98 Русские достопамятности, издаваемые обществом истории и древностей российских. М., 1815, ч. I, с. 114. 99 Стоглав. Собор, бывший в Москве при государе царе и великом князе Иване Васильевиче/Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863, с. 261–267. 100 Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841, т.З, 92: VIII – X, с. 95–96. 101 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб., 1836, т. 3, 264, с. 402. 103 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб., 1836, т 4. с. 481–482. 104 Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1842, т. 4, 6: VI. с. 28; Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб.. 1836. т 4 19, 324. с. 32–33; 484–485. 106 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб., 1836, т. 3, с. 401–402. 109 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб., 1836, т. 4, с. 481–482. 110 П. И. Иванов . Описание государственного архива старых дел. М., 1850, с. 302–304; Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб., 1836, т. 4, с. 485–486. В источнике – это грамота 1649 г. патриарха Иосифа архиепископу вологодскому Маркелу. 113 А. Ф. Бычков. Описание славянских и русских рукописных сборников Императорской Публичной библиотеки. СПб., 1878, вып. 1, XXIII, 10, с. 83; И. П. Сахаров. Исследования о русском церковном песнопении. СПб., 1849; Л. Попов. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А.И.Хлудова. М., 1872, с. 233–236. 114 Установление единогласного пения некоторые почему-то считают личным делом Никона. Это мнение несправедливо. Современные введению единогласия лица говорят, что это было делом Ртищева и Стефана Вонифатьевича, которые «первее уставиша в своих домнх единогласное и согласное пение, также потщашася и благочестиваго царя молити, дабы утвердил благочинное в церквах правило, еже бо в един глас, а не во многия пети».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

194  Если в промежуток между одними и другими книгами открывались новые приходы, то они платили дань вместе с теми старыми приходами, от которых отделились (новые приходы назывались выставками, а старые приходы по отношении к ним – становыми церквами; о выставках см. в Стоглаве, по Казанскому изданию стр. 63 fin., 373 fin.). 195  Что подъезд и десятину собирали священники, а не сами десятинники и заездчики, см. Акты Исторические т. I, 196  (Дань архиереям называлась: сборное при митрополите Киприане, при царе Иване Васильевиче в 1547г., – Акты Исторические т. I, „на соборе”, – архимандрита Макария Описание Нижегородских церковных древностей стр. 360. При митрополите Макарии взималась на Рождество Христово, – Акты Юридические Калачова т. II, 562; в Стоглаве на Рождество Христово или „на сбор”. Дань архиерею рождественская и петровская, – Акты Экспедиции т. I, и первая собственно дань, вторая заезд, Акты Экспедиции т. I, (митрополита Макария). Сборное и петровское (сборное вместо рождественского), – Акты Экспедиции т. I, стр. 314 col. 2 fin.; ibid. и Под 1378г. дани митрополичьи: дань с церквей, сборное, петровское и рождественское, – Никоновская летопись т. IV, стр. 70. Митрополит Киприан брал с церквей – сборное и заезд и более ничего, – Акты Экспедиции т. I, стр. 5 col. 2. В 1626г. церковная дань называется десятиной, – Русская Историческая Библиотека т. XIV, стр. 353). – Две дани архиерейские называются по праздникам, в которые они собирались, рождественской и петровской. Что наша дань есть именно петровская, это видно, во-первых, из того, что другую дань, носившую ещё не от праздника, в который собиралась, другое название сборного, в договорной грамоте великого князя Василия Дмитриевича с митрополитом Киприаном предписывается взимать в Рождество Христово [см. в первой половине этого тома стр. 328 ]; во-вторых, из того, что нам известны такие грамоты, в которых две дани архиерейские называются не обе их праздничными именами, а одна праздничным, а другая непраздничным – сборное и петровское, из чего и видно, что последнее есть именно наша дань, см. Акты Экспедиции т. I, стр. 176; История иерархии, III, 267 начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Дионисий Александрийский и Киприан сообщают нам известия о мучениках и исповедниках гонения Деция, и известия эти драгоценны: они безусловно правдивы, описывают несомненную действительность и записаны современниками и очевидцами. Но кроме этих известий об исповедниках и мучениках, до нас сохранилось несколько отдельных сказаний — актов мученических, относимых к тому же гонению Деция. Сделаем некоторые немногие замечания о них. Все эти акты не суть исторические документы первой важности. С одной стороны, они касаются лиц, почти ничем в истории неизвестных, с другой, почти все они носят следы позднейшего происхождения, позднейшей редакции и отчасти внушают некоторое подозрение касательно достоверности частных рассказов, сообщаемых ими. Но отнюдь нельзя не признавать того, что мученики, описываемые в этих актах, суть действительные мученики гонения Дециева. Видное место между этими актами занимают акты пресвитера Пиония и других с ним, пострадавших в Акты эти подробны и обстоятельны, отличаются искусством отделки и живостью характеров. Но акты уж слишком искусственны: мученики в темнице и перед проконсулом говорят длинные и изящные речи, достойные академических аудиторий; они цитируют с величайшей легкостью не только книгу Даниила и Есфири, но даже Гомера, указывают на Сократа, Аристида, Все это мало соответствует положению мученика, отводимого и заключенного в Кроме этих актов, сохранились до нас " акты диспута мученика Ахатия " с проконсулом — в Из актов видно, что был епископом, но не видно, какого города; антиохийским на Оронте он не был, так как имена епископов знаменитой Антиохии известны. Заключение этих актов невероятно: именно здесь рассказывается, что акты этого диспута проконсулом посланы были к Децию и что Деций, изумившись мужеству Ахатия, предоставил ему полную свободу, между тем как проконсула перевел в другую префектуру. Рассказ этот не соответствует характеру Деция и характеру его Лучше, правдивее акты черты сказания вполне могут относиться ко времени Дециеву, притом они очень просты, но, к сожалению, не определено в актах место мученичества Максима; сказано, что это было в Азии, и только. Но это признак, указывающий, что их писал не очевидец и не современник. Еще ниже по своему достоинству другие акты, относящиеся к тому же времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   Дионисий Александрийский и Киприан сообщают нам известия о мучениках и исповедниках гонения Деция, и известия эти драгоценны: они безусловно правдивы, описывают несомненную действительность и записаны современниками и очевидцами. Но кроме этих известий об исповедниках и мучениках, до нас сохранилось несколько отдельных сказаний — актов мученических, относимых к тому же гонению Деция. Сделаем некоторые немногие замечания о них. Все эти акты не суть исторические документы первой важности. С одной стороны, они касаются лиц, почти ничем в истории неизвестных, с другой, почти все они носят следы позднейшего происхождения, позднейшей редакции и отчасти внушают некоторое подозрение касательно достоверности частных рассказов, сообщаемых ими. Но отнюдь нельзя не признавать того, что мученики, описываемые в этих актах, суть действительные мученики гонения Дециева. Видное место между этими актами занимают акты пресвитера Пиония и других с ним, пострадавших в Смирне. Акты эти подробны и обстоятельны, отличаются искусством отделки и живостью характеров. Но акты уж слишком искусственны: мученики в темнице и перед проконсулом говорят длинные и изящные речи, достойные академических аудиторий; они цитируют с величайшей легкостью не только книгу Даниила и Есфири, но даже Гомера, указывают на Сократа, Аристида, Анаксарха. Все это мало соответствует положению мученика, отводимого и заключенного в темницу. Кроме этих актов, сохранились до нас «акты диспута мученика Ахатия» с проконсулом — в Антиохии. Из актов видно, что Ахатий был епископом, но не видно, какого города; антиохийским на Оронте он не был, так как имена епископов знаменитой Антиохии известны. Заключение этих актов невероятно: именно здесь рассказывается, что акты этого диспута проконсулом посланы были к Децию и что Деций, изумившись мужеству Ахатия, предоставил ему полную свободу, между тем как проконсула перевел в другую префектуру. Рассказ этот не соответствует характеру Деция и характеру его гонения. Лучше, правдивее акты мученика Максима черты сказания вполне могут относиться ко времени Дециеву, притом они очень просты, но, к сожалению, не определено в актах место мученичества Максима; сказано, что это было в Азии, и только. Но это признак, указывающий, что их писал не очевидец и не современник. Еще ниже по своему достоинству другие акты, относящиеся к тому же времени.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2: (12 дек. 1825 - 1 марта 1881). СПб., 1830-1884. 55 т. 3 ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3: (1 марта 1881-1913). СПб.; Пг., 1885-1916. 33 т. Абрамович. Софийская б-ка Абрамович Д. А. Софийская библиотека. СПб., 1905-1910. 3 вып. Абуладзе. Сир. подвижники Абуладзе И., сост. Древние редакции житий сирийских подвижников в Грузии. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.) АВАК Акты, издаваемые Комиссиею, высочайше учрежденною для разбора древних актов в Вильне. Вильна, 1865-1915. Т. 1-39. Загл. т. 3-19: Акты, издаваемые Виленскою Археографическою комиссиею Аверинцев. Антология Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата: Антология ближневост. литры I тысячелетия н. э. М., 1994 Агиогр. лит. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1956 (на груз. яз.) АГР Акты, относящиеся до гражданской расправы Древней России. К., 1860-1863. Т. 1-2; Указ. 1884 Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов Адарюков В. Я., Обольянинов Н. А. Словарь русских литографированных портретов/Сост., ред.: С. П. Виноградов. М., 1916. Т. 1: А-Д АДСВ Античная древность и средние века. Свердловск, 1960-. АЕ Археографический ежегодник [за 1957-2005]. М., Азбучник Р. Азбучник Српске Православне Цркве/Приред.: С. Београд, 1993 АЗР Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846-1853. 5 т. АИ Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841-1842. 5 т. АиО Альфа и омега: УЗ. Общества для распространения Свящ. Писания в России. М., 1994-. АиФ Аргументы и факты: Газ. М., 1985-. АИЮС Архив историко-юридических и практических сведений, относящихся до России. М., 1850-1861. 4 кн. АКавАК Акты, собранные Кавказскою Археографическою комиссиею/Ред.: А. Берже. Тифлис, 1866-1896. 12 т. Акты свт. Тихона Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943/Сост.: М.

http://pravenc.ru/abbreviations/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЗАНТИЙСКИЕ АКТЫ документы правового характера, один из важнейших видов документальных исторических источников Византийской империи . Совр. визант. дипломатика относит к В. а. не только собственно акты, т. е. письменные документы юридического характера, но и разного рода письма, уведомления, поручения, а также протоколы, служебные записи, формуляры и т. п. (в оригинале или копиях). Высокий уровень развития правовой культуры Византии обусловил юридическое оформление всех гос. решений, имущественных, поземельных и проч. отношений, церковных постановлений в виде актов, к-рые, облекаясь в сложную символическую форму, представляли собой особого рода знаковую систему ( Медведев. С. 13). По своему происхождению от того или иного адресанта различают акты публичноправовые и частноправовые. К публичноправовым (лат. instrumenta publica) относят документы, изданные от имени того или иного носителя (как индивидуального, так и коллективного) светской или церковной власти. Они могли иметь как общегос. значение, так и локальное, касаясь лишь отдельных конкретных лиц и территорий. Частные акты (instrumenta privata) - документы, составленные от имени частных лиц. Ими могли быть как физические лица (принадлежавшие к самым разным категориям), так и юридические лица (коллективы - семья, род, монастырская община, группа селян и др.). Эти акты, не обладая презумпцией подлинности, нуждались в подтверждении со стороны свидетелей или чиновников нотариата (или тех и других одновременно). Императорские акты Среди В. а. публичноправового содержания центральное место занимают имп. акты, имеющие непосредственное преемство с постановлениями, декретами (decreta) и эдиктами (edicta) рим. императоров. Различают неск. типов имп. актов. К первому относятся документы законодательного характера, прежде всего законы (leges; греч νμοι) или конституции (constitutiones). В ранневизант. период конституции издавались от имени императора, но в текстах встречаются указания на конкретных юристов. В 438 г. по распоряжению имп. Феодосия II был составлен первый в истории Римской империи офиц. законодательный свод - Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus). При имп. Юстиниане I был составлен новый кодекс: Кодекс Юстиниана (Codex Iustiniani) (529, 534), вошедший как часть в «Свод гражданского права» (Corpus iuris civilis) . Имп. конституции, выходившие после издания Кодекса, получили название новелл (novellae; греч. νεαρα - новые [законы]); они стали основным видом законов. Новеллы Юстиниана (изданные в отличие от др. частей «Свода» на греч. языке) публиковались в сборниках, сокращенных изложениях (т. н. «Эпитома Юлиана», состоявшая из 122 новелл) и лат. переводе («Аутентикум», содержащий 134 новеллы).

http://pravenc.ru/text/158424.html

4 выпуска в год Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения (Духовный учено-литературный журнал). М. – Сергиев Посад, 1863–1917 Неопределенно С 1871 года – ежемесячно, с 1916 года – 4 раза в год. С 1872 года заглавие в без слова «Московском» Чтения в церковно-археологическом обществе при Киевской Духовной Академии. Киев 1883–1916 Неопределенно, всего 14 выпусков Являются оттисками из журнала «Труды Киевской Духовной Академии, 1901–1916 Чтения Варшавского общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Варшава, 1904. 1 выпуск Является оттиском из «Холмско-Варшавского епархиального вестника» за 1903 год Акты юридические. СПб., 1838 Акты исторические, собранные и изданные Археологической комиссией. Т. 1–5. СПб., 1841–1842. Акты Московского государства, изданные императорской академией наук. Т. 1–3, СПб., 1890–1901 Акты, собранные в библиотеках и архивах российской империи Археологической экспедицией Академии наук. Т. 1–4. СПб., 1836 Акты Московского государства, изданные императорской Академией наук, СПб., 1894–1901. Акты, относящиеся к истории южной и западной России. Т. 1–14. К., 1863, 1889 Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 1–5. Спб., 1946–1853 Акты и документы, относящиеся к истории Киевской духовной академии. К.., 1904–1907, 1911 Архив Юго-Западной России. К., 1864 Всеподданейший отчет Обер-Прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1836–1863, 1866–1914. СПб., 1906–1916 Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. Изд. На французском и русском языках. Париж, 1950–1975 Вестник Восточно-азиатского экзархата Московской Патриархии (Журнал на русском языке). Харбин (Китай), 1947 Вестник Православия. Журнал на русском и голландском языках. Изд. Православного викариатства Московской Патриархии в Голандии. 1851 Вестник Православного Экзархата Московской Патриархии в Чехословакии.. Журнал на русском языке. Прага, 1948–1951 Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПб., 1908

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

228  Акты Юридические Калачова т. II, V, стр. 6. Как велики были проценты в 1489г., – Грамоты Мейчика стр. 122. Как епископы охочи были до денег – пример Геннадия архиепископа Новгородского. В отзыве летописца о патриархе Филарете говорится, что он был не сребролюбив. Следовательно, несребролюбие было крайне замечательное явление. 230  Что на клирошан шли судебные пошлины, это видно из послания неизвестного Владимирского епископа к неизвестному великому князю, сыну Александра Невского, в котором говорится: „князю и бояром в суды (епископские) нельзя вступатися..., то дано клирошаном на потребу”..., в Памятниках Павлова col. 118. 231  В позднейшее время (на Москве) выдавали антиминсы и взимали за них пошлину городские соборы; но, судя по киевским позднейшим порядкам, должно думать, что передача антиминсов и пошлины за них соборам имела место после того, как исчезли при архиереях (московских) пресвитерские клиросы. – Судя по позднейшему, нужно полагать, что на освящение церквей, ближайших к кафедральным городам, обязательно было приглашать представителей от клироса, и что они взимали при этом на клирос известную пошлину. 232  По судебнику Ивана Васильевича III в княжеском суде полагается брать на виноватом от рублёвого дела: судье два алтына, дьяку – восемь денег, – Акты Исторические т. I, стр. 148 col. 2 fin.; по судебнику Ивана Васильевича IV: судье – одиннадцать денег, дьяку – семь денег, подьячему – две деньги, – ibid. стр. 221 col. 2 начало. (В паю с кем – с судьёй или с дьяком получает свою долю тиун, не видно). 236  С одновытными не ездить им, – Стоглав Казанское издание стр. 320 [Одновытный – земледелец, имеющий одну выть, одну долю земли]. 237  Стоглав, глава 41, вопросо-ответ 4, Казанское издание 167 fin. (О пошлине с новоявленных памятей дьячкам, пономарям и просвирницам см. Акты Исторические т. V, о новичной гривне – Акты Экспедиции т. IV, о перехожих грамотах – Наказ 97). 239  Акты Исторические т. I и Акты Юридические 1838г. V; История Иерархии III, 263 (и 268; в Новгородской епархии в 1592г. – четыре алтына: Акты Исторические выше, а в 1580 – „по старине, по росчету”: ibid. стр. 399 col. 2. См. также Акты Экспедиции т. I, и т. IV, 240 и 293; она же и платёжная пошлина, ibid. Акты Юридические 1838г., стр. 238 col. 1 fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сказанием об этих чудесах составители хотели внушить такую мысль: хотя по мнению людей мечтательных Поликарп поступил не так, как должно, когда скрывался от мучителей, но сам Бог, прославив мученика великими чудесами, тем самым засвидетельствовал, что никакие порицания касательно его не имеют основания. Наконец монтанисты, считая себя людьми исключительной святости, утверждали, что их учителем есть сам Бог, открывающий свою волю в видениях, пророчествах. Они приписывали себе и дар пророчества, и дар видений и отрицали возможность всего этого в кафолической церкви, которую они считали плотскою, обуреваемою духом мира сего. Составители актов, рассказывая о видении, бывшем Поликарпу. О пророчестве его, тем самым хотели доказать, что лгут монтанисты, что в церкви иссяк дар видений, дар пророчества. «Однажды, говорят акты, Поликарп во время молитвы в видении узрел, что изголовье его постели объято пламенем и сгорело. Он тогда же предсказал будущее, возвестив окружающим, что он скончается от огня» (Dress. 395. cap. 5). Передавая далее обстоятельства его смерти на костре, акты замечают: «что это так случилось потому, чтобы исполнилось его видение о горящем возглавии» (ibid. 401, cap. 12). А о пророчествах его составители актов писали: «всякое слово, сказанное устами Поликарпа, или сбылось, или сбудется (ibid 403, cap. 14). Акты еще отмечают, что при вступлении в стадию, где его судили, Поликарп слышал глас с неба: «крепись Поликарп и мужайся» (ibid. 397, cap. 9)! В этих случаях акты имеют своим намерением доказать величие кафолической церкви, суетность и ложь монтанистических притязаний, поскольку монтанисты хотели поставить себя выше кафолической церкви. Другим замечательным церковно-историческим документом, относящимся ко временам гонения Марка Аврелия, служат мученические акты Лионских и Вьеннских христиан в Галлии. Акты рассказывают о событиях гонения в Галлии, относящихся к 177 году. Они написаны в форме письма церквей Лионской и Вьеннской к малоазийским; акты вполне сохранились у Евсевия (V, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. СПб., 1839. Правила святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец с толкованиями/Изд. Моск. о-ва любителей дух. просвещения. М., 1876–1884. Кормчие различных списков и изданий. Деяния Вселенских Соборов/Издано в рус. пер. при Казанской духовной академии. Казань, 1859–1873. Т. 1–7. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 1–4. Указатель к актам Археографической экспедиции. СПб., 1838. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841–1842. Т. 1–5. Указатель к Актам историческим. СПб., 1843. Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846–1872. Т. 1–12. Акты, относящиеся до юридического быта древней России, изданные Археографическою комиссиею под ред. Н. Калачова. СПб., 1857–1884. Т. 1–3. Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства, изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1838. Указатель к Актам юридическим. СПб., 1840. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846–1853. Т. 1–5. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1863–1889. Т. 1–14. Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов. СПб., 1897. Т. 1. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1813–1828. Ч. 1–4. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб., 1872–1897. Т. 1–16. Т. 6. Памятники древнерусского канонического права/Под ред. А. Павлова . 2-е изд. СПб., 1908. Ч. 1. Архив Юго-Западной России, издаваемый временной комиссией для разбора древних актов, высочайше учрежденной при Киевском, Подольском и Волынском военном генерал-губернаторе. Киев, 1859–1894. Ч. 1–8. Федотов-Чеховский А. Акты, относящиеся до гражданской расправы древней России. Киев, 1860–1863. Т. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010