Московский Кремль: Архангельский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Достоверных данных о времени появления в Кремле храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в. В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей. В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня. Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени. Архитектором собора был выбран итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери. В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей. Первым здесь был похоронен Иван Калита, последним — Иван Алексеевич, брат Петра I. Исключение составляют святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля, а также Борис Годунов, останки которого были вынесены отсюда в 1606 году по повелению Лжедмитрия I. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Также в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от оспы. Сюда же были пенесены мощи св. мчч. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244563...

Роспись церкви была выполнена Феофаном Греком и Даниилом Черным при участии их учеников в 1395 году. От постройки тех времен сохранились стены до хоров, главный портал и некоторые окна. В 1479 году верх храма обвалился (предположительно – из-за пожара), и церковь была восстановлена. Позже, во время постройки нового княжеского дворца, архитектор Алевиз Новый перестроил также церковь Рождества Богородицы. По чертежам начала XVII века, дошедшим до нас, видно, что при перестройке храма архитектор использовал его как подклет, надстроив новый ярус, где разместился церковный престол. В подклете находился придел Лазаря. В наши дни церковь является недействующей. Доступ туристов в нее закрыт. Адрес: Москва, Кремль, Дворцовая ул., Большой Кремлевский дворец, Белый коридор Подробнее... Спасский собор Андроникова монастыря [ править править код ] Белокаменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е годы.). Его особенности связаны с влиянием традиций балканского зодчества. Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII веке вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы и увенчали шатровой кровлей. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры. В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Москвы

Впрочем, уже в конце XIII века наблюдается оживление храмоздательства в тех областях, где происходит политическая и гражданская консолидация. Усиление новых княжеств делало необходимым строительство новых кафедральных соборов, одним из которых стал Спасо-Преображенский собор в Твери (1285–1290). Во второй четверти XIV века бурное строительство началось в Москве, где были построены Успенский собор (1326–1327), храм Спаса-на-Бору (1330), Архангельский собор (1333) и колокольня Иоанна Лествичника (1329). В 1367 году, когда был выстроен первый Московский Кремль, все эти постройки оказались внутри Кремля. Ни одна из них не сохранилась до настоящего времени; на их месте впоследствии были построены новые одноименные храмы. Среди наиболее значительных храмов периода последней четверти XIV и первой половины XV века – Успенские соборы в Коломне (1380) и Звенигороде (ок. 1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (ок. 1420) и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422–1423). Последняя четверть XV и начало XVI века ознаменовались строительством пяти выдающихся памятников русской архитектуры на территории Московского Кремля – нового Успенского (1475–1479), Благовещенского (1489) и Архангельского соборов (1505–1508), церкви Ризоположения (1484–1486) и храма-колокольни Святого Иоанна Лествичника (1505–1508), известной под названием «колокольни Ивана Великого». В совокупности они составили единый храмовый комплекс, призванный подчеркнуть роль Москвы как нового церковного центра Руси. Главными архитекторами трех кремлевских соборов были итальянцы: Аристотель Фиораванти из Болоньи строил Успенский собор, венецианец Алевиз Новый – Архангельский собор, а Бону Фрязину поручили строительство колокольни Ивана Великого. За образец московского Успенского собора был взят Успенский собор во Владимире, однако Фиораванти не стал слепо копировать образец: он опирался на традиции русско-византийского зодчества, но использовал приемы западноевропейского строительного искусства. В итоге на соборной площади Кремля был выстроен собор правильной формы, пропорции которого строго геометричны. Своды собора покоятся на шести столпах – двух квадратных (они отделяют алтарь от остального пространства храма) и четырех круглых, колоннообразных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Москва. Кремль. Церковь Рождества Иоанна Предтечи, что на Бору. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи , Уара Египетского Год постройки:Между 1508 и 1509. Год утраты:1847 (разобрана из-за ветхости) Архитектор: Алевиз Новый Ссылки:   Адрес: Россия, город Москва, Кремль, улица Боровицкая Координаты: 55.749635, 37.615488 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Легендарная кремлевская церковь Рождества Иоанна Предтечи была самой первой московской церковью, основанной в Москве на заре ее истории - в XII веке, когда появилась и сама Москва. Она стояла прямо перед Большим Кремлевским Дворцом и была снесена в 1847 году по личному повелению императора Николая I. Основание этой церкви часто связывают с борьбой на Руси с язычеством в самые первые века после принятия христианства. Праздник св. Иоанна Крестителя совпадал и по дате с языческими празднествами дня Ивана Купалы, а в то время Христианская Церковь часто замещала своими праздниками и обычаями народные языческие для облегчения обращения народа в истинную веру. Церковь Рождества Иоанна Предтечи - самый первый московский храм - была основана на Бору, где тогда же появилась и первая деревянная крепостная стена города вокруг главного Боровицкого холма - будущий московский Кремль. Примечательно, что эта церковь была выстроена деревянной, и, как долго утверждали старинные историки, из того же местного дерева, сосны, которым густо был покрыт кремлевский холм, получивший от этого леса свое историческое имя - Боровицкий. Во время археологических работ, проведенных в XIX веке при разборке церкви, на ее месте были обнаружены кости животных и лошадиный череп, и это навело исследователей на мысль, что Предтеченская церковь была построена точно на месте прежнего языческого капища, где совершались жертвоприношения.

http://sobory.ru/article/?object=40755

Москва. Церковь Илии Пророка (Благовещения Пресвятой Богородицы) на Воронцовом Поле. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Илии Пророка была построена в 1702 году, слившись воедино со старой церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в 1514 году. В 1839 г. вместо прежних трапезных обеих церквей была построена новая трапезная в стиле ампир. В трапезной были устроены приделы Илии Пророка и Параскевы, а двухшатровая церковь стала притвором пятиглавого храма. Храм представлял собой очень сложный комплекс: пятиглавое основное храмовое здание постройки 1702 г.; двухшатровая церковь-притвор, постройки 1654 г.; обширная трапезная постройки 1839 г. и колокольня 1745 г. Такой редкий пирог. Но в 1928 году церковь закрывают. И уже через два года передают под Музей Восточных культур, заменив православное на восточное. И после этого начинается «окультуривание» храма. В 1935 году ломают колокольню. Ломают шатровые завершения храмов. Сейчас это помещение представляет жалкое подобие когда-то красивого храма. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в настоящее время действует домовый храм, который был устроен и освящен в одном из церковных домов рядом с основным зданием храма, по адресу Москва, улица Воронцово Поле, 16с7. В настоящее время ведутся работы по возвращению главного здания храма. http://iliya-hram.ru/about.html В 1514 г. по распоряжению Василия III архитектор Алевиз Фрязин построил здесь церковь Благовещения. Предполагают, что церковь построена с связи с тем, что Василий III летом жил во дворце в великокняжеских садах. Церковь называлась " что под Сосенками " . С 1629 г. рядом с ней (к северу) была небольшая церковь во имя Илии Пророка. В 1654 г. церковь Илии заменил небольшой каменный двухшатровый храм. Два миниатюрных шатрика были поставлены на четрехскатной кровле четверика, перекрытого лотковым сводом. В 1702 г. на средства прихожан князей Ивана Петровича и Матвея Петровича Гагариных на месте Благовещенского храма Алевиза был поставлен новый крупный пятиглавый храм. Двусветный бесстолпный четверик его завершал декоративный ряд закомар. В 1745 г. по линии улицы была возведена трехярусная каменная колокольня с тремя проездными арками внизу. К востоку от нее стояли здания богаделен.

http://sobory.ru/article/?object=03734

Весной 1505 г. по повелению вел. кн. Иоанна III А. с. из-за ветхости был разобран. Тогда же на его месте итал. архитектор, названный в России Алевизом Новым , заложил собор, оконченный уже при вел. кн. Василии III Иоанновиче в 1508 г. (освящен 8 нояб. 1508 митр. Симоном ). Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг. (Ю. П. Мосунов, И. В. Калугина и др.), собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора - «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от к-рого в наст. время сохранился подвал. Архангельский собор Московского Кремля. Аксонометрический разрез Архангельский собор Московского Кремля. Аксонометрический разрез Уникальность А. с. заключается в органичном соединении принципов построения и пластической обработки архитектурной формы, характерных для венецианской школы XV в., с пространственной структурой, определенной заказчиком. Композиция А. с. представляет собой первый в истории рус. зодчества опыт интерпретации архитектуры Успенского собора Московского Кремля. ориентацией на этот образец определены шестистолпная структура плана с 5 апсидами и пятиглавие, алтарь разделен на 5 компартиментов, что позволило расположить рядом с алтарем и жертвенником главного храма ранее существовавшие придельные церкви. Для размещения др. 4 приделов в зап. части собора были устроены полати, куда вели 2 внутристенные лестницы. Венецианская архитектурная традиция проявилась прежде всего в композиции фасадов - здесь впервые в рус. архитектуре применен двухъярусный ордер. Плоскости фасадов разделены по горизонтали классическими антаблементами, опирающимися на пилястры с капителями. Один из них вопреки рус. традиции отрезает закомары от плоскости стен, что оказало влияние на изменение системы декора рус. храмов в XVI-XVII вв. В А. с. закомары превратились в известные в Венеции в XV в. полукруглые фронтоны. Они первоначально были украшены белокаменными фиалами, от к-рых в наст. время сохранились основания в виде розеток с пальметтами (фрагменты белокаменных фиалов были найдены на сводах собора в 40-х гг. XX в.). Плоскости тимпанов закомар заполнены белокаменными раковинами, распространенными в итал. архитектуре кватроченто. Первоначально стены собора были расписаны «под кирпич», а ордерные детали побелены. Венецианская традиция проявилась и в трактовке внутреннего пространства: Алевиз Новый впервые внес в интерьер рус. храма ордерную декорацию.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Состояние и размеры Аптекарского дома в первые же годы работы ун-та перестали удовлетворять его потребности. На углу Моховой и Б. Никитской улиц у кн. П. И. Репнина были арендованы земельные участки. В стоявших здесь зданиях стали читать лекции и проводить конференции. На новую территорию перенесли б-ку, открытую 3 июля 1756 г., уникальный минералогический кабинет, к-рый в 1791 г. был преобразован в Музей натуральной истории. Но полностью проблема размещения ун-та не была решена. В 1775 г. профессора подали в Сенат записку «О недостатках и нуждах Московского университета», предлагая перевести ун-т за город, но это предложение не было поддержано. В 1786 г. имп. Екатерина II Алексеевна разрешила ун-ту купить владения на Моховой ул. в приходе храма вмч. Георгия на Красной Горке и выделила 125 тыс. р. Среди новых университетских владений оказались земли неск. храмов, в т. ч. ц. во имя сщмч. Дионисия Ареопагита (упом. в 1625, была завещана Репниным ун-ту в 1780, разобрана в 1791 из-за ветхости), ц. свт. Леонтия Ростовского (возведена в 1514; архит. Алевиз Фрязин (Новый), к кон. XVIII в. обветшала и снесена в 1793) и ц. прор. Илии (основной престол в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»). Последняя была обновлена в 1770 г., но в 1812 г. настолько пострадала от пожара, что уцелевшие святыни пришлось перенести в храм вмч. Георгия на Красной Горке. Проектированием здания ун-та занимался архит. В. И. Баженов, затем архит. М. Ф. Казаков . Симметричные крылья здания были возведены уже в 1784 г., закладка основной части состоялась 23 авг. 1786 г., церемония открытия прошла 23 авг. 1793 г. в новом, величественном актовом зале. Университетская ц. во имя мц. Татианы располагалась в левом крыле здания, она была расписана итал. худож. А. Клауди и освящена 5 апр. 1791 г. Московским и Коломенским митр. Платоном (Левшиным) . Перенесенные в нее древние иконы из разобранной ветхой ц. сщмч. Дионисия Ареопагита размещались в иконостасе, расположенном вдоль стены трапезной части храма.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

Архитектура Архангельского собора В основном, храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане - прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы. При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля. В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения - ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы. При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внес в интерьер храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Убранство Успенского собора В интерьере Архангельского собора преобладает торжественно-сумеречное настроение. Считается, что Архангел Михаил, в честь которого и построен храм, был проводником душ в царство вечности. Также он считался и покровителем князей, отличившихся на поле брани. Исследователи предполагают, что при первоначальном оформлении храма при Василии III роспись не предполагалась. Впервые, видимо, храм был расписан в 1564-1565 гг. при Иване IV. Доказательство этому – сохранившиеся фрески над западным входом и в южном предалтарии. Те фрески, которые мы видим сейчас, были созданы в середине 17 века. По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев - Симон Ушаков, Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев сделали тщательные прориси.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Успенский собор в Дмитрове. 1509–1533 гг., 1790 г., XIX в. Фотография. 2014 г. В то время распространился т. н. соборный тип крупного 5-главого храма по типу соборов Московского Кремля - Успенского (1475-1479, архит. Аристотель Фьораванти) и Архангельского (1505-1508, архит. Алевиз Новый), служивший олицетворением идеи «православной державности» в архитектуре ( Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997; Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009. С. 11). Шестистолпный Успенский собор соединил идею зального продольного пространства с идеей центричности, выраженной в пятиглавии. Реплики кремлевских соборов появлялись в Подмосковье, среди них - редуцированный тип 5-главого 4-столпного собора. Таков Успенский собор в Дмитрове (1509-1533, заказ кн. Юрия Иоанновича) с 3-частными фасадами и полукруглыми закомарами (в 1790 позакомарное покрытие заменено скатной кровлей, а кирпичные барабаны - деревянными с луковичными главами). Собор был окружен 3-сторонней 2-ярусной галереей на аркадах с асимметричной звонницей на юж. стороне (галерея встроена в приделы в XIX в.). Ордерный декор фасадов с карнизами, филенками и круглыми окнами закомар был создан под влиянием Архангельского собора Московского Кремля. Необычна структура 5-главой 4-столпной ц. Св. Троицы в Чашникове Солнечногорского р-на (нач. XVI в.; вотчина Г. С. Собакина, с 1585 Н. Р. Юрьева; перестроена ок. 1690 Л. К. Нарышкиным - Максимов, Торопов. 1969), прямоугольная центрично-осевая (вытянутая по оси «запад-восток», с большим куполом в центре и малыми по углам), объем которой не имеет алтарных выступов. До перестройки фасады были разделены пилястрами на 3 прясла, завершенных килевидными закомарами, а с запада возвышалась звонница. Сейчас фасады украшены кокошниками с белокаменными раковинами наподобие Архангельского собора; возможно, этот мотив перекликается с первоначальным декором, от к-рого сохранились антикизирующие орнаментальные терракотовые фризы. Предположительно 4-столпной и 5-главой была 3-апсидная ц. Покрова в Чиркине Ступинского р-на (нач. XVI в.; вотчина Шереметевых), однако в кон. XVII в. столбы разобрали, а на четверике воздвигли крупный купольный восьмерик, уничтожив древнее завершение храма.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

При пожаре 1493 года обитель выгорела. По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 году возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 года собор был освящён. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название " Петропавловский " употреблялось вплоть до XVIII века. В очередной раз Высоко-Петровский монастырь был опустошён в 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, обитель восстановили и обнесли каменной стеной. В современном виде архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник в стиле " Нарышкинского барокко " . Самый древний храм обители - собор святителя Петра Митрополита Киевского и всея Руси, возведён в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Московского Кремля. Храм воздвигнут на месте более древней деревянной церкви попечением Великого князя Василия III. Значительный вклад в обустройство монастыря внесли Нарышкины и лично царь Пётр I. В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и её царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском храме был поставлен список чудотворной иконы, привезённый царём из Боголюбского монастыря. Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия.

http://sobory.ru/article/?object=03404

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010