Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко Список сокращений АИ – Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией ААЭ–Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией императорской Академии наук ГИМ – Государственный исторический музей ЖМП – Журнал Московской Патриархии Извлечение… за… год – Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода. СПб., 1836–1863, 1867–1886. ОДДАС – Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. СПб., 1868–1915. Т. 1–22 ОЛДП – Общество любителей древней письменности Отчет. за. год – Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания. СПб., 1887–1916 (до 1914 г. включительно) ПВЛ – Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. 1ПСЗ – Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое (1640 – 12 декабря 1825 г.). СПб., 1826–1830. Т. 1–45 2ПСЗ – Полное собрание законов Российской империи: Собрание второе (12 декабря 1825 – 1 марта 1881 г.). СПб., 1883–1884. Т. 1–55 ЗПСЗ – Полное собрание законов Российской империи: Собрание третье (1 марта 1881–1881 г.). СПб.; Пг., 1885–1916. Т. 1–33 ПСПиР – Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб., 1869–1916. Т. 1–10 ПСПиР, ЕП – Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания: Царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб., 1899–1912. Т. 1–4 ПСПиР, EII – Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания: Царствование императрицы Екатерины Второй. СПб.; Пг., 1910–1915. Т. 1–3 ПСПиР, HI – Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания: Царствование императора Николая Первого. Пг., 1915. Т. 1 ПСРЛ – Полное собрание русских летописей РГИА – Российский государственный исторический архив РИБ – Русская историческая библиотека ЦГИАМ – Центральный государственный исторический архив г. Москвы Читать далее Источник: «Женщина в православии: церковное право и российская практика/Е. В. Белякова Н. А. Белякова Е. Б. Емченко»: Кучково поле; Москва ; 2011 ISBN 978-5-9950-0165-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Перечень сокращений названий книг и журналов, употребляемых автором в сносках А. А, Эксл. I//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археологическою экспедициею имя. Академии наук. СПб,1836. Т. I А. Ист. (Акт. Ист.) I, II, III//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т. I-III Вел Мин. Ч. (Мак. ч. мин.), вып. I//Великие минеи четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием СПб, 1868. Вып. I (сентябрь, дни 1 –13) Владим сб. К. Тихонравова//Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии/Сост. и изд. 1C Тихонравов. М, 185 Волог. Губ. Вед.//Вологодские губернские ведомости. Вологда Вологодск. Епарх. Ведом//Вологодские епархиальные ведомости. Вологда Времен. (Врем) Общ. Ист. и Др. Р. (росс,), X, 22 кн.//Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. М, 1851. Кн. 10; М., 1855. Кн. 22 Гласник 1867 г., кн. IV//Гласник Србског ученог друштва. Београд, 1867. Кнь. 21 (Кнь. 4 нов. реда) Голубинский Е. Ист. Р. Церкви//Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. СПб., 1880 Доп. к А. И. (Акт. Ист.), I, V//Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т. 1; Др. (Древн.) Свят. Ростова В.// Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847; 2-е изд. М, 1860 Ж. Илариона//Житие преосвященнейшего Илариона, митрополита Суздальского, бывшего Флорищевой пустыни первого строителя. Памятник начала 18 века Казань, 1868 Ж. (Житие) Иосифа, соч. (сост.) неизвестным// Невоструев К. И. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Выи. 2. С. 77–152 (Ключевский цитирует житие но отд. оттиску с собственной пагинацией) Житие Никандра Псковского//Никандру, псковскому чудотворцу, служба с житием. М., 1799, 2-е изд. М., 1801 Ж. Феодосия//Служба Феодосию Тотеме кому с житием его. М., 1806 Жит. св. росс ц.//Муравьев А. Н. Жития святых Российской церкви, также иверских и славянских. СПб., 1856

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

628 Синаксарь и служба в Сербляке (1861 г.). На картинке св. Стефан назван деспотом и изображен в деспотском одеянии. Но синаксарь не говорит, что он был деспотом (Раич. История разных славенских народов. Ч. 3; Попов Н. А. Сербы в Австрии). 630 Ркп. святцы: «святая княжна инокиня Харитина, яже в девичьем (Отен. Петровском) монастыре, бысть в л. 6000 мес. окт. в 5 д.». По поздней надписи на раке она «княжна чехиня» и вместе «из рода королей литовских» (Макарий (Миролю- бов), архимандрит. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. В 2 т. М., 1860. Т. 1 (далее – Макарий (Миролюбов) , архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде. -Ред.)): явная несообразность. 631 По ркп. святцам показано время ее 6000 л. (пр. 61), а на раке преподобной «7000 л. окт. 5 д.». 637 Ркп. житие прп. Трифона, писанное вятчанином, в б-ке Московской духовной академии и у Царского 136. Первая половина его, где вятчанин писал по слухам и рассказам, иногда легковерным, требует особенной осмотрительности и проверки. Повествователь не заметил странности, что у него Трифон в молодых летах, 20 лет и около того, то и дело творит чудеса, а Трифон старец-подвижник не совершил почти ничего чудесного. Жизнь духовная не так идет. 639 Пыскорский монастырь основался в 1558–1560 гг. ( Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. II; Дополнения к Актам историческим. Т. 2; Пермские губернские ведомости. 1857. 23, 24). Городок Орлец или Орлов на Каме построен в 1524 г. Царская грамота о его построении см. в: Дополнения к Актам историческим. Т. 1. 117. 641 Грамота о разделе имения между детьми Иртега и родственника его, Шуртега, относится к 1579 г. 643 Царская грамота от 2 июня 1580 г. (Акты, собранные Археографическою экс- педициею. Т. 1. 305). 644 Грамота патр. Иова от 4 января 1599 г. о построении Богоявленского монастыря в Слободском (Акты, собранные Археографическою экспедициею. Т. 1. 11). Здесь Трифон называется архимандритом и настоятелем Вятского монастыря. По этому видно, что Иона оставлен был блаж. Трифоном в виде казначея монастыря и что он после 1599 г. выхлопотал себе и звание настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

6 . Адаменко. Служебник=Служебник на русском языке: Собрание Божественных литургий, совершаемых Православною Российскою Церковью. Сост. по существующим переводам свящ. В. Адаменко. Н. Новгород, 1924. 7 . Адаменко. Требник=Адаменко В., свящ. Требник: Молитвослов для совершения священнодействий Православной Церкви на русском языке. Н. Новгород, 1927. 8 . Адаменко. Что делать?=Адаменко В., свящ. «Что делать?» (О неотложных реформах в богослужебной практике Русской Православной Церкви). Самара, 1927. 9 . Азбука коммунизма=Бухарин Н., Преображенский Е. Азбука коммунизма. М., 1919. 10 . Азбукин=Азбукин Д. Психология школьников в начале Октябрьской революции (Очерк, основанный на анкете 1918 г.). Педологический журнал. Орел, 1923. 3. С. 6072. 11 . Айвазов. Деяния съезда (1917)=Деяния Пятого всероссийского миссионерского съезда. Под ред. И.Г. Айвазова. М., 1917. 12 . Айвазов. Кто такой Толстой= Айвазов И. Г. Кто такой Л.И. Толстой (По поводу постановления Московской городской думы чествовать 80-летие Льва Толстого). ПЦВ. 1908. 34. С. 16221628. 13 . Айвазов. Миссионерская полемика= Айвазов И. Г. Миссионерская полемика. СПб., 1906. 14 . Айвазов. Орловский= Айвазов И. Г. Орловский миссионерский съезд в связи с вопросом о свободе совести. Тамбов, 1901. 15 . Аксаков=Аксаков И.С. Доклад совета Православного миссионерского общества общему собранию членов сего общества. Аксаков И.С. Полн. собр. соч.: В 7 т. М., 1886. Т. 4: Общественные вопросы по церковным делам. С. 317337. 16 . Акты Московского Престола=Акты Московского Патриаршего Престола. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1929. 6. С. 37. 17 . Акты, собранные в библиотеках=Акты, собранные в библиотеках Российской империи археографическою экспедициею императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 1. 18 . Алампиев=Алампиев П. Опыт антирелигиозной пропаганды среди детей. На путях к новой школе. 1924. 1. С. 6677; 45. С. 138149. 19 . Александр Григорьев=Александр (Григорьев), архим. Меры усиления духовно-цензурной борьбы с антирелигиозной литературой применительно к высочайшим указам 17 апреля и 17 октября. Желательные изменения в окладах содержания Духовно-цензурных комитетов. К предстоящей реформе духовной цензуры. СПб., 1909.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

183 Великий Князь Василий Васильевич писал к королю Польскому Казимиру: «старина наша от нашего прародителя, Великаго князя Володимера, крестившаго землю Русскую: выбрание и взыскание Митрополитское – наших прародителей Великих князей Русских, а наше и до сих лет, а не Великих князей Литовских; кто будет нам люб, тот будет у нас на всей Руси». Акты Археографической Экспедиции. Т. I, ст. 58. 184 Тогда уже начались сношения между Греками и Латинянами относительно соединения Церквей, окончившиеся Собором Флорентийским. Усердие Герасима к этому делу Свидригайло выхвалял в послании к Папе Евгению, который принял это известие с необыкновенною радостью; советовал митрополиту учредить частный Собор из русских епископов и, получив от них полномочие, действовать свободно, явиться к нему, папе, с покорностью, – как уже и собирался Герасим. Буллы папские, писанные по этому предмету в ноябре 1434 г к Свидригайлу и к самому Герасиму, помещены при сочинении Коцебу: Свидригайло, Великий Князь Литовский, в русском перев. Санкт-Петерб. 1835. Прибавления... II, стр. 22 и 26. 185 «Сгадавше с своею матерью, Великою Княгинею в с вашею братиею, с Русскими Великими Князи и с поместными князьями, и с Литовския земли осподарем, с Великием Князем, и с Святители нашея земли, посылахом с нашим послом к царю Калояну и к Патриарху Иосифу отца нашего Иону Рязанскаго», – сказано в грамоте Великого Князя. 1448 г. Акты Исторические. Т. I, стр. 83. 186 «А что Божия воля о Сидоре промыслит, или смертию скончается, или иначе что ся о нем станет, и ты, Иона, Епископ Рязанский, готов благословен на той великий престол Киевский и всея Руси»: так повторяет это обещание Великий Князь в грамоте к самому Императору. Акты Исторические. Т. I, ст. 84. То же пишет и сам св. Иона, ст. 95. 187 «И о том вельми поскорбехом, – пишет святой Иона, что ся нам не поспело»; и далее: «отпущают Исидора на Русь и нас с ним». Акты Исторические. Т. I, ст. 95. 188 Как видно из исчисления епископов, присутствовавших на сем Соборе, в грамоте Великого Князя. Акт Истр. Т. I, ст. 74. То же видим и позднее, в грамоте Русских епископов против Шемяки, от 20 декаб. 1447 года, там же, стр. 75.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

92 Так показаны лета Антония и день кончины в ркп. житии. Поскольку же в 1192 г., когда прп. Варлаам назначил его своим преемником, было ему не менее 35 лет, то остальные 32 года из 67 лет жизни оканчиваются 1224 годом. По ркп. свят­цам «прп. Антоний игумен Дыменский, ученик Варлаамов, преставися», по одному списку: «апреля в 13 день», по другому: «августа в 13 день». Ратшин А. Полное со­брание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях. М., 1852 (далее – Ратшин А. Полное собрание сведений о монасты­рях. – Ред.). 93 Ркп. житие см. в: Башуцкий А.П. Тихвинские монастыри. СПб., 1854. Валаам­ские иноки жили в Дымской обители с 1561 г.; в 1618 г. переведены они в Васильевский монастырь (Писцовая книга//Временник общества истории и древностей. Кн. 6; Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук/Доп. и изд. Высочайше учрежденною комиссиею: В 4 т. СПб., 1836. Т. 3 (далее – Акты, собранные Археографическою экс­педициею. – Ред.)). 95 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV; Рат- шин А. Полное собрание сведений о монастырях; Словарь исторический о святых российской церкви. СПб., 1836–1860 (далее – Словарь святых. – Ред.). По переписи 1662 г. У Антониева монастыря 529 дворов поселенцев. 96 Ркп. святцы; Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. III; Ратшин А . Полное собрание сведений о монастырях; Словарь святых. Черноозерский монастырь сожжен, игумен и братия убиты поляками в 1585 г. ( Неволин К.А . О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке, с приложением карты. СПб.,1853 (далее – Нев олин К.А . О пятинах и погостах. – Ред. ). 99 Подробное исследование о жизни и сочинениях прп. Максима напечатано в «Москвитянине» за 1842 г. 11, стр. 45–96. 100 Письмо великого князя на Афон и ответ афонцев см. в: Временник император­ского Московского общества истории и древностей российских. В 25 т. М., 1849–1857. Кн. 5 (далее – Временник общества истории и древностей. – Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однако его мудрая деятельность, как в Новгороде, так и в Москве послужила благу Русской Церкви и Русского государства, была плодотворной, весьма успешной, и его имя неизгладимо вписано на скрижали отечественной истории. Ко времени первосвятительской интронизации Митрополиту Макарию было около 60 лет. В этом возрасте он был призван возглавить Русскую Церковь. В Москве он продолжил и развил свои труды, начатые в Великом Новгороде: собирает книги, благословляет начало книгопечатания, созывает Соборы, совершает канонизацию святых, заботится об исправлении недостатков, борется с ересью. Подобно святителю Алексию (†1378; пам. 12 февр.), бывшему воспитателем малолетнего Димитрия Донского, Митрополит Макарий заботится об Иоанне Грозном[ 46 ], венчав его, первого Московского государя, царским венцом. Время Митрополита Макария — это целая эпоха в Русской Церкви, время духовного подъема и расцвета Православия. Архиерейская хиротония Святителя, как и его Митрополичья интронизация — важные вехи в личной жизни архипастыря и одновременно — важные события в жизни Церкви. Список сокращений ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. СПб., 1836. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою Комиссиею. СПб., 1841, 1842. 5 Т. Богословские труды. Государственная публичная научно-техническая библиотека. Журнал Министерства народного просвещения. Журнал Московской Патриархии. Новгородский государственный музей. Полное собрание русских летописей. Российский государственный архив древних актов. Российская государственная библиотека. Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом). ПСРЛ (список сокращений см. в конце статьи). Т. 33: Холмогорская летопись. Двинский летописец. Л., 1977. С. 136. См. Архимандрит Макарий (Веретенников). Можайский период Всероссийского Митрополита Макария//Альфа и Омега. 1997. 3(14). С. 173–182. Он же . Можайский период жизни Всероссийского Митрополита Макария//Источниковедение и краеведение в культуре России.

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

Примечания Щербатов М. М. История Российская. Т. 12, с. 260—261. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией (АИ). Т. I. СПб., 1841, 227. Соколов Н. Цит. соч., с. 41. Щербатов М. М. Цит. соч., с. 262. АИ, 227. Макарий, митрополит. Цит. соч., с. 71—72. Христианское чтение, 1869, ч. 2, с. 867—893. Макарий, митрополит. Цит. соч., с. 72 Соколов И. Цит. соч., с. 43. Шабатин И. И. Цит. ст., с. 67. В воскресенье 2 октября 1552 г. рано утром в походной церкви царя Иоанна Грозного под Казанью во время обедни, когда диакон окончил чтение Евангелия словами: «...и будет едино стадо и един Пастырь», раздался оглушительный гром и земля Казанская дрогнула. Прошло еще немного времени, и после слов диакона: «...покорити под нозе его всякаго врага и супостата» последовал второй удар. Эти два взрыва возвестили о падении Казанского царства. Столица была в руках русских (Покровский И. Русские епархии в XVI—-XIX веках, их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. I. Казань, 1897, с. 126. Архиепископ Гурий прибыл в завоеванную Казань с будущими сподвижниками Германом и Варсонофием. Он привез с собой, кроме духовенства, строителей храмов, огромное количество церковной утвари, икон. Высокий служебный пост требовал от архипастыря необыкновенной осмотрительности в деле просвещения казанских народов светом евангельского учения. Крестил он только по желанию, предварительно преподавая новопросвещенным истины христианства и Евангелия, снабжал пищей, разговаривал с ними кротко, тихо, с умилением. Преосвященному Гурию поручался даже высший надзор над казанскими и свияжскими воеводами, детьми боярскими и другими людьми в делах религии и Церкви (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук. Т. I. СПб., 1832, 241). Там же, 358. Там же. Покровский И. Цит. соч., с. 136. Перетяткович Г. Поволжье в XVII и XVIII веках. Одесса, 1882, с. 82—83. Покровский И. Цит. соч., с. 137.

http://sedmitza.ru/lib/text/439788/

СПб., 1789. – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографической экспедицией Императорской Академии наук. Том 2 (1598–1613). СПб., 1836. – Островский Павел, протоиерей. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора. М., 1855. – Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. Книга 1. М., 1849. Книга 4. М., 1849. – Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Дополнения. Том 3. СПб., 1848. 1 См. об этом в моем очерке «Костромской кремль», напечатанном в «Костромской старине», выпуск VI, 1905, 93–97 стр. 3 Древний список их имеется в Костромской городской управе, несколько поздняя копия – в костромском Богоявленском монастыре. Текст приведен в новом нашем правописании. 5 Алтарь этого храма обращен не на восток, как общепринято для православных храмов, а на север, чтобы самой южной своей стеной представить защиту для жителей кремля и охрану важнейшей части храма во время нашествия врагов. Но это необычное устройство алтаря Успенского собора к северу могло служить, как и считается, напоминанием о месте явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в северной части города Костромы на Запрудне. 6 Сооруженная, вероятно, князем Ярославом, в крещении Феодором, Всеволодовичем в честь своего ангела, Феодоровская церковь по древнему, доселе живому преданию существовала близ того места, где ныне находится построенная с 1768 по 1771 годы (в подворье упраздненного в 1764 году Симеоновского монастыря) церковь во имя Богоотец Иоакима и Анны, в которой главный придел посвящен Божией Матери в честь чудесного явления Ее иконы Феодоровской. Предание это имеет для себя подтверждение в следующем известии писцовых книг 1628–1630 годов: «На Суле у Мшанские улицы церковь стоит без пения Феодора Стратилата, древяна клецки»; со временем она за ветхостью уничтожена. 7 «Историческое описание костромского Успенского собора» священника П. Островского, 1855 год, стр. 192–193. 9 Новый город образовался из соединения нескольких посадов по окружающей смежности с Старым городом и был окружен рвами и деревянными стенами с такими же 23 башнями и 6 воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Скажем в заключение, что событие избрания и воцарения Михаила Федоровича Романова, связанной с дорогими русскому сердцу именами Пожарского и Минина, останется навсегда одним из знаменательнейших событий русской истории. М.Д. Хмыров 1 Картина, изображающая эту сцену, помещена у 314 странице Северного Сияния па 1862 год. 3 Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Изд. Калайдовича, 1818 г. с, 435–436. 12 Историческое описание Костромского Успенского кафедрального собора. Свящ. П. Островского 1855. с 31. 18 Акты, относящиеся к истории западной России, собр. и изд. Археографическою комиссиею. т. IV, с. 483. 22 Тушинский вор убит 11 Дек. 1810 г., в Калуге, на охоте, татарином Ураком-мурзою Урусовым (в крещении кн. Петр Арасланович). 31 Древние государственные грамоты, на казныя памяти и челобитныя, собран. в Пермской губернии В. Верхом изд. 1821. с. 77. 35 Записки Маскевича. См. Сказ. Соврем, о Дим. Самозв. и. V, с. 109. – Московская Оружейная Палата. Изд. 1860 г с. 280. 36 Ученые Записки Импер. Академии Наук по первому и третьему отделениям. Т. II , вып. I, с. 95–96. 38 Сказания о походах короля Сигизмунда и королевича Владислава в Россию, С Кобержицко-Коборжицкого. – См. Сын Отечества 1842. 3, с. 14. 46 Мальгин относит день избрания Михайлова не к 8, а к 3 февраля. См. Зерцало русских государей, с. 460. – Тоже говорит и Голиков, См. Деян. Петр. Вел., т. XII., с. 492. 50 «Вступление на престол царя. Михаила Федоровича» Н. Полевого. См. Библиотека для Чтения. 1834 июль, с. 46. 52 В память воцарения Михаила, в Костроме, в том, же 1613 г. положено перенести празднование иконе Федоровской Божией Матери с 16 августа па 14 марта, к событию которого приспособлена, с 1777 г., и самая служба иконе, а в память отъезда Михайлова из Костромы в Москву, в костромском архиерейском доме устроен с 1836 г. храм во имя св. муч. Хрисанфа и Дарии, память которых празднуется 19 марта. 63 Акты собр. в архивах и библиотеках Рос. Империи Археографическою экспедицию Акад. Наук т. III., с. 2–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010