Имп. Маркиан с применением силы вернул свт. Иувеналия на Иерусалимскую кафедру и склонил Иерусалимскую Церковь на сторону халкидонитов ( Evagr. Shol. Hist. eccl. II 5; Zach. Reth. Hist. eccl. III 3-5). Петр Ивер, подобно мн. противникам Халкидонского Собора, бежал в Египет ( Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. S. 59), где решения Собора встретили еще более непримиримую оппозицию. В Александрии на место Диоскора, сосланного в Гангры, был избран пресв. Протерий (сщмч. Протерий Александрийский) при участии 4 егип. епископов, бывших на Халкидонском Соборе и подписавших его определения ( Liberat. Breviar. 14). Были низложены и удалены из Александрии 2 видных противника сщмч. Протерия, пресв. Тимофей Элур (см. Тимофей II Элур , патриарх Александрийский) и диак. Петр Монг (см. Петр III Монг , патриарх Александрийский). Однако значительная часть народа и монахов остались приверженцами Диоскора, на к-рого они смотрели как на исповедника веры, отказываясь признать его преемника, к-рый держался с помощью военной силы. Имп. Маркиан сообщал префекту Палладию 1 авг. 455 г., что весь Египет уловлен ересью Евтихия и Аполлинария Лаодикийского (младшего), и предписывал подвергать их последователей наказаниям наравне с манихеями (см. ст. Манихейство ), а еретические книги сжигать (ACO. T. 2. Vol. 2(2). P. 24-26). По смерти имп. Маркиана (27 янв. 457) Тимофей Элур тайно вернулся из ссылки и был посвящен в патриархи при участии Петра Ивера. Сщмч. Протерий был растерзан толпой 28 марта 457 г. Под рук. Тимофея Элура епископов, поставленных халкидонитами, отстраняли от должностей. Несмотря на то что Тимофей Элур был участником II Эфесского («Разбойничьего») Собора, он подавлял в Александрии и строгое евтихианство ( Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. S. 64-68; Zach. Rhet. Hist. eccl. III 10 - IV 2; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 8). Ввиду этих событий наследник Маркиана имп. Лев I (457-474) по совету свт. Анатолия К-польского издал в кон. 457 или нач. 458 г. Окружное послание, обращенное к папе св. Льву Великому, а также к вост.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона. 2007 г. Иконописец Хитер Маккин (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи) (Говорухин Иаков Фёдоров; 1761, Екатеринбург - 1796, близ сел. Квингагах (Куинагак), Аляска), сщмч. (пам. 7 авг.- в Соборе Валаамских святых, 2 июля, 24 сент.- в Соборе всех святых Аляски, 12 дек.- в Соборе первомучеников Американской земли), иером., миссионер. Род. в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах. В 1784 г. Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках. В 1791 г. был уволен «на собственное пропитание», поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь . После учреждения в 1793 г. Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) И. был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха. 25 мая 1793 г., вероятно в Александро-Невской лавре, пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия , патриарха Иерусалимского. В состав миссии вошел также родной брат И. Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах. Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апр. 1794 г. был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апр. рукоположен во иеродиакона. По отзыву архим. Иоасафа, «Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту». В др. письме архим. Иоасаф называл И. «добрым человеком» ( Деменков. 1842. С. 229; Письмо Иоасафа, преосв. Кадьякского, к ректору Ярославской семинарии [архим.] Иерониму (Понятскому)//ДЧ. 1910. Ч. 1. 2. С. 273-281). Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Сщмч. Никодим (Кротков), еп. Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. Фотография. 1908 г. Сщмч. Никодим (Кротков), еп. Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. Фотография. 1908 г. (Кротков Николай Васильевич; 29.11.1868, с. Погост (Погрешино) Нерехтского у. Костромской губ. (ныне Фурмановского р-на Ивановской обл.) - 21.08.1938, Ярославль), сщмч. (пам. 8 авг., в Соборе Костромских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Молдавских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Костромской и Галичский. Род. в семье диакона из старинного священнического рода. В 1878 г. поступил в Костромское ДУ, затем в 1883 г.- в Костромскую ДС, к-рую окончил 1889 г. по 1-му разряду. 19 нояб. того же года определен учителем церковноприходской школы в с. Олешь Галичского у. Костромской губ. В нач. февр. 1890 г. женился на племяннице настоятеля Петропавловской ц. в с. Тезине Кинешемского у. Костромской губ., который уступил ему свое место. Был рукоположен во иерея 25 февр. того же года Костромским и Галичским еп. Августином (Гуляницким) . В 1892 г. овдовел. В 1896 г. по совету наместника Киево-Печерской лавры, бывш. ректора Костромской ДС, архим. Сергия (Ланина; впосл. архиепископ) подал прошение об увольнении от настоятельства в тезинском храме и поступил в КДА. Во время учебы в академии 13 авг. 1899 г. в Крестовоздвиженской ц. Киево-Печерской лавры принял монашеский постриг с именем в честь прп. Никодима, просфорника Печерского. Постриг совершил его давний наставник Уманский еп. Сергий (Ланин). Окончил КДА в 1900 г. с присвоением ученой степени кандидата богословия за соч. «Пресвитера Иерусалимского Исихия аскетика и ее характер». 24 авг. того же года Н. был назначен на должность смотрителя Владикавказского ДУ. Во Владикавказе его трудами было завершено устройство домового училищного храма во имя святых Кирилла и Мефодия, освящение которого состоялось 28 янв. 1901 г. В мае 1902 г. был возведен в сан игумена. 5 сент. 1902 г. он был назначен и. о. инспектора Кутаисской ДС. С 8 янв. 1903 г.- ректор миссионерской Александровской ДС в с. Ардон (ныне город в Сев. Осетии) с возведением в сан архимандрита. С 8 февр. того же года являлся председателем Ардонского отделения Владикавказского епархиального училищного совета, с 28 сент. 1904 г.- благочинным мон-рей Владикавказской епархии. Во время ректорства Н. в Ардоне было закончено строительство каменного здания семинарии, в к-ром 1 окт. 1904 г. начались занятия. 26 янв. 1905 г. переведен на должность ректора Псковской ДС, где его помощником стал инспектор семинарии иером. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ).

http://pravenc.ru/text/2565562.html

Митр. Феогност († : 1353 г.), сознавая неисправность церковно-славянских богослужебных книг, исправил по греческим спискам Требника. 15 . Мчч.: Агапия, Пуплия, Тимола, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев, Никандра, сщмч. Александра. 16 . Мчч.: Савина, Папы, Иулиана Аназарвского, Трофима и Фала; ап. Аристовула, сщмч. Александра, папы Римского, свт. Серапиопа, архиеп. Новгородского. 17 . Прп. Алексия, человека Божия; прп. Макария игумена, Калязинского чудотворца; мч. Марина. Св. Алексий (погребен 17 марта 411 г.) получил свыше название «человека Божия» за свое всецелое служение Богу, однако в каждое воскресенье приобщался св. Тайн, а раскольники-беспоповцы никогда не причащаются и даже думают заменить св. причащение огнепальным желанием и добрыми делами. Св. Алексий, человек Божий, любил чтение Евангелия и находил в нем утешение, а раскольники любят читать свои цветники да тетрадки, наполненные хулами на св. православную Церковь и ее служителей, и те места в старопечатных книгах, которые, по-видимому, говорят против Церкви и ее учения. 18 . Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского, св. Анина; мчч.: Трофима и Евкарпия. Свт. Кириллу Иерусалимскому († 386 г.) раскольники приписывают очень уважаемую ими книгу, известную под именем Кирилловой, но несправедливо: эта книга составлена протопопом Московского Архангельского собора Михаилом Роговым, а названа так по первой статье, содержащей толкование 15 огласительного слова свт. Кирилла Иерусалимского «о окончании века и об антихристе». В ней наряду с истинными мыслями (о необходимости и вечности Таинства причащения лл. 34, 37, 351, необходимости исповеди перед иереями л. 202–204, вечности священства л. 77 и др.) есть мысли еретические (что вечных мучений не будет л. 9) и неправильные, много вымышленных и неприличных сказаний, искаженных историй (см. гл. 25, 26 и 31). Чтобы оправдать принятие «бегствующих иереев» в свое общество, раскольники беглопоповцы и приемлющие Белокриницкое священство указывают, между прочим, на свт. Кирилла Иерусалимского , который был хиротонисан еретиками арианами, но был принят в православную Церковь в сущем сане безо всякого чиноприятия. Действительно, он был хиротонисан Акакием и Патрофилом – арианами, но в то время, когда еще не было строгого разделения между арианами и православными и рукоположившие его не состояли в отделении от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУВЕНАЛИЙ (Масловский Евгений Александрович; 15.01.1878, г. Ливны Орловской губ.- 24.10.1937, Томск), сщмч. (пам. 11 окт., в Соборе Курских святых, Соборе Рязанских святых и Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Рязанский и Шацкий. Из дворянской чиновной семьи, рано лишился матери. С детства отличался смирением и благочестием. После окончания Гродненской классической гимназии поступил в 1899 г. в КазДА. Во время учебы стал духовным сыном старца иеросхим. прп. Гавриила (Зырянова), поддержавшего его стремление к скорейшему принятию монашеского пострига. 10 февр. 1901 г. ректором КазДА Чистопольским еп. Алексием (Молчановым) пострижен в монашество с именем Иувеналий в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. 25 февр. того же года рукоположен во диакона, 31 июня 1902 г. Казанским и Свияжским архиеп. Димитрием (Самбикиным) рукоположен во иерея. В 1903 г. окончил КазДА со званием кандидата богословия. Был направлен для служения в Урмийскую духовную миссию среди правосл. ассирийцев на северо-западе Ирана. Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий. Фотография. 30-е гг. ХХ в. С 1904 г. преподавал гомилетику в Псковской ДС. В апр. 1906 г. назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Великопустынского Спасо-Елеазарова муж. мон-ря (см. Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь ). В июне был возведен в сан игумена, а 4 окт. того же года указом Синода утвержден настоятелем Елеазаровского монастыря, преобразованного в общежительную пустынь. Старшую братию составили переселившиеся в Елеазаровский мон-рь насельники Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни Духовником обители И. пригласил стать своего духовного отца схиархим. прп. Гавриила (Зырянова), проживавшего в обители с кон. июля 1908 по авг. 1915 г. Для него рядом с монастырским собором был построен деревянный дом с домовым храмом во имя арх. Гавриила. Прп. Гавриила посещали в обители его духовные дети, в том числе вел. кнг. прмч. Елисавета Феодоровна , покровительствовавшая мон-рю. 16 окт. 1910 г. И. был назначен настоятелем Юрьева новгородского мужского монастыря . 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/1237737.html

32. Фаддей (Успенский), сщмч. Радуйтесь! М. 1998, с.164. 33. Владимир Киевский, сщмч., Где истинное счастье: в вере или неверии? М. 1998. 34. Серафим (Роуз) , иером . Православное понимание книги Бытия. М. 1998, с. 87. 35. Иларион (Троицкий), сщмч. Христианства нет без Церкви. М.-СПб. 1999, с. 269, 274. 36. Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. М.: Правило веры. 1998, с. 146. 37. Моррис Генри. Сотворение и современный христианин. М. 1993, с. 102. 38. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера.Сочинения. Т.9. Москва: Изд-во АН СССР. 1959, с. 166-242. 39. Православное осмысление мipa и современная наука. Сборник докладов. Выпуск 5. М.: Издательство «Шестодневъ». 2009, c. 11-12. 40. Вернадский В.И. Пространство и время в неживой и живой природе.//Философские мысли натуралиста, М.: Наука. 1988, с. 172, 171. 41. Кураев Андрей, диак. Может ли православный быть эволюционистом? Клин.: «Христианская жизнь», 2006, с. 28-29. 42. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Синодальная библиотека, 1991, с. 171. 43. Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып 3 М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. 1898, с. 108. 44. Серафим Саровский, преп. Поучения. М. 1997, с. 233. 45. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиона. 1995, с. 92-93. 46. Деяния Вселенских Соборов. Т.3. СПб. 1993, с. 538, 516. Рейтинг: 8.7 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Анна 31 марта 2013, 22:40 А.В.Гоманьков «Как описать историю мipa?Teopuя эволюции, креационизм и христианское вероучение»=А. Кураев " Может ли православный быть эволюционистом " . Александр 1 февраля 2012, 15:58 Всегда есть соблазн перенести эмпирику в область непостижимого, конечно, для это нужно иметь творческое начало. Ведь комбинация объятий видимого с невидимым и познанного с непознанным сама по себе не научна, хотя захватывающая. Если в основе всего лежит простота, то теория эволюции это попытка представить Бесконечность как что-то имеющее размер.

http://pravoslavie.ru/43713.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Кирилл» найдены статьи: КИРИЛЛ Алфанов (кон. XIV - нач. XV вв.), прп. (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) - см. Алфановы КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ († ранее 1584), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) КИРИЛЛ († 10-е гг. XIV в. (?)), Новгородский, игум., прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) КИРИЛЛ († не позднее сер. XVII в.), пустынник, Вологодский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИРИЛЛ (Кириак; † 1-я пол. XVI в.), Сырьинский (Сыльинский), основатель Успенского Сырьинского мон-ря , прп. (пам. 28 апр., 21 мая - в Соборе Карельских святых) КИРИЛЛ (1285-1367 (XV-XVI вв.?)), Челмогорский, Каргопольский, прп. (пам. 8 дек., 3 июня - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) КИРИЛЛ сщмч. (пам. 29 марта), диак.- см. в ст. Марк, еп. Арефусийский, и Кирилл, диакон, священномученики КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля) КИРИЛЛ (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб.,в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых,в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, )

http://pravenc.ru/text/Кирилл .html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Александр Иерусалимский, священномученик Сщмч. Александр Иерусалимский (ум. 250/251) — иерусалимский епископ, мученик. Учился в Александрии у Пантена и Климента Александрийского (последний посвятил ему не сохранившееся произведение), покровитель и почитатель Оригена. В гонения Септимия Севера претерпел мучения, долго сидел в тюрьме. После освобождения направился в Иерусалим «для молитвы и ради истории тех мест». Там он становится помощником, а потом преемником еп. Наркисса. Став епископом Александр много трудов посвящает просвещению, создает прекрасную библиотеку. Александр был большим почитателем талантов Оригена. Когда последний был вынужден бежать из Египта, его приютили в Палестине. Там он активно занялся просвещением и проповедью. Димитрий Александрийский очень резко на это отреагировал. Александр же защищался тем, что с благословения епископа мирянин может проповедовать в церкви (основывался Александр не только на разумности такой практики, но и на известных ему случаях из прошлого Церкви). Однако, после того как Оригена рукоположили в Палестине, конфликт стал не разрешимым. В Александрии Оригена отлучили и лишили сана. Однако, это не отразилось на его жизнь в Палестине: по сообщению Евсевия, «и Александр, еп. Иерусалимский, и Феоктист Кесарийский все время прислушивались к нему и как учителю единственному ему уступали толкование Священного Писания и то, что касалось церковного обучения». Дионисий Александрийский после смерти Александра с большим пиететом отзывался о его личности: канонический конфликт двух церквей не повлиял на объективное отношение к человеку (отрадный пример любви и здравомыслия). В гонение при имп. Деции Александр «за Христа предстал в Кесарии вновь перед судом игемона и, во втором своем славном исповедничестве, испытал темницу, будучи увенчан старостью маститой и честными сединами. Он почил в заключении после своего прекрасного и славного свидетельства перед судом игемона» (Евсевий. Церк. ист. VI 27; 39. 2-3). Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ale...

   Ioannis Chrysostomi. Homilia XLVI. 3//PG. Т. 59. Col. 260.    Cyrilli Alexandrini. In Ioannis Evangelium. XVII, 20—21//PG. T. 74. Col. 560A-561A. Рус. пер.: Кирилл Александрийский, свят. Толкование на Евангелие от Иоанна. Ч. IV.//Кирилл Александрийский, свят. Творения. Кн. III. М., 2002. С. 755—756.    Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 122.    См.: Раздел I. Глава 2. 2.2.    Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 127—128.    См. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 118—130.    Яннарас X. Вера Церкви. С. 196.    Пространный катихизис. С. 52.    Пространный катихизис. С. 56.    См.: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 225. Кн. III. Гл. 4, 1.    См.: Послания Патриархов о православной вере. С. 164—165.    Пространный катихизис. С. 56.    См.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 185—187.    Лосский В. Н. О третьем свойстве Церкви//Лосский В. Н. Богословие и боговидение. С. 551.    Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8//Писания мужей апостольских. С. 305 « 343.    Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 133.    См.: Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. XVIII, 24//Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 307.    Непосредственно апостолами были основаны, например, следующие Поместные Церкви: Иерусалимская (см.: Деян.2:37-47), Антиохийская (см.: Деян.11:19-26), Филиппийская (см.: Деян.16:12-40), Фессалоникийская (см.: Деян.17:1-4), Эфесская (см.: Деян.19) и др. Эти Церкви впоследствии стали матерями многих других Поместных Церквей.    Согласно «Пространному катихизису», Церковь «непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение» (Пространный катихизис. С. 57).    Например, см.: Климент Римский. К Коринфянам послание. 1, 44//Писания мужей апостольских. С. 101 139; Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 222—225. Кн. III. Гл. 3, 1—4; Тертуллиан. О прескрипции против еретиков. С. 121—122. Гл. 32.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Иоанна. Климент Александрийский много раз цитирует Первое Послание и один раз определяет его как «большее» ( Clem. Alex. Strom. II 15. 66. 4), что, вероятно, подразумевает знакомство Климента с «меньшими» Посланиями ап. Иоанна, по крайней мере со Вторым. Однако большинство авторов III в., включая сщмч. Ипполита Римского и сщмч. Киприана Карфагенского, не знают о существовании Третьго Послания ап. Иоанна (сщмч. Ипполит вообще цитирует только Первое Послание и только в одной гомилии, к-рая сохранилась в переводе на груз. яз.,- Traités d " Hyppolyte sur David et Goliath/Ed. G. Garitte. Louvain, 1965. Vol. 2. (CSCO; 264); в гл. 3. 2 и 7. 1 - 1 Ин 4. 14; в гл. 7. 11 - 1 Ин 5. 19). Ориген первым называет Первое Послание ап. Иоанна «кафолическим» (соборным) Посланием ( Orig. In Ioan. comm. 1. 138; 2. 149) и прямо говорит о существовании Второго и Третьего Посланий ап. Иоанна, хотя и отмечает, что нек-рые сомневаются в их подлинности ( Euseb. Hist. eccl. VI 25. 9). Евсевий Кесарийский, вероятно, следует Оригену, признавая Первое Послание как труд И. Б. и сомневаясь в подлинности Второго и Третьего Посланий, хотя и не отвергая их (Ibid. III 25. 3; Idem. Demonstr. 3. 5. 88). Офиц. признание Посланий И. Б. на Востоке происходит в IV в. и зафиксировано у свт. Кирилла Иерусалимского ( Cyr. Hieros. Catech. 4. 33), в 60-м прав. Лаодикийского Собора, в 39-м послании свт. Афанасия Великого о праздниках (Афан. 2), у свт. Григория Богослова (Григ. Наз. Прав. из: Greg. Nazianz. Carmina. 12. 31) и в 85-м Апостольском правиле. Однако колебания относительно подлинности Второго и Третьего Посланий встречаются еще у свт. Амфилохия Иконийского ( Amphil. Icon. Iamb. ad Seleuc. 313), что, видимо, связано с влиянием антиохийской традиции, в к-рой признавалось подлинным только Первое Послание (Феодорит Кирский и свт. Иоанн Златоуст также толкуют только его). На Западе процесс признания Второго и Третьего Посланий происходил, видимо, под вост. влиянием и благодаря деятельности тех отцов, к-рые бывали на Востоке, в частности свт.

http://pravenc.ru/text/469832.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010