1754 г. на средства болгарской, сербской и молдавской общин города. Рядом с основным зданием храма стоит двухэтажная четырехугольная колокольня. Внутреннее убранство церкви составляют искусно выполненные росписи стен и свода, и величественный иконостас. В 1885 г. пристроен притвор и 2 придела. Новый иконостас 1874 г. Надпись над главным входом: «Во славу святые единосущъния животворящия Трцы Оца и Сна и УТОО дха созъданъ храмъ С. Х. Николая за старанямъ во первыхъ Р. Б. Лукаша Грека бурмистра Димитрия осацкаго Гродена Стояна Иона Дмитрия Тодора Василия Григораша Танасия Симеона и бтва [братства] р. Б. АФНА " Отдельно построена каменная 2-ярусная колокольня, переделанная в 1865 г. из городской каланчи. С приходом советской власти, как и многие другие храмы, был закрыт для религиозной общины, а в его стенах открыли краеведческий музей. Сейчас права на владение собором вернули Украинской Церкви. В стенах храма хранится чудотворный образ Святого Николая, а также серебряная дарохранительница, пожертвована императором Александром III в память о покойном царевиче Николае Александровиче. По материалам официального сайта Могилев-Подольской епархии

http://sobory.ru/article/?object=38520

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010