Михаил Михайлович и Елизавета Федоровна Родзянко с детьми. Стоят (слева напрво): Елена, Олег, Владимир, Елизавета. Сидит: Александра. Фотография. 1929 г. Михаил Михайлович и Елизавета Федоровна Родзянко с детьми. Стоят (слева напрво): Елена, Олег, Владимир, Елизавета. Сидит: Александра. Фотография. 1929 г. Свящ. Владимир поступил на работу в русскоязычную службу брит. радиовещательной корпорации Би-би-си. В 1955 г. по его предложению было открыто религ. радиовещание на СССР и Вост. Европу; в этих передачах транслировались богослужения на двунадесятые праздники из рус. Свято-Успенского собора в Лондоне, звучали богословские беседы и проповеди, давалась подробная информация о событиях религ. жизни в мире; передачи стали настолько популярны, что руководство корпорации приняло решение сделать их еженедельными. О. Владимир также выступал с проповедями на радио Ассоциации «Славянская Библия», «Голос Православия» в Париже и на Радио Ватикана. Он преподавал богословие в Оксфордском ун-те, в Свято-Сергиевском богословском ин-те в Париже, участвовал в различных межхрист. проектах и мероприятиях, по линии Содружества мч. Албания и прп. Сергия читал лекции по различным богословским вопросам. Познакомился с буд. митр. Сурожским Антонием (Блумом) . Темы исследований свящ. Владимира касались таких вопросов, как учение о Пресв. Троице, различие в подходах к пониманию исхождения Св. Духа в Вост. и Зап. Церкви, учение о Царстве Небесном, апологетика, значение Божественной литургии, рус. духовность, место молитвы, особенно Иисусовой, в жизни христианина, творение и эволюция, творчество Ф. М. Достоевского, Туринская плащаница и др. В 1961 г. он участвовал в составе делегации СПЦ в 3-й Генеральной Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (Индия), где впервые встретился с еп. Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером) , буд. Патриархом Московским и всея Руси. С тех пор отношения между ними всегда оставались близкими и добрыми. О. Владимир стремился присутствовать на тех конференциях и встречах, организаторами или участниками к-рых были представители РПЦ. В 1968 г. совместно с католич. аббатством в Амплфорте в графстве Йоркшир (где находится одна из лучших частных школ Англии) им была основана Всеправославная школа для студентов всех правосл. юрисдикций в Европе. В том же году он создал правосл. братство свт. Симеона Нового Богослова, при к-ром действовал приют для серб. детей, и основал журнал. В братстве его заместителем нек-рое время был буд. еп. Сергиевский Василий (Осборн) .

http://pravenc.ru/text/150739.html

Структура данной работы соответствует обозначенным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, список допущенных в работе сокращений и приложения. В первой главе мы сосредоточились на церковной, социальной и педагогической деятельности А.В. Карташева с целью выявления динамики становления личности историка. Анализ специфики взаимодействия мыслителя в начале ХХ века с такими институциями и культурными образованиями, как Религиозно-философское движение Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус (1.1.1), Религиозно философские собрания (1.1.2), журналы «Новый Путь» (1.1.3) и «Вопросы жизни» (1.1.4), Высшие Женские Бестужевские курсы (1.1.6), а также последующей деятельности А. В. Карташёва в послереволюционной период в эммиграции в рамках РСХД (1.2.1), Братства святой Софии (1.2.6), Западноевропейского Экзархата (1.2.8), Содружества св. Албания и прп. Сергия (1.2.9) и т. д. позволили отметить и выразить преемственность между данными периодами, с некоторыми изменениями в воззрениях А.В. Карташева, но не приближающих его при этом к согласию с православным святоотеческим учением. Во второй главе мы обратились к процессу формирования богословских и церковноисторических воззрений А.В. Карташева уже с позиции не его исторической включенности, а его идейных и методологических предшественников. В. С. Соловьев (2.1.1), Д.С. Мережковский (2.1.2), В.В. Болотов (2.1.3), Е.Е. Голубинский (2.1.4), В.О. Ключевский (2.1.5), – следы идей каждого из этих мыслителей можно обнаружить в идейных элементах экклесиологического учения А.В. Карташева: в его интерпретации Халкидонской формулы (2.2.2), в его «теории ветвей» и экуменических мотивах (2.2.3), в его учении о Вселенском Соборе (2.2.4) и в его размышлениях о догматическом развитии (2.2.5). В последней части исследования мы обратились непосредственно к третьей главе и некоторым другим главам, связанных с восприятием исторического и богословского наследия Церкви, в работе А.В. Карташева «Вселенские Соборы». На данном этапе нашей работы мы, во-первых, последовательно изложили, вслед за самим историком, пункты его обращения к данному историческому материалу, а во-вторых, сопоставили данное повествование с конкретными историческими документами, что позволило зафиксировать моменты искажения Карташевым исторической действительности и православного святоотеческого учения, что непосредственно являлось результатом восприятия историком Халкидонской формулы, сквозь которую он рассматривал происшедшие события, выстраивал свои теологиеские концепции, критически относясь в исследовании к Св. Преданию Церкви. 1. Становление личности Антона Владимировича Карташева

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Участники Ламбетской встречи, во-первых, признали наличие апостольской преемственности у англикан, а во-вторых, даже почти согласились, что обе Церкви разделяют одно и то же учение о таинствах и иерархии. Однако это «почти-согласие» так и не осуществилось в полной мере: 14–20 октября 1931 года на очередной встрече в Ламбете богословы православной Церкви, желая убедиться в полной православности англикан, выразили новые условия «относительно почитания икон и Девы Марии», что тут же угасило «надежды на скорое установление полного общения в таинствах между обеими Церквами». Данное происшествие является яркой демонстрацией сущности всех экуменических встреч: они всегда базировались не столько на искренности согласия инославных с православной верой, сколько на точках соприкосновения в обход острых тем и реальных проблем. Содружество св. Албания и прп. Сергия находилось в эпицентре экуменических событий, задавая тон общению между Католической, Англиканской и Православной Церквами 280 . Оно состояло по преимуществу из членов РСХД в Париже 281 , отличительной его чертой было «особое внимание к экуменическому образованию студентов» 282 . Направление Содружества и вектор его работы были тождественны описанному нами экуменизму англикан. В экуменических конференциях принимал участие и А.В. Карташев . 25–30 апреля в 1930 г. в Хай-Ли на конференции, посвященной святости, Карташев вместе с профессором Керком выступали с докладом « Церковь и государство». 22–26 июня 1934 г. на 8-ой конференции братства, посвященной теме Церкви, Карташев выступал с докладом « Церковь в ее историческом исполнении», который позже был опубликован в «Пути» 283 . В 1933 году YMCA опубликовала сборник «Христианское воссоединение. Экуменическая проблема в православном сознании». По замечанию А.А. Аржаковского, этот текст «представлял собой первую попытку плюралистическим образом сформулировать православное отношение к экуменизму» 284 . В это издание была включена и статья А.В. Карташева «Соединение Церквей в свете истории», главную мысль которой Аржаковский выражает так: «Карташев, отмечающий отдаление католической Церкви от «духа вселенских соборов», но признающий реальность “лурдских чудес”, предлагает православным признать «теологуменами» – то есть частными богословскими мнениями, католические концепции Филиокве и Непорочного Зачатия». Карташев считает, что Православная Церковь «получившая один за другим ряд тяжелейших ударов – от крестовых походов до униатского Флорентийского собора – забыла об имевшей место в древней Церкви практике воссоединения как взаимного признания грехов и следовавшего за этим прощения» 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

2807. Мефодий (Немцов), митр. Астанайский и Алма-Атинский. «Православие в Эстонии» глазами православного архиерея: (К выходу в свет книги Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II «Православие в Эстонии»)//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 5–30. 2808. Оболенский Д. [Рец. на кн.:] Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. Париж, 1959//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 247–251. 2809. Петр (Л’Юиллье), архиеп. Нью-Йоркский. [Рец. на кн.:] Тахиаос А.-Э. Н. Влияние исихазма на церковную политику в России: Дис. на степень доктора богословия: На греч. языке. Фессалоники, 1962/Архим. Петр (Л " Юиллье)//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 251–252. 2810. [Рец. на кн.:] Поиски единства: Проблемы религиозного диалога в прошлом и настоящем. Прил. к журн. «Страницы». М.: ББИ, 1997//Страницы. 1997. Т. 2. 3. С. 473–474. 2811. [Рец. на кн.:] Примирение: Сб. материалов коллоквиума в Крестовоздвиженском монастыре. Шеветонь (Бельгия). Прил. к журн. «Страницы». М.: ББИ, 1997//Страницы. 1997. Т. 2. 3. С. 473. 2812. Рубан Ю. И. [Рец. на кн.:] Лютер М. Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 тезисов)/Пер. с лат.: А. И. Рубан; Под ред.: Ю. А. Голубец; Коммент.: А. И. Рубан и Ю. И. Рубан. СПб.: Герменевт, 1996. 64 с., иллюстрации//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 151. 2813. Русская Православная Церковь в борьбе за мир, 1948–1950: [Отзыв о кн.: Русская Православная Церковь в борьбе за мир. М., 1950]//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 43. 2814. [Рец. на кн.:] Русская Православная Церковь и коммунистическое государство: Док-ты и фотоматериалы. 1917–1941/Отв. ред.: Я. Н. Щапов; Сост.: О. Ю. Васильева. М., 1996. 348 с.//Страницы. 1996. 3. С. 157. 2815. [Рец. на кн.:] Соборность: Статьи из журн. Содружества св. Албания и прп. Сергия. М.: ББИ, 1998. 256 с.//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 313–314. 2816. Юдин А. В. [Рец. на кн.:] Брестская церковная уния: критическая переоценка. М.: ББИ, 1977. 256 с.//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 150. 2817. Юдин А. В . [Рец. на кн.:] Павел (Стефанов), иером. История на Руската православна църква през XX век. Шумен: Аксиос, 1997. 142 с.//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 138–139.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Известный католический богослов призвал разработать процедуру признания ошибочным учения папы Римского 21.08.2017 Известный британский католический богослов священник-доминиканец Айдан Николс (Aidan Nichols) заявил, что учение, которое внедряет в Католической церкви Папа Франциск , привело к возникновению в ней " чрезвычайно серьёзной " ситуации. Николс предложил реформировать каноническое законодательство так, чтобы оно могло позволять устанавливать доктринальные ошибки Папы Римского , сообщает издание британских католиков Catholic Herald. Айдан Николс, плодовитый писатель-богослов (он написал более 40 книг по философии, теологии и апологетике), который читал лекции в Оксфорде и Кембридже, а также в Ангеликуме в Риме, заявил, что апостольская экзортация Папы Франциска " Amoris Laetitia " расходится с традиционным учением Католической церкви. Николс предположил, что, учитывая заявления Папы Франциска о таких вопросах, как брак и нравственное право, Католической церкви может потребоваться " процедура для призыва к порядку Папы, который учит ошибочно " . Доминиканский богослов считает, что эта процедура может быть менее " конфликтной " , если она произойдет во время будущего понтификата. В качестве примера он привел Папу Гонория , который был осужден за ошибку только после того, как он перестал занимать папский престол. Николс высказал свои мысли, выступая на ежегодной конференции в Каддсдоне (Cuddesdon), которую проводит экуменическое общество - Содружество мч. Албания и прп. Сергия. Доминиканец обращался к преимущественно некатолической аудитории. Николс пояснил, что потенциальная судебная процедура " предостерегла бы Пап от любой тенденции к непослушанию в сфере вероучения или простой небрежности " , а также ответила бы на некоторые " экуменические обеспокоенности " со стороны англикан, православных и других, которые опасаются, что у Папы Римского имеется карт-бланш на внедрение какого угодно учения. " Действительно, нынешний кризис римского магистериума может быть промыслительно предназначен для привлечения внимания к пределам папского примата в этом отношении " , - утверждает Николс.

http://drevo-info.ru/news/22677.html

Брюссельский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. Василий (Кривошеин), архиеп. Брюссельский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. В период жизни в Оксфорде В. занимался активной церковно-научной деятельностью, принимал участие в съездах и собраниях Албания св. и прп. Сергия содружества , выступал на международных научных конгрессах и конференциях: участвовал в работе 1-го Международного съезда патрологов в Оксфорде (1951, затем вплоть до 1979 - в каждом из оксфордских патрологических съездов, являвшихся самыми представительными богословскими собраниями своего времени), в 1958 г. был на съезде византологов в Мюнхене. В апр. 1957 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) В. был возведен в сан архимандрита; 26 мая 1958 г. постановлением Святейшего Патриарха и Свящ. Синода был назначен 2-м викарием экзарха МП в Зап. Европе архиеп. Клишийского Николая ( Ерёмина ; впосл. митр. Корсунский) с титулом еп. Волоколамского и пребыванием в Париже. Хиротония В., однако, неск. задержалась из-за трудностей с получением франц. визы. В марте 1959 г. был назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде; 14 июня 1959 г. в Лондоне, в храме Успения Пресв. Богородицы (РПЦ), была совершена хиротония В. архиеп. Николаем (Ерёминым) и еп. Сергиевским Антонием ( Блумом ; впосл. митр. Сурожский) (ЖМП. 1959. 9. С. 27-32). В наречении принял также участие еп. Иаков Апамейский (Вирвос, К-польский Патриархат). В нояб. 1959 г. В. переехал в Париж, где нес архипастырское служение в качестве помощника архиеп. Клишийского; в том же году (11-15 нояб.) состоялась его поездка в Фессалонику для участия в торжествах, посвященных 600-летию со дня кончины свт. Григория Паламы (ЖМП. 1960. 2. С. 72-80). После смерти (в апр. 1960) митр. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского) указом Патриарха Алексия I и Свящ. Синода В. был назначен на Брюссельскую кафедру, на к-рой пребывал вплоть до своей кончины. Вскоре после назначения В. посетил Москву, где 21 июля 1960 г., в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, был возведен в сан архиеп.

http://pravenc.ru/text/150717.html

  Приложение Конфиденциальная записка членам Исполнительного комитета СОДРУЖЕСТВО СВ. АЛБАНИЯ И ПРП. СЕРГИЯ Не для публикации   А. Ф. ДОББИ-БЕЙТМАН 21 октября 1933 г.   А. — ПИСЬМО ОТ ПРОФЕССОРА КАРТАШЕВА ___________________________________________ Что касается моих идей , я нахожу, что они представлены правильно . Но весь Ваш отчет настолько лаконичен, что, например, исторические ссылки на воссоединение разделенных частей Церкви в эпоху донатистских споров (к которым я бы добавил арианскую эпоху на Востоке, 350–380 гг. н.э.) могут быть непонятны вашим читателям . Дело здесь не в фактах, а в моем к ним комментарии . Другие могут интерпретировать по-другому. Помимо того, что я Вам сказал, я добавлю еще кое-что. Дипломатический союз церквей во всем их составе мне кажется несбыточным и нереальным. С другой стороны, интеркоммунион отдельных групп приводит к их исключению из состава Церквей как раскольников. Церкви в целом останутся разделенными, как и прежде. Tertium non datur . Значит ли это, что остается только отчаяние и бездействие? Нет. Субъективно остается выбор между одним путем и другим. Объективно действие открыто только по второму пути, через молекулярную трансформацию. Здесь, по сути, раскрывается некий третий путь , появление новой конфессии воссоединенных церквей. Это новое образование станет центром притяжения, побуждающим церкви ко всеобщему объединению. Так будет даже в самом худшем случае — исключении объединенных из лона большинства. Является ли этот метод действий кафолическим, принадлежит ли он Церкви? По внешним признакам он некафолический, нецерковный, но революционный. Разве «революция» допустима в истории Божественного Откровения, в Церкви? Человеческая революция недопустима. Но как насчет проявлений Святого Духа? Они незаметно меняют лик откровения, творят «новые» догматы, «новые» таинства, «новые» заветы, «историю» откровения, всякую новизну в жизни Церкви. Признаком проявлений Божьего Духа является их неожиданность и в то же время определенная легкость вхождения в жизнь, легкость воплощения, легкое и быстрое прекращение скандалов вокруг них, тихая победа.

http://bogoslov.ru/article/6193014

И, как бы она ни была положена или поставлена, не можешь сказать об этом видении иначе, чем словом выситая». 82 Развивая эту идею, Флоренский представляет целостное понимание почитания [иконы] как достижение границы между небом и землёй, границы, которая очерчивается иконой, в особенности поверхностью иконы. Это малая доля того, что должно было быть разработано в «Водоразделах мысли», в которые была вложена основная богословская энергия Флоренского в 1920-х годах. Возможно, это была довольно своеобразная попытка познакомить с тем, кого я всё больше склонен признавать величайшим православным богословом современности, с тем, чьи идеи сохранились в разрозненном виде, что было неизбежно, с тем, кто оставил нам столько прозрений, которые мы должны развивать сегодня. Отец Сергий Булгаков и природа богословия 83 В среде русских эмигрантов, осевших в Париже в 1920-х годах, Булгаков был уже признанным богословом и, будучи деканом только что открывшегося Института православного богословия во имя прп.Сергия (Свято-Сергиевского богословского института), он быстро достиг в этой области ведущих позиций. Он стал одним из тех голосов, которые представляли русское Православие в развивавшемся экуменическом движении, – особо деятельное участие он принимал в рамках только что основанного к тому моменту Содружества свв.Албания и Сергия, чья деятельность поначалу была задумана для англикан и русских православных, но при этом всегда была более широкомасштабной. Булгаков провёл остаток жизни в Париже, и в этот период его богословские интересы взяли верх. Они нашли воплощение в двух трилогиях, представляющих собой серьёзную попытку дать обзор [наследия] тех русских богословов, которые искали ответы на интеллектуальные изыскания Запада XIX века и находились под глубоким влиянием немецкого идеализма (а также реакции Кьеркегора, которую частично можно во вполне независимом варианте найти у Достоевского). В этих богословских трудах Булгаков старался войти в мир богословия Запада – в особенности того, который он встречал у западных интеллектуалов, принимавших его в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Комментарий. Содружество (братство) Св. Албания и Прп. Сергия, основанное в 1928 году с целью налаживания диалога между Восточной и Западной Церквями. Ради будущего Содружества в 1943 году был приобретен дом в районе Ноттинг-Хилл на улице Лэдброук-Гроув, 52. В этом доме была устроена домовая церковь , посвященная свт. Василию Великому , а также комнаты для священников и гостей лондонского Успенского прихода. Сюда приезжали многие известные церковные деятели русского зарубежья. В этом доме первое время жил иеромонах Антоний (Блум). С этим домом связано немало комичного. Например, одна из историй, рассказанная протоиереем Михаилом Фортунато. Священник и профессор Парижского богословского института о. Георгий Флоровский приезжает в Лондон на встречу с иеромонахом Антонием (Блумом). Направляется к указанному дому, звонит: – Могу я поговорить с отцом Антонием? – Он умер. – О, тогда с его мамой? – Она тоже умерла. – Тогда кто вы? – Я дух. Автор этой шутки-владыка Антоний. (От составителя.) И на одну из этих бесед пришел Николай Михайлович Зернов 10 С другой стороны, у нас была маленькая группа молодежи из Германии, которые так же, как я, не знали английского. Я для них стал служить раз в месяц на немецком языке, пока мы учились, и постепенно начал научаться. Причем иногда комично было. Меня пригласили в один из университетов здесь в юношеское содружество рассказать о Православии. Я говорил, кажется, на французском языке, наверное, не на русском. И в конце собрания студент-председатель говорит: «У нас минуты три до конца собрания. Кто может задать короткий, простой вопрос?» И один студент встал и говорит: «Может отец Антоний нам объяснить, в чем состоит разница между католическим и православным учениями о Святой Троице?» Это в три минуты все равно не скажешь, но я дал ответ, один из самых меня самого удививших. Я ему сказал: «В католическом учении Святой Дух – связь любви между Отцом и Сыном, а один плюс один составляют два, а не три. Вот и все мое объяснение разницы между православным и католическим учением».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Выступая 31 января 1952 г. на собрании Оксфордского отделения Содружества мч. Албания и прп. Сергия отец Василий так говорил об афонских монахах и, в частности, о преподобном Силуане: «На Афоне даже теперь много людей высокой духовной жизни и действительной святости. В течение прожитых мною на Святой Горе лет я встретился со многими отцами разных национальностей, произведшими на меня глубокое впечатление явным присутствием в них благодати Святаго Духа. Этот факт для меня вне сомнений. И я могу добавить, что вне Афона я никогда не встречал людей, столь явно просвещенных благодатию… В качестве примера святого человека, благоухающего благодатию Святаго Духа, я могу указать на монаха Пантелеимоновского монастыря, отца Силуана, скончавшегося в 1938 году. Вся его жизнь отмечена печатию святости, выражавшейся в его глубоком смирении и любви к людям… В заключение выражу мысль, что подлинное назначение Афона состоит, прежде всего, в том, чтобы порождать такие явления святости, каковым был среди других сей блаженный старец Силуан. И покамест это продолжается, существование Святой Горы вполне оправдывается, и сохраняется ее великое значение в духовной жизни вселенской Православной Церкви» 131 . 14 июня 1959 г. в Париже состоялась архиерейская хиротония архимандрита во епископа Волоколамского, второго викария Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата, а 31 мая 1960 г. Владыка Василий стал епископом Брюссельским и Бельгийским и 21 июля того же года был возведен в сан архиепископа. С 20 мая 1964 г. он также управлял Голландской епархией. Скончался он 28 сентября 1985 г. в Ленинграде, отпевали Владыку в Спасо-Преображенском соборе, где когда-то его младенцем крестили, а похоронили на Серафимовском кладбище северной столицы 132 . Бушевавшая в Греции в 1946–1949 гг. гражданская война существенно отразилась на положении Афона. В это время страны социалистического лагеря (прежде всего Югославия) поддерживали так называемую Демократическую армию Греции под командованием бывшего руководителя ЭЛАС Маркоса Вафиядеса. Королевское правительство расценило позицию Югославии, Болгарии и Албании как вмешательство во внутренние дела. Уже в начале 1946 г. в Греции началась пропагандистская кампания о «славянской опасности».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010