Остальной декор центрального столпа достаточно сдержан. Нижний ярус отделен от остальных широким выносным «тройным» карнизом сложного профиля, а его грани украшены филенками. Два из трех верхних восьмериков скрыты под тремя рядами кокошников. Нижний ряд образован полукруглыми «закомарами» глубокого рельефа. Дополнительную пластику им придает «составной» рисунок многократно повторенных и уходящих вглубь кокошника арок. Четыре из восьми «закомар» прорезаны круглыми окнами, составляющими второй световой пояс столпа. Второй ряд, идущий «в перебежку» с первым, образуют кокошники схожие по рисунку, но существенно меньшего размера. Третий ряд представляет собой фриз из треугольных фронтонов. Верхний восьмерик оформлен глубокий ширинками – по две на грань. Если прием расположения нескольких рядов полукруглых кокошников разного размера «вперебежку» уже использовался русскими зодчими (в основании шатра, венчающего центральный столп собора Покрова на Рву, 1555-1561 годы), то треугольные фронтоны сложного профиля в то время еще не получили распространения. Полукруглые закомары впервые на Руси были использованы в декоре Архангельского собора Московского Кремля (1505-1508 годы, архитектор – Алевиз Новый), но особенно часто они встречаются во второй половине - конце XVI века (собор Покрова на Рву 1555-1561 годы, Троицкий и Распятский храмы в Александровой слободе 1565-1570-е годы, церкви Святой Троицы в Хорошеве и Больших Вяземах 1590-х годов). Тоже можно сказать и о круглых окнах, вписанных в кокошники. Итальянский архитектор украсил композицией из четырех круглых окон центральный кокошник над западной стеной Архангельского собора. Русские зодчие предпочитали одно окно, (большего или меньшего размера) в кокошниках над гранями столпов. Именно такие окна видны в кокошниках нижнего ряда, на центральном столпе собора Покрова на Рву (1555-1561 годы). Тот же мотив использован в декоре столпов Распятской церкви-колокольни (перестроена в 1565-1570 году) и храма Покрова в Александровой слободе (нач. 1570-х годов), а также надвратного храма Происхождения честных древ Креста Господня Симонова монастыря (1591-1593 годы). Нетрудно заметить, что все перечисленные храмы входили в круг деятельности мастеров, работавших по заказам царской фамилии.

http://sobory.ru/article/?object=03286

В эпоху становления централизованного Русского гос-ва владимирский Успенский собор был взят за образец при перестройке по заказу вел. кн. Иоанна III Васильевича собора Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле (1475-1479). Итал. архит. Аристотель Фьораванти создал новаторский 6-столпный собор «палатного» типа и увенчал его 5 полусферическими К. на мощных световых барабанах. Центральный барабан (пролет ок. 9 м) чуть больше и выше угловых (ок. 7 м). Все К. покрыты позолоченными луковичными главами (изначально шлемовидные, были заменены в XVII, XIX и нач. XX в.). Особенностью расположения К. является то, что они сдвинуты к востоку; т. о., центральный К. осеняет амвон, 2 восточных - диаконник и жертвенник, скрытые за иконостасом, а 2 западных - наос. Успенский собор Московского Кремля, как главный кафедральный храм России, стал важнейшим иконографическим образцом и одним из национальных архитектурных символов. По его подобию строили рус. 5-главые соборы вплоть до сер. XVIII в., когда эта схема органично вписалась в новую архитектуру барокко. Наиболее ранним подражанием, хотя и наделенным индивидуальным обликом, является собор арх. Михаила в Московском Кремле (1505-1508, архит. Алевиз Новый), выстроенный в формах венецианского Ренессанса. Крестово-купольный храм увенчан 5 К. на барабанах (центральный крупнее), сдвинутых к востоку. Первоначально шлемовидные главы были из черной лощеной черепицы. В XVII в. черепица уступила место луженому железу. Покрытия К. менялись после пожаров, в т. ч. в 1737 г. была сделана центральная золоченая луковичная глава, а угловые главы были выкрашены в зеленый цвет (позднее стали шлемовидными серебристыми). Собор Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле. 1475–1479 гг. Собор Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле. 1475–1479 гг. Большинство крупных монастырских и городских соборов XVI в. повторяют образ Успенского собора Московского Кремля с 5 крупными луковичными главами на цилиндрических барабанах (Успенский собор в Ростове, 1508-1512, перестроен в XVII в.; Преображенский собор Хутынского мон-ря, 1515; Успенский собор в Тихвине, 1507-1515; Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, строительство начато ок. 1525, перестроен во 2-й пол. XVI в.; Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1559-1585, с центральной золоченой главой и угловыми синими с золотыми звездами; Софийский собор в Вологде, 1568-1570).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме. И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын великий князь Василий III , при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени. Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг., собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора - «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от которого в наст. время сохранился подвал. Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Новый , из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль. Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиорованти в Успенском соборе , но и вернулся к крестово-купольной системе с применением, в основном, полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма. Это вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшую древнерусские храмовые постройки. Затесненность внутреннего пространства усугубляется здесь тем, что сложенные из кирпича столпы имеют высокие постаменты, увеличивающие их сечение. При традиционности конструктивно-планировочного решения собор был украшен элементами светской ренессансной архитектуры. В западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы . Приделы Иоанна Предтечи у южной абсиды и мч. Уара у северной пристроены в середине XVI в. Обе эти придельные церкви одноглавые, с особыми входами со стороны площади. Придел св. мч. Уара был переименован по имени св. мученика царевича Димитрия , погребенного в соборе и родившегося в день памяти св. Уара в 1583 г. Здание построено из белого камня, высота основного объема 21 метр.

http://drevo-info.ru/articles/22855.html

Село Остров впервые упоминается в завещании великого князя Ивана Калитыв 1328 году, и с тех пор на протяжении многих поколений оно передавалось по наследству от отца к старшему сыну. Это указывало на особое значение великокняжеской вотчины в Острове. История села и великолепной Преображенской церкви связаны с именами Бориса Годунова, графа Алексея Орлова-Чесменского, его дочери тайной монахини Агнии, преподобного Пимена Угрешского и святителя Иннокентия Московского. В 1380 году накануне Куликовской битвы великий князь Дмитрий Донской остановился с дружиной на отдых в шатрах недалеко от села Остров. Во время отдыха князю явился образ Николая Чудотворца, который чудесно парил в воздухе над сосной. На месте этого чуда впоследствии был основан Николо-Угрешский монастырь, который, таким образом, появился здесь благодаря соседству с дворцовым селом Остров – вотчиной всех великих князей и царей вплоть до XVIIIcmoлemuя. В царствование Алексея Михайловича в селе Остров уже стоял великолепный каменный шатровый храм Преображения Господня. Точная датировка и авторство церкви многие годы вызывала споры среди археологов и церковных историков. В метрике конца XIX века указывалось, что храм построен при Иване Грозном. Согласно другому свидетельству, храм появился раньше и был посвящен избавлению от нашествия на Москву хана Мехмед-Гирея. В настоящее время считается, что Преображенский храм был воздвигнут в начале XVII века Борисом Годуновым, который пытался обстроить собственную подмосковную резиденцию по образцу царского села Коломенского. Отсюда и перекличка с обликом церкви Вознесения в Коломенском и сходное расположение в природном ландшафте на холме у реки. Часовня св. Димитрия Донского и вид на Угрешский монастырь Облик храма в селе Остров поражал путешественников, писателей и любителей старины во все времена. Один из них – Н. Д. Иванчин-Писарев – предположил, что архитектором такого выдающегося храма мог быть итальянский мастер Алевиз Новый – автор проекта Архангельского собора московского Кремля. Преображенский храм в Острове также ставили в один ряд с признанными церковными шедеврами XVI столетия: храмом Василия Блаженного, церковью Вознесения в Коломенском, храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Несмотря на кажущееся сходство с памятниками этого ряда, церковь в селе Остров не похожа ни на один из них. Она будто собрана из трех разнородных частей: «европейского» центрального столпа, «московских» шатра и кокошников, и двух «псковских» боковых приделов. Разнообразие форм подмосковной церкви породило интересную версию, что ее одновременно строили два архитектора – русский и иноземец.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Соборы Москвы - Церковь Антипы Пергамского Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Церковь Антипы Пергамского на Колымажном дворе Округ: Центральный, Район: Хамовники, Адрес: Колымажный пер., 8 . Состояние: Недействующий. Датировка: 16 век (предп. - 1530-е). Обновление: 1739-1741 - Никольский придел. Архитектор: вероятно, основа - Алевиз Фрязин Новый. Вернуться к списку храмов Москвы Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/hram-h138

Соборы Москвы - Церковь Илии Пророка (Благовещения) Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Церковь Илии Пророка (Благовещения) " что под Сосенками " на Воронцовом поле Округ: Центральный, Район: Таганский, Адрес: ул. Воронцово поле, 16 . Состояние: Действующий. Датировка: 16 век (1514-1515). Обновление: 1589 - боковые приделы, 1653 - двухшатровый храм, 1702 - пристроен новый большой Храм Благовещения, 1745 - колокольня, 1876-1878 - переоформление стен в псевдорусском стиле, арх. П.П.Зыков. Архитектор: Алевиз Новый; 1876-1878 - П.П.Зыков. Примечание: Шатровые?. Вернуться к списку храмов Москвы Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/hram-h164

Соборы Москвы - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове Округ: Южный, Район: Даниловский, Адрес: Восточная ул., 6 . Состояние: Действующий. Датировка: 16 век (1509-1509). Обновление: 1849-1855 - трапезная и колокольня перестроены. Архитектор: Алевиз Фрязин Новый. Вернуться к списку храмов Москвы Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/hram-h305

Соборы Москвы - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на сенях во дворце Округ: Центральный, Район: Китай-город, Адрес: Кремль, Дворцовая ул. . Монастырь: Кремль . Состояние: Недействующий. Датировка: 16 век (1514-1514). Обновление: 1613 - придел во имя Никиты Столпника, Переславского чудотворца. Архитектор: Алевиз Новый (Фрязин). Вернуться к списку храмов Москвы Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/hram-h10

Соборы Москвы - Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи что под Бором Округ: Центральный, Район: Замоскворечье, Адрес: Черниговский пер., 2 (Пятницкая ул., 4 - колок.) . Состояние: Действующий. Датировка: 16 век (1514-1514). Обновление: 1758 - трапезная, 1758 - отдельная колокольня. Архитектор: Алевиз Фрязин Новый. Вернуться к списку храмов Москвы Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/hram-h195

Четыре храма в московском Зарядье восстановят к концу лета 2016 года 28 ноября 2014 г. 18:49 28 ноября 2014 года началась комплексная научная реставрация четырех храмов Патриаршего подворья в Зарядье — церквей вмц. Варвары, Максима Блаженного, Георгия Победоносца на Псковской горе и Пророчицы Анны в углу Китай-города. Победителем общегородского тендера на право производства работ стала Реставрационно-строительная компания «Возрождение». По словам руководителя столичного Департамента по конкурентной политике Геннадия Дегтева, в один лот здания четырех храмов-памятников были определены, чтобы сохранить единый подход к организации и проведению ремонтно-реставрационных работ. По результатам открытого конкурса цена контракта снизилась на 15 % по сравнению с первоначальной, составив 272 769 тыс. руб. Это знаковый для города проект: после реставрационных работ знаменитые церкви Зарядья станут своеобразным фасадом новой парковой зоны между набережной Москвы-реки и ул. Варваркой. В храме вмц. Варвары, в частности, отремонтируют фасад, восстановят монументальную масляную живопись и лепной декор. В Георгиевском храме воссоздадут ступени и крыльцо из натурального камня. Контракт реализуется в рамках городской целевой программы «Культура Москвы» (2012-2016г.г.) и рассчитан на 685 дней, то есть должен быть выполнен до окончания летнего строительного сезона 2016 года. Церковь вмц. Варвары известна с 1514 г. (архитектор Алевиз Новый). Современное здание возведено в 1796-1801 гг. Родионом Казаковым. Церковь Максима Блаженного возведена в 1698 г. (колокольня — в 1829 г.), здесь сохранились фрагменты росписи XVIII-XIX вв. и две белокаменные закладные доски. Церковь Георгия на Псковской горе впервые упоминается в 1426г. как Покровская, современное здание возникло в 1818 г. Церковь Пророчицы Анны построена во второй четверти XVI в., неоднократно перестраивалась. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010