Весьма характерным явлением византийской торговли, вполне понятным, если мы откажемся от современных нам представлений о быстроте торговых рейсов и многочисленности купцов, следует считать то, что как эти александрийские, так и вообще все византийские купцы, совершая свои редкие, продолжительные и опасные плавания, вели торговлю не одним каким-нибудь товаром, a всеми теми, которые удавалось приобретать и сбывать по пути. Купец, упоминаемый в житии пр. Иоанна Милостивого, заняв у патриарха корабль с грузом хлеба, едет с ним в Британию и выгодно сбывает его, наполовину за олово, которое на обратном пути с большой прибылью продаёт в Пентаполисе (Кирене) 859 . Купец Феодор, совершающий торговые рейсы по всему Средиземному морю, продаёт и покупает в разных местах то смолу, то олово, то медь, то пшеницу, то вино 860 . На то, как продолжительны иногда бывали подобные торговые экспедиции, время и направление которых зависели от случайности выгодных сделок по пути, указывает житие Спиридона Тримифунтского, где выведен кипрский купец, находившийся в торговом плавании целых два года 861 . Во время своих поездок византийские купцы обычно останавливались у знакомых товарищей по ремеслу, ввиду отсутствия удобных гостиниц, рассчитанных на более или менее долгое пребывание. В житии пр. Евфимия Мадитского мы встречаемся с купцом, который, приехав в Константинополь, остановился у своего знакомого богача «согласно обычаю торговли» (κατ τò τς μπορας ϑος) 862 . В чудесах м. Мины рассказывается об исаврийском купце, который останавливался в Александрии у знакомого «апотекария» – владельца торгового склада 863 . При этом следует отметить, что обычно хозяина и гостя связывали какие-нибудь деловые и денежные отношения, например, упоминавшийся выше александрийский купец распродавал британское олово в Кирене, пользуясь помощью своего старинного компаньона (συναλλκτης), бывшего ему должным 864 . Кредит играл огромную роль в торговой деятельности предприимчивых и охочих до риска византийских купцов-мореходов. Уже не раз приводимое нами житие пр. Иоанна Милостивого, рисует этого последнего, как весьма любезного кредитора, охотно ссужавшего под торговые обороты огромные богатства александрийской патриархии. Разорившиеся купцы нередко занимали у него и деньгами, по 5 по 10 литр золотом, и товарами, т. е. главным образом, хлебным зерном из колоссальных патриарших житниц 865 . Пр. Спиридон Тримифунтский тоже не раз ссужал знакомого купца-судовладельца золотом, принадлежащим епископии, которое купец уплачивал по возвращении из плавания 866 . Фигурирующий в Прологе Феодор, три раза занимал у знакомого еврея деньги для торговли. Наконец, сюда же следует отнести и те примеры купцов, засаженных в долговые тюрьмы кредиторами, после гибели всего оборотного капитала при кораблекрушениях, которые приводились нами выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эпистолярное наследие блаж. Иеронима 553 , носящее на себе неповторимые черты характера его выдающейся личности, наряду с «Исповедью» блаж. Августина поистине может быть названо жемчужиной раннехристианской литературы. Оно всегда вызывало огромный интерес на Западе и пользовалось не меньшей популярностью, чем сделанные им переводы Библии. Письма блаж. Иеронима поражают как богатством и разнообразием содержания, так и живостью и элегантностью стиля. Многие из них представляют собой внушительные по объему трактаты, посвященные тем или иным экзегетическим, догматическим или нравственно-аскетическим вопросам. Автор издавал свои письма по частям, группируя их в по темам или адресатам 554 ; и в рукописной традиции они также сохранились в самом различном порядке 555 . В Новое время были предприняты попытки их объединить и упорядочить: так, в издании конца XVII – начала XVIII в. были собраны 154 письма блаж. Иеронима 556 ; в издании XVIII в. Д. Валларси 557 , перепечатанном в «Патрологии» Ж.-П. Миня 558 , насчитывается 150 писем, а новое критическое издание Гильберга 559 содержит 154 письма. При этом в собрание писем блаж. Иеронима включаются не только его собственные письма, но и адресованные ему письма других лиц (при сохранении общей нумерации): римских пап Дамаса (Ep. 19, 35) и Иннокентия (Ep. 136), блаж. Августина Гиппонского (Ep. 56, 67, 101, 104, 110, 116, 131–132), еп. Феофила Александрийского (Ep. 87, 89, 113), свт. Епифания Кипрского (Ep. 91), друзей блаж. Иеронима – Паммахия и Океана (Ep. 83), а также письма других лиц, косвенно затрагивающие блаж. Иеронима: Руфина (Ep. 80), папы Анастасия I (Ep. 95), блаж. Августина (Ep. 144), и сделанные блаж. Иеронимом переводы различных документов, относящихся к оригенистским спорам (Ep. 51, 90, 92–93, 94, 96, 98, 100, 135, 137) 560 . 46-е письмо Павлы и Евстохии к Марцелле (Ep. 46) на самом деле написано блаж. Иеронимом от лица Павлы и Евстохии 561 . Письма 148–150 являются неподлинными и не включены в издание Гильберга. Вместо них в это издание под номерами 151–154 включены 4 подлинных письма блаж. Иеронима – к пресвитеру Рипарию (Ep. 151–152), к папе Бонифацию (Ep. 153) и к Донату (Ep. 154), обнаруженные Д. де Брюном в библиотеках Испании и впервые изданные им в 1910 г. 562 К подлинным письмам блаж. Иеронима следует отнести также найденное И. Дивжаком среди собрания писем Августина письмо Иеронима к Аврелию, епископу Карфагенскому (Ep. 155) 563 , написанное в начале 390-х, а также письмо к диакону Президию (Ep. 156) 564 , написанное блаж. Иеронимом в 384 г., подлинность которого была доказана Ж. Морэном 565 . Таким образом, в настоящее время известны 123 подлинных письма блаж. Иеронима 566 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

и зиму следующего года и без сомнения под влиянием советов кипрского короля и представителей папской партии в Палестине принял роковое решение, бывшее источником неисчислимых бедствий. Именно, невзирая на урок, постигший крестоносцев в 1219 г. в Египте, Людовик решился вновь повторить попытку кардинала Пелагия " схватить быка за рога " , то есть напасть на султана в его египетских владениях. Весной 1249 г. Людовик выступил с огромным флотом в море и пристал к устьям Нила, растеряв в дороге вследствие морских бурь значительную часть кораблей. Высадка последовала там же, где в 1218 г. пристали крестоносцы Пятого похода, то есть близ Дамиэтты. Султан Эйюб лежал больной в Мансуре и потому на первых порах Людовика радовали неожиданные успехи. Так Дамиэтта была занята почти без сопротивления, и в ней было найдено много запасов и оружия. Но в дальнейшем христиан ожидала масса непредвиденных затруднений. С одной стороны, памятны были события 1219-1220 гг., когда разлитие Нила было причиной громадных бедствий, с другой продолжительная стоянка под Дамиэттой вредно отзывалась на дисциплине войска и давала время египетскому султану собирать свежие силы и тревожить христиан неожиданными нападениями на их лагерь. Когда стали обсуждать план действий в Египте, то выявилось крайнее несогласие в мнениях. Одни подавали голос за то, чтобы обеспечить прежде всего береговую полосу и завладеть Александрией, другие говорили, что когда хочешь убить змею, нужно прежде всего раздавить ей голову, то есть придерживались мнения о походе на Каир. В походе Людовика была повторена та же ошибка, какая была сделана кардиналом Пелагием. В ноябре французы снялись с лагеря и пошли вверх по течению Нила. Двигались они чрезвычайно медленно и вследствие этого пропустили благоприятный момент, какой им давала смерть султана Эйюба. Подойдя в декабре к крепости Мансуре, крестоносцы имели против себя не только значительные военные силы, но и сильное укрепление, которое можно было взять только при помощи осадных работ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Со времени своего поставления он стал проявлять большую ревность в деле борьбы против еретических сообществ. В этой борьбе он получил искомую им поддержку со стороны гражданской власти 716 . Последние сторонники пелагианства, изгнанные с Запада, нашли себе прибежище в Константинополе. Несторий проявил в отношении их осторожность и обратился с посланием к папе Целестину с тем, чтобы составить себе более полное представление об этом вопросе. Попутно он решил поделиться со своим римским собратом и сослужителем некоторыми собственными соображениями относительно христологии. Несторий критиковал тех, кто именует Деву Марию Богородицей, Θεοτκος. В таком наименовании он усматривал признаки смешения Божества и человечества во Христе. Поскольку это первое послание осталось без ответа, Несторий написал второе, выдержанное в том же духе 717 . Опять-таки, по крайней мере, в ближайшее время ответа не последовало. Несомненно, в этом молчании следует видеть проявление скорее осторожности, нежели пренебрежения со стороны папы 718 . В Риме стремились получить дополнительную информацию, тем более что сюда проникали отголоски замешательства, вызванного повсеместно на Востоке мнениями, открыто высказывавшимися Несторием и его друзьями 719 . Волнение достигло Египта; так, в конце 423 г. Кирилл Александрийский обратился к инокам своей области с посланием, содержавшим ясное предупреждение против таких богословских мнений, хотя имя Нестория в нем и не упоминалось 720 . Последний, узнав об этом, был весьма раздражен. Кирилл в ответ заметил епископу Константинопольскому, что он только излагает традиционное вероучение, и одновременно выступил с предупреждением о том, что в Египте и в Риме ходят самые неприятные слухи относительно учения, которого тот придерживается 721 . Несторий отвечал ему кратко, жалуясь на позицию Кирилла, которая казалась ему небратской 722 . В начале 430 г. Кирилл вновь обратился к Несторию с посланием 723 . Это послание весьма важно для истории христологического учения, ибо оно было принято Эфесским Собором в качестве выражения православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Юлихер, ссылаясь на те же свидетельства Климента и Иринея, считает, что и в Африке (Александрия), и в Азии (традиция, привезенная Иринеем) употребление воды решительно осуждалось Церковью. К этому прибегали " гипераскеты " и дуалисты-энкратиты. Из слов Киприана никак нельзя утверждать, что епископов-аквариев было много. Наоборот, ничтожно было количество малоизвестных архиереев. Функ также не согласен с утверждениями Харнака. Он, между прочим, не считает даже интерполяцией слово " смешение " в Апологии Иустина. Если и можно было бы говорить об интерполяции, то почему же вставлено такое странное слово " смешение " (κρματος), а не просто " вино " (ονον). Не следует забывать, что в тексте литургии святого Василия Великого Господь на Вечери, взяв чашу, растворил вино. Функ думает, что слово " смешение " написано самим автором. Упомянутый спор кратко изложен профессором Московской Духовной Академии А. П. Лебедевым на страницах " Богословского вестника " за 1894г. (февраль, с. 282-305). Но если вся гипотеза Харнака о Литургии, описанной Иустином Философом, и оказалась чрезмерно натянутой и не встретила в силу этого сочувственного отклика в науке, все же факт акварианства является бесспорной исторической истиной. Ряд свидетельств древности его подтверждает. Кроме сомнительных предположений о Иустине, письмо святого Киприана во всяком случае указывает на существование акварианской практики в Литургии около 250 г. в некоторых африканских церквах. Значительно свидетельство Климента Александрийского о том, что, " вопреки правилу церковному, находятся христиане, которые совершают Евхаристию на чистой воде " . Корни этого обычая восходят к энкратизму и маркионитству. Ригористический аскетизм этих сект побуждал их избегать употребления вина, даже в таинстве. То же делал и Татиан Ассириец. Согласно слову святого Епифания Кипрского, эвиониты, секта иудейского происхождения, совершали Евхаристию на опресноках и воде, вместо вина. Эта практика сохранялась в IV веке в окрестностях Тивериадского озера, в Моаве, на о.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Этот приговор был бы вполне достоин изобретательности матери Нерона. 3. Прокураторы Феликс Фест, Альбин и Гессий Флор В наместничество, оказавшееся, таким образом, вакантным, Клавдий послал брата своего вольноотпущенника Палласа, Феликса. Вместе с императрицею и несколькими другими вольноотпущенниками этот Паллас держал в своих руках почти все государственные дела. Это случилось в 52 году по Р. Х. Вскоре затем, впрочем, Клавдий изменил также положение Агриппы II. По-видимому, последний проявил желание оказывать больше влияния на Палестину; теперь Клавдий отдал ему бывшую тетрархию Филиппа с несколькими пограничными с севера областями, но в обмен за это отнял у него его Халкидское царство. Впоследствии Нерон присоединил к этому еще Тивериаду, Тарихею и Юлиаду с 14 принадлежавшими к ним местностями. Новый прокуратор Феликс счел за благо стать в родственные отношения к палестинскому княжескому роду потомков Ирода. Особенно нравилась ему сестра Агриппы II, Друзилла, которая была замужем за маленьким Азизом, царем эмесским, принявшим из-за нее иудейство. При посредстве мага Симона Кипрского Феликс предложил этой женщине выйти за него замуж, и она была достаточно легкомысленна, чтобы покинуть мужа и соединиться брачными узами с Феликсом. Впрочем, обе сестры ее были не лучше ее самой. Старшая из них, Вереника, оставалась в продолжение значительного времени после смерти своего дяди и мужа, Ирода Халкидского, вдовою; она большую часть этого времени провела у своего брата, Агриппы II,u это отнюдь не повлияло на улучшение ее репутации. Чтобы оградить себя от сплетен, она решилась вступить еще раз в брак, именно с царем киликийским Полемоном, который ради нее принял иудейство; впрочем, неверность жены разубедила его в высоком значении иудейской религии, и он единовременно отказался от своего брака и от веры. Также и младшая сестра (Друзиллы), Мариамна, покинула своего первого мужа, чтобы в качестве супруги алабарха Димитрия играть видную роль в Александрии. Став прокуратором, Феликс повел непрерывную борьбу с разбойниками и мечтателями; Елеазару, сыну Динея, руководившему еще при Кумане повстанцами, пришлось покориться Феликсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посему удостойте послать к нам переводчиков, которые бы точно знали язык еврейский и греческий. Тогда учители евреев, избрав, послали (в Египет) LXXII толковника, подобно тому, как сделал некогда Моисей, когда взошел на гору (Синай) по повелению Господню, услышав сказанное ему: возьми с собою семьдесят мужей, и взыди на гору ( Исх. 24:1 ). Но сам Моисей, ради мира между коленами, дабы не выбирать из некоторых по пяти мужей, а из других по шести и тем не произвести возмущения между коленами, рассудил лучше взять семьдесят два мужа и двух прибавить к означенному числу 27 . Так точно и оные, как я сказал, послали столько же мужей, которые и перевели Священные книги на острове, называемом Фарос, согласно вышесказанному мною. И таким образом Священные книги, быв переведены на греческий язык, положены были в первой библиотеке, построенной во Врухие. Позднее явилась и другая еще библиотека в Серапиуме 28 меньшая первой, которая и названа была дочерью ее. В ней двести пятьдесят лет спустя положены были переводы Акилы, Симмаха, Феодотиона и остальных переводчиков. Гл. 12. После первого Птоломея, сына Лагова, царствовавшего сорок лет, в продолжении тридцати восьми лет царствовал этот самый Птоломей Филадельф, при котором LXXII толковника совершили перевод Библии . После Филадельфа царствовал Птоломей Евергет, 24 года. После Евергета Птоломей Филопатор, царствовавший 21 год. После Филопатора Птоломей Епифан, 22 года. После него Птоломей Филопатор 29 иной, 34 года. Потом Птоломей Филолог и Евергет, 29 лет. Птоломей Сотер 30 , 15 лет. Птоломей, он же и Алексас 31 , 12 лет. Птоломей, брат Александра, свергнутый с престола своею материею, 8 лет. Птоломей Дионис 32 , 31 год. Клеопатра, дочь этого Птоломея, которая сожительствовала с Антонием, и побеждена была Императором Октавием, 32 года. Таким образом всех вместе лет, от первого Птоломея, сына Лагова, до Клеопатры, выходит 306 33 . От седьмого же года (царствования) Птоломея Филадельфа, при котором в этом именно году LXXII толковника совершили перевод Библии , до Клеопатры, 249 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Не говорим уж о том, что оставить Кирилла в дьяконском сане после того, как ему исполнилось 30 лет, было бы незаслуженным оскорблением для него. Значит, вероятно, около 405 г. св. Кирилл был посвящен в пресвитеры. Действительно, этот вывод из общих соображений находит себе подтверждение и в его литературных трудах. Есть у св. Кирилла комментарии на малых пророков. 481 Когда он их написал? Судя но внутренним признаками, они написаны после борьбы Феофила с мнимыми оригенистами („длинными братьями“ и Златоустом), так как пока шла эта борьба, св. Кирилл не позволял себе входить в критику невежественных представлений о Боге у антропоморфитов, бывших главной опорой Феофила против оригенистов. В первой, например, части толкований на Исаию св. Кирилл и не касается антропоморфитов. Но Феофил в своих симпатиях и антипатиях к оригенистам руководился не сочувствием к грубым представлениям о Боге первых и крайним отвращением к ошибкам Оригена , а чисто личными расчетами: ему нужна была помощь антропоморфитов и врага оригенистов – Епифания Кипрского для борьбы с личными врагами. Поэтому, когда эти враги („длинные братья“ и Златоуст) были побеждены, то испарилось и сочувствие Феофила к антропоморфитам, и ненависть к оригенизму. С „длинными братьями“, оставшимися в живых, и их сторонниками он примирился 482 , а к оригенизму стал так терпеливо относиться, что несколько лет спустя (в 409 г.) поставил в Птолемаиду епископом философа Синезия, зная, что он – сторонник многих мнений неоплатонизма, сходных с ложными мнениями Оригена и даже в большей степени противоречащих учению православной Церкви. 483 Так как Феофил перестал поддерживать антропоморфитов и даже стал „снова усердно читать сочинения Оригена “ 484 , то св. Кирилл мог теперь безопасно обличать человекообразные представления о Боге. Действительно, уже во второй половине толкований на кн. пр. Исаии он обличает антропоморфитов. „Божество, пишет он, бестелесно, невещественно, невидимо и просто; и никто правомыслящий относительно Его, не усвоит Ему какого-либо телесного образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Большие города – Иерусалим, Тир, Библ, Арад и др.; от них зависят меньшие, напр., Усу – береговое поселение Тира. Арад вместе со своими поселениями на берегу – Антарадом и Марафом – упоминается в египетских текстах часто во множественном числе. От Иерусалима зависел целый ряд поселений. Произведения страны, несмотря на множество городов, имеют сельский характер: ладан, древесное масло, мед, вино, олово, ляпис-лазури, малахит, быки, козы, пшеница приносятся в дань Тутмосу во время его походов. Плодородие Финикии особенно славилось: отсюда увозилось «зерна, как песку, а вино было в погребах, как потоки воды». Финикийские вина считались лучшими из сирийских и пользовались этой известностью еще в поздние времена античного мира. Пиво из Коди (у Исского разлива) было в Египте в большой славе. Медицинские папирусы упоминают о разных лекарственных растениях из Финикии, заупокойные о смолах, употреблявшихся при бальзамировании. Финикийский лес играл в обиходе египтян большую роль и его истреблялись целые корабли. Слоновая кость также проходила через руки финикийских и кипрских данников: она могла получаться на Кипре из, Африки, могла поступать из Месопотамии, где еще долго водились слоны. В анналах Тутмоса упоминаются и драгоценные металлические вазы с головами коз и львов «работы Джахи». Но в сущности, эти произведения не были характерны для Финикии, а являлись подражаниями островным. Письма из Телль-Амарны убеждают нас, что здесь сельские занятия занимали видное место. Риб-Адди библский то и дело говорит о полях и посевах; он поставляет овец, продукты садоводства и вино. Деньги считались иго вавилонской системе на мины и таланты. Абимильк посылает пять талантов меда в качестве дани. Риб-Адди платит Азиру 50 мин сер. за пойманных рабов и т. д. Как доказал Брандис, цифры дани в карнакских анналах переведены с вавилонских мер на египетские. «Сидон – рабыня царя, моего господина, ее он поручил в мои руки». Или один князь пишет другому: «береги города царя, твоего господина, которые он тебе доверил».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В Тире, по Иосифу Флавию (Менандр), еще Хиром выстроил храм Мелькарту, вместо прежнего, пришедшего в ветхость. Сидонский храм, по свидетельству Ахилла Тация, был украшен впоследствии произведениями греческого искусства. Но что и в Сидоне, несмотря на изображение богинь в греческом стиле, главным предметом культа был все-таки фетиш, на это указывают многочисленные монетные изображения. Кроме камней и колонн, в качестве фетишей иногда выступают деревья, также носители божественной силы, ее проявления среди пустыни. Культ деревьев с высот и священных рощ проник и в храмы. Здесь, под открытым небом святилищ, они могли так же свободно произрастать, как и на высотах. В Берите была известна священная роща Эшмуна. А старте их было посвящено несколько на Кипре. В культе этой богини деревья играли особенно видную роль. Астарта, почитавшаяся в деревьях, даже получила особое имя Ашеры, и с этим именем была известна с древних времен во всей Сирии. Впоследствии, на ряду с культом настоящих деревьев, появляются условные – их воспроизведения, или просто священные колья, иногда украшенные лентами, называвшиеся также ашерами и ставившиеся в храмах, подобно хамманим, как имитации вефилей, в честь божества солнца. Эти ашеры были известны и в Ассирии, и даже в Эламе. Таким образом, финикийский культ далек был от антропоморфизма. Только под влиянием вавилонской, египетской, а потом греческой религии, появляются человекоподобные идолы. На название храмового изображения, предназначенного для культа и, может быть, заменявшего фетиш, может претендовать пока, как я думаю, только колоссальная статуя, найденная в кипрском Амафунте в 1873 г. и находящаяся в Оттоманском музее. Кого представляет этот грубый колосс в 4 м 20 см? Этот бородатый по-ассирийски, скотообразный идол, терзающий львицу, имеет большое сходство с вавилонским Гильгамешем или Эабани, египетским Бесом, греч. Гераклом и, может быть, представляет того бога-охотника, которого Филон библский называет Усоос, который основал Тир и плавал по Средиземному морю до Иракловых столпов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010