В. И. Вернадского) и Казанской (Национальный архив Республики Татарстан) духовных академий, а также материалы (по реформе духовного образования, ревизии духовных академий и пр.) из архивов Канцелярии Св. Синода (РГИА. Ф. 796) и Учебного Комитета (РГИА. Ф. 802) и др. Всего использованы материалы более 60 архивных фондов из 18 архивохранилищ Петербурга, Москвы, Казани, Киева, Софии, Праги, Парижа, Джорданвилля, Нью-Йорка, Варшавы, а также материалы частных архивов: в частности, воспоминания товарища Н. Н. Глубоковского по Вологодской духовной семинарии и последнего ее инспектора Никифора Александровича Ильинского «Из далекого прошлого», содержащие сведения о жизни воспитанников Никольского духовного училища и Вологодской семинарии, где учился Глубоковский. Б) опубликованные В исследовании использовано значительное количество опубликованных материалов: ежегодные отчеты и протоколы заседаний академических советов, различные документы, регламентирующие жизнь высшей духовной школы, биографические очерки, воспоминания и т.п. Духовная печать, в частности академическая, содержит богатейший материал для изучения не только богословской мысли и внутрикорпоративной жизни, но и духовного состояния русского общества. Помимо обсуждения вопросов общецерковных и сословных, духовная публицистика чутко улавливала и отражала общественные настроения, делая обзоры наиболее интересных и значительных явлений литературной, общественной и государственной жизни, важных, как писал Глубоковский, «для морального диагноза» того времени. Знакомство с нею позволяет усомниться в справедливости упреков в адрес представителей т. наз. «школьного» или «академического» богословия в «схоластике», отрыве их от жизни, кастовости и т.п., что, по мнению обвинителей, послужило одной из причин ухода «образованного» общества из Церкви. Представители духовно-академической корпорации активно выступали по самым разнообразным вопросам церковной и общественной жизни, с 1905 г. все сильнее втягиваясь в политику. Собственно обновленческое движение и выросло на этом вовлечении части духовенства (прежде всего столичного и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии (продолжение) Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Список преподавателей Вологодской семинарии (окончание)   Тетрадь 2 Л. 425 После выхода в отставку ректора прот[оиерея] Н. П. Малиновского на должность ректора семинарии был назначен ректор Тамбовской семинарии прот[оиерей] Николай Матвеевич Кибардин. На мой запрос о личности нового ректора вот что сообщил мне прот[оиерей] П. И. Успенский из Тамбова от 24 октября 1916 года. «Любезный и дорогой Н[икифор] А[лександрови]ч. На ваше заказное экстренное письмо отвечаю тотчас же. Из вашего письма я впервые узнал о готовящемся переводе ректора нашей семинарии Н. М. Кибардина и о назначении на место его вашего инспектора Хильтова. Теперь это факт уже, и я спешу удовлетворить ваше естественное желание получить некоторые сведения о Кибардине. Сегодня он был у меня нарочно для расспроса о Вологде и об семинарии. По прежним воспоминаниям, без прикрас, конечно, я сообщил ему и хорошее, и дурное о Вологде. Относительно вас лично как о наилучшем семинарском работнике сообщено ему в Учебном Комитет, и я лично рекомендовал ему вас, как благородного, неподкупного, беспартийного сослу-   Л. 425 об.   живца. Отметил еще, как наилучших своих друзей Константина Павловича и о. Андрея Николаевича Воскресенского. В вас ему советовали иметь опору для всяких доверительных поручений по службе. Относительно его самого я знаю мало, п[отому] ч[то] деловые сношения я имел с ним только как цензор по редакции “Епарх[иальных] ведомостей”. Служил он в Тамбове очень недолго, и семейно я с ним не был знаком. Но всегда встречал с его стороны полное содружество и всякое благородство. Привык считать его всегда степенным и вдумчивым администратором. Величавый по внешности, он видом своим напоминает во многом о. архимандрита Василия Лузина, но черты лица его и характер обращения со всеми приятные, умные, деликатные. В делах служебных и особенно в хозяйственных, слышал я, он точен и аккуратен, непорядка не любит. Этим, может быть, и объясняется, что он со здешней корпорацией не сошелся. Но следует заметить, что здешняя корпорация и мне не нравилась никогда: в ней не видел я искренности, семейности, задушевности. Все разбиты на кучки и друг с другом не сходятся, ограничивают

http://bogoslov.ru/article/6192270

Все проходили мимо и видели это. 30 Александр Семенович Брянчанинов, бывши сам весьма образованным для своего времени человеком, любившим просвещение и ценившим его, 31 старался дать своим детям, по возможности, лучшее воспитание и образование. Каждый день свежая тройка привозила из города и отвозила обратно лучших учителей Вологодской семинарии и гимназии; два учителя жили в доме постоянно. Один из них был студент Вологодской семинарии Левицкий, преподававший молодым людям Закон Божий и бросивший первые семена любви к Слову Божиему в чистые, воспринимающие легко все доброе, сердца детей, особенно в сердце одного из них – будущего инока-подвижника – Димитрия Александровича, где эти добрые семена дали впоследствии богатые всходы, облекши его «одеждою святою, делом пестродельца, словом суда, явлением истины», 32 за что, этот последний, вспоминал о нем с благодарностью и любовью до конца своей жизни. 33 Давая блестящее образование своим детям, Александр Семенович обращал внимание и на развитие их природных талантов, способности их к музыке, к живописи, к литературе развивались, поощрялись и упражнялись. Особенно даровитым в семье был старший сын Димитрий, – любимец матери, который после серьезных занятий науками, успевал упражняться в рисовании пером, нотном пении и игре на скрипке, при своих отличных способностях употребляя немного времени на приготовление заданных уроков. Воспитание девочек не обошлось по моде того времени без иноземных гувернанток; в доме постоянно жила француженка, заботящаяся о выработке в них хороших манер, и наблюдавшая за правильностью их французского выговора и изяществом их одежды и прически. Но действительной «воспитательницей» девочек была не гувернантка, а простая неученая русская женщина, – няня Ефимовна, о которой упоминалось уже выше. Ровесница Софьи Афанасьевне, она была отдана за нею в приданое и за все время своей жизни в доме ничем не нарушила своей беспримерной преданности, барыне и её детям. В молодости она мечтала выйти замуж за полюбившего ее садовника, но барыня не дала ей на это разрешения: «Кому же другому я могу доверить детей?» сказала она в ответе на просьбы няньки: «Нет, нет, ты мне нужна, оставайся в няньках; 34 и кротко покорившаяся Ефимовна навсегда расставшись с мечтой о собственном счастье, не чувствовала за это никакой неприязни к Софье Афанасьевне, изливая всю любовь и нежность своего чистого, простого сердца на вверенных ей детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Акцию больше всех оценили зарубежные поклонники футбола. «У меня появился новый любимый российский клуб. Ко мне вернулась вера в человечность. Молодцы, “Зенит”!» — писали в соцсетях поклонники клуба. Вологодские полицейские помогли ребенку, лизнувшему в мороз дорожный знак Стремление к исследовательской деятельности подвело маленького жителя Вологодской области. Решив проверить, что же в действительности будет, если лизнуть языком железо в мороз, он примерз к дорожному знаку. На улице было минус 27 градусов. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы мимо не проезжал патрульный экипаж.  Вологодские сотрудники ГИБДД Денис Панов и Михаил Шихов Полицейские заметили ребенка, стоявшего рядом со знаком. Мгновенно поняв, что произошло, один из полицейских отправился за медиками, второй попытался отогреть трубу. Вскоре сотрудник ГИБДД вернулся вместе с врачом, но к этому моменту второму дорожному полицейскому удалось помочь мальчику. Ребенку пришлось наложить швы, но его здоровью больше ничего не угрожает.  Кировский полицейский помог принять роды в машине Сотрудник полиции Александр Гасс вместе с фельдшером возвращался ночью из командировки.  Когда они на автомобиле скорой помощи проезжали мимо поселка Семушино, расположенного в 30 километрах от районного центра, фельдшеру по телефону сообщили, что срочно нужно забрать беременную жительницу Семушино. Роженицу нужно было отвезти в роддом в Зуевку. Но в дороге у нее начались роды. Сержант полиции Александр Гасс с фельдшером Ольгой Козловой «Роды начались в автомобиле скорой помощи в дороге. Фельдшер Ольга Козлова и сержант полиции Гасс оказали всю необходимую помощь роженице, и когда автомашина подъехала к роддому, то передали врачам мать и уже родившегося ребенка», — сообщили в местной администрации. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ryzhaya-vendi-i-haski-...

Она удостоена высоких наград, в том числе – Государственной премии РСФСР имени М.Горького, Большой литературной премии Союза писателей России, Всероссийской литературной премии «Звезда полей» имени Н. М. Рубцова, Всероссийской литературной премии им. А. Прокофьева «Ладога». Награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Почета, медалями Пушкина и «За трудовую доблесть», Патриаршим знаком «За вклад в развитие русской литературы», отмечена за свое творчество высшей наградой Союза писателей России – Почётным знаком «За заслуги в литературе», ей присвоено звание «Почётный гражданин города Вологды». Ольга Александровна искренне служила Поэзии, часто проводила встречи с читателями, помогала молодым авторам. В повседневности она высоко несла звание русского писателя. Она отстаивала народные ценности и традиции, непримиримо относилась к тем, кто слепо поклонялся Западу. Вологодские писатели, которых она называла братьями, всегда прислушивались к её голосу, к оценкам текущих событий в литературе. Даже трудно представить, что в наших рядах теперь нет Ольги Александровны. Но мы всегда будем помнить нашу «ясную звездочку», искреннего мастера поэтического слова. Скорбим! Вологодские писатели выражают глубокое соболезнование родным и близким Ольги Александровны, всем ценителям её творчества. Господь да упокоит её душу в обителях праведных! Геннадий Сазонов , член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России бабушка открыла кредитную пирамиду на миллиард После тяжких сборов девочку из Чебоксар вылечили в Израиле В РФ рассматривают проект о миграционном режиме высылки: СМИ Эксперты рассказали на каком уровне будет курс валют в мае: график Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/13/po...

определяет: 1) в соответствие количеству имеющихся в духовных академиях казеннокоштных вакансий, числу рекомендуемых к поступлению в академии воспитанников духовных семинарий и сравнительному количеству оканчивающих ныне в последних курс учения и всех обучающихся в семинариях воспитанников, вызвать из рекомендованных местными епархиальными и семинарскими начальствами к поступлению в духовные академии 199 лиц, к надлежащему в текущем году сроку, для зачисления в состав первого курса академий, на основании § 140-го Высочайше утвержденного 2 апреля 1910 г. Уст. прав. дух. академий, без экзаменов, с содержанием на синодальные средства, 73 воспитанника, а именно: а) в С.-Петербургскую академию – 15, по одному воспитаннику из семинарий: Литовской, Новгородской, Олонецкой, Псковской, Витебской, Тверской, Подольской, Одесской, Вологодской, Костромской, Тамбовской, и Ярославской, двух воспитанников из С.-Петербургской семинарии и окончившего курс Томской семинарии в 1910 году Тихонова, как уже подвергавшегося испытаниям в академию в 1910 году, за исключением древних языков и ныне выдержавшего экзамены по сим предметам; б) в Киевскую академию – 20, по одному воспитаннику из семинарий: Могилевской, Новгородской, Тверской, Волынской, Воронежской, Курской, Полтавской, Тифлисской, Харьковской, Владимирской, Вологодской, Калужской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Ярославской и двух воспитанников из Киевской семинарии; в) в Московскую академию – 20, по одному воспитаннику из семинарий: Минской, Рижской, Волынской, Воронежской, Донской, Екатеринославской, Кишиневской, Курской, Подольской, Ставропольской, Таврической, Черниговской, Владимирской, Калужской, Вифанской, Орловской, Рязанской и Тульской и двух воспитанников из Московской семинарии; и г) в Казанскую академию – 18, по одному воспитаннику из семинарий: Тверской, Полтавской, Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Астраханской, Вятской, Александровской, Иркутской, Казанской, Пермской, Самарской, Симбирской, Тобольской, Томской, Уфимской и Якутской: 2) остальные казеннокоштные вакансии на первом курсе духовных академий предоставить лучшим из имеющих

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При этом желательно, чтобы рукописи во всё время пользования ими хранились в Академической Библиотеке“. i) Отношение О. Настоятеля Киево-Софийского Кафедрального Собора от 23 мая за 100: „Вследствие отношения Совета Московской Духовной Академии, от 3 мая сего года за 388, честь имею при сём выслать в оный Совет, на трёхмесячный срок, принадлежащий библиотеке Киево-Софийского Собора Архиерейский Чиновник, переписанный 1650 года, по повелению Гедеона Балабана, Епископа Холмского. При сём считаю долгом уведомить Совет Академии, что в библиотеке Киево-Софийского Собора имеются ещё два рукописные Архиерейские Чиновники за 75 и 76, но они, по крайней ветхости, не могут быть высланы“. к) Отношение Правления Вологодской Духовной Семинарии от 23 мая за 338: „Вследствие отношения от 28 апреля 1903 года за 323, Правление Вологодской Духовной Семинарии имеет честь уведомить Совет Московской Духовной Академии, что про- —130— симая рукопись Апостола на пергаменте, за 1419/ 2 по описанию П.Μ. Строева, находится в настоящее время на руках у преподавателя Семинарии Ивана Суворова и, по его заявлению, нужна ему для его учёных занятий“. Справк а: Высланные рукописи переданы для постоянного хранения в фундаментальную академическую библиотеку, о чём и сообщено гг. профессорам Академии Г.А. Воскресенскому и А.П. Голубцову , для научных занятий которых они выписаны. Определил и: Принять к сведению. XIV. Отношения: а) Духовного Собора Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры от 23 мая за 592 и б) О. Настоятеля Велюнской бригадной церкви, от 29 мая за 138, при которых препровождены в дар Академии различные книги и брошюры. Определил и: Благодарить жертвователей. XV. Записки профессоров и преподавателей Академии: П. Цветкова , Г. Воскресенского, А. Шостьина , А. Спасского, И. Андреева , П. Соколова и Е. Воронцов а о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки. Определил и: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записках книги и о последующем представить Правлению Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: 1) Указ Святейшего Синода принять к сведению. – 2) Избрать и просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, во уважение его многолетней и плодотворной миссионерско-просветительной Архипастырской деятельности и отеческой попечительности о нуждах высшего богословского образования и недостаточных учащихся в духовных академиях, – в звании Почетного Члена Московской Духовной Академии. III. Сообщенный Правлением Академии (в копии) указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 19 мая за 6822: По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представление Вашего Преосвященства от 21 января сего года за 32, по хода- состав новообразуемых курсов духовных академий воспитанников, окончивших учение в духовных семинариях. Приказали: Рассмотрев означенный журнал, Святейший Синод определяет: 1) разрешить Советам духовных академий вызвать в текущем году к подлежащему сроку из числа 180 семинарских воспитанников, рекомендованных местными епархиальными и семинарскими начальствами, в состав новых в академиях курсов 78 воспитанников, окончивших курс семинарского учения, из них: а) в С.-Петербургскую академию – 20, по одному воспитаннику из семинарий: Архангельской, Витебской, Владимирской, Вологодской, Волынской, Вятской, Костромской, Курской, Литовской, Новгородской, Подольской, Олонецкой, Полтавской, Псковской, Рижской, Рязанской, Ставропольской, Тамбовской, Тверской и Холмской; б) в Киевскую академию – 20, по одному воспитаннику из семинарий: Владимирской, Волынской, Воронежской, Донской, Калужской, Костромской, Курской, Могилевской, Одесской, Олонецкой, Орловской, Пермской, Полтавской, Рязанской, Смоленской, Тифлисской, Черниговской, Ярославской, и двоих из Киевской; в) в Московскую Академию – 20, по одному воспитаннику из семинарий: Вифанской, Владимирской, Вологодской, Волынской, Донской, Иркутской, Калужской, Костромской, Курской, Могилевской, Новгородской, Орловской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Тобольской, Тульской, и двоих из Московской; и г) в Казанскую академию – 18, по одному воспитаннику из семинарий: Астраханской, Иркутской, Калужской, Нижегородской, Одесской, Оренбургской, Орловской, Пермской, Самарской, Симбирской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Уфимской, Ярославской, и двоих из Александровской; 2) остальные затем казеннокоштные вакансии на первом курсе академии предоставить лучшим из имеющих явиться к приемным испытаниям в качестве волонтеров; 3) поручить Советам духовных академий, по окончании приемных испытаний в академиях, представить Святейшему Синоду сведения, требующиеся Синодальным определением от 12 Января 1849 года, с указанием и тех лиц, которые явятся на экзамен не по вызову и будут приняты в число воспитанников академий, и 4) предписать семинар-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Арестован в 1879 г. после убийства Рейнштейна. 19 июня 1879 г. выслан под гласный надзор в Вологодскую губернию. С 26 июня 1879 г. водворен в Вельск. На 1898 г. управляющий Государственными Имуществами Вологодской губернии и член Вологодского епархиального училищного совета. (А.А. Шилов, М.Г. Карнаухова. Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Т.2. Вып. 2. М., 1930. С. 831; Памятная книжка и адрес-календарь Вологодской губернии на 1899-1900. Вологда, 1899; Парахуда В.А., Панов В.А. Ораниенбаумский некрополь: Опыт исторической реконструкции//Невский архив. Вып. VII. СПб., 2006. С. 349–392). Аполлинария Яковлевна Юшина (ок. 1856 г. - по мужу Елоховская), дочь вологодского купца, сестра Анны и Марии Юшиных. Родилась в Вологде, окончила Вологодскую гимназию, поступила на Высшие женские курсы в Петербурге. Арестована 15 декабря 1876 г. при приезде из Петербурга в Москву. У нее обнаружены фотографии земляков М. Глубоковского и В. Дьякова, а также переписка с М. Глубоковским, показывавшая, что оба они близки к революционной пропаганде. Летом 1878 г. выехала в Вологду, где вела переписку с состоявшим под надзором А. Люцерновым. С сентября 1878 г. жила в Петербурге, занимаясь на Высших женских курсах. В апреле 1879 г. выслана под гласный надзор полиции в Олонецкую губернию. В апреле 1880 г. по ходатайству отца переведена в Вологду. Временно жила с А. Люцерновым в Никольске (А.А. Шилов, М.Г. Карнаухова. Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Т.2. Вып. 4. М., 1932. С. 2126-2128). Времена меняются и меняются люди (лат.) Бурсой называли епархиальное общежитие для учащихся духовного училища или семинарии. Таким образом настоящий бурсак – учащийся духовного учебного заведения, находящийся на казенном содержании и проживающий в епархиальном общежитии. Вальский Николай окончил ВДС в 1881 г. Василий Иванович Покровский (умер в 1917 г.) окончил Тверскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию (1878), с октября 1878 г.

http://bogoslov.ru/article/6174500

Осенью 1907 г. Аполлинарий Заплатин был избран уполномоченным для выборов в Государственную Думу от вологодского духовенства . Отсюда, принимая во внимание обстановку вокруг выборов, а также список выборщиков, можно сделать вывод о «правой» политической ориентации о. Аполлинария в этот период. 15 июня 1909 г. он назначен епархиальным Вологодским миссионером-проповедником: «…1. Учредить в Вологодской епархии вторую должность епархиального миссионера-проповедника с содержанием на местные средства. 2. Представляемого преосвященным Вологодским к назначению на сию должность помощника епархиального миссионера священника Аполлинария Заплатина утвердить в должности епархиального миссионера-проповедника Вологодской епархии» . Тогда же причислен сверхштатным священником к Николаевской Валушинской церкви Вологодского уезда . 8 июля 1913 г. назначен сверхштатным священником вологодского кафедрального собора . В 1913–1915 гг. в «Вологодских епархиальных ведомостях» систематически публикуются отчёты о миссионерских поездках о. А. Заплатина. Интересно, что география поездок не слишком разнообразна: несколько поездок в родное Домшино и по окрестностям знакомого Большеельменского прихода. Впрочем, возможно, поездки учитывали особенную концентрацию в этих местах старообрядческого населения, и именно поэтому тут раньше приходилось служить о. Аполлинарию. Многократно упоминается в «Епархиальных ведомостях» и участие о. Аполлинария в архиерейских службах. В мае 1916 г. награждён камилавкой . 24 сентября 1917 г. «Епархиальный миссионер священник Аполлинарий Заплатин 24 сентября допущен к временному исполнению обязанностей священника при Афанасиевской г. Вологды церкви» . В семье отца Аполлинария, кроме супруги Александры Вячеславовны (род. 18 марта 1884 г.) были дети Антонина (род. 2 июня 1906), Николай (род. 3 июня 1908) и Дмитрий (род. 1911) . После революции Дальнейшие сведения приведём по книге М. Г. Мальцева: «По июль 1918 г. состоял и. д. настоятеля Афанасиевской церкви Вологды. В 1918 году уволен от должности епархиального миссионера. 10/23 сентября 1918 года назначен настоятелем Флоро-Лаврской Козлангской церкви Тотемского уезда . В 1921 году на Пасху награждён наперсным крестом. 26 октября 1921 года назначен помощником вологодского епархиального миссионера. В 1923 году уклонился в обновленческий раскол. В 1924 году на Пасху награждён саном протоиерея. 5/18 июля 1924 года обновленческим епископом Тотемским Кириллом возведён в сан протоиерея».

http://bogoslov.ru/article/6172655

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010