В янв. 1926 г. в Париже К. участвовал в религ. собеседованиях рус. религ. деятелей с франц. католиками и протестантами. В 1928 г. вошел в Албания святого и прп. Сергия содружество , объединившее православных и англикан. В 1932 г. вместе с коллегами участвовал в обсуждении проблемы «Церковь, народ и государство» на экуменической конференции в Оксфорде. В 1931 г. К. выступал на 5-й англо-рус. конференции в Хай-Ли с докладом «Церковь в ее историческом исполнении». В нояб. 1936 г. участвовал вместе с прот. С. Булгаковым, В. В. Зеньковским, прот. Г. Флоровским в конгрессе православных богословов в Афинах, что свидетельствовало о высоком международном признании богословской школы Свято-Сергиевского ин-та. В 1937-1938 гг. К. жил в Греции, изучал совр. историю Вост. Церкви на богословском фак-те Афинского ун-та. Здесь им был прочитан курс лекций для преподавателей ун-та, эти лекции также посещали члены Синода Элладской Православной Церкви . В 1938 г. в связи с празднованием 950-летия Крещения Руси он выступил с публичными лекциями в ряде городов Чехословакии (Праге, Братиславе и др.). Летом и осенью того же года К. посетил США, где также в связи с празднованием юбилея Крещения Руси прочитал много лекций для соотечественников и представителей амер. христ. орг-ций. Осенью 1939 г., после начала второй мировой войны, К. настоял на продолжении обучения в богословском Сергиевском ин-те, несмотря на возникшие материальные трудности и отсутствие ряда преподавателей. Он вновь начал вести помимо истории Церкви курс Ветхого Завета и евр. языка, а также взял на себя обязанности инспектора ин-та. В янв. 1943 г. К. был вызван в гестапо и допрошен по поводу его связей с заграницей и участия в экуменической деятельности, но арестован не был. В 1944 г. К. был удостоен парижским Свято-Сергиевским богословским ин-том звания доктора церковной истории honoris causa за работу над учебником по исагогике. 13 февр. того же года он выступил с актовой речью, в которой изложил основные идеи курса (в 1947 речь была издана под названием «Ветхозаветная библейская критика») и говорил о необходимости использования в правосл. библеистике метода исторической критики. Речь вызвала в среде рус. богословов неоднозначную реакцию, но тем не менее К. поставил перед правосл. библеистикой новые задачи и наметил пути ее дальнейшего развития.

http://pravenc.ru/text/1681179.html

Образовалась в Лаосе в XXI в. Это православная община Московского Патриархата, которую окормляет игумен Олег (Черепанин), периодически приезжающий для этого в страну. В общину входят несколько лаосцев, принявших Православие. Некоторые из них проходят обучение в Санкт-Петербургской духовной академии, а по прибытии на родину организовывают миссионерские поездки, во время которых проповедуют, исполняют христианские песнопения, проводят катехизаторские беседы. В настоящее время несколько лаосских студентов изучают Православие и несут приходские послушания в Таиланде. Очевидна необходимость открытия православной миссии в Лаосе. Миссия русской эмиграции. После государственного переворота и кровопролития 1917–1920 гг. из России во все стороны света хлынули потоки беженцев. По разным оценкам, за границей оказалось до 3–4 млн. эмигрантов. Трагические переживания многих русских, потерявших Отечество, привели их к религиозной вере и к православию. Возврат русской интеллигенции в лоно Церкви стал характерным явлением для русской эмиграции. Интенсивно шло формирование приходов и строительство храмов. Например, только во Франции к 1946 г. их было 63. Храмы были переполнены молящимися. Вокруг них создавались школы, библиотеки, хоры, молодежные и благотворительные организации. В жизни православных общин русской эмиграции было много проблем, но особо остро вставал вопрос о спасении молодежи. В начале 1920-х гг. единомысленные священники и профессора, видевшие главную задачу своего пребывания за рубежом в спасении и воспитании православной молодежи, стали объединяться и планировать свои действия под руководством митр. Евлогия (Георгиевского). В результате была проведена молодежная конференция и организовано Русское Христианское Студенческое движение (РХСД). Также православными эмигрантами переводились и издавались богослужебные и душеполезные книги, выпускались газеты и журналы, проводилась работа по сближению и просвещению протестантов и католиков. Русские религиозные философы и богословы, эмигрировавшие из России, знакомили Запад с наследием Русской Православной Церкви, выполняя, таким образом, роль миссионеров. В Париже было основано несколько высших учебных заведений, в том числе Свято-Сергиевский Богословский институт, ставший главным научным и духовным центром Русской Церкви в Европе, важнейшей точкой соприкосновения восточного православия и западного христианства. Знакомству Запада (преимущественно англичан) с православием способствовало Содружество св. Албания и прп. Сергия, основанное в 1928 г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Эта встреча определила всю его последующую жизнь: «Как только я 14-летним мальчиком прочел Евангелие, я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа. И тогда, еще подростком, вовремя и не вовремя, на школьной скамье, в метро, в детских лагерях я стал говорить о Христе, каким Он мне открылся: как жизнь, как радость, как смысл, как нечто настолько новое, что оно обновляло все. Если не было бы недопустимым применять к себе слова Священного Писания, я мог бы сказать вместе с апостолом Павлом: «Горе мне, если не благовествую» ( 1 Кор. 9. 16 ). Горе, потому что не делиться этим чудом было бы преступлением перед Богом, это чудо совершившим, и перед людьми, которые по всей земле сейчас жаждут живого слова о Боге, о человеке, о жизни…» С. 109—114]. Андрей Блум окончил Сорбонну и стал врачом. В 1931 г. он был посвящен в стихарь в Трехсвятительском храме Московской Патриархии в Париже, в 1939 г., перед уходом на фронт, тайно принял монашеские обеты и был наречен Антонием. Во время оккупации Франции он был врачом в немецком госпитале, при этом сотрудничая с движением Сопротивления. После войны он продолжал работать врачом до 1948 г., когда митр. Серафим (Лукьянов) рукоположил его во диакона, а затем во иерея и направил в Лондон духовным руководителем православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и прп. Сергия. К этому времени в Великобритании был всего лишь один приход РПЦ, который посещали в основном эмигранты первой волны. По словам владыки, в Англию из России было допущено менее 700 человек 286 . Община вымирала. Кроме того, очень трудно было и оставаться верными Московской Патриархии, «соучаствовать, — по словами владыки, — в ее видимом позоре» 287 . В своем пастырском служении отец Антоний принял позицию не поддержания этнической и культурной замкнутости, а преодоления этой замкнутости: «Мы стали создавать закрытые общины. Люди приходят в Церковь для того, чтобы отдохнуть душой от того, что представляет собой внешняя жизнь. Тогда как надо было бы приходить в Церковь встретиться лицом к лицу с Христом и услышать Его слова: «Я посылаю [вас] как овец среди волков» ( Мф. 10. 16 ; Лк. 10. 3 ). Роль Церкви в том, чтобы вдохновлять людей идти в мир и этот мир преобразовывать». Владыка считал, что каждый мирянин или священник обязан был идти в мир и освящать его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

протоиерея Иакова Смирнова (1732–5.10.1815), псаломщик (с 1776), настоятель (1780–1840). (1813–15.10.1875), настоятель (1842–1875). (1845–4.1.1923), настоятель (1877–1923). протоиерея Иоанна Лелюхина (30.1.1883–2.5.1945), второй священник (с 1919), настоятель (1923–1926). (24.7.1896–22.8.1963), настоятель Синодального прихода (1933–1936); помощник настоятеля (1955–1956). протоиерея Симеона Солодовникова (1.2.1883–20.3.1939), настоятель Синодального прихода (1936). протоиерея Николая Бера (27.3.1879– 9.3.1940), настоятель Патриаршего (с 1931 г. Евлогианского) прихода (1927–1940). протоиерея Владимира Феокритова (15.7.1881–10.7.1950), певчий (с 1908), диакон (с 1914), священник (1939); настоятель Евлогианского (с 1945 г. Патриаршего) прихода (1940–1950). иеромонаха Варфоломея (Кассано) (?–23.6.1746), псаломщик (с 1716), настоятель (1737–1746), племянник архимандрита Геннадия. схи-иеромонаха Иоанна (Дьяковского) в монашестве Ефрем (?–1795), настоятель (1766–1768) (в сане иеромонаха), позднее насельник Нямецкого монастыря в Молдавии, ученик прп. Паисия (Величковского) . иерея Стефана Ивановского (?–13.2.1765), псаломщик (с 1739) настоятель (1749–1765). иерея Василия Попова О упокоении Священнослужителей Русской Успенской церкви в Лондоне митрополита Серафима (Лукьянова) (1879–18.2.1959), служил в Успенской церкви в 1926 г. (в сане архиепископа, на правах викарного епископа митрополита Евлогия). архиепископа Нафанаила (Львова) (1906–7.11.1986), в 1950–1952 гг.управляющий приходами Зарубежной Церкви в Великобритании. архимандрита Николая (Гиббса) (1876–24.3.1963), (в миру Чарльз Сидней Гиббс, учитель царских детей страстотерпцев Алексия, Марии и Анастасии) служил в Синодальном приходе в 1937–1940 гг. архимандрита Льва (Жилле) (1893–29.3.1980), настоятель церкви свт. Василия Великого при Содружестве мученика Албания и преподобного Сергия в Лондоне (1944–1980); временами служил в Патриаршем приходе. архимандрита Лазаря (Мура) (1902–27.11.1992), помощник настоятеля Синодального прихода (1949–1951) (в сане игумена).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из них наибольшую известность получил доклад «Богословское понятие человеческой личности», в к-ром Л. на основании святоотеческой христологии отстаивает тезис о том, что личность не есть индивид , и утверждает ее «несводимость к природе». Значительное место в жизни Л. занимала экуменическая деятельность. В окт. 1947 г. в Оксфорде на межконфессиональной встрече, посвященной теме Filioque, он прочитал доклад «Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице» (La Procession du Saint-Esprit dans la doctrine trinitaire orthodoxe; опубл. в 1948). Доклад содержит обстоятельный анализ зап. пневматологии, а также сопоставление католич. доктрины Filioque с правосл. учением о монархии Отца. С 1947 г. Л. принимал участие в ежегодных конференциях, к-рые организовывало Албания святого и прп. Сергия содружество в г. Абингдон в Великобритании, созданное с целью развития богословского диалога между православными и англиканами. Здесь он приобрел известность как главный выразитель правосл. миросозерцания. На экуменических встречах Л. отстаивал свое видение Filioque, усматривая в нем основное богословское отличие католичества и протестантизма от православия. Когда на Московском архиерейском Соборе 1948 г. был принят ряд антикатолич. положений, Л. не стал от них отмежевываться, что затруднило его общение с кард. Ж. Даниелу, кард. А. де Любаком и др. католич. теологами и привело к прекращению сотрудничества с ж. «Dieu Vivant». В 1949 г. Л. опубликовал ст. «Всесвятая» (Panaghia), посвященную богословским основаниям и сотериологическому смыслу почитания Божией Матери в правосл. Церкви. В статье он истолковывает библейские, святоотеческие и литургические свидетельства о Пресв. Богородице в свете догматического осмысления Боговоплощения. Опираясь при этом на понимание Свящ. Предания как подаваемой Св. Духом способности восприятия богооткровенной истины, а также на различение домостроительства Второго и Третьего Божественных Лиц, Л. раскрывает правосл. видение святости Божией Матери. В 1950 г. вышла в свет ст. «Соблазны церковного сознания», посвященная вопросам взаимодействия Церкви и общества. Л. настаивает на недопустимости подчинения Церкви каким бы то ни было культурным, социальным, национальным и политическим интересам. При этом канонические правила, регулирующие церковную жизнь, он рассматривает в качестве средства выражения самобытности Церкви, препятствующего ее смешению с миром.

http://pravenc.ru/text/2110739.html

В своей книге Revelation of Life Eternal (1960) Арсеньев рисует очертания христианского отношения к религиозным поискам и верованиям человечества, выходящим за пределы иудео-христианского откровения. В своих утверждениях он исходит из того, что «существует некое знание Бога или тоска, тяга и потребность в Его поиске, которая дана всем» (Arseniev 1982, p. 41). Арсеньев утверждает, что в религиозных традициях одновременно сосуществуют как «высшее представление или, скорее, высший опыт Бога», так и «хлам и мусор зачастую морально отталкивающих и даже нелепых политеистических и полидемонистических концепций» (Arseniev 1982, p. 47). Но даже в анимистических религиях, в которых доминируют последние, может произойти прорыв высшей концепции божественности, такой, как понятие «милосердного Верховного Отца». Арсеньев приводит ряд примеров этого явления, начиная с бушменов Южной Африки, буддийского понятия нирваны школы Хинаяны, ацтеков Мексики, и заканчивая пигмеями Африки. Он оспаривает давно устоявшееся мнение о том, что в истории религии произошла эволюция от низших форм в высшие. Ссылаясь на примеры антропологических исследований религиозных верований и практик в досовременных обществах, Арсеньев утверждает, что «во многих случаях [наблюдается] эволюция упадка, религиозного ухудшения» (Arseniev 1982, стр. 47–51, 53–58). Взгляд Арсеньева на нехристианские религии решительно предвзят: ценности, представленные в иудео-христианской традиции, являются мерилом, при помощи которого он измеряет другие религиозные традиции и обычаи. Лев Жилле (1893–1980) занимался межрелигиозным диалогом задолго до появления организованных межрелигиозных движений. Жилле, более известный под своим псевдонимом «монах Восточной Церкви», был французским католическим священником и монахом, присоединившимся к православной церкви в Париже в 1928 г. В 1938 г. он переехал в Англию, где был тесно связан с Содружеством св. Албания и прп. Сергия и занимался еврейско-христианскими отношениями. В первые годы своего пребывания в Англии он был капелланом общежития, в котором жили молодые иудеи и христиане-беженцы еврейского происхождения из Германии и Австрии, пока британские власти не задержали его обитателей, объявив их «враждебными чужаками» в начале 1940-х гг.

http://bogoslov.ru/article/6027646

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 13 декабря исполняется 25 лет со дня кончины выдающегося православного богослова и миссионера протопресвитера Александра Шмемана. На книгах отца Александра воспитаны поколения православных пастырей и богословов не только в далекой Америке, где на протяжении 20 лет он возглавлял одну из лучших богословских школ православного мира, но и в постсоветской России. Его книги «Евхаристия: Таинство Царства», «Водою и духом», «Великий пост» до сих пор остаются незаменимым наставлением в вере. В Православном просветительском центре при храме Феодоровской иконы Божией Матери (ул. Миргородская, д. 1) в память об отце Александре пройдут мероприятия: – 13 декабря в 13 часов: лекция протоиерея Георгия Митрофанова " Личность и произведения Александра Солженицына в творчестве протопресвитера Александра Шмемана " – 14 декабря в 19 часов: вечер памяти отца Александра Шмемана. Справка: Протопресвитер Александр Шмеман родился 13 сентября 1921 года в Ревеле. До 1928 года жил с родителями в Эстонии, затем год в Белграде, а с 1929 года – в Париже. В 1945 году окончил Парижский Богословский институт, был оставлен при кафедре церковной истории. Женился на Ульяне Осоргиной, родившей ему троих детей. В 1946 году был рукоположен в священники. В 1951 году стал преподавателем Свято-Владимирской семинарии и поселился с семьей в Нью-Йорке. В 1959 году защитил в Париже докторскую диссертацию по литургическому богословию. С 1962 года – декан Свято-Владимирской семинарии. Принимал активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД) и Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Скончался 13 декабря 1983 года, в день прп. Германа Аляскинского. ИА «Вода живая», 15.11.2008.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-11-15/1...

Ботвиновский Иаков Онисимович (ок. 1863–?), священник. Член Собора по избранию как клирик от Киевской епархии. Священник Покровской церкви местечка Смелы Черкасского уезда Киевской епархии. Окончил духовную семинарию. Член Всеукраинского Церковного Собора 1918 г. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), профессор, протоиерей. Член Собора по избранию как мирянин от Таврической епархии. Избран членом Высшего Церковного Совета от мирян. В 1894 г. окончил юридический факультет Московского университета. С 1906 г. профессор политической экономии Московского коммерческого института и приват-доцент Московского университета. Член Московского религиозно-философского общества, член II Государственной думы от Орловской губ., беспартийный «христианский социалист». Эволюционировал от марксизма к религиозной философии. В 1912 г. защитил докторскую диссертацию в Московском университете на тему «Философия хозяйства». В 1917–1918 гг. профессор Московского университета. В 1918 г. рукоположен во иерея. Поселился в Крыму, в 1918–1919 гг. профессор политической экономии Симферопольского университета, в 1920–1922 гг. помощник настоятеля ялтинского собора. В 1922 г. арестован в Крыму, приговорен к расстрелу, который был заменен высылкой из России, выслан в Константинополь, поселился в Праге, состоял в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского), в 1924–1925 гг. профессор по кафедре канонического права и богословия русского юридического факультета в Праге. В 1924 г. основатель и руководитель Братства Св. Софии. В июле 1925 г. переехал в Париж, член Комитета по сооружению Сергиевского подворья в Париже, в 1925–1944 гг. помощник наместника Сергиевского подворья, профессор по кафедре догматического богословия, с 1943 г. почетный доктор церковных наук Св.-Сергиевского института, его первый декан. Участник многих съездов РСХД, вице-председатель Англо-православного содружества св. Албания и прп. Сергия. Автор многочисленных книг и статей. Скончался в Париже. Василий (Богоявленский Василий Дмитриевич ; 1867–1918), священномученик, архиепископ. Член Собора по приглашению Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В Петербурге пройдут мероприятия памяти протопресвитера Александра Шмемана 17 ноября 2008 г. 15:20 13 декабря исполняется 25 лет со дня кончины православного богослова и миссионера протопресвитера Александра Шмемана. В Православном просветительском центре при храме Феодоровской иконы Божией Матери в память об отце Александре пройдут мероприятия: Протопресвитер Александр Шмеман родился 13 сентября 1921 года в Ревеле. До 1928 года жил с родителями в Эстонии, затем год в Белграде, а с 1929 года — в Париже. В 1945 году окончил Парижский Богословский институт, был оставлен при кафедре церковной истории. Женился на Ульяне Осоргиной, родившей ему троих детей. В 1946 году был рукоположен в священники. В 1951 году стал преподавателем Свято-Владимирской семинарии и поселился с семьей в Нью-Йорке. В 1959 году защитил в Париже докторскую диссертацию по литургическому богословию. С 1962 года — декан Свято-Владимирской семинарии. Принимал активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД) и Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Скончался 13 декабря 1983 года, в день прп. Германа Аляскинского. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/489750.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Шмеман Александр, протопр. Протопресвитер Александр Шмеман (1921 — 1983 гг.)- церковный деятель, богослов, проповедник. Родился в Ревеле. До 1928 г. жил с родителями в Эстонии, затем год в Белграде, а с 1929 г. в Париже.Среднее образование получил в Париже — сначала в русском кадетском корпусе, затем во французском лицее Carnot (закончил в 1939 г.).С 1937 г. принимал участие в работе Англо-Русского Содружества св. Албания и прп. Сергия. В 1940–1945 г. учился в парижском Богословском институте, был оставлен при кафедре церковной истории. Уже с третьего курса его излюбленными предметами стала церковная история, в особенности древняя и византийская.В 1951 с женой и тремя детьми переселился в Нью-Йорк, приняв приглашение Св. Владимирской семинарии. В 1959 г. защитил в Париже докторскую диссертацию по литургическому богословию. С 1962 — декан Свято-Владимирской Семинарии. Почетный доктор ряда университетов, член Митрополичьего совета, неустанный проповедник по приходам, его голос нередко звучал по радио в передачах для России. Великий пост Главное стремление богословия Шмемана — выявить единство богослужения, вероучения и жизни Церкви. Конечно, Церковь в своей сердцевине остается такой же, какой она была создана в Пятидесятницу. Самое популярное Сейчас в разделе 1895  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/1/knigi/knigi-pro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010