Николай Михайлович (9.10.1898, Москва - 25.08.1980, Оксфорд, Великобритания), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения. Род. в семье врача и общественного деятеля М. С. Зёрнова. Окончил гимназию Поливанова с золотой медалью. В 1917 г. поступил на медицинский фак-т Московского ун-та. В 1921 г. покинул Россию. В 1925 г. окончил Богословский фак-т Белградского ун-та, где учился вместе с буд. свт. Иоанном (Максимовичем) , архим. Киприаном (Керном) , протопр. Николаем Афанасьевым , еп. Григорием (Граббе) и др. На Карловацком Соборе 1921 г. поддержал еп. Вениамина (Федченкова ; впосл. митрополит) в полемике с митр. Антонием (Храповицким) . З. был одним из организаторов и участников студенческого кружка, в который также входили митрополиты Вениамин и Антоний, еп. Жичский, свт. Николай (Велимирович) , прот. Василий Зеньковский , С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ). З. принял активное участие в создании Русского студенческого христианского движения (РСХД), был его секретарем (1925-1930), редактором «Вестника РСХД» (с 1925 по 1929). В 1930-1932 гг. обучался в аспирантуре Оксфордского ун-та. Принимал участие в создании Православного Богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже . С 1934 по 1947 г. был секретарем Албания святого и преподобного Сергия содружества . В 1947-1966 гг. преподавал в Оксфорде основы восточноправосл. культуры. З.- д-р философии (1932), богословия (1966), принципал колледжа Маланкарской Церкви в Юж. Индии (1953-1954). В 1960-1961 гг. дважды посетил СССР. В 1965 г. совершил миссионерскую поездку на острова Тихого океана и в Австралию. Профессор богословия в амер. ун-тах Айовы, Дру, Дьюка. Член Королевского об-ва лит-ры в Лондоне. В рамках Содружества св. Албания и прп. Сергия совместно с супругой, М. В. Зёрновой (урожд. Лавровой), руководил работой открытых ими домов св. Василия Великого в Лондоне и святых Григория Нисского и Макрины в Оксфорде. Сестра З., София (1899-1972), организовала правосл. детский дом в Монжероне (близ Парижа), др. сестра, Мария (в замужестве Кульман, 1902-1965), основала в Лондоне Пушкинский клуб и была его директором.

http://pravenc.ru/text/199761.html

Но что еще важнее, это то, что ко всем этим суммам усопший пастырь прилагал свое собственное сердце и что его деятельность была выражением его сострадательной любви к людям вообще и в частности к русским. Не откажите принять, и если найдете возможным, передать Его Святейшеству Папе Римскому и Бельгийской пастве выражение моего сердечного соболезнования по поводу смерти Кардинала Мерсье, которая является потерей всего римско-католического мира и даже всего человечества, столь оскудевшего в настоящее время носителями евангельской любви и самопожертвования, коим Бог одарил усопшего в такой высокой степени. Далее приводит ответ на это письмо Папского Нунция, а также письмо от Викарного епископа Малинской архиепископии с благодарностями за соболезнования и фотокарточкой Кардинала. Говоря о взаимоотношениях Православной Церкви с Англиканской стоит упомянуть о том, что еще в 1923 году Н.М. Зернов стал инициатором организации англо-русской студенческой конференции, посвященной вопросам ознакомления молодежи с церковными традициями Русской Православной и Англиканской Церквей. Конференция состоялась в январе 1927 года, в ней принимали участие 20 англикан и 12 православных. Англикане были весьма заинтересованы докладами и беседами приехавших из Парижа прот. Сергия Булгакова , С.С. Безобразова. После второй конференции (1928 г.) было создано Содружество св. Албания и прп. Сергия. Его сопредседателями стали митр. Евлогий (Георгиевский) и еп. Трурский Уолтер Фрир, вице-председателем – прот. Сергий Булгаков . Уже в июне 1928 г. вышел первый номер «Журнала святого Албания и преподобного Сергия». Ежегодно стали проходить конференции, которые собирали ведущих православных богословов и философов: А.В. Карташева , Н.А. Бердяева , свящ. С. Четверикова, прот. Г. Флоровского , В. В. Зеньковского , Г.П. Федотова , В.В. Вейдле, Н.С. Арсеньева, а также студентов, профессоров и богословов Англии. 802 В истории содружества можно различить пять периодов. 803 Отличительной чертой первого периода (19281939) были конференции, которые проходили на высоком богословском уровне. Они делились на две части: для студентов и для членов содружества. Местом проведения большинства конференций стал Хай Лей в Ходдесдоне. На эти ежегодные летние съезды собирались все больше ведущих богословов. Из Парижа приезжал Н. Бердяев , А. Карташев , свящ. Сергий Четвериков , прот. Георгий Флоровский , В. В. Зеньковский , Г.П. Федотов и Владимир Вейдле. Из Польши – профессор Н.С. Арсеньев. Среди англиканских участников были епископ Хэдлем, каноник Оливер Квик, Н.П. Вильямс, Леонард Ходжсон и Х.Л. Гудж. Из молодых богословов были Майкл Рамсей, Эрик Маскаль, Эрик Эббот и многие другие. 804

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1939-1945 гг. по благословению митр. Евлогия А. осуществлял пастырское служение в православно-англикан. братстве св. Албания и прп. Сергия Радонежского (см. Албания св. и прп. Сергия содружество ). В период второй мировой войны, получив британское подданство, А. служил военным капелланом, окормляя правосл. военнослужащих в Англии и Шотландии, а также правосл. жителей Сев. Ирландии, на его пастырском попечении находилась также румын. община в Лондоне. После 1945 г. по благословению митр. Евлогия А. был назначен в новообразованный приход в Амстердаме, а в марте 1946 г. отозван в Париж. По рекомендации В. Н. Лосского в окт. 1946 г. А. был приглашен прот. Евграфом Ковалевским, ректором Французского православного ин-та св. Дионисия в Париже , на должность профессора кафедры патристики и истории литургии. 24 нояб. 1946 г. Патриаршим экзархом в Зап. Европе митр. Серафимом (Лукьяновым) А. был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором ин-та св. Дионисия, где преподавал до 1950 г. Систематически читал лекции по вопросам богословия и литургики в Англии, Германии, Австрии, в Женеве. Особое внимание А. обращал на проблему, остававшуюся для него главной на протяжении всей жизни,- восстановление Православия зап. обряда. С кон. 50-х гг. преподавал патристику и литургику в семинарии в Вильмуасоне близ Парижа. После кончины 7 февр. 1958 г. проф. В. Н. Лосского А. заместил его на кафедре догматического богословия, передав кафедру патристики еп. Волоколамскому, вик. Патриаршего экзарха в Зап. Европе, Василию (Кривошеину). В марте 1959 г. архиеп. Клишийский, Патриарший экзарх в Зап. Европе, Николай (Еремин) направил А. в клир Трехсвятительского подворья МП в Париже и поручил пастырское окормление прихода храма прп. Сергия и Германа Валаамских в Вильмуасоне. В июне 1960 г. по приглашению Святейшего Патриарха Алексия I А. впервые посетил Москву. Во внимание к его усердному служению 16 июня 1960 г. Патриарх даровал А. право ношения Патриаршего креста. 31 авг. этого же года А. был назначен 2-м викарием Патриаршего экзарха в Зап. Европе с титулом епископа Мёдонского. 31 окт. в храме Трехсвятительского подворья в Париже А. был наречен, а 1 нояб. того же года хиротонисан во епископа Мёдонского. 11 мая 1963 г. награжден орденом св. кн. Владимира 2-й степени. Этот период служения А. отмечен многочисленными публикациями в европ. богословских изданиях по вопросам патрологии, литургики, экуменизма и плодотворным участием в деятельности богословской комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей .

http://pravenc.ru/text/64648.html

  СОДРУЖЕСТВО СВ. АЛБАНИЯ И ПРП. СЕРГИЯ ___________________________________________ 3 ноября 1933 года Строго конфиденциально. Дорогие члены Исполнительного комитета, хочу предложить вам краткое содержание дискуссии проекта интеркоммуниона, предложенного о. Сергием Булгаковым, которая развернулась на заседании Братства Св. Софии 29 октября 1933 года в Париже. Это братство включает в себя большинство русских богословов, проживающих в Западной Европе. На этой специальной встрече присутствовали следующие члены братства: митрополит Евлогий, свящ. И. Смирнов, свящ. проф. С. Булгаков, свящ. проф. Г. Флоровский, проф. А. Карташев, Г. Федотов, Н. Афанасьев, Б. Сове и другие, включая меня самого. Таким образом, предложенный интеркоммунион — это не нарушение церковной соборности, но ее правильное применение в конкретной ситуации, в которую поставлены члены Содружества. Действовать в соответствии с принципом церковной соборности означает отвечать верностью на призыв Святого Духа, Подателя жизни и Источника всякой правды. Далее последовала оживленная дискуссия: Свящ. Смирнов сказал, что проект о. Сергия Булгакова всецело зависит от сохранения апостольской преемственности англиканами, и он сам совсем не уверен, что они ее сохранили. Свящ. Флоровский заявил, что он против всего, что сказал о. Сергий Булгаков. Апостольское преемство, по определению свящ.-проф. Тёрнера, это непрерывная преемственность епископов одного и того же престола. С этой точки зрения англиканская иерархия не имеет апостольской преемственности, так как ее епископы являются схизматиками. Если мы признаем действительность рукоположений, мы должны принять реальность евхаристии, и это означает, что разделение Церкви влияет только на ее человеческий аспект, в то время как божественная природа Церкви остается единой во всех ее частях, обладающих действительной иерархией. Проект о. Сергия Булгакова нарушает принцип соборности, который является прямо противоположным всему партикулярному, частичному. Проект слишком индивидуалистичный, поэтому протестантский. Он будет иметь самые разрушительные последствия для деятельности Содружества. Англикане будут сбиты с толку этим проектом. Интеркоммунион может быть осуществлен, только когда большинство англикан достигнут того же уровня кафоличности, как Читти например. Задача Содружества состоит в том, чтобы способствовать возрастанию кафолической традиции в Английской Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6193014

См.: Булгаков С., прот. Лозаннская конференция и папская энциклика//Путь. 1928. 13. С. 77. За это время было проведено семь англо-православных конференций, в которых участвовали митр. Евлогий (Георгиевский), о. Сергий Булгаков, о. Василий Зеньковский, о. Геор гий Флоровский, о. Сергий Четвериков, о. Лев (Жилле), Антон Карташев, Владимир Лосский, Николай Арсеньев, Николай Бердяев, Георгий Федотов и многие другие. Скотт Шарман считает, что в основе стремления о. Сергия к осуществлению видимого единства Содружества лежала «теология дружбы» (см.: Sharman A. S. The Hour is Coming, and Now Come: Sergei Bulgakov and the Search for the Ecumenical Future. University of St. Michael’s College, 2014. P. 170). Продолжая мысль о. Павла Флоренского, о. Сергий утверждал, что христианская дружба являет опыт церковной соборности, становится видимым образом Церкви, так как обладает способностью стирать «личную замкнутость» и создавать т. н. сизигию — «жизнь вдвоем, но в “одну душу”» (Булгаков С., прот. Утешитель. М., 2003. С. 371). Елена (Казимирчак-Полонская), мон. Профессор протоиерей Сергий Булгаков. 1871– 1944: личность, жизнь, творческое служение, осияние фаворским светом. М., 2003. С. 271. См.: Антипина Ю. Н. Журнал Содружества Св. Албания и прп. Сергия как площадка для экуменического диалога//Актуальные вопросы церковной науки: науч. журнал/Санкт-Петербургская духовная академия. 2022. 1: Материалы XI Международной студенческой научно-богословской конференции 16–17 мая 2022 г. С. 13–26. Документы выложены на сайте Содружества, но до сегодняшнего дня на русском языке не изданы: The Fellowship’s Response to Fr. Sergius Bulgakov’s Proposal for Limited Intercommunion. 15.X.1933. URL: (дата обращения: 16.01.2022). В настоящей статье я представляю только часть из них, отражающую начало дискуссии: 1) конфиденциальную записку А. Ф. Добби-Бейтмана членам Исполнительного комитета; 2) письмо А. В. Карташева; 3) письмо прот. Георгия Флоровского; 4) письмо Н. Зёрнова, которое передает краткое содержание дискуссии по поводу проекта интеркоммуниона о. Сергия Булгакова, развернувшейся на заседании Братства Св. Софии 29 октября 1933 г. в Париже — данный протокол не был издан в сборнике «Братство Святой Софии» (2000).

http://bogoslov.ru/article/6193014

Большой вклад в развитие Православия в Англии внес Н. М. Зёрнов , приехавший в Лондон в 1932 г. Он активно работал в Албания святого и преподобного Сергия содружестве (создано в 1928) и выступал за развитие взаимопонимания между Православием и англиканством. В 1947 г. в Оксфордском ун-те была создана кафедра правосл. культуры, к-рую Зёрнов возглавил; его же усилиями был основан Дом св. Григория Нисского и св. Макрины, где могли останавливаться приезжавшие в Англию православные. В 1948 г. он пригласил в Лондон в качестве духовника содружества св. Албания и прп. Сергия и настоятеля храма св. Филиппа иером. Антония (Блума) (1914-2003). Свою миссию в В. митр. Сурожский Антоний (с 1966) определял как проповедь Евангелия с правосл. т. зр. Под его духовным рук. количество правосл. приходов в епархии стало постепенно увеличиваться (в 1962 существовал лишь 1 приход в Лондоне, в наст. время - 32). Большинство прихожан - англичане, существуют даже приходы, полностью состоящие из англичан (как мирян, так и клириков). Епархией издается ж. «Сурож» (Souroge). Продолжающийся с нач. 90-х гг. приток русских в страну увеличил число православных в В. Богослужения в рус. кафедральном соборе Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне в основном ведутся на церковнослав. языке, хотя англ. язык также частично используется. Выбор языка в приходах зависит от состава прихода, напр. в Манчестере - церковнослав., а в Уолсингеме - англ. Св. Эдуард Исповедник. Миниатюра из Молитвенника Литлингтона. 1383–1384 гг. (Вестминстерское аббатство, Лондон) Св. Эдуард Исповедник. Миниатюра из Молитвенника Литлингтона. 1383–1384 гг. (Вестминстерское аббатство, Лондон) В стране существуют также 6 приходов РПЦЗ под управлением еп. Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Арндта), а также братство св. Эдуарда (Бруквуд) и Благовещенский жен. мон-рь (Лондон). В 1979 г. архим. Алексий, анличанин по происхождению, получил благословение от Архиерейского Синода РПЦЗ принять мощи англ. кор. св. Эдуарда Исповедника (канонизирован в 1161). В 1982 г. братство переделало бывш. англикан. кладбищенский храм в Бруквуде в правосл. церковь, где и хранятся теперь мощи св. Эдуарда. Братство совершает богослужения на англ., греч. и церковнослав. языках и издает миссионерский ж. «Пастырь» («The Shepherd»). Благовещенский жен. мон-рь был основан в 1954 г. по благословению свт. Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского, для духовно-просветительной деятельности и первоначально находился близ Иерусалима; во время арабо-израильской войны 1948 г. сестры вынуждены были покинуть обитель и обосноваться в Англии. В Букингемском дворце также есть правосл. часовня (находящаяся в ведении РПЦЗ), т. к. герц. Эдинбургский, муж кор. Елизаветы II, был крещен в Православие и мн. др. родственники королевы также исповедуют Православие.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Англию в том же году у него рождается идея создания содружества и приходит осознание необходимости разворачивать работу в направлении христианского единства. По окончании университета в 1925 г. он с сестрой Соней переехал в Париж и стал одним из секретарей РСХД, а также первым редактором «Вестника РХСД». Здесь его духовным отцом и старшим другом стал о. Сергий Булгаков. И здесь же в 1927 г. он женился на Милице Лавровой, которая была врачом и активно работала в РХСД. Осенью 1930 г. Николай поселился в Оксфорде и через два года после защиты диссертации на тему «Единство Церквей и воссоединение Церквей: Исследование проблемы церковного единства с конца I по IV в. включительно» получил диплом доктора философии. Два года они с Милицей жили в Париже, а в 1934 г. вернулись в Англию, где он стал секретарем Содружества св. Албания и прп. Сергия и лектором Фонда помощи Русской Церкви. За первый год работы в содружестве он посетил с докладами 27 англиканских богословских колледжей и 18 колледжей свободных церквей. В своих лекциях он говорил «о трех… реальностях, которыми он не просто жил, а подлинно горел: о Православии, о христианском единстве и о России — об ее трагической судьбе и подлинном лике…» 285 . Он всегда ценил «личную дружбу… активное участие молодежи, в основном студентов» С. 49]. Очень общительный, умеющий перевести разговор на серьезную тему, открытый и доброжелательный, он имел массу друзей, которых привлекал к общему делу, к общему соборному труду. В 1947 г. Н. М. Зернов перешел на преподавание в Оксфордский университет, где читал курсы, основным содержанием которых были история и нынешнее состояние христианства в России и проблемы церковного единства. В эти годы он бывал с лекциями в университетах США и Канады, Австралии, Индии. Н. М. Зернов много писал, и его книги и статьи до сих пор интересны как историкам, богословам, философам, так и просто интеллигенции и молодежи. Прежде всего это книги о православии: «Церковь восточных христиан» (1942), «Восточное христианство» (1961); о христианском единстве: «Воссоединение Церкви» (1952), «Встреча с Православием» (1961); о русском православии, его культуре, истории, традициях: «Москва — Третий Рим» (1937), «Св. Сергий — строитель Руси» (1939), «Три русских пророка» (1944), «Русские и их Церковь» (1945), «Русское религиозное возрождение XX в.» (1963). В последней работе, хорошо известной в России еще в самиздате, даются портреты и характеристики наиболее значительных богословов, священнослужителей, философов, церковных деятелей XX в.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антоний (Блум), митр. Сурожский (Блум Андрей Борисович; 19.06.1914, Лозанна, Швейцария - 4.08.2003, Лондон, Великобритания), митр. Сурожский. Предки по линии отца - выходцы из Шотландии - обосновались в России в нач. XVIII в., мать - урожд. Скрябина, сестра композитора А. Н. Скрябина. Раннее детство А. Блума прошло в Персии, где его отец, сотрудник российской дипломатической службы, был консулом. С 1923 г. А. Блум вместе с семьей проживал во Франции, окончил среднюю школу, биологический и медицинский фак-ты Сорбонны (Париж). В 1930 г. митр. Евлогием (Георгиевским) , управляющим рус. западноевроп. приходами, А. Б. Блум был посвящен в стихарь. 10 сент. 1939 г., перед уходом на фронт второй мировой войны, тайно принес монашеские обеты. 16 апр. 1943 г. настоятелем Трехсвятительского подворья РПЦ в Париже и своим духовником архим. Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. В качестве врача участвовал в движении франц. Сопротивления, после войны продолжил медицинскую практику. 27 окт. 1948 г. митр. Серафимом (Лукьяновым) , экзархом МП в Зап. Европе, рукоположен во иеродиакона, 14 нояб. этого же года - во иеромонаха с назначением духовным наставником Албания св. и прп. Сергия содружества , в связи с чем переехал в Лондон. С 1 сент. 1950 г. А. служил настоятелем храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия Радонежского в Лондоне. В 1953 г. возведен в сан игумена, с 1956 г. архимандрит. С 16 дек. 1956 г. настоятель храма в честь Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. 30 нояб. 1957 г. в Лондоне архиеп. Клишийским, экзархом МП в Зап. Европе Николаем (Ерёминым) и еп. Апамейским, вик. экзарха К-польского Патриарха в Зап. Европе Иаковом А. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха МП в Зап. Европе. 10 окт. 1962 г. возглавил образованную на территории Британских о-вов в составе Западноевроп. экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. В янв. 1963 г., после ухода на покой экзарха митр. Николая, А. был назначен исполняющим обязанности экзарха МП в Зап. Европе. С 27 янв. 1966 г. митрополит Сурожский, экзарх МП в Зап. Европе. 5 апр. 1974 г. по собственному прошению освобожден от обязанностей экзарха, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя устроению епархиальной жизни и окормлению паствы.

http://pravenc.ru/text/115938.html

В 1925 г. переселился в Париж, читал лекции по логике, философии и сравнительному богословию в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , работал библиотекарем ин-та, одновременно участвовал в создании кружков РСХД. В 1929 г. З. избран секретарем РСХД в Прибалтике, где до 1933 г. занимался миссионерской работой среди студентов. По возвращении во Францию избран финансовым секретарем Богословского ин-та и генеральным секретарем РСХД. Выступал с лекциями о Православии в Швейцарии, Великобритании, Нидерландах, Дании, Швеции, Норвегии. Был организатором поездок хора студентов Богословского ин-та по европ. странам, выступления хора сопровождались пояснительными комментариями З. (см. об этом в его кн. «Песнь Господня», 1981). Принимал участие в экуменических съездах 1937 г.- «Жизнь и деятельность» (Life and Work, Оксфорд), «Вера и устройство» (Faith and Order, Лозанна, Эдинбург) и в амстердамском съезде 1939 г. В 1941 г. З. был помещен в нем. лагерь для интернированных Фронтшталаг 122 (в Руайальё, пригороде Компьеня) из-за служебных связей с Великобританией и США, провел в заключении неск. месяцев ( Зандер В. А. 1984. 141. С. 214-215). Во время войны писал статьи и издавал «Вестник церковной жизни» (см.: «Вестник Русского христианского движения» ), единственный журнал во Франции, печатавшийся в эти годы на ротаторе. По окончании войны продолжал работу в Богословском ин-те. Участвовал в экуменических съездах - в Осло (1947), Амстердаме (1948), Торонто (1950). Был членом Албания святого и прп. Сергия содружества . В 1960 г. получил степень д-ра (honoris causa) в Богословском ин-те и в том же году степень д-ра богословия в ун-те Марбурга. Последние 7 лет жизни З. вел в Богословском ин-те литургический семинар. Летом 1964 г. прочитал 6-недельный курс лекций о Православии на богословском фак-те Берлинского ун-та. З. умер от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Его жена Валентина Александровна Зандер (урожд. Калашникова; 1894-1989) - правосл. духовная писательница, иконописец и церковный публицист. Работала вместе с З. секретарем РСХД в Прибалтике, была секретарем Женских богословских курсов в Париже. Автор популярных книг: «О русских православных братствах» (1925, под фам. Калашникова), «Les implications sociales de la doctrine de la Trinité» (Социальные последствия учения о Троице, 1936), «La fête de l " Épiphanie» (Праздник Богоявления, 1947), «La Pentecôte» (Пятидесятница, 1948), «La fête de Noël» (Праздник Рождества, 1949), «Преподобный Серафим Саровский» (1963), «Христос - Новая Пасха: Богослужения Страстной седмицы и Пасхи» (Брюссель, 1964) и ряда статей в журналах «Путь» (Икона Св. Троицы - 1931. 31. С. 30-52), «Вестник РСХД» (в т. ч. о матери Марии (Скобцовой) - 1955. 36. С. 3-7), «Русское возрождение» (В обители прп. Серафима - 1983. 22-24; То же - 2003. 82. С. 45-101).

http://pravenc.ru/text/182553.html

В 1930 г. митр. Евлогием (Георгиевским), управляющим русскими западноевропейскими приходами, А.Б. Блум был посвящен в стихарь. 10 сент. 1939 г. перед уходом на фронт Второй мировой войны тайно принес монашеские обеты. 16 апр. 1943 г. настоятелем Трехсвятительского подворья Русской Православной Церкви в Париже и своим духовником архим. Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. В качестве врача участвовал в движении французского Сопротивления, после войны продолжил медицинскую практику. 27 окт. 1948 г. митр. Серафимом (Лукьяновым), экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе, рукоположен во иеродиакона, 14 ноября этого же года – во иеромонаха с назначением духовным наставником содружества св. Албания и прп. Сергия, в связи с чем переехал в Лондон. С 1 сент. 1950 г. о. Антоний служил настоятелем храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия Радонежского в Лондоне. В 1953 г. возведен в сан игумена, с 1956 г. архимандрит. С 16 дек. 1956 г. настоятель храма в честь Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. 30 нояб. 1957 г. в Лондоне архиеп. Клишийским, экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе Николаем (Ерёминым) и еп. Апамейским, викарием экзарха Константинопольского Патриарха в Зап. Европе Иаковом был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха Московского Патриархата в Зап. Европе. 10 окт. 1962 г. возглавил образованную на территории Британских о-вов в составе Западноевропейского экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. В янв. 1963 г., после ухода на покои экзарха митр. Николая, владыка Антоний был назначен исполняющим обязанности экзарха Московского Патриархата в Зап. Европе. С 27 янв. 1966 г. митрополит Сурожский, экзарх Московского Патриархата в Зап. Европе. 5 апр. 1974 г. по собственному прошению освобожден от обязанностей экзарха, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя устроению епархиальной жизни и окормлению паствы. За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленных эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и широким кругом деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010