далее), так и комплексы документов, такие, как акты Кремоны, Падуи, Венеции (так называемые акты Риальто). Не все было опубликовано, многое осталось в виде транскрипций, картотек, выписок и т. п. Среди работ, увидевших свет, особо выделяются две обстоятельные публикации кремонских и падуанских актов. В издании «Акты Кремоны XIII–XVI вв.», увидевшем свет в 1961 г., которое явилось продолжением публикации «Акты Кремоны X–XIII веков в собрании Академии наук СССР» (М.; Л., 1937), подготовленной к изданию С. А. Аннинским, тогдашним хранителем Западноевропейской секции, и с предисловием О. А. Добиаш-Рождественской, Е. Ч. не только участвовала в подготовке текстов – совместно с коллегами В. И. Рутенбургом и Л. Г. Катушкиной – и написала «Очерк из истории Кремоны», но и взяла на себя труд быть редактором совместно с В. И. Рутенбургом. Книга получила положительные отзывы как в нашей стране, так и за рубежом (см. подборку рецензий: Оп. 1. Ед. хр. 225). Издание «Акты Падуи конца XIII–XIV в. » вышло из печати в 1987 г. – после смерти Е. Ч., но, как отметила в «Археографическом введении» к публикации А. М. Кононенко (1931–1984) – ученица Е. Ч., хранитель Западноевропейской секции Архива, также не дожившая до публикации актов, «идея подготовки к изданию «Актов Падуи» принадлежала доктору исторических наук Е. Ч. Скржинской (1897–1981). Ей не довелось увидеть это издание завершенным. Воздавая долг ее памяти, мы считаем необходимым сказать о том, сколько внимания, знаний, труда, любви и заботы вложила она в подготовку текста. Практически каждый документ, кем бы он ни был прочитан, затем прошел через ее руки. Она же подготовила предметно-терминологический указатель». 1889 В 1956 г. появилась работа Е. Ч., посвященная «Истории» Олимпиодора, дошедшей до нас в передаче патриарха Фотия в составе его «Библиотеки». 1890 Автор V в. Олимпиодор описал события 407–425 гг., происходившие в Западной Римской империи во время правления Гонория. Ярко представлены такие личности, как Стилихон, Аларих, Галла Плацидия, дочь византийского императора Феодосия I и жена правителя везеготов Атаульфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приводимые ниже две редакции мученичества независимы, ио мнению Д.Ляйтфута, одна от другой. Обе они (или их комбинация) лежат в основе всех других известных текстов Муч. Игн. Единственная общая черта двух редакций – отнесение Муч. Игн. к 9-му году правления Траяна на основании, как заключает Д.Ляйтфут, Хроники Евсевия. Во всем прочем они не просто не совпадают, но противоречат друг другу. Усилия последующих компиляторов в значительной степени были направлены к тому, чтобы снять или примирить взаимоисключающие утверждения. Римские акты были составлены не ранее V века и, скорее всего, не позже VI века 1378 и не имеют совершенно никакой исторической достоверности. Антиохийские акты, составленные в любом случае после IV века, возможно, использовали какие-то старые документы или местную традицию, хотя мы согласны с Д.Ляйтфутом, что трудно предположить, будто подобного рода сведения дошли до составителя жития, но были неизвестны всем предшествующим авторам. В целом историческая ценность антиохийской редакции вряд ли намного превышает значение римских актов. День мученичества св. Игнатия Д.Ляйтфут определяет, как 17 октября. Дата 20 декабря связана, скорее всего, со вторым перенесением мощей. 1379 Год смерти антиохийского святителя установить невозможно: предпочтительнее довольствоваться промежутком между 100 и 118 годами. 1380 Издания текста CPG 1036 ( BHG 813). TLG 265/1 (Antiochenum), 2 (Romanum) Перевод выполнен по изд.: Lightfoot 1889, 477–495 (антиох. акты), 496–540 (рим.), дополнит. разночтения к актам на с. 590–595, дополнит. разночтения к версии Метафраста (не переизданной у Д.Ляйтфута) на с. 596–598. Англ. пер. актов: 575–579, 579–588. Разбивка глав на параграфы по изданию Функа – Дикампа (см. ниже). Сирийская и коптская версии Муч. Игн. также имеются в издании Д.Ляйтфута. Армянские и латинские акты, как и Метафрастовская версия, являются компиляцией антиохийских и римских актов. Подробнее см. в CPG I, р. 2, 17. Предыдущий рус. пер. антиохийских актов (включая Послание к римлянам) по изд. Ruinart’a: ХЧ 1822, ч. 8, 340–356.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ С.-Петербургская А. к. Создана в 1834 г. при Мин-ве народного просвещения для издания документов, собранных Археографической экспедицией АН, в 1835-1836 гг. ею были изданы 4 тома «Актов археографической экспедиции» . В 1837 г. временная комиссия была преобразована в постоянное научное учреждение (с 1903 имп. А. к.). В круг ее обязанностей вошло выявление и издание источников по рус. истории до кон. XVII в., в т. ч. на иностранных языках. Комиссия имела право требовать передачи ей документов из гос. архивов, пользоваться рукописями из б-к, приобретать их у частных лиц. Постоянный печатный орган комиссии - «Летопись занятий Археографической комиссии» (1861-1928. 35 вып.). Комиссией печатались в основном серийные издания: «Полное собрание русских летописей» (1841-1921. Т. 1-24), «Акты исторические» (1841-1842. 5 т.), «Акты, относящиеся к истории Западной России» (1846-1853. 5 т., см. «Акты Западной России» ), «Дополнения к Актам историческим» (1846-1872. 12 т.), «Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными» (1851-1871. 10 т.), «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России» (1863-1892. 15 т.), «Русская историческая библиотека» (1872-1927. 39 т.) и др. Во всех сериях, озаглавленных «Акты», а также в «Дополнениях» и в «Русской исторической библиотеке» заметное место отводилось публикации источников по истории Русской Церкви: т. 4 «Актов... Западной России» почти полностью посвящен Брестской унии , в «Актах... Южной и Западной России» материалы по той же проблематике занимают т. 2. В «Русской исторической библиотеке» тома 4, 7, 19 содержат в себе памятники западнорус. полемической лит-ры, вызванной к жизни унией, в томах 6 и 36 опубликованы памятники древнерус. канонического права. В 1922 г. С.-Петербургская А. к. была передана в ведение Российской АН. В 1926 г. на базе А. к. и Постоянной исторической комиссии открыта Историко-археографическая комиссия при АН СССР, преобразованная в 1931 г. в Историко-археографический ин-т, влившийся затем в Ин-т истории АН СССР. Киевская комиссия для разбора древних актов

http://pravenc.ru/text/76462.html

130 Письмо Киприана (14) к пресвитерам римским, стр. 59. Дионисий также вынужден был защищать свое удаление на время гонения в послании к Герману, у Евсевия, VI, 40. 145 Между письмами Киприана, стр. 84 (Творения Киприана, т. I). Aspice totum orbem poene vastatum, et ubique jacere dejectorum reliquias et ruinas. 155 Ruinart. Acta martyrum, р. 188–198. Ratisbonae, 1859 Евсевий (IV, 15) ошибочно относит Пиония к мученикам времен Марка Аврелия. Причиной ошибки было то, что в собрании мученических актов, бывшем под руками Евсевия, сказание о Пионии помещено было вслед за сказанием об известном мученике Поликарпе Смирнском . 157 Кейм называет акты Пиония решительно подложными (Aus dem Urchristenthum, S. 140). Ревиль замечает, что по форме и существу рассказа акты эти не заслуживают веры: minima fide digna sunt (De anno dieque quibus Polycarpus martyrium tulit, p. 31. Genevae, 1880). Но эти отзывы слишком скептичны. 160 В науке редко встречаются обстоятельные исследования второстепенных актов мученических, на них мало обращается внимания. Такую же участь разделяли и акты «Ахатия», но в недавнее время они обратили на себя внимание Герреса, который напечатал о них интересную и обстоятельную статью. Вот главное содержание этой статьи: Геррес удивляется, почему до последнего времени акты Ахатия пренебрегались в науке, несмотря на то, что они очень интересны; за тем заявляет, что он пришел к следующим двум выводам касательно этих актов: I) Акты эти есть подделка, происшедшая в позднейшее время и II) тем не менее Ахатий – личность историческая, действительно мученик гонения Декиева. Первое положение Геррес обставляет следующими доказательствами: 1) Проконсул, диспутировавший с Ахатием, называет христиан «кафоликами», но ни в одном историческом источнике нельзя указать, чтобы язычники времен гонений прилагали к христианам такое наименование: единственное название, какое употребляли язычники в отношении к христианам, – это «христиане». 2) Тот же проконсул в пример Ахатию и другим христианам ставит монтанистов, которые будто бы беспрекословно подчинялись требованию языческих властей, приносили жертвы языческим божествам; но такое указание на монтанистов анти-исторично, ибо монтанисты были известны особенною наклонностью к мученичеству, да и не из чего не видно, что монтанисты времен Декия изменили этому стремлению; ни Киприан, ни Корнилий не упоминают о том, чтобы в числе падших были монтанисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Ф. Калайдовича , П. М. Строева , А. Х. Востокова в 1834 г. начато капитальное издание «Полного собрания русских летописей» (издание продолжается), изданы « Акты Археографической экспедиции » (1836-1838, 4 т.), « Акты исторические » (1841-1842, 5 т.), «Дополнения к Актам историческим» (1846-1875, 12 т.),« Акты Западной России » (1846-1853, 5 т.), «Акты юридические» (1838), «Акты, относящиеся до юридического быта Древней Руси» (1857-1884, 3 т.). С 1887 г. по наст. время АН осуществляет издание «Писем и бумаг Петра Великого». В 1-й пол. XIX в. АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами. В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые (А. М. Ампер, Ж. Л. Гей-Люссак, А. Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж. Кювье, Ю. Либих, Т. Р. Мальтус , И. В. Гёте , Ж. Б. Ж. Фурье и др.). В 1835 г. в составе АН числилось 26 академиков, 101 почетный академик и 121 член-корреспондент. В 1839 г. при АН была основана Пулковская обсерватория по инициативе В. Я. Струве, к-рый стал ее первым директором. В 1841 г. на основе Кунсткамеры были созданы Ботанический, Зоологический, Азиатский, Антропологический, Минералогический, Нумизматический и Египетский академические музеи. Впосл. нек-рые из этих музеев стали отделами Эрмитажа. По имп. указу от 29 апр. 1899 г. при АН был учрежден Разряд изящной словесности, в к-рый входили действительные члены, члены-корреспонденты и почетные академики по Отд-нию рус. языка и словесности. Этим же указом учреждался Пушкинский фонд, к-рому ежегодно выделялось из казны 15 тыс. руб. на издание произведений рус. писателей, Словаря рус. языка и др. трудов. В 1900 г. в АН по Отд-нию словесности и рус. языка были избраны Л. Н. Толстой , В. Г. Короленко, А. П. Чехов , А. Ф. Кони, Вл. С. Соловьёв , В. В. Стасов, позже - И. А. Бунин и К. С. Станиславский. С февр. 1917 г. посты президента и вице-президента АН стали выборными, первый избранный президент - А. П. Карпинский. 21 нояб. 1917 г. общее собрание АН обратилось к ученым страны с посланием, в к-ром высказало свое негативное отношение к Октябрьской революции 1917 г. , однако АН не отказывалась от сотрудничества с новой властью. С установлением советской власти АН была подчинена Наркомпросу (с 1933 - Совнаркому, с 1944 - Совмину СССР). 18 июля 1927 г. был утвержден первый устав АН СССР. Он закрепил ведущую роль АН среди научных учреждений страны. Согласно уставу, руководящими органами АН СССР стали ежегодно созываемое Общее собрание академии, состоявшее из всех академиков, обладавших правом решающего голоса, и членов-корреспондентов, обладавших правом совещательного голоса, и постоянно действующий, избираемый Общим собранием Президиум АН СССР, возглавляемый президентом. Последовавшие 23 мая 1930 г. и 23 нояб. 1935 г. новые уставы поставили перед АН задачу «тесной связи науки с народным хозяйством». В 1934 г. Президиум и основные учреждения АН были переведены в Москву.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Святые мученики Шарбел и Барсамья, пострадавшие, вероятно, при Декии в середине III в. Акты написаны в конце I в. и содержатся в рукописи Brit. Mus. Add. 14644 V−VI вв. Историческая ценность посредственная. Издания. Cureton W. Ancient Syriac Documents. London, 1864. P. 41−72; AMS. Vol. 1. P. 95−130; Mösinger G. ACIA SS. Martyrum Edesse orum . Innsbruck, 1874; англ. перевод: Cureton W. Op. Cit. P. 41−72. Исследование. Duval R. Les Acts de Scharbil et les Actes de Barsam YA. JA 8, 14 (1889). P. 40−58. Святые Гурий, Самон и Авив, мученики, пострадавшие при Диоклетиане. Акты первых двух мучеников содержатся в рукописи Jems. Monast. S. Marci XV в., акты третьего – в рукописи Brit. Mus. 952.20. Авторство этих актов приписывается некоему Феофилу. Однако, поскольку показания очевидцев и акты архивов вымышлены, то позволительно сомневаться в истинности мученических актов. Издания. Rahmani I. E. Acta sanctorum confessorum. Guriae et Sham onae Exarata syriaca ungua a Theophilo Edesseno a. Chr 297. Romae, 1899; Burkitt F. C. Euphemia and the Goth, with the Acts of martyrdom of the Confessors of Edessa edited and examined. London, 1919 (два первых мученика); Cureton W. Ор. Cit. 73−86; AMS. Vol 1. P. 144−160; древние гр. и лат. переводы: von Gebhardt О. Die Akten der edessenischen Bekenner Guijas, Samonas ud Abibos. TU 37, 2. Leipzig, 1911. S. 2−228; древний арм. перевод: Ter Mkertschian G. Ararat, 1896; Vardanian R. L. Händes Amsorya 36 (1922). P. 471−484; англ. перевод: Cureton W. Op. cit. P. 72−106; рус. перевод: Фесенко Е. И. Одесса, 1910; новый лат. перевод: Rahmani. Op. Cit. Исследования. Von Gebhardt О. Op. Cit.; Baumstark. S. 28−29. § 142. Персидские мученики Святой Берихишо со товарищи, убиты в 327−328 гг. Акты, приписываемые некоему всаднику по имени Исайя бар Хаддаво, не отличаются ни древностью, поскольку относятся к VII в., ни правдоподобием. Издание. ASM. Vol. 1. P. 211−224; AMS. Vol. II. P. 39−51. Другой документ, изданный: ASM. Vol. 1. P. 225−230 и AMS. Vol. 2. P. 51−56, по-немецки Braun О. Op. cit. S. 1–4, сообщает, что некоторые персидские мученики, убитые в 339−340 гг., почитались у верующих Эдессы. Насколько правдоподобно это сообщение, сказать сложно.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

18. Святой Иаков Рассеченный. Акты явно поддельные, хотя и достаточно древние. Издания. AMS. Vol. 2. P. 53−-58; нем. перевод: Braun. P. 50−62. Исследование. Devos Ρ. AB 71 (1953). P. 157−210; 72 (1954). P. 213−256. 19. Святые 447 мучеников, убитых близ Петйона. Издание. Corluy J. AB 7 (1889). P. 8−44; лат. перевод: Ibid. Мученики при Йездигерде II (439−457). 20. Святые мученики в Кархе д-Бет-Селох, пострадавшие в 446 г. Повествование содержится в «Истории Кархи д-Бет-Селох», написанной в VI в. Издание. Mösinger G. Monumenta Syrica. Vol 2. P. 63−75; AMS. Vol 2. P. 507−535; нем. перевод: Hoffmann G. Auszüge aus Syrischen Akten Persischer Märtyrer S. 43−60. 21. Святые Григорий и Йаздпанах (ум. 542). Хотя акты написаны и не современниками, их, тем не менее, отличает историческая достоверность. Издание. Bedjan P. Histoire de Mar Jabalaha. Paris, 1895. P. 347−415. 22. Святая Ширин (пострадала в 558−559 гг.). Акты написаны современником по-сирийски; сохранился, впрочем, только греческий перевод в Cod. Laurent. IX, 14. Издание греч. перевода. Devos Р. AB 64 (1946). Р. 87−132. Исследование. Peeters P. Sainte Goundouch, m akiyre Perse (t 13, п.591). AB 62 (1944). P. 74−126. Исследование догматического учения и истории церковных дел на основании этих Актов еще не произведено, и было бы весьма полезным. § 143. Легендарные акты По всей вероятности, эти мученические Акты о гонении времен Шапура II были составлены в VI в., и содержат, более или менее, легендарные элементы. Святые Map Авдишо и Кардаг. Издания. Abbeloos J. В. AB 9 (1890); лат. перевод: AMS. Vol. 2. P. 442−507; Feige H. Die Geschichte des M. " Abdišo und seines Jüngers M. Qardagh. Kiel, 1890. Исследования. Nöldeke Th. ZDMG 44 (1890). P. 529−535; Baumstark. S. 137. Святой вельможа Гуварлаха со товарищи и сестра его Каза. Издания. Abbeloos J. Я. AB 9 (1891). Р. 11−103; с лат. переводом: AMS. Vol. 4. P. 141−163. Святой Даду. Издание. AMS. Vol. 4. P. 210−221. Исследование: Hoffmann G. Auszüge aus syrischen Akten Persischer Märiyrer P. 33−34.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Говоря фигурально, известия и документы, находящиеся в указанном отделе «Турко-Греции», есть как бы канва, истинной картиной для которой служат «Акты». «Турко-Греция» дает возможность изучать жизненные условия, при каких происходило дело, а «Акты» — самое дело и его результаты. Но если для догматиста, несомненно, очень важны «Акты», то для историка, может быть, еще важнее те известия и документы, которые помещены в «Турко-Греции» и относятся к тому же явлению.    Во всяком случае, наука должна быть благодарна тюбингенцам, издавшим сборник, известный как «Акты Виртембергские». Французский ученый Легран в своей «Эллинской библиографии» называет существующее издание «Актов» «драгоценным сборником» и считает его «весьма редким». Сам он описывает их в указанном сочинении так тщательно, как описываются только рукописи, указывая дефекты в пагинации и т. д. Такуюто достопримечательность составляют «Акты» единственного издания 1584 г.     «История» Дорофея Монемвасийского. — Более точное заглавие сочинения таково: «Историческое сочинение (Βιβλον ιστορικν), содержащее различные истории, начиная от сотворения мира до падения Константинополя и далее. Составлено на основании различных точных историй и переложено на новогреческое наречие». Для нас, конечно, эта книга любопытна постольку, поскольку она содержит описание исторических явлений после падения Константинополя. Судьба этой книги весьма странная, как, впрочем, и многих книг, касающихся Греции. Рассматриваемая «История» была очень распространена в Греции и оставалась «в продолжение 200 лет единственной исторической книгой в руках греческого народа». Перепечатывалась она несколько раз, начиная с 1630 или 1631 г. Автору ее посвящались биографические очерки: сообщалось, откуда он был родом, в каких городах последовательно он был митрополитом и какую судьбу имело его вышеназванное сочинение. И вдруг после всего этого оказывается, что никакого историка Дорофея, митрополита Монемвасийского, никогда и на свете не существовало. Дорофей есть типографский миф! Невероятно, чтобы так было, однако же, на самом деле это так.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

86 С этой стороны замечательно послание одного из борцов против ереси Геннадия, арх. Новгородского, который одного из современных ему еретиков прямо называет стигольником. Акты Арх. Экспед. т. 1, 380, от 1490 года. 87 Просветитель, 46–51; 58–60, 77–78, 91, 104, 113, 120–121, 151–175, 201, 284 и проч. Полн. собр. Рус. лет., т. IV, 158–159, т. VIII, 220–221. Послания Геннадия архиепископа Новгородского: Чт в Общ. Ист. и Древн. Рос. 1847г., 8. Акты Арх. Экспед., т. I, 380. Прав. Собеседн. 1863 г. Апрель. Акты истор. т. I, 285. 88 Рукоп. хрон. Моск. Румянц. муз. 461, л. 248. Прав. Обозр. 1862, июнь, 184. Просветитель. 43–45. II. С. P Лет. т. VI, 191; VII, 159–160. 91 Полн. Собр. Р. лет. т. III, 243–244; т. V, 41–43. С личностью Геннадия, архиепископа Новгородского, подробнее можно познакомиться из исследований Хрущова о сочинениях И. Санина, стр. 108–123. Есть и отдельные статьи по этому предмету. у Костомарова, см. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, первый отд., вып. второй. Спб. 1874 г., статья: Новгородский архиепископ Геннадий, 311–339. В чтениях в Обществе любителей духовного просвещения за 1875 г., месяц май, напечатана статья: Геннадий архиепископ Новгородский. Под таким же названием недавно напечатана статья о Геннадии в Прав. Обозр. 1878 г., сентябрь, и 1880, август, статья Грандицкого. 93 Послание Геннадия к Иоасафу. Чтен. в Общ. ист. и древн. Росс. 1847 г., N 8. Послание Геннадия к Прохору еп. Сарскому. Рук. Имп. Публ. библ. Q, XVII, 64, л. 317. 94 Акты истор. т. I, 285. Послания князя и митрополита Геннадию от 1488 года февраля 13. Акты Археографической Экспедиции том I. 380. 482. Полн, собрание Рус. летописей т. VI, 38. Просветитель, 52. 95 А он был очень многочислен. По известиям летописей из Новгорода вывезено было до 18,000 семей, следовательно до 72,000 душ. Костомаров – Исторические монографии и исследования. Спб. 1863 г., том. I, 381. 98 Просветитель. 53. Востоков – Опис. Румянц. муз. 511–512. Рукоп. Кирилло-Белозерской, ныне Спб. дух. акад. библ. (не разборчиво) послесловие перевода лаодикийского послания, л. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

339 Allgemeine Geschichte. Bd. I. S. 84. 340 Аммиан Марцеллин говорит: Dioclitiano in omnibus obsecutus es (Maximi-anus). См.: Hunziker. Op. cit. S. 260. 341 De mort., cap. 15. 342 Подлинные слова панегириста см. у Hunziker " a. S. 180. 343 Эти положения раскрыты и доказаны у Hunziker " a. S. 180—181. 344 Ruinart. Acta. P. 411—412. Правильнее назвать его известиями или сведениями, чем актами, потому что о мученице говорит св. Амвросий в одном из своих нравоучительных сочинений. Смерть мученицы Руинар относит к 304 году. 345 Ibid. P. 437—439. В 304 году. 346 Ibid. P. 322—325. Руинар относит акты к 290 году, а Бароний к 303 (Ibid. Р. 321), последний — правильнее. Но будет еще правильнее относить их к 304 году, ибо здесь констатируется факт бегства священников с целью скрыться от гонителей (cap. 2); вероятно, это имело место после издания 2-го указа Диоклетианова. В тех же актах находятся довольно ясные указания на четвертый указ Диоклетиана, изданный в 304 году (cap. 1). 347 Ibid. P. 400—406. В 304 году. 348 Ibid. P. 414—422. Неандер находит, что если эти акты и не суть акты проконсульские, а следовательно, не суть акты высшей пробы, но несомненно в их основе положены акты проконсульские. См.: Allgem. Gesch. Bd. I. S. 83. 349 Ruinart. Acta. P. 390—391. 350 Augustinus. Brevicul. collat. cum Donatistis, dies III, cap. 13. Tom. IX opp. ed. Benedictin. 351 Scriptuare supervacuae. См.: Ruin. P. 390. 352 Число воинов римского легиона в разное время было разное. Но несомненно, что во времена Диоклетиана легион состоял из 6200—6800 человек. Следовательно, число 6600 близко подходит к этому последнему числу. 353 Обычай децимации — обычай казнить каждого десятого солдата в случае непослушания военачальнику или императору действительно допускался военными артикулами римлян, об этом свидетельствуют Ливии и Юлий Капитолии. Кого из солдат казнить — это решалось жребием. Из этого и предыдущего замечания видно, что детали рассказа согласуются с историческими данными. 354 Ruinart. Acta. P. 317—320.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010