Мария Аланская без всякого увлечения согласилась исполнить желание Никифора, единственно только, чтобы спасти интересы своего малолетнего сына Константина, имевшего тогда четыре года отроду; но она не могла любить старого мужа, навязанного ей. Алексей Комнин, как известно, был, наоборот, крайне привлекателен; по-видимому, императрица очень скоро возымела к нему самое нежное чувство, и по столице не замедлил пройти слух, что она с ним в самых лучших отношениях. Факт представляется довольно правдоподобным; во всяком случае, несомненно, что царица взяла решительно сторону Комнинов и выказала им полное благоволение. А через замужество своей кузины с главой семьи, Исааком, она приходилась им также несколько сродни; благодаря этому браку Исаак, бывший тогда в Константинополе, имел свободный доступ к царице. Он этим пользовался, чтобы выдвигать своего брата, чтобы снискивать ему милости гинекея, где все действовали за него; и сама Анна Далассина, из ненависти к своей невестке Ирине Дуке, смотрела сквозь пальцы на связь Алексея и употребляла всю свою власть, чтобы помогать сыновьям в их происках. Все эти интриги привели к довольно непредвиденному результату: Мария Аланская усыновила. Алексея Комнина. Через это он вступал в императорскую семью и, официально признанный своим человеком во дворце, он очутился еще в более удобном положении, чтобы следить за всем, что замышлялось там против него. Обманутый министрами, император принял очень важное решение: он назначил своим преемником племянника своего Синадина. Когда Мария Аланская узнала о таком выборе, таком грубом пренебрежении правами ее сына на престол, злоба ее не знала пределов; тотчас извещенные ею Комнины, хорошо подученные своей матерью, еще больше разжигали ее негодование. Советники императора пошли тогда на решительный поступок; чтобы покончить со всем этим, они решили ослепить обоих братьев. Но Алексей и Исаак уже давно кое-что подозревали, так что в видах предосторожности, говорят, никогда не появлялись вместе во дворце. Предуведомленные императрицей, они пошли на пролом и поставили все на карту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда эти обвинения были выдвинуты при Филофее, ставшем патриархом после низложения Каллиста, то, поскольку митрополит Аланский, лично присутствовавший [тогда в Константинополе], потребовал вызвать из Алании достойных доверия свидетелей, судебный процесс был временно приостановлен. Итак, дело это находилось в зависшем состоянии, когда вдруг Иоанн Палеолог ворвался извне в Византий и занял отеческий престол, отстранив Кантакузина, о чем мы уже ранее говорили подробно. Следом за ним прибыл и лишенный Филофеем патриаршества и священства Каллист, который также нанес ответный удар, лишив Филофея священного сана и заняв вместо него патриаршую кафедру. О том, как они осуществили это, и о других сопутствующих событиях и нами сказано достаточно, и многими другими, вероятно, еще будет сказано гораздо подробнее. Книга 37, раздел 8 Итак, митрополит Аланский приступает к повторно занявшему патриарший престол Каллисту, прося его предать забвению обвинения, которые третьего дня были предъявлены ему при Филофее, и обещая прислать ему подарки по своем возвращении в Аланию. А Каллист, твердо положившись на обещание, срочно исполнил то, за что [как он ожидал] ему будет уплачено, и вот уже довольный Аланский сослужит ему по праздникам и заседает с ним по будням [в синоде, принимая участие] в голосованиях. Книга 37, раздел 9 Когда же он уехал и предал обещание глубокому забвению, то его прежний обвинитель, именем Каллист, узнал о том и со всей поспешностью прибыл оттуда с полными руками [подарков] к соименному и единонравному Каллисту, снова выдвигая против митрополита Аланского те же обвинения, которые он выдвигал раньше при Филофее, и одновременно требуя его низложения и получения его кафедры. Прельстившись изобильными подношениями, [патриарх] Каллист заочно выносит Аланскому обвинительный приговор за бегство от суда, а своего тезку Каллиста посылает, рукоположив, на кафедру Симеона. Книга 37, раздел 10 Таким образом, этот второй [митрополит], благополучно и скоро вернувшись в Аланию и без труда получив за деньги архиерейскую кафедру, с позором прогнал оттуда Симеона. Последний, прибыв в Византий, обходил всех епископов и священников, взывая к ним и жалуясь на несправедливое осуждение, и обвиняя [патриарха] Каллиста в очевидном нарушении священных канонов и законов. Когда же это беззаконное, нечестивое и гнусное дело стало таким образом известно, случилось ему дойти и до слуха императора, который отнюдь не промолчал, но, подивившись таковой дерзости, сказал патриарху: Книга 37, раздел 11

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восточные же ячейки снаружи были чуть ниже и убраны вместе с апсидами под такую же двускатную кровлю. Оригинальны окна в апсидах (по одному). Вероятно, по одному еще более узкому окну было в юж. и сев. стенах и 2 узких окна - в зап. стене, так что храм был освещен слабо, преимущественно за счет 4 окон в барабане. Древняя дверь в зап. стене была уничтожена при устройстве нового проема. При сооружении храма применена та же кладка, что и в Среднем и Северном храмах. В нижней части храма использованы блоки самых крупных размеров, в средней части - совсем мелкие, в завершении наоса - крупнее. В отличие от др. купольных храмов Алании здесь нет плинфы. Храм был отделан плоскими каменными плитами. Снаружи он был покрыт тонким слоем штукатурной затирки-обмазки. Пол был обложен плитами. В окнах апсид использованы ложные арки: эта «варварская» конструкция, характерная для горского строительства более позднего времени и не встречающаяся в др. аланских купольных храмах, предполагает, видимо, участие в возведении постройки местных каменщиков. Очень узкие оконные проемы на зап. стене были перекрыты отдельными плитами с вырезанными в них арочками, как в Сентинском и Шоанинском храмах. Древние литургические устройства храма неизвестны, кроме ступени на уровне солеи. Снаружи храм не имел декоративных элементов; внутри был оштукатурен и, вероятно, расписан. Южный храм - единственный в Алании представляет «простой» тип вписанного креста, однако по пропорциям центральной ячейки он скорее похож на базилику. Нельзя исключать, что храм заклдывался в виде укороченной базилики с 4 опорами (подобно храму 6 на Ильичевском городище или св. Анны и Накип-джами в Трапезунде), а достроен был (после изменения заказа, перерыва в строительстве или разрушения первоначального здания) как купольный храм типа вписанного креста. Такое предположение оправдывает наличие «ползучих» четвертных сводов над боковыми рукавами креста, нигде более не встречающихся в аланских и абхазских крестово-купольных храмах, но известных в перекрытиях нефов др.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

Алексей Реутский, Диана Горская Примечания Указ Президента РФ от 14 октября 2017 г. 480 «О праздновании 1100-летия крещения Алании». Юбилейные торжества намечены на 2022 г. Синкретизм — смешение и неорганичное сочетание разнородных религиозных направлений, культовых положений и вероучений в процессе взаимодействия религий в историческом развитии. «Наши старшие» — уважительное название людей пожилого возраста в Северной Осетии, обладающих высоким нравственным авторитетом, хорошо знающих свой народ, внесших большой вклад в развитие республики в той или иной сфере. Преимущественно это относится к интеллигенции. В XIV в. государство Алания было уничтожено татаро-монгольскими завоевателями. Ключевым стал 1395 г., когда армия аланов была разбита на р. Кизил-дон. Вытесненный в горы с плодородных долин осетинский народ несколько веков вел борьбу за выживание. В 1743 г. Осетия обратилась к императрице Елизавете с просьбой о покровительстве, а в 1774 г. официально вошла в состав Российской империи. Основанный в 1784 г. Владикавказ стал первой отечественной крепостью кавказского региона. СОИГСИ — Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева. УГМК — Уральская горно-металлургическая компания. Справка Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачев) родился в 1968 г. в Ставрополе. После школы служил в армии. В 1990 г. принял монашеский постриг и был рукоположен в священный сан. В 1992 г. закончил Ленинградскую духовную семинарию . В 1990-1997 гг. — штатный клирик Екатеринодарского кафедрального собора Краснодара. С 1997 г. — сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями . С марта по сентябрь 1998 г. находился в служебной командировке в составе российского Ограниченного контингента миротворческих сил в Боснии и Герцеговине. В 1998-2002 гг. обучался на богословском факультете Афинского государственного университета. С октября 2002 г. — сотрудник Секретариата межправославных отношений Отдела внешних церковных связей . С июня 2013 г. — епископ Аргентинский и Южноамериканский. С июня 2016 г. — епископ Владикавказский и Аланский, с декабря 2017 г. — архиепископ. С октября 2019 г. — заместитель председателя ОВЦС. Владеет греческим, английским, разговорным арабским (египетский диалект) языками.

http://patriarchia.ru/db/text/5736778.ht...

«А-лан А-се=Аланы или Асы». (Notices, рр. 184–189). Это имя придается народу, известному у Карпини как «Alani sive Assi» или «Alani sive Aas» Рубруквиса. Аланы, народ, живший на север от Кавказа, были известны Римским и греческим писателям с начала нашей эры. В 1-м в. по Р. X. упоминают о них Светоний, Лукан и Плиний. Во 2-м веке говорит о них Греческий писатель Лукиан. Аммиан Марцеллин (4 в.) сообщает подробное свидетельство об Аланах. Вологес, царь Парфян, просил императора Виталиана (69–79) о помощи против Аланов. Арриан, правитель Каппадокии (2 в.), воевал с Аланами. В 5-м в. Аланы вместе с Свевами и Вандалами нападали на Галлию. Во 2-й половине 6-го в. Земарх Киликианин, посланный императором Юстином к Туркам, на обратном пути посетил вождя Аланов (Jules Cathay p. CLXVI). Константин Багрянородный (в полов. X в.) говорит, что страна Алан лежит вокруг (т. е. на севере) Кавказских гор (Klaproth, Asia Polyglotta, р. 85). Клапрот (в своем Mag. Asiat. tom. I, рр. 258–302) приводит известия Масуди о Кавказе (943 г.) и о странах черноморских и каспийских. Масуди называет Алан – Ланами и столицу их Маасом. Он говорит, что они прежде были язычниками, во времена же халифов Аббасидов приняли христианство ; в 320 г. геджры (в нач. 10-го в.) они бросили эту веру и прогнали епископов, присланных к ним императором из Константинополя. Масуди же говорит, что в средине страны Алан между Кавказскими горами есть крепость и мост через широкую реку. Крепость называется замком Аланских ворот. Он был построен в старое время царем персидским для предупреждения нападений Аланских. 3 В Русских летописях Аланы вообще известны под именем Ясов. В 936 г. Святослав взял ханский город Белую Вежу на Дону и воевал с Ясами и Касогами. Ясы упоминаются в русских летописях XIII стол., как народ прикавказский, около р. Терека (Карамзин, IV, стр. 119, 355). Проходя через Кавказский хребет в 1223 г., Монголы нашли Алан на сев. склоне этого хребта. Пятнадцать лет спустя Аланы стали подданными Батыя, после сильного впрочем сопротивления Монголам. Мусульманские историки, говоря о походах против этого народа, называют их безразлично Аланами или Асами (D’Ohsson, том II, рр. 619, 620).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Во Владикавказе прошел II Межрегиональный молодежный форум «Кавказ сегодня и завтра: открытый диалог молодежи» 12 июня 2014 г. 15:28 10-11 июня 2014 года во Владикавказе прошел II Межрегиональный молодежный форум «Кавказ сегодня и завтра: открытый диалог молодежи». В работе форума приняли участие архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима , епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам , епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон , представители органов власти, исламского духовенства, молодежных организаций республик Северного Кавказа, а также ученые из федеральных научных центров. Организаторами мероприятия, проходившего в здании мэрии и зале ЮНЕСКО Северо-Осетинского университета, стали Молодежный парламент РСО-Алания и Межрегиональная молодежная лаборатория по проблемам развития Кавказа в рамках Межрегионального проекта по формированию межконфессионального и межэтнического взаимодействия среди молодежи «Все свои» при поддержке ЦРО «Международная исламская миссия», НБФ «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования», министерства РСО-Алания по вопросам национальных отношений, парламента РСО-Алания, Владикавказской епархии, Духовного управления мусульман РСО-Алания. Инициативу поддержали молодежные организации и научные организации Северного Кавказа и Южной Осетии. К участию были приглашены представители органов власти, духовенства, молодежных организаций республик Северного Кавказа, а также сотрудники федеральных научных центров. Открывая мероприятие, председатель парламента РСО-А Алексей Мачнев приветствовал его участников от имени главы РСО-Алания Таймураза Мамсурова и пожелал всем плодотворной работы на благо Осетии, Кавказа и всей России. С пожеланием мира к собравшимся обратился архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима. «Где нет мира, там нет Бога. Я очень хочу, чтобы в Осетии, на Кавказе все жили в мире и согласии, независимо от национальности и вероисповедания. Истинно верующий человек понимает, что все мы ходим под одним небом, под одним солнцем. А силы для жизни и созидания каждый из нас черпает в любви и вере в Бога. Поэтому всем, особенно молодежи, я желаю нести в душе любовь, которая лежит в основе любой религии. Тогда легко преодолимы и трудности, и непонимание, и какие-то разногласия. Мир всем вам!» — сказал, в частности, владыка Зосима.

http://patriarchia.ru/db/text/3672713.ht...

Российские солдаты говорили, что молитва защищает их лучше танковой брони 29 августа, 2008. Редакция " Правмира " Настоятель Аланского подворья в Москве игумен Георгий (Бестаев) дал интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» Елене Жосул накануне признания независимости Южной Осетии и Абхазии — сразу после своего возвращения из Цхинвали. Источник: Интерфакс-Религия Настоятель Аланского подворья в Москве игумен Георгий (Бестаев) дал интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» Елене Жосул накануне признания независимости Южной Осетии и Абхазии — сразу после своего возвращения из Цхинвали. — О вооруженной агрессии руководства Грузии против моего народа в Южной Осетии я узнал поздно ночью 7 августа из теленовостей. Но что я мог сделать в это время?! Я стал молиться. Просил у Всевышнего Бога мира, просил, чтобы в результате варварского обстрела Цхинвала не гибли люди. Под утро мы поехали в осетинский культурный центр, где начали собираться члены московской осетинской общины. Утром 8 августа я был уже в патриархии и получил благословение выехать в Южную Осетию. Я был и в самом Цхинвале, и в районах, и в деревнях, встречался и с простым народом, и с ребятами-воинами российской армии, и с ополченцами. Должен сказать, двоякое чувство я испытывал, когда видел этих ополченцев. Младенцы, которых я носил когда-то на руках, стали ополченцами, защитниками осетин, настоящими патриотами. С другой стороны, обидно, что эти ребята вместо того, чтобы учиться на учителей, врачей, агрономов и строителей, вынуждены с оружием в руках оборонять свои дома от агрессии Грузии. Я был приятно удивлен патриотизмом людей по всей Осетии. Во Владикавказе мы зашли в военный магазин купить камуфляж. В огромной очереди стоят все — и 16-летние ребята, и старики — и раскупают военное обмундирование, продавщицы не успевают приносить. Как мне показалось, мое появление в рясе вдохновляло людей, все мне желали добра. Когда я зашел и когда люди узнали, что я осетин, все просто воспряли духом, для них уже само присутствие священника оказалось помощью.

http://pravmir.ru/rossijskie-soldaty-gov...

Представители ОВЦС приняли участие в российско-греческом форуме 29 марта 2021 г. 11:18 26 марта 2021 года в Москве состоялся Форум народной дипломатии России и Греции, приуроченный к 200-летию греческой национально-освободительной революции и Году истории Россия-Греция. Форум, в котором участвовали видные российские и греческие политики, ученые, дипломаты, культурные и общественные деятели, прошел в очно-заочном режиме. В мероприятии приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид и секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. Торжественное заседание открыл председатель Президиума Российской ассоциации международного сотрудничества, первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.В. Калашников. Работу Форума модерировал президент Ассоциации обществ дружбы с Грецией и Кипром Г.Л. Мурадов. На открытии выступили специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, руководитель группы по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с Парламентом Греческой Республики О.Ф. Ковитиди, член специального комитета по эллинизму и диаспоре Парламента Греческой Республики Е. Стилианидис, президент исторического факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова С.П. Карпов, президент Фонда изучения исторической перспективы Н.А. Нарочницкая, мэры городов Каламата и Пилос (Наварин) и прочие. Приветствие министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова огласил директор Четвертого Европейского департамента МИД России Ю.В. Пилипсон. Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид в своем выступлении остановился на истории автокефалии Элладской Православной Церкви , последовавшей за обретением независимости Греции, и роли в ее становлении России и Русской Православной Церкви. Рассказав о помощи, которая оказывалась Россией приходам Элладской Церкви после обретения Грецией независимости, архиепископ Леонид отметил важность единства в православной вере, являющегося твердой основой многовековых взаимоотношений русского и греческого народов. По итогам работы участники Форума приняли обращение к народам Российской Федерации и Греческой Республики по случаю 200-летия национально-освободительной революции 1821 года и проведения совместного года истории Россия-Греция. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5792414.ht...

По мнению профессора В. Ф. Миллера, верховья Кубани издавна были заселены аланами. Это подтверждается и находкой надмогильной плиты на р. Б. Зеленчук с надписью на аланском языке. Одним из первых исторических свидетельств об аланах служит указание византийского историка Прокопия Кесарийского на то, что аланы некогда занимали центральную часть Северного Кавказа. Он именовал алан «друзьями христиан и ромеев» (греков. – М. Г.). Археологические памятники также указывают на довольно раннее проникновение христианства в среду алан. Судя по развалинам древних храмов и многочисленным погребениям, в Х веке вся Алания была христианской страной. Таким образом, уникальные памятники архитектуры – Зеленчукские храмы – это материальные доказательства существования крупной христианской Аланской державы. «Верховья Кубани и Большого Зеленчука, –  пишет Т. Минаева, –  являются одним из видных культурных центров алан и, в частности, главным центром христианства среди них. Это объясняется тем, что по этому району издавна проходила перевальная дорога, связывавшая Северный Кавказ с Восточным Причерноморьем. Именно поэтому здесь сооружены крупные христианские храмы. В ущелье Б. Зеленчука, где сохранились остатки трех храмов византийской постройки, вероятно, был центр Аланской епархии, упоминаемой в византийских источниках с начала Х и до XIV века». Этой же точки зрения придерживается и другой автор – С. Малыхин: «Весьма вероятно, что именно крупное городище Нижний Архыз, с четырьмя расположенными на нем храмами, и было центром этой епархии». Многочисленные каменные столбы, кресты, изваяния, встречающиеся в лесах по ущелью Б. Зеленчука, прежде, видимо, служили указателями пути к религиозному центру аланов. Еще недавно в Архызском ущелье на так называемой Азиатской поляне, стояли три древних статуи. Одна из них изображала воина – в левой руке меч, в правой чаша, голова увенчана шлемом. Этот высеченный из цельного камня воин стоял стражем у входа в ущелье. «Ученые предполагают, что каменный воин был изготовлен аланами... Возможно, что изваяние было поставлено как памятник какому-либо выдающемуся воину аланов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Редакция «Независимой газеты» находится в самом центре Москвы, неподалеку от Кремля. В том, что происшествием в КЧР, которая для Москвы — далекая провинция, заинтересовался ведущий федеральный либеральный рупор, видится московский след, обладающий финансовым и политическим ресурсом. Этот след ведет к реальному закоперщику конфликта с храмами — московскому крупному бизнесмену карачаевского происхождения Алию Тоторкулову. Именно Тоторкулов, а не, скажем, глава ККН Кады Халкечев — нынешний главный медийный спикер по ситуации со стороны ККН и «общественный обвинитель» Пятигорской епархии РПЦ. Алий Тоторкулов. Иллюстрация: zampolit.ru Алий Тоторкулов много лет позиционирует себя альтернативным президентом КЧР, реально не являясь таковым, сказал корреспонденту EADaily исламовед Роман Силантьев, профессор МГЛУ. По его словам, Тоторкулов — фактический спонсор и союзник националистов из ККН. «Вопрос с аланскими храмами Тоторкулов и ККН будируют уже третье десятилетие — для собственного политического пиара, не более того. В сентябре текущего года в КЧР, кроме депутатов Госдумы и местных законодательных органов, будут выбирать главу республики. Наиболее прогнозируемый кандидат в главы КЧР — Рашид Темрезов. Тоторкулов и ККН используют ситуацию с аланскими храмами для своего наглого вмешательства в избирательный процесс. Тоторкулов через ККН хочет создать Рашиду Темрезову проблемы на межнациональной и межрелигиозной почве в республике», — считает эксперт. Как говорит Силантьев, Тоторкулов — «чисто московский» делец, «проблемы карачаевцев и балкарцев ему безразличны». 59-летний Тоторкулов — пример типичного перестроечного комсомольца, который на закате СССР спешил успеть в последний вагон нарождающегося дикого капитализма. Получив в 1990 году в Москве диплом экономиста, Тоторкулов ушел в частное предпринимательство. Вместе с другими молодыми кооператорами Тоторкулов в августе 1991 года «защищал» от ГКЧП «свободную Россию», валил на Лубянке памятник Феликсу Дзержинскому. Начинал Тоторкулов свой бизнес, как и многие его советские коллеги, с покупки подешевле и перепродажи подороже зарубежных компьютеров и оргтехники. С 2000 года Тоторкулов — владелец и гендиректор московской компании по аренде недвижимости «Вэронд». С начала 2021 года «Вэронд» находится под наблюдением по делу о собственном банкротстве.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/19/kakie_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010