пришедшего к власти при поддержке патриотически настроенного большинства и получившего одобрение султана Мурада III, кардинально изменило ситуацию в Валашском княжестве. В окт. 1594 г. князь Трансильвании Жигмонд (Сигизмунд) Батори подписал договор с императором Свящ. Римской империи Рудольфом II Габсбургом (1576-1612) о вхождении в Священную Лигу, затем договор подписали господарь Молдавского княжества Арон Тиран (1592-1595) и Михай II Храбрый. Между 3 румын. гос-вами состоялся обмен посольствами с целью образования антиосманской военно-политической коалиции. Султан потребовал от Михая II, чтобы валашское войско присоединилось к нему в походе против Трансильвании. Однако 13 нояб. 1594 г. Михай II уничтожил в Бухаресте тур. гарнизон и подчиненных султану кредиторов; затем разбил союзническое туркам татар. войско, возвращавшееся из Венгерского королевства, и предпринял осаду занятых турками придунайских крепостей (Джурджу, Хыршова, Силистра, Тыргул-де-Флоч). Мурад III прервал военные действия, к-рые он вел против Габсбургов, и выступил против румын. княжеств. Михай II направил посольство к Жигмонду Батори, однако делегация бояр заключила в Алба-Юлии 20 мая 1595 г. невыгодный для страны договор (Валашское и Молдавское княжества должны были стать вассалами Трансильвании, взамен им была обещана военная помощь против турок), к-рый Михаю II пришлось принять с расчетом, что не последует ему. 21 авг. тур. войско (предположительно ок. 100 тыс.) под предводительством Юсуфа Синан-паши вторглось в Валашское княжество. 23 авг. Михай II, располагая 16 тыс. воинов, выиграл сражение в болотной низине у Кэлугэрени. Однако, поскольку турки сохраняли значительный численный перевес, Михай II отступил к северу, где после быстрой реорганизации войска и объединения с войском Жигмонда Батори и молдавского господаря Штефана VIII Рэзвана (весна-осень 1595) перешел в контрнаступление, завершившееся 15 окт. у Джурджу. После изгнания турок из Валашского княжества между христианскими гос-вами - союзниками усилились противоречия. Речь Посполита, не примкнувшая к Священной Лиге, нанесла ей ощутимый удар: войско, отправленное канцлером Яном Замойским в Молдавское княжество, посадило на престол польск. ставленника Иеремию Мовилэ (1595-1600, 1600-1606). Ухудшились отношения между Валашским княжеством и Трансильванией. Оставшись без военной поддержки, Михай II заключил договор с имп. Рудольфом II (8 июня 1598), признавая его сюзеренитет взамен на субсидии для содержания 5 тыс. наемников. В окт. 1598 г. султан признал Михая II господарем при условии уплаты дани. 29 марта 1599 г. Жигмонд Батори отрекся от трансильванского престола в пользу своего кузена Андраша, проводившего антигабсбургскую политику, перешедшего на сторону Речи Посполитой и прикладывавшего усилия к возведению на валашский престол Симеона Мовилэ - брата молдав. господаря.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Выполняя данные в военный период обещания, власти начали проводить аграрную реформу и ввели всеобщее избирательное право. В соответствии с законом 1921 г. землей на условиях выкупа наделялись безземельные и малоземельные крестьяне, имевшие участки площадью до 5 га. В данных целях перераспределялось свыше 6 млн га помещичьей земли. Реализация реформы растянулась практически на весь межвоенный период (так, к 1934 землю получили лишь 2/3 нуждавшихся). Во внешней политике Р. в первую очередь стремилась к устойчивости новых границ страны, потенциальными противниками считались СССР, Венгрия и Болгария. В 1921 г. Р. вступила в Малую Антанту, заключив договоры о взаимопомощи с Чехословакией (23 апр.) и Королевством сербов, хорватов и словенцев (7 июня). 3 марта 1921 г. был заключен договор о взаимопомощи с Польшей. Кор. Фердинанд I, следуя примеру кор. Кароля I, не управлял гос-вом непосредственно. Чередование у власти политических сил во многом приобрело формальный характер, поскольку ведущую роль играла НЛП во главе с И. Брэтиану - младшим. Консерваторы, часть к-рых разделяла в годы войны прогерм. взгляды, сошли со сцены. Дважды (1920-1921, 1926-1927) к власти приходила Народная партия под рук. маршала А. Авереску (1859-1938), однако она не стала самостоятельной силой. Главным оппонентом НЛП с 1926 г. стала Национал-царанистская партия (НЦП), созданная путем объединения Национальной партии, существовавшей в Трансильвании с 1881 г., и Царанистской (крестьянской) партии (1918). Лидерами НЦП были Ю. Маниу и А. Вайда-Воевод, выходцы из румын. политической элиты Трансильвании. В 1927 г., со смертью кор. Фердинанда I (20 июля) и И. Брэтиану - младшего (24 нояб.), возросла политическая нестабильность страны. В связи с тем, что сын кор. Фердинанда I Кароль II в силу семейных неурядиц был лишен прав наследования престола (28 дек. 1925), было назначено регентство при малолетнем сыне Кароля II Михае I (1921-2017). НЦП усилила давление на власть. 6 мая 1928 г. в Алба-Юлии состоялась массовая манифестация протеста, создалась угроза «марша на Бухарест». В нояб. 1928 г. НЛП была вынуждена уступить власть национал-царанистам.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

К XIV в. относятся свидетельства существования иудейской (караимской) общины в г. Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский), расположенном около Чёрного м. После основания Молдавского и Валашского княжеств их правители - такие как валашский господарь Дан I (1383-1386) и молдав. Александру I Добрый (1400-1432) - предложили протекцию и привилегии евр. купцам. В Молдавском княжестве условия оказались более благоприятными; в нач. XV в. в г. Роман уже существовала деревянная синагога, в которой бывали господари Александру I Добрый и Богдан III Кривой (1504-1517). В евр. устной традиции сохранились также неподкрепленные источниками сведения о том, что Богдан III пожертвовал синагоге Романа средства, на к-рые был куплен свиток Торы, названный «Тора Богдана Водэ» (сгорел во время пожара). Достоверно известно, что в 1473-1474 гг. при молдав. господарском дворе св. Стефана III Великого (1457-1504) в качестве посла персид. шаха Узуна Хасана находился сефард Исаак Бег (велись переговоры об антиосманском союзе); также сохранились сведения о пребывании при дворе еврея-медика от крымского хана Менгли-Гирея; в это же время логофетом (канцлером) был назначен еврей Иинак бен Бихьямин Шор из Ясс. После бегства евреев из Испании в Османскую империю в 1492 г. евр. общины сефардов появились в Валашском княжестве, особенно охотно евреи селились в Бухаресте и Крайове (1557-1559), а также в Молдавском княжестве. Ко времени правления молдав. господарей Штефана IX Томши (1611-1615, 1621-1623) и Георге Гики (1658-1659) относятся офиц. приглашения поселиться в Молдавском княжестве, сделанные купцам-евреям из Лемберга (Львова); однако эта инициатива не была реализована по причине нестабильности гос-ва. Спасаясь от истребления казаками Б. М. Хмельницкого (1648-1649), укр. евреи активно переселялись в Молдавское княжество; в 1671 г. в Яссах была сооружена синагога. После того как историческая область Банат в XVI в. была превращена в тур. пашалык, сюда из Османской империи стали иммигрировать евреи-сефарды; в 1623 г. трансильванский кн. Габор Бетлен предложил им привилегии и право селиться в Алба-Юлии (Трансильвания). Также известно о поселениях в этот период евреев в Клуже (ныне Клуж-Напока) и Сибиу.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

14(27) авг. 1916 г. Р. объявила войну Австро-Венгрии, военная кампания оказалась неудачной. Наступление в Трансильвании было остановлено после того, как усилилась угроза с юга. Румын. войска понесли значительные потери. Войска центральных держав оккупировали Бухарест и всю территорию Валахии. Правительство Р. переехало в Яссы, линия фронта прошла по молдав. землям. К нач. 1917 г. было занято 2/3 территории Р. 3(16) дек. 1916 г. был создан Румынский фронт российской армии, в состав к-рого вошли также румын. войска. Летом-осенью 1917 г. были одержаны тактические победы в сражениях при Мэрэшти, Мэрэшешти и Ойтузе, к-рые сорвали германские планы по завершению оккупации Р. Усилению морального духа румын. войск способствовали объявленные правительством Р. в июле 1917 г. планы по проведению аграрной реформы с перераспределением 2 млн га помещичьей земли и по введению всеобщего избирательного права. С помощью данных действий власти рассчитывали не допустить революции, как в Российской империи. Разрастание революционной ситуации в России не позволило продолжить военные действия. 26 нояб. (9 дек.) 1917 г. в Фокшани Р. подписала перемирие с Германией и Австро-Венгрией. В янв. 1918 г. румын. войска вторглись в охваченную революцией Бессарабию, был взят Кишинёв. В ответ РСФСР разорвала дипломатические отношения с Р. 20-24 февр. (5-9 марта) 1918 г. было достигнуто советско-румын. соглашение, предусматривавшее вывод румын. войск из Бессарабии, что Р. не выполнила. В условиях румын. оккупации один из провозглашенных в регионе органов власти Сфатул Цэрий (румын. Sfatul rii - Совет страны) 27 марта (9 апр.) 1918 г. принял решение об объединении Бессарабии с Р., не признанное РСФСР и альтернативными политическими силами внутри Бессарабии. 7 мая 1918 г. Р. заключила сепаратный Бухарестский мир с центральными державами: Р. утратила Добруджу и часть прикарпатских районов, продолжались ее оккупация и экономическая эксплуатация; центральные державы признали за Р. право на оккупацию Бессарабии. 10(23) нояб. 1918 г., за день до поражения Германии, Р. вновь объявила ей войну. 1 дек. 1918 г. в Алба-Юлии было провозглашено объединение Трансильвании с Р. На мирных переговорах в Париже Р. рассчитывала добиться признания вхождения в ее состав земель до рек Прут и Тиса. Целям Р. способствовала интервенция стран Антанты в Советскую Россию, а также приход к власти коммунистов в Венгрии в марте 1919 г. Р. позиционировала себя как «оплот» сил, противостоящих мировому коммунизму. Румын. войска сыграли важную роль в разгроме Венгерской советской республики и в авг. 1919 г. оккупировали Будапешт. В итоге румын. дипломатия во главе с И. Брэтиану - младшим добилась установления выгодных для Р. зап. границ, зафиксированных Сен-Жерменским договором с Австрией (10 сент. 1919) и Трианонским договором с Венгрией (4 июня 1920). В состав Р. вошли Трансильвания, Буковина, Кришана, Марамуреш и 2/3 территории Баната.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Наибольшее их количество было в Банате (33), самые значительные упоминаются также после 1343-1347 гг.: Илидия (ныне в жудеце Караш-Северин), Алмэж (ныне в жудеце Долж), Себеш, Каран (Карансебеш), Карашова (ныне в жудеце Караш-Северин), Бырзава (ныне в жудеце Арад), Комьят (ныне в жудеце Харгита), Лугож (ныне в жудеце Тимиш) и Мехадия (ныне в жудеце Караш-Северин). В силу географического положения больше всего румын. дистриктов находилось на территориях, менее доступных представителям гос-ва; установление контроля над ними произошло позже. К таким относились, напр., Фэгэрашская земля (Цара-Фэгэрашулуй), расположенная на юге Трансильвании, между средним течением р. Олт и Средними Карпатами, и дистрикт Хацег, расположенный в котловине к югу от Муреша с продолжением в долине р. Жиу. В комитате Хунедоара за пределами Хацега между 1360 и 1377 гг. упоминаются румын. дистрикты Дева, Добра и Стрей (все 3 - в жудеце Хунедоара). Древнерумын. государство-воеводство Марамуреш власти особенно стремились интегрировать в структуру Венгерского королевства. Так, если в 1300 г. Марамуреш обозначался как земля (terra), в документе 1326 г.- уже как управляемый графом дистрикт, функция которого была введена королевской властью параллельно с традиц. воеводствами. После короткой переходной стадии венг. власть при содействии правящих княжеских прослоек превратила Марамуреш в одноименный дворянский комитат. Трансильвания в XIII в.- 1541 г.: появление религиозных и этнических различий, усиление автономии Трансильвании. Пока у власти находилась династия Арпадов (до 1301), различий между подданными Венгерского королевства по религиозным или этническим признакам не существовало. Румыны наряду с венграми, секуями и саксами принимали участие в сословных органах - собраниях (congregatio generalis), где обсуждались политические вопросы. В качестве примера можно привести заседание гос. собрания (сейма, диеты), созванного в Алба-Юлии (нем. Карлсбург, Вайсенбург, венг. Дьюлафехервар) 11 марта 1291 г. «со всеми нобилями, саксами, секуями и олахами (влахами, валахами) из частей Трансильвании» (cum universis Nobilibus, Saxonibus, Siculis et Olachis in partibus Transylvanis) для пересмотра статуса конгрегации (Общего собрания сословий Трансильвании) ( Zimmermann, Werner.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Первым центром Реформации был Брашов, где евангелическая служба впервые была проведена в окт. 1542 г. В следующем году трансильванский ученый нем. происхождения Йоханнес Хонтерус издал программное соч. Reformatio Ecclesiae Coronensis ac totius Barcensis provinciae (Реформация Королевской Церкви для всей Страны Бырсы), которое способствовало распространению идей Реформации в Трансильвании. В соответствии с этим сочинением в Брашове была проведена городская реформа, инициатива к-рой принадлежала магистрату (т. е. светским городским властям), а городское сообщество было преобразовано с помощью мер, проводимых посредством богослужения, социальной помощи, образования и социальной дисциплины. Хонтерус считал Страну Бырсы вслед. ее географического положения местом встречи восточных и зап. церковных традиций, в своем сочинении он привлек внимание к совершавшейся в Брашове правосл. литургии (греческой, болгарской и румынской). С его т. зр., эти «экстравагантные церемонии с алтарем и иконами» способствовали той путанице в вопросах веры и морали, к-рая вела к подмене веры незначительными мирскими обычаями, сложившимися на протяжении веков ( Honterus. 1898. S. 12). В том же году Хонтерус издал соч. Apologia Reforma (Апология Реформации). С богословской т. зр. Реформация в Брашове представляла собой эклектический синтез лютеранской и цвинглианской теологии: подобный синтез Хонтерус видел во время пребывании в Базеле, где городская община пыталась сохранить равновесие между различными протестант. течениями (после господства лютеранства во 2-й пол. XVI в. Базель превратился в кальвинист. город уже к концу того же века). С др. стороны, в Трансильвании, как и вообще в Центр. и Вост. Европе, до нач. XVII в. преобладали умеренные варианты различных протестант. течений, которые, если и считались лютеранскими или кальвинистскими, фактически представляли собой проявления меланхтонианской теологии ( Winfried. 1999). На гос. собрании в Алба-Юлии в 1543 г. кард. Дьёрдю Мартинуцци (Иржи Утешеновичу), к-рый на тот момент был фактическим правителем Трансильвании (регент малолетнего Яноша II Жигмонда Запольяи), были представлены сочинения Хонтеруса. Решения этого собрания не сохранились, однако можно предположить (принимая во внимание продолжение процесса религ. реформы в Трансильвании), что центральная власть не могла остановить распространение движения.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Скорее всего М. имел крестьянское происхождение. Ок. 1745 г. православное население Сибьела направило молодого односельчанина в Бухарест для принятия священного сана, и М. был рукоположен митр. Унгро-Влахийским Неофитом (Кретаном). Зимой 1745/46 г. русинский униатский еп. Михаил Мануил Ольшавский из Мукачева с мандатом от венского правительства и от архиепископа Стригонского совершил путешествие в Трансильванию. Решение об этой поездке было принято в Вене министерской конференцией 18 мая 1745 г., декрет подписан имп. Марией Терезией 20 окт. 1745 г. (опубл.: Dragomir. 1920. Vol. 1. P. 46-47). В задачи Ольшавского как лица, нейтрального в отношении церковной иерархии румын, входило составление реалистичного отчета о кризисе, возникшем в Фэгэрашской (Трансильванской) епархии после ссылки еп. Фэгэрашского Румынской греко-католической Церкви Мику-Кляйна в Рим. От Ольшавского также ждали, что он будет влиять на румынских представителей Церкви, поскольку светские власти утратили контроль за ситуацией в регионе. В фонде Розенфельда б-ки Брукенталя в Сибиу хранятся описания 2 отчетов Ольшавского о поездке (от 26 февр. и 20 марта 1746), в которых указаны имена 55 православных священников, находящихся под влиянием «impostoris Pseudo-Monachi» (самозванца псевдомонаха), которых он встретил в Сибиу, Фэгэраше и Алба-Юлии, и среди них - «popa Mecinic din Sibiel» ( Nilles. 1885. P. 571-573; Bogdan-Duic . 1896. P. 21-24). Там же хранятся 2 рескрипта имп. Марии Терезии от 15 апр. 1746 г., в которых она подтверждала, что ознакомилась с отчетами Ольшавского и намерена выработать инструкции для принятия мер «по восстановлению мира» в Трансильвании (опубл.: Dragomir. 1920. P. 49-52). Ольшавский пришел к выводу, что М. относится к числу лиц, особенно активно сопротивлявшихся унии. Священник был арестован и провел в тюрьме в Сибиу 17 месяцев. Затем его освободили с условием, что он не будет совершать богослужения и станет зарабатывать себе на жизнь крестьянским трудом до тех пор, «пока не придет...

http://pravenc.ru/text/2563974.html

Алба-Юлия. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Catedrala Ortodox Român Episcopal " Sfânta Treime " , Собор Коронаций (Catedrala Reîntregirii) Собор. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1921 и 1922. Архитектор:В. Штефэнеску Ссылки:   Адрес: Румыния, жудец Алба, м. Алба-Юлия, ул. Михая Храброго, д. 16 Strada Mihai Viteazu 16, Alba Iulia, Judeul Alba, România Координаты: 46.068468, 23.569779 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Туристический портал Румынии утверждает, что по количеству исторических памятников на площадь территории, сосредоточенных в одном месте, с крепостью Алба-Юлия не может сравниться ни один румынский город. Визитной карточкой города и одним из самых посещаемых туристических объектов является собор Коронации - Кафедральный собор архиепископии Алба-Юлии Румынской Православной Церкви, посвящённой Святой Троице. Храм был выстроен вскоре после объединения Трансильвании с Румынией и на данный момент является резиденцией митрополита. Собор и окружающие здания были возведены в западной части цитадели, на месте средневековой кордегардии. Церковь задумывалась как дополнение к бывшей резиденции митрополита Алба-Юлии, где в 1597 году Господарь Валахии Михай Храбрый построил каменный храм. Когда цитадель была перестроена в нынешнем виде в 1713-1714 гг, власти Габсбургской монархии снесли храм и использовали его строительные материалы для возведения новой церкви на том месте, где сейчас располагается городской железнодорожный вокзал. Собор построен в 1921-1922 годах для коронации короля Фердинанда и королевы Марии в качестве монархов Великой Румынии. Коронация состоялась 15 октября 1922 года и прошла в том же городе, где на съезде румын 1 декабря 1918 года было принято решение о присоединении Трансильвании и Буковины к Румынии. Однако Фердинанд, будучи католиком, отказался венчаться на царство в православной церкви, поэтому церемония прошла во дворе храма. В избранный день Патриарх Румынии Мирон Кристя провёл специальную мессу, которая включала освящение двух корон, которые носили Король Фердинанд и королева Мария. Царь принял свою корону на церковном дворе, на подмостке, установленном по случаю, задрапированном красной тканью и увенчанным коронационным навесом из красной и жёлтой парчи на белом фоне. Стоит отметить, что сам король венчался на престол стальной короной, которая была отлита из турецкой трофейной пушки по заказу Кароля I для его коронации. В ознаименования этого события в 2008 году возле церковной колокольни были установлены бюсты короля и королевы.

http://sobory.ru/article/?object=36188

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛБА-ЮЛЬСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕРКОВНОЕ СОБРАНИЕ 1948 Г. на к-ром произошло воссоединение униатов Трансильвании с Румынской Православной Церковью. Начало унии было положено в кон. XVII в. 24 окт. 1698 г. Собор 38 протопопов, созванный в Дьюлафехерваре (Алба-Юлии), поддержал унию правосл. Церкви в Трансильвании с Римо-католической Церковью. Вторым дипломом австр. имп. Леопольда I униатам от 19 марта 1701 г. уния была легализована, несмотря на противодействие части клира и широких слоев правосл. низов. В течение 250 лет разделения правосл. Церкви в Трансильвании среди верующих и священства не угасало стремление к восстановлению церковного единства. Весной 1744 г. на юге Трансильвании крестьяне под водительством инока Виссариона Сарая изгнали униатских священников. Массовые выступления влашского населения против унии в 1759-1761 гг. возглавил инок Софроний из Чоары. В 1848 г. представителями крестьянства и др. групп румынского населения на Национальном собрании в Блаже обсуждался вопрос о восстановлении целостности правосл. Церкви в Трансильвании. После присоединения Трансильвании к Румынии в 1918 г. в лоно правосл. Церкви возвратилась часть рум. приходов. 27 февр. 1939 г. митр. Сибиуский Николай (Бэлан) и униатский митр. Блажский Александр (Николеску) возглавили собрание румын в Алба-Юлии. Собрание приняло решение начать переговоры о воссоединении униатов с правосл. Церковью в Румынии. Однако проведению переговоров помешала начавшаяся вскоре вторая мировая война. В послевоенное время объединительные тенденции усилились, продолжился отход от унии священников и мирян. В мае 1948 г. митр. Николай (Бэлан), а затем и вновь избранный Патриарх Румынский Юстиниан (Марина) обратились к униатам с призывом «вернуться в отчий дом». 1 окт. 1948 г. на собрании в Клуже 36 униатских священников во главе с протопопом Траяном Белашку, представлявшие 430 клириков униатов, приняли решение о воссоединении с правосл. Церковью. 3 окт. делегация священников-униатов встретилась в Бухаресте с Патриархом Юстинианом и членами Свящ. Синода и ознакомила их с решениями собрания в Клуже. 21 окт. 1948 г. состоялось Национальное Церковное Собрание в кафедральном соборе Алба-Юлии, на к-ром в присутствии Патриарха Юстиниана, членов Свящ. Синода и представителей от каждой епархии был оглашен соборный акт об упразднении унии и воссоединении клира и прихожан униатов (греко-католиков) с правосл. Церковью.

http://pravenc.ru/text/64040.html

Тимишоарская епархия Сербской Православной Церкви окормляет правосл. сербов, проживающих на территории Р.: в 2011 г. в Р. насчитывалось 18 тыс. сербов, 94,8% из к-рых назвали себя православными. Епархия состоит из 3 наместничеств: Арадского, Соколовацкого и Темишварского. Старообрядцы в Р. представлены Древлеправославной старообрядческой церковью Румынии, имеющей 4 епархии на территории Р. (Белокриницкая, Славская, Буковины и Молдовы, Тульчинская) и 3 епархии за рубежом, а также общиной беспоповцев, к-рых окормляет Тульчинская епархия Русской Древлеправославной церкви. В 2011 г. в Р. насчитывалось свыше 32,5 тыс. старообрядцев, из которых 53% - рус. липоване, 42% - румыны. Нехалкидонские Восточные Церкви представлены Армянской Апостольской Церковью Румынии (Румынской архиепископией Армянской Апостольской Церкви), к-рая окормляет 10 приходов. Римско-католическая Церковь представлена структурами латинского и византийского (Румынская греко-католическая Церковь) обрядов. По данным переписи 2011 г., общее число католиков в Р. составляло 1,021 млн чел. Католики лат. обряда объединены в 2 архиеп-ства и 4 еп-ства: архиеп-ство Алба-Юлии имеет прямое подчинение Папскому престолу; в состав Бухарестской митрополии входят архиеп-ство Бухареста и 4 суффраганных еп-ства (Ясс, Оради, Сату-Маре, Тимишоары). К кон. 2019 г. католиков лат. обряда насчитывалось свыше 900 тыс. чел., их окормляли 1155 пресвитеров, Церкви принадлежали 672 прихода. Румынская греко-католическая Церковь представлена митрополией Фэгэраша и Алба-Юлии, в ее состав входят архиеп-ство Фэгараша и Алба-Юлии и суффраганные еп-ства (Клужа-Герлы, Лугожа, Марамуреша, Оради-Маре и еп-ство свт. Василия Великого для Бухареста и Валахии), а также зарубежной епархией. В 2019 г. паству Румынской греко-католической Церкви составляли свыше 503 тыс. чел., их окормляли 736 священников, Церкви принадлежали 1356 приходов. Также в юрисдикции Римско-католической Церкви действует Армянский ординариат Румынии (лат. Ordinariatus Romaniae Armenorum, кафедра в г. Герла), учрежденный 5 июня 1930 г. для католиков арм. обряда Р. По данным на кон. 2019 г., в Р. действовало 4 арм. католических прихода, прихожан насчитывалось 501 чел. Протестантские церкви, деноминации и секты.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010