Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Из далекого прошлого». Воспоминания Никифора Ильинского Мы начинаем публикацию воспоминаний Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о Вологодской семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в. Обладая прекрасной памятью и прибегая по мере необходимости к доступным письменным источникам, Никифор Александрович составил необыкновенно достоверную и вместе с тем живую летопись событий, свидетелем которых он был. Статья Предисловие Мы начинаем публикацию воспоминаний Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Н. А. Ильинский родился в 1861 года в селе Вознесенье-на-Вохме Никольского уезда Вологодской губернии в семье священника Вохомской Вознесенской церкви Александра Алексеевича Ильинского и его жены Елизаветы Никифоровны, в девичестве Троицкой. После окончания Никольского духовного училища в 1876 году он поступил в Вологодскую духовную семинарию, которую окончил в 1883 году студентом по I разряду (под 7). Вся жизнь Никифора Александровича была тесно связана с родной семинарией, где на протяжении 33 лет, с 1885 года до момента ее закрытия в 1918 году, он прослужил сначала надзирателем, а с 1889 года — в должности помощника инспектора семинарии. После Октябрьской революции Н. А. Ильинский остался в Вологде и начал работать секретарем в отделении рабоче-крестьянской инспекции, а потом перешел в среднюю школу и медицинское училище, где преподавал русский язык. В 1934 году он с женой Верой Кирилловной (Бабушкиной) переехал в Ленинград к детям. Вместе с женой Никифор Александрович остался в блокадном Ленинграде, где они оба погибли от голода в январе 1942 года и были похоронены на Серафимовском кладбище.

http://bogoslov.ru/article/6173070

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Проханов: «Я ничего подобного прежде не видел и не испытывал» Известный писатель принимает участие в IX Международной конференции Делового сообщества «ДелоРус» и МОО «Александро-Невское Братство» 31.05.2013 1222 С 28 мая по 1 июня проходит IX Международная конференция Делового сообщества «ДелоРус» и МОО «Александро-Невское Братство». Форум проводится в рамках паломнического круиза на комфортабельном теплоходе «Константин Коротков» по местам Северной Фиваиды: Городец (Нижний Новгород) - Горицы (Вологодская область) - Санкт-Петербург, с посещением Феодоровского мужского монастыря (Городец), Воскресенского Горицкого женского, Кирилло-Белозерского мужского, Ферапонтова монастырей (Вологодская область) и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург). Своими впечатлениями от участия в конференции делится в интервью «Русской народной линии» известный писатель, публицист, главный редактор газеты «Завтра», председатель «Изборского клуба» Александр Андреевич Проханов : «Я ничего подобного прежде не видел и не испытывал. Для меня откровением является такое собрание столь разнообразных людей, которые едины в своем миросознании. Я вернулся из очень тяжелых огненных поездок с войны, где господствует ненависть, сражение, борьба и катастрофа, и вдруг сразу оказался в атмосфере любви, приятия и деликатного отношения друг к другу. Удивительно, но здесь я почувствовал связующее начало, которое соединяет самих людей: женщин и мужчин, детей, пожилых и молодых. Но это начало, исполненное любви, нежности и заботы друг о друге, невозможно было бы без соединения всех нас в Боге. Каждый шаг, каждый помысел и каждое деяние, связаны с духовным служением. Это не значит, что мы постоянно находимся в молитве и на Литургии, но ощущение того, что над нами сияет наше любимое Божество, делает нас всех удивительно просветленными, умиротворенными и благостными. Все это сообщество, братство движутся по восхитительным русским водам и необъятным русским просторам среди сияющих далей, среди дождей, среди зеленых лесов и дол. Мне кажется, что наш корабль - это святой, счастливый ковчег, который несет нас в необъятное чудесное русское грядущее. Это ощущение политическое, религиозное и одновременно житейское не покидает меня уже третий день».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/31/al...

Закрыть itemscope itemtype="" > «С именем Александра Невского...» IX Международная конференция Делового сообщества «ДелоРус» и МОО «Александро-Невское Братство» (28 мая - 1 июня 2013 года) 24.05.2013 442 Время на чтение 20 минут 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и 750-летию со дня преставления святого благоверного Великого князя Александра Невского посвящается... План работы: Конференция будет проходить в рамках паломнического круиза на комфортабельном теплоходе «Константин Коротков» по местам Северной Фиваиды: Городец (Нижний Новгород) - Горицы (Вологодская область) - Санкт-Петербург, с посещением Феодоровского мужского монастыря (Городец), Воскресенского Горицкого женского, Кирилло-Белозерского мужского, Ферапонтова монастырей (Вологодская область) и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург). 27 мая (понедельник) 2013 года г. Санкт-Петербург: 15.20 отъезд из Санкт-Петербурга поездом 145 в Нижний Новгород с Московского вокзала. г. Москва : 23.35 отъезд из Москвы поездом 36 в Нижний Новгород с Казанского вокзала. 28 мая (вторник) 2013 года День памяти благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (Н.Новгород-Городец) Для групп из г. Санкт-Петербурга и г. Москвы: 05.08 Прибытие в Нижний Новгород паломников из Санкт-Петербурга ( Сбор на привокзальной площади ). 06.30 Прибытие в Нижний Новгород паломников из Москвы ( Сбор на привокзальной площади ). 05.30-06.50 Посадка в автобусы на привокзальной площади Нижнего Новгорода. 07.00 Отправление автобусов в город Городец Нижегородской области. 07.00-09.30 Переезд в город Городец. 09.30-13.15 Посещение Феодоровского мужского монастыря. Божественная Литургия. 13.15-13.30 Посадка в автобусы. 13.30-14.00 Переезд на пассажирскую пристань «Галанино» (г. Городец, ул. Орджоникидзе, дом 118). 14.00-14.30 Регистрация и посадка на теплоход «Константин Коротков». Пассажирская пристань «Галанино» (г. Городец, ул. Орджоникидзе, дом 118). 15.00 - отправление теплохода от причала пассажирской пристани «Галанино»

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Александр (Трапицын), еп. Вологодский (Трапицын Александр Иванович; 29.08.1862, с. Волма Вятского у. Вятской губ.- 14.01.1938, Куйбышев), сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых), архиеп. Куйбышевский, духовный писатель. Род. в семье священника. По окончании в 1888 г. КазДА со степенью канд. богословия за соч. на тему «Постановления против симонии в Греко-Восточной и Русской Церкви» получил назначение на должность надзирателя в Вятское ДУ. 23 февр. 1889 г. в кафедральном Всехсвятском соборе Вятки рукоположен во диакона, 26 февр.- во священника. В 1892-1897 гг. состоял депутатом от Духовного ведомства в Вятской городской думе, с 1893 г. служил законоучителем вятского Александровского реального уч-ща, 27 мая 1896 г. введен в состав епархиального училищного совета. Определением Святейшего Синода от 3-12 сент. переведен инспектором в Вятскую ДС. В 1892 г. скончалась жена А. И. Трапицына, 26 февр. 1900 г. еп. Вятским и Слободским Алексием (Опоцким) он был пострижен в монашество. В 1901 г. командирован в г. Сарапул для ревизии духовного уч-ща. 28 июля 1901 г. указом Святейшего Синода назначен ректором Калужской ДС с возведением в сан архимандрита. 12 дек. 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии, с 23 нояб. 1907 г. епископ Юрьевский, первый викарий Владимирской епархии. Сотрудничал с еп. Никоном (Рождественским) во Владимирском отделе Палестинского правосл. об-ва и в Миссионерском об-ве. С 29 мая 1912 по 1921 г. епископ Вологодский и Тотемский. В годы первой мировой войны организовывал сбор пожертвований на военные нужды, помощь вдовам и сиротам, отряды братьев милосердия, действовавших на передовой. Участвовал во Всероссийском съезде представителей от мон-рей 1917 г. (см. Съезды монашествующих в России ) с правом решающего голоса и Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. В 1923 г. А. был арестован и приговорен к 6 месяцам принудительных работ. После освобождения назначен епископом Ульяновским, в 1928 г.- епископом Крымским. Летом 1928 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру. В 1933 г. арестован ОГПУ в числе 10 священнослужителей и мирян Самары и обвинен в антисоветской агитации. Виновным себя не признал, приговорен к 3 годам ссылки на Урал, вернулся в 1936 г. 29 нояб. 1937 г. снова арестован в Куйбышеве и обвинен в антисоветской деятельности, виновным себя не признал. 21 дек. 1937 г. тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу. Расстрелян вместе с 12 священниками Куйбышевской епархии, похоронен в общей могиле в Куйбышеве. Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/64168.html

Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане ( к 600-летию преставления святителя ) Свт. Киприан у ног Христа Давние связи Руси со Святой горой, как в первый раз и официально был назван Афон в уставе императора Константина Мономаха 1046 г., имеют прочное начало, заложенное еще прп. Антонием Печерским († 1073), но их особенное развитие пришлось на время управления всероссийской митрополией святителем Киприаном († 1406). Сохранилось известие, датированное не ранее 1379 г., о приходе в Новгород с Афона старцев, вероятно, сопровождавших на Русь митрополита Киприана. В это же время на Афоне подвизается игумен новгородского монастыря на Лисьей горе Иларион. Он принес с Афона список известного сочинения игумена Никона Черногорца «Тактикон», с которого уже в 1397 г. по благословению архиепископа Иоанна «два калугера, Яков да Пимин» делают новый список в новгородском Лисицком монастыре при игумене Варлааме (РНБ, F. п. I. 41). Другой постриженник Лисицкого монастыря - прп. Арсений Коневский († 1447) был принят в 1390 г. игуменом Иоанном на Святой Горе, где подвизался три года. По возвращении в 1393 г. в Новгород он принес икону Богоматери в благословение со Святой Горы, а также общежительный афонский устав, согласно которому была построена жизнь в обители на острове Коневец, расположенном на Ладожском озере. Следует отметить, что в новгородских пределах первые насельники с Афона появляются в середине XIV века, когда к прп. Лазарю Муромскому († 1391), пришедшему на Русь из римской обители Санта Прасседе и основавшему Свято-Успенский Муромский монастырь на Онежском озере, присоединяется его спосник и сподвижник святогорский старец Феодосий. Еще одним оплотом святогорского иноческого предания на Руси в эпоху митрополита Киприана стал в 1389 г. вологодский Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере, куда св. блгв. кн. Димитрий Донской направил настоятелем прибывшего с Афона Дионисия Святогорца, ставшего в 1418 г. архиепископом Ростовским. От него приняли пострижение и благословение Святой Горы прпп. Дионисий Глушицкий († 1437) и Александр Куштский († 1439). Учеником Дионисия Святогорца и прп. Дионисия Глушицкого был прп. Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец († 1442). Афонские традиции в Спасо-Каменном монастыре сохранялись вплоть до старца Паисия Ярославова и его ученика – преп. Нила Сорского.

http://pravoslavie.ru/2577.html

Н. В. Башнин, Л. В. Пушкина. Хозяйственные документы Вологодского архиерейского дома Св. Софии в последние месяцы жизни архиепископа Гавриила (Кичигина) и после его смерти   Истории архиерейских домов на Руси посвящено меньше исследований, чем монастырям.В Средневековье и раннее Новое время при владычных кафедрах составляли летописи, а в XVIII в. эта традиция трансформировалась в сбор исторических сведений об иерархах и архиерейских домах. А. А. Севастьянова изучила этот процесс и показала, что в разных регионах страны в XVIII–XIX вв. происходило накопление исторических материалов, это была эпоха становления исторической науки . Изучение работ XVIII–XIX вв. об архиерейских кафедрах в России допетровского времени показывает, что в провинциальной историографии прежде всего собирали фактические сведения по их истории, о личностях владык, уточняли хронологию событий. Часто исторические работы были приурочены к юбилеям. Подчеркнем, что первыми историю архиерейских домов в XVIII–XIX в. по поручению архиереев изучали их домовые люди. В последние десятилетия возник интерес к архиерейским библиотекам и личностям епископов, архиепископов и митрополитов .Вышли исследования о свт. Стефане Пермском , Митрофане Воронежском , посвященные Александру и Ионе Вятским , Афанасию Холмогорскому , епископам Коломенским , Рязанским , ростовским и сибирским иерархам .   А. В. Морохин исследовал биографии архиереев различных кафедр, живших во второй половине XVII ¾ начале XVIII в. Он показал, как по-разному реагировали иерархи на события переломной эпохи (раскол, церковные реформы Петра I) . Новый этап обобщения сведений об архиерейских домах и архиереях произошел в первые десятилетия XXI в. при работе над статьями в «Православной энциклопедии» , однако исследования об архиепископе Вологодском и Великопермском Гаврииле (Кичигине) в этом издании не вышло. Сведения о биографии этого иерарха в начале XIX в. собрал митрополит Евгений (Болховитинов), а опубликовал через несколько десятилетий Н. И. Суворов .

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

Слобода. Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь расположен в с. Слобода Любимского р-на Ярославской области. Основан преподобным Геннадием Костромским и Любимоградским Чудотворцем, учеником преподобного Корнилия Комельского, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году. Преподобный Геннадий (в миру Григорий) родился в городе Могилеве в богатой семье. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство его родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив московские святыни, он, однако, не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским. По его благословению Григорий направился в Вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому, принял от него пострижение с именем Геннадий и стал его близким учеником. Преподобный Корнилий вместе с Геннадием в 1505 году ушли за 90 верст в Костромские леса к Сурбскому озеру. В этом месте в то время жили бортники (пчеловоды), которые с радостью встретили преподобных и помогли построить келью. Преподобные Корнилий и Геннадий выкопали четыре пруда и колодец. Два из них и колодец существуют по сей день. По просьбе князя Василия Иоанновича преподобный Корнилий вернулся в свой монастырь в Вологодские пределы, а преподобный Геннадий остался в новооснованной обители. Он трудился и во всех делах «являл братиям образ смирения и терпения, носил на себе вериги и кресты железныя, и тяжкия цепи». Был удостоен от Господа даром прозрения и чудотворения. Преставился преподобный Геннадий в 1565 году 23 января (5 февраля по н. с.). Но  построенная в глухом месте обитель не долго оставалась в неизвестности. Ее возвышение связано с тем значением, которое имело имя преподобного Геннадия в истории всего Российского государства. Во время одной из поездок в Москву, он предсказал юной Анастасии Романовне, что она будет царицей. Предсказание сбылось. Анастасия стала женой царя Иоанна Васильевича Грозного. Преподобный был восприемником их детей, в монастыре получал духовное воспитание юный царь Феодор. Эпизод этого брака был безусловно важен для легитимности Романовых, основанной на родстве с царицей. Стараясь обрести «собственные» святыни, новая царская династия Романовых чтила преподобного Геннадия и его монастырь еще более, чем это делала до них династия Рюриковичей.

http://sobory.ru/article/?object=03457

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 10 Портал «Богослов.Ru» продолжает публиковать воспоминания Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в. Статья «Из далекого прошлого». Воспоминания Никифора Ильинского Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 2 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Главы 3 и 4 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Главы 6 и 7 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 7 (продолжение) Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 8 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 9 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 9 (окончание) Кончился тяжелый учебный год. Все стремились на отдых, стремились удалиться из города, чтобы хотя на время отрешиться от тех тяжелых впечатлений, которые пришлось пережить в последнее время. После роспуска, накануне моего отъезда из города, многие из преподавателей пожелали провести время в дружеской беседе. Я пригласил их в свою квартиру и предложил им от себя скромное угощение. Сидели далеко за полночь, вспоминали многое из далекого прошлого, вспоминали тяжелые дни последнего времени. Говорили о предполагаемом назначении к нам нового ректора в лице прот[оиерея] Николая Платоновича Малиновского , бывшего питомца нашей семинарии и многим знаемого, но только, впрочем, больше по слухам. Мнения о личности прот[оиерея] Малиновского были самые разнообразные. В одном, правда, сходились все, что новый наш будущий начальник, если слухи о назначении его к нам оправдаются, несомненно человек умный и администратор хороший, известный составитель учебника по

http://bogoslov.ru/article/6176541

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 9 (продолжение) Портал «Богослов.Ru» продолжает публиковать воспоминания Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в. Статья «Из далекого прошлого». Воспоминания Никифора Ильинского Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 2 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Главы 3 и 4 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Главы 6 и 7 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 7 (продолжение) Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 8 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 9   Прошло только четыре месяца после начала занятий, и мы опять на отдыхе. Мне захотелось воспользоваться наступившими каникулами, чтобы побывать на родине и навестить своих брата и сестру и, конечно, поклониться праху своих родителей. Я отправился на Вохму новым путем, каким еще не бывал прежде. Путь мой лежал на Котлас, Вятку и Котельнич. В Вятке, в ожидании парохода, пришлось пробыть целый день. Так как в этом городе только что открыт был зверинец, то я Л. 294 об.   воспользовался свободным временем, чтобы побывать в нем, затем ходил в семинарию, которая находилась за городом. Семинария помещается в трех корпусах. Внутрь этих корпусов я не ходил, а ограничился только внешним обзором их. Самый город мне не понравился. Правительственные здания не поражают своею массивностью. Говорят, что одно из лучших зданий в Вятке – женское епарх[иальное] училище. Но осмотреть это здание мне не пришлось. Особенно неприятно поразил меня внешний вид церквей: они не отличаются красотой, многие как видно, давно не крашены и не белены. Хороша лишь набережная и заречный с нее вид. На этой набережной я провел большую часть дня.

http://bogoslov.ru/article/6176126

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 5 Священномученик Александр (Трапицын) В 1920 году архиепископ Тихон (Василевский) отправляется на место своего нового назначения – в Воронежскую епархию. Позже он вернулся на Симбирскую кафедру, только уже в качестве обновленческого митрополита. Между тем архиепископ Вениамин, который все еще числился Симбирским преосвященным, по благословению Патриарха Тихона был назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. На Симбирскую викарную Алатырскую кафедру был назначен епископ Гурий (Степанов). Епископ Гурий был выпускником Казанской духовной академии, доктором церковной истории, специалистом по буддизму. Он стал последним ректором Казанской академии. На Алатырской кафедре он пребывал около полугода. После чего начались постоянные переезды, аресты. В 1925 году он проходил по одному делу вместе с митрополитом Петром (Полянским). В 1926–1928 годах был в заключении на Соловках. Расстрелян в Новосибирске в 1937 году. В сентябре, после отъезда епископа Гурия, на Симбирскую кафедру был назначен архиепископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын). Архиепископ Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 года. В 1888 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен надзирателем в Вятское духовное училище. Через год, 26 февраля 1889 года, рукоположен в сан священника, служил в Вятской Всехсвятской церкви . В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле у него умерла супруга . С 1897 года служил инспектором Вятской духовной семинарии. В 1900 году принял монашество, а уже в 1901 году иеромонах Александр был возведен в сан архимандрита и определен ректором Калужской духовной семинарии. 12 декабря 1904 года в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры архимандрит Александр хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Его хиротонию совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие архиереи.

http://pravoslavie.ru/31261.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010