По роду своей деятельности К. посещал страны Вост. Европы, оказывал помощь проживавшим в них католикам. Так, в апр. 1963 г. по поручению папы Римского Иоанна XXIII К. встретился в Будапеште с примасом Венгрии кард. Йожефом Миндсенти, скрывавшимся с 1956 г. на территории амер. посольства, затем неоднократно посещал его до осени 1971 г., когда коммунистическое правительство позволило кардиналу-примасу покинуть Венгрию. К. принял кард. Й. Миндсенти в Вене, обеспечив ему проживание до смерти (1975) за счет Венского архиепископства. В 1967 г. после переговоров К. с румын. властями из-под домашнего ареста был освобожден Арон Мартон, католический еп. Алба-Юлии. В 1972 г. К. посетил Польшу, в Ченстохове встречался с кард. Стефаном Вышиньским , архиеп. Краковским К. Войтылой и др. польскими епископами. Деятельность К. во многом влияла на т. н. вост. политику Ватикана. Поездки К. по странам Вост. Европы, Африки и Азии сопровождались экуменическими, межрелиг. и общественно-политическими встречами. Помимо диалога с неверующими К. уделял внимание отношениям религии и науки. В июле 1968 г. на конференции нобелевских лауреатов в Линдау на Боденском оз. К. выступил с докладом реферативного характера на тему «Преодоление «травмы Галилея» в отношениях между Церковью и светской наукой». В Венском архиеп-стве К. осуществлял реформы в духе соборного обновления, в 1969-1971 гг. провел провинциальный синод Венского архиеп-ства. Являясь председателем Конференции епископов Австрии, К. участвовал в обновлении католической Церкви в Австрии, программу которого он изложил на общеавстрийском синоде (1973-1974). К. призывал католиков шире участвовать в церковной жизни, развивать апостольство мирян , осознавать общую ответственность клира и мирян за жизнь и деятельность Церкви. Часто посещал приходы Венского архиеп-ства, проводил встречи в школах и на заводах, обращая особое внимание на катехизацию молодежи, в т. ч. и рабочих, а также на социально-благотворительную деятельность Церкви. Стремясь сохранить влияние католической Церкви в жизни австрийского общества, часто высказывался в СМИ по общественно-политическим вопросам, готовил новогодние обращения по радио и телевидению, пользовавшиеся популярностью.

http://pravenc.ru/text/1684299.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Румынской Православной Церкви совершена канонизация двух новых святых 02.11.2011 29 октября в кафедральном соборе в Сибиу ( Румыния ) состоялась канонизация святителя Андрея (Шагуны) , митрополита Трансильвании. Чин канонизации возглавили Патриарх Румынский Даниил и пребывающий с визитом в Румынии Патриарх Александрийский Феодор в присутствии многочисленных румынских и греческих иерархов. На богослужении присутствовал президент Румынии Траян Басеску, представители правительства и видные деятели румынской общественности и культуры. Торжества начались с Божественной Литургии, которую возглавили два Патриарха, сообщает официальный сайт Румынской Православной Церкви . В своей речи за богослужением Патриарх Даниил отметил, что св. Андрей (Шагуна) совершил множество трудов, направленных на поддержание Православной веры среди трансильванских румын и их просвещение. В частности, святитель построил сотни румынских школ в крае, учредил румынскую газету «Telegraful», которая стала важным средством миссионерской деятельности. 30 октября также состоялась канонизация святителя Симеона (Штефана) , митрополита Трансильвании. Торжества прошли в кафедральном соборе Алба-Юлии , их возглавили Патриарх Румынский Даниил и Патриарх Александрийский Феодор. В богослужении приняли участие митрополит Патрский, члены делегаций Александрийской и Элладской Православных Церквей, пребывающие с визитом в Румынии, а также иерархи Румынской Православной Церкви. Выступая перед верующими, Патриарх Румынский Даниил особо подчеркнул, что радость прославления в лике святых Симеона (Штефана) усилена благодаря присутствию святой главы апостола Андрея Первозванного, привезенной из Патр в Румынию в эти дни, а также присутствием Феодора, Папы и Патриарх Александрийского и всей Африки. Решение о канонизации Трансильванских митрополитов Андрея (Шагуны) и Симеона (Штефана) принял Священный Синод Румынской Православной Церкви на заседании, которое прошло 21 июля этого года. Синод постановил совершать память св. Андрея Сагуны 30 ноября, а св. Симеона Штефана — 24 апреля. Митрополит Андрей (Шагуна) родился в 1808 г. По окончании духовной семинарии в 1832 г. поступил в сербский монастырь Хопово, где принял монашество с именем Андрей, был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. С 1842 г. — настоятель монастыря Хопово. В 1848 г. был рукоположен во епископа. Известен как крупный богослов и просветитель. Скончался в 1873 г. Митрополит Симеон (Штефан) был митрополитом Трансильванским в период с 1643 по 1656 гг. Впервые издал Новый Завет на румынском языке (1648 г.), который снабдил своим предисловием. Скончался в 1656 г. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.11.2011 21:15:29

http://drevo-info.ru/news/11733.html

При Троицком соборе действовала типография; 1-й изданной там книгой был трактат по догматическому богословию «Цветение истины» (Floarea Adevrului, 1750). При еп. П. П. Ароне в Блаже издавались катехизисы, учебники богословия, полемические труды в защиту унии, пастырские послания епископа, а также большое количество богослужебных книг на румын. языке (при этом визант. обряд практически не подвергался латинизации; до 1779 при печати румын. текстов использовали кириллицу). Повышению авторитета еп. П. П. Арона, подорванного его прежним конфликтом с еп. И. Мику-Кляйном, способствовал строгий аскетический образ жизни архиерея, к-рый много проповедовал и часто совершал пастырские визитации (во время одной из таких поездок, 9 марта 1764, он скончался). Преемником еп. П. П. Арона стал его сподвижник, преподаватель блажской семинарии Атанасие Редник (1765-1772), привлекший в монастыри в Блаже и Алба-Юлии имевших хорошее лат. образование монахов-василиан. Также он продолжил заложенную его предшественником традицию финансовой поддержки талантливых студентов. Такую же политику проводил еп. Григоре Майор (1773-1783), стремившийся повысить уровень образования среди духовенства и верующих. «Патент о веротерпимости» (1781), подписанный имп. Иосифом II, не оказал существенного влияния на положение греко-католиков, но способствовал нормализации отношений между униат. и правосл. иерархами, к-рые совместно прилагали усилия к национальной эмансипации румын. В 1777 г. в Трансильвании была создана 2-я униат. епархия - с кафедрой в г. Орадя, суффраганная по отношению к католич. Эстергомской митрополии лат. обряда. Еп. Йоан Боб (1782-1830) получил известность как ученый, составил 1-й фундаментальный румынский лексикографический труд (Румыно-латино-венгерский словарь - Dicionarul românesc, latinesc i unguresc. Cluj, 1822-1823. 2 vol.), трактаты по богословию, аскетике, пастырству. Среди многочисленных изданий, подготовленных в этот период в Блаже, был румынский перевод Свящ. Писания (Biblia de la Blaj, 1795).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

выступившими против Габсбургов, а также в рукоположении в священный сан двоеженцев. Против И. лжесвидетельствовали отступники от Православия униаты дворянин И. Попович и свящ. Иоанн из Иргольца. В марте 1705 г. мараморошское духовенство выступило с протестом против ареста И., требуя от властей его освобождения, протест был внесен в протоколы конгрегации Мараморошского комитата. Румын. и карпаторус. священники добились разрешения на проведение Собора для избрания нового архиерея. В кон. 1706 г. епископом Мараморошским был избран Иов (Цирка (Тырка)), к-рый в 1706-1707 гг., в период венг. восстания против Габсбургов, сумел вернуть большую часть приходов Трансильвании, принявших унию, в Православие. При поддержке Ференца Ракоци, в 1704 г. избранного князем Трансильвании, Иов в нач. 1707 г. занял митрополичью кафедру в Алба-Юлии, Афанасий (Ангел) был изгнан в Сибиу. В кон. 1707 г. в связи с ухудшением позиций Ференца Ракоци в войне с Австрией Иов (Цирка) по обвинению в сотрудничестве с повстанцами был заочно приговорен к смертной казни, после чего бежал в Молдавское княжество, где скончался. Униаты распускали слухи о том, что И. и Иов (Цирка) приняли кальвинизм. И. вышел на свободу не ранее 1707 г. Его освобождение связывают с тем, что к этому времени скончались его гонители: Мукачевский еп. Рога де Камиллис (1706) и Эстергомский архиеп. Леопольд Колонич (убит в 1707). После освобождения И. исполнял обязанности епископа тайно, часто в целях конспирации менял места проживания и служения (униаты называли его «странствующим архиереем»). Назначенный в 1707 г. униат. Мукачевский еп. Иосиф Иоанн Годермарский, пользовавшийся поддержкой местных властей, безуспешно пытался арестовать И. и заточить в Мукачевском униат. мон-ре. Попытки униатов создать в отсутствие И. в Марамороше румын. вик-ство не принесли успеха. В 1709 г. униаты жаловались, что И. за 2 года рукоположил 60 священников, присоединил к Православию 16 униат. сел. Главной резиденцией И. после освобождения был мон-рь Сэпынца-Пери во имя св. арх. Михаила близ Сэпынцы (ныне жудец Марамуреш, Румыния), из к-рого его вскоре выгнали местные власти. И. недолго жил в карпаторус. и румын. горных мон-рях: в Моисейском мон-ре вмц. Параскевы (ныне с. Моисей, жудец Марамуреш, Румыния), в Николаевском скиту в с. Будешти (ныне жудец Марамуреш), в основанном в 1692 г. по благословению И. Михаило-Архангельском скиту в с. Джулешти (ныне жудец Марамуреш), в основанных владыкой Драговском и Кричевском мон-рях, а также в городах Хуши и Клуж (ныне Клуж-Напока) в Трансильвании. В последние годы жизни И. по его благословению были открыты монашеские обители: в 1709 г. местные дворяне основали Евдянский муж. мон-рь (ныне с. Еуд, жудец Марамуреш), в 1711 г. свящ. Иоанн Штефан возобновил запустевший Барсановский Николаевский муж. мон-рь (ныне с. Бырсана, жудец Марамуреш).

http://pravenc.ru/text/578551.html

14-18 февр. 1761 г. в Алба-Юлии прошел антиуниат. Собор правосл. Церкви, сопровождавшийся массовыми народными волнениями. Правительство имп. Марии Терезии было вынуждено пойти на некоторые уступки; в частности, для правосл. населения Трансильвании был назначен свой правосл. архиерей. Им стал серб. еп. Будимский Дионисий (Новакович) , выпускник КДА, который по прибытии в Трансильванию устроил свою 1-ю резиденцию при Н. с. ц. Клир и паства Брашова обязали еп. Дионисия принести клятву в том, что он будет беречь «православную веру, исповедания Востока, по закону греческому, не объединенную с Римом» ( P curariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 502). Церемония возведения еп. Дионисия на трансильванский престол состоялась 4 сент. 1761 г. в Н. с. ц.; ее провел ген. А. фон Буков, к-рый по приказу Марии Терезии выполнял в Трансильвании миссию по урегулированию конфессионального вопроса. Недоверие, выражаемое правосл. населением Брашова в отношении нового архиерея, к-рого подозревали в излишней лояльности к Вене, а следов., и в пособничестве политике унии, заставило еп. Дионисия в скором времени покинуть Брашов и перенести свою резиденцию в Сибиу. С 1783 г. правосл. епископы Сибиуские вновь оказались в каноническом подчинении Карловацкой митрополии. В 1810 г. резиденцией архиерея стал Клуж, затем снова Сибиу. Среди священников Н. с. ц. этого времени известен сын прот. Евстафия Грида, Димитрий, выпускник КДА, к-рый долгое время преподавал в школе Н. с. ц., позже стал одним из эпитропов церкви и известен благодаря своей обширной лит. и научной деятельности. Он автор 1-й грамматики румын. языка (1757), с 1786 г.- 1-й директор румын. неуниат. школ в Трансильвании ( Pervain. 1958. P. 36-37). Сын Димитрия, Николай Грид, в 1812 г. был рукоположен во диакона, в 1813 г.- во иерея к Н. с. ц. Он скончался молодым (24 авг. 1815), но успел составить краткую летопись Н. с. ц. начиная с 1383 г. (помещена в конце переписанной им рукописи Толкования прп. Андрея Критского на Апокалипсис) ( Mu lea. 1931. P. 341-342).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

В Румынской Православной Церкви избран новый митрополит Клужский Бухарест, 5 апреля 2011 г. На заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви, которое прошло 18 марта под председательством Патриарха Румынского Даниила, тайным голосованием был избран новый архиепископ Вадский, Фелякский и Клужский и митрополит Клужа, Албы, Кришаны и Марамуреша Андрей (Андрейкуц), сообщает Седмица.Ру. 25 марта в митрополичьем соборе г. Клуж-Напока состоялась торжественная интронизация нового владыки. Митрополит Клужский Андрей родился 24 января 1949 г. в селе Оарца-де-Сус, современный жудец Марамуреш. В 1972 г. после получения высшего технического образования начал работать инженером на предприятии по строительству железных дорог в городе Клуж-Напока. В 1976-1978 гг. учился в Богословском институте в Сибиу. В августе 1978 г. был рукоположен во священника и служил 7 лет на приходе в городе Турда, жудец Клуж. Осенью 1985 г. по распоряжению еп. Алба-Юльского Эмилиана (Бырдаша) был переведен на приход в г. Алба-Юлия и позже назначен административным викарием.  В этом же году приступил к учебе на докторантских курсах в Богословском институте Бухареста. В 1998 г. получил степень доктора теологии. 25 февраля 1990 г. был избран и хиротонисан в викарного епископа Алба-Юльской епископии. 4 марта 1990 г. назначен епископом-местоблюстителем Алба-Юльской епископии, в июне 1990 г. стал епископом Алба-Юлии. 16 июля 1998 г. в связи с преобразованием епископии Албы-Юлии в архиепископию был возведен в сан архиепископа. 5 апреля 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/45742.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРМЕЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ Румынской Православной Церкви. Основана в 1921 г. с кафедрой в г. Алба-Юлия. Епископы, возглавлявшие эту кафедру, имели титул инспекторов военного духовенства (епископы армии). Им подчинялось военное духовенство, священники (в звании капитана, майора, подполковника), окормлявшие различные гарнизоны. В дек. 1921 г. на кафедру был избран прот. Василий Сафту, к-рый скончался в апр. 1922 г., не дожив до хиротонии. Затем кафедру возглавляли еп. Юстиниан (Текулеску; 1923-1924), бывш. прот. в Алба-Юлии, еп. Иоанн (Строя; 1925-1937), бывш. проф. Богословско-педагогического ин-та и прот. в Сибиу, и еп. Парфений (Чопрон; 1937-1948). Последний в 1948 г. уволен на покой, а епископия упразднена. Свящ. Виталий Беспалко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ [румын. Atanasie] (Ангел; † 19.08.1713), митр. Трансильвании в 1698-1701 гг. Род. в семье священника. Принял постриг в мон-ре в Дьюлафехерваре (совр. Алба-Юлия). Избран в сент. 1697 г. и хиротонисан в Бухаресте 22 янв. 1698 г. 7 окт. того же года вместе с 38 протопопами принимает унию с Римско-католической Церковью на условиях сохранения древнего правосл. обряда и распространения привилегий, к-рыми пользовалось католич. духовенство, и на румын. священнослужителей. Уния была негативно встречена правосл. иерархами, а также частью духовенства Трансильвании и большинством румын. населения. Вторым дипломом от 19 марта 1701 г. австр. имп. Леопольд I юридически закрепил принятую унию и равные права католич. и правосл. духовенства. Правосл. Трансильванская митрополия была упразднена, и образована униатская епископия. В 1700 г. А. прибыл в Вену, где был принят императором. Кард. Леопольд Колонич заново рукоположил А. в диакона и священника по лат. обряду. 25 июня 1701 г. А. поставлен униатским епископом на кафедру в Алба-Юлии и оставался им вплоть до кончины. Лит.: Lup a t. Biserica ardelean i «unirea» în anii 1697-1701. Bucureti, 1949; Din istoria Transilvaniei. Bucureti, 19612. Vol. 1; C â mpeanu R. Reactualizarea unei controverse istoriografire. Mitropolitul Atanasie i unirea religioas//Anuarul Institutului de istorie. Cluj-Napoca, 1992. Vol. 31. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76880.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Василий (Мога), еп. Трансильвании. Литография. 1-я пол XIX в. (Мога; 1774, Себеш, Трансильвания - 17.10.1845, Сибиу), правосл. еп. Трансильвании в 1811-1845 гг. Род. в семье священника. В 1786-1798 гг. учился в лютеран. гимназии в г. Себеш, в римско-католич. лицеях в Алба-Юлии и Клуже изучал философию. Был приходским священником-целибатом в Себеше (1798-1810). Приняв 18 апр. 1811 г. монашеский постриг в мон-ре Крушедол (Сербия), 23 апр. 1811 г. в Сремски-Карловци В. был хиротонисан митр. Стефаном (Стратимировичем) во епископа. Интронизация В. прошла в Клуже 29 июня 1811 г. в присутствии губернатора Г. Банфи, протопопов и священников епархии. По просьбе В. имперские власти позволили вновь избранному епископу перенести свою резиденцию в Сибиу. Несмотря на противодействия властей деятельности правосл. епископа, В. сумел приобрести здание для епископской резиденции, руководил шестимесячными богословскими курсами в Сибиу (с 1811), был наставником румын. народных школ в епархии. Издал большое количество богослужебных книг в частных типографиях Сибиу, предоставлял стипендии отдельным студентам, изучавшим богословие в Венском ун-те. В.- автор мн. пастырских посланий правосл. клиру и мирянам, борец против унии и за признание румын в качестве четвертой нации в Трансильвании и предоставление им социально-политических прав. Лит.: P curariu. IBOR. Vol. 3. P. 64-74. Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСКИН (Даскэлул) (ок. 1660 - 1725), еп. Рымникский Унгро-Влахийской митрополии, общественный деятель, переводчик и изд.

http://pravenc.ru/text/150727.html

Учитывая новую политическую обстановку, султан приступил к консолидации сил для восстановления своего влияния к северу от Дуная. Михай II решил первым нанести удар по Трансильвании: 18 окт. 1599 г. у Шелимбэра он и объединенные войска Габсбургов разбили трансильванское войско, Андраш был убит (3 нояб.). Заняв Алба-Юлию, Михай II провозгласил себя господарем Валашского княжества и Трансильвании. В Трансильвании он, сохранив гос. собрание (диету), подчинил его своим интересам. Михай II ввел валашских бояр в княжеский совет, организовал подчиненную ему военную администрацию, основал православную митрополию в Алба-Юлии ( Neagoe. 1994). В нач. мая 1600 г. Михай II вступил в Молдавское княжество, к-рым на тот момент управлял господарь Иеремия Мовилэ, заключивший вассальный договор с Речью Посполитой, а также уплачивавший дань турецкому султану и крымскому хану. В княжестве было поднято восстание, и Мовилэ бежал, в течение 3 недель княжество полностью перешло под власть Михая II, 27 мая в Яссах он провозгласил себя «господарем Валахии, Трансильвании и всей земли Молдовы» - т. о. впервые в истории румынские гос-ва были объединены под управлением одного господаря. Объединение не устраивало ни соседей, желавших подчинить себе румын. земли, ни местное боярство и нобилитет, чьи привилегии были ущемлены. Осенью 1600 г. против Михая II поднялось трансильванское дворянство, поддержанное имперским ген. Джорджо Бастой. Потерпев поражение у Мирэслэу 18 сент., Михай II отступил к Фэгэрашу. Воспользовавшись моментом, поляки вступили в Молдавское княжество, восстановили на престоле Иеремию Мовилэ и вошли в Валашское княжество, где валашские бояре перешли на их сторону и признали господарем Симеона Мовилэ (1600-1601). Михай II отступил в Вену, надеясь на помощь имп. Рудольфа II. В Трансильванию вернулся Жигмонд Батори, занявший враждебную позицию по отношению к Габсбургам и изгнавший ген. Басту. Получив от имп. Рудольфа II войско наемников и корпус ген. Басты, Михай II вступил в Трансильванию, где преданные ему бояре Бузеску изгнали Симеона Мовилэ и польск. войско. 3 авг. 1601 г. у Гуруслэу (Горосло) Жигмонд Батори был разбит. Не желая нового объединения Михаем II румын. земель, ген. Баста (очевидно, заручившись согласием имп. Рудольфа II) организовал заговор, в результате которого Михай II был убит 9 авг. 1601 г. в лагере недалеко от Турды ( Panaitescu. 1936. P. 237). Его правление имело для румын. гос-в значительные социально-политические последствия, позитивно повлияв на их отношения с Портой в XVII в. Кроме того, фигура Михая II вышла за рамки истории румын. земель: он был одним из руководителей Священной Лиги, сумевшим привлечь к освободительному движению против османского владычества народы Балкан. С его именем связано строительство и устройство посвященного свт. Николаю монастыря Михай-Водэ в Бухаресте (1591, одно из древнейших сохранившихся в городе зданий) (Mihai Viteazul. 1982. P. 81). Валашское княжество в 1-й пол. XVII в., правление Матея Басараба.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010