Никонович Федор Иосифович (1854–16.02.1911) – протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Витебской губ., прав. В 1876 г. окончил Витебскую духовную семинарию. 3 года служил псаломщиком. В 1879 г. рукоположен во иерея. С 1897 г. – настоятель Люцинского городского собора. Благочинный, законоучитель, уездный наблюдатель церковно-приходских школ. См. библ. – 73, 74, 131, 135–137, 141, 143, 329, 330 Нил Сорский (Майков Александр) (1433–07.05.1508) – святой, преподобный, основатель и глава нестяжательства в России. До пострига был скорописцем. Принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре. Некоторое время жил на Афоне, затем поселился в скиту близ Кириллова монастыря. В 1490 и 1503 гг. участвовал в соборах против ереси жидовствующих. На соборе 1503 г. выступил против материального обогащения Церкви, однако не был поддержан большинством. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Автор «Предания учеником своим о жительстве скитском» и нескольких посланий. – 92 Нисселович Леопольд Николаевич (1858–?) – еврей, присяжный поверенный, литератор. Депутат III Гос. Думы от Курляндской губ., к.-д. В 1880 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, кандидат прав. Служил в Министерстве финансов. Читал лекции по вексельному праву. Автор работ по финансовым вопросам. – 69, 322 Новицкий 2-й Петр Васильевич (1868–после 1917) – крупный землевладелец, потомственный дворянин. Депутат III и IV Гос. Дум от Херсонской губ., прав. Окончил юридический факультет Новороссийского университета в 1890 г. и поступил на государственную службу. Ананьевский предводитель дворянства. Уездный и губернский гласный, попечитель церковно-приходских школ. Участник русско-японской войны. – 344 Новоселов Михаил Александрович (1864–1938) – мч., духовный писатель. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, в молодости был увлечен идеями Л. Н. Толстого. В 1907 г. организовал «Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви». Издатель «Религиозно-философской библиотеки» и «Листков РФБ». Был арестован 12.08.1922. До 19.03.1923 находился под арестом. С 1923 г. до ареста в 1929 г. жил на нелегальном положении, продолжая работать. С 1922 по 1927 г. написал книгу «Письма к друзьям». Был арестован в 1929 г. в г. Ярославле как один из организаторов и идеологов оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) , приговорен к 8 годам заключения. 07.02.1937 был обвинен в «контрреволюционной деятельности», и срок заключения был увеличен. В 17.01.1938 был приговорен к расстрелу в Вологодской тюрьме. Расстрелян. Канонизирован Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000. – 32

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

146 Статья о первоначальном происхождении рода человеческого, помещённая в февр. книжке Прав. Обозрения за 1860 г., принадлежит проф. В. Д. Кудрявцеву. 148 Протоиерей Александр Михайлович Иванцов-Платонов, профессор церковной истории в Московском универ. и законоучитель Александровского военного училища. О причинах неудовольствия м. Филарета на Иванцова см. в кн. проф. Горского: Голос старого профессора. 154 Иоанникия Горского. Прим. 89. М. Филарет был против этих назначений. О назначении Тульского Алексия в Крым митрополит в письме к обер-прокурору А. П. Толстому выразился так: „его не меньше было бы полезно послать к людям, нежели к камням. Письмо м. Филарета к высоч. особам и др. лицам. 11, 88. 155 С чувством глубокого утешения митрополит Филарет извещал А. Н. Муравьева, что в течение месяца в Московской церкви собрано 18,000 в пользу бедствующих в Сирии христиан. (Письмо без обозначения числа). 159 Александр Добрынин, епископ Ковенский с 1860 г.; с 1868 г. епископ Минский, с 1877 г. епископ Донской, с 1879 г Литовский. Ск. 1885 г. 161 Ювеналий Знаменский, с 1849 г. ректор Вологодской семинарии, с 1860 г. Рязанской семинарии. В 1867 г. увол. от училищной службы. 162 Ионафан Руднев, ректор Вологодской семинарии; с 1866 г. епископ Канишемский; с 1877 г. Ярославский. 164 Михаил Измаилович Богословский, профессор богословия в Петер. академии и законоучитель в училище Правоведения; с 1865 г. главный священник армии и флота; с 1879 г. протопресвитер Московского Успенского собора. Ск. 1884 г. 165 Иосиф Васильевич Васильев, протоиерей и настоятель русской церкви в Париже, потом председатель учебного комитета при Свят. Синоде. Ск. 1881 г. 168 Порфирий Соколовский, епископ Уфимский с 1859 г.; с 1860 епископ Томский; в 1864 г. уволен на покой и сконч. 1865 г. 169 Филарет Малишевский, епископ Ковенский; с 1860 г. Уфимский; с 1869 г. Нижегородский. Ск. 1873 г. 170 Феофилакт Губин. епископ старорусский н викарий Новгородский; с 1862 г. Кавказский. Ск. 1872 г. 171 Иоанникий Руднев, ректор Киевской академии, впоследствии митрополит Московский и потом Киевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Петр (Лосев Петр Леонтьевич), еп. Пермский и Соликамский Родился в 1833 году в семье причетника Рязанской епархии. В 1854 году окончил Рязанскую семинарию и определен пом. наставника в Рязанском Троицком сиротском училище. В 1856 г. – наставник Рязанского духовного училища. 15 мая 1857 г. рукоположен в сан иерея. Овдовел и в 1862 году поступил в Московскую духовную академию. В 1866 году окончил академию и 18 ноября того же года был назначен преподавателем Рязанской духовной семинарии. 22 апреля 1868 г. – инспектор Рязанской семинарии. 31 янв.1869 г. удостоен степени магистра богословия. 2 июля 1875 года – ректор Вологодской духовной семинарии. 19 июля 1875 г. возведен в сан протоиерея. 5 окт.1887 года уволен от должности ректора Вологодской семинарии. 10 окт.того же года пострижен в монашество и II октября возведен в сан архимандрита. I ноября 1887 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. С 22 июля 1889 года – епископ Владикавказский и Моздокский. (В БЭС т.1, стб.519 и в БЭЛ m.III, стр.545, ошибочно указан год назначения на ВладиКавказскую епархию 1889-й, см. «Церк. Вед.» 1899 г., стр.300). С 3 мая 1891 г. – епископ Велико-Устюжский, вик. Пермской епархии. С 7 мая 1892 г. – епископ Пермский и Соликамский. В 1901году был вызван в Св.Синод для присутствия. Скончался 30 марта 1902 года. Отличался исключительной добротой. Труды: «Вифлеем». «Приб. к «ЦВ» 1868, 52, стр.1607. «Увещательная речь к Пермской пастве». «Приб. к «ЦВ» 1893, 50, стр.1799–1802. Литература: “Церк.Вед.” 1889, 32, стр.300. -“- 1891, 20, стр.169. -“- 1894, 20, стр.192. -“- 1901, 47, стр.379. «Приб. к «ЦВ» 1893, 50, стр.1799. -“- 1902, 14, стр.507–509. «Волог.Еп.Вед.» 1901, 6. «Новое Время» 9370. «Рус.Паломн.» 1889, 33, стр.398. «Церк.Вестн.» 1891, 21, стр.332. -“- 1891, 25, стр.394. -“- 1891, 46, стр.731. “Состав Св.Прав.Всер.Син· и Рос.Церк.Иерархии на 1894 год», стр.78–79. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 504·, стр.78. Булгаков, стр. 1395, 1397, 1408, 1416. БЭС т.1, стб.519. БЭС m.II, стб.1795. БЭЛ т. III, ст,.545, 722. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Златоуста. Смотр. лист. 41 на обор., 75 на обор., 84 на обор., 85, 96 и проч. Это явно обличает подложность этой книги. Св. Кирилл Иерусалимский скончался прежде, нежели св. Златоуст начал учить и писать. 474 3Цар. 9:3 . Сии и посдедующие мысли о продолжении существования Христовой Церкви до второго Христова пришествия заимствованы наипаче из тетрадки О вечности священства, старающейся опровергнуть продолжение Христовой Церкви до второго Христова пришествия. 527 Смотр. Чин «Молитвы во еже сотворити оглашеннаго» в Требнике, употребляемом в Православной Церкви. 529 Смотр. рукопись: «Разглагольствие старообрядца с новообрядцем, в начале, и Житие св. Владимира, Чет. Мин. июля 15 день. 545 Смотр. предисловие к Поморским ответам. – В одной раскольнической рукописи написано, будто Коломенский Епископ Павел имел в Куроженской обители с бежавшими из Соловецкого монастыря Собор, на котором читаны были грамоты Макария 3-го Митрополита Новгородского, Маркелла Епископа Вологодского и Александра Епископа Вятского, о том, что от Великороссийской Церкви точно должно отделиться, и что всех поступающих от нее в старообрядство должно перекрещивать». Но это сказка. Об означенном Соборе и о грамматах упомянутых пастырей ни говорит еще ни одна раскольническая книга. Да и требование мнимого Собора, чтобы все переходящие из Православия в раскол были перекрещиваемы, тогда еще не могло быть: потому что тогда раскол только начинался и все православные были крещены по старым книгам, а посему тогда не было и повода к рассуждению о перекрещивании. 549 См. житие св. Евсевия в Чет. Минее Июня 22 дня. Св. Евссвий Самосатский скончался около 378 г., а второй вселен. Собор был в 381 году. 552 Смотр. 30 прав. св. Апостолов в Кормчей лист. 8; 3 прав. 7-го Вселенск. Собора, там же лист. 210, и 13 прав. Лаодикийского Собора, там же лист. 75. 557 Рукописное письмо из бело-криницкого монастыря в Буковине «к усердным о древле истинном благочестии рачителям». 562 Кормч. лист. 67 на обор. и 68. Сличи правила: того же Собора 22, лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Александр (Трапицын Александр), архп.Пугачевский Родился 29.VIII.1862 года. В 1888 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и назначен надзирателем в Вятское Духовное училище. 26.II.1889 рукоположен во священника к Вятской Всесвятской церкви. 1897 – инспектор Вятской Духовной семинарии. 1900 – пострижен в монашество. 1901 – возведен в сан архимандрита и определен ректором Калужской Духовной семинарии. 12.XII.1904 хиротонисан во епископа Муромского, вик.Владимирской епархии, Хиротонию совершали: митрополит С.-Петербургский Антоний, митрополит Московский Владимир, митр. Киевский Флавиан и другие архиепископы и епископы в Лаврском Свято­Троицком соборе. 23.XI.1907 – епископ Юрьевский, вик.Владимирской епархии. 29.V.1912 – епископ Вологодский и Тотемский. Управлял епархией до 192I года. 1917–1918 гг. был участником Всероссийского Церковного Собора в Москве. С 1928 – архиепископ Самарский. С 1933 епархией не управлял. С 5·II.1935 по 3.VII. того же года – архиепископ Пугачевский. Скончался в сентябре 1938 года. Очень интересовался философией и философскими предметами. Духовный писатель. Труды : «Апология Саровского торжества». 19 июля. «Под пером светского писателя рационалиста». СПБ, 1903. «Догмат и этика». СПБ, 1903. «Назидательное значение благодатной личности преп. Серафима Саровского для нашего времени». СПБ, 1905· «Странные сетования гр.Л.Толстого в заграничной печати по поводу русско-японской войны». СПБ, 1905· Литература: «Церк.Вед.» 1904, 47, стр.495· -«- 1907, 49, стр.417· -»- 1912, 25, стр.257 «Приб. к «ЦВ» 1904, 51–52, стр.2102, «Церк.Вестн.» 1891, 13, стр.193. -«- 1904, 5I, стр.624. «Русск.Палом.» 1904, 49, стр.853. 1912, 27, стр.416. «Истор.Вести.» 1906, авг., стр.564, 577 «Прав.Собес.» 1904, июнь, стр.3. -»- 1907, май, cmp.II. -«- 1913, декабрь, стр.836. -»- 1915, февраль, стр.373. «Изв.Каз.еп.» 1913, 39, стр.1174. Булгаков, стр.1396. ЕЭС m.II, стб.2421. «Мисс.Календарь» 1907, стр.128. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 г.» стр.218, 219· ФПС I, 15, cmp.I. II, cmp.I. III, cmp.I. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В июле 1990 г. из Макариевского храма был вывезен в Кострому иконостас нач. XX в., к-рый установили в возрождавшейся Ильинской ц. на Городище (сер. XVII в.). В дек. того же года по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Кострому в Воскресенский кафедральный собор была передана металлическая рака. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленско-Анастасиин собор. В кон. 1993 г. по инициативе еп. Костромского и Галичского Александра епархиальное собрание приняло решение о возрождении мон-ря. 26 февр. 1994 г. по решению Синода РПЦ мон-рь был возрожден как женский. 6 окт. 1995 г. 1-й настоятельницей стала мон. Ангелина (Травина), 31 окт. 1996 г. возведенная в сан игумении. Прот. Михаил Беляев, ставший духовником обители, в 1996 г. принял монашество с оставлением имени, в 1997 г. был возведен в сан игумена, в 2005 г.- архимандрита. Похоронен у алтаря отремонтированной Преображенской ц. 22 июня 2000 г. в М. П. м. состоялись торжества в честь 600-летия со дня его основания. К 2016 г. в мон-ре восстановлены деревянный Макариевский храм (1 нояб. 1998 благочинный Буйского р-на прот. Аркадий Климов совершил малое освящение), а также колодец, по преданию выкопанный прп. Макарием. 27 окт. 2008 г. состоялся чин освящения отреставрированного иконостаса Преображенского храма. В обители построены 2-этажный сестринский корпус (освящен в нояб. 1999), небольшой деревянный храм во имя св. кн. Александра Невского и прав. Ангелины Сербской (2000), неск. хозяйственных помещений. Арх.: ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 6. Д. 31-34, 287. Ист.: Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//ИИАО. 1865. Т. 5. Стб. 305-307. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 240-241; Суворов Н. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 26, 46; Мат-лы для статистики Костромской губ. Кострома, 1872. Вып. 2. С. 18; Костромская губ.: Список населенных мест по сведениям 1870-1872 гг. СПб., 1877.

http://pravenc.ru/text/2561266.html

Даниил Столпник , прп. (11/24 декабря) Даниил , пророк (17/30 декабря) Дария Римская , мц. (19 марта/1 апреля) Двенадцати апостолов собор (30 июня/13 июля) Дий Константинопольский , прп., игумен, чудотворец (19 июля/1 августа) Димитрий Донской , блгв. вел. князь (19 мая/1 июня) Димитрий Прилуцкий , Вологодский, прп., игумен (11/24 февраля; 3/16 июня) Димитрий Ростовский , митр. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 21 сентября/4 октября; 28 октября/10 ноября) Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый, вмч. (26 октября/8 ноября) Димитрий Угличский и Московский , блгв. царевич (15/28 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.], 3/16 июня; 19 октября/1 ноября) Диодор Юрьегорский – см. Дамиан Юрьегорский Диомид Тарсянин , Никейский, врач, мч. (16/29 августа) Дионисий Ареопагит , ап. от 70-ти, еп. Афинский, сщмч. (4/17 января ап.]; 3/16 октября) Дионисий Византийский , отрок, мч. (3/16 июня) Дионисий Глушицкий , прп., игумен, (1/14 июня) Дионисий Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Дионисий Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Дионисий Кесарийский (Палестинский), мч. (другой) (15/28 марта) Дионисий Печерский , Щепа, иеромонах, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (28 августа/10 сентября [Печер.]; 3/16 октября) Дионисий Радонежский , прп., архим. (12/25 мая) Дионисий , архиеп. Суздальский (26 июня/9 июля) Довмонт (в крещении Тимофей) Псковский, блгв. князь (20 мая/2 июня) Дометий Персиянин , Сирийский, иеродиакон, сщмч. (7/20 августа) Донат , еп. Еврии, свт. (30 апреля/13 мая) Доримедонт Синадский (Фригийский), мч. (19 сентября/2 октября) Дорофей Тирский , еп., сщмч. (5/18 июня) Досифей Верхнеостровский , Псковский, прп., игумен (8/21 октября) Еварест Критский , мч. (23 декабря/5 января) Еввула , прав., мать вмч. Понтелеимона (30 марта/12 апреля) Евгений Севастийский , мч. (13/26 декабря) Евгений Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Евгения Римская , дева, прмц. (24 декабря/6 января) Евграф Александрийский , мч. (10/23 декабря) Евдоким Каппадокиянин , прав. (31 июля/13 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

† 1412, 7 октября Прп. Сергий Нуромский, Вологодский. † ок. 1412 г. Прп. Феофил Омучский (21 октября). † ок. 1412 г. Прп. Иаков Омучский (21 октября). † ок. 1414 г. Прп. Никифор Боровский (9 февраля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † не позднее 1414 г. Три преподобных Засурских, Нижегородских (мученика ?). † 1416, 3 мая Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). Прп. Антоний Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). Прп. Феликс Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). † ок.1418–1422 гг. † ок. 1420 г., 19 мая Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Св. прав. Василий Кашинский (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † ок. 1420 г. Св. прав. Ирина Кашинская (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † после 1420 г. Прп. Авраамий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † 1421, 15 июня Свт. Симеон, архиеп. Новгородский (10 февраля; 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † после 1421 г. Прп. Никита Боровский (1 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1422 г. Прп. Павел пустынник, Глушицкий (1 июня; 12 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1425, 18 октября Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). † до 1426 г. Прп. Даниил иконописец, Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1426, 27 мая Прп. Ферапонт Можайский, Белоезерский (27 декабря). † 1426, 17 ноября Прп. Никон, игумен радонежский и всея России чудотворец. † 1427, 9 июня Прп. Кирилл Белоезерский. † ок. 1427 г. Прп. Игнатий молчальник, Белоезерский (9 июня, 20 декабря). † после 1427 г. Прп. Александр, игумен спасский. Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1429, 10 января Прп. Павел Комельский, Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

741 В чине освящения антиминсов. Также в ответах Иоанна еп. китрского, кормч. част. 2, гл. 58. прав. 2. 748 О таком покрове между прочим упоминается в соборном приговоре, бывшем в Москве в 1551 году: «а инде на престоле покрова нет, но никакоже бы св. престол без покрова небыл». См. акт. арх. экспедип. том. 1, 232. 756 Этот крестный ход, установленный для перенесения св. Мощей из иного преждеосвященного храма в новый, по греческому требнику положено совершать прежде всех действий освящения храма. Но если мощи Святых приготовляются в новоосввщаемом храме без крестного хода, то он бывает в конце освящения храма, кругом его, как показано ныне в чине храмоосвящения. 758 Евсев. истор. kh.VII, гл. II, IX, 2. Сократ, kh.VI, гл. 6, 13. Блажен. Августина слова 38, 80, 94, 237. 761 Иногда после освящения храма служили в нем 12 литургий в продолжение празднования храмоосвящення. См. летопис. Густынск. монастыря 1600 г. в чтениях им. общества истории и древностей при моск. универ, 1848 г. 8. 774 См. послание пресвитеров и диаконов Ахаии – учеников Ап. Андрея и очевидцев его мученичества в Христ. Чтен. ч. XVI, 1824 г. ст. 275–276. 788 Православные предки наши так благоговели пред честным Крестом и св. иконами, что целование их окончательно решало между ними сомнения и поселяло взаимное согласие и доверенность в важных делах гражданских. См. напр. первую новгородскую летопись в полном собрании русских летописей, издан. Археограф. Комм. 1841 г. том третий. 798 Кресты, жертвованные для привешивания к св. иконам, древле назывались привесными. См. указатель для обозрения патриаршей, ныне синодальной ризницы и библиотеки. 805 Евссв. Истор. Цер. kh.VI, гл. 20. Из этого книгохранилища Евсевий заимствовал многие материалы для своей истории. 812 Феофила александр. прав. XI. Евсев. кн. VI, 42. Григория Богослова надгробное слово Василию Великому . В 1678 году 30 сент. патр. иИоаким писал к арх. вологодск. Симону: «в прошлом в 1677 году изволением В. Государя Феодора Алексеевича моск. богаделен стариц и нищих, мужеска пола и женска 412 человекам велено ведать в нашем св. патриарха дому, и тем нищим мы указали на вспоможение и прокормление митрополичьих и архиепископлих и епископлих епархей всех сданных церквей и новопостроенных по 3 алтына, по две деньги с церкви присылать по вся годы». Акт. Импер. Акад. Наук. том. IV, 228.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Выходит, исследователи древнего языка могут рассказать о тех, кто на нем говорил, побольше археологов? Конечно, изучая язык, можно много рассказать не только о внешней стороне жизни конкретного человека или целого народа, но и увидеть, на чем строился, - не быт, внутренние основы жизни. Тут самое интересное. Смотрите, в наших богослужебных текстах Дух Божий, Дух Святой именуется Дух Правый. Тот, кто хоть раз исповедовался, помнит, что в 50-м псалме, покаянном псалме царя Давида, есть такое прошение к Богу: " Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух Прав обнови во утробе моей " . Это на церковнославянском, так молились наши предки. И не только молились дома и в храме. По Псалтири обучались грамоте. И корень " прав " усваивался не просто как " правый " (левая рука, правая), но как прямой, истинный, верный, настоящий, справедливый, законный, чистый, непорочный, честный. Причем нужно помнить: все эти слова восходят к понятию высшей Правды. Божьей Правды, то есть к тому прямому-правому пути, который указывает нам Господь. Правда - одно из свойств Божьих, - справедливость, бесконечное и нелицеприятное правосудие. И в текстах Церкви эти понятия по отношению к Богу повторяются непрестанно. То есть наши предки через тексты молитв, ход богослужений усваивали: Правда - это свойство Божье. Русский народ всем сердцем воспринял церковное именование Христа " Солнцем Правды " . В Вологодской губернии, например, даже земное солнце называлось в народе " праведенышко " . " Не в силе Бог, а в правде " - эти слова святого князя Александра Невского выразили глубинное понимание мироустройства русским человеком. И смотрите, в русском языке, как ни в каком другом, проявилась эта непреложная соотнесенность земных законов с законом Божьим. У нас суд земной уже изначально раз и навсегда назван тем, чем он должен быть, - правдой. " Русская Правда " - это свод законов Древней Руси. А слово " право " - гражданское право, уголовное право, правосудие? " Остромирово Евангелие " - старейшая русская датированная книга (1056 - 1057 гг.). Фрагмент страницы. Фото: РИА Новости А что такое совесть? Это " со-ведение " правде Божьей, то есть соотнесенность ума, сердца и воли человека с духовно-нравственным законом, установленным Богом.

http://pravoslavie.ru/117399.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010