В 1780 г. записавшийся в устюжское купечество Антипин при учреждении Устюжской области был назначен публичным нотариусом и одновременно секретарем при городовом магистрате, а в июле 1781 г., по представлению Вологодского и Ярославского генерал-губернатора Алексея Петровича Мельгунова, переведен на «протоколическую должность» в только что учрежденную Дворянскую 7 августа 1783 г., «за умертвием» секретаря уездного суда Якова Попова, Антипина определили «ко исправлению» секретарской должности и привели к присяге по распоряжению Вологодского наместнического правления, причем письменное свидетельство ему выдали лишь в январе 1784 г., по его просьбе. В первое время работы в должности Иван Антипин, как минимум в течение месяца, из-за отсутствия документа не получал жалованья, испытывая «в содержании себя крайний К тому времени семья секретаря значительно выросла: помимо старшей дочери Анны (1756 г. р.), уже выданной замуж за устюжского купца Алексея Афанасьева Шишмакова, у Антипиных было четверо малолетних детей: Дмитрий (1778 г. р.), Александр (1779 г. р.), Иван (1780 г. р.) и Евдокия (1782 г. р.). Сложное материальное положение не могло не волновать многодетного Дом, в котором в это время проживала семья Антипиных, находился в «Пречистенской сотне» Устюга Великого. Архивные документы сохранили описание его планировки: «Напереди горница с сенми, на средине сеней горенка с печкой и с чюланом». Во дворе «назади строения» располагались еще одна жилая изба, погреб с «напогребником», амбар, небольшой санник, три хлева и Отметим, что, несмотря на «приказную» должность главы семейства, Антипины по-прежнему числились в купеческом сословии. По данным Великоустюжского магистрата, объявленный капитал семьи составлял 500 По закону лица, поступившие на канцелярскую службу из купечества, не освобождались от уплаты подушных податей: «Все те кои из купцов в канцелярские служители вступили будучи у дел и получая по трудам своим определенное от мест жалованье в тож время обязаны и должны платить с капиталов своих положенную

http://sedmitza.ru/lib/text/9929631/

     В результате мониторинга памятников деревянного зодчества в Архангельской, Вологодской, Ленинградской и Карельской областях, который в минувшем году провела общественная организация «Общее дело» из 350 храмов и часовен ( это одна треть того, что было до революции), 56% нуждаются в срочной реставрации. Об этом ЦВ рассказал руководитель проекта священник Алексий Яковлев. «У нас осталось всего два года, чтобы успеть изменить ситуацию, - говорит отец Александр,- иначе они полностью разрушаться. И если в 2013 году мы организовали и провели 23 восстановительных экспедиции, то в 2014 должно быть сто. Мы призываем всех неравнодушных людей откликнуться и помочь. Было бы хорошо, если нас услышали молодежные организации православных храмов, например Москвы». От энтузиастов, решивших провести неделю отпуска на Русском Севере, не потребуется высокая квалификация и какие-то особые знания. Для консервации памятника достаточно очистить его от мусора внутри и снаружи, залатать протекающую крышу, забить окна. Обкосить вокруг траву. Им расскажут где находятся эти храмы, их историю и ознакомят с техникой безопасности. Сейчас идут переговоры с правительством Москвы об оплате дороги до места работ. Экспедиция длится примерно неделю. Обращаться можно по адресу obsheedelo.ru. Или по телефонам: Константинов Виктор Викторович Тел.:+7.909.159.3631 E-mail: vic9091593631@gmail.com Справка Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» объединяет неравнодушных людей, стремящихся сохранить памятники Православия и деревянного зодчества в Архангельской, Вологодской и других областях Севера России.За 6 лет существования проекта проведено около 90 экспедиций, в ходе которых обследовано более 170 храмов и часовен; в 95 проведены противоаварийные и консервационные работы. Три храма и три часовни восстановлены полностью. Уже традиционно в экспедициях принимают участие преподаватели, студенты и молодежь Сретенской и Николо-Угрешской семинарий, молодежь Подворья Оптиной Пустыни и многих других храмов Москвы. Координационный центр проекта находится при храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Проект «Общее Дело» силами добровольцев проводит только консервационные и противоаварийные работы, не затрагивающие конструктивных особенностей строения. Некорректно называть деятельность добровольцев термином «реставрация». Для реставрационных работ «Общее Дело» привлекает профессионалов, имеющих соответствующие навыки и лицензию. Реставрационные работы проводятся только по согласованию со специально уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69349.html

В интервью «Российской газете» Елена Колядина рассказала, что «один из священников был возмущен моей книгой, называл еретической и омерзительной. Мне посоветовали отдать рукопись в журнал " Вологодская литература " , но предупредили: гонораров там не платят. Тем не менее, отправила в журнал, которому сейчас очень благодарна за то, что редакция не побоялась нелицеприятных отзывов и опубликовала произведение». Роман вызвал шок не только у православных священников, но и у литературных критиков. Известный российский историк литературы и литературный критик, обозреватель газеты «Время новостей» Андрей Немзер считает, что «всякий вменяемый человек, ознакомившись с опусом, подобным «Цветочному кресту» (журнал «Вологодская литература», 2009, 7), обязан объяснить сочинителю, что тот, возможно, когда-нибудь стяжает успех на любом поприще (от политики до кулинарии), за одним исключением - в словесности ему делать нечего». По его мнению, «сочинение «Цветочного креста» - личная (тяжелая) проблема г-жи Колядиной. Публикация этого кошмара, выдвижение на премию, введение в шорт-лист, подготовка книжного издания (в котором «опытный редактор» учел замечания критиков; ага, проговоренные, а как со всеми остальными?) -- знак нашего общего одичания. Не надвигающегося, а свершившегося. Если редакторы, критики и почтенные судьи в упор не видят оголтелого невежества, то есть становятся на одну панель с автором «Цветочного креста», то о чем тут говорить? В этом безумном мире г-жа Колядина должна быть лауреатом». «Лет десять назад возмущенный довольно сомнительным решением жюри лучший критик той поры, безвременно ушедший Александр Агеев с болью написал: «Никогда еще Букер не падал так низко». Я ответил: «Никогда не говори «никогда». И был не прав. Ибо сегодня уверенно утверждаю: такого дурного (пошлого, антикультурного) решения в букеровской истории не было. И уже не будет. Дно достигнуто», - полагает Андрей Немзер. «То, что «Русский Букер» дает премию таким книгам, я не удивляюсь, честно говоря, - продолжил свой комментарий Владимир Крупин.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/07/vl...

Вологда: Храмы, которых больше нет, можно увидеть на выставке «Ожившая старина» Вологда, 11 июля 2014 г.      В Вологодском областном детско-юношеском духовно-просветительском центре «Северная Фиваида» открылась любопытная выставка, рассказывающая нам о том, как могла бы выглядеть Вологда, будь ее жители ответственнее по отношению к собственной истории. Выставка называется «Ожившая старина», она небольшая по размеру, но очень большая по значению, в первую очередь, историческому и нравственному. Речь на выставке идет об исчезнувших в ХХ веке вологодских храмах и соборах. Точнее, как это – «исчезнувших»…Разрушенных, исковерканных, поруганных и забытых. К счастью, забытых не всеми: 13 миниатюрных деревянных и бумажных моделей этих церквей представлены мастером Иваном Александровичем Бабаевым. Идея сделать миниатюрные копии исчезнувших вологодских храмов родилась у Ивана Александровича, по его собственному признанию, после прочтения им книги Г. К. Лукомского «Вологда в ее старине». Используя старые книги и фотографии, Бабаев в течение 12 лет создавал свою коллекцию, которая должна показать зрителям, чего лишился древний русский город в годы лихолетья.      А лишилась Вологда поистине драгоценнейших жемчужин – и архитектуры, и истории, и духовности. Сейчас на месте великолепных соборов и церквей, которые были славой и гордостью города, находятся либо пустыри, либо безобразные строения, либо памятники весьма и весьма сомнительным по своей исторической значимости событиям. Как сказал сам мастер, «наш город прекрасен прежде всего своими церквями. Я много читал - удивлялся и, конечно, ужасно было подумать о том, что столько прекрасных каменных шедевров похоронено у нас в Вологде». Впрочем, многие историки считают, что Вологде еще повезло: по сравнению с другими городами Русского Севера здесь удалось все-таки сохранить многие памятники старины – в Архангельске, например, были уничтожены решительно все. Иван Александрович работает дома – своей мастерской у него нет. Самое сложное при изготовлении коллекции, считает он, стало кропотливое изготовление маленьких деталей. Есть, ради чего корпеть, - считает он: нужно, чтобы люди, пришедшие на эту выставку, хоть краешком глаза могли взглянуть на наше великое прошлое, восхитились им, пожалели о его утрате. И, кто знает – может быть, это поможет стать людям неравнодушными к собственной истории, своему городу. Может быть, мы сможем возродить эти церкви – это будет доказательством того, что мы чтим своих предков. Если же будем равнодушно проходить мимо, то пустыри, бетонные монстры и супермаркеты на месте шедевров русского зодчества – достойная нам награда. Хотелось бы все-таки надеяться, что, исчезнув с лица земли, церкви не исчезнут из нашей памяти и души. Рейтинг: 6 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/72148.html

в «Автокефальной Украинской Церкви»; в 1944 г. эмигрировал в Германию; † 1948. Александр (Кудряшов) 23.07.1989 хирот. во еп. Даугавпилского, вик. Рижской епархии; с 27.10.1990 еп. Рижский и Латвийский; с дек. 1992 г. еп. Рижский и всей Латвии; с 25.02.1994 в сане архиепископа. Александр (Малинин) в 1928 г. хирот. во еп. Нолинского, вик. Вятской епархии; дальнейших сведений нет. Александр (Могилев) 27.09.1989 хирот. во еп. Костромского и Галичского; с 25.02.1994 в сане архиепископа. Александр (Надеждин) 04.03.1919 хирот. во еп. Кашинского, вик. Тверской епархии; с марта 1921 г. еп. Вологодский; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 15.07.1931 без покаяния. Александр (Немоловский) с 6.07.1916 еп. Канадский; с 1918 г. еп. Алеутский и Североамериканский; с 1921 г. выехал в Константинополь, затем на Афон; с 11.12.1936 архиеп. Брюссельский и Бельгийский Конст. П.; с 1940 г. в немецкой тюрьме; с 1945 г. вернулся в МП и поставлен архиеп. Берлинским и Германским; с 16.11.1948 архиеп. Брюссельский и Бельгийский; с 28.11.1959 в сане митрополита; † 11.04.1960. Александр (Паулус) в 1918 (18.12.1920) хирот. во еп. Порховского; с 1920 г. (1923) архиеп. Эстонский и Ревельский; в августе 1923 г. перешел в юрисдикцию Конст. П. и возведен в сан митрополита; 30.03.1941 возвратился в МП и был принят в сущем сане; в 1942 г. отпал в эстонскую схизму; в 1944 г. эмигрировал; † 18.10.1953. Александр (Петровский) 30.10.1932 хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; с 25.08.1933 еп. Винницкий; с 20.05.1937 архиеп. Харьковский; с 1938 г. епархией не управ.; † 24.05.1940 в тюрьме. Александр (Похвалинский) 26.06.1922 хирот. во еп. Павловского, вик. Нижегородского; с 26.09.1929 еп. Богородский, вик. Нижегородской епархии, временно управ. Нижегородской (Горьковской) епархией; с 2.10.1932 еп. Подольский, вик. Московской епархии; с 20.10.1932 еп., позже архиеп., Богородский, вик. Нижегородской епархии; с 11.02.1934 на покое; с 24.07.1937 в заключении. Александр (Раевский) 26.01.1923 хирот. во еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Александр (Соколов) в 1921 хирот. в еп. Старорусского, вик. Новгородской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Александр (Тимофеев) 14.10.1982 хирот. во еп. Дмитровского, вик. Московской епархии; с 9.09.1986 в сане архиепископа; с 12.08.1992 на покое; с 26.02.1994 архиеп. Майкопский и Армавирский; с 18.07.1995 архиеп. Саратовский и Вольский. Александр (Толстопятов) 21.08.1933 хирот. во еп. Алмаатинского; с 17.07.1936 на покое; с сентября 1943 еп. Молотовский и Соликамский; с 22.02.1945 в сане архиепископа; † 23.09.1945. Александр (Торопов) 21.09.1932 хирот. во еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии; с 26.08.1935 еп. Юрьево-Польский, но на кафедре не был; с 24.09.1935 еп. Липецкий, вик. Орловской епархии; с 13.11.1935 по 23.01.1936 управ. Воронежской епархией; с 20.02.1936 еп. Рыбинский; с 20.12.1936 в заключении; расстрелян 9.10.1937. Александр (Трапицын) с 29.05.1912 еп. Вологодский и Тотемский, управ. епархией до 1921 г.; с 1928 г. архиеп. Самарский (Куйбышевский); с 1933 г. епархией не управ.; 5.02.1935–3.07.1935 еп. Пугачевский; расстрелян 14.01.1938. Александр (Чекановский) в 1921 г. хирот. во еп. Бердичевского, вик. Киевской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 1939 г. без покаяния. Александр (Щукин) 23.08.1923 хирот. во еп. Лысковского, вик. Нижегородской епархии; с 31.12.1931 еп. Болховский, вик. Орловской епархии; с 3.01.1934 в сане архиепископа; с 30.09.1935 архиеп. Курский, но в Курск не поехал; с 18.03.1936 архиеп. Ржевский, вик. Калининской епархии; с 5.06.1936 архиеп. Тульский; с сент. 1936 архиеп. Семипалатинский; в авг. 1937 г. арестован; расстрелян 30.10.1937. Александр упом. после 1918 г. как еп. Сергачевский, вик. Нижегородской епархии; † ок. 1926 г. Алексий (Баженов) с 1917 г. еп. Елизаветградский, вик. Одесской епархии; с 1921 г. еп. Тираспольский, временно управ. Одесской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Алексий (Бельковский) с 9.12.1909 еп. Великоустюжский , вик. Вологодской епархии; с 1924 г. на покое; † 1938. Алексий (Буй)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

19.07(01.08)1922 04(17)08.1922 ОЛОНЕЦКАЯ, обн. 04(17)08.1922 12(25)10.1925 в/у КАЛИНИНСКАЯ, обн. 11.1922 03.1923 КОРЕЛЬСКАЯ, обн. 12(25)10.1925 27.02(12.03)1931 Александр Немоловский АЛЯСКИНСКАЯ 17.11.1909 06.07.1916 в/у АМЕРИКАНСКАЯ в/у АМЕРИКАНСКАЯ, паки 20.03.1914 29.07.1914 КАНАДСКАЯ 06.07.1916 в/у АМЕРИКАНСКАЯ, 3-й раз БРЮССЕЛЬСКАЯ 28.11(11.12)1936 БЕРЛИНСКАЯ 03(16)11.1948 БРЮССЕЛЬСКАЯ, паки 03(16)11.1948 29.03(11.04)1960 Александр Окропиридзе в/у СУХУМСКАЯ 02.09.1856 06.10.1857 СУХУМСКАЯ 04.03.1862 30.05.1869 ГОРИЙСКАЯ 30.06.1869 20.03.1898 в/у ГУРИЙСКАЯ в/у МИНГРЕЛЬСКАЯ ГУРИЙСКАЯ 20.03.1898 04.11.1903 Александр Павлович АРХАНГЕЛЬСКАЯ 17.11.1857 13.09.1860 ПОЛТАВСКАЯ 13.09.1860 09.11.1862 Александр Паулюс ТАЛЛИННСКАЯ 05(18)12.1920 08.1923 ТАЛЛИННСКАЯ, паки 17(30)03.1941 17(30)06.1942 УМАНСКАЯ 17(30)10.1932 12(25)08.1933 ВИННИЦКАЯ 12(25)08.1933 07(20)05.1937 ХАРЬКОВСКАЯ 07(20)05.1937 15(28)07.1938 в/у КИЕВСКАЯ («с осени») 1937 15(28)07.1938 Александр Похвалинский ПАВЛОВСКАЯ, обн. 26.06(09.07)1922 12(25)08.1923 ПАВЛОВСКАЯ 12(25)08.1923 26.09(09.10)1929 БОГОРОДСКАЯ 13(26)09.1929 19.09(02.10)1932 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 13(26)09.1929 29.01(11.02)1934 ПОДОЛЬСКАЯ 19.09(02.10)1932 07(20)10.1932 БОГОРОДСКАЯ, паки 07(20)10.1932 11(24)01.1937 Александр Раевский СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ 13(26)01.1923 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ, обн. в/у СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ, обн. КЕРЧЕНСКАЯ 06(19)03.1928 в/у СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 06(19)03.1928 в/у РЫЛЬСКАЯ КУСТАНАЙСКАЯ 12(25)06.1930 17(30)09.1930 CYXIHUЧCKAЯ 11(24)12.1930 30.08(12.09)1931 ЗЛАТОУСТОВСКАЯ 30.08(12.09)1931 10(23)10.1932 КАМЕНСКАЯ 10(23)10.1932 03(16)02.1933 в/у ДОНСКАЯ 10(23)10.1932 03(16)02.1933 БАКИНСКАЯ 03(16)02.1933 29.07(11.08)1933 ЕЛАБУЖСКАЯ 29.07(11.08)1933 02(15)03.1934 КУСТАНАЙСКАЯ, паки 02(15)03.1934 17(30)10.1935 АКТЮБИНСКАЯ 17(30)10.1935 09.1936 ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ 09.1936 03(16)10.1936 МОГИЛЕВСКАЯ 03(16)10.1936 21.08(03.09)1937 Александр Рябцовский ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 21.09(04.10)1931 РЫБИНСКАЯ, обн. Александр Самонов ВОЛОГОДСКАЯ, обн. 17(30)09.1934 08(21)02.1938

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее служил в Циндао. Скончался 26.10.1937 г. в Циндао. Протоиерей Александр Пославский Александр Захарович. Военный священник 12-го пехотного Великолуцкого полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Мужественно исполнял свои пастырские обязанности на поле боя и на перевязочных пунктах. Протоиерей Александр Рыбчинский Александр Васильевич . Военный священник 13-го Восточно-Сибирского стрелкового полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Протоиерей Александр Солянский Александр Степанович. Родился в 1869 г. в семье священника Саратовской губернии. Окончил Саратовскую духовную семинарию в 1890 г. Во время Первой мировой и Гражданской войн – военный священник. В 1918 г. дважды был арестован большевиками. В 1922 г. на Дальнем Востоке окормлял семьи военных, эвакуированных в Корею, и вскоре затем перебрался в Маньчжурию. Служил в Хайларе (1924–1929 гг.), в Алексеевской церкви в Харбине, в районе Модягоу (1929–1931 гг.), в Тяньцзыне (1931–1938 гг.), пос. Драгоценка Трехречья (1938–1940 гг.),в Иверской церкви г. Харбина (1940–1952 гг.) В 1954 г., после смерти жены, переехал в Австралию к дочери. Скончался 04.08.1956 г. Протоиерей Александр Холмогоров Александр. Священник 15-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. Настоятель прихода в Порт-Артуре в период осады крепости японцами в 1904 г. Служил молебны в обстреливаемых местах Порт-Артура, с крестом обходил стрелков в укреплениях, благословляя их, напутствовал умирающих в госпиталях и на перевязочных пунктах. Протоиерей Александр Протиерей Алексий Бобров Алексей. Певчий в Иверской церкви Харбина. Уехал в Шанхай, где рукоположен в сан диакона и священника. В 1950-х гг. вернулся в СССР. Клирик Вологодской епархии. Протоиерей Алексий Горелкин Алексей Яковлевич. Родом из Тульской губернии. Окончил учительскую семинарию в 1915 г. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Офицер белой Армии. Имел пять ранений. Эвакуировался в Китай в 1922 г. Служил в Старом Харбине в 1925 г. псаломщиком, с 1926 по 1935 гг. – диаконом, далее в Успенской церкви на кладбище (1935–1938 гг.) и затем Сунгарийском городке Харбина в 1939–1943 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Александр Пелин принял участие в IV Международном культурном форуме декабря 2015 Конференция под эгидой IV Международного культурного форума " Возрождение национальных культур России - приоритет современной внутренней политики " прошла 15 декабря в Доме национальностей. На ней выступали представители правительства Санкт-Петербурга и Пермского края, общественных культурных организаций, ученые, журналисты и священнослужители. Участников встречи приветствовал заместитель главы администрации Центрального района Андрей Петров. Затем выступил депутат Заксобрания Алексей Воронцов. Главная мысль его доклада заключалась в том, что сбережение русского языка есть необходимое условие единства русского мира. Председатель епархиального ОВЦО , директор Центра этнорелигиозных исследований протоиерей Александр Пелин выступил с докладом " Человек в поисках культурной, этнической, религиозной идентичности в постсоветском обществе " . Он акцентировал внимание на том, что сегодня многие СМИ активно продвигают тему русофобии, на что должны обратить внимание патриотические организации, деятели культуры. " Если мы не будем свидетельствовать о правде, то правда никогда не найдет себя. Изначально тему окультуривания мира и придания смысла этому миру человек получает от Господа. Получая от Бога духовные идеи и смыслы, человек способен освящать мир, ведь он - образ и подобие Божие " , - сказал отец Александр. " Сегодня общество раздроблено, социум возвращается к племенной культуре. Люди живут в больших городах как в пустыне, не замечая никого вокруг. Тенденции развала русской культуры были заложены в советской системе. Выход из всей этой ситуации прост: не нужно бояться современности, нужно жить в тех сообществах, которые нам дает Господь, я имею в виду общины, приходы и храмы. Именно в них прививаются человеку русская культура, идея братства и общинности " , - заключил выступление отец Александр.  Представитель губернатора Вологодской области Анна Быстракова рассказала о бренде " Вологодская область - душа Русского Севера " , продвигающего идеи культурных особенностей и традиций края.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Но в это время Руси стали грозить с запада другие враги — немцы и шведы, и борьбу с ними пришлось вести князю Александру. Дело в том, что Римский престол находил, что с татарским нашествием наступило благоприятное время для окатоличения Руси силою меча. Князь Александр предвидел неизбежность борьбы. В 1239 г. он женился на княжне Александре, дочери полоцкого князя Брячислава, земле которого грозила еще большая опасность, и начал строить крепость на границе Новгородских и Псковских земель. Но закончить ее он не успел. В 1240 г. шведский полководец Биргер вторгся в Новгородскую землю. Сопротивления он не ждал. Наскоро пополнив свою небольшую дружину, князь Александр двинулся ему навстречу. Перед походом он молился в соборе Святой Софии, призывая на помощь Матерь Божию и, наравне с новгородскими угодниками, свв. князей Бориса и Глеба, покровителей земли Русской... «Не в силе Бог, а в правде», — сказал он своим сподвижникам. 16 июля произошла битва на берегах реки Невы. На восходе солнца начальник стражи Филипп Пелгусий услышал шум плывущей лодки. Мгла окружала ее и гребцов. Видны были лишь стоявшие в лодке двое молодых витязей в латах. Старший из них ясно сказал: «Брат Глеб, прикажи грести скорее, поспешим на помощь сроднику нашему, Александру Ярославичу», и видение скрылось в тумане. Пелгусий поспешил с докладом к князю. Ободренный чудесным явлением, князь Александр в тот же день напал на шведов. До вечера длился бой. Русские творили чудеса храбрости. Сам князь все время был во главе сражавшихся и ранил Биргера копьем в лицо. Один воин подрубил его шатер, другой вбежал на вражеский корабль, все время нанося удары мечом. Всего убито русских было 20 человек. Белозерские, онежские и вологодские стрелки, которых князь Александр посадил на деревья, осыпали отступавших шведов градом стрел из луков. Летописец добавляет, что стреляли они не хуже татар. Ночью шведы окончательно ушли. Новгородцы восторженно встречали своего князя-победителя, но тут же возникло между ними их единственное недоразумение, и князь Александр уехал в Переяславль. Узнав об этом, ливонские немцы заняли Псков. Тогда новгородцы послали к вел. князю посольство с архиепископом во главе просить вернуть им их князя. С возвращением его вернулось и воодушевление, и вера в успех. Быстро подготовившись к новой войне, князь Александр освободил Псков и вторгся в Ливонию. Разгромив ее, он на обратном пути нанес немцам страшное поражение на льду Чудского озера — так называемое Ледовое побоище (1242), — и во время его вступления в Псков 50 знатных рыцарей шло за его конем, а за войском множество простых пленников. Торжественно встречал его и Новгород, и с немцами был заключен мир «на всей новгородской воле», то есть условиях.

http://sedmitza.ru/lib/text/437906/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010