Сам по себе храм Усекновения был перестроен в конце XVII в., а подворье подверглось коренной реконструкции уже в следующем столетии. В конце 1750-х гг. на средства купцов Замятиных к церкви была пристроена трапезная, занявшая, в том числе, и площадку старой колокольни. В это же время начато строительство новой колокольни выходящей на Пятницкую улицу. Был построен только первый ярус, строительство было остановлено, потому что заказчик умер. И возобновлено только к 1780 г., когда у прихода появились деньги. Она умышленно возводилась на некотором удалении от храма – зато на красной линии магистральной Пятницкой улицы. Таким способом приход храма «что под Бором» добился, что церковь, спрятавшуюся в переулке, невозможно было не заметить при въезде и выезде из центра города. В советские времена весь церковный участок занимало управление продовольственными товарами райисполкома Советского района. На волне интереса к памятникам старины в конце 1960-х и начале 1970-х гг. колокольня была отреставрирована. В церкви был устроен выставочный зал «Художественное стекло». В 1990-е гг. церковь и колокольню передали верующим. К колокольне со стороны улицы Пятницкой пристроен дом причта храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором. um.mos.ru История храмов Черниговского переулка восходит к XIV–XV векам, когда здесь находился Ивановский (Иоанна Предтечи) «под Бором» монастырь. Впервые он упоминается в летописи под 1415 годом в рассказе о рождении великого князя Василия II Темного. Иоанно-Предтеченский монастырь был расположен на окраине Москвы, на торговой дороге, в опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Само Замоскворечье — «Заречье» — и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) представляло собой небогатый ремесленный посад. В 1382 году Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем, в 1409 году — Едигеем. В 1514 году по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

http://sobory.ru/article/?object=02176

«Кроме Юрия Звенигородского (сына Дмитрия Донского. — М. К.), некому было строить храм в стиле первой половины XV века. Троицкий собор построен вскоре после загорского Троицкого собора, если не теми мастерами, то тем же заказчиком». «Он занимает весьма значительное место в истории нашего зодчества. Своей старой основой XV века он говорит о пространственной эволюции в идее создания обширных пространств еще до приезда итальянских зодчих, а в переработке XVI века этот собор закладывает основы разложения обширного пространства на самостоятельные пространственные единицы по пути к созданию знаменитых групповых памятников XVI века». Таким образом, по его мнению, в 1513 году происходила лишь перестройка храма, в которой, возможно, принял участие знаменитый итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Так ли это, покажет будущее. Внутри собора стены, столпы и своды были расписаны фресками, закрытыми поздней живописью. Проведенные в некоторых местах расчистки подтвердили это. Возможно, фрески были написаны вскоре после сооружения храма в честь Богородицы. В арке при входе в храм по кирпичной стене нанесена фреска, изображавшая «Покров». Несмотря на большую порчу ее, все же видны прекрасная композиция и удивительный колорит. «Вряд ли будет ошибкой, — писал А. И. Некрасов, — видеть здесь руку одного из учеников Дионисия». На предалтарных столбах фрески уцелели от записей, и по ним можно судить, что работала здесь группа больших мастеров. Лики семи святых написаны чрезвычайно выразительно. Волосы и бороды — редкими прядями, одежда с прямыми складками, фигуры удлиненные, фоны голубые, надписи исполнены белилами. Нижняя часть южного столба, расчищенная от записей, изображает событие из жизни Богоматери. По характеру исполнения — соответствует изображениям святых. В монастырский период стены внутри были расписаны картинами на евангельские сюжеты, панель сделана в виде завесы с цветочным орнаментом. На северной стене изображено явление Тихвинской Богоматери в разных вариантах. На южной — клейма из жизни Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=02082

В 1968 году каменный фрагмент с таким же орнаментом нашли при раскопках у Грановитой палаты. Принадлежал этот кусок Золотой палате, возведенной около 1500 года. В конце XV – середине XVI веков в Москве работал ряд итальянских зодчих, в том числе Пьетро Антонио Солари (Грановитая палата и шесть кремлевских башен), Алевиз Новый (Архангельский собор), Бон Фрязин (колокольня Ивана Великого). Вполне вероятно, что найденный пилястр связан с одним из больших проектов времен княжения Ивана III или его преемника Василия III. Раскопки в самом центре города очень интересны и неимоверно сложны, поскольку против археологов работают и время, и заказчик. Спешка невозможна, но тянуть тоже нельзя: необходимо либо разбирать и вывозить, либо на месте консервировать найденное. Консервация и музеефикация – отдельная труднейшая проблема. В 2012 году, до того, как появился нынешний проект парка «Зарядье», на выставке «Архмосква» судьба Зарядья обсуждалась специалистами. Владимир Дукельский, один из участников диспута, констатировал: «Мы профессионалы, мы можем восхищаться: «Ах, как здесь красиво провалились камушки», но для нормального человека все эти камушки — мусор, за редчайшим исключением». Увы, это – чистая правда. Так что хорошо, если в парке удастся сохранить кусочек старой Великой улицы – просто, чтобы показать, «как это было». Остальные находки наверняка отправятся в музеи. Главное – пусть дадут еще поработать. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 сентября, 2020 9 сентября, 2020 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 24 июня, 2021 30 апреля, 2021 18 февраля, 2021 1 октября, 2020 10 сентября, 2020 9 сентября, 2020 13 марта, 2024

http://pravmir.ru/po-shirokoy-mostovoy/

Александров. Успенский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1508 и 1513. Архитектор: Алевиз Новый Адрес: Владимирская область, г. Александров, Музейный проезд, 20 Координаты: 56.400713, 38.740537 Проезд:г. Александров, восточная оконечность города Изменить описание Добавить фотографии Белокаменнй портал на входе в основной объём - выдающееся научное открытие проф. В.В. Кавельмахера (г.Москва), сделанное им в середине 1990-х г.г. Доказано участие итальянских мастеров средневековья при строительстве храма. Уникальная каменная резьба была полностью скрыта при поздних переделках и ремонтах под штукатуркой. Олег Щёлоков 12 июня 2005 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная царем Василием Иоановичем в монастыре. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/H_R.html и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью «ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. В центре кремля, между Успенской церковью и келейным корпусом, стоит Покровская шатровая церковь с трапезной палатой, примыкающей к древнему четверику с запада. Трапезная палата, построенная на ранних подвалах, в XVII веке заступила собою какую-то обширную палату XVI века, следы коробового свода которой остались в северном приделе. Древняя часть памятника, за исключением восьмерика, шатра над ним, северной палаты и восточной части подклета, находится внутри обстройки XVII века. В этих поздних обстройках утонул ее древний восьмерик с приземистым чешуйчатым шатром, который считают прообразом всех последующих шатровых храмов. Время сооружения Покровской церкви неизвестно. А. И. Некрасов относил постройку к 50-м годам XVI века и считал ее домовой церковью царя Ивана Грозного. Последние исследования относят постройку к более ранней дате (1525-1529 гг.). В центральной апсиде, в откосах западного окна и главным образом в шатре церкви частично сохранились фрески XVI века. В 1863 году на средства купчихи Зориной стены покрыли посредственной живописью. Древний иконостас заменили новым. С запада к трапезной палате примыкает четырехъярусный четверик колокольни. Над ним восьмигранник звона с шатровым верхом. На колокольне были древние часы с исчислением времени по восходу и заходу солнца. Отдельные части механизма хранятся в местном музее и часовой келье.

http://sobory.ru/article/?object=02084

Только в XIX веке, когда Неглинную заключили в трубу, Петровка обратилась в шикарную коммерческую улицу, соперничавшую с Кузнецким мостом. Петровский монастырь входил в число монастырей-сторож северного полукольца, защищавших Москву от вражеских набегов. Он сильно пострадал от татарских полчищ, а пожар 1492 года причинил ему такие повреждения, что требовалось восстановить монастырь почти заново. К тому же рядом расположился загородный великокняжеский дворец, и это, вероятно, ускорило обновление обители. В 1514 году старый деревянный собор был разобран, и на его месте итальянский архитектор Алевиз Фрязин за три года выстроил новый каменный, освященный уже во имя святителя Петра, Митрополита Московского. Заказ на перестройку монастыря и строительство нового каменного собора явно был высочайший. О том свидетельствует, во-первых, имя приглашенного московским государем мастера, Алевиза Фрязина. А во-вторых, купол нового собора Петровского монастыря был увенчан подобием «древней короны греческих царей», как писал один старинный московский историк. Есть версия, что тогда же Петровский монастырь впервые был официально назван «Высоко-Петровским». В старину здесь проходила дорога на окраинную Божедомку, к «убогому дому», где собирали тела безвестных людей, скончавшихся насильственной смертью и самоубийц, и погребали их на местном погосте. В XVII столетии дважды в год, в семик после Пасхи и на Покров, из Петровского монастыря на Божедомку отправлялся крестный ход. Священники отпевали всех умерших и хоронили новых покойников, совершая положенные в таком случае церковные службы. А в конце XVII века Петр I приказал вновь отстроить древнюю Боголюбскую церковь Петровского монастыря, которая с того времени стала усыпальницей Нарышкиных, родственников его матери. С этой боярской фамилией, и прежде всего, с именем царицы Натальи Кирилловны связано значительное обновление старинного московского монастыря в 1682-1690-х гг. Нарышкины жертвовали на него немалые средства. Есть легенда, будто бы обновление Петровского монастыря начал еще царь Алексей Михайлович в честь рождения у него в 1672 году сына Петра. После стрелецкого бунта 1682 года царица Наталья Кирилловна похоронила здесь двух своих братьев, Ивана и Афанасия, убитых стрельцами. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Помимо братьев царицы здесь же в 1691 году был погребен и ее отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, насильно постриженный в монахи в кремлевском Чудове монастыре по принуждению взбунтовавшихся стрельцов. И хотя старец Киприан был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь, вероятно, он после подавления бунта, сложил с себя этот невольный обет и на надгробном камне в усыпальнице именовался по-прежнему боярином.

http://pravoslavie.ru/83.html

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором — архитектурный комплекс в районе Замоскворечье города Москвы. Расположен в Черниговском переулке и состоит из церкви XVII века, соединённой с ней трапезной последней трети XVIII века и колокольни конца XVIII века, стоящей на углу Черниговского переулка и улицы Пятницкой. Храм вместе с церковью Михаила и Фёдора Черниговских под Бором входит в состав Патриаршего подворья храмов под Бором. Содержание История [ править править код ] Архитектурный комплекс расположен на месте древнего Ивановского, «что под Бором», монастыря, впервые упомянутого в летописи при рассказе об обстоятельствах рождения великого князя Василия II в 1415 году. В 1514 году «по особому благоволению» Василия III вместо деревянного монастырского храма была возведена первая каменная церковь Усекновения главы Иоанна Крестителя, строил её Алевиз Новый. Ивановский монастырь был традиционным местом молитв о благополучных родах великой княгини. И в 1530 году, в год рождения Ивана Грозного, при содействии великого князя и бояр Глинских, монастырь был перенесен ближе к государеву двору на холм, названный по имени древнего монастыря, Ивановскую горку. А каменная церковь бывшего Ивановского монастыря стала приходской. Вероятно, в смутное время каменный храм был значительно повреждён. Во всяком случае, в некоторых документах середины XVII века он упоминается как деревянный. Последний мог появиться при восстановлении каменного здания, рядом с которым, по традиции тех времён, могли поставить небольшую рубленную церковь для временного размещения престола. От постройки XVI века сохранился белокаменный подклет, а в апсиде попадаются фрагменты кладки из маломерного «алевизовского» кирпича. По одной из версий, основной объём храма датируется 1658 годом. Другая дата, 1675 год, вероятно, связана с очередной перестройкой или обновлением церкви, совпавшей по времени со строительством расположенной по соседству каменной церкви Черниговских чудотворцев. Стилистическая общность этих храмов и приёмы в обработке деталей позволяют предполагать, что над ними работала одна и та же артель каменщиков.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Архив Пн Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь 9 ноября 2012 г. 17:32 Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь  расположен в Москве на улице Петровка. Известен по письменным источникам с 1377 г. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII вв. В 1918 г. был закрыт. Монашеская жизнь возобновлена в 2009 г. Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно одной из них обитель была основана в 1325 г., когда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя Ивана Калиты о переносе митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. По легенде и записи в Степенной книге в 1326 г., великий князь Московский Иван Калита, проезжая по берегу реки Неглинной около Высоцкой слободы, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился впечатлениями об увиденном с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора — это князь, снег — митрополит Петр, и поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше князя. Считается, что в память о видении Иван Калита повелел поставить на этом месте церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери, строительство которой завершили в 1379 г. Эта церковь и стала основой для создания монастыря. По второй версии монастырь был основан самим митрополитом Петром в честь апостолов Петра и Павла, но в начале XVI в. был переосвящен в честь своего создателя — святителя Петра и назывался Петропавловским, Петровским на Высоком или Высоко-Петровским (с учетом места его расположения близ слободы Высокой, находившейся недалеко от Китай-города). Согласно третьей версии, Петровский монастырь был основан князем Дмитрием Донским, который после Куликовской битвы в 1380 г. построил его на месте старой церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери времен Ивана Калиты. В 1493 г. после Никольского пожара монастырь был разорен. В 1505 г. по велению князя московского Василия III в связи с его восшествием на престол монастырь перестроили. В 1514 г. деревянную церковь разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил восьмилепестковый каменный храм (1514-1517).

http://patriarchia.ru/db/text/2837114.ht...

4-столпный одноглавый собор с 3 полуциркульными апсидами построен из кирпича; перекрытый кирпичными крестовыми сводами подклет - белокаменный. К 2007 г. собор имеет одну световую главу; до сер. XVIII в. он имел 2-ю глухую главу над находившимся в юж. апсиде приделом в честь Вознесения Господня. В интерьере господствует высокое подкупольное пространство. Собор перекрыт коробовыми сводами, имеет пониженные подпружные арки. Последние получили более широкое распространение в рус. архитектуре, чем повышенные, именно в 40-х гг. XVI в.; их наличие в соборе Д. м. можно объяснить ориентацией его строителей на образец - дмитровский городской Успенский собор (1507-1511; датировка по: Яганов, Рузаева. 2003. С. 61), близкий по архитектуре к Архангельскому собору Московского Кремля (1505-1508, итал. мастер Алевиз Новый). Формами образца объясняется и ряд итальянизирующих мотивов в интерьере - крещатая форма зап. столбов и их развитые пьедесталы, белокаменные профилированные импосты в пятах арок и консоли для тябл иконостаса на вост. столбах ( Баталов. 1996. С. 195). Фасады расчленены лопатками на 3 неравные прясла, восточное заметно уже остальных. Полуциркульная форма закомар - единственная в экстерьере собора, к-рая может быть объяснена ориентацией на образец. Др. формы скорее близки к формам памятников 30-40-х гг. XVI в., возведенных после отъезда итал. мастеров из Москвы: их архитектура сочетала общую «старомосковскую» ориентацию с сохранением итальянизирующих мотивов в оформлении интерьера и отдельных деталей в декорации фасадов (Там же. С. 193). Мастера, строившие собор, отказались от расчленения плоскостей прясел филенками, применив пилястры с плечиками, соединенными под карнизами четверика поясом городков,- мотив, использованный в соборе Рождественского мон-ря в Москве (Там же. С. 195); сходным образом оформлены карнизы барабана и апсид. Входы обрамлены белокаменными перспективными порталами с килевидным завершением. Возле зап. портала в стену было вмонтировано надгробное резное каменное Распятие XV в. (ныне в Дмитровском историко-художественном музее). Настенная живопись, впервые выполненная в 1824 г. и поновленная в 1887 и 1901 гг., забелена. При реставрации собора в 2000 г. ее восстановили с нек-рыми отступлениями от оригинала.

http://pravenc.ru/text/178614.html

Иоанно-Предтеченский монастырь был расположен на окраине Москвы, на торговой дороге, в опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Само Замоскворечье — «Заречье» — и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) представляло собой небогатый ремесленный посад. В 1382 году Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем, в 1409 году — Едигеем. В 1514 году по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье. В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка. В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, покрыты изумрудной черепицей главы.

http://patriarchia.ru/db/text/4259963.ht...

Москва. Кремль. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Боровицкой башне. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:1848. Освящена во 2-м этаже башни, построенной в 1490-х и надстроенной в 1680-х. В 1867 устроена заново в 1-м этаже башни. Ссылки:     Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, ул. Боровицкая Координаты: 55.748913, 37.612623 Проезд:м. Библиотека им. Ленина, м. Площадь Революции, м. Боровицкая Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Часовня Иоанна Предтечи была организована в 1847 году в Боровицкой башне Кремля. Через эту часовню проходили в саму церковь Рождества Иоанна Предтечи, которая также была устроена в 1847 году в Боровицкой башне. Церковь Иоанна Предтечи имела долгую историю. Она считалась первой на Москве. По легенде, она была возведена в XII веке на Боровицком холме, а в 1321 году построена заново при Иване Калите для митрополита Петра. В 1461 году была заменена каменной, но в пожар 1493 года сгорела. В 1508 году зодчий Алевиз построил новую церковь. Она находилась на расстоянии 100 метров от Боровицких ворот. В XVI веке при храме был придел святого Уара - по дню рождения царевича Дмитрия. В 1847 году по указу Николая I храм был разобран (он закрывал вид на новый Большой Кремлевский дворец). Престол Уара был перенесен в придел Архангельского собора, а престол Рождества Предтечи - в Боровицкую башню и освящен 2 мая 1848 года. (По Бартеневу - май 1847 года). Подняться в церковь, расположенную в Боровицкой башне, можно было через часовню в башне по каменной лестнице. Церковь представляла собой высокое светлое помещение с пятиярусным иконостасом. Крест от придела Уара мученика увенчало крыльцо перед входом в Боровицкую башню. Это крыльцо хорошо видно на фотографиях XIX века. Судя по его архитектурному облику, оно, видимо, было возведено также в середине XIX века для того, чтобы подчеркнуть вход во вновь устроенную церковь и ее часовню.

http://sobory.ru/article/?object=21399

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010