769. Голубинская – Богородице – Рождественская, мужская пустынь, ныне часовня при деревне Голубинской Пустыни, Вологодской губ., Тотемского у., в 100 вер. к юго-зап. от Тотьмы, при р. Сухоне. Существовала в XVII ст., когда в 1652 г. ею управлял строитель Сильвестр; в 1654 г. в ней упоминается старец Иоасаф, владевший разными угодьями по р. Сухоне; упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 737; VI, 238; Ратшин, 77; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 775, 44; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 17 душ крест.). 770. Горицкий – Воскресенский – Белозерский или Горы, женский, 3-го класса (с 1764 г.), Новгородской губ., Кирилловского у., в 6 вер. к зап. от Кириллова, на левом берегу р. Шексны. Основан в 1544 г. иждивением кн. Андрея Ив. Старицкого и супруги его Евфросинии Владимировны. Он замечателен в историческом отношении. В нем жила сама основательница и невестка ее Евдокия Александровна, супруга кн. Владимира Андреевича, которые в 1569 г. были утоплены в Шексне по повелению Иоанна Грозного. В 1586 г. здесь жила старица царица Дарья, переведенная отсюда в Введенский м-рь в Тихвин. В 1606 г. в нем заключена и пострижена в монахини Ксения Годунова, переведенная потом во Владимир. В соборном храме, существующем с 1544 г., обращает внимание плащаница, шитая золотом гречанками Либериос и предназначенная для патриаршей церкви в Константинополе; она подарена в 1823 г. сюда имп. Александром I. “Ист. Росс. Иер.», III, 741; Ратшин, 391; Шевырев, “Поездка в Кирил.-Белозер. мон.», II, 54; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 64; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 47; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», 1854 г., XI, Отд. II, 132; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1849 г., 77 (возобновл. зданий); 1858 г., 13 (пожертв. земля); 1861 г., 22 (пожертв. дом со служб.); Токмаков, “Справ. указ. ист. матер. для сост. лет. Русс. прав. церкви», I, 2 (в Архиве Мин. Ин. Д. – Список годов. провизии и пр. вещам, кои приказ. давать старице Евдокии, тетке Иоанна Гр., 1563 г.); “Новгор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иоанна «Большой колпак», Тихона Лухомскаго, Евфросина Синозерского, Варлаама Ветлужского, Трифона и Прокопия Вятских, сказания об открытии мощей и чудесах Адриана Пошехонского, о чудесах Герасима Вологодского, о чудесах красноборского образа Спасителя и др. 426 Во вторую половину XVII в.: Курский летописец или повесть о курской иконе Знамения Б. Матери, повесть о чудесах Тихвинской иконы Б. Матери, сказания о жизни и чудесах преп. Трифона Кольского, Арсения Комельского, Вассиана Тиксенского и Филиппа Иранского, Жития преп. Никандра Псковского и Никодима Кожеезерского, описание чудес преп. Даниила Переяславского – неизвестных авторов 427 . Сим. Полоцкого литературно обработанная повесть о иконе Одигитрии и Владимирской Б. Матери 428 ; митр. казанского Лаврентия (1657 – 1678 г.) Житие св. Германа Каз.; иподиакона Иоанна Шушерина Жизнеописание патриарха Никона 429 ; патр. Иоакима Духовное завещание с краткими сведениями о собственной жизни; Корнилия, игумена Зеленецкого; впоследствии бывшего митрополитом сибирским и новгородским (†1698 г.), Житие преп. Макария Зелееецкого; Игнатия, митр. тобольского, описание жизни и чудес прав. Симеона 430 . Жития святых иногда собирались в сборники или же на основании их составлялись сборники биографических сведений о святых. Из таких сборников известны: Чети – Минеи троице – сергиевского монаха Германа Тулупова (1627 – 1632) и священника посадской церкви того же монастыря Иоанна Милютина (1646 – 1654,), состоящие из житий и статей исторического содержания 431 ; Книжка о русских святых, расположенная в минейном порядке и заключающая в себе еще список рус. чудотворных икон 432 . К концу XVII или началу XVIII в. относится «Книга о российских святых, где кто поживе и чудеса сотвори» 433 . Из рассказов о частных исторических событиях одни касаются церковных, другие – смешанных церковно – гражданских и третьи – гражданских событий. Из рассказов первого и второго рода 434 известны: Сказание об осаде Троице –  Сергиева монастыря поляками и литовцами, знаменитого келаря Авраамия Палицына; оно состоит из 86 небольших глав, где автор кратко обозревает состояние России в правление Феодора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедимитрия и Василия Шуйского (1 – 6 гл.), подробно изображает весь ход продолжительной осады монастыря (7 – 58 гл.) и кратко – события, совершившиеся во всей России во время и после этой осады (59 – 86 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСЕНЕФА АСЕНЕФА (Клементьева Раиса Михайловна; 29.06.1802, имение Несвойское в 30 верстах от Вологды - 19.04.1892, Горицкий мон-рь), мон. Горицкого в честь Воскресения Господня жен. мон-ря в Новгородской губ., юрод., сестра игум. Арсении (Клементьевой) . Летом 1816 г. поступила в Горицкий мон-рь. Ревностно исполняла различные послушания: писала иконы, пела и читала в церкви, ежедневно приносила до 40 ушатов воды, поднимаясь в гору по крутому берегу р. Шексны, несла суровый пост, не вкушая пищи иногда в течение 12 дней. После 13 лет послушнического искуса игум. Маврикией (Ходневой) пострижена в мантию с именем А., после чего приняла подвиг юродства, благословение ей дал задонский затворник Георгий Машурин . Одежду и обувь А. меняла раз в год - в день своего рождения, в остальные дни ходила оборванной, часто босой. Спала на голом полу, большую часть ночи проводила в сыром подвале. Пищу, к-рую ей приносили с игуменского стола, отдавала старицам и птицам, сама же питалась скудно. А. часто уходила молиться на гору Мауру и подолгу стояла на камне, на к-ром сохранился след стопы прп. Кирилла Белозерского . В конце жизни А. была парализована, лишилась зрения, после чего приняла на себя подвиг старчества : к ней приезжали за советом монахини и миряне, блаженная получала множество писем с просьбой о молитвенной помощи, в к-рой она никому не отказывала. А. удостоилась дара прозорливости: предвидела убийство имп. Александра II и смерть своей сестры игум. Арсении, предсказала закрытие мон-ря в 1929 г. Воспитанница А. мон. Асенефа (Корчагина) стала игуменией Горицкого мон-ря (1910-1920). Отпевал А. многочисленный сонм священнослужителей при большом стечении народа. Подвижница похоронена с сев. стороны Воскресенского собора. Свидетельства о блаженной жизни А. записал архим. вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря Неофит (Следников), впосл. еп. Измаильский, присутствовавший при встрече св. прав. Иоанна Кронштадтского с блаженной старицей в 1891 г. Лит.: Иоанн (Калинин), инок. Воскресенский Горицкий девичий мон-рь Новгородской епархии и его подвижницы. Кириллов, 1914; Неофит (Следников), еп. В дар Христу: Восп. о юродивой мон. Асенефе Клементьевой. Серг. П., 1917; Летопись Горицкого мон-ря//Кириллов: Ист.-краеведч. альманах. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 314, 327, 332. Е. Р. Стрельникова Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/76598.html

Профессор исторического ф-та МГУ (1934–1951); . Терещенко Михаил Иванович (1886–1956), крупный землевладелец, сахарозаводчик, финансист, политический деятель. Депутат IV Государственной думы, во время Первой мировой войны участвовал в создании госпиталей Красного Креста, председатель Киевского ВПК и товарищ председателя Центрального ВПК. Министр финансов (с 2.03.1917) и министр иностранных дел (с 3.05.1917) Временного прав-ва. В ночь на 26.10.1917 был арестован. Бежал за границу. Один из организаторов Белого движения; Тесленко Николай Васильевич (1870–1943, по другим сведениям 1942), юрист, публицист, общественный и политический деятель. Присяжный поверенный (с 1899), председатель I Всероссийского съезда адвокатов (1905), организатор кружка безвозмездной защиты по политическим делам, гласный Московской городской думы и Московского губернского земского собрания, депутат II-III Государственных дум, член ЦК партии кадетов. С 1920 в эмиграции; Тиличеев, выпускник историко-филологического ф-та М.у.; Титплинов Борис Васильевич (1879–1941, по другим сведениям 1945), историк церкви, магистр (1905), доктор (1916) богословия, позже обновленец. Преподаватель Литовской духовной семинарии (1905–1908), доцент (1908–1911), профессор (1911–1918) Петроградской ДА. Редактор «Церковного вестника» (1910–1911), газет «Всероссийский церковно-общественный вестник» (1917) и «Мир Божий» (1918). Преподаватель историко-филологического ф-та Петроградского ун-та (1919), Вологодского пролетарского унта (1920). Старший архивист 2-го отделения IV секции (бывш. архив Синода) Петроградского отделения Главархива (1920–1922). Преподаватель (с 1924), профессор (1926–1929), проректор и ректор Высшего богословского ин-та в Ленинграде, сотрудник Публичной б-ки (1926–1928). В 1930 арестован, осужден на 3 года лагерей, в 1932 досрочно освобожден. С 1937 проживал в Луге; Тихомиров Александр Андреевич (1850–1931), зоолог, магистр (1883), доктор (1888) зоологии. Приват-доцент (с 1886), профессор (с 1888) физико-математического ф-та, ректор (1899–1904) М. у., директор Зоологического музея М. у. (1896–1904). Директор департамента народного просвещения (с 1904), член Совета Лицея в память цесаревича Николая, попечитель Московского учебного округа (1911–1917);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Полиевкт (Пясковский Петр), еп. Рязанский и Зарайский Родился в 1817 году в семье священника Могилевской епархии. В 1843 году окончил Могилевскую семинарию. 5 марта 1843 года рукоположен в сан иерея, вскоре овдовел и в 1847 году пострижен в монашество. В 1849 году поступил в СПБ духовную академию, которую окончил в 1893 году. С 1853 г. – смотритель Великолуцкого духовного училища и настоятель Великолуцкого Троицкого монастыря. В 1856году утвержден в степени магистра богословия. В 1860 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Елеозаровского монастыря. С 1862 года – инспектор Вологодской духовной семинарии. С 1863 года – настоятель Спасо-Каменного монастыря. С 1864 года – ректор той же семинарии и настоятель Прилуцкого монастыря. С 1867 года – настоятель Витебского Макарова монастыря. С 1873 года – настоятель Белевского Спасо-Преображенскогомонастыря. С 1874 года – настоятель Мстиславского монастыря. С 1877 года – настоятель Белецкого Богородицкого монастыря. С 1881 года – настоятель Предтеча-Трегулеевского монастыря, Тамбовской епархии. С 1886 года – настоятель Лебединского Троицкого монастыря, Тамбовской епархиии. С 1894 года – настоятель Астраханского Покровского Болдинского монастыря. II июня 1895 года хиротонисан во епископа Михайловского, вик. Рязанской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Кевской Лавры. С 22 января 1900 года – епископ Рязанский и Зарайский. С 7 ноября 1902 года уволен на покой с местожительством в Николае-Радовицком монастыре. 5 февраля 1903 года перемещен в Московский Ново-Спасский монастырь. Скончался 7 апреля 1906 года в Московском Ново-Спасском монастыре. Упоминается одно его курсовое сочинение на тему “Св.дионисии, архимандрит Троицко-Сергиева монастыря». Литература: «Церк.Вед.” 1895, 23, стр.236. -“- 1900, 5, стр.27. -“- 1902, 46, стр.353. «Приб. к «ЦВ» 1906, 16, стр.926 (Некролог). Булгаков, стр.1411. БЭС m.II, стб.1974. Родосский А. «Словарь СПБ дух.акад.» стр.366, 367. «Пск.Еп.Вед.» 1901, 19, стр.414. «Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1906 год», стр.262–263. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 552, стр.2 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Против личности святит. Николая сектанты со злобою так высказываются: «Николай совсем не заслуживает чествования, потому что он был жестокий человек и Ария бил в лице». В ответ на это должно сказать, что св. Николай в указанном случае проявил ревность о Боге (ср. Ин.2:15, 17 ), так как еретик Арий хулил Сына Божия. Кроме того, не один св. Николай по человеческой немощи допускал ошибки и затем после покаяния получал прощения, но и все праведники ( Еккл.7:20 ). Есть черты сходства у св. Николая даже с ап. Петром: Петр ударил Малха, Николай – Ария; Петр лишен был апостольства, Николай лишился епископства; Петру возвратил апостольское достоинство Сам Иисус Христос, Николаю также в видении Иисус Христос возвратил епископство, а Божия Матерь вручила омофор; Петр – первоверховный апостол, Николай – величайший заступник и чудотворец. Сектанты высказываются: «почему Церковь не причисляет к лику святых разных доблестных граждан и воинов (напр. Суворова), а только своих монахов да архиереев? На иконах также не видно никого из мужиков, – все монахи, архиереи да книжники». В ответ на это неразумное возражение должно сказать, что причисление к лику святых зависит не от людей, а от Господа. Церковь может причислить к лику святых только тех благочестивых людей, которых Господь ясно прославил необыкновенными знамениями и чудесами, при чем действительность чудес должна быть засвидетельствована многими правдивыми лицами (напр. недавняя канонизации свв. Тихона Задонского , Феодосия Черниговского, Серафима Саровского ). Относительно состава святых сектанты лгут: канонизованы св. угодники из всех сословий; сами монахи в большинстве своем происходят из простого звания. Из прославленных святых крестьянского и вообще простого звания для примера можно указать на следующих: праведный юноша Артемий, крестьянин села Веркола Архангельской губернии (память 23 июня); прав. Симеон Верхотурский, портной и рыболов Пермской губернии (12 сент.); блаж. Иоанн юродивый, крестьянин Устюжский Вологодской губернии (28 мая); препод. Александр Свирский , земледелец Новгородской губернии (30 августа); препод; Павел препростый, земледелец Греческой страны (4 октября); св. Никифор, простой житель г. Антиохии (9 февраля); муч. Конон, некнижный огородник (5 марта); муч. Власий, пастух скота (3 февраля); муч. Стратоник темничный сторож (13 января); муч. Агафангел, простой воин (23 января); св. Фомаида, жена рыболова (13 апреля); правед. две простых женщины, указанные Богом св. Макарию Египетскому (19 января); св. Иулиан, Маркиан и другие из народа пострадавшие защитники св. икон (9 августа) и мног. друг. § 24. Ходатайство святых

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви МИХАИЛ Дмитриевич Марков (1884-1938), псаломщик, мч. (пам. 27 февр., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ (Новосёлов Михаил Александрович; 1864-1938), мч. (пам. 8 янв.), духовный писатель, публицист, издатель МИХАИЛ Степанович Строев (1876-1938), мч. (пам. 3 марта, в Соборе Московских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Доримедонтович Трубников (1855-1918), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Иванович Якунькин (1878-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ нмч. Самофракийский (пам. греч. 6 апр., 2 июля) - см. в ст. Мануил, Феодор, Георгий, Георгий, Михаил и Лампрос, новомученики Самофракийские МИХАИЛ Иванович Викторов (1871-1933), прот., священноисп. (пам. 29 марта, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Николаевич Виноградов (1873-1932), свящ., священноисп. (пам. 18 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Федорович Марков (1868 - нач. 30-х гг. XX в.), свящ., священноисп. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Константинович Новицкий (1889-1935), прот., священноисп. (пам. 17 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Петрович Розов (1889-1941), свящ., священноисп. (пам. 8 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ († 1421/22 (?) или 2-я пол. XVI в.), прав., Вязниковский, Верижник (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 5.05.1642), Христа ради юродивый, Сольвычегодский, блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МИХАИЛА (Иванова Марфа Ивановна; 1867-1937), схим., прмц. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_88.html

Талицы. Часовня Николая Чудотворца. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:1822. Адрес: Россия, Вологодская область, Кирилловский район, село Талицы. Координаты: 59.645094, 38.805269 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В селе Талицы Кирилловского района восстанавливают часовню Николая Чудотворца Талицы – село древнее, самобытное, и до наших дней здесь сохранился особый колорит, присущий русской северной деревне. Впервые село упоминается в письменных источниках XV века. Княжеский тиун Есип Пикин начал строительство деревни на трех незамерзающих ключах на месте пустошей Пепелы и Сущево. Деревня получила название Талица, что значит «незамерзающая река, ручей, озеро». Долгое время Талица принадлежала Кирилло-Белозерскому монастырю. В XVII веке деревня Талица была переименована в Талицы. К 1912 году здесь была школа, волостное правление, почтовая станция, фельдшерский пункт, несколько торговых лавок, торжок и две каменные церкви. Первая, построенная в 1809 году, имела три престола: в честь Живоначальной Троицы (в холодном храме); во имя святых Космы и Дамиана; во имя Модеста Патриарха Иерусалимского (в теплых приделах). В 1871 году была построена каменная церковь в честь святых Космы и Дамиана. И к началу XX века приход Троицкой Талицкой церкви был самым многолюдным (25 деревень, 432 двора, 2396 человек). О том, какие испытания уготовил XX век для Русской православной церкви, знают все: церковь была отделена от государства и от государственной школы, лишена прав юридического лица и собственности. До церквей Талицкой волости «очередь» дошла в 1939 году: 23 апреля ликвидирована церковь Космы и Дамиана, 20 июня – Троицкая. Колокола и кресты сняли, лики святых на иконах вырубали топорами. Последний священник отец Александр был арестован в 1937 году, его судьба неизвестна. С 1942 года в церкви располагался сельский клуб, позднее помещение использовалось как овощехранилище, затем здесь разместилась машинно-тракторная станция. В часовне Николая Чудотворца продавали керосин. Решетки церковной ограды сняли, чтобы сделать из них перегородки на свиноферме. Сейчас в часовне идут восстановительные работы. Уже отремонтирована крыша, сделано крыльцо, рабочие штукатурят стены снаружи и внутри здания. Параллельно часовня оформляется в собственность Вологодской епархии. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=30549

Изображение иконы Александр Вологодский, прав. #3557 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Александр Вологодский, прав. #3557 Эта страничка относится к разделу   Александр Вологодский, прав. Скачать или распечатать изображение 3557.jpg 922x1200, 1.11 MPix, 146 Kb. 7.8x10.2cm @ 300DPI (11.7x15.2cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (322) , (5) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Москва. 1998.] Прав Александр. Армеева Л.А. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 1998 год. Лазаревский кладбищенский храм г. Вологда. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Александр Вологодский, прав. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-3557

Изображения иконы Александр Вологодский, прав. Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображения иконы, именуемой Александр Вологодский, прав. Основная страница об этой иконе Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера с другого сайта . Страницы: Всего изображений: 1 . Сортировка: в обычном порядке. Описание: [Москва. 1998.] Прав Александр. Армеева Л.А. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 1998 год. Лазаревский кладбищенский храм г. Вологда. Файл 3557.jpg:   Размер: 922x1200, 1.11 MPix, 146 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (322) , (5) . Страницы: Всего изображений: 1 . Сортировка: в обычном порядке. Основная страница об этой иконе Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-1089-photo

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010