После завершения работ в приделе иконописная артель осталась в Шкеях и участвовала в росписи основной церкви, законченной в 1740 г. (не сохр.). В 1752 г., согласно записи в помяннике, иконописной артелью во главе с валашским мастером И. Зугравом, в к-рую входили также иконописец Я. Зуграв и ученики Константин и Иеремия, изнутри и снаружи был расписан Вознесенский придел. В конхе алтарной апсиды было помещено изображение Божией Матери с Младенцем на престоле в окружении архангелов, а в полукружии апсиды в 2 регистра расположены изображения пророков и св. отцов в медальонах. В куполе традиционно представлено изображение Господа Вседержителя, в барабане главы - пророки, апостолы и сцена «Небесная литургия», в вост. части - «Престол уготованный». Паруса заняты изображениями евангелистов, а на внутренних сводах арок помещены изображения святителей в медальонах. На северной и южной стенах расположены ростовые фигуры св. воинов, на западной - сцены притч Господних, на столпах - фигуры св. мучеников в медальонах. Вост. стену нартекса полностью занимает композиция «Страшный Суд» ( Porumb. 1998. P. 52-53) . Наиболее полно внешние росписи сохранились на юж. стене и на поверхности апсиды. Под карнизами расположен декоративный пояс, ниже - фриз из 17 медальонов с поясными изображениями святых. Рядом с каждым из них написано по одному слову, к-рые вместе составляют высказывание Христа: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10.38). Юж. фасад разделен пилястрами на несколько панно, к-рые также расписаны. С запада на восток в них помещены следующие сцены: «Притча о свинопасе», «Побиение камнями первомученика Стефана» (?), «Обретение главы св. Иоанна Предтечи», «Живоносный Источник», «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», «Видение прор. Моисеем Неопалимой Купины». На алтарной апсиде расположены: «Христос Добрый Пастырь», фигуры святителей Спиридона и Харалампия, «Иисус Великий Архиерей» и 2 неидентифицированных святителей ( Porumb. 1998. P. 52-53). В 1939-1946 гг. главный неф и притвор Н. С. ц. были заново расписаны знаменитым в то время худож. К. Петреску вместе с учениками. На сев. стене притвора изображена сцена «Вход господаря Михая Храброго в Брашов» (господаря встречает прот. Михай, современник диакона Кореси); на южной - сцена венчания на царство в 1922 г. в кафедральном соборе Алба-Юлии короля объединенной Румынии Фердинанда I; на восточной - православный лицей с митр. свт. Андреем (Шагуной) в окружении учеников. Портреты митрополитов свт. Андрея (Шагуны) и Николая (Бэлана) представлены также на юж. стене нефа, а на северной помещены портреты короля Румынии Михая I (1927-1930, 1940-1947) и его матери Елены. Иконы

http://pravenc.ru/text/2566146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОРЕСТ (ок. 1600, Трансильвания - ок. 1657, монастырь Путна, Молдавское княжество), исп. (пам. румын. 24 апр.; пам. серб. 24 мая), митр. Трансильванский. Род. в крестьянской семье, возможно в обл. Марамуреш (сев. часть Трансильвании). В крещении получил имя Илия. Юношей поступил в монастырь Путна и был пострижен в монашество. В монастыре выучился грамоте, искусству каллиграфии, а также иконописи. В 1624 г. рукоположен во иерея. В 1637 г. И. уже был настоятелем монастыря, о чем свидетельствует надпись на рукописи «Хроники» Симеона Логофета на старослав. языке из монастырской б-ки. В сент. 1640 г., после кончины митр. Трансильванского Геннадия II, был среди кандидатов на митрополичий престол вместе с игум. мон-ря Говора Мелетием Македонянином и неким «протопопом» из Хацега. И., получив поддержку молдав. господаря Василие Лупу, был поставлен митрополитом Трансильванским. Хиротонию И. совершил в кафедральном соборе в Тырговиште митрополит Унгро-Влахийский Феофил. И. занялся устройством церковной жизни в своей епархии: совершал канонические визиты; рукополагал священников к приходским храмам; созвал «Большой собор» митрополии, на котором присутствовали благочинные и приходские священники; закончил печатание в Алба-Юлии Учительного Евангелия, работа над к-рым была начата еще его предшественником. Деятельность И., направленная на укрепление правосл. веры и противодействие кальвинист. пропаганде, вызвала недовольство протестант. властей Трансильвании. В февр. 1643 г. И. был удален с кафедры и заключен в тюрьму, где провел вместе с др. правосл. священниками и монахами 9 месяцев. Причины удаления И. были как религиозные, так и политические. В вину митрополиту было поставлено препятствие распространению кальвинист. Катехизиса, отпечатанного в 1642 г. на румын. языке в с. Присакэ. К тому же в это время обострились отношения между кн. Трансильвании Дьёрдем I Ракоци и господарем Василие Лупу, к-рый продолжал поддерживать И.

http://pravenc.ru/text/578384.html

Крайова. Собор Димитрия Солунского. Catedrala Mitropolitana Sf. Dumitru /// Епархия неизвестна Собор.    Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:Между 1889 и 1903. Apxumekmop:Andre Lecomte de Nouy Адрес: Румыния, жудец Долж, г. Крайова, ул. Матей Басараб, 14 (Str. Matei Basarab, 14) Координаты: 44.315153, 23.791882 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Закладной камень нового собора был заложен 12 октября 1889 г. на месте разобранного в том же годы старого . Дизайн новой церкви не был имитацией старого храма Матея Басараба, но включал элементы, характерные для того времени, по общим линиям предыдущего места. Таким образом, Леконт де Нуи удалил подпорные стены, которые прерывали арки, похожие на готические контрфорсы, считая, что они не соответствуют архитектуре Мунтении. Первый этап реконструкции новой церкви длился с 1890 по 1893 год и касался её общего внешнего строения. Таким образом, церковь была построена в плане греческого креста с надписью, в стиле, который был только в Королевской церкви Свт. Николая в Королевском дворе в Куртя-де-Арджеш, в церкви Св. Николая в Хартиешти-Арджеш, в Королевской церкви в Тырговиште и в бывшей церкви Монастыря Вакэрешти в Бухаресте. У новой церкви было открытое крыльцо с двумя башнями на притворе и более высокой на нефе. Первоначальная колокольня, построенная из римского кирпича, вероятно, взятого из Мофлени, из древней крепости Пелендава, была перестроена в виде песочных часов из дубовых балок. Позже она была перенесена на нынешнее место, на западном краю плато, на котором расположена церковь, и перестроена из кирпичной кладки. После 1900 года внутренние работы (роспись, иконостас, полы и мебель) затянулись, и в них была задействована международная команда. Роспись была выполнена в византийском стиле в три этапа, в течение 26 лет, с 1907 по 1933 год, французскими художниками Эмилем Мемфиотом (Menpiot) и Бернаром Борисом. Мемфиот прибыл в Крайову незадолго до сноса церкви и успел сделать зарисовки средневековых фресок, которые позже воспроизвел на стенах нового здания. Орнаментальные росписи церкви и притвора были выполнены немецким художником Густавом Ниллом, а иконостас - художником Горджа Иосифом Кебером (художник собора Архангелов Михаила и Гавриила и церкви Святых Апостолов в ансамбле Брынкуши в Тыргу-Жиу). Иконостас церкви был изготовлен Ассоциацией декоративных скульпторов из Бухареста в мастерской Александру Наче, а Царские Врата были изготовлены из липовой древесины скульптором Константином Михаилом Бабичем (исполнителем работ в соборе Воссоединения (Catedrala Reintregiri) в Алба-Юлии). Икона Святого Димитрия, выполненная из венецианской мозаики, эмали и на золотом фоне, по акварели Ноя, была создана Обществом «Каррара» через итальянца Джузеппе Папарити. Её копия, созданная архитектором Ионом Минку, в настоящее время украшает Большой зал мэрии Крайовы.

http://sobory.ru/article/?object=48807

Об освобождении святых неоднократно ходатайствовали. В 1755 г. (документ опубл.: Ibid. P. 153) и 4 дек. 1756 г. (документ опубл.: Ibid. P. 161-162) представители правосл. населения Юж. Трансильвании отправили 2 письма митр. Павлу (Ненадовичу), в которых описывали трудности, с которыми они сталкиваются, отстаивая свое право на исповедание Православия (священники-униаты и представители местных властей мучают их, арестовывают, опустошают дома и земли, верующие скрываются в лесах); они также просили обратиться с ходатайством к властям об освобождении святых Опри и М. 14 февр. 1761 г. в Алба-Юлии сщмч. иером. Софроний из Чоары провел собрание, на к-ром было решено вновь обратиться с просьбой об освобождении святых Опри, М. и свящ. Иоанна из Саду. 3 марта был составлен соответствующий документ, речь шла об освобождении не только 2 узников Куфштайна, но и православных священников из других тюрем: «...nominanter Opre Miklos ex Szelistye, popa Matsinik ex Sibiel, popa Janos ex Gales, popa Iuon ex Szad et popa Iuon ex Etselo» (опубл.: Ibid. P. 222-223). 7 апр. 1761 г. новый меморандум вручили только что прибывшему к месту службы ген. Н. А. фон Букову, который был назначен имп. Марией Терезией военным комендантом и губернатором Трансильвании и активно насаждал унию. 24 июля 1784 г. супруга мч. Опри Стана ходатайствовала перед имп. Иосифом II об освобождении мужа, однако администрация тюрьмы ответила на запрос правительства, что о нем ничего не известно (опубл.: Dragomir. 1930. Vol. 2. P. 308). На основании этих сведений исследователями были высказаны соображения, что оба арестанта, очевидно, погибли в Куфштайне до 1784 г. 21 июня 1992 г. на Соборе Румынской Православной Церкви они были причислены к лику святых с общим днем почитания (21 окт.) православных священников и мирян из Трансильвании, пострадавших за веру. Ист.: Nilles N. Symbolae ad illustrandum historiam Ecclesiae Orientalis in terris Coronae S. Stephani. Oeniponte, 1885. Vol. 2. P. 571-573; Bogdan-Duic G. Clugerul Visarion Sarai (1744): Studiu istoric din istoria Transilvaniei.

http://pravenc.ru/text/2563974.html

Петра (Могилы) и «Восточное исповедание христианской веры» бывш. патриарха К-польского Кирилла I (Лукариса) . С небольшими поправками Собор принял труд свт. Петра и осудил сочинение патриарха Кирилла I как содержащее элементы кальвинистского учения. Однако, несмотря на настойчивость греков, сам Кирилл I осужден Собором не был, поскольку его авторство посчитали недоказанным ( Porcescu. 1988. P. 574-575). Во время посольства, отправленного к валашскому господарю Матею Басарабу для заключения мира в 1645 г., свт. Варлаам побывал в б-ке известного валашского книжника Удриште Нэстурела, где ознакомился с кальвинист. катехизисом, изданным на румын. языке в 1642 г. в Присаке (близ Алба-Юлии, Трансильвания). Митрополит нашел книгу «полной яда и духовной смерти» ( Cartojan. 1996. Р. 183). Для ответа на этот катехизис был созван Собор клириков Молдавского и Валашского княжеств. О дате и месте проведения Собора сведений нет, известно только, что в 1645 г. от имени Собора свт. Варлаам издал «Ответ на кальвинистский катехизис». После потери власти Василе Лупу в 1653 г. свт. Варлаам в апр. того же года удалился в мон-рь Секу, где скончался в 1657 г. (12 февр. 2007 г. причислен РумПЦ к лику святых с днем поминовения 30 авг. н. с.). После свт. Варлаама престол М. м. занял еп. Хушский Гедеон, который помазал на царство нового господаря Георге Штефана. В 1656 г. вместе с боярином Григорие Няниулом еп. Гедеон в составе посольства посетил Москву, 7 июля с рус. царем Алексеем Михайловичем был заключен договор (не реализован по причине краткого правления Георге Штефана - см.: Суляк. 2006. С. 26). В 1659 г. к власти пришел сын Василе Лупу Штефан (Штефэнице). Митр. Гедеон удалился в мон-рь Секу. В этом же мон-ре в свое время подвизался новый митр. Молдавский Савва (до этого занимал Хушскую, Рэдэуцскую и Романскую кафедры; † 5 янв. 1664; похоронен возле алтаря кафоликона Секу). До июля 1671 г. митрополией вновь управлял митр. Гедеон (похоронен в Секу). В грамоте от 29 июля 1671 г. впервые упомянут следующий митрополит Молдавский свт.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Святой Софроний Чоарский Этот неустрашимый исповедник родился в священнической семье. Он был сначала приходским священником, но после того, как его жена упокоилась, принял монашеский постриг. Тьма унии и иезуитских миссий накрыла всю Трансильванию. И этот угодник Божий ощутил, что пришло время исповедовать правую веру даже ценою жизни, подобно святым мученикам первых веков христианства. Своими беседами, посланиями и письмами он сеял семена истинной веры и противостоял насаждению унии. Он сподвиг и организовал народ на борьбу за сохранение отеческой веры. И он советовал народу изгонять униатских священников и не посещать их и стремиться быть под «юрисдикцией Иерусалимского Патриархата». За исповедание православной веры несколько раз его бросали в тюрьму, откуда его освобождали сельчане, которые видели в нем великого светильника истины. Святой Софроний созвал большой собор священников и верующих в Алба Юлии. Но после встречи с генералом Николаусом Адольфом Буком, командующим императорскими войсками в Трансильвании (который был известен тем, что разрушал православные храмы и монастыри), этот святой Божий должен был перейти в Валахию, где и преставился ко Господу. В конце концов исповедничество и сопротивление, которое организовал святой Софроний, трудясь с 1759 по 1761 годы, в истории Румынской Церкви считается решительной победой Православия в Трансильвании, ибо в унии осталось не более 7% от общего числа румынского населения. Святой Опря Микалуш Святая отрасль трансильванской земли и мученик за веру, который имел веру не от мудрости человеческой, но от силы Божией (см.: 1 Кор. 2: 5), святой Опря был выходцем из Сибинского Селишта. Видя всю пагубность унии и страдание своего народа под униатским ярмом, он много раз ездил в Вену с целью убедить императрицу Марию Терезию объявить свободу вероисповедания для своих подданных. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25), – учит Писание. В 1752 году этот неустрашимый исповедник, не жалевший себя и жизни своей ради истины, был брошен в печально известную тюрьму Куфштейн, где окончил свою земную жизнь как мученик за веру православную.

http://pravoslavie.ru/41537.html

– А почему Вы кланяетесь и креститесь, ведь Крест был древом и виселицей, на которой умер Господь Иисус? – Почему вы всё время перескакиваете с одной темы на другую? Вы всегда так поступаете, когда спорите с кем-нибудь, чтобы заморочить ему голову. Вот что говорит святой апостол Павел: слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор. 1 , 18 ). Ты видишь, что Святой Крест – не виселица и не дубина? Напротив того, он – мудрость и сила Божия! Вы слышали, что такое Крест, вы, сектанты, прельщающие людей и ведущие их в ад? «И явится в конце света секта, – говорит святой Андрей Кесарийский , – которая не будет осенять себя крестным знамением, ибо наложит им антихрист печать на правую руку, и они не будут поднимать её ко лбу», – ибо лоб – это разумная часть души, то есть ум. Были у меня как-то давненько несколько женщин-баптисток из Абруда, уезд Алба. Когда я рассказал им о чуде, произошедшем на Святом Гробе с бесноватой женщиной, которая, прикоснувшись к частице древа Креста Спасителя, исцелилась, все они перекрестились. А одна сказала: «Отче, я не перекрещусь!» – «Крестись!» – говорю я ей. «Не перекрещусь! Я не могу поднять руку ко лбу! » – «Наложил на тебя печать бес, поэтому ты и не можешь поднять её! Перекрестись, женщина, и увидишь силу Божию! » – «Нет, не могу поднять руку!» И я беру её правую руку, она ведь стояла рядом со мной, с правой стороны, и трижды осеняю крестом её лицо. «Ой! Ой! Как же мне стало легко!» – «Да! Теперь бес ушёл с твоей руки!» Так убежал от неё бес, одержавший её. Потом я исповедал её, и она вернулась в Православную Церковь . Вы видите силу Святого Креста? – Хорошо, но место по правую и по левую сторону Пресвятой Троицы предопределено, ибо сказано: дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим ( Мф. 20, 23 ). – Это неправда! Спаситель говорит: дать сесть у Меня по правую сторону и полевую – не от Меня зависит, но кому уготовано, потому что эти два места от Отца предназначены Матери Божией и святому Иоанну Крестителю. Кто такой Иоанн Креститель? Самый великий человек из рождённых женами. А Матерь Божия кто? Что говорит псалом 44? Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г. Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г. Книгопечатание и типографское дело стали главными в жизни А. И. Все 64 книги, изданные в Валахии в 1691-1716 гг., связаны с его именем. В этот период из типографий Бухареста, Снагова, Рымнику-Вылчи, Тырговиште под руководством А. И. вышли в свет издания религ. лит-ры на румын., греч., церковнослав., серб. языках, а также светские произведения, среди к-рых была и рус. «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого) (1697). Эти книги отличались прекрасным оформлением и высокой полиграфической культурой, что свидетельствовало о многогранном таланте А. И. как художника. С помощью А. И. его ученики основали типографии в Алеппо (Сирия) и Тбилиси. Благодаря деятельности А. И. Валахия на рубеже XVII-XVIII вв. превратилась в важный культурный центр, снабжавший разные страны книгами. Одной из заслуг А. И. стало создание и введение в литургическую практику Румынской Церкви румын. языка. А. И. принадлежит неск. оригинальных сочинений, среди к-рых особо следует отметить «Проповеди», произнесенные им с 1709 по 1716 г. и впервые изданные в 1886 г. под названием «Дидахи». В них А. И. выступал против алчности, социального неравенства и несправедливости. А. И.- автор ряда религ. сочинений, одним из самых ценных и оригинальных из к-рых являлись «Лики Ветхого и Нового Завета», преподнесенные в 1708 г. в дар господарю К. Брынковяну. Посвятив всю свою жизнь делу просвещения, А. И. был сторонником сближения румын. народа с Россией в борьбе за освобождение Валахии от османской зависимости, встав в 1709 г. во главе антиосманского освободительного движения. В 1716 г. за связи с антиосманской коалицией в период австро-тур. войны (1716-1718) А. И. был смещен с кафедры, лишен сана и приговорен к пожизненному заключению в мон-ре св. Екатерины на Синае . По тайному приказу тур. властей был убит янычарами на пути к мон-рю, его тело было брошено в реку. В 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви причислил А. И. к лику святых. Существует прижизненное изображение А. И. (1711) на фреске церкви мон-ря Говора, выполненное по заказу К. Брынковяну, перестраивавшего мон-рь в 1710-1711 гг.

http://pravenc.ru/text/115728.html

Не будут американцы вмешиваться и в выборы в Эквадоре 18 февраля 2017 года (хотя в этой стране до сих пор не ликвидирована старая военная база США). Достаточно дать ход расследованию по делу нашумевшей бразильской строительной компании «Одебрехт» и в год столетия Великой Октябрьской социалистической революции новым эквадорским президентом не будет Ленин (Морено). Кстати, 5 февраля 2017 года мировые СМИ, вещающие на испанском, оповестили об очередном заподозренном в получении взятки от строителей-жуликов: о первом президенте-индейце Республики Перу Алехандро Толедо. Упоминается также и Хуан-Мануэль Сантос - президент Колумбии, лауреат Нобелевской премии мира. И, конечно, их бразильский коллега Мишель Темер, другие президенты региона. Что касается Боливии, местная армия и иррегулярные вооруженные формирования (охраняющие нарко-баронов и пути для транспортировки наркотиков) могут оказаться не по зубам даже американскому спецназу. Поэтому Дональд Трамп будет рассчитывать на ее враждебных соседей - Бразилию, Чили и Парагвай, которые смогут сдерживать амбиции Эво Моралеса и Альваро Гарсии Линеры на региональное лидерство и противодействие региональным планам США. В Никарагуа можно ожидать, что вновь вошедший в сандинистскую элиту ветеран партизанской войны Эден Пастора будет посредничать между кланом Ортега и администрацией Дональда Трампа так, чтобы интересы США не были серьезно затронуты строительством Никарагуанского канала с одной стороны, и чтобы одновременно процветала клановая корпорация АЛБАНИСА, с другой. Так, в отношениях между Вашингтоном и Манагуа воцарится принцип, сформулированный Пасторой сразу после дня победы Сандинистской революции в 1979 году: «Мы должны делать нашу революцию, при этом не можем себе позволить раздражать североамериканцев». Все вышеперечисленное имеет непосредственное отношение к Кубе, у которой хотя и большой вес в Латинской Америке, однако удар по леворадикальному блоку АЛБА - станет ударом и по Гаване, подрывая кубинские позиции. Поэтому Вашингтон будет продолжать кидать серьезные вызовы перед членами и единством АЛБА. Особый нажим со стороны Вашингтона ожидается в сторону Гаваны. Основанием для этого является многомиллионная кубинская антикастристская диаспора в США. Она по традиции ладит больше с республиканцами, чем с демократами.

http://ruskline.ru/opp/2017/fevral/11/tr...

Первым румын. герцогством, к-рое было преобразовано венграми, стала Кришана (Менумороута): в нач. XI в. венг. кор. св. Стефан I произвел территориальное объединение комитатов Заранд, Бихор и Внутренний Сольнок. В источниках под 1067 г. упоминается 1-й правитель комитата Бихор с центром в крепости Бихаря - Стефан (Stephanus, comes Byhoriensis). После 1060 г. были образованы комитаты в Банате: Тимиш, Арад, Караш, Сату-Маре, Берег и др. В XII-XIII вв. в собственно Трансильвании были образованы еще 7 комитатов: Внутренний Сольнок, Дэбыка, Турда, Тырнава, Алба, Клуж и Хунедоара. Функции управления и судебной власти комитатов осуществляли назначенный воеводой Трансильвании правитель комитата (лат. comes. comes supremus, венг. ispán), вице-правитель (лат. vicecomes, венг. alispán), двое судей из дворян и 6 судебных присяжных заседателей из знати. Складывание местных судебных органов означало не только офиц. признание права провинциальной знати судить своих, но и процесс вовлечения знати, наряду с представителями королевской власти, в решение внутренних проблем страны (сбор налогов, принятие решений в военных вопросах и т. д.). Самоуправление создало институциональные и территориальные основы дворянской автономии. Согласно декрету от 1351 г. венг. кор. Лайоша (Людовика) I Великого (1342-1382), знать Трансильвании наделялась теми же правами и прерогативами, что и венг. знать. После 1467 г. венг. кор. Матьяш I Корвин (Хуньяди) (1458-1490) зафиксировал эти привилегии на более низком уровне: в авг. 1467 г. трансильванские дворяне (секуи и саксы) во главе с воеводами восстали против короля, обвиняя его в тираническом правлении (политика централизации, рост старых и появление новых налогов), в течение месяца движение было подавлено, кор. Матьяш I помиловал почти всех восставших, но в качестве наказания ограничил привилегии дворян. В период становления в регионе территориально-адм. структуры венг. короли пытались оформить Трансильванию как принципат (княжество) во главе с князем - новый институт, заимствованный из нем. феодального мира. Однако, поскольку идея княжества подразумевала достаточную самостоятельность, венг. власти, стремясь избежать риска установления в Трансильвании с ее традицией отдельной государственности власти одного правителя, к-рый подорвал бы центральную венг. власть, трансформировали в орган центральной власти Трансильвании румыно-славянский институт воеводства. Воеводы назначались королем из числа высоких сановников «за верную службу» и подлежали проверке на их преданность короне. Первыми правителями Трансильвании в источниках упомянуты Меркурий (Mercurius princeps Ultrasylvanus) в 1111 и 1113 гг. и Левстахий (Leustachius Voyvoda) в 1176 г. (вероятно, одно лицо с правителем графства Дэбыка, упомянутым в 1116). Воевода Трансильвании осуществлял свою власть только над венг. комитатами.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010