– Это не вы, это я, – с каким-то даже надрывам сказала сестра милосердия. – Александрой меня зовут. То есть, ну не я… ой, что говорю! Я прошу сейчас, молю, чтоб заметелило, чтоб не видали Они у окна этих! Лучше на снег смотреть… – Эй, отпускной, как смотрплощадка? – раздался голос снизу, со стороны аллеи. Полковник узнал и голос, и фигуру штабс-капитана. Он вытянул правую руку с поднятым вверх большим пальцем – во! И вслед, этой же рукой махнул призывно, утвердив призыв словами: – Давай сюда! А то, говорят, сейчас буран будет. Сестра Александра головой покачала, рукой махнула и сказала: – Ой, да ну перестаньте. Штабс-капитан глянул на бурлящее уже небо и бегом побежал на смотровую площадку. – Бери, бери, смотри, потом представишься, – заторопил полковник, подавая ему бинокль. – А то вон, задуло как. Штабс-капитан смотрел дольше всех, затем, как-то странно зыркнув на полковника и тут же отведя глаза, вернул бинокль и сказал приглушенно: – Спасибо, – и так же приглушенно добавил: – В окружном штабе Он редко бывал. Я Его только один раз видел, и то издали, по лестнице Он поднимался… Значит, говоришь, залетела ли пепелинка в кабинет? Считай, что залетела, – штабс-капитан вдохнул и сказал: – Вот так… А ведь вспомнил я – и дым, и пепел. Будто из Везувия на картине, в полнеба, солнца не видать… Помню, когда этот поручик портрет снимал, через плечо как на пустое место глянул, а как ты ушел, полчаса на это пустое место смотрел, сам не знаю с чего, и вдруг вижу… проступает портрет. Аж вспотел и перекрестился. А уж и забыл, когда потел и крестился. Да, простите, господа, позвольте представиться. Штабс-капитан… – Видов Иван Иваныч! – торжественно перебил полковник. – Сегодня сплавил меня в отпуск, в чем и расписался уникальным каллиграфическим почерком!.. И тут повалил снег. – Ну, сестра Александра, теперь буду тебе в Могилёв погоду заказывать, – воскликнул полковник. – Ой, да ну ж перестаньте. – А я еще хотел гробы у этих сосчитать. Тут мне один говорил, что их восемь. Теперь ничего не разглядишь.

http://azbyka.ru/fiction/pepel/

Мужчина, как известно, не очень стремится разделить с женщиной обязанности по дому. Так, например, мужчины проявляют сравнительно слабую активность в весьма трудоемком занятии — воспитании своих детей. Еще менее охотно они подключаются к домашнему труду. Таким образом, нагрузка у женщин с годами возрастает, а у мужчин — уменьшается. Чем больше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком. Православная семья сегодня — какая она? Как традиции русские традиции присущи этой ячейке общества? Об этом рассуждает архиепископ Александр (Могилёв). Православная семья   Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) Еще год назад тема «Православные традиции российской семьи» в определенной степени показалась бы мне новой. Безусловно, у каждого священнослужителя, тем более, у каждого епископа, имеющего определенный опыт церковной деятельности, есть представления о проблемах семьи, сформировавшиеся на практике. Но говорить о них со знанием дела, профессионально, может далеко не каждый. Я не стремлюсь показаться профессионалом, но лишь скажу, что в прошедшем году эта тема стала мне особенно близка. Это связано с тем, что минувшей осенью в старинном русском городе Галиче и в самом областном центре — г. Костроме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Синодальный отдел по делам молодежи осуществил масштабный проект — был npobeдeh II Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России». В конкурсной программе фестиваля приняли участие более 200 короткометражных фильмов, представленных авторами из 48 городов 28 регионов России и стран ближнего зарубежья. И в процессе подготовки, и, конечно же, на самом фестивале велись оживленные дискуссии, высказывались различные представления о месте православной семьи в современном мире, обсуждались пути и перспективы формирования у подрастающего поколения православных семейных ценностей. Во многих дискуссиях пришлось принимать участие и мне. С большим вниманием участники фестиваля ознакомились с прекрасными, а в ряде случаев, и высокохудожественными кинофильмами, призванными утверждать в обществе традиционные православные семейные ценности — радость отцовства и материнства, нравственную красоту благочестивого супружества и идеал крепкой многодетной семьи.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-tradicii-...

– … Поручить генералу Михаилу Васильевичу Алексееву представить для охраны отрекшегося императора наряд в распоряжение командированных в Могилёв членов Государственной Думы: Александра Александровича Бубликова, Василия Михайловича Вершинина, Семёна Фёдоровича… Рядом с «отрекшимся императором» – о, как развёрнуто они себя титуловали, прилипая к великой минуте! И – кому, к чему были все эти подробности после громового низвержения: Святая Русь арестовала своего царя!? Ещё наклонила голову – не могла держать, не могла смотреть: – Не продолжайте. Но он с разгону так и продолжал до конца: что эти четверо членов должны затем представить письменный отчёт, и он будет обнародован. Что… Третью ночь тому государыня так боялась услышать об аресте – внутренне тряслась. А сейчас почему-то – нет, не испугалась. Сейчас почему-то её собственная судьба и детей – как будто не существовала. Сейчас одно только гудело тяжёлым колоколом: Россия подняла руку арестовать своего царя! А Корнилов сложил бумагу, спрятал в планшетку. Опустил её висеть на боку. И руки по швам. И тем же негромким глуховатым голосом объяснял, что это всё значит практически. Что охрана дворца перенимается от Сводного полка и Конвоя – войсками гарнизона. Что запрещается пользоваться телефоном. Вся корреспонденция подлежит контролю. То есть откровенно объявляли, что будут читать чужие письма. Всё так, но сам вид Корнилова – простоватый, недалёкий, неумный, неразвитый, вполне унтер-офицерский, совсем не созданный для исторического момента русской династии… И ещё тут при чём этот неведомый полковник? – … Те лица из свиты, кто не желает признать состояния ареста, должны покинуть дворец сегодня до четырёх часов дня. Государыня властно подняла голову и смотрела на генерала свысока: – У меня все больны. Сегодня заболела моя последняя дочь. Как будет с врачебной помощью детям? Врачи будут пропускаться беспрепятственно, но в сопровождении охраны. Можно ли оставить дворцовую прислугу? Пока – да, из тех, кто сам пожелает. Но постепенно прислуга будет заменяться другой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

О, Боже! О, какое облегчение! Сколько тревог снялось с души! Наступил первый спокойный час за этот день. Вспомнили, что не обедали, и решили попить чаю. И в самом деле – чего боялись? Тихо стояло в Царском Селе. Безупречно нёс службу вокруг Александровского дворца Сводный гвардейский полк. А близко – размещался гвардейский экипаж, они не только наши войска – они подлинные друзья! Да и вообще стояли в Царском гвардейские стрелки, стена! – запасные батальоны отборных полков, один из которых носит звание императорской фамилии. А теперь, вот, скоро придёт и конница. Надо было бы отменить поездку Линевича к Родзянке, если он ещё не уехал?… Но – не кончился день так спокойно. В десять часов вечера генерала Гротена вызвал к телефону Беляев – объявился наконец! За весь сегодняшний ужасный день он ни разу не дал о себе знать – а теперь с чем же? Беляев говорил даже не от себя, а передавал совет того же Родзянки: чтоб императрица немедленно увозила детей из Царского Села – а завтра, может быть, будет уже поздно: петроградские толпы достигнут туда и нападут. Пришёл Бенкендорф, с нероняемым моноклем в глазу, узкодорожными бачками и усами, всегда уравновешенный, – и передал это всё государыне. (А волновался). И – снова всё взвихрилось в безумной тревоге! Родзянко никак не был друг, но ещё до Линевича вот давал совет, и в его совете была какая-то несомненность: почему-то представилось, что именно так всё и произойдёт! А – куда государыня могла двинуться с детьми, температурой по 39, раздирающим кашлем, больными глотками и ушами? Только одно и было – телеграфировать в Могилёв (телефон туда, конечно, не работает), пока Государь там, и спрашивать указаний. Указаний – о чём? Двигаться всё равно невозможно. Государыня ломала пальцы. 149 Во всю бы жизнь никогда не прикасаться Михаилу Александровичу к государственным делам! Сколько есть достаточного для человека – военная служба, спорт, семья! Была когда-то несчастная полоса, после смерти брата Георгия считался он наследником престола. И тогда приучали его: членом Государственного Совета и даже, для государственной практики, отсиживал заседания в совете министров. И хоть никогда ничего там не высказал, никогда ничего сам не делал, – а стягивало его это под мундиром, лишало лёгкости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Наконец, отворили дверь. За несколькими женщинами – Алексей Максимович в мохнатом халате, сутулясь, недовольный, подморщивая свой раскляплый утиный нос, жёлтые усы обвисли аж на подбородок, а голос обиженный: – Ну что-о такое, Алексан Гаврилыч? За-чем? За-чем же вы? Не пригласил войти, отпустил – и даже не спросил о новостях. 172 Николай не мог жить без Аликс настолько, насколько человек не может жить с выеденной грудью или отсеченной половиной головы. Сам с большими военными пристрастиями, попадая в атмосферу Ставки, он как будто должен был бы расцветать мужскою военною жизнью, – нет! Уже в первый день он испытывал рассеянность, недохват, тоску, – и пуст и печален был тот редкий день, когда не приходило от неё письмо. (Зато уж назавтра – всегда два). А приходило – Николай распечатывал его всякий раз с усиленным биением сердца, и окунался, вдыхал аромат надушенных листков (а иногда были вложены и цветки), – эти запахи возбуждали такие чудные воспоминания и так тянуло к жене тотчас, сейчас! А затем он впивал, перелагал в себе, так и этак перечувствовал каждое слово письма и прижимался губами к бумаге, которой касались её обожаемые руки (и особенно целовал те обведенные места, которые поцеловала она). Читал не торопясь и даже с уютом, как бы ни длинно письмо (а почти всегда длинные), – и ещё перечитывал потом непременно. Как всегда повторяла она, так убедился и он: разлука делает любовь ещё сильней. И сам он не писал ей письма только в тот день, когда уж было слишком много бумаг или приёмов, – но и над бумагами и во время приёмов он помнил её постоянно, как тем более в часы досуга или прогулок. Только когда он проходил смотром перед выстроенными полками – он забывал её на короткие минуты. Даже новая иностранная книга, прочтённая им про себя, отдельно, – как бы не являлась ему полностью, пока он её не перечитывал ещё раз вслух, с женой. Даже присутствие наследника с отцом в Ставке лишь немного развеивало и смягчало эту вечную недохватку разумницы-жены в существовании. Но наследник по здоровью часто не мог ехать с отцом – и тогда тоскливое одиночество обступало стеною, и даже одна неделя в Ставке казалась годом, а три недели – вечностью, да три недели он почти никогда и не выживал тут, либо уж сама государыня приезжала в Могилёв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

«Скорее всего, нас уже нет в живых» В ответ на польскую интервенцию в Белоруссию и на Украину Красная армия предприняла наступление на Варшаву. «…Мы быстро прорвали польский фронт, и 96 полк стал продвигаться вперёд, тесня противника. Боевая операция развертывалась всё время вдоль железной дороги, в естественных проходах между многочисленными озерами, возникшими здесь, вероятно, ещё в ледниковый период. Первое серьезное сопротивление мы встретили 18 мая, когда столкнулись с вражеской Познанской дивизией. Завязалось ожесточённое сражение за станцию Крулевщизна. Понеся тяжёлые потери, полк попал на несколько дней в дивизионный резерв, 27 мая нас снова ввели в бой. Сбивая противника с одной позиции за другой, мы переправились южнее Долгиново через реку Вилия и уже готовились наступать на Вилейку, когда подверглись внезапному контрудару польской кавалерии. Часть бойцов полка не выдержала натиска конников и рассеялась. Пришлось прямо на ходу сколачивать разрозненные подразделения. Это был для меня ещё один урок» (Василевский А.М. Дело всей жизни. М.: Политиздат, 1978) . 26 мая ЦК партии большевиков направляет И.В.Сталина на Юго-Западный фронт, штаб которого находился тогда в Харькове. Через полтора месяца в беседе с корреспондентом газеты «Правда» он сообщил: «Июнь — месяц быстрой и решительной ликвидации майских успехов польских войск… поляки не только изгнаны из Киева, но и отброшены за линию Ровно — Проскуров — Могилёв. Продвижение поляков в сторону Гомеля также ликвидировано… Тов. Будённый пишет нам: «Паны научились уважать конницу; бегут, очищая перед нами дорогу, опрокидывая друг друга». Наши успехи на антипольских фронтах несомненны. Несомненно и то, что успехи эти будут развиваться». Но тут же Сталин предупреждает, что было бы недостойным бахвальством думать, что с поляками в основном уже покончено, что нам остаётся лишь проделать «марш на Варшаву» ( Балаян Л.А. Сталин. Отец народа. М.: Эксмо, 2010). Александр Михайлович Василевский , штабс-капитан Императорской армии, Маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба, Министр Вооружённых Сил СССР

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/04/vs...

Ликвидация храмов продолжилась в последующие периоды. В 1977 г. были упразднены храмы в селах Борщевцы, Н. Ольчедаев и Ивоновка Могилёв-Подольского р-на, в 1981 г.- храмы в селах Яруга, Садовая, Кременное и Боровка того же района. Последним был снят с регистрации в нояб. 1985 г. бывш. монастырский храм во имя прп. Антония Печерского в с. Лядова Могилёв-Подольского р-на, инициатива исходила от Украинского об-ва охраны памятников истории и культуры (главный храм обители - в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи - был взорван в 1938). За сопротивление закрытию данной церкви преследованиям подвергся благочинный Могилёв-Подольского окр. прот. Мефодий Веселовский, а также сменивший его в должности благочинного Могилёв-Подольского окр. прот. Александр Голоскевич. Действующими оставались 15 храмов в Могилёв-Подольском р-не, 20 - в Шаргородском, 11 - в Крыжопольском, 10 - в Мурованокуриловецком, 10 - в Томашпольском, 4 - в Песчанском, 3 - в Ямпольском и 2 храма - в Черневецком р-не. Всего в современных границах епархии не закрывались 75 храмов. В 1988 г. первыми в крае были возрождены приходы в селах Боровка и Беляны Могилёв-Подольского р-на. 29 июля 1989 г. получила регистрацию приходская община в с. Лядова, обитель в Лядове удалось возобновить в 1998 г. В 2004 г. был освящен старинный Михайловский храм на территории историко-культурного заповедника в с. Буша Ямпольского р-на. Главным собором после открытия в 2013 г. М.-П. и Ш. е. стал Георгиевский храм в Могилёве-Подольском, не действовавший с нач. 30-х до нач. 50-х гг. XX в. (на короткое время богослужения в нем возобновились в период нем. оккупации). Могилёв. Гравюра А. Камарова. Кон. XVIII в. Наиболее известным местом паломничества до нач. 30-х гг. XX в. был скальный мон-рь в с. Лядова с чудотворной иконой Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Местом массового поклонения православных в 1923 г. стала Иосафатова долина близ с. Голынчинцы. К 1925 г. традиция паломничества была пресечена местными властями, возрождена в 90-х гг. XX в. С 2006 г. проводится Всеподольский крестный ход к Иосафатовой долине, в к-ром участвуют множество верующих с Украины и из соседних районов Молдавии.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

Территория Могилёвской епархии охватывает 15 районов Могилёвской области: Белыничский, Горецкий, Дрибинский, Климовичский, Краснопольский, Кричевский, Круглянский, Костюковичский, Могилёвский, Мстиславский, Славгородский, Хотимский, Чаусский, Чериковский, Шкловский. Кафедральный город — Могилёв. Кафедральные соборы — Трехсвятительский (Могилёв), Александро-Невский (Мстиславль). Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Могилёвский Свято-Никольский женский монастырь [ править править код ] Могилёвский Свято-Никольский женский монастырь История возникновения монастыря связана с сооружением в Могилёве церкви святителя Николая. Первое упоминание о ней относится к 1522 году. Летописи рассказывают о том, что храм много раз перестраивался, был ограблен и, наконец полностью уничтожен большим пожаром, случившимся в городе. В апреле 1636 года Киевский митрополит святитель Петр (Могила) получил согласие от польского короля Владислава IV на постройку в Могилеве Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных, чернцов, попов и дьяков». В 1637 году, при Могилевском епископе Сильвестре (Коссове), прихожане построили временную деревянную церковь и кельи для устроения монастырской жизни при храме. Строительство неотапливаемого кирпичного храма началось в 1669 году, а в 1672 он был освящен с приделами во имя пророка Иоанна Предтечи и великомученика Димитрия Солунского. Адрес: Беларусь, 247720, г. Могилёв, ул. Т. Сурты, 19 Телефон: (+375 0222) 22-83-30 Храмы [ править править код ] Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв) [ править править код ] Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв) В 1903 году произошла торжественная закладка первого камня нового храма во имя трех святителей Церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Строительство проходило по проекту и под наблюдением надворного советника, губернского архитектора П. Калинина. Возведение собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1913 году. Храм был освящен 1 декабря того года.

http://azbyka.ru/palomnik/Могилёв

Были известны местночтимые иконы Божией Матери: в селах Озаринцы, Сугаки Могилёв-Подольского р-на, Слобода-Шаргородская, Курашевцы, Обухов Мурованокуриловецкого р-на, образ Пресв. Девы из Троицкого храма в Томашполе. Пользовались почитанием и др. образы: Христа Спасителя из Успенского храма в с. Студёная Песчанского р-на, равноап. Марии Магдалины в с. Сказинцы, св. Онуфрия в с. Калиновка Шаргородского р-на, свт. Николая в с. Стена Томашпольского р-на. Почитались св. источники близ с. Галайковцы. Старообрядчество На территории епархии были известны 4 общины старообрядцев - в селах Пилипы-Боровские (ныне Томашпольского р-на), Новоникольск (ныне Могилёв-Подольского р-на), Пеньковка-Мурафская (ныне Пеньковка Шаргородского р-на) и Ефимовка (ныне Юхимовка, Шаргородского р-на). В 1773 г. местный шляхтич поселил в с. Пилипы-Боровские 22 семьи старообрядцев из Московской губ. К 1945 г. в селе жили свыше 500 старообрядцев Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви - РПСЦ). В 1950 г. храм был реквизирован под лекторий и б-ку. В наст. время в селе ок. 60% населения составляют старообрядцы, приход находится в ведении Киевской епархии РПСЦ. Старообрядческий храм в Новоникольске, имевший более 200 прихожан, в 1947 г. был закрыт, из-за вымирания села не возобновился. Не менее 50 старообрядцев жили в нач. XX в. в с. Пеньковка-Мурафская. По неподтвержденным данным, в Пеньковке в нач. XIX в. существовал старообрядческий скит, затем приходский храм, разрушенный властями в 70-х гг. XIX в. Большая община староверов существовала в с. Ефимовка. Основавший село в 70-х гг. XVIII в. польский шляхтич Ефим (Иоахим) Потоцкий пригласил 50 семей старообрядцев-каменщиков из России. В наст. время ряд семей в указанных селах продолжают относить себя к старообрядчеству. Расколы на территории М.-П. и Ш. е. Позиции раскольнических течений в юж. районах Винницкой обл. являются слабыми в сравнении с др. частями Подолья. К Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) на территории М.-П. и Ш. е. относятся общины: Покровская в Могилёве-Подольском (не имеет храма), Михайловская в с. Хоньковцы Могилёв-Подольского р-на, Покровская в Шаргороде, Николаевская в пос. Мурованые Куриловцы, Пантелеимоновская в Ямполе, Александро-Невская в Крыжополе. В 2009 г. был открыт мужской мон-рь УПЦ КП во имя св. Феодора Острожского в пос. Вапнярка Томашпольского р-на. В 2013 г. сторонники УПЦ КП попытались захватить храм в с. Рахны-Лесовые Шаргородского р-на, в к-ром зарегистрированы 2 общины: Рождество-Богородичный приход канонической УПЦ, являющийся законным владельцем храма, и Успенский приход УПЦ КП. В 2016 г. Винницкая епархия УПЦ КП изъявила притязания на Димитриевский храм в с. Голынчинцы и на Иосафатову долину.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

Могилёв-Подольский. Церковь Александра Невского. Бывшая полковая церковь 48-го Одесского полка Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:не позже 1910. Архитектор: Ф.М. Вержбицкий Адрес: Украина, Винницкая область, г. Могилёв-Подольский, просп. Независимости, д. 110 Координаты: 48.433487, 27.816526 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Полковая церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского построена в 1910 г. по приказу Санкт-Петербургского военного ведомства как полковая церковь для военнослужащих 48-го Одесского полка. Созданное в архитектурных традициях начала ХХ в. здание производит впечатление строгой силы и монументальности. Первые десятилетия после Октябрьской революции храм ещё был доступен народу – вопреки оголтелому безбожию люди сохраняли веру и шли причаститься Тайн Христовых. Но в 1938 г. церковь закрыли. И это была ещё не самая большая беда для храма, потому что, например, Лядовский монастырь, находящийся в 20 км от Могилев-Подольского, тогда же беспощадно и нагло взорвали. В начале Великой Отечественной войны фашисты в каждый угол храма бросили связки гранат. Крыша от взрывов частично разрушилась, а стены выдержали. Оккупанты с жестоким цинизмом устроили в церкви конюшню. В 1952 г. храм Святого Благоверного князя Александра Невского перестроили под клуб для военнослужащих. Дабы обеспечить комфорт для танцев и лекций, купол церкви снизили, а колокольню сняли. Самой большой утратой храма стало разрушение величественного мраморного иконостаса, который был его поистине уникальным украшением. Также исчез артиллерийский лафет царской армии, стоявший в углублении пола перед амвоном. На нём, до революции, проводилось отпевание павших воинов офицерского состава. Прекрасные настенные росписи (около 500 кв. м) закрасили толстым слоем краски и извести. А в конце 80-х г.г., в связи с измельчанием советской культуры и денег, в стенах храма устроили склад военной квартирно-эксплутационной службы.

http://sobory.ru/article/?object=61726

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010