В 1887 г. был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) «южный» храм. Реставрация «среднего» храма, при к-рой были уничтожены древние фрески визант. школы, была завершена к 1899 г. Бывш. кафедральный храм Аланских митрополитов («северный» храм во имя свт. Николая) оставался в руинах, сохраняя небольшие фрагменты визант. фресок с греч. надписями (на самой отчетливой из них прочитывалось: «Святой Николай, покровитель Аспе»). Трудами насельников из камней древних построек были сложены 3 двухэтажных и 3 одноэтажных корпуса, в к-рых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская, к 1904 г. построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях мон-ря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Мон-рю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях р. Кубани (в 3 км от г. Карачаевска, близ аула Хумара и сел. Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца Шоанинский храм XI в. С 1887 г. братия мон-ря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, к-рый в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жен. мон-рь. Почитаемыми святынями А.-А. З. м. были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в ц. Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей вмч. Георгия и мц. Марины , принесенные с Афона иноками, основавшими мон-рь. После 1918 г. А.-А. З. м. и Георгиевский скит были закрыты, храмы разорены. В 30-х гг. в монастырских постройках разместилась детская колония, затем интернат для детей-сирот. Колокольня и часть монастырских стен были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В 70-х гг. ХХ в. бывш. территория мон-ря со всеми сохранившимися постройками и охраняемым законом архитектурно-археологическим комплексом была передана на правах филиала Карачаево-Черкесскому музею краеведения (г.

http://pravenc.ru/text/64470.html

Много интересных и волнующих сведений дошло до нас о создании монастыря на развалинах древнего города исчезнувшей аланской цивилизации. Например, такой факт: наслышанный о том, что в раннехристианские храмы в долине реки Большой Зеленчук местные жители загоняют скот и «творят многие оскорбления древней святыне», иеромонах Серафим (Титов) осенью 1886 года обратился к епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру (Петрову) с прошением об устройстве мужской общежительной пустыни на этом месте. «Посвятить таковую пустынь памяти Святого благоверного князя Александра Невского, доблестного защитника православной земли Русской», – написано было в том прошении. Если задуматься: святогорец-келиот, настоятель совсем не бедной Благовещенской кельи Хиландарского монастыря (кельи тогда были как хутора), мог всю жизнь подвизаться на Афоне – Вертограде Божией Матери, где огромное количество святых икон, мощей и сильны духовные монашеские традиции. С другой стороны, боль об осквернении святынь на Родине не давала покоя. Монах, устремленный мыслями к Небесному Отечеству, не может не разделять беды земного Отечества. Указ Святейшего Правительствующего Синода об учреждении на Северном Кавказе монастыря по уставу Святой Горы Афон был получен через год. А 12 ноября 1889 года состоялось его торжественное открытие. Хотя и с большим трудом добирался сюда, в предгорья Кавказа, епископ Владимир, вынужденный провести три дня пути во время снежного бурана, затем переправляться вброд через бурную реку, но то, чего ждали подвижники духа, свершилось! Иеромонах Серафим был возведен в сан игумена, став первым настоятелем монастыря, первым его строителем. С ним приехали еще 10 иноков из Благовещенской кельи, а со временем пустынь стала разрастаться, и число братии все увеличивалось и увеличивалось. Еще здесь жили мастера и чернорабочие – от 30 до 150 человек, в зависимости от времени года. Кстати, в прошении отца Серафима обращают на себя внимание следующие строки: «…общежительную пустынь на такое число братии, какое пустынь сия содержать будет в состоянии своим трудом, без пособия от казны».

http://pravoslavie.ru/111874.html

В Москве состоится вечер, посвященный 90-летию со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина) Москва, 11 апреля 2018 г.      18 апреля 2018 года в 17:00 в конференц-зале гостиницы «Даниловская» (Большой Староданиловский переулок, д. 5) состоится вечер, посвященный 90-летию со дня рождения архимандрита Ипполита (1928-2002), уроженца курской земли, афонского старца, настоятеля Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ . Организаторы вечера — Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь (Курская митрополия Русской Православной Церкви), Общество ревнителей памяти архимандрита Ипполита (Халина), Женское православно-патриотическое общество, Ассоциация учителей православной культуры города Москвы, общественное объединение «Алтарь Отечества», Союз православных женщин. На вечер приглашены представители синодальных структур Московского Патриархата, настоятели храмов и монастырей, православная общественность, ученые, деятели культуры, педагоги, студенты духовных семинарий и профессиональных колледжей. В программе мероприятия планируются выступления людей, знавших о. Ипполита, просмотр документального фильма «Старец» (автор — настоятельница Богоявленского Аланского монастыря игумения Нонна (Багаева)), концертная программа, включающая выступление хора Московской консерватории (художественный руководитель профессор С.С. Калинин) и заслуженной артистки России Евгении Смольяниновой, поминальный ужин. Начало вечера в 17:00. Воспитанник старцев Глинской пустыни, постриженик Псково-Печерского монастыря, архимандрит Ипполит (Халин) 17 лет был экономом Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Вернувшись на родную курскую землю, старец посвятил свою жизнь помощи страждущим. Он поднял из руин древний Свято-Николаевский монастырь в городе Рыльске Курской области. Туда из разных уголков страны и зарубежья к старцу тянулся поток богомольцев. По молитвам рыльского подвижника множество людей обретали веру, исцелялись от неизлечимых недугов. Аккредитация СМИ и дополнительная информация: инок Григорий (Пенкнович), +7 (903) 593-23-54, +7 (965) 190-92-33 11 апреля 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/112131.html

Свято-Александро-Афонский Зеленчукский монастырь располагался в ущелье реки Большой Зеленчук, в 20 верстах к северу от станции Зеленчукской, ныне районного центра Карачаево-Черкесии. Учреждение этой обители вызывалось особыми причинами – желанием охранить и возобновить древнейшие христианские храмы Кавказа и способствовать распространению света Евангельского учения среди местных жителей (отметим, что эти храмы являются древнейшими из сохранившихся на территории Российской Федерации). В древности в этом живописнейшем уголке Северного Кавказа, называвшемся современниками по-разному: Алания, Зыхия, Касогия, – находился древний аланский город, где была кафедра митрополита. Точного названия его установить не удалось, однако в одном из храмов была фреска с изображением святителя Николая с подписью: «Святой Николай покровитель Аспе». В XIV в. город был разрушен ордами кочевников, многочисленные строения его из века в век ветшали, и только три храма, созданные древними зодчими, сохранились до наших дней. Ещё в конце XIX в. на их стенах хорошо были видны фрагменты фресок, выполненных в византийском стиле. Сегодня мы имеем лишь их зарисовки, сделанные художником Дмитрием Михайловичем Струковым. Итак, в 1887 г. к Преосвященнейшему Владимиру, епископу Черноморскому и Кавказскому явился со Святой Афонской Горы инок Благовещенской келлии Хиландарского монастыря о. иеромонах Серафим, который был пострижен в иноки на Афонской горе в 1866 г. и имел там свою келлию. В миру он был довольно состоятельным человеком, а его родиной была средняя часть России – город Борисоглебск Тамбовской губернии. От имени 11 человек братии своей келлии о. Серафим заявил, что еще на Афоне он слышал о существовании древних храмов; ныне лично осмотрев их на берегах Большого Зеленчука и реки Кубани, он решился отдать свои труды и все средства, имеющиеся в распоряжении его и братии, на возобновление этих храмов и устроение на развалинах Зеленчукского ущелья иноческой обители. В том же году было возбуждено ходатайство перед Священным Синодом о разрешении учредить при древних церквах на реке Большом Зеленчуке мужской общежительный монастырь с богадельней при нем, для призрения не менее 10 человек престарелых православных воинов, с иконописной школой для детей и, по возможности, с учреждением при обители миссионерского стана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для участников форума была организована паломническая поездка в Аланский мужской монастырь и торжественный вечер, на котором представители молодежи смогли пообщаться в неформальной обстановке. По материалам сайтов Службы коммуникации ОВЦС , Владикавказской епархии  и Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы Патриархия.ru за темою У нагородили Х сезону конкурсу За Синодального у справах VIII фестиваль таланти Синодальний у справах разом Видавничою Радою провели гру «О.С. його спадщина» Видавнича Рада письменниками у ЛНР та передала комплекти книг до у СВО У палестинського товариства в праць Миколая Японського Митрополит Волоколамський взяв участь у Ради У закордонних справ виставка «Непереможний – непереможна святий праведний Феодор Ушаков» Митрополит Волоколамський взяв участь у Ради православного палестинського товариства в Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] П " ятигорського до Баку У шосту в молитовно вшанували пам " ять жертв нападу на храм Представники Синодального з чернецтва до з ключовими словами Церква молодь – палестинське товариство –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м. Москви чергове Синодального з чернецтва У «Ковчег» монастиря у Ради Голова ВЗЦЗ з представником Церкви робоча голови Ради з керуючим Бердянською Митрополит Волоколамський з представниками Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3680585...

В последнее время даже вайнахи (чеченцы и ингуши) стали выводить своё родство от воинственных алан, а ингуши  назвали свою новую столицу Магас, как и столицу древнего аланского царства. В этом незначительном и непонятном для большинства россиян событии кроются амбициозные планы вайнахов на осваивание аланского наследия, ведь территория исторической Алании простиралась от Дона до Волги. Карачаевцы так и вовсе уверены, что являются единственными потомками алан и что любой карачаевец якобы может читать зеленчукскую надпись безо всяких переводчиков и историков. Аланский вопрос очень важен не только в историческом, но и в политическом контексте. Поэтому три старейших храма Российской Федерации до сих пор не принадлежат Русской Православной Церкви. Казалось бы, при всём влиянии РПЦ на общественно-политическую жизнь РФ, можно было бы без труда забрать эти храмы из-под опеки министерства культуры Карачаево-Черкесии. Но тогда вновь появляется призрак Аланской епархии и усилятся споры между народами Северного Кавказа за аланское наследие. К примеру, форумом карачаевских общественных организаций, проходившим непосредственно в Архызе, была принята резолюция, которая требует сохранить за аланскими храмами статус памятников федерального значения и не допустить передачи «какого-либо объекта или всего комплекса какой-либо религиозной конфессии». Вот и находятся эти «памятники истории» не в надлежащем порядке, даже надписи, предупреждающие туристов от вандализма, выглядят будто бы сделанные самими вандалами: Всего в Зеленчукском ущелье есть три древних аланских храма, которые названы археологи Верхним Зеленчукским храмом, Средним Зеленчукским храмом и, единственным ныне действующим, Южным Зеленчукским храмом. Исследователи сходятся на том, что Северный Зеленчукский храм – был соборным храмом Аланской епархии в X-XIII веках нашей эры.  Он освящён во имя самого почитаемого святого Кавказа Георгия Победоносца . Средний Зеленчукский храм занимает особое место среди верхне-кубанских храмов и освящён во Имя Пресвятой Троицы.  В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Бабушка святого Александра Мария Ясыня считается аланской княжной. Как и Северный Зеленчукский храм, Средний не является сегодня действующим и принадлежит Министерству культуры Карачаево-Черкесии , которая считается республикой, где главной религией является ислам, но так же влиятельны традиционные верования адыгов, изложенные в нравственном кодексе Адыге-хабзе.

http://pravmir.ru/o-chyom-skorbit-potayo...

При этом периодически возникали сложности во взаимоотношениях монахов с местными жителями, включая разногласия по земельному вопросу и даже трагические случаи. Не так легко было распространять христианство среди горских народов. Монахи не раз защищались от разбойного нападения некоторых агрессивно настроенных мусульман . Один из таких конфликтов закончился убийством двоих людей: монаха Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни Феофилакта и послушника Льва. В монастыре долго вспоминали о тех кровавых событиях . Из построек древнего христианского города сохранились 3 храма средневизантийской архитектуры X-XII вв: " северный " , " средний " и " южный " зеленчукские храмы. В 1887 году был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) " южный " храм. Реставрация " среднего " храма, при которой были уничтожены древние фрески византийской школы, была завершена к 1899 году. Бывший кафедральный храм Аланских митрополитов ( " северный " храм во имя свт. Николая) оставался в руинах, сохраняя небольшие фрагменты византийских фресок с греческими надписями (на самой отчетливой из них прочитывалось: " Святой Николай, покровитель Аспе " ). 22 апреля 1895 года после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 года братия монастыря восстанавливала храм X века на Сентинской горе в ущелье реки Теберда, который в 1893 году был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь . Трудами насельников из камней древних построек были сложены 3 двухэтажных и 3 одноэтажных корпуса, в которых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская. К 1904 году построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях монастыря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Монастырские подворья были устроены в станицах Зеленчукской, Баталпашинской и Невинномысской. На левом берегу р. Кубани близ станицы Гулькевичи устроен Покровский мужской скит . В нем построен храм в честь Покрова Божьей Матери. Монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине горы Шоана в верховьях р. Кубани (в 3 км от горы Карачаевска, близ аула Хумара и селения Коста Хетагурово); в 1891-1894 годах в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога.

http://drevo-info.ru/articles/13673757.h...

Значительную роль в возрождении Православия среди народов Северного Кавказа сыграли созданная в 1745 г. Осетинская духовная комиссия, которая работала главным образом в Кизляре и Моздоке, и присоединение в 1774 г. Северной Осетии к Российской империи. В 1857 г., после учреждения в 1811 г. Грузинского экзархата Русской Православной Церкви, была введена должность «управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе», на которую был назначен преподаватель Тифлисской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Чепиговский), впоследствии епископ Владикавказский и Моздокский. Он проповедовал на осетинском языке, составил для приходских школ осетинскую азбуку, написал русско-осетинский словарь, перевел на осетинский язык Священное Писание и вероучительные тексты. Его уважительно называют Апостолом Осетии за вклад в просвещение и духовное возрождение осетинского народа. В конце XIX в. Русская Православная Церковь взяла на себя инициативу восстановления христианства на территории бывшей Аланской епархии: были открыты  Александро-Афонский Зеленчукский мужской монастырь (1889 г.) и Преображенский женский Сентинский монастырь (1896 г.), но просуществовали они недолго, в 1930-х гг. монастыри упразднили. За время советской власти в Северной Осетии были закрыты и разрушены почти все храмы. К середине 1940-х гг., когда разрешили открывать православные приходы, в республике действовала лишь небольшая часовня на кладбище на окраине Владикавказа — нынешняя Ильинская церковь. В настоящее время происходит возрождение уникальных святынь, возникших на десятилетия раньше первых христианских храмов Киевской Руси. Примечание 1  В частности, святые мученики-аланы Сухий (Баракад) и его дружина, принявшие мученическую смерть на рубеже I–II вв. в Арме-нии, и прмч. Николай Туальский (XIII в.). А также прп. Христодул, званный Осетином, философ (XII в.), святой Алан Лаворский (VII в.),святой Гоар Аквитанский (VII в.), святая Мария Ясыня, дочь аланского князя Шварна и супруга князя Всеволода Большое Гнездо, и др.

http://e-vestnik.ru/church/nasledniki_dr...

vk fb tw ok @ g+ lj Моздокская икона Божией Матери Этот образ – список с Иверской – был прислан в XII веке грузинской царицей Тамар жителям осетинского села Мариам-кау (село Марии). Явившая чудеса в Моздоке, икона была утрачена после революции vk fb tw ok @ g+ lj Выход на перевал Осталось совсем немного: мы входим на перевал между ущельями. Отец Игорь идет впереди. vk fb tw ok @ g+ lj Над Баксанским ущельем Дальше отец Игорь отправится один: у каждого – своя высота, и автор этих строк, увы, уже на нее поднялся vk fb tw ok @ g+ lj Вид с вершины Тотура Подходы к вершине покрыты ковром из рододендронов. vk fb tw ok @ g+ lj Цветущий рододендрон Для кого цветут на такой высоте эти прекрасные цветы? Кто их видит? Никто, кроме орлов, серн, диких пчел и Того, кто их создал. vk fb tw ok @ g+ lj Внизу простирается город Такое ощущение, что смотришь на него с самолета. Отец Игорь на самой вершине Тотура. Сейчас начнется молебен vk fb tw ok @ g+ lj Молебен перед Моздокской иконой Божией Матери Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, страну кавказскую обтекающи и сущих во тьме неведения светом Боговедения озаряюще. vk fb tw ok @ g+ lj Выше в горы – ближе к Богу «Горы – это царство молчания, поэтому и мое слово уступает место молчанию – этой песни во славу гор. Горы – это образ духовного восхождения, где нужен непрерывный духовный подвиг и труд», – пишет архимандрит Рафаил (Карелин). vk fb tw ok @ g+ lj Обратный путь Горные лилии отправляются в Тырныауз vk fb tw ok @ g+ lj Приношение вмч. Феодору Тирону Лилии с подножия Тотура – у ног вмч. Феодора Тирона. Храм вмч Георгия Победоносца, город Тырынауз vk fb tw ok @ g+ lj Тотур – вид от блок-поста Крайняя левая вершина – та, где отец Игорь отслужил молебен. Нижний Архыз Немногие знают, что самый древний действующий храм в России находится именно на Северном Кавказе – в Зеленчукской долине. Еще одна, куда более известная сегодня святыня этого места – обнаруженный в 1999 году после лесных пожаров лик Спасителя. Некогда в Зеленчукской долине располагалась древняя Аланская епархия, от которой остались три храма – Георгиевский (северный), Свято-Троицкий (средний) и Ильинский (южный). В конце XIX века здесь действовал Александро-Афонский мужской монастырь, монахами которого, по одной из версий, и был написан на скале архызский Лик. По другой, лик – современник храмов, выстроенных тут в IX-X в.в.

http://pravoslavie.ru/63367.html

В древнем Свято-Троицком храме в горах Карачаево-Черкесии совершена первая за 94 года Божественная литургия 5 июня 2012 г. 17:21 4 июня 2012 года, в день Святого Духа, епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил первую за 94 года Божественную литургию в древнем Свято-Троицком храме в Нижнем Архызе (Карачаево-Черкесия). За архиерейской Литургией молились несколько сот человек — священнослужителей и мирян — из Карачаево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского краев, Кабардино-Балкарии, других регионов России, а также Германии и иных европейских стран. Свято-Троицкий храм построен в X веке в эпоху расцвета Аланского государства. После разгрома Алании монгольскими завоевателями церковная жизнь в верховьях Кубани пришла в запустение. Второе рождение храмов Нижнего Архыза относится ко второй половине XIX века, когда здесь в 1889 году был основан Александро-Невский Зеленчукский мужской монастырь. Средний нижне-архызский храм восстановлен и освящен в честь Святой Троицы в 1897 году. Строгий афонский устав Зеленчукской пустыни, отдаленность от мирской суеты влекли сюда людей. По рассказам местных жителей, еще в послевоенные годы в горах жили пустынники, и казаки носили им хлеб; однако большинство пустынников погибло в 30-е годы. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 году. В архипастырском слове епископ Феофилакт подчеркнул, что любой храм жив, когда в нем совершается молитва. «И наша сегодняшняя молитва тому пример», — добавил он. Владыка Феофилакт призвал всех верующих добавить к келейному молитвенному правилу прошение о восстановлении древних христианских храмов Кавказа. «Мы должны помнить, что это не только и не столько житейский, финансово-юридический вопрос, сколько духовный. Если мы будем молиться искренне, от сердца, то найдут свое разрешение все проблемы», — заключил архиерей. Сайт Пятигорской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010