Нижний Монастер. Тирский Богородицко-Рождественский мужской монастырь. Тирский монастырь, монастырь Тири /// Епархия неизвестна Монастырь.   ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1250 - 1300. Адрес: Республика Южная Осетия, Цхинвальский район, с.Нижний Монастер Координаты: 42.281841, 43.929022 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Тирский Богородице-Рождественский мужской монастырь без преувеличения можно назвать одной из самых значимых святынь Южной Осетии. Эта древняя обитель видела расцвет христианства, образование Аланской митрополии и ее падение. Стены обители видели орды монголо-татар, Тамерлана и прочих завоевателей огнем и мечом насаждавших ислам. Сейчас древняя обитель восстанавливается. 1 сентября (по старому стилю) 2008 года в монастыре поселился монах Серапион. 4-го января, впервые после длительного перерыва в богослужении, была возобновлена литургическая жизнь монастыря. Сейчас в обители каждое воскресение и по большим церковным праздникам служится Божественная Литургия, по субботам проводится крещение. Тирский монастырь - одно из немногих пока мест в Южной Осетии, где проводятся регулярные богослужения. Начало развития монастыря приходится на XII - XIII век, этот период отмечен рассветом Аланской митрополии. В то время возводилось множество Православных храмов и монастырей. Они были сосредоточием духовных и культурных достижений Алании. Именно тогда построен главный храм монастыря. Однако до сих пор на территории монастыря остались древние, высеченные в скале пещерные храмы, которые, вероятно, относятся к VI веку. Тир - библейское наименование в переводе означает скала. И действительно, это впечатляющее произведение архитектуры наполовину вырублено в скале. В то время монастырь был украшен в интерьере живописью и шедеврами прикладного искусства, составляющими церковный инвентарь, обладал рукописными книгами, там звучала церковная музыка. К сожалению, до нас дошли лишь часть фресковой живописи церковно-канонического содержания, по технике исполнения безусловно византийского стиля, отличающиеся прекрасным рисунком и ярким колоритом. К сожалению, эти и другие фрески аланских храмов еще не стали объектом специального исследования.

http://sobory.ru/article/?object=56149

Монастырь ктиторский. Благодетелями монастыря являлись представители царских династий, они содержали монастырь и зачастую находили в обители свой последний приют - так, например, в храме Рождества Богородицы погребен царевич Рустем, сын царя Картли Вахтанга VI Законодателя. Насельники монастыря молились о здравии и упокоении строителей монастыря, а также поддерживали порядок в царских усыпальницах. Для защиты царских гробниц от разграбления была воздвигнута крепостная стена и сторожевые башни, которые к настоящему времени разрушены. Письменных источников, свидетельствующих о зарождении монастыря, не сохранилось, однако сохранились документы периода с XV по XIX век, в которых в основном зафиксирована хозяйственная деятельность монастыря. Но историю обители можно проследить по архитектуре. Как уже было сказано, постройка главного храма монастыря относится к XII-XIII вв. В XIV веке в шести метрах от храма воздвигнута колокольня, расписаны внутренние стены храма, а также пристроен северный придел. Древние строения сохранились благодаря тому, что построены из туфа; более поздние постройки из местного песчаника дошли до нас в руинированном состоянии. В 1811 году монастырь был преобразован в приход, а все имущество распродано. Прилегающие к монастырю земли были куплены грузинской фамилией Канделаки. Однако вскоре они были вытеснены Котаевыми - сохранилась купчая грамота, свидетельствующая о покупке ими земель у Канделаки. Причиной тому стало то, что грузины держали свиней на святом месте, чего Котаевы, родовые хранители монастыря, допустить не могли. После 1917 года с воцарением безбожной власти был упразднен и приход. В сентябре 2008 года по благословению Епископа Георгия Аланского в Тирском монастыре была восстановлена монашеская жизнь. Это первый и пока единственный мужской монастырь в Южной Осетии. Архитектурный комплекс монастыря включает: храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII в.) с двумя приделами; колокольню (XVI в.); трапезную (XVI в.). Стены монастырских строений украшены богатой резьбой по камню, в алтаре храма сохранились фрагменты уникальных фресок.

http://sobory.ru/article/?object=56149

Владимир (Петров) осмотрел развалины аланских Зеленчукского, Сентинского и Шоанинского храмовых комплексов. Весной 1887 г. по распоряжению архиерея под руководством прибывшего из афонского Хиландарского монастыря иером. Серафима (Титова) при древних храмах Б. Зеленчука был основан мужской монастырь, утвержденный Синодом в окт. 1889 г. (см. Александро-Афонский Зеленчукский мужской мон-рь ). Обустройство обители сопровождалось конфликтами с окрестным населением: в июле 1889 г. местный житель убил насельников монастыря иером. Феофилакта и послушника Л. Рязанова (Ставропольские ЕВ. 1889. 17. Отд. неофиц. С. 384). В нояб. 1889 г. еп. Владимир освятил Зеленчукский монастырь, обители были переданы Сентинский и Шоанинский храмы, в 1894 г. возле Шоанинского храма был построен скит. В окт. 1896 г. Сентинский храм после реставрации был освящен в честь Преображения Господня, в окт. 1897 г. Ставропольский еп. Агафодор (Преображенский) открыл при нем Спасо-Преображенский жен. мон-рь. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в пос. Ударный. Фотография. 2008 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в пос. Ударный. Фотография. 2008 г. Религ. ситуация в регионе, как и во всей стране, коренным образом изменилась после Октябрьской революции 1917 г. Мон-ри и практически все правосл. церкви были закрыты (кроме Покровской ц. в Черкесске), мн. храмы уничтожены, в 1934 г. снесен войсковой собор свт. Николая в Черкесске. В 1944 г. в наиболее крупных населенных пунктах было разрешено открыть неск. приходов. В 1944-1947 гг. в Черкесской автономной обл. было зарегистрировано 8 правосл. общин: в Черкесске, в ст-цах Зеленчукской, Кардоникской, Красногорской, Сторожевой, Исправной, Усть-Джегутинской и в с. Маруха. Число верующих (православных и мусульман) в послевоенные годы постоянно увеличивалось. По данным начальника УКГБ при Совмине СССР по Карачаево-Черкесской автономной обл., в 1957 г. правосл. церковь в ст-це Зеленчукской в воскресные дни посещало более 300 чел., в большие праздники - до 2 тыс.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Нижний Архыз. Церковь Илии пророка (Южный храм). Южный храм Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:приблизительно 900 - 1000. Адрес: Карачаево-Черкессия, Нижний Архыз Координаты: 43.684376, 41.475352 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Александро-Афонский мужской монастырь был расположен на правом берегу реки Большой Зеленчук, в среднем ее течении, близ пос. Нижний Архыз. В X-XVI вв. эта территория принадлежала Аланской епархии, в 1590 г. вошла в состав Астраханской, затем Донской, Кавказской епархий Русской Православной Церкви, с 1885 г.- Ставропольской епархии Русской Православной Церкви. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь основан на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского монанстыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 г. с целью восстановления христианства среди мусульман. Монастырь учрежден по уставу монастырей священной горы Афон указом Святейшего Синода от 18 окт. 1889 г. с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Открытие монастыря состоялось 12 ноября 1889 г. освящением епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного («среднего») храма обители во имя св. кн. Александра Невского. Игумен Серафим стал первым настоятелем и строителем монастыря (1887-1903). В те дни в обитель прибыла копия с чудотворной иконы Божией Матери Гребневской, считавшейся покровительницей гор. Писал образ московский художник Дмитрий Струков, много сделавший для сохранения фресок древних храмов Кавказа и их внешнего вида. В свое время Гребневскую икону казаки города Гребнева преподнесли Дмитрию Донскому, возвращавшемуся с победой после сражения на Куликовом поле. Несмотря на начавшиеся снежные бураны, экипаж с епископом Владимиром благополучно после трех дней пути и переправы вброд через бурный Зеленчук прибыл в обитель. Несколько отставшие певчие и дьяконы с ризницей прибыли только на следующий день, поэтому вечернее богослужение владыка совершал с местным духовенством. Утром, за литургией о. Серафим был возведен в сан игумена - первого игумена Александро-Афонской Зеленчукской пустыни. Архипастырь вручил ему также игуменский жезл, напутствуя своими наставлениями. Храм был полон молящимися паломниками, а богослужение сопровождалось протяжным пением монахов с сохранением напевов, принятых на Афонской горе. Крестным ходом были освящены отстроенные здания храма и келий братии. На следующий день, прощаясь, владыка Владимир вынес из алтаря Иверскую икону Божией матери, благословив ею обитель.

http://sobory.ru/article/?object=04224

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан крестил сразу шестьсот человек Ставрополь, 25 сентября 2007 г. 23 сентября Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил массовое крещение жителей Северной Осетии. Таинство совершалось на монастырском озере Аланского Богоявленского женского монастыря в Алагирском ущелье. Епископу Феофану сослужили священники из храмов Владикавказа и Ставрополя, за богослужением пел хор Ставропольской духовной семинарии. Люди прибыли в Богоявленский монастырь из разных городов и селений Северной Осетии. Такое массовое Крещение совершается уже третий год и стало для Республики традиционным. К нему готовятся заранее, проходят первоначальную катехизацию. Приезжают зачастую целыми семьями. Так было и в 2007 году. Помолившись в монастырском храме, участники Таинства крестным ходом направились к озеру. Несмотря на осеннюю пору, день был теплый, и природа усиливала праздничность дня. Главным настроением было сочетание радости и благоговения. Епископ Феофан совершал крещение младенцев. Правее совершалось крещение мужчин, а левее – женщин. Обращаясь к новопросвещенным христианам, Архиерей говорил о значении крещения в жизни человека, о том, как важно соблюдать чистоту веры и верность выбору, воплощать свою веру в жизни. Первое Крещение Осетии относится к IX веку от Рождества Христова. И в последние годы в Республике происходит настоящее возрождение христианства. Действует более двадцати приходских храмов и десять часовен. Идет строительство еще десяти новых храмов, как во Владикавказе, так и в небольших горных селениях. Восстанавливаются при участии государства древние святыни. Созданы два монастыря – женский и мужской. Ставропольской и Владикавказской епархии возвращено здание Ардонской семинарии. Сейчас там начаты ремонтно-восстановительные работы. Строительство и возрождение храмов, монастырей и духовных учебных заведений происходит потому, что у жителей Осетии есть для этого внутренняя потребность, отмечает Епископ Феофан. Люди возвращаются к своим духовным истокам. Одним из примеров этого стали массовые крещения. 25 сентября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24086.html

Даже те, кто не видели ни одной летящей фигуры от Шагала, знают о том, что был такой художник. Даже те, кто не в курсе, что рисовал Пиросмани, знают, что это он – тот самый художник, что подарил актрисе «миллион алых роз». Осетия помнит Сосланбека Едзиева О том, что в одно с ними время жил Сосланбек Едзиев, создававший фантастические, воздушные и одновременно земные образы, знают немногие. Для него не существовало канонов, если Едзиев видел, значит, его произведения имели право на существование. Сосланбек Едзиев родился в горном селе Ход в 1865 году, отец его был каменщиком. Сосланбек вырос и уехал в Садон, где работал каменщиком и штукатуром, а в свободное от работы время выполнял заказы на надгробные памятники: мужчины в боевых доспехах, женщины в национальных костюмах. Надгробие работы Едзиева Постепенно у него выработался свой особый стиль, очень напоминающий стиль художников его времени, о существовании которых он даже не подозревал. А на своем доме он изобразил полуголую женщину: что взять с художника – юродивый. Сегодня творения Едзиева находятся в страшном, плачевном положении. Некоторые из них вряд ли можно восстановить, другие безвозвратно утеряны. Дом Сосланбека Едзиева Поездка Раз «Потерянная Осетия», значит, нам предстояло увидеть хотя бы часть региона. Куда мы поедем, заранее не договаривались. Но коли попали в Куртатинское ущелье, выходили из машины при каждом удобном случае. Склепы Вот остатки крепости, почти сливающейся с горой, рядом башни, стелы, склепы, храмы, святилища. И горы. Такие, что невозможно насмотреться. Башня Там, в этих горах, все стало другим, увиделось иначе: ушла суета, мелочность, осталось главное – Бог, Любовь, природа, жизнь. Думаю, что не случайно уже почти перед погранзаставой при дороге стоит камень – памятник Марзаганову Гисо Гигоевичу. Просто человеку, прожившему 164 года. Памятник долгожителю А перед ним самый южный приход России – Аланский мужской монастырь, начинавшийся с трех монахов и домика около железнодорожных путей в Беслане. Позже монастырь переехал в Фиагдонское ущелье, а настоятелем его стал архимандрит Антоний (Данилов), ныне числящийся насельником монастыря.

http://pravmir.ru/kavkaz-drugaya-zhizn-f...

Возможно, в деле возрождения богослужения на осетинском языке (я говорю о возрождении, поскольку в XIX веке богослужение совершалось) сыграют роль два наших монастырямужской и женский (оба они именуются «аланскими»). Конечно, большая проблема – богослужебные тексты. Дореволюционные переводы и в XIX веке считались весьма несовершенными. В общем, все или почти все согласны, что их нужно в той или иной степени редактировать или создавать переводы заново. Но что именно следует делать – в этом вопросе согласия нет. Видимо, решением могло бы стать создание рабочей группы по восстановлению осетинского богослужения, но пока таковой не существует. Сложилась парадоксальная ситуация – уже трижды (а если считать «Свидетелей Иеговы») на осетинский перевели Новый Завет, в черновике переведена большая часть Ветхого Завета – а общепринятого перевода «Отче наш» по-прежнему нет; кому-то нравится один вариант, кому-то – другой… – Каково соотношение осетин и русских в Осетии? Владеет ли русское население осетинским языком? – В Северной Осетии чрезвычайно высока степень распространения русского языка, потому что, как я уже говорил, последние 50 лет образование ведется только на русском языке. В той или иной степени родным языком владеет большинство осетин, но с каждым поколением знание языка становится все слабее, особенно во Владикавказе (а в столице живет бóльшая часть населения республики). В селах и небольших городах осетинский язык по-прежнему остается основным языком общения. Это что касается устной речи. А о том, сколько людей читают на родном языке, можно судить по тиражам периодики: ежедневная республиканская газета «Растдзинад» – 17 тысяч экземпляров, литературный журнал «Мах дуг» – около 2 тысяч (при населении около 600 тысяч человек). Издания на русском языке пользуются значительно бóльшим спросом. В Южной Осетии на осетинском языке говорят все; он сохраняет устойчивые позиции в быту, чего не скажешь о Севере. Но и здесь во многих сферах используется преимущественно или исключительно русский язык.

http://pravoslavie.ru/37384.html

«Мы очень интересны для России, вообще для верующих людей. Есть постоянные паломники из Петербурга, Москвы, которые часто приезжают, живут подолгу, привозят друзей своих и потом пишут красивые “скучательные” письма. Не раз говорила, что можно было бы сделать паломнические маршруты в Осетии, по нашим святыням, было бы здорово их восстановить, чтобы они не находились в таком печальном виде. Я, например, когда дохожу до Нузальской церкви, всегда целую ее стены, потому как это величайшая святыня. Когда осознаешь, что до тебя здесь молились сотни, тысячу лет назад, по-особенному проникаешься духовной атмосферой. Православие было государственной религией Алании, объединяющей силой. Это период наиболее глубоких связей с Константинополем, Византией. Если вы когда-нибудь слышали византийское церковное пение, поймете, что оно близко к осетинской героической песне. Очень красиво, сурово, строго, я бы даже сказала, по-горски». По уставу Сам же уклад жизни в Аланском женском монастыре ничем не отличается от любой другой святой обители. Встают насельницы в 5.30, в шесть на утреннюю молитву: полуношница , часы Литургии . После утренней трапезы расходятся на послушания. Оно у всех разное кто шьет и вышивает, кто пишет иконы, две сестры занимаются реабилитационным Центром (открылся в монастыре после трагических событий в Беслане прим. ред.), кто Псалтирь читает, паломников принимает, трапезу готовит. В четыре вечера насельницы собираются на вечернюю трапезу, в пять начинается вечернее богослужение, которое длится обычно до восьми-девяти часов. Ужин по желанию. Далее сестры расходятся и совершают келейное правило, у каждого монаха оно свое обязательная молитва, совершенная наедине с Богом, которая длится от двух и более часов. Потом все ложатся спать. Раньше здесь было и свое хозяйство, скотный двор, но животных пришлось на время отправить в Мужской монастырь. Есть и своя церковная лавка. «Мы живем, практически как все церкви и монастыри, в значительной степени за счет реализации церковной утвари и пожертвований. В церковной лавке представлен труд монастырских рукодельниц крестильные наборы, священнические облачения, четки, мед, чай, одним словом, плоды нашей работы. Как святые говорят, нужно грести двумя веслами: одно весло труд, другое молитва, вот так и плывешь потихоньку на лодочке спасения. Конечно, этих средств не хватило бы, чтобы строиться, нам существенно помогают жертвователи. Есть определенное понимание того, сколько можем заработать сами. Пожертвования никогда не учитываются как бюджетная часть, потому что никогда не знаешь, сколько они могут составить. Самим сестрам надо очень мало, если бы кормили только себя и оплачивали лишь свои потребности, проблем бы не было никаких. Но мы миссионерского плана монастырь, постоянно принимаем людей, у нас всегда кто-то гостит, содержим программу реабилитации Детского центра». Место духовной тишины

http://azbyka.ru/way/krestom-osenennaja-...

Вместо карьеры на телевидении – монастырь в Северной Осетии «У монахов на лбу крестики светятся». Так закончилось ее интервью со старцем Ипполитом. А вместе с этим кратким разговором и прежняя жизнь. Настоятельница единственного в Северной Осетии женского монастыря о народе, истории, бесланской трагедии и терапии сказками. В Северной Осетии в начале двухтысячных стараниями пяти сестер, среди которых игуменья Нонна, началось строительство женского монастыря. Сейчас на месте бывшей трудовой колонии стоит обитель, ставшая утешением для осетинского народа в его бедах. О трагедии в Беслане, о войне в Южной Осетии, о забытой истории и вере в лучшее «Правмиру» рассказала матушка Нонна. У монахов на лбу крестики светятся Кабинет настоятельницы Аланского Богоявленского монастыря матушки Нонны залит ласковым южным солнцем. Оно отражается в многочисленных иконах, золотом ложится на потертые папки с документами, которыми завален большой стол. На стене висит осетинский бело-красно-желтый флаг, из-под груды коробок с костюмами и декорациями – монастырь готовит детское рождественское представление – выглядывает пианино. Матушка молча перебирает четки – думает, с чего лучше начать историю о том, как рыльский старец напророчил журналисту Наталье Багаевой скорое монашество. В начале двухтысячных жители республики массово ездили в Рыльский Свято-Николаевский монастырь к старцу Ипполиту. Юристы, историки, люди верующие и скептики преодолевали расстояние в 1600 километров, чтобы его увидеть. Однажды в Рыльск отправилась съемочная группа североосетинского отделения ВГТРК, и вместе с ними 26-летний режиссер, тележурналист Наталья Багаева, которая вообще-то и в церковь ходила только после долгих уговоров своей набожной старшей сестры. Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь. Фото: Aleksandra057/Wikimedia commons Наталью поразила жизнь монастыря, внешне граничащая с нищетой, но богатая духовно. На одном из богослужений впервые пошатнулось ее неверие, а на следующий день она пошла к старцу Ипполиту просить об интервью. – Он на меня смотрит и спрашивает: «Что это такое?» – вспоминает игуменья. – А еще сказали, прозорливый старец!

http://pravmir.ru/igumenya-nonna-bagaeva...

У вперше за сто звершено Божественну осетинською мовою 26 листопада 2014 р. 15:52 25 ноября 2014 года по благословению архиепископа Владикавказского и Аланского Зосимы в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Владикавказа впервые за последнее столетие была совершена Божественная литургия на осетинском языке. Богослужение возглавил секретарь Владикавказской епархии священник Савва Гаглоев, которому сослужили иеромонах Гаий (Битиев), священники Георгий Кучиев, Герман Дзалаев, Иосиф Гагкаев, Соссий Кисиев, Игорь Кусов, иеродиакон Сергий (Чехов) и диакон Димитрий Асратян. В алтаре молился архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима. Пел мужской хор под руководством регента Владимира Качмазова. За Литургией молитвенно поминались архиепископ Гаий (Такаов), епископ Иосиф (Чепиговский), протоиерей Алексий Колиев и их сподвижники — осетинские священнослужители, переводчики и просветители XIX — начала XX столетия, многие из которых погребены у стен храма, Коста Хетагуров, Сека (Георгий) Гадиев, Васо Абаев, историк Марк Блиев. Перевод Литургии святителя Иоанна Златоуста на осетинский язык был осуществлен в рамках епархиального проекта, получившего поддержку грантового конкурса «Православная инициатива» . В течение ближайших месяцев эта работа будет завершена. Несмотря на будний день, храм был заполнен верующими. По окончании богослужения отец Савва, обращаясь к собравшимся, рассказал о том, что в 1912 году в храме Рождества Пресвятой Богородицы Божественную литургию возглавил архиепископ Владикавказский и Моздокский Питирим. Более чем сто лет спустя под сводами храма вновь звучат молитвы и песнопения на осетинском языке, и знаменательно, что это происходит в дни церковного и народного празднества в честь святого великомученика Георгия и в канун дня памяти святителя Иоанна Златоуста. Архиепископ Зосима поздравил всех присутствующих со знаменательным событием, и, поблагодарив переводческую группу за проделанную работу, объявил, что в скором времени сам возглавит Божественную литургию на осетинском языке в Георгиевском кафедральном соборе. От имени прихожан свою радость в связи с совершением Литургии на родном языке выразила прихожанка Осетинской церкви, преподаватель СОГУ Клавдия Джусоева. «Православная Осетия» /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3855061...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010