К сер. XX в. большинство зданий В. м. находились в аварийном состоянии. В 1959 г. решением Моссовета все учреждения и жильцы были выселены с территории мон-ря, комплекс построек передан Мин-ву культуры, разместившему там танцевальный ансамбль «Березка», филиал ГЛМ и Росизопропаганду. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Указом Президиума Московского городского Совета от 3 июля 1992 г. и распоряжением Президента РФ от 14 дек. 1994 г. комплекс В. м. передавался РПЦ (к 2005 часть помещений мон-ря занимают светские учреждения). В 1991 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации, с 1994 г. в кельях находился Российский Православный ин-т ап. Иоанна Богослова, ректор к-рого архим. Иоанн (Экономцев) одновременно является настоятелем В. м. и председателем отдела. В 1993 г. мон-рю был присвоен статус Патриаршего подворья. С 7 окт. 1992 г. в восстановленном Сергиевском храме В. м. совершаются регулярные богослужения. Первым ключарем и одним из клириков храма в 1992-1994 гг. был прот. Глеб Каледа . 14 окт. 1996 г. был освящен Покровский храм (все убранство выполнил из керамики худож. Г. В. Куприянов), 10 окт. 1999 г.- Толгский храм, в к-ром располагается баптистерий, 6 сент. 2003 г.- собор свт. Петра. В 2001 г. в св. воротах была устроена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Среди святынь В. м.- ковчежцы с частицами мощей прп. Церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1684–1687 гг. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1684–1687 гг. Фотография. 2004 г. Архитектурный комплекс В. м. Собор во имя свт. Петра, митр. Московского Собор во имя свт. Петра, митр. Московского. 1514–1517 гг. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2004 г. Собор во имя свт. Петра, митр. Московского. 1514–1517 гг. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2004 г. (1514-1517, зодчий Алевиз Новый), построенный на месте деревянного храма и монастырского некрополя XV в.,- первый образец нового для рус. зодчества столпообразного храма, центрическая композиция к-рого развивалась в московской архитектуре кон. XVII - нач. XVIII в., определив характерные черты мн. памятников нарышкинского барокко. 8-лепестковый нижний ярус увенчан световым восьмериком с граненым шлемовидным куполом, плановые «лепестки» перекрыты конхами; с сев., юж. и зап. сторон размещены входы в собор. Восьмерик декорирован пилястрами и аркатурным пояском под карнизом. В XVI в. с 3 сторон собора располагались невысокие открытые крыльца; в посл. трети XVII в. к зап. порталу взамен прежнего было пристроено крыльцо со сводом на 4 столпах. В процессе ремонта 90-х гг. XVII в. вокруг храма была сооружена открытая галерея, узкие окна заменены широкими прямоугольными (в наст. время собору возвращен первоначальный вид).

http://pravenc.ru/text/161083.html

По преданию, в обители при церкви Рождества Богородицы учился иконописи сам Андрей Рублев, достоверно известно, что в этом храме работал знаменитый иконописец Дионисий, здесь же подвизался будущий митрополит Московский Иона – ко многим великим людям была причастна церковь Рождества Богородицы. Между тем рядом с ней вырастала новая обитель. Просторный, обширный каменный Успенский храм был удобнее для богослужений, чем маленькая деревянная церковь Рождества Богородицы, и вскоре, в том же XV веке, он стал соборным храмом обители. История способствовала его возвеличиванию. В 1476 году, когда в Москву уже приехали итальянцы строить «Третий Рим», в купол соборного Успенского храма Симонова ударила молния. И сам Аристотель Фиораванти перестраивал его – по образцу своего Успенского собора в Кремле. Тогда же из кирпича, что производили на заводе Фиораванти в Калитниках, из того же самого кирпича, что шел на строительство кремлевского Успенского собора, соорудили первую в Москве кирпичную монастырскую ограду – вокруг Нового Симонова. Это объясняется и особой заботой московских государей о Симоновом монастыре – мощнейшей сторожи московских рубежей. Однако скромная Рождественская церковь, положившая начало величайшей московской обители, все еще стояла деревянной. И только в 1509–1510 годах итальянский зодчий Алевиз Фрязин, создатель Архангельского кремлевского собора, построил на месте деревянной каменную Рождественскую церковь, ту самую, которая сохранилась до наших дней. Имя архитектора соответствовало статусу церкви с ее историей и святынями. Алоизио Ламберти да Монтаньяна был любимым придворным зодчим Василия III. Алевизом Фрязиным он стал в Москве – фрязинами москвичи звали всех итальянцев. Будто бы не привыкнув к русским морозам, они все жаловались на своем языке: «Фре! Фре! – Холодно!». Этот Алевиз еще называется Новым в отличие от своего тезки-предшественника Алевиза Старого, который тоже строил в Кремле башни, мосты и дворцы. Алевиз Новый, приехавший по приглашению русских послов, и зарекомендовавший себя строительством знаменитого Бахчисарайского дворца для крымского хана, стал главным архитектором Москвы и строил исключительно по заказу великого князя. Он возвел 11 храмов. В их числе несохранившуюся Введенскую церковь на Лубянке для переселенцев из Новгорода и Пскова (будущий домовый храм князя Пожарского), церковь Варвары в Китай-городе для торговых людей и храм святого князя Владимира в Старых Садах при великокняжеской резиденции. Он также и автор знаменитого кремлевского рва, что остался в названии храма Покрова на Рву.

http://pravoslavie.ru/587.html

Ок. 1498 г. (ГИМ) Ко времени правления В. И. относится активное каменное строительство в Москве, в первую очередь церковное, в т. ч. завершение начатого при Иоанне III формирования архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно с переездом В. И. в новый великокняжеский дворец в 1508 г. было закончено оформление Благовещенского собора - домовой церкви великокняжеской семьи: покрыт и позолочен верх, сделана внутренняя роспись (фрески выполнены Феодосием и Владимиром, сыновьями иконописца Дионисия ), на иконы положены драгоценные оклады из золота, серебра и бисера. К 1508 г. итал. архитектор Алевиз Новый закончил строительство Архангельского собора - родовой усыпальницы московской великокняжеской семьи (постройка начата в 1506) и воздвиг ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1508 г. др. итал. мастер - Бон Фрязин - построил храм-башню Иван Великий «под колоколы». 1514-й год был ознаменован заложением по велению В. И. более 10 каменных храмов в Москве, строительством к-рых занимался Алевиз Новый. После взятия Смоленска в 1514 г. вел. князь дал обет основать мон-рь, в 1524 г. началось строительство Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря в Москве, завершенное в 1525 г. Итал. мастера принимали участие в возведении каменного собора Рождества Богородицы (1513) и столпообразной церкви-колокольни в Александровой слободе (10-е гг. XVI в.), ставшей загородной резиденцией В. И. Ряд каменных храмов в Москве был сооружен по повелению вел. князя в 1527 г.: в честь Преображения на великокняжеском дворе, во имя св. вмч. Георгия у Фроловских ворот, во имя св. князей Бориса и Глеба на Арбате. Внешняя политика В. И. развивалась в тех же основных направлениях, к-рые были выработаны при его отце. В отношениях с Великим княжеством Литовским главной целью оставалось возвращение рус., укр., белорус. земель с правосл. населением. На протяжении большей части правления В. И. продолжалась русско-литов. война, начавшаяся в кон. XV в. (войны 1493-1494 и 1500-1503, в ходе к-рых к России при Иоанне III были присоединены значительные территории).

http://pravenc.ru/text/150787.html

Ко времени правления Василия III Иоанновича относится активное каменное строительство в Москве, в первую очередь церковное, в т. ч. завершение начатого при Иоанне III формирования архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно с переездом Василия III Иоанновича в новый великокняжеский дворец в 1508 г. было закончено оформление Благовещенского собора – домовой церкви великокняжеской семьи: покрыт и позолочен верх, сделана внутренняя роспись (фрески выполнены Феодосием и Владимиром, сыновьями иконописца Дионисия), на иконы положены драгоценные оклады из золота, серебра и бисера. К 1508 г. итал. архитектор Алевиз Новый закончил строительство Архангельского собора – родовой усыпальницы моск. великокняжеской семьи (постройка начата в 1506) и воздвиг ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1508 г. др. итал. мастер – Бон Фрязин построил храм-башню Иван Великий «под колоколы». 1514-й год был ознаменован заложением по велению Василия III Иоанновича более 10 каменных храмов в Москве, строительством которых занимался Алевиз Новый. После взятия Смоленска в 1514 г. великий князь дал обет основать монастырь, в 1524 г. началось строительство Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря в Москве, завершенное в 1525 г. Итал. мастера принимали участие в возведении каменного собора Рождества Богородицы (1513) и столпообразной церкви-колокольни в Александровой слободе (10-е гг. XVI в.), ставшей загородной резиденцией Василия III Иоанновича Ряд каменных храмов в Москве был сооружен по повелению великого князя в 1527 г.: в честь Преображения на великокняжеском дворе, во имя св. вмч. Георгия у Фроловских ворот, во имя св. князей Бориса и Глеба на Арбате. Внешняя политика Внешняя политика Василия III Иоанновича развивалась в тех же основных направлениях, которые были выработаны при его отце. В отношениях с Великим княжеством Литовским главной целью оставалось возвращение русских, укр., белорусских земель с православным населением. На протяжении большей части правления Василия III Иоанновича продолжалась русско-литовская война, начавшаяся в кон. XV в. (войны 1493–1494 и 1500–1503, в ходе которых к России при Иоанне III были присоединены значительные территории). В начале княжения В. И.– в 1507–1508 гг. военные действия были не столь успешными, как в предшествующее правление, им предшествовала неудачная попытка Василия III Иоанновича занять освободившийся литовский престол. В ходе военных действий 1512–1522 гг. русского войска взяли Смоленск (присоединение его к России зафиксировано в русско-литовского соглашении 1522 г.), были сделаны неудачные попытки взять Полоцк, др. города.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

1993. С. 121; Сиренов. 2001. С. 592-593). О переносе мощей П. из серебряной раки в золотую (серебряную с золотым чеканным изображением П. на крышке) свидетельствует новгородский свящ. Агафон , к-рый присутствовал при этом событии 5 мая 1538 г. По молитве П. Агафон получил облегчение от болезни и дал обещание в благодарность сделать список пасхалии («круг святыя Пасхи Господня») и положить его на гроб святителя, что впосл. и осуществил. Наиболее раннее известие о посвящении церкви П. относится к осени 1416 г.- на средства архиеп. Симеона каменный храм был возведен в Новгороде (НПЛ. С. 407) на владычном дворе (в 1437-1438 церковь была разобрана и возобновлена на прежнем месте архиеп. Новгородским свт. Евфимием II Вяжицским, в 1669, при митр. Новгородском Питириме (буд. патриарх Московский), существенно перестроена (расширена с пристройкой папертей), в 1759-1760 разобрана окончательно, на ее месте находились каменные Петровские ворота, снесенные в 1830-1831). В известии о пожаре 9-10 сент. 1479 г. упоминается ц. во имя П. на подворье в Московском Кремле Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ПСРЛ. Т. 25. С. 326). Церковь во имя свт. Петра, митр. Московского, Высокопетровского мон-ря. 1514 г. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверева Церковь во имя свт. Петра, митр. Московского, Высокопетровского мон-ря. 1514 г. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверева В 1514 г. по повелению Василия III в Москве, за р. Неглинной, была заложена ц. во имя П. в Высокопетровском во имя святителя Петра , митрополита Московского , мужском монастыре (ныне патриаршее подворье, храм сохр.), построенная по проекту итал. архит. Алевиза Нового. В 1585 г. по указу царя Феодора Иоанновича была возведена каменная шатровая ц. во имя П. в Переяславле, в городе, где проходил судьбоносный для П. Собор. В XVI в. известны церкви во имя П. также в Новгороде, Пскове, Кашире, Коломне, Можайске, в селах и погостах Московского, Ростовского, Суздальского, Тверского и Юрьевского уездов (см.: Мельник.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Ясно, что в свите Зои было немало иностранцев: греков и итальянцев. О них известно немного. Самые известные итальянцы – «фрязе», как их называли на Руси (от слова «фряг» – «франк»), – прибыли чуть позже. И повод для этого был довольно скандальный. В ноябре 1472 года состоялось бракосочетание Софии и Ивана Васильевича, а уже в мае 1474 года рухнул почти достроенный новый Успенский собор – краса и гордость Московского государства. Конечно, это был позор: стали искать виновных, подозревали воровство – но всё было драматичнее. Русские зодчие просто не умели строить большие здания. В течение веков все мастера и умельцы целенаправленно угонялись на стройки Востока – этот момент нельзя недооценивать, говоря о последствиях ордынского «ига» для русской истории. Но нет худа без добра. Великий князь по совету супруги направил в Венецию посла с поручением пригласить на работу в Москву архитекторов, художников, оружейников и других иностранных специалистов. Условия предлагались щедрые. И уже в марте 1475 года в Россию прибыл знаменитый Аристотель Фиораванти. Ему был положен оклад 12 рублей в месяц (русский каменщик получал 15 копеек). Вслед за ним потянулись и другие мастера: архитекторы Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин, Алевиз Новый. Это были звезды даже по европейским меркам. Их творения – Успенский и Архангельский соборы, башни и стены Кремля, Грановитая палата – стали визитной карточкой России. Но не менее важную роль играли крепости, самая известная из них – Ивангород на границе с немецкой Прибалтикой – была построена по самым современным канонам и надолго обеспечила охрану наших рубежей. Успенский собор Московского Кремля А представители лучшей на то время в мире итальянской металлургии создали русскую оружейную промышленность. Знал великий князь и о главной европейской новинке того времени – книгопечатании. В Любеке русские послы нашли печатника, который согласился поступить на службу к великому князю, но до Москвы он не добрался: был ограблен и утоплен в Новгороде…

http://pravoslavie.ru/88077.html

Возрожден мужской Высоко-Петровский монастырь в начале 1990-х годов. В его стенах работал отдел образования и катехизации Московской Патриархии, размещалось патриаршее подворье. С 1992 года совершаются богослужения в храме Сергия Радонежского. Настоятелем был назначен игумен Иоанн (Экономцев). Архитектурные памятники: собор Петра Митрополита 1514-1517 гг.(зодчий Алевиз Новый); Боголюбская церковь 1684-1685 гг.; Колокольня с Покровской церковью 1694 г.; храм Сергия Радонежского с Трапезной 1690-1706 гг.; Настоятельские и Братские кельи XVII в.; Толгская церковь 1744-1750 гг.; церковь Пахомия 1753-1755 гг.; кельи и службы XVII-X1X вв.; ограда 1690-х гг. Из книги «Русские монастыри», издательство «Очарованный странник», Москва, 1995, с. 45-46. Монастырь, первоначально посвящённый апостолам Петру и Павлу, был основан на этом месте в последние годы жизни свт. Петра (1326), митрополита Киевского и всея Руси. Сделав своим местопребыванием Москву, он любил уединяться для молитвы на лесистом берегу Неглинной. Шло время. Деревянная обитель не раз горела и вновь отстраивалась. В начале XVI века, после очередного пожара, она получила первый каменный храм - собор во имя святителя Петра Митрополита. Возвёл его, как говорят, Алевиз Фрязин Новый. Тогда-то монастырь и поименовали официально Высоко-Петровским, хотя название " Петропавловский " было в ходу до начала XVIII века. До самых последних лет XVII столетия Высоко-Петровский монастырь не относился к числу наиболее благоустроенных и обеспеченных московских и подмосковных обителей, хотя имел статус ставропигиального и управлялся архимандритами. Но в 1672 году Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, произвела на свет сына Петра, и её отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, на радостях подарил свой московский двор, вплотную примыкавший к Петровскому монастырю, венценосному зятю. А зять, в свою очередь, передал его монахам. В 1690-е годы на разросшейся монастырской территории началось активное строительство: были возведены храмы Боголюбской иконы Божией Матери, преподобного Сергия с трапезной, Святые ворота с надвратным храмом и колокольней, а также длинный корпус, занявший юго-западную сторону участка. Тогда же, благодаря щедрости юного Петра, обитель приобрела немало земельных угодий за пределами Москвы. В Москве нет больше ансамбля, где в таком объёме сохранились бы жилые здания с галереями и гульбищами. К примеру, Нарышкинские палаты, возведённые в 1690-е годы, долгое время оставались самым длинным зданием в городе, исполнение которых завораживает до сих пор. Храм Сергия Радонежского выстроили в монастыре в память о том, что именно в Троице-Сергиевой Лавре, под молитвенным покровом преподобного Сергия, спасся в 1689 году царь Пётр от очередного стрелецкого бунта. В его таперешнем облике вызывают вопросы убогошикарный " теремок " над крыльцом и парадная лестница из каких-то железобетонных свай.

http://sobory.ru/article/?object=03404

О, если бы они тогда взяли в числе этих избранных и нас, ныне с честью празднующих их Собор! Аминь. Приложение IV Храмы святых Архангелов Архангельский собор в Московском Кремле Архангельский собор построен в 1505–1508 годах. Архитектор Алевиз Новый (Алоизо Ламберти да Монтаньяно). Первоначально на этом месте находилась деревянная церковь, построенная при одном из первых Московских князей Михаиле Хоробрите. Затем в 1333 году, при Иване Калите, на этом месте был построен каменный храм во имя Михаила Архангела. С тех пор храм служил усыпальницей для великих князей, а потом и царей. В 1505 году государь всея Руси Иван III пригласил из Италии архитектора Алоизо Ламберти да Монтаньяно для сооружения нового Архангельского собора. В 1509 году строительство было закончено. Храм был пятиглавым, шестистолпным, согласно традиции. Во внешнем оформлении были применены новые для Москвы элементы: тонкопрофилированные карнизы, пилястры с капителями, настенные филенки, многочисленные ложные арки, раковины в кокошниках и декоративные детали в их завершении. Западный фасад Алевиз украсил лоджией, а северный, выходящий на Соборную площадь, – аркадной галереей, повторявшей декоративное убранство нижнего яруса северной стены (галерея не сохранилась). Входные двери были декорированы порталами с ренессансным орнаментом. Барабаны глав с аркатурой и щелевидными окнами были выполнены по русским образцам. Собор первоначально имел красно-белую окраску (белокаменный декор на красном фоне). Кровлю покрывала красная и чернолощеная черепица. Двуэтажный притвор с западной стороны выделен капитальной стеной, средняя часть его образует лоджию. Входы в небольшие помещения по сторонам лоджии отмечены изящными порталами. Из этих помещений винтовые лестницы ведут наверх в небольшие приделы и центральную палатку во втором ярусе лоджии. Декорация фасадов двухъярусная. Нижний ярус, обработанный архивольтами, воспринимается как аркада, несущая верхний ярус, в котором простенки между пилястрами заполнены филенками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В соборе погребены 19 предстоятелей Русской Православной Церкви, живших в XIV-XVII вв., 11 из к-рых причислены к лику святых. Первым в 1326 г. в еще недостроенном первоначальном храме был похоронен свт. Петр, митр. Московский; последним, в 1700 г.,- патриарх Адриан. Надгробия над могилами митрополитов располагаются у сев. стены собора, патриархов - у западной и южной. Раки святителей Петра и Феогноста, находящиеся слева близ алтаря, скрыты за иконостасом. С противоположной стороны, у правого клироса, расположена рака свт. Филиппа (Колычева). В сев.-зап. углу собора погребен свт. Иона - митрополит, при к-ром Русская Церковь стала фактически независимой от К-польского Патриархата (избран в 1448 Собором рус. епископов). Серебряная рака, в к-рой он похоронен, изготовленная в 1585 г. по заказу царя Феодора Иоанновича, и сень над ней (1803) - единственные в соборе, сохранившиеся после наполеоновского нашествия. Вблизи захоронения свт. Ионы, у сев. стены, 4-я слева, находится гробница свт. Макария, совершившего первое в России венчание на царство. У юго-зап. угла собора близ раки патриарха свт. Ермогена помещена рака святителей Киприана и Фотия, митрополитов Московских. Рядом, среди др. гробниц у юж. стены,- захоронения 1-го российского патриарха свт. Иова и патриарха Филарета. II. Существующее ныне здание Архангельского собора было возведено в 1505-1508 гг. по заказу вел. кн. Иоанна III Алевизом Новым (по мнению большинства исследователей - Алоизио Ламберти да Монтаньяно). После революции 1917 г. в храме, ставшем музеем, временно прекратились богослужения. Они были возобновлены в 90-х гг. XX в. Архангельский собор. Архит. Алевиз Новый. 1505–1508 гг. Архангельский собор. Архит. Алевиз Новый. 1505–1508 гг. Архангельский собор - 6-столпный крестово-купольный храм, увенчанный 5 главами и завершенный на востоке 5 апсидами. Декорация фасадов в значительно меньшей степени, чем у Успенского собора, сохраняет связь с древнерус. зодчеством, но более подчиняется принципу ордерного членения, характерного для итал. архитектуры эпохи Возрождения. Вместо создания равновеликих по ширине прясел архитектор разделил фасады по вертикали неравномерно, располагая пилястры, увенчанные резными капителями, на разных друг от друга расстояниях. Горизонтальное членение фасадов на 2 яруса профилированным карнизом не отвечает внутренней структуре основной части храма, но соответствует пропорциональному строю ордерных деталей. Обильную декорацию фасадов дополняют вставленные в полукружия закомар изящные резные раковины и расположенные с севера и запада белокаменные резные порталы. До сер. XVIII в. закомары были увенчаны декоративными столбиками - фиалами, а центральная глава имела, как и все остальные, шлемовидное покрытие. Первоначально на фоне небеленых краснокирпичных стен четко выделялись белокаменные детали.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Археологи склонны полагать, что ныне стоящий храм был построен в 1514–1517 гг. на месте деревянного храма, пришедшего в ветхое состояние. Считается, что первый храм на этом месте был посвящен апостолам Петру и Павлу и что именно митрополит Петр был его основателем в 1315 году. Наименование храма связано с небесным покровителем первого московского святителя. И даже после канонизации митрополита Петра и освящения храма в его честь обитель еще долго именуют Петропавловской. В начале XVI века великий князь всея Руси Иоанн III принимает решение о перестройке храма в камне, но вскоре умирает. Дело возведения храма продолжает его преемник великий князь Василий III. Возглавил строительство итальянский зодчий Алоизо Ламберти да Монтанья, на Руси больше известный как Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле и еще 10 храмов в разных частях Москвы. Перед ним, как перед исполнителем великокняжеских заказов, стояла особая задача – создать образ храма-монумента, величественного и целостного. Эта постройка, как и большинство московских построек XVI века, должна была стать своего рода символом возвышения Москвы. А сам процесс осмысления был связан непосредственно с первосвятителем Петром и, конечно, не случайно в строительстве храма Алевиз обращается к новой для Москвы архитектурной форме. Будучи первой каменной постройкой монастыря, собор митрополита Петра становится отправной точкой для строительства последующих веков и центром всего ансамбля. Высоко-Петровский монастырь, пожалуй, один из очень немногих примеров каменного церковного строительства Петра I в Москве. Впоследствии император создаст свой новый город, где будет уже новая архитектура, величественная и праздничная, с роскошными дворцами и грандиозными соборами, но пока он в Москве, его взор обращен именно на Высоко-Петровский монастырь, теснейшим образом связанный с историей его семьи по материнской линии. В разговоре о соборе митрополита Петра важно отметить, что кардинальные перемены в архитектурном облике царских заказов не сильно коснулись главного собора монастыря, хотя сделали его облик более парадным и нарядным. К 1690 году происходит перестройка собора: были растесаны щелевидные окна и порталы, изменен декор (известно, что по приказу Петра I фасад был богато декорирован росписями, фрагменты которой сохранились по сей день). В целом, измененный облик собора очень сблизил его с постройками конца XVII века, что впоследствии стало вводить в заблуждение многих исследователей, так как в таком виде собор просуществовал вплоть до реставрации 1980-х годов. Л.А. Беляев, археолог, научный сотрудник Института Археологии РАН, работавший на раскопках и на реставрации собора в 1980-х, отмечает парадоксальный факт: в XIX веке никто не сомневался в древности собора, а в XX веке эти знания были утрачены и возникли ошибочные датировки.

http://sobory.ru/article/?object=02165

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010