1698), в котором, по нек-рым оценкам, участвовало свыше 2 тыс. чел. Одобрив постановления Ферраро-Флорентийского Собора об объединении Церквей, участники Собора в Алба-Юлии выразили намерение сохранять в неприкосновенности визант. обряд и самостоятельно избирать епископа (постановление Собора вместе с митр. Афанасием подписали 38 протопопов). Эти решения вызвали негативную реакцию протестант. знати: сейм Трансильвании сразу же ввел новые налоги для православных и весной 1699 г. призвал императора не распространять на правосл. духовенство привилегии протестантов и католиков. Однако имп. Леопольд I декретом от 16 февр. 1699 г. утвердил трансильванскую унию, признав право румын. христиан сохранять визант. обряд и избирать епископа (получавшего затем утверждение от папы Римского и от императора); православные были уравнены в правах с протестантами и католиками. Недовольство декретом высказывали как протестанты, так и католики, к-рые, в частности, указывали, что к унии стремились в основном представители правосл. духовенства, но не миряне. Во избежание разногласий был издан имп. декрет, запрещавший принуждать православных к принятию унии (12 дек. 1699). Т. о., митр. Афанасий столкнулся с противодействием не только среди православных, но и со стороны протестант. сейма и католич. духовенства. В сент. 1700 г. он созвал III Собор в Алба-Юлии, на котором было подтверждено решение об унии, были приняты 28 правил, в т. ч. о сохранении богослужебных обычаев и традиц. убранства храмов, богослужения на румын. языке и т. д. (постановления Собора подписали 54 протопопа). После Собора имп. Леопольд I утвердил Афанасия в качестве униат. епископа и даровал ему звание имп. советника. При этом католич. власти, знавшие о близости взглядов Афанасия к кальвинизму, предписали ему соблюдать рекомендации наставника-иезуита (19 марта 1701). Решение императора даровать румын. духовенству и верующим равные права с католиками вызвало негодование сейма, к-рый оказал давление на имп. двор. Новым декретом Леопольд I разрешил православным румынам присоединиться к к.-л.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

церквей была конфискована в 1566; вместо приходских священников в Трансильвании действовали иезуиты и францисканцы). Румын. правосл. население, хотя и составляло в Трансильвании большинство, подвергалось давлению со стороны властей, которые стремились ликвидировать обрядовые и вероучительные различия между православными и протестантами. Несмотря на подчинение Габсбургам, правители-кальвинисты намеревались сохранить привилегии протестант. деноминаций. Однако после изгнания Имре Тёкёли, к-рого в 1690 г. османы провозгласили князем Трансильвании, укрепились позиции католиков, опиравшихся на поддержку Габсбургов. Требования имп. Леопольда I предоставить католикам равные с протестантами права наталкивались на сопротивление местной знати и горожан. Тогда император декретом от 4 дек. 1691 г. единолично провозгласил равноправие 4 «религий» (католицизма (лат. обряда) и 3 протестант. деноминаций). При этом не были учтены интересы румын. правосл. населения. Руководствуясь примером Ужгородско-Мукачевской унии (провозглашена впервые в 1646), мн. румын. священники в 90-х гг. XVII в. высказывались в пользу распространения унии на Трансильванию. Принятие унии соответствовало интересам имперских властей, стремившихся ослабить влияние местной протестант. знати. По распоряжению кард. Леопольда Карла фон Коллонича, архиеп. Эстергомского (1695-1707), иезуиты вступили в переговоры с правосл. еп. Феофилом (Сереми; 1692-1697), к-рый согласился поддержать унию, чтобы противостоять давлению протестантов. Епископ высказался в пользу унии на Соборе в Алба-Юлии (февр. 1697), принявшем решение о соединении с католич. Церковью. Это решение было оформлено в виде декларации (21 марта 1697), в к-рой упоминалось о желании правосл. духовенства получить привилегии, к-рыми обладало католич. духовенство (освобождение от налогов и повинностей и т. д.). Переговоры об унии были прерваны из-за кончины еп. Феофила (2 июля 1697). Его преемник, митр. Афанасий (Ангел) (рукоположен 26 янв. 1698 в Бухаресте), вскоре после прибытия в Трансильванию созвал Собор в Алба-Юлии (7 окт.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Вопрос об учреждении правосл. миссионерского викариатства для румын на территории совр. жудецов Ковасна и Харгита с преимущественно венг. населением поднимался еще в марте 1937 г. на епархиальном собрании Вадской, Фелякской и Клужской епископии под председательством правящего еп. Николая (Колана) . Необходимость образования подобной структуры объяснялась задачей сохранения национальной идентичности и веры местных румын. Однако на заседании в мае 1937 г. под председательством митр. Трансильванского Николая (Бэлана) церковное руководство сочло преждевременной постановку вопроса об организации правосл. миссионерской структуры. После революционных событий дек. 1989 г. Румынская Православная Церковь вернулась к рассмотрению данного вопроса. Христианские организации - лига «Андрей Шагуна» из Сфынту-Георге и фонд «Мирон Кристя» из Мьеркуря-Чука - выдвинули предложение об учреждении епархии. В результате широкого народного обсуждения в 1990-1994 гг., в котором приняли участие священники и прихожане правосл. приходов, Национальное Церковное собрание на заседании 11 янв. 1994 г. приняло решение об организации новой епископии в жудецах Ковасна и Харгита. Уже 14-16 янв. в Алба-Юлии и Сибиу состоялись внеочередные заседания епархиальных собраний епископии Алба-Юлии, в которую входил жудец Харгита и Сибиуской архиепископии, включавшей жудец Ковасна. На них было решено выделить оба жудеца из этих епархий для образования К. и Х. е. 22-23 марта 1944 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви поддержал решение епархиальных собраний об образовании новой епархии с центром в г. Мьеркуря-Чук и о демаркации ее границ (ок. 100 тыс. правосл. верующих; 25% всего населения жудеца Ковасна и 15% населения жудеца Харгита). 31 мая 1994 г. в кафедральном соборе в присутствии митр. Трансильванского Антония (Плэмэдялэ) состоялось собрание К. и Х. е. 12 июля на заседании Церковной избирательной коллегии правящим архиереем вновь учрежденной епархии был избран архим. Иоанн (Сележан), глава румын. духовной миссии на Св. земле. 20 июля 1994 г. в мон-ре прор. Илии в Топлице (жудец Харгита) была совершена хиротония архим. Иоанна во епископа Ковасны и Харгиты, 25 сент. того же года - его интронизация в г. Мьеркуря-Чук. Литургию служили Патриарх Румынский Феоктист (Арэпашу) и Патриарх Александрийский Парфений III с собором митрополитов, епископов, священников и диаконов.

http://pravenc.ru/text/1841602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖОАДЖУ-ДЕ-СУС Церковь Рождества Богородицы в с. Джоаджу-де-Сус. XVI, нач. XVIII в. Церковь Рождества Богородицы в с. Джоаджу-де-Сус. XVI, нач. XVIII в. Джоаджу-де-Сус [румын. Geoagiu de Sus], румын. село, расположенное на берегу небольшой р. Джоаджу, на вост. склонах гор Траскэу в жудеце Алба, рядом с которым с нач. XVI в. существовал правосл. мон-рь. Его основание между 1522 и 1529 гг. приписывается валашскому господарю Раду де ла Афумаци (1522-1529). Строения мон-ря с ц. Рождества Пресв. Богородицы были возведены на участке земли, переданном господарю трансильванским воеводой в качестве лена. В румын. историографии утверждается, что в 1-й пол. XVI в. в Д.-де-С., близ мон-ря Рымец, была основана правосл. кафедра. Первым известным по имени епископом, поставленным по распоряжению правительницы Изабеллы Запойяи в мае 1557 г., был Христофор. Однако в документах того времени дважды отмечено, что епископу полагаются все те доходы, какие «установлены издревле», поэтому можно утверждать, что Христофор был далеко не первым архиереем на кафедре и речь может идти о существовании здесь не просто епархии, но правосл. митрополии трансильванских румын. В 1560 г. его сменил еп. Савва, постриженный в монашество в Валахии; в 1561 г. правящим епископом стал Георгий. В апр. 1562 г. трансильванский кн. Янош Жигмонт вновь утвердил правящим епископом Савву. В нач. 70-х гг. XVI в., после переноса правосл. кафедры в Ланкрэм, близ Алба-Юлии, мон-рь в Д.-де-С. утратил свое значение. С 1698 по 1758 г. мон-рь был униатским, затем снова стал православным. В 1762 г. обитель была разрушена артиллерийским огнем карательных отрядов ген. А. Буццова по приказу австр. властей, проводивших политику по насильственному обращению в униатство правосл. жителей Трансильвании. В 1785 г. восстановленный мон-рь был снова разрушен, уцелел только храм, перестроенный в нач. XVIII в. В наст. время сохранилась церковь прямоугольного плана с полукруглой апсидой под общей высокой кровлей с широким выносом, характерной для архитектурной традиции Молдавии и Валахии. Колокольня с открытым ярусом звона поставлена над пронаосом. Росписи относятся к времени после эпохи Брынковяну и были выполнены мастерами Иоанном и Нистором в 1724 г. Храм был отреставрирован в 1973-1975 гг. Лит.: Drgu V. Dicionar enciclopedic de art medieval româneasc. Bucur., 1976. Р. 151; P curariu. IBOR. Vol. 1. P. 476-477. Рубрики: Ключевые слова: АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс

http://pravenc.ru/text/171855.html

Католич. архиепископом Бухарестским был назначен Игнацио Паоли (1883-1885; с 1870 епископ Никополя и апостольский администратор Валахии). Его усилиями в Бухаресте была открыта 1-я католич. семинария и закончено строительство кафедрального собора прав. Иосифа (работы велись в 1875-1884). Реорганизацией системы образования и церковным строительством занимались архиеп. Йозеф Ксавер Хорнштайн (1896-1905; открыл 12 школ в Бухаресте, построил новую архиепископскую резиденцию (ныне резиденция апостольской нунциатуры)) и архиеп. Раймунд Нецхаммер (1905-1924; расширил школы, построил неск. церквей и католич. гимназию св. Андрея, основал Бухарестское об-во католиков, начал издавать «Revista Catolic» (Католический журнал)). Католич. архиепископ Бухарестский Александру Теодор Чисар (1924-1954), 1-й архиепископ, к-рый род. и получил образование в Р., приложил мн. усилий к увеличению числа католич. семинаристов и соответственно выпускаемых в Р. пресвитеров, отремонтировал семинарию, расширил католич. гимназии св. Иосифа и св. Андрея, в Тимишул-де-Жос построил для семинаристов дом отдыха. В 1927 г. Чисар стал сенатором, правительство наградило его орденом «Корона Румынии». При нем Бухарестское архиеп-ство было разделено на 5 протопопятов (благочиний). После вхождения в состав Р. Трансильвании, значительной частью населения которой были католики, Римско-католическая Церковь вела активную миссионерскую деятельность: в Р. были приглашены представители новых религ. конгрегаций - ассумпционистов, мариан и др. Конституция 1923 г. разрешала деятельность Римско-католической Церкви, но не признавала ее национальной Церковью (руководство церковными структурами, к-рые имели статус национальных, не могло быть иностранным). 10 мая 1927 г. был подписан конкордат Р. с Папским престолом (официально заключен 7 июля 1929). Апостольской конституцией папы Римского Пия XI (1922-1939) «Solemni Conventione» от 5 июня 1930 г. Бухарестское еп-ство получило статус архиеп-ства и было поставлено во главе митрополии, к-рая включала 4 суффраганных диоцеза: еп-ство Алба-Юлии (диоцез получил наименование Алба-Юлия вместо прежнего - Трансильванское еп-ство, до 1930 оно входило в состав венг.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

М. стремился к выдвижению на вакантные места в церковной иерархии людей, способных наилучшим образом исполнять пастырские обязанности и обеспечивать эффективность работы административного аппарата Церкви. Достижения М. в поддержке церковного и богослужебного единства считают наиболее важными в его деятельности. В процессе реорганизации церковной жизни были созданы новые епархии: в Ораде (1920), Армейская епископия с кафедрой в Алба-Юлии (1921), епископия Хотинская с кафедрой в Бельцах (ныне Бэлць, Молдова), епископия Белгородская с кафедрой в Измаиле (ныне в Одесской обл., Украина) (1923); возобновили деятельность древние епископские центры в Клуже (ныне Клуж-Напока, Румыния) (1921), в Констанце (1923), миссионерская епископия для румын в Америке (1934), в Марамуреше (1937). Конституция Румынии 1923 г. предоставила Церкви определенную автономию и защиту в случае вмешательства в церковную жизнь политических сил. В целях интенсификации пастырско-миссионерской деятельности М. создал в 1922 г. Библейский ин-т в Бухаресте для издания богослужебных книг и др. церковной лит-ры. Возобновил издание ж. «Biserica Ortodox Român» (Румынская Православная Церковь), прекратившего существование в годы первой мировой войны. По инициативе М. также был создан ж. Бухарестской епископии «Apostolul» (Апостол), появились епархиальные журналы и в др. епархиях. 4 февр. 1925 г. М. был возведен в сан патриарха (интронизирован 1 нояб. того же года), т. о. РумПЦ приобрела статус Патриархии, М. стал 1-м патриархом Румынским. 6 мая 1925 г. Парламент Румынии принял закон и статут об организации и функционировании РумПЦ. В административном отношении в нее входили: митрополии Унгро-Влахийская (включавшая Бухарестскую архиепископию и епископии Рымника и Ноул-Северина, Бузэу, Арджеша, Констанцы), Молдавская и Сучавская (состоявшая из Ясской архиепископии, Романской, Хушской и Нижнедунайской епископий), Ардяльская (делившаяся на архиепископию Албы-Юлии и Сибиу и епископии Арада, Карансебеша, Оради и Клужа), Буковинская (объединившая Чернэуцкую (Черновицкую) архиепископию и Хотинскую епископию) и Бессарабская (в составе с Кишинёвской архиепископией и епископией Четатя-Албэ-Измаил).

http://pravenc.ru/text/2563338.html

В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями – иудейской и мусульманской» 194 . 12. Борьба за мир Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др. Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Митрополия Унгро-Влахийская (Унгро-Валашская) Епархии 1 . Архиепископия Бухарестская. Кафедра-Бухарест 2 . Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра – Галац 3 . Епископия Бузэуская. Кафедра – Бузэу II. Митрополия Молдовы и Сучавы Епархии 4 . Архиепископия Ясская. Кафедра-Яссы 5 . Епископия Романийская и Хушская. Кафедра -Роман III. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская) Епархии 6 . Архиепископия Сибиуская. Кафедра-Сибиу 7 . Епископия Албы Юлии. Кафедра -Алба Юлия 8 . Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра – Клуж 9 . Епископия Орадийская. Кафедра – Орадя (Орадия) IV. Митрополия Ольтенийская Епархии 10 . Архиепископия Крайовская. Кафедра – Крайова 11 . Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра – Рымни-ку-Вылча V. Митрополия Банатская Епархии 12 . Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра – Тимишоара 13 . Епископия Арадская. Кафедра -Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1 . Андрей Шагуна 1848 –1864 –1873 2 . Прокопий Ивачкович 1873 –1874

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями — иудейской и 12. Борьба за мир Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др. Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Митрополия Унгро–Влахийская (Унгро–Валашская) Епархии 1. Архиепископия Бухарестская. Кафедра—Бухарест 2. Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра — Галац 3. Епископия Бузэуская. Кафедра — Бузэу II. Митрополия Молдовы и Сучавы Епархии 4. Архиепископия Ясская. Кафедра–Яссы 5. Епископия Романийская и Хушская. Кафедра —Роман III. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская) Епархии 6. Архиепископия Сибиуская. Кафедра—Сибиу 7. Епископия Албы Юлии. Кафедра —Алба Юлия 8. Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра — Клуж 9. Епископия Орадийская. Кафедра — Орадя (Орадия) IV. Митрополия Ольтенийская Епархии 10. Архиепископия Крайовская. Кафедра — Крайова 11. Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра — Рымни–ку–Вылча V. Митрополия Банатская Епархии 12. Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра — Тимишоара 13. Епископия Арадская. Кафедра —Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1. Андрей Шагуна 1848 -1864 -1873 2. Прокопий Ивачкович 1873 -1874 3. Мирон Романул 1874 -1898 4. Иоанн Мециану 1898 -1916

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями — иудейской и мусульманской» . 12. Борьба за мир Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др. Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Митрополия Унгро-Влахийская (Унгро-Валашская) Епархии 1. Архиепископия Бухарестская. Кафедра—Бухарест 2. Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра — Галац 3. Епископия Бузэуская. Кафедра — Бузэу II. Митрополия Молдовы и Сучавы Епархии 4. Архиепископия Ясская. Кафедра-Яссы 5. Епископия Романийская и Хушская. Кафедра —Роман III. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская) Епархии 6. Архиепископия Сибиуская. Кафедра—Сибиу 7. Епископия Албы Юлии. Кафедра —Алба Юлия 8. Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра — Клуж 9. Епископия Орадийская. Кафедра — Орадя (Орадия) IV. Митрополия Ольтенийская Епархии 10. Архиепископия Крайовская. Кафедра — Крайова 11. Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра — Рымни-ку-Вылча V. Митрополия Банатская Епархии 12. Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра — Тимишоара 13. Епископия Арадская. Кафедра —Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1. Андрей Шагуна 1848 -1864 -1873 2. Прокопий Ивачкович 1873 -1874 3. Мирон Романул 1874 -1898

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

415-417 417-420 АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII 420-421 421-425 425-426 426-427 АКТЫ О ЕДИНООБРАЗИИ богослужения и совершения таинств, ряд законов, принятых англ. парламентом в XVI - XVII вв. 427-428 428-430 430-433 434-435 435-436 436-437 437-438 438-439 439-440 440-444 444-445 445-446 446-447 447-448 448-455 455-464 464-465 465-470 АЛБА-ЮЛИИ ЕПИСКОПИЯ входит в Ардяльскую (ист. назв. - Трансильванская) митрополию Румынской Православной Церкви 470-471 471-472 АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) 472-473 473-474 474-475 АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/vol/i.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010