в Блаже. Важной проблемой остается возвращение Румынской греко-католической Церкви имущества, переданного в 1948 г. РумПЦ, прежде всего храмов. При легализации Румынской греко-католической Церкви эта проблема не была решена; в 1990 г. был принят декрет 126, признавший права Церкви на ранее принадлежавшее ей имущество, при этом передача имущества была возложена на специальные комиссии. Реституция вызвала недовольство представителей РумПЦ и во мн. местах затягивалась, что приводило к конфликтным ситуациям. Переговоры между Румынской греко-католической Церковью и РумПЦ продолжаются до наст. времени; во владении РумПЦ остается много бывш. греко-католич. храмов, в т. ч. кафедральные соборы в Бая-Маре и Герле (собор в Блаже был возвращен в 1991, собор в Клуж-Напоке - в 1998). Греко-католики в Р.- в основном румыны, венгры и украинцы; большинство проживает в Трансильвании, Марамуреше, Банате и Кришане, наиболее многочисленные общины - в жудецах Сату-Маре (ок. 24,6 тыс. чел.), Клуж (ок. 23,2 тыс. чел.) и Марамуреш (ок. 21,9 тыс. чел.). Румынская греко-католическая Церковь представлена митрополией Фэгэраша и Алба-Юлии, в состав которой помимо верховного архиепископства Фэгераша и Алба-Юлии входят суффраганные еп-ства Клуж-Герлы, Лугожа и Марамуреша, Оради-Маре и свт. Василия Великого для Бухареста и Валахии, и епархия за рубежом - еп-ство св. Георгия в Кантоне (шт. Огайо, США). В архиепископстве Фэгэраша и Алба-Юлии насчитывается 581 приход, паству составляют 201 тыс. чел., служат 213 священников (An. Pont. 2020. P. 238). Еп-ство Клуж-Герлы объединяет 164 прихода, более 42,2 тыс. прихожан, служат 170 священников (Ibid. P. 180). В еп-стве Лугожа насчитывается 279 приходов с 97 тыс. прихожан, служат 119 священников (Ibid. P. 420). В еп-стве Марамуреша действуют 165 приходов, объединяющих более 51,1 тыс. верующих, служат 152 священника (Ibid. P. 444). В еп-стве Оради-Маре насчитывается 152 прихода более чем со 102,87 тыс. прихожан, служат 64 священника (Ibid. P. 524). 29 мая 2014 г. на территории муниципия Бухарест и исторических областей Олтения, Мунтения и Добруджа было создано еп-ство свт. Василия Великого, в котором насчитывается 15 приходов, ок. 9 тыс. прихожан, служат 18 священников (Ibid. P. 637). К Румынской греко-католической Церкви принадлежит еп-ство св. Георгия в Кантоне. Буллой папы Римского Иоанна Павла II «Romenorum multitudo» от 4 дек. 1982 г. в США был учрежден экзархат для румын. греко-католиков (AAS. 1983. Vol. 75. P. 541-542), еп-ство св. Георгия стало его преемником. Оно учреждено буллой того же папы «Principi Apostolorum» от 26 марта 1987 г. (AAS. 1987. Vol. 79. P. 1038). Еп-ство объединяет 14 приходов, их паства составляет 6 тыс. чел.; в диоцезе служат 28 священников (Ibid. P. 621).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Румыния: Тысячи человек совершили подъем в горы, чтобы помолиться в монастыре Оаша Алба, 31 июля 2015 г. Тысячи человек совершили подъем на горы Шуряну, чтобы принять участие в престольном празднике монастыря Оаша в уезде Алба и помолиться святому великомученику и целителю Пантелеимону, сообщает о фициальное издание Румынской Патриархии На празднике монашеской обители Высокопреосвященный Ириней, архиепископ Алба Юлии, совершил Святую Литургию в сослужении большого собора иереев и диаконов.      Престольным праздником и в этом году завершилась смена молодежного лагеря, в котором 2 недели, начиная с 18 июля, отдыхало почти 250 юношей и девушек из нескольких университетских центров Румынии.      Традиция проведения молодежных лагерей связана с личностью приснопамятного архимандрита Феофила (Пэрэяна) , который каждое лето принимал участие во встречах с молодежью, приобщая ее к духовному опыту. Отец Феофил с молодежью в монастыре Оаша      Расположенный в сказочно живописном месте, благословенном Богом неповторимой красотой, монастырь и на этот раз принял богомольцев в атмосфере мира и тишины, молитвы и радости. В слове, произнесенном после Литургии, архиепископ Ириней затронул проблему разрушения традиционных семейных ценностей и безнравственности современного общества, увещая присутствующих стоять на твердых позициях в духовном плане, ставя Бога на первое место в своей жизни, борясь сначала с собственными страстями, а затем уже с окружающим миром. Моложежь в монастыре Оаша, 2013 г. Юноши и девушки, отдыхавшие в лагере, помогали при подготовке к престольному празднику монастыря. Кроме того, они каждый день слушали лекции, которые читали им представители культурной и духовной жизни страны, а также монашествующие из Оаши. Тема лекций нынешнего года была связана с проблемой эволюционизма, с нескольких сторон было рассмотрено соотношение этой парадигмы, обобщающей определенное видение мира, с христианским воззрением на творение, а также религиозные, культурные, социальные и экономические последствия теории эволюции.

http://pravoslavie.ru/81069.html

Причина противоречий между И. и правосл. Трансильванскими митрополитами, по-видимому, заключалась в том, что Трансильванские архиереи с нач. 90-х гг. XVII в. вели переговоры с католич. иерархами и венг. чиновниками о переходе в унию. В 1692 г. имп. Леопольд I подписал декрет об уравнении закарпатского униатского духовенства в правах с римско-католическим, что усилило католич. прозелитизм в отношении православных. В 1696 г. католич. архиеп. Колонич и униат. Мукачевский еп. Рога де Камиллис добились разрешения властей на открытие римско-католич. и униат. приходов в Мараморошском, Сольнокском, Кьоарском, Угочанском и др. комитатах Трансильвании. В Марамороше начался насильственный захват униатами православных храмов, в г. Сату-Маре активно действовала миссия иезуитов. В 1699 г. заместитель правителя Марамороша Франц (Франциск) Дарвай поддержал идею унии, рассматривая ее как этап на пути реформирования православной Церкви по протестантскому образцу. С 1693 г. правосл. Трансильванский митр. Феофил (Сереми) вместе с влиятельными протопопами вел переговоры с властями о принятии унии, о чем было объявлено в февр.- марте 1697 г. на заседании синода Трансильванской епархии. Внезапная смерть митр. Феофила в авг. 1697 г. замедлила этот процесс. Под давлением властей новый румын. православный Трансильванский митр. Афанасий (Ангел) 7 окт. 1698 г. подписал с католич. властями Алба-Юлии манифест об унии, утвержденный на синоде 4 сент. 1700 г. 7 окт. того же года митр. Афанасий самочинно, без согласия большей части подчиненного ему духовенства и паствы, подписал в Алба-Юлии унию с Римом, подчинив Трансильванскую епархию католич. Эстергомскому архиепископу, что 19 марта 1701 г. утвердил имп. Леопольд I. По сообщению современника событий, бывш. вице-канцлера Трансильвании Н. Бетлена, И. решительно воспротивился этому, отправив митрополиту-отступнику обширное послание на румын. языке с осуждением подчинения папе (послание не сохр.). Как предполагают католич. исследователи А. Ходинка, О. Гитта и др., в 1696 г. И. получил от несогласных с принятием унии клириков Трансильвании звание патриаршего экзарха для «всей Угорской страны» (Карпатской Руси) (это звание И. впервые зафиксировано в его письме от 5 сент. 1696). Др. историки считают, что данный титул И. получил от К-польского патриарха сразу после смерти в 1693 г. последнего Карпаторусского еп. Мефодия (Раковецкого).

http://pravenc.ru/text/578551.html

Бодогáе [румын. Bodogae] Теодор (10.03.1911, Четатя-де-Балтэ, жудец Алба, Румыния - 22.11.1994, Сибиу, там же), румын. историк и богослов. В 1922-1929 гг. учился в лицее свт. Василия в Блаже, в 1929-1933 гг.- в Богословской академии Андреана в Сибиу. В 1934 г. на Богословском фак-те в ун-те в Черновцах завершил высшее образование и в 1938 г. получил докторскую степень за дис. «Помощь со стороны румын монастырям Св. Горы Афон». Преподавал Закон Божий в лицее в Сигишоаре (1936-1937), в гимназии Андрей Шагуна в Брашове (1937-1938) и в лицее Михай Витязул в Алба-Юлии (1938-1939). В 1939 г. рукоположен во иерея. Митр. Трансильванский Николай (Бэлан) направил Б. для дальнейшей учебы в Афины (фак-т правосл. богословия, 1935-1936) и Белград (Богословский фак-т, 1939-1940), затем в протестант. учебные заведения Берлина и Тюбингена (1941-1942). После возвращения из Германии в 1945 г. возглавил одну из кафедр исторического фак-та Клужского ун-та, эвакуированного в Сибиу. Преподавал также всеобщую церковную историю и патрологию в Богословской академии Андреана (с 1948 Богословский ин-т) до 1952 г. С 1952 по 1973 г. был приходским священником ц. свт. Николая в Сибиу. В 1973 г. вернулся на преподавательскую работу в Богословский ин-т в Сибиу, где и проработал до 1981 г. Б. опубликовал ряд работ по всеобщей церковной истории, патрологии и истории Румынской Православной Церкви (румын. Православие и Афон, межправосл. связи с Сербией, Болгарией и Россией, биографии отдельных иерархов). Занимался переводами на румын. язык творений св. отцов и сочинений совр. богословов. Статьи и работы Б. публиковались в церковной прессе, в частности в ж. «Telegraful Român», «Indrumtorul bisericesc de la Sibiu». Б. был участником различных международных научных встреч и семинаров, в частности XIV Международного конгресса византологов (Бухарест, 1971), III Международного съезда по изучению стран юго-вост. Европы (Бухарест, 1974), XIV Международного конгресса историков (Бухарест, 1980), а также участвовал в семинарах, организованных Гейдельбергским ун-том.

http://pravenc.ru/text/149639.html

При еп. Й. Бобе был построен ряд церквей, в 1810 г. основано Силванское вик-ство (с центром в г. Шимлеу-Силванией). Еп. Йоан Лемени (1833-1850) издал постановление о создании в каждом приходе народной школы с постоянным учителем. Вместе с правосл. еп. Андреем (Шагуной) он председательствовал на румын. национальной ассамблее в Блаже (15 мая 1848), выступал за унию Трансильвании с Венгрией и участвовал в заседаниях гос. собрания Венгрии. За участие в Венгерской революции 1848-1849 гг. австр. власти вынудили еп. Й. Лемени отказаться от кафедры. Его преемник Александру Стерка-Шулуциу (1851-1867) стал 1-м румын. греко-католич. митрополитом: папа Римский Пий IX буллой «Ecclesiam Christi ex omni lingua» от 26 нояб. 1853 г. вывел греко-католич. еп-ство Фэгэраша из юрисдикции католич. лат. обряда архиепископа Эстергомского и подчинил непосредственно Папскому престолу. Тогда же диоцез изменил название (Фэгэраша и Алба-Юлии) и был возведен в ранг митрополии с суффраганными еп-ствами Оради (существовало с 1773), Лугожа и Герлы (основаны в 1853). Т. о., Румынская греко-католическая Церковь стала автономным церковным образованием; 28 окт. 1855 г. в Блаже еп. А. Стерка-Шулуциу вступил в должность митрополита. В дек. 1918 г. румын. население Трансильвании при активном участии греко-католич. генерального викария Василе Сучу провозгласило присоединение региона к Р. (закреплено Трианонским договором в 1920). Избранный духовенством и утвержденный румын. кор. Фердинандом I, митр. В. Сучу (1920-1935) получил известность благодаря церковно-политической деятельности, аскетизму и учености. Митрополит принял активное участие в восстановлении Трансильвании после первой мировой войны: организовал приют для сирот в Обреже, мастерские декоративно-прикладного искусства в Блаже, учредил конгрегацию сестер Богоматери (1921), призванную заботиться о сиротах и об обездоленных. Был основан ин-т «Благодарение» с жен. гимназией, общеобразовательной школой, коммерческой школой и со школой-интернатом; расширена ДС и учреждена высшая коммерческая школа для мальчиков.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МИХАИЛ I РУМЫНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Михаил I, король Румынии Михаил I ( Михай , румын. Mihai) ( 1921 - 2017 ), бывш. король Румынии Родился 25 октября 1921 года в семье наследного принца Румынии Карла и его супруги, принцессы Елены Греческой. Принадлежал к династии Гогенцоллерн-Зигмарингенов . В 1925 году отец Михаила, принц Карл, был лишён права престолонаследия из-за супружеской неверности и покинул Румынию, тогда как мальчик остался на родине и жил с матерью. В 1927 году умер король Фердинанд I , и шестилетний Михаил взошёл на румынский трон. При нём был образован Регентский совет в составе его дяди принца Николая, патриарха Румынии Мирона и президента Верховного суда Георгия Буздугана (затем он был заменен на Георгия Саратяну). В 1930 году политики, недовольные правлением регентов, снова призвали в Румынию Карла. Тот низложил сына, наделив его титулом " великого воеводы Алба-Юлии " , а себя провозгласил королём. Территориальные потери 1940 года привели к небывалому взрыву национализма и патриотизма в Румынии, под влиянием которого Карл II был вынужден обратиться за поддержкой к популярному в правых кругах генералу Иону Антонеску , незадолго до этого отправленному королём в ссылку. Условием своего возвращения Антонеску поставил отречение Карла. 6 сентября того года Карл II отказался от трона, а 19-летний Михаил I вновь занял его. Юный король назначил генерала Антонеску, лидера фашистской " Железной гвардии " , премьер-министром. Тот вскорости объявил Румынию " фашистским государством, управляемым военной диктатурой " и повёл страну в фарватере Германии . Молодой король оказался на деле марионеткой Антонеску. Их отношения были натянутыми, порой - открыто враждебными. После поражения Германии и ее союзников на советско -германском фронте Михаил, стремясь сохранить монархию, вступил в секретные переговоры с коммунистическим подпольем. Ему было обещано сохранение монархии в Румынии и его на троне, а также то, что в послевоенных расчётах во внимание будет принято бедственное положение румынской экономики. В марте 1944 года на территорию Румынии вступили советские войска. В мае король начал подготовку к государственному перевороту. 23 августа того же года Михаил вызвал во дворец Антонеску и потребовал от него немедленного заключения перемирия с Красной Армией. Антонеску отказался и был тотчас арестован. После этого Михаил покинул Бухарест (на следующий день его дворец был разрушен германской авиацией) и отбыл в горы Олтении. На следующий день было заключено перемирие с СССР, а затем Румыния объявила войну Германии. В Бухарест были введены советские войска, и союзная румынская армия вместе с советской сражалась против гитлеровской коалиции на территории Венгрии , а потом в Австрии .

http://drevo-info.ru/articles/13677222.h...

Несмотря на развитие деятельности католич. миссионеров (иезуитов, капуцинов, францисканцев) в Египте, не удалось склонить к унии с Римом копт. Александрийского патриарха Иоанна XVI (1676-1718). В 1702-1705 гг. по поручению папы Римского переговоры с ним вели маронитские монахи Ибрагим Ханна и Габриэль Ева. 25 июня 1701 г. К. подтвердил принятие в общение с католической Церковью Трансильванского митр. Афанасия (Ангела) и утвердил решения Соборов в Дьюлафехерваре (Алба-Юлии) от 24 окт. 1698 г. и 4 сент. 1700 г. о заключении духовенством правосл. Трансильванской митрополии унии с католич. Церковью. 19 марта 1701 г. дипломом имп. Леопольда I уния была легализована: православная Трансильванская митрополия упразднялась, вместо нее 18 мая 1721 г. папа Иннокентий XIII учредил еп-ство Фэгэраш - новую структуру Румынской греко-католической Церкви. При К. продолжился численный рост греко-католич. Церкви в Речи Посполитой; папа побуждал к активной униональной политике польск. кор. Августа II, призывая его оказывать покровительство униат. духовенству. В 1702 г. униат. митр. Лев Заленский принял в католицизм Дионисия (Жабокрицкого), что завершило переход в унию Луцкой епархии. В авг. 1705 г. К. призвал кор. Августа II оказать помощь униатам Полоцка, пострадавшим от русского царя Петра I, на действия которого жаловался униат. митр. Лев Заленский. В июне в Полоцк вошли рус. войска под командованием царя Петра I, направлявшиеся на помощь польск. кор. Августу II (Северная война, 1700-1721). В Полоцке местные василиане отказались пустить Петра I в алтарь Софийского кафедрального собора как «схизматика», а на вопрос об иконе Иосафата Кунцевича царь получил ответ, что это убитый единоверцами рус. монарха «священномученик Иосафат». Впав в ярость, Петр I приказал арестовать надерзивших ему монахов; в стычке погибло несколько монахов-василиан, а иером. Константин Заячковский был повешен за оскорбление государя. Софийский собор был передан правосл. общине Полоцка, но православные не решились его принять, опасаясь репрессий со стороны польск. властей после отъезда рус. царя. В 1709 г. был схвачен и передан рус. войскам еп. Дионисий Жабокрицкий, к-рого доставили в С.-Петербург, где за переход в унию осудили на ссылку в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь .

http://pravenc.ru/text/1841401.html

В межвоенный период была построена Дмитриевская ц. Рудянского во имя Святой Троицы женского монастыря в с. Рудь в неорумынском стиле. Башня-колокольня с входными вратами Курковского монастыря (1927) была сооружена по образцу колокольни правосл. собора в Алба-Юлии (Румыния). Проводились работы по ремонту церквей, нек-рые из них были расписаны, напр. летняя церковь Курковского мон-ря (1937-1938). В советский период с трудом удавалось поддерживать старые, незакрытые или используемые в иных целях церковные здания. Документы свидетельствуют и об исключительных случаях. Так, в 1958 г. в с. Гринауцы Бельцкого р-на (ныне Гринэуць Рышканского р-на) на средства селян-колхозников была построена новая церковь. Это событие в следующем году послужило поводом для расследования, а здание церкви было отведено под складское помещение. После 1991 г. строительство церквей приняло масштабный характер. Стилистика архитектурных решений чрезвычайно разнообразна - от следования традиц. молдав. стилю эпохи средневековья до неорус. стиля периода эклектики. Монументальная живопись Евангелист Марк. Фрагмент росписи ц. свт. Николая Чудотворца Кондрицкого мон-ря. Нач. ХХ в. Евангелист Марк. Фрагмент росписи ц. свт. Николая Чудотворца Кондрицкого мон-ря. Нач. ХХ в. От периода 1812-1944 гг. сохранилось очень мало настенных росписей. Большая их часть безвозвратно утеряна в советский период, когда почти все мон-ри и мн. церкви были закрыты, а церковные помещения использовались в утилитарных целях. Уцелели фрагменты росписи летней Успенской ц. и зимней Никольской ц. Цыганештского мон-ря, зимней Успенской ц. Хынковского мон-ря. Здесь росписи коробового свода сохранились благодаря деревянной обшивке, появившейся после приспособления мон-ря под больницу ( Dragnev. 2013. P. 97). Даже немногие сохранившиеся росписи дают некоторое представление о стилевом разнообразии в стенописи. Так, в летней Никольской ц. Кондрицкого мон-ря сохранились фрагменты, в которых традиционная иконографическая программа росписей сочетается с иконографией стиля модерн. В зимней Успенской ц. того же монастыря сохранились несколько фрагментов стенописи «Иисус и самарянка», «Путь на Голгофу», образ евангелиста Марка. Стилистические особенности данной стенописи довольно необычны, ее авторы следовали разнообразным образцам-моделям. Колорит, весомые фигуры, лики, прописанные со скульптурной рельефностью, очень близки к живописной манере Джотто. Следует отметить и наличие иконографических мотивов зап. происхождения, как, напр., плат св. Вероники в сцене «Путь на Голгофу» (Ibid. Р. 98).

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Особую заботу проявлял господарь в отношении румынского населения Трансильвании и его храмов. Господарь возвел три храма: в Фэгэраше, Окна-Сибиулуй и Сымбатэ-де-Сус. Митрополии Алба-Юлии он пожаловал в 1698 году 6000 аспров, а когда в 1701 году ее митрополит Афанасий Ангел заключил унию с римо-католиками, Константин Брынковяну написал не одно письмо к румынам прихожанам церкви свт. Николая в местечке Шкея (пригород Брашова) - он призывал их оставаться в правой вере и выражал им свою поддержку. Книги, отпечатанные в правление господаря на родном языке в Валахии, распространялись повсюду в Трансильвании, некоторые из них имели хождение и в Марамуреше. Константин Брынковяну предоставлял постоянную помощь церквям, монашеским общинам и приходам на Балканах и Ближнем Востоке, которые оказались под турецким господством. Митрополитом Анфимом были отпечатаны на греческом языке десятки названий книг - среди них были и богослужебные, предназначенные для христиан Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского Патриархатов. Были устроены типографии в Антиохийском патриархате и Грузии. Господарь оказывал значительную материальную помощь всем четырем православным патриархатам Востока, монашеским обителям Афона, монастырю Св. Екатерины на горе Синай, монастырям в материковой части Греции и на островах. В Константинополе он возвел церковь свт. Николая в квартале Галата. Многие патриархи и архиереи Востока считали Бухарест своей второй резиденцией, проводя здесь значительную часть времени, безбедно существуя на доходы, полученные от валашских монастырей, преклоненных святым местам православного Востока. Господарь Брынковяну при восхождении на трон был помазан Константинопольским Патриархом Дионисием IV, который позднее скончался в Тырговиште, древней столице Валахии. Долго проживал в Бухаресте Иерусалимский Патриарх Досифей, как и сменивший его Патриарх Хрисанф Нотара, взошедший на кафедру благодаря поддержке Брынковяну; и этот же патриарх освятил храм Георгия Нового в столице.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

degli Slavisti. Pisa, 2003. P. 59-84; Петков П. Из лексиката на Египетския патерик, старобълг. превод от Х в.: Монашеска лексика//Културните текстове на миналото: Носители, символи и идеи. София, 2005. Кн. 4: Текстове в архитектура и образи. С. 166-180; Гладкова О. В. О славяно-рус. агиографии: Очерки. М., 2008. С. 7-50, 190-203; она же. Три «патериковых рассказа» в книге Н. В. Байтова «Ангел-вор»//Литература Древней Руси и Нового времени: Сб. мат-лов 9-й Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти Н. И. Прокофьева, 30-31 янв. 2017 г. М., 2017. С. 65-80; Крысько В. Б. Об издании Скитского патерика//ВЯ. 2014. 5. С. 122-148; Трофимова Н. В. Традиции древнерус. лит-ры в романе Е. Г. Водолазкина «Лавр»//Rhema=Рема. М., 2016. 2. С. 7-20; Алёхина Л. И. Вставные новеллы в паломнических записках валаамского иером. Маркиана (Попова)//Литература Древней Руси и Нового времени. 2017. С. 48-57; Сергеев А. А. Описание бумажных рукописей XIV в. Б-ки РАН. М.; СПб., 2017. О. В. Гладкова, С. Николова На румынский язык На румынский язык Патерики переводили с греческих и славянских источников с XVII в. Тексты активно копировали (только в собрании б-ки Румынской академии хранится ок. 200 рукописей, содержащих патериковые рассказы), причем каллиграфы создавали как полные сборники, так и, чаще, брали лишь отдельные фрагменты и рассказы. В 1828 г. в Бухаресте был издан 1-й на румын. языке алфавитный П. (переиздан в Яссах в 1913 и в Рымнику-Вылча в 1930; с изменением нек-рых лингвистических форм в связи с модернизацией румын. языка - в 1990 и 1993 в Алба-Юлии и в 2011 в Бухаресте под названием Patericul egiptean). В предисловии было указано, что текст заново переведен с греч. оригинала по заказу митр. Унгро-Влахийского свт. Григория IV ( Даскэла; 1823-1829, 1833-1834) мон. Пафнутием (Даскэлом), насельником Нямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря ; лакуны были восполнены на основе старых румын. рукописей. В 1980 г. в Бухаресте вышло 1-е издание румын. оригинального П. Patericul românesc, составленного архим.

http://pravenc.ru/text/2579738.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010