Главная тема Протоевангелия Иакова – это прославление Божией Матери. Хотя Протоевангелие было отвергнуто, как канонический текст, оно пользовалось огромной популярностью среди христиан, сюжеты этой книги воздействовали на благочестие. Влиянием этого апокрифа объясняется почитание родителей Божией Матери, Иоакима и Анны, именно из этого апокрифа взяты имена, которые мы упоминаем на каждом богослужении. Этому апокрифу мы обязаны появлению в православном календаре праздников Рождества Божией Матери и Введения во Храм, эти именно события описываются в Протоевангелии Иакова. Самое беглое знакомство с апокрифами делает очевидным поразительное отличие их по тексту и по заключающемуся в них вероучительному материалу от наших канонических Евангелий. Поэтому все разговоры о том, что непонятно, почему то или иное Евангелие было отвергнуто, почему, например, было отвергнуто «Дидахе» (хотя оно входило в некоторые списки канонических Новозаветных текстов), почему было отвергнуто писание «Пастырь» Ерма, одного из 70-ти апостолов – все эти риторические вопросы не имеют под собой никакого основания. Остановимся на термине Новый Завет. Впервые термин Новый Завет встречается в устах Самого Господа на Тайной Вечери, когда Он говорит об установлениях, которые Он делает на пасхальной трапезе, что это есть установление Нового Завета. Поскольку Евангелие, по-видимому, написано несколько позднее Посланий ап. Павла, то обратимся к описанию Тайной Вечери по ап. Павлу: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, cue есть Тело Мое, за вас ломимое; cue творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; cue творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:23-25 ). Можно привести и другое место: «Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3:4-6 ). Таким образом, в понимании ап. Павла Новый Завет, термин, который изрек Иисус Христос на Тайной Вечери, имеет как бы несколько юридический оттенок. Можно его описать, этот оттенок, приблизительно так, что Новый Завет есть понимание ап. Павла, а вслед за ним и Церкви, как новый порядок бытия, причем новый эсхатологический порядок, т.е. порядок конечный, потому что с приходом Господа исполнилась полнота времен. Смысл мировой истории окончен, обетованный Мессия явился миру. И это порядок бытия, возникший в результате нового союза, нового завета, нового декрета между Богом и человеком. Этим союзом или этим декретом Бог заменил Свой старый союз. Новый Завет продолжает спасение человека.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

Ответ на возражение 2. Нечто может быть всеяно в человека двояко. Во-первых, как являющееся частью его природы, и таким образом в человека всеян естественный закон. Во-вторых, нечто может быть всеяно в человека как то, что добавляется к его природе посредством дара благодати. И именно так в человека всеян Новый Закон, который не только указывает ему, что должно делать, но и помогает ему исполнить должное. Ответ на возражение 3. Никто не может обрести благодать Святого Духа иначе, как только посредством явной или неявной веры в Христа, а через веру в Христа человек принадлежит Новому Завету. Следовательно, кто бы ни обладал всеянным в него законом благодати, он принадлежит Новому Завету. Раздел 2. ОПРАВДЫВАЕТ ЛИ НОВЫЙ ЗАКОН? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Новый Закон не оправдывает. В самом деле, никто не может быть оправдан, если не повинуется закону Бога, согласно сказанному [в Писании] о том, что Христос «сделался для всех, послушных Ему, Виновником спасения вечного» ( Евр. 5, 9 ). Но Евангелие не всегда побуждает человека верить ему, по каковой причине написано, что «не все послушались благовествования» ( Рим. 10, 16 ). Следовательно, Новый Закон не оправдывает. Возражение 2. Далее, апостол в своем послании к римлянам доказывает, что Старый Закон не оправдывал, поскольку при его наступлении преступления увеличились, в связи с чем читаем: «Закон производит гнев, потому что, где нет Закона, нет и преступления» ( Рим. 4, 15 ). Но ещё больше должен увеличивать преступления Новый Закон, поскольку согрешающий после обнародования Нового Закона заслуживает большего наказания, согласно сказанному [в Писании]: «Если отвергшийся закона Моисеева при двух или трех свидетелях без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия», и т. д. ( Евр. 10, 28, 29 ). Следовательно, Новый Закон, равно как и Старый Закон, не оправдывает. Возражение 3. Далее, оправдание принадлежит Богу согласно сказанному [в Писании]: «Бог оправдывает их» ( Рим. 8,33 ). Но, как и Новый Закон, Старый Закон был от Бога. Следовательно, Новый Закон оправдывает не в большей степени, чем это делал Старый Закон.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 106. О законе Евангелия, называемом новом законом, как таковом Соблюдая должную последовательность, мы переходим к рассмотрению закона Евангелия, который ещё называют Новым Законом; во-первых, мы исследуем его как таковой; во-вторых, сопоставим его со Старым Законом; в-третьих, рассмотрим все то, что содержится в Новом Законе. Под первым заглавием наличествует четыре пункта: 1) [о том] каким именно является этот закон, то есть, является ли он писаным законом или же он всеян в сердце; 2) о его действенности, то есть, оправдывает ли он; 3) о его начале, [то есть] был ли он дан от начала мира; 4) о его конце, то есть, будет ли он продолжаться до конца мира или же вместо него будет дан другой закон. Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НОВЫЙ ЗАКОН ПИСАНЫМ ЗАКОНОМ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Новый Закон – это писаный закон. В самом деле, Новый Закон суть то же, что и Евангелие. Но Евангелие изложено на письме, согласно сказанному [в Писании]: «Сие же написано, дабы вы уверовали» ( Ин. 20, 31 ). Следовательно, Новый Закон – это писаный закон. Возражение 2. Далее, закон, который всеян в сердце – это естественный закон, согласно сказанному [в Писании]: «[...когда язычники] по природе законное делают, ...они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим. 2, 14, 15 ). Таким образом, если бы закон Евангелия был всеян в наши сердца, то он бы ничем не отличался от закона природы. Возражение 3. Далее, закон Евангелия принадлежит тем, которые пребывают в состоянии Нового Завета. Но всеянный в сердце закон общ как тем, которые пребывают в Новом Завете, так и тем, которые пребывают в Ветхом Завете, поскольку [в Писании] сказано, что божественная Премудрость, «переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» ( Прем. 7, 27 ). Следовательно, Новый Закон не всеян в наши сердца. Этому противоречит следующее: Новый Закон – это закон Нового Завета. Но закон Нового Завета всеян в наши сердца. В самом деле, апостол [Павел], ссылаясь на слова [пророка] Иеремии: ««Вот, наступают дни», говорит Господь, «когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет »» ( Иер. 31, 31–33 ), говорит, разъясняя, о чем идет речь: «Вот, Завет, который завещаю дому Израилеву... вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их» ( Евр. 8, 8–10 ). Следовательно, Новый Закон всеян в наши сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

V. Новый Иерусалим как рай, св. город и храм. Описание эсхатологического Нового Иерусалима в И. Б. О. связано многими нитями с ветхозаветными традициями. Новый Иерусалим представляет собой сотворенный мир в его райском, идеальном состоянии. Он избавлен от губителей земли, примирен с человечеством и наполнен присутствием Божиим. В нем Иоанн видит «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл» и «древо жизни… и листья дерева - для исцеления народов» (Откр 22. 1-2). Вместе они представляют собой пищу и питие вечной жизни для нового творения. Новый Иерусалим сверкает золотом и драгоценными камнями, «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (21. 2, 18-21). Это - красота нового творения, отражающего славу Божию (ср.: 4. 3), красота прославленного человечества. И все же, мн. чертами напоминая райский сад, Новый Иерусалим - не сад, а святой город. В начале существования мира «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека» (Быт 2. 8). В конце же Бог даст людям город, к-рый больше чем возвращенный рай. Это осуществленный древний идеал города как места, где встречаются небо и земля, откуда Бог царствует над Своей землей и Своим народом и где люди живут в идеальной общности. Новый Иерусалим - также храм. Это место Божественного присутствия. «Престол Бога и Агнца», который был на небе (главы 4-5), теперь «будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его» (Откр 22. 3-4). Множество деталей в описании Нового Иерусалима сходны с видениями ВЗ. Но одно свойство св. города не имеет параллелей в откровениях древних пророков: в нем отсутствует храм. «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец» (21. 22). Городу храм не нужен, ибо он весь исполнен Божественным присутствием. Поэтому сам город становится храмом, и это подчеркивает его кубическая форма (21. 16), невозможная для реального города, но отражающая форму Святая Святых из 3 Цар 6. 20. VI. Новый Иерусалим как новый народ Божий. Когда Иоанн видит сходящий с неба Новый Иерусалим, он слышит голос, объясняющий смысл видения: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками (μετ τν νθρπων), и Он будет обитать с ними; они будут Его народом (λαο ατο), и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр 21.

http://pravenc.ru/text/471605.html

– В предварительной речи этой, Иисус изображал главные черты свойств учеников Своих и противников: первые были бедны и гонимы, а последние богаты и в почете. Преимущество же было на стороне учеников, с которыми современные Иудеи поступали так, как прежде поступали с пророками, тогда как противников Его уважали, подобно тому, как предки их чтили ложных пророков. Затем изложил Он, в чем Новый Завет должен быть совершеннее Ветхого. 109 – «Не думайте, что Я пришел нарушать закон или пророков: не нарушить пришел Я, но пополнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 110 Но исполнение закона не есть еще совершенство, как полагали книжники и фарисеи. Новый Завет совершеннее Ветхого. Тот запрещает смертоубийство, а Новый запрещает даже гневаться на ближнего своего и питать на него злобу. Ветхий запрещает прелюбодеяние, а Новый запрещает даже смотреть с вожделением на женщину, повелевая избегать непременно всего, что ведет ко греху. Ветхий допускает развод, а Новый дозволяет его только в случае нарушения супружеской верности. Ветхий запрещает клятвопреступление, а Новый воспрещает даже клятву. Ветхий допускает справедливое возмездие, а Новый повелевает прощать обиды. Ветхий повелевает любить ближнего и дозволяет ненавидеть врага, а Новый повелевает любить врагов своих и представляет Самого Бога образцом того совершенства, к которому человек обязан стремиться. После сравнения этого Иисус изложил добродетели, в которых ученики его должны подвизаться. «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас; но чтобы угодить Богу. Когда творишь милостыню, не труби перед собой, как то делают лицемеры в синагогах и на улицах. Когда молишься, войди в комнату свою и затвори дверь и помолись Отцу твоему втайне, и не говори лишних слов, как язычники. Когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры, напротив, помажь голову свою и умой лицо твое, чтобы не видали, что ты постишься.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Ответ на возражение 3. Бог дал как Новый, так и Старый Закон, но дал Он их по-разному В самом деле, Он дал Старый Закон, написанный на каменных скрижалях, тогда как Новый Закон, по словам апостола, Он написал «на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор. 3, 3 ). Поэтому, согласно Августину, «апостол называет то письмо, которое написано вне человека, служением смерти и служением осуждения, в то время как другое письмо, то есть Закон Нового Завета, он называет служением духа и служением оправдания, поскольку благодаря духовному дару мы поступаем праведно и избавляемся от осуждения за грехи» 214 . Раздел 3. НАДЛЕЖАЛО ЛИ ДАТЬ НОВЫЙ ЗАКОН ОТ НАЧАЛА МИРА? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Новый Закон надлежало дать от начала мира, «ибо нет нелицеприятия у Бога» ( Рим. 2, 11 ). Но «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3, 23 ). Следовательно, закон Евангелия надлежало дать от начала мира, чтобы он мог оказать помощь всем. Возражение 2. Далее, как люди живут в разных местах, точно так же они живут и в разные времена. Но Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим. 2, 4 ), распорядился проповедовать Евангелие по всему миру, как это явствует из последних глав [евангелий от] Матфея и Марка. Следовательно, закон Евангелия должен быть у людей всегда, то есть его надлежало дать им от начала мира. Возражение 3. Далее, для человека важней уберечь свою вечную душу, нежели свое временное тело. Но Бог от начала мира обеспечил человека всем, что необходимо для здоровья его тела, ради этого подчинив его власти все сотворенное ( Быт. 1, 26–29 ). Следовательно, и Новый Закон, который крайне необходим для здоровья души, надлежало дать человеку от начала мира. Этому противоречит сказанное апостолом о том, что «не духовное – прежде, а душевное» ( 1Кор. 15, 46 ). Но Новый Закон в высочайшей степени духовен. Следовательно, его не надлежало дать [первым] от начала мира. Отвечаю: можно привести три причины, почему не должно было давать Новый Закон от начала мира. Первая – та, что главной составляющей Нового Закона, как было показано выше (1), является благодать Святого Духа, которую не приличествовало сообщать дотоле, доколе изобиловавший грех, который препятствовал благодати, не был устранен из человека через полноту его искупления Христом, о чем читаем: «Ибо ещё не было в них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» ( Ин. 7, 39 ). По этой причине апостол, сказав о «Законе Духа жизни», недвусмысленно прибавляет: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной... [и] осудил грех во плоти, чтобы оправдание Закона исполнилось в нас» ( Рим. 8, 2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Разделы портала «Азбука веры» Новый человек – 1) распространенное в православной аскетической литературе название состояния человеческого естества , обновленного Божественной благодатью , в противоположность ветхому человеку ; 2) человек, живущий жизнью во Христе . Новый человек назван новым, ибо противопоставлен всему тленному греховному в силу действующей в нем благодати, обновляющей, исцеляющей, восстанавливающей падшее человеческое естество, пораженное страстями. Новый человек назван человеком, ибо благодатное действие усваивается человеческому естеству, становится нераздельно с ним, превращается в неотъемлемую часть человеческой личности. Становление нового человека неосуществимо одними человеческими усилиями. Оно исполняется с помощью Божественной благодати. Новый человек – чадо Божие, рожденное от Бога. О новом человеке сказал евангелист Иоанн: « А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились » ( Ин.1:12, 13 ). Новый человек получает свою жизнь от рождения свыше, рождения от воды  таинства крещения и Святого Духа Божьего чрез веру в Иисуса Христа. Ибо для того и пришел Христос, чтобы « от Себя, от естества Своего, породить чад Духом, благоволив, чтобы рождались они свыше от Божества Его. Он пришел верующих в Него сделать новым умом, новой душой, новыми очами, новым слухом, новым языком духовным, одним словом – новыми людьми » (св. Макарий Египетский ). Новый человек сопричастен Царствию Божьему , которое не приходит приметным образом, а пребывает в человеческом сердце , есть « праведность и мир и радость во Святом Духе » ( Рим.14:17 ). Новый человек являет собой образ и подобие Иисуса Христа, становится носителем даров Христовых и плодов Святого Духа – любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания. Единственный Источник и Пример жизни нового человека – Сам Иисус Христос как « Родоначальник восстановленных и норма восстановления » (свт. Феофан Затворник ).

http://azbyka.ru/novyj-chelovek

Возражение 3. Далее, кто бы ни нарушал закон, он не исполняет его. Но Христос в некоторых случаях нарушал Закон. Так, Он коснулся прокаженного ( Мф. 8, 3 ), что противоречило Закону. И точно так же Он, похоже, нередко нарушал субботу, поскольку евреи имели обыкновение говорить о Нем: «Не от Бога этот человек, потому что не хранит субботы» ( Ин. 9, 16 ). Следовательно, Христос не исполнял Закон, и потому данный Христом Новый Закон не является исполнением Старого. Возражение 4. Кроме того, Старый Закон, как было показано выше (99, 4), содержал моральные, обрядовые и судебные предписания. Но Господь, исполняя Закон в некоторых его аспектах, не упоминал при этом про судебные и обрядовые предписания ( Мф. 5 ). Следовательно, похоже на то, что Новый Закон не является исполнением Старого в полном объеме. Этому противоречат следующие слова Господа: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5, 17 ); и далее: «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все " ( Мф. 5, 18 ). Отвечаю: как было показано выше (1), Новый Закон соотносится со Старым как совершенное с несовершенным. Но все совершенное является исполнением того, чего недоставало несовершенному. И потому Новый Закон является исполнением Старого посредством предоставления того, чего недоставало Старому Закону. Затем, как уже было сказано (92, 1), задачей любого закона является сделать людей справедливыми и добродетельными, и потому целью Старого Закона было оправдание людей. Однако сам Закон этого исполнить не мог, но только предвозвещал исполнение некоторыми обрядовыми действиями и обетованиями на словах. И в этом отношении Новый Закон исполняет Старый, оправдывая людей посредством силы страстей Христовых. Именно это имеет в виду апостол, когда говорит: «Как Закон... был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной... и осудил грех во плоти, чтобы оправдание Закона исполнилось в нас» ( Рим. 8, 3, 4 ). [Далее] в этом отношении Новый Закон дает то, что было обещано Старым Законом, согласно сказанному [в Писании]: «Все обетования Божий в Нем», то есть в Христе, « «Да!», и в Нем [- «Аминь! " ]« ( 2Кор. 1, 20 ). Кроме того, в этом отношении он также исполняет то, что предвозвещал Старый Закон. Поэтому об обрядовых предписаниях сказано, что они были «тенью будущего, а тело – во Христе» ( Кол. 2, 17 ), [или] иными словами, что действительность – в Христе. Поэтому Новый Закон называют законом действительности, в то время как Старый Закон – законом образа, или тени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Впрочем, среди протестантов есть и еретики. Это те, кто наполнен гордыней и самомнением, кто убеждён, что путь ко спасению не должен быть подвигом и что гарантия спасения лежит у него чуть ли не в кошельке… Но ведь Библия нам говорит, что мы спасены! Вот посмотри: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». ( Еф.2:8–9 ). А ты открой словарь Даля и посмотри все значения слова «вера». На основании Писания я могу тебе найти около 20 разных значений слова «вера». Верой может быть смирение, покорность воле Бога, скромность, принятие св. Причастия, милосердие, молитва за врагов, видение знамений и чудес, индивидуальное откровение, убеждённость в правоте того, что нельзя понять, жизненное кредо, система представлений о добре и зле, способ познания невидимой реальности, проявление благодарности и т. д. Кстати, есть в Писании текст, который утверждает, что мы не спасены: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены». ( Иер.8:20 ). Так это Ветхий Завет … Я же тебе цитирую Новый Завет . Ты мне цитируешь Новый Завет? Ты ошибаешься! Ведь Новый Завет это НОВЫЙ ДОГОВОР С БОГОМ. Вот смотри: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». ( Иер.31:31–33 ) И это Писание говорит про то, что такое Новый Завет НА САМОМ ДЕЛЕ! Здесь что-то сказано про 27 книг, которые ты держишь в руках и называешь Новым Заветом? Нет! А теперь посмотри, что говорит Христос про Новый Завет: «И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». ( Мф. 26:28 ). И здесь ничего не сказано про 27 книг.

http://azbyka.ru/way/aleksandr-permjakov...

Закон Господень или Закон Божий. Когда Господь избрал еврейский народ, Он дал ему через Моисея свод законов, который регулировал все сферы жизни в соответствии с волей Божией. Этот свод законов именуется словом [тора]. В большинстве случаев этот термин переводится как «Закон» или «Закон Моисеев». Однако значение слова чрезвычайно широко: оно включает в себя и некое предписание, и отдельные заповеди, и весь кодекс законов, данные Богом. В древнегреческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) передаётся словом νομς [номос]. Однако словосочетанием «Закон Божий» часто обозначают не только Пятикнижие Моисеево, но и всё Писание. Например, «… не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» ( Ин.10:34 ). Здесь содержится ссылка на Пс.81:6 «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы». Ветхий и Новый Завет. Библия разделяется на Ветхий Завет и Новый Завет. Конечно, до пришествия Христа разделения на Ветхий и Новый Завет не существовало, было только одно собрание Священных книг. Но после того как были написаны другие библейские книги, Церковь стала различать Ветхий и Новый Завет. Слово «Завет» [берит]) можно перевести с еврейского языка как «соглашение», «договор», «союз». На греческий язык было переведено словом διαθκης [диафикис], то есть «завещание» или «завет». Этот союз заключается между Богом и человеком ради духовного наставления и блага человечества Завет неизменен, человечество может принять или отвергнуть его, но не может его изменить. «Завет» — это распространённое в Библии слово. В ней описывается несколько заветов, самый известный из них — закон, данный Моисею. Так как Израилю не удалось исполнить закон Моисея, Бог обещал им заключить новый завет. Термин «Новый Завет» впервые упоминается у пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (), не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31-32 ). Под домом Израиля и Иуды пророк имеет в виду весь народ Божий, а через них завет должен распространиться на всех людей.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010