С тех пор княжеский двор на этом месте остался на века. В 1320-х годах он был с почетом предоставлен святителю Петру, Митрополиту Московскому, который перенес из Владимира в Москву митрополичью кафедру, сделав ее религиозной столицей России незадолго до того, как она окончательно стала столицей русских княжеств - в немалой степени благодаря поддержке Православной Церкви. Переехав в Москву, святитель Петр и сам поселился в Кремле - как известно, именно он основал здесь Успенский собор. А вот до того статус Всероссийской митрополичьей кафедры носила именно Предтеченская церковь. Так она короткое время побыла не только самым первым, но и самым главным храмом Москвы, а с ней - и всей России. Когда же после постройки Успенского собора митрополичий двор был перенесен ближе к нему, то старый двор у Предтеченской церкви опять вернулся во владение великого князя - и оставался великокняжеским двором до времен императора Николая I, построившего на том месте свой Большой Кремлевский дворец. Таким образом, этот древнейший " статус кво " сохранился и при императоре Николае, и при последующих государях, и в наше время. Деревянной Предтеченская церковь стояла до 1461 года. Только великий князь Василий II Темный приказал впервые выстроить ее каменной. В подклете храма княгиня хранила свои сокровища. Но и это здание церкви оказалось недолговечным, и вскоре было заменено другим после пожара 1493 года. Тогда, наконец, Предтеченская церковь обрела свой окончательный вид - в 1509 году придворный кремлевский архитектор итальянец Алевиз Фрязин выстроил новый каменный Предтеченский храм. Именно это сооружение дожило до XIX столетия и было снесено при строительстве Большого Кремлевского Дворца в 1846 году. Вскоре после постройки Алевизом каменного храма в нем произошли изменения. Придел первой, деревянной Предтеченской церкви был освящен во имя св. Варлаама Хутынского, и по всей вероятности, перенесен впоследствии в каменное здание храма. Однако предположительно в 1583 году он был переосвящен во имя св.

http://sobory.ru/article/?object=40755

Высоко-Петровский монастырь является одним из древнейших монастырей в Москве. Его история напрямую связана с основанием Московского княжества. Считается, что обитель была основана в 1315 г. святителем Петром, тогда митрополитом Киевским, который в 1325 году с целью объединения русских земель вокруг Москвы перенес православную кафедру из Киева в Москву. Изначально обитель на высоком берегу реки Неглинки называлась Петропавловской в честь апостолов Петра и Павла. В 1326 году митрополит Петр скончался, а на его могиле начались массовые исцеления. В 1339 году святитель Петр был причислен к лику святых, а монастырь был восстановлен и переименован в Петровский. В конце XV века в Москву был приглашен итальянский зодчий Алевизио Ламберти ди Монтаньяно, известный на Руси как Алевиз Новый, именно по его проекту началось строительство собора во имя Петра Митрополита Петровского (начало XVI в.). Наибольшего своего расцвета Высоко-Петровский монастырь достигает в XVII веке, благодаря покровительству бояр Нарышкиных, которые являлись прямыми родственниками Петра I. Позднее Пётр в борьбе за власть надежно укрепляет Петровский монастырь, на самом верху центрального креста водружает корону - символ царской власти, строит царское крыльцо. В это время на территории Высоко-Петровского монастыря были выстроены: храм Сергия Радонежского, служебный корпус, Святые врата. Позднее были возведены еще две церкви: Церковь в честь Толгской иконы Божьей и церковь Пахомия Великого. В 1812 году Высоко- Петровский монастырь был безжалостно разграблен французами. Лишь в начале девяностых годов прошлого столетия Высоко-Петровский монастырь возвращен Русской Православной церкви. Монастырь был отреставрирован и в 1998 году освящен. Среди строителей и ктиторов Высоко-Петровского монастыря были великие князья и цари, а также святитель Филарет (Дроздов). В храмах обители совершали богослужения прославленные Русской Церковью святитель Митрофан Воронежский и Патриарх Тихон. В 20-е гг ХХ в. в закрытом монастыре тайно продолжалась богослужебная и молитвенная жизнь. 9 клириков, насельников и прихожан монастыря были канонизированы в лике новомучеников и исповедников Российских.

http://pravoslavie.ru/31987.html

Москва. Церковь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянской площади. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1472 году по распоряжению князя Московского Ивана III на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади (Мясницкая, 2) в память об успешном походе на Великий Новгород возводят деревянную церковь Успения на Бору. Чуть позже в храм определили чудотворный образ Гребневской Богоматери, который был была в Успенском Соборе Кремля. Образ известен еще со времен Дмитрия Донского, как гласит поверье, после победы над Мамаем в 1380 г. князю Дмитрию вручили эту икону жители городка Гребня, который находился на р. Чири. По другой версии создания Гребневская церкви отмечается, что Иван III построил только деревянный храм, а каменный - его сын Василий III, поэтому не стоит исключать, что архитектором церкви мог быть и архитектор Алевиз Фрязин. Однако существует и другое мнение, сторонники которой уверены, что сам храм появился каменным только при Василии III (1514-1520 гг.), из-за иконы Гребневской иконы, которую перенесли из Кремля. А что касается успешного похода Ивана III, то здесь возвели другую церковь во имя св. архидиакона Евпла. Первое упоминание юго-восточного придела Димитрия Солунского датируется 1585 годом. Сам придел венчала восьмигранная шатровая колокольня конца XVI века, также здесь находился приход, однако после 1812 г. не возобновлялся, был освящен в 1923 году. Еще один придел во имя святителя Иоанна Нового Белградского устроен в 1634-м, а через год в честь именин сына царя Михаила Федоровича, Ивана Михайловича. Стоит отметить, что с XVI в. до советского времени церковь простояла в почти неизменном виде и являлась одной из древнейших того периода. В 1710-1711 гг. по велению Натальи Алексеевны икону из храма перенесли в Преображенское, а в это время церковь обновили, точнее сказать, почти построили заново. Новый придел был освящен во имя прп. Сергия Радонежского, а чудотворный образ, украшенный драгоценностями царевны, вернули в храм. Обратим внимание на тот факт, что сама икона и по сути храм, наделялись невероятной силой, т.к. смогли уцелеть даже при большом пожаре 1737-го. Спустя тридцать лет в Гребневской церкви был упокоен поэт Василий Тредиаковский, также здесь были похоронены Толстые, Урусовы и Щербатовы.

http://sobory.ru/article/?object=34824

Не случайно икону называют богословием в красках: она дает возможность понять глубокие истины нашей веры не только умом, но и сердцем. Соборы Московского Кремля Я не встречала людей, равнодушных к красоте Московского Кремля. Здесь оживает сама история. В то же время кремлевские соборы - это великая святыня русского народа. К сожалению, сегодня попасть сюда можно только в рамках экскурсионной программы «Архитектурный ансамбль Соборной площади». Его составляют Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий». Успенский собор (возведен в 1475-1479 гг., архитектор А.Фиораванти) в течение многих веков был главным храмом страны, в котором происходили венчание на царство и коронование российских государей, избрание и интронизация Патриархов, оглашение важнейших государственных актов. В Успенском соборе находятся раки московских первосвятителей Петра, Ионы, Филиппа, Ермогена. Росписи выполнены в 40х годах XVII века, иконостас создан в 1653 году по заказу Патриарха Никона. Место Владимирской иконы в старинном киоте занимает ее список 1514 года. Архангельский собор был построен в 1505-1508 годах (архитектор Алевиз Новый). В 1652-1666 годах собор был заново расписан артелью мастеров под руководством Симона Ушакова. Это храм-усыпальница великих московских и удельных князей и русских царей. Здесь находятся раки святого благоверного царевича Димитрия Угличского, святых благоверных князей Михаила Черниговского, Димитрия Донского. В приделе мученика Уара - мощи преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, супруги благоверного великого князя Димитрия Донского. В придел ведет отдельный вход, и многие посетители Кремля его просто не замечают... Храмы Кремля - это настоящее сокровище, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Невозможно увидеть и воспринять все за один раз. Однако бывать там часто, мягко говоря, затруднительно для многих. Цена входа на Соборную площадь - 500 руб., с экскурсией - 900, хотя для студентов и пенсионеров скидки. Прибавим к этому огромные очереди на вход, особенно в дни выходных и праздников. Мой совет: к походу в Кремль надо основательно подготовиться, найти информацию о соборах и святынях, чтобы обратить внимание на то, что особенно важно именно для вас.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Москва. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Церковь Иоанна Предтечи под Бором Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь перестроена из более старой, возведенной в 1514 году в находившемся здесь Иоанновском " под бором " монастыре зодчим Алевизом Фрязином. Перестройка, произошедшая в 1658 году, полностью изменила храм - от алевизовского здания остался только белокаменный подклет. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. В 18 веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко. В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму. В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале XX века - паперть с крыльцом. Храм обновлялся в 1796 году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О. Шехтель), реставрировался в 1970-80-х гг. В советское время был закрыт, занят различными организациями. К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС " Художественное стекло " . В начале 1990-х возвращен верующим. Имеет статус Патриаршего подворья наряду с соседним храмом Михаила и Федора, Черниговских чудотворцев , приписным к которому он является. Величественная колокольня церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, формирует панораму центральной части Пятницкой улицы и доминирует над этой частью Замоскворечья. Здание имеет три яруса. Колонны нижнего яруса дорические, средний ярус оформлен ионическими, а в оформлении верхнего применены колонны самого пышного, коринфского ордера. В двух нижних ярусах – торжественные фронтоны, а третий ярус завершается башенкой с высоким шпилем. Участок, где находится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, известен с XIV века – там находился Ивановский монастырь, перенесенный при великом князе Василии III на нынешнюю Ивановскую горку. Вместо деревянного монастырского храма на этом же участке в 1514-15 гг. был поставлен каменный, посвящение которого сохранилось до наших дней. Автором храма, был Алевиз Новый, один из строителей Кремля. Тогда же, но не на современном месте, была выстроена и шатровая колокольня храма. Участок же, где сейчас располагается звонница, был занят гражданскими постройками подворья.

http://sobory.ru/article/?object=02176

Москва. Кремль. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях (Воскрешения Лазаря) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Расположена в Московском кремле, входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца. Была построена на территории Кремля в 1393-1394 годах на месте древней деревянной церкви Воскрешения Лазаря праведного. Основательницей церкви стала княгиня Евдокия Дмитриевна, вдова Дмитрия Донского. Новая церковь была освящена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. После того как храм был достроен, в 1395 году его стены расписали знаменитые живописцы Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. Рождественская церковь находилась на женской половине Кремля и являлась домовой церковью великих княгинь. Во время пожара 1479 года верх церкви обрушился, его пришлось восстанавливать. Когда в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин строил в Кремле новый каменный дворец для великого князя, то заодно была перестроена и церковь Рождества Богородицы на Сенях. Старое здание было использовано как подклет с приделом св. Лазаря, а над ним надстроили главный престол. Дворец и церковь соединяли переходы с сенями, поэтому храм именовали «что у Государя на сенях» или «Богородицы на сенях». В конце 17 века при царе Феодоре Иоанновиче храм опять перестраивали. К нему добавили трапезную над проездом с Кормового на Сытный дворец. Как выглядела Рождественская церковь, построенная Алевизом Фрязиным, точно неизвестно. Более-менее отчетливое ее изображение сохранилось только на чертеже, выполненном в начале 17 века. На нем церковь представлена с тремя главами и апсидами, а также с двумя приделами. Во время правления царя Федора Алексеевича, в 1681-1684 годах церковь Рождества Богородицы на Сенях снова была практически полностью перестроена. Новая церковь была одноглавой, с запада располагалась трапезная. Лазаревский придел упразднили, и в 18 веке его стали использовать в качестве склада. Лишь в 1832 году, когда на территории Кремля начали строить Большой Кремлевский дворец, в подклете вновь был освящен придел во имя св. Лазаря. В последующем церковь Рождества Богородицы на Сенях реставрировали в 1923-1928 годах и в 1949-1952 годах. До нашего времени сохранилось древнее белокаменное четырехапсидное здание с главным порталом, а также достроенные позже элементы храма. Архитектурная композиция храма гармонично сочетает черты владимиро-суздальской и раннемосковской школ. В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нем нет, доступ в него отсутствует.

http://sobory.ru/article/?object=06886

Церковь и палата представляют собой причудливое сочетание двух взаимопроникающих объёмов разной высоты и разной конфигурации (церковь - «верх шатром», палата - «низменной» архитектуры). Несколько «сдавленный» церковный четверик поставлен на высокий белокаменный цоколь и увенчан белокаменным некрепованным карнизом оригинального профиля. Четверик и шатёр инкрустированы кирпичными ковчегами-впадинами. Церковь Троицы выстроена из большемерного кирпича и белого камня на дубовых осадочных и металлических внутристенных и проёмных связях, на высококачественном известковом растворе. Кладка смешанная, от яруса к ярусу объём белого камня постепенно убывает. В третьем, церковном, ярусе из белого камня целиком (кроме сводов) была выложена только казённая палата и три алтарных апсиды. В отделке же церкви и придела кирпич уже преобладает. Из белого камня здесь выложены только цоколи, лопатки и порталы (не полностью), конструктивные «накрывные» элементы карнизов и кокошников, а также облицованы до половины высоты стены в интерьере. В остальном верхние части здания почти целиком кирпичные. Белокаменные в своей основе, «плоскостные» порталы храма принадлежат руке иностранного художника. Южный и северный порталы, а также портал придела Фёдора Стратилата - щипцовые; западный - с полуциркульным верхом. Уникальная для XVI века черта архитектуры - аркасолий под западной стеной (возможно, захоронение кого-то из членов монаршей семьи). Согласно историко-архитектурным исследованиям Заграевского, архитектором Троицкой церкви был Алевиз Новый. Итальянский зодчий строил свои храмы на Руси так, как понимал русскую архитектуру, и применял те общие объёмно-композиционные и декоративные решения, которые видел вокруг себя, не отказываясь при этом от собственного творческого поиска и от базовых приёмов Ренессанса. В связи с этим Заграевский предполагает, что возведённый Алевизом каменный шатёр над наосом храма Троицы в Александровской слободе был построен под впечатлением общей высотности и «стрельчатости» русских церквей, в том числе и деревянных. Последние благодаря их огромному количеству формировали общий облик древнерусского храмового зодчества не в меньшей (если не в большей) степени, чем немногочисленные каменные храмы, тем более что строительство шло не в «белокаменной» Москве, а в провинции - Александровской слободе.

http://sobory.ru/article/?object=02084

В 1924 г. монастырь был закрыт, в нем разместили колонию для преступников. В 1930 г. собор разрушили. На его месте построили школу. Ныне Зачатьевский женский монастырь возобновлен в нескольких уцелевших монастырских зданиях. Школу снесли, и на ее месте вновь возводится собор Рождества Пресвятой Богородицы. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря в современном виде - это 5-ый собор за всю историю монастыря. Первым был деревянный храм, построенный при святителе Алексии. В 1514 году иждивением Великого Князя Василия Иоанновича, чаявшего рождения наследника, была построена первая каменная соборная церковь с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Архитектором ее стал известный итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Этот монастырский храм сгорел во время большого московского пожара в 1547 году. Третий собор был построен в конце XVI века царем Федором Иоанновичем, собор просуществовал до конца XVIII - начала XIX века. К тому времени он пришел в обветшалое состояние, был разобран. На его месте, воздвигли в готическом стиле по проекту архитектора Матвея Федоровича Казакова четвёртый собор. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. В 1934 г. собор и колокольня были взорваны. В 2006-2010 гг. выстроен новый, 5-ый собор Рождества Пресвятой Богородицы, освящён 25 ноября 2010 года. С 1807 по 1934 год в центре обители возвышался массивный собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Зачатия праведной Анны. Смотрелся он довольно экзотически; необычность храму сообщало исполнение в духе псевдоготики, в которой с той или иной степенью смелости экспериментировали отечественные зодчие на рубеже XVIII-XIX веков. Обычно псевдоготика свойственна романтическому направлению в архитектуре; в Рождество-Богородицком же соборе она придала сооружению монументальность. Мощный подкупольный восьмерик с четырьмя " ужатыми " гранями - почти куб - обрамляли четыре башенки, перекликавшиеся с колокольней. В 1925 году в Зачатьевском монастыре отслужил свою последнюю службу Патриарх Тихон, а через два года обитель закрыли, на некоторое время превратив в тюрьму. Приговор памятникам архитектуры вынесли в 1934 году. Собор с колокольней уничтожили, с Духовской больничной церкви сняли " верх " , к счастью надвратный Спасский храм устоял. На освободившемся месте выстроили школьные здания. В новейшее время монастырь, получивший статус ставропигиальной обители, начал восстанавливаться. Заново возвели купол Духовской церкви, но когда очередь дошла до собора, выяснилось, что возрождать его в прежнем виде не будут. Не понравилось, очевидно, " нерусское " готическое исполнение, которое сочли неподходящим для ставропигиального монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=15057

В годы гонений в храме служили прославленные в лике святых священномученики Владимир Амбарцумов и Александр Покровский. В 1932 г. был арестован последний из служивших в храме священников – протоиерей Евгений Климентовский, и храм был закрыт. http://s-kn-vladimir-ch.ru/ Построен в 1514-16 гг. (предп. зодчий Алевиз Фрязин Новый) на загородном дворе Великого князя Василия III в старых великокняжеских, затем государевых садах (позднее, в XVII в., переведены в Садовники) на месте одноименного храма (1423 г. постройки). Главный престол — равноапостольного князя Владимира. В 1670-е гг. полностью перестроена (сохранена часть стен, южный портал с колонками, украшенными фигурными дыньками и сноповидными капителями). Сооружена трапезная, приделы: мучеников Кирика и Иулиты (в юж. части притвора; 1677 г.) и благоверных князей Бориса и Глеба (сев.; 1689 г.) В 1737 и 1812 гг. сильно пострадал от пожаров. В XVIII в. перестроена колокольня, возвышавшаяся над северо-западным углом трапезной (шатер заменен шатрообразным шпилем). Так же обновлялся в 1814 и 1874 гг. Квадратный в плане, бесстолпный, с 3 алтарными выступами, заканчивающимися наверху арочками и 5 главами. Окна декорированы наличниками, кровля — двумя ярусами кокошников. Южное крыльцо (первоначальное) с кубышчатыми опорами, западное построено по его образцу в XIX в., украшены белокаменной резьбой. Арх. выделяется юж. перспективный портал. Оформлен полихромными изразцами, филенчатыми лопатками, со вставленной полуколонкой, барабаны глав украшены переплетающимися рельефными жгутами. Внутри — остатки росписей XIX в. Колокольня со шпилем. Закрыт и обезглавлен в 1933 г. В советские времена церковь уцелела, видимо, только потому, что понадобилась всемогущему ведомству: 28 января 1933 г. президиум Моссовета рассматривал ходатайство о закрытии церкви " так называемого Владимира " и постановил: " принимая во внимание: 1) острую необходимость в помещении для ОГПУ и 2) пригодность для этой цели помещения церкви „т. н. Владимира " , ее закрыть и передать ОПТУ " . Перестроен под учреждения и библиотечный фонд. В 1937 г. частично разобран. В 1974-80 гг. отреставрирован. В 1991 г. возобновлены богослужения (в 1998 г. — в приделе благоверных князей Бориса и Глеба). При храме — воскресная школа, православная гимназия, детский сад, школа церковного пения, учебная столярная мастерская, Благотворительное братство во имя равноапостольного князя Владимира, издательство.

http://sobory.ru/article/?object=02187

Что получается в данном случае? Речь идет о восстановлении уникальных произведений архитектуры. Предполагаемый архитектор Чудова монастыря – Алевиз Новый, создал ансамбль в начале XVI века, потом над зданиями работал великий русский архитектор Матвей Казаков. В XIX веке здесь трудился крупный архитектор Быковский. Вознесенский монастырь восстанавливал великий зодчий Карло Росси. Эти архитекторы создали и воссоздали подлинные шедевры мировой архитектуры, имевшие глубокий сакральный и исторический смысл. Варвары, пришедшие неведомо откуда (они называли себя большевиками) и захватившие Россию, уничтожили в Кремле Чудов монастырь и другие сооружения. Но сохранились обмеры заданий и даже фундаменты. Сегодня можно достоверно восстановить эти шедевры, которые тогда воссияют, как символы великой русской истории. И враги культуры вопят – «это новодел»! А сарай, названный «Школой красных командиров» оставить в Кремле можно, по их мнению. Это не была школа «русских командиров», а школа «красных русских разрушителей», эти «красные командиры» были заняты подготовкой мировой революции: «Да здравствует всемирная республика советов»! «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!». А Маяковский сочинил: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй!» В безумии они хотели захватить весь мир! И до сих пор мы не можем переубедить Европу, что мы – не такие. Но некоторые нам вновь предлагают оставить именно это воспоминание о глубочайшей исторической ошибке и именно в Кремле. А то, что свидетельствует о славе, чести и достоинстве – не восстанавливать. Вот какова смена ценностей, уже давно произошедшая в сознании части нашего общества. Разве есть здесь логика? Как ни странно, да, здесь есть логика. Эта логика людей, которым глубоко чужды русские и христианские ценности. И не просто чужды, но и очевидно враждебны, раз они не хотят их восстанавливать? Протоиерей Александр Салтыков – Но все же, что такое, по вашему мнению, новодел? – Слово «новодел» можно применить к фальшивому сооружению, нарушающему архитектурные и строительные принципы исторического здания, которое становится как бы театральной кулисой. Новоделом в уничижительном значении можно назвать какое-либо малограмотное подражание высоким стилям прошлого. Такое, к сожалению, в наше время встречается и в Москве.

http://pravmir.ru/litsom-k-rossii-ili-nu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010