Кандидат богословия Московской духовной академии (1893). С 1894 г. помощник инспектора Вологодской духовной семинарии. Ревизор П.И. Нечаев записал в отчете о ревизии Вологодской семинарии 1894 г. : «Н. Берсеневу при всем своем усердии к своему делу лучше бы предоставить какое-либо учительское место, так как телесный недостаток (хромота вследствие болезненного искривления одной ноги) служит немалым препятствием при исполнении им служебного долга» (По отчету ревизии Вологодской духовной семинарии//РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 300. Л. 7). Учительское место было предоставлено: с 1896 г. Н.П. Берсенев - учитель Вологодского духовного училища, с 1897 г. также учитель Вологодского епархиального женского училища. Однако болезнь, как видно, не отступала и в 1899 г. Берсенев умер. См. о нем далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского, а также: ВЕВ. 1899. 17. С. 364-365. Вересов Александр Константинович (23.03.1853 г.р.) – окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. С 1881 г. учитель-воспитатель Александровского Учительского Института в г. Тифлисе. На 1916 г. инспектор в мужской гимназии в г. Нухе. См. Вересов Александр Константинович//Православные приходы и монастыри Севера; В.К. Лебедев. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за сто лет его существования. Вологда, 1916. С. 73. Н.А. Суровцев – преподаватель русского языка Тифлисская 2-я гимназия. (Гельбке 1904) Александр Платонович Малиновский (1864-1931) – окончил Вологодскую духовную семинарию (1885), Казанскую духовную академию (1889). С 1889 г. секретарь Владикавказской епархиальной канцелярии. С 1891 г. священник, законоучитель владикавказской женской гимназии. С 1894 г. благочинный. С 1903 г. законоучитель и настоятель храма Владикавказского кадетского корпуса. Участник собора 1917-1918 г. С 1918 г. председатель Владикавказского епархиального совета, настоятель Ашеронского храма. В октябре 1922 г., будучи вдовцом, на общеепархиальном съезде духовенства и мирян во Владикавказе избран епархиальным архиереем, хиротония не состоялась из-за противодействия властей.

http://bogoslov.ru/article/6175449

Нил Иванович Ножнин, сын крестьянина Никольского уезда. Окончил 3 класса Никольского духовного училища. С 20.05.1902 псаломщик Халезской Богородской церкви Никольского уезда. С 01.09.1906 эконом Никольского духовного училища. Эконом Вологодской духовной семинарии, рукоположен в сан диакона. С 08.07.1912 диакон Шалимовской Михаило-Архангельской церкви Сольвычегодского уезда. С 01.01.1917 диакон Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда. См. Ножнин Нил Иванович//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8633 . Николай Михайлович Попов (ок. 1878 г.р.) – сын дьякона Вологодской епархии. Окончил Тотемское духовное училище (1895), с 27.08.1896 псаломщик Вотчинской Михайло-Архангельской церкви Тотемского уезда, состоял в местной школе учителем пения. С 25.12.1904 диакон Николаевской Кептурской церкви Тотемского уезда. С 24.08.1915 по прошению перемещен к Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда, с 07.03.1916 эконом Вологодской духовной семинарии, с 04.02.1917 перемещен на штатную диаконскую должность к Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда. См. Клировую ведомость Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда за 1917 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 139. Л. 1331 об. – 1332 об. Николай Павлович Иконников окончил Устюжское духовное училище (1899), выбыл из 2 класса семинарии (13.04.1901), с 04.01. 1902 псаломщик Благовещенской Вожбальской церкви Тотемского уезда, с 02.02.1909 диакон Нутренской Николаевской церкви того же уезда, с 03.02.1917 эконом Вологодской духовной семинарии. См. ВЕВ. 1901. 14. С. 224; Иконников Николай//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8600 . Николай Павлинович Сумароков (05.12.1867 – после 1928) – сын псаломщика Троицкой Кильчангской церкви Никольского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1888), с 14.09.1888 диакон Николаевской Возимской церкви Вологодского уезда. С 20.06.1889 по прошению переведен к Воскресенской Боровецкой церкви. С 14.04.1891 священник Николаевской Пустораменской церкви Кадниковского уезда. С 15.05. 1897 переведен по прошению к Скорбященской церкви при Вологодском исправительном отделении. С 14.08.1898 до августа 1902 – эконом Епархиального общежития Вологодской духовной семинарии. С 13.06.1912 во всяком случае до 1918 г. священник Вологодской градской Зосимо-Савватиевской церкви. К 1923 г. был за штатом. С 16.09.1923 избран прихожанами настоятелем Петропавловской Вологодской церкви вместо уклонившегося в обновленчество о. А. Резанова. Служил в этом храме в 1928 г. См. Клировая ведомость Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды за 1914 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 15. Д. 99. Л. 3 об. – 5 об.; И.Спасенкова. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды). Диссертация… канд. ист. Наук. Вологда. 1999.

http://bogoslov.ru/article/6177625

10(23).10.1932–03(16).02.1933: Каменская 10(23).10.1932–03(16).02.1933: Донская, в. у. 03(16).02.1933–29.07(11.08).1933: Бакинская 29 .07(11.08).1933–02(15).03.1934: Елабужская 02(15).03.1934–17(30).10.1935: Кустанайская, паки 17(30).10.1935–09.1936: Актюбинская 09 .1936–03(16).10.1936: Петропавловская (Омское вик.) 03(16).10.1936–21.08(03.09).1937: Могилевская Александр Рябцовский 21 .09(04.10).1931–1933: Владимирская (обн.) 1933–: Рыбинская (обн.) 11 .1936: Калужская (обн.) Архангельская (обн.) Александр Самонов 17(30).09.1934–08(21).02.1938: Вологодская (обн.) Александр Сахаров 21 .11(04.12).1924–05.(?)1925: Тихвинская (обн.) 29 .04(12.05).1925–20.05(02.06).1925: Сыктывкарская (обн.) 20 .05(02.06).1925–30(26).06.1926: Тихвинская (обн.), паки 13(26).06.1926–02(15).03.1927: Новгородская (обн.), в. у. 1927–: Сыктывкарская (обн.), паки 1933–1935: Моршанская (обн.) 1935–1936: Борисоглебская (обн.) Александр Сидоровский см. Зосима Сидоровский Александр Смирнов 26 .07(08.08).1924–17(30).09.1924: Челябинская (обн.), в. у. 17(30).09.1924–25.03(07.04).1925: Челябинская (обн.) Александр Соколов 1921–1922: Старорусская Новгородская (обн.) Александр Спасский 01(14).10.1923–02(15).09.1926: Нерчинская (обн.) 1927–1927: Забайкальская (обн.) 12 .1927–1928: Уссурийская (Никольско-Уссурийская) (обн.) 1928–10.1933: Сретенская (обн.) 08 .1934–10.1934: Канская (обн.) Александр Толстопятов 21 .08(03.09).1933–03.1936: Алма-Атинская 09 .1943–13(26).09.1945: Пермская Александр Торопов 08(21).09.1932–26.08(08.09).1935: Кинешемская 13(26).08.1935–08.1935: Юрьевская 26 .08(08.09).1935–24.09(07.10).1935; Скопинская 24 .09(07.10).1935–07(20)02.1936: Липецкая 31 .10(13.11).1935–10(23).01.1936: Воронежская, в, у. 20 .02(05.03).1936–20.12(02.01).1936: Рыбинская Александр Трапицын 16(29).05.1912–1924: Вологодская 1928–1933: Куйбышевская 05(18).02.1935–03(16).07.1935: Пугачёвская Александр Турский 21 .11(04.12).1927–1934: Минусинская (обн.) 1935–09(22).01.1938: Красноярская (обн.) Александр Филиппов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии (продолжение) Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии (окончание) Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Тетрадь 2   Л. 34 об.   Из воспоминаний о посещении квартир инспекцией   С наступлением учебного года работы и забот у лиц инспекторского надзора был непочатый край. Нужно произвести промерку учеников по росту, чтобы расставить их в церкви, на молитве в зале, составить списки для размещения в столовой, в спальнях, гардеробной. На первых порах все внимание инспекции отдавалось казенным ученикам, по-старинному названию, «бурсакам», жившим в казенном корпусе. Но вот все здесь наконец приведено в порядок: все и всё было на своих определенных местах. Наступала очередь заняться учениками, живущими на квартирах. «Старшина» семинарской инспекции, наш общий «папаша», вот уже несколько дней носится с какими-то листками и показывает их то одному из нас, членов инспекции, то другому.   Л. 35   «Посмотрите повнимательнее, может быть найдете что-ниб[удь] изменить или дополнить», – говорил он. «Да вы посмотрите повнимательнее», – делал он замечание, если листок возвращался ему скоро. Листок, наконец, просматривался всеми, и содержимое в нем санкционировалось начальством. Далее эти листки поступали в типографию. Но что же это были за листки, на которые обращалось особенное внимание «папаши»? Листки эти известны были под названием «квартирных». Они печатались на пол-листе и, если угодно, похожи были на нынешние анкеты. В них требовалось указать фамилию и имя воспитанника, в каком участке и приходе имеет квартиру, в чьем доме, кто хозяева квартиры (духовные, мещане и т. д.), на чьем содержании живет, если на хозяйском, то какая плата за содержание и т. д. На последней странице помещались правила, которыми должны были руководствоваться квартирные ученики в своей жизни. Листки, по заполнении их необходимыми сведениями,   Л. 35 об.

http://bogoslov.ru/article/6192438

Разделы портала «Азбука веры» Акафист святому преподобному Александру, игумену Куштскому, Вологодскому чудотворцу В Избранное Кондак 1 Возбранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, всем с верою прибегающым источая многоцелебныя дары, похвальная восписуем ти, творящии всечестную память твою, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли спастися душам нашым, да зовем ти: Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Икос 1 Ангельское твое во плоти житие провидев всея твари Создатель, от юности избра тя в жилище Себе, Егоже тя обиталище быти уведевше, похвальная восписуем ти: Радуйся, благочестивую родителю благоприятное испрошение. Радуйся, благочестиваго корене отрасле святейшая. Радуйся, от юности твоея Богу послуживый. Радуйся, воздержанием ангелов удививый. Радуйся, в молитвах теплый предстателю. Радуйся, скорбящых скорое утешение. Радуйся, просящым скорое поможение. Радуйся, болящым скорый и безмездный врачу. Радуйся, земный ангеле. Радуйся, небесный человече. Радуйся, сосуде избранный Духа Святаго. Радуйся, телес наших здравие и душ спасение. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 2 Видя тщету мирских попечений, Александре, жизнь твою не мирови, но Богу посвятил еси, сего ради оставил дом родителю своею и водворился еси с работающими в иночестем житии, во еже непрестанно и благоприятно вопити Ему: Аллилуиа. Икос 2 Плотский разум отринув и к небесным всю душу вперив, от юности твоея, преподобне отче Александре, горняя мудрствовал еси, а не земная, темже взываем ти: Радуйся, мудрости небесное жилище. Радуйся, братолюбия зерцало. Радуйся, иноков правило. Радуйся, на скрижали сердца твоего закон Божий написавый. Радуйся, сам себе и весь живот твой Христу Богу предавый. Радуйся, ум твой к небеси вперивый. Радуйся, страх Божий в сердце твоем до конца сохранивый. Радуйся, вместо тленных нетленная стяжавый. Радуйся, гордость мирскую поправый. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 3 Сила Вышняго осени твое сердце, преподобне отче Александре, егда на острове посреде Кубесскаго езера, братии ради неусыпно труждаяся и различная искушения и скорби мужественне претерпевая, родил еси дух спасения, поя Всесильному Богу: Аллилуиа. Икос 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии (продолжение) В списке преподавателей опущены преподаватели новых языков – французского и немецкого. Это потому, что в моей памяти не сохранились фамилии этих преподавателей новых языков, кроме двух-трех. Большею частью эти предметы распределялись между своими наличными преподавателями, хотя иногда приглашались на новые языки преподаватели светских учебных заведений – природные французы и немцы. Только в последнее время по французскому занимался один преподаватель, священник   Л. 409   Клепфер Владимир Владимирович , по происхождению из Остзейских баронов, получивший образование в Петроградской академии. Личностью о. Владимира многие интересовались и не без любопытства относились к нему и его поступкам. Странностей у о. Клепфера было действительно немало. В отношении к ученикам он вел себя крайне неровно: то он был с ними слишком ласков и внимателен, то чересчур притязателен. Некоторые ученики получали от него денежную помощь и тем не менее относились к нему с недоверием, иные даже с явным недоброжелательством. В последнее время, время «свобод», а следовательно, и начавшейся распущенности, и вольности в жизни семинарии редкий день для о. Владимира проходил без каких-ниб[удь] Во время начавшейся войны о. Клепфер возбудил к себе общее внимание. Правда, по внешнему виду он и ранее привлекал на себя внимание многих, но теперь на него обращено было внимание по другому обстоятельству. В одно время держалось мнение, что о. Клепфер занимается шпионажем. Уличные мальчишки бегали за ним См. ниже – в «Добавлениях».   Л. 409 об.   и указывали на него, как на шпиона. Можно, конечно, уверенно сказать, что он таковым не был, но что немцам он сочувствовал, этого отрицать нельзя. О. Клепфер, несомненно, имел Фамусовский календарь, так как знал всех именинников не только в среде преподавателей с их женами и детьми, но и в среде своих питомцев, причем не упускал случая явиться с поздравлениями к имениннику или имениннице с поднесением какого-нибудь подарка, в роде книги – лицу мужеского пола или коробки конфект – имениннице.

http://bogoslov.ru/article/6191927

См. выше. Протоиерей Александр Иванович Суровцев (27.05.1862 - 25.03.1920) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), псаломщик Вологодской Покрово-Казанской церкви (03.09.1884 – 01.10.1885) окончил Казанскую духовную академию (1889). Рукоположен во время обучения в академии в диакона (08.11.1885) и в священника (22.03.1887). Священник Вологодской Ильинской церкви и учитель подготовительных классов Вологодского духовного училища (с 21.08.1889) учитель русского и церковно-славянского языка в том же училище (с 01.05.1892). Преподаватель латинского языка Вологодской духовной семинарии (с 20.03.1896), преподаватель Священного Писания в той же семинарии (с 20.08.1907). С 14.02.1907 законоучитель Мариинской женской гимназии и с 02.03.1907 священник Покровско-Александровской церкви при женской гимназии. С 06.05.1911 протоиерей. С 1915 г. помощник смотрителя Вологодского духовного училища. См.: Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1900-1901 учебного года//ВЕВ. 1900. 19. С. 229. Николаевская Озерская женская пустынь Грязовецкого уезда окончательно была закрыта в 1924 г. Сергей Александрович Нилус (1862–1929) – русский религиозный писатель и публицист. Митрофан Павлович Инсарский окончил Пензенскую духовную семинарию (1900), Киевскую духовную академию (1904), оставлен на год профессорским стипендиатом при Киевской духовной академии. С 22.07.1905 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии. Доцент Киевской духовной академии с осени 1906 г. С 15.07.1907 преподаватель основного богословия Тифлисской семинарии. См. Извлечение из журналов Совета Киевской духовной академии за 1905-1906 г. Киев, 1906. С. 14; Извлечение из журналов Совета Киевской духовной академии за 1907-1908 г. Киев, 1908. С. 8. Александр Федорович Орлов (23.11.1888-?) родился в г. Инсар в семье учителя Инсарского приходского мужского училища. Окончил Пензенскую духовную семинарию (1910), Киевскую духовную академию (1914). С 07.10.1914 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии, с 11.03.1916 преподаватель Священного Писания Пензенской семинарии. См. ЦВ. 1914. 42. С. 487; ЦВ. 1916. 14. С. 104.

http://bogoslov.ru/article/6177319

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии (продолжение) Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии (окончание) Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Тетрадь 2 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Тетрадь 2 (окончание)   Л. 106 В усадьбе (На память мое супруге Вере Кирилловне)   Я посетил места родные И вспомнил годы молодые, Когда в июльский знойный день Вдвоем с тобой в саду сидел. Передо мной сидела ты В душевном блеске красоты, Кругом была там жизнь и радость, Благоухание и сладость. На предложение мое Дала согласье ты свое, Ты руку смело подала, Сказав: «Навеки я твоя». Прошло уж тридцать семь годов… От той усадьбы нет следов… В ней все поломано, побито И паутиною покрыто. Скамейки той теперь уж нет, Потерян к ней давно и след. Дорожки заросли травой И сад давно уж стал пустой.   Л. 106 об.   Свидетелей былых времен – Березок старых след сметен, Стоит свидетель лишь немой, Времен дедовских старый дом. Не видно лиц уж дорогих, Тогда веселых, молодых… Теперь кругом там все уныло, Для нас с тобой там все постыло.   1929 г[од], июль.   Л. 107   На память Боре   Поезд отходит, пыхтя и свистя, И Борю увозит в чужие края. Как птичка залетная, был он у нас, Теперь же надолго он скрылся из глаз. В поезде занял он задний вагон, На нижней скамейке сидит теперь он. В вагоне заметен мерцающий свет И мысленно шлет он последний привет. С Богом, голубчик, в путь дальний спеши, Приедешь на место, поклон всем скажи, Скажи, что мы счастье в детях находим И в думах о них наше время проводим. Что мама постом вас опять навестит, О чем своевременно вас известит, Что Нонночку хочет она повидать И крепко сердечно ее целовать. Володе скажи, что ему напишу, Когда я письмо от него получу. Теперь же поклон всем от нас передай И чаще нас в мыслях своих вспоминай.   Январь, 1931 г[од].   Л. 107 об.   А. Н. Воскресенскому   Не мастер я писать стихи, Поэтом не был никогда, Но ради некоей утехи

http://bogoslov.ru/article/6192457

Закрыть itemscope itemtype="" > «В земле лежат непохороненные бойцы – так не должно быть!» Беседа с руководителями «Вологодского объединения поисковиков» Александром и Ириной Метелкиными 15.10.2021 459 Время на чтение 20 минут Источник: Православие.ру Семья Метелкиных Александр и Ирина Метелкины женаты 18 лет. На двоих у них две красавицы-дочки, историческое образование, огромная коллекция советских игрушек, выросшая в частный музей и... поиск. Александр в нем уже 21 год, Ирина чуть меньше. Каждую весну они организуют грандиозную вахту памяти в урочище Вороново Ленинг радской области. Каждое лето с 2015 года отправляются с единомышленниками в экспедицию под Ошту – небольшой поселок на границе Вологодской и Ленинградской областей. Там 990 дней, с осени 1941-го по весну 1944 года, сдерживали врага бойцы 272-й и 368-й стрелковых дивизий, не допустив смыкания второго кольца Ленинградской блокады. Вокруг семьи Метелкиных сплотилось много неравнодушных людей. Их дочери тоже занимаются поиском, прочесывая леса и болота со щупом и металлоискателем. Александр и Ирина не мыслят себя без военного леса и своего важного дела. В августе 2021 года мне посчастливилось прикоснуться к поиску под их началом и побеседовать с ними. Александр Метелкин : – Александр, расскажи, с чего начался твой поиск? Я с детства интересовался военной историей, коллекционировал солдатиков, слушал дедушкины рассказы – Я с детства интересовался военной историей, играл в солдатиков, коллекционировал их, слушал дедушкины рассказы. Дедушка мой не принимал непосредственного участия в Великой Отечественной войне, но все равно бывал в Германии. Он работал на Вологодском паровозовагоноремонтном заводе и в 1944 году попал в командировку – отправлял станки из Германии в СССР . Он мне много чего порассказывал. Я поступил на истфак Вологодского педагогического института, учился, ездил в археологические экспедиции. И вот что странно: вроде поиск уже вовсю шел с 1989 года, но я вообще не знал, что он существует. В Вологде был клуб «Поиск», но все это как-то мимо меня проходило. В 1999-м я закончил истфак, а в первую экспедицию поехал в 2000-м. Отправились мы в Калугу. Там, конечно, специфика совсем другая: вернулось местное население, начало обрабатывать поля, поэтому лесом ничего не заросло, верховых останков практически нет, все стасканы в ямы. Там-то я и нашел яму на 300 человек. После этого сразу перестал считать. Как это сделаешь? Я нашел? Мы нашли?

http://ruskline.ru/opp/2021/10/15/v_zeml...

Урок истории: поражение помогает победить беспамятство Как мы можем говорить о себе, что мы – великий народ, если мы не знаем, а то и не хотим знать своей истории? 20 сентября, 2014 Как мы можем говорить о себе, что мы – великий народ, если мы не знаем, а то и не хотим знать своей истории? В Вологде торжественно отметили полковой праздник 198-го пехотного Александро-Невского полка, принимавшего участие в сражениях Первой Мировой войны. Главный девиз праздника: «Побеждены, но не забыты!» На бывшей Плац-парадной площади Вологды, нынешнем Кировском сквере, прошли торжественные мероприятия, посвященные участию жителей Вологодской губернии в Первой Мировой войне. Оркестр народных инструментов, солдаты в форме начала XX века, сестры милосердия, танцы, народные детские игры, народная кухня, синематограф, «поэтическая сцена» — все погружало в атмосферу совсем еще, оказывается, недавнего прошлого. Такого прошлого, которое нам неплохо бы лучше узнать, чтобы по праву гордиться Россией. — Можно назвать это реконструкцией, но, честно говоря, для нас, участников Вологодского военно-исторического общества, это больше урок истории. Такой урок, который мы вот уже несколько лет пытаемся вести и который, судя по все возрастающему вниманию людей к нему, проводить будем еще долго. Самое главное – это преодоление забывчивости, апатии, безразличия к собственной истории в нашем обществе. Понимать, что история России началась не в 1991-м, не в 1917-м году, а на тысячелетие раньше. Знать свой народ, который веками строил великую державу, защищал и укреплял ее. А от стремления к знанию, если оно искреннее, неизбежно рождается почтение и уважение к своим предкам. Да, применение исторической реконструкции в этом случае будет нужным, она послужит своеобразным дидактическим материалом, но главная наша цель – избавление от безразличия и апатии. Похоже, справляемся – вон, сколько детей и подростков приходят! Ого, и родители не отстают: кто вальсирует, кто строевой подготовкой занимается, кто стреляет, а кто стихи читает. Прекрасно: значит, интерес у людей есть. Значит, не зря стараемся. – Павел Полетаев, один из руководителей Вологодского военно-исторического общества, имеет основания для радости: действительно, на мероприятия, проводимые обществом народу собирается с каждым разом все больше и больше.

http://pravmir.ru/urok-istorii-porazheni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010