Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ С.-Петербургская А. к. Создана в 1834 г. при Мин-ве народного просвещения для издания документов, собранных Археографической экспедицией АН, в 1835-1836 гг. ею были изданы 4 тома «Актов археографической экспедиции» . В 1837 г. временная комиссия была преобразована в постоянное научное учреждение (с 1903 имп. А. к.). В круг ее обязанностей вошло выявление и издание источников по рус. истории до кон. XVII в., в т. ч. на иностранных языках. Комиссия имела право требовать передачи ей документов из гос. архивов, пользоваться рукописями из б-к, приобретать их у частных лиц. Постоянный печатный орган комиссии - «Летопись занятий Археографической комиссии» (1861-1928. 35 вып.). Комиссией печатались в основном серийные издания: «Полное собрание русских летописей» (1841-1921. Т. 1-24), «Акты исторические» (1841-1842. 5 т.), «Акты, относящиеся к истории Западной России» (1846-1853. 5 т., см. «Акты Западной России» ), «Дополнения к Актам историческим» (1846-1872. 12 т.), «Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными» (1851-1871. 10 т.), «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России» (1863-1892. 15 т.), «Русская историческая библиотека» (1872-1927. 39 т.) и др. Во всех сериях, озаглавленных «Акты», а также в «Дополнениях» и в «Русской исторической библиотеке» заметное место отводилось публикации источников по истории Русской Церкви: т. 4 «Актов... Западной России» почти полностью посвящен Брестской унии , в «Актах... Южной и Западной России» материалы по той же проблематике занимают т. 2. В «Русской исторической библиотеке» тома 4, 7, 19 содержат в себе памятники западнорус. полемической лит-ры, вызванной к жизни унией, в томах 6 и 36 опубликованы памятники древнерус. канонического права. В 1922 г. С.-Петербургская А. к. была передана в ведение Российской АН. В 1926 г. на базе А. к. и Постоянной исторической комиссии открыта Историко-археографическая комиссия при АН СССР, преобразованная в 1931 г. в Историко-археографический ин-т, влившийся затем в Ин-т истории АН СССР. Киевская комиссия для разбора древних актов

http://pravenc.ru/text/76462.html

Ф. Калайдовича , П. М. Строева , А. Х. Востокова в 1834 г. начато капитальное издание «Полного собрания русских летописей» (издание продолжается), изданы « Акты Археографической экспедиции » (1836-1838, 4 т.), « Акты исторические » (1841-1842, 5 т.), «Дополнения к Актам историческим» (1846-1875, 12 т.),« Акты Западной России » (1846-1853, 5 т.), «Акты юридические» (1838), «Акты, относящиеся до юридического быта Древней Руси» (1857-1884, 3 т.). С 1887 г. по наст. время АН осуществляет издание «Писем и бумаг Петра Великого». В 1-й пол. XIX в. АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами. В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые (А. М. Ампер, Ж. Л. Гей-Люссак, А. Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж. Кювье, Ю. Либих, Т. Р. Мальтус , И. В. Гёте , Ж. Б. Ж. Фурье и др.). В 1835 г. в составе АН числилось 26 академиков, 101 почетный академик и 121 член-корреспондент. В 1839 г. при АН была основана Пулковская обсерватория по инициативе В. Я. Струве, к-рый стал ее первым директором. В 1841 г. на основе Кунсткамеры были созданы Ботанический, Зоологический, Азиатский, Антропологический, Минералогический, Нумизматический и Египетский академические музеи. Впосл. нек-рые из этих музеев стали отделами Эрмитажа. По имп. указу от 29 апр. 1899 г. при АН был учрежден Разряд изящной словесности, в к-рый входили действительные члены, члены-корреспонденты и почетные академики по Отд-нию рус. языка и словесности. Этим же указом учреждался Пушкинский фонд, к-рому ежегодно выделялось из казны 15 тыс. руб. на издание произведений рус. писателей, Словаря рус. языка и др. трудов. В 1900 г. в АН по Отд-нию словесности и рус. языка были избраны Л. Н. Толстой , В. Г. Короленко, А. П. Чехов , А. Ф. Кони, Вл. С. Соловьёв , В. В. Стасов, позже - И. А. Бунин и К. С. Станиславский. С февр. 1917 г. посты президента и вице-президента АН стали выборными, первый избранный президент - А. П. Карпинский. 21 нояб. 1917 г. общее собрание АН обратилось к ученым страны с посланием, в к-ром высказало свое негативное отношение к Октябрьской революции 1917 г. , однако АН не отказывалась от сотрудничества с новой властью. С установлением советской власти АН была подчинена Наркомпросу (с 1933 - Совнаркому, с 1944 - Совмину СССР). 18 июля 1927 г. был утвержден первый устав АН СССР. Он закрепил ведущую роль АН среди научных учреждений страны. Согласно уставу, руководящими органами АН СССР стали ежегодно созываемое Общее собрание академии, состоявшее из всех академиков, обладавших правом решающего голоса, и членов-корреспондентов, обладавших правом совещательного голоса, и постоянно действующий, избираемый Общим собранием Президиум АН СССР, возглавляемый президентом. Последовавшие 23 мая 1930 г. и 23 нояб. 1935 г. новые уставы поставили перед АН задачу «тесной связи науки с народным хозяйством». В 1934 г. Президиум и основные учреждения АН были переведены в Москву.

http://pravenc.ru/text/63760.html

188  После нашествия Монголов дань со всех потому, что до нашествия Монголов десятина со всех, – I тома 1 половина стр. 424 . В Западной России десятина и в XV веке, – Востоков Описание рукописей Румянцевского музея стр. 178 col. 1 (десятую часть годовых доходов с вотчин – церкви). 189  От рассматриваемого нами времени сохранилось довольно немалое количество жалованных тарханных грамот, даванных епископами приходским церквам, которыми епископы или совсем освобождают причты церквей от дани или облегчают её им. Но грамоты не дают нам нужных нам сведений. (Размеры дани епископам в XVI в., – Акты Экспедиции т. III, стр. 150, col. 2; – в начале XVII в. – ibid. стр. 258. Некоторым приходам епископы облегчали дань, равно как и некоторые соборы не платили даней. Великие князья также освобождали церкви и монастыри от дани митрополиту и епископам). 191  Акты Экспедиции т. IV, стр. 367 col. 1 (ср. стр. 514 col. 1. Об окладе духовенства данью при патриархе Никоне , см. Соловьёва Истории России т. XIII, стр. 150. О данях с духовенства и мирян см. у Холмогоровых в Исторических материалах о церквах и сёлах XVI-XVIII века, выпуски I-XI, см. например, выпуск XI, стр. 96. О митрополите Фотии говорили, что он своими данями всю землю (Русско-Литовскую) пусту сотвори, – Никоновская летопись V, 51; следовательно, собирал со всех. В Истории разделения митрополии при Фотии нет ли указаний на сбор митрополитом даней со всего духовенства (через три года на четвёртый)? Из рассказа об отношениях митрополита Фотия к Литве (путешествие в Литву с целью примирения с Витовтом, кончившееся ограблением) видно, что митрополиты собирали дань и в епархиях епископских. В поездку в Литву в 1411г. Фотий „собирал дани обычная” у священников не в своей митрополии епархии, – Густинская летопись, Собрание летописей. II, 353; – собирал дани до Смоленска, следовательно, в чужих епархиях, – Никоновская летопись V, 53; Собрание летописей II, 53; III, 105; VIII, 87. 193  См. Акты Исторические т. I, стр. 191; cfr ibid. т. V, и Акты Экспедиции т. IV, и [Ср. выше стр. 54–55 примечание 2 ]. (Об обложении данью „по приходно” в начале XVII в. см. в Летописи занятий Археографической Комиссии, выпуск 3, отд. 3, стр. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Новый этап археографического изучения афонских архивов связан с экспедицией французских ученых во главе с Г. Мийе, сфотографировавших в 1919 г. большую часть актов Афона, на основании чего началась подготовка серии «Архивы Афона» («Archives de I’Athos»). После смерти Г. Мийе работу возглавил французский византинист П. Лемерль. Тома серии выпускаются в Париже, но все издание носит международный характер. В 1937 г. вышел первый том Ж. Руйара и П. Коллома, содержащий документы Лавры св. Афанасия со времени ее основания до конца XII в. 397 Затем П. Лемерль издал акты Кутлумушского монастыря. 398 Почти через 20 лет после выхода этого тома Ж. Бомпэром были опубликованы в III томе серии грамоты Ксиропотамского монастыря. 399 Следующий том, подготовленный Н. Икономидисом, был посвящен актам монастыря Дионисия. 400 Новые исследования и открытия вызвали необходимость переиздания первой части актов Лавры (акты 897–1204 гг.), что и было осуществлено в 1970 г. П. Лемерлем, А. Гийу и Н. Звороносом (при участии Д. Папахрисанфу). 401 VI том «Архивов» составили документы Эсфигмена, выпущенные Ж. Лефором. 402 Последние до настоящего времени тома серии, подготовленные Д. Папахрисанфу, Н. Икономидисом и др., содержат акты протата и Кастамонитского монастыря, три тома актов Лавры, греческие и сербские грамоты Русского монастыря св. Пантелеймона, документы Ксенофонта, Ивирона (в четырех томах), переиздание актов Кутлумушского монастыря, акты Пантократора, Дохиара, первый том Хиландарских и два тома Ватопедских документов. 403 Эти публикации, с одной стороны, дали медиевистам богатый материал для изучения ряда сложных социальных, правовых, историко-церковных и политических проблем, с другой – утверждали новые современные принципы публикации документов. 404 «Архивы Афона» представляют собой издание дипломатическое и критическое: акты, сохранившиеся в оригинале, публикуются дипломатически; документы, дошедшие в копиях, известные по поздним картуляриям, издаются критически. Текст каждого документа снабжен комментариями, касающимися проблем хронологии, общего содержания и отдельных реалий акта, палеографического и кодико-логического анализов рукописей, указывающими основную литературу. Полнота и подробность сведений комментариев в отдельных выпусках различна. 405 Во введении каждого тома исследуется история соответствующего монастыря, состояние его архивов, история их научного освоения; завершается том общим индексом (только первый том серии содержал дробный тематический индекс). К изданию текста всякий раз прилагается альбом фотографий актов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

86 С этой стороны замечательно послание одного из борцов против ереси Геннадия, арх. Новгородского, который одного из современных ему еретиков прямо называет стигольником. Акты Арх. Экспед. т. 1, 380, от 1490 года. 87 Просветитель, 46–51; 58–60, 77–78, 91, 104, 113, 120–121, 151–175, 201, 284 и проч. Полн. собр. Рус. лет., т. IV, 158–159, т. VIII, 220–221. Послания Геннадия архиепископа Новгородского: Чт в Общ. Ист. и Древн. Рос. 1847г., 8. Акты Арх. Экспед., т. I, 380. Прав. Собеседн. 1863 г. Апрель. Акты истор. т. I, 285. 88 Рукоп. хрон. Моск. Румянц. муз. 461, л. 248. Прав. Обозр. 1862, июнь, 184. Просветитель. 43–45. II. С. P Лет. т. VI, 191; VII, 159–160. 91 Полн. Собр. Р. лет. т. III, 243–244; т. V, 41–43. С личностью Геннадия, архиепископа Новгородского, подробнее можно познакомиться из исследований Хрущова о сочинениях И. Санина, стр. 108–123. Есть и отдельные статьи по этому предмету. у Костомарова, см. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, первый отд., вып. второй. Спб. 1874 г., статья: Новгородский архиепископ Геннадий, 311–339. В чтениях в Обществе любителей духовного просвещения за 1875 г., месяц май, напечатана статья: Геннадий архиепископ Новгородский. Под таким же названием недавно напечатана статья о Геннадии в Прав. Обозр. 1878 г., сентябрь, и 1880, август, статья Грандицкого. 93 Послание Геннадия к Иоасафу. Чтен. в Общ. ист. и древн. Росс. 1847 г., N 8. Послание Геннадия к Прохору еп. Сарскому. Рук. Имп. Публ. библ. Q, XVII, 64, л. 317. 94 Акты истор. т. I, 285. Послания князя и митрополита Геннадию от 1488 года февраля 13. Акты Археографической Экспедиции том I. 380. 482. Полн, собрание Рус. летописей т. VI, 38. Просветитель, 52. 95 А он был очень многочислен. По известиям летописей из Новгорода вывезено было до 18,000 семей, следовательно до 72,000 душ. Костомаров – Исторические монографии и исследования. Спб. 1863 г., том. I, 381. 98 Просветитель. 53. Востоков – Опис. Румянц. муз. 511–512. Рукоп. Кирилло-Белозерской, ныне Спб. дух. акад. библ. (не разборчиво) послесловие перевода лаодикийского послания, л. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

656 Богословский подразумевает бракоразводный процесс почетного лейб-медика Безродного, тянувшийся несколько лет. Первый иск Безродного был отклонен Петроградской консисторией за недостаточностью улик. Повторное ходатайство было возбуждено Безродным в сентябре 1916 г., уже в бытность Раева обер-прокурором Синода, и решено в сжатые сроки в пользу истца по прямому указанию Раева. Жена лейб-медика Безродного подала жалобу на обер-прокурора, обвиняя последнего в превышении власти и неправосудии. Перипетии этого дела горячо обсуждались в газетах в начале февраля 1917 г., в связи с упорными слухами о близкой отставке Раева. 658 См.: Кауфман А. А. Отзыв о сочинении Нордмана «Статистика в Русской истории. Опыт статистической обработки писцовых новгородских оброчных книг около 1498 г». СПб., 1912. 659 См.: Помяловский М. И. Очерки из истории Новгорода в первый век московского владычества//ЖМНП. 1904. Июль. С. 95–135. 660 «Историческое обозрение» – непериодический сборник. Издавался при Петербургском университете в 1890–1916 гг. Всего за эти годы вышел 21 том. Редактор сборника – Н. И. Кареев. 661 См.: Ильинский А. Г. Городское население Новгородской области в XVI в.//Историческое обозрение. 1897. Т. 9. С. 119–123. 663 См.: Фирсов Н. Н. Петр I Великий, московский царь и император всероссийский. Личная характеристика. М., 1916. 668 Имеется в виду издание Археографической комиссии: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией императорской Академии наук. В 4 т. СПб., 1836–1838. 669 14 февраля 1917 г. Государственная дума возобновила свои заседания, прерванные 5 января. На заседании, с пространным объяснением проводимой продовольственной политики выступил министр земледелия А. А. Риттих, назначенный на этот пост 12 января 1917г. Он объяснял отсутствие хлеба тем, что установленные твердые (ниже рыночных) цены на хлеб были приняты с большим опозданием: только в конце сентября 1916 г., а не в августе, к началу сбора и обмолота хлеба. Риттих видел выход в разверстке, т. е. переводе доставки крестьянского хлеба из области торговой сделки в область исполнения гражданского и патриотического долга, обязательного для каждого держателя хлеба. Доклад Риттиха был «холодно встречен» (по отчету в «Русских ведомостях») депутатами Государственной думы, отложившими обсуждение его доклада «до одного из следующих заседаний» и перешедших «с большим воодушевлением» к обсуждению общей правительственной политики.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Источники При изучении эпохи Смутного времени Московского государства у автора были под рукой следующие источники и пособия, из которых важнейшие означены двумя звездочками, менее важные – одной, а те, которые доставляют мало верных сведений, оставлены без знака: 1 . Акты Археографической Экспедиции. т. II. 2 . Акты исторические. т. II. 3 . Акты Западной России. т. IV. 4 . Арцыбышева, Повествование о России, т. III. 5 . Avisi et lettere giuste di cose memorabili succedite tanto in Africa nel regno di Bibuga che nella Guinea quanto in Moscovia raccolte da Barezzo Barezzi. MDCXII. 6 . An appendix being the amours of Demetrius and Dorenski, rivals in the affections of Marina. 1677. 7 . Annuae Societatis Jesu. 1604,1605,1606. 8 . Barezzo Barezzi, Relatione della segnalata et come miraculosa conquista del Paterno imperio conseguita dal Serenissimo giovine Demetrio gran duca di Moscovia in quest» anno 1605. (Приписывается Антонию Поссевину, знаменитому 9 . Bohomolca, ycie Jana Zamoyskiego. 10 . Bond, Russia at the close of the sixteenth century. MDCCCLVI. (Сочинения Флетчера: Of the Russe Commonwealth, и Горсея 11 . Brereton, Newes of the present miseries of Ruschia. 12 . Временник Императорского Московского Общества Истории и Древностей, книга XVI и XVII. (Иное сказание о самозванцах, и Книга, глаголемая Новый 13 . Valerii Archangelis legationis polonicae olim auditoris ad polonos pacis persuasio. 1608. 14 . Videkindi, Historia belli sueco-moscovitici decennalis 15 . Warachtige ende eygentljcke Beschryvinge van de wonderbare seer gedenckwerdighe geschiedenissen die in Moscovia zijn vorgevallen in den naest voorleden ende in den tegenwoordighen jare 1606 etc. door een geloofwerdich Coopman die doen ter tijdt aldaer teghenwoordich was. MDCVI. (Перевод; см. 16 . Wassenberg, Historia gestorum Vladislai IV 1643. 17 . Wiadomoci о krwawéj i okratnéj rzezi w miecie Moskwie i okropny a alony koniec Dymitra W. X. i Cara Moskiewskiego przez Hollendra na onczas w Moskwie bawincego etc. 1851. (Польский вариант к 98, с

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

617 „А бртьщина судить (ъ), как судьи“; Мурзакевич, Псковская Судная Грамота, стр. 15, 2 изд. 1868 г.– Там же помещено правило о примирении без уплаты судебных пошлин: „А кто с ким побьется во Пскове, или на пригороде, или на волости „на пиру“, или где инде, а только приставом не позовутся, а промеж себе прощенье возмут, ино ту князю продажи нет“ (стр. II). В позднейших уставных грамотах дела о побоях, учинённых на братчинных сходках и пирах, тут же полюбовно оконченных, тоже освобождались от подсудности наместникам и признавались относящимися до компетенции братчинных судов, Если ссора, начавшись в братчине, даже и вне её, окончилась миром, то и тогда княжеские чиновники не могли взыскивать судебных пошлин, и только пристав получал „хоженное“, если был призван. См. напр. уставную Двинскую грамоту Великого князя Василия Дмитриевича от 1398 г. 13, Акты Археогр. Экспедиции, т. 1, тоже 150). 618 Весьма примечательно, что эти правительственные запрещения ходить без зова в братчину нашли себе отголосок и нашей древней духовно-назидательной литературе. Так в книге „Пчела“ 1623 года, на листе 217, встречается такой совет: „а незван в пир не ходи, аще сваришися в нем, и начнеши на чашника жаловатися, глаголюще лихою ми еси рукою дал пити“. См. Горский и Невоструев. Описан. слав. рукоп. Моск. Синод. Библ. 314, стр. 562. Нахождение при пире „чашника“ весьма любопытно для подробного выяснения организации этого мирского учреждении. В медовых братствах западной России также постоянно встречаются при братских пиршествах „ключники“, то есть те же „чашники“. 619 Сведения о правительственных распоряжениях в отношении братчин почерпнуты из уставных грамот, помещённых в Актах Археографической Экспедиции, изд. Имп. Акад. Наук 1836 г., причём обращено было особенное внимание на следующие акты: т. I. 11 (1391 г.) „а в которое село приедет игумен в братчину и сынци дают по зобне овса конем игуменовым“, 50 (1433 г.), 72 (1462 г); 102 (1476 г.); 103 (прежде 1477 г., запись Новгородская о церковном суде, в которой встречается тоже выражение „братщина судит как судьи“; 114 (1485 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

609 Русская историческая библиотека, изд. Археографическою комиссиею. Т. 1–39. СПб. (Пг., Л.), 1872–1927. Т. 6. 52. Стб. 437–464. 610 См. список архиерейского обещания, опубликованный под 1456 годом в Актах Археографи­ческой экспедиции: Акты, собранные... Археографическою экспедициею имп. Академии наук. Т. 1–4. СПб., 1836. Т. 1. 375. С. 467–473; о проблемах датировки архиерейских обещаний см.: Живов. Из церковной истории. С. 136–138. 611 Ср.: Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998. С. 211 сл. 613 Ср.: L " idea di Roma a Mosca: Secoli XV–XVI. Fonti per la storia del pensiero sociale Russo/Direzione della ricerca P. Catalabo, V. T Pasuto. R., 1993. P. LV. (Da Roma alla Terza Roma: Documenti e studi. Documenti; 1); ср. также: Успенский. Царь и патриарх. C. 242. 614 РГБ. Ф. 113. 571. Л. 159 об.; ср.: Русская историческая библиотека. T. 6. Стб. 451–452. Прим. 3. 615 Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века. Вып. 1–5. М., 1986–1992. Вып. 3. Приложения. 19. С. 631; 38. С. 690. 621 См.: Успенский. Царь и патриарх. С. 55; Дмитриевский А. Ставленник: Руководство для священно–церковнослужителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награж­дениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий. К., 1904. С. 225–230; Соколов И. И. О византинизме в церковно–историческом отношении: Избра­ние патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (843–1453 гг.). Вселенские судьи в Византии. СПб., 2003. С. 55–221. 628 Ср.: Bushkovitch P. Religion and Society in Russia: The Sixteenth and Seventeenth Centuries. N–Y.; Oxford, 1992. P. 72. 633 Позднейшая судьба этой композиции архиерейского обещания любопытна. Сложившаяся к концу XVII века структура просуществовала до 1856–1857 годов, когда свт. Филарет Дроздов вновь исправляет чин избрания и поставления архиерея. Он вновь вставляет в него второе александрийское исповедание (в новом переводе и с некоторыми сокращениями), а третье александрийское исповедание соединяет с канонической частью, то есть придает архиерейско­му обещанию ту же структуру, которая была у него при патр. Иоакиме. Вполне правдоподобно, что архиерейские обещания Иоакимовского времени были свт. Филарету известны и на них он и ориентировался. В новой редакции 1901 года исправители опять возвращаются к структуре дофиларетовской редакции (см.: Неселовский. Чины. Приложения. С. XXII–XXXII).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

учреждена в 1843 г. Комиссия издавала «Памятники» (1845-1859. 4 т.), «Древности» (в них печатались результаты археологических раскопок) и «Архив Юго-Западной России» (1859-1914. 8 ч.). В 1-й и 3-й сериях опубликовано большое число документов по истории правосл. Церкви на Украине (преимущественно в XVI-XVII вв.), ее взаимоотношений со светской властью, католич. и униатской Церквами и о правосл. братствах. Виленская комиссия для разбора и издания древних актов как постоянное учреждение основана в 1864 г. для разбора и издания документов Виленского центрального архива. Основное издание - «Акты Виленской комиссии для разбора древних актов» (1864-1914. 38 т.). Тома 16 («Документы, относящиеся к истории церковной унии в России»), 19 («Акты, относящиеся к истории бывшей Холмской епархии»), 33 («Акты, относящиеся к истории Западнорусской Церкви») целиком посвящены истории Церкви, значительное число материалов по истории правосл. Церкви в Белоруссии (преимущественно экономического характера) опубликовано и в др. томах. Кавказская А. к. основана в 1864 г. для разбора архива Главного управления Кавказского наместника. Комиссией издано 12 томов актов на рус. и вост. языках (Тифлис, 1866-1904). А. к. при Московском археологическом об-ве основана в 1896 г., издавала «Древности: Тр. Археогр. комис. при МАО» (1898-1913. 3 т. в 5 вып.), где среди публикаций преобладают материалы по церковной археологии, визант. и древнерус. искусству и лит-ре. А. к. Российской АН создана в 1956 г. по инициативе академика М. Н. Тихомирова в целях координации работ в области археографии (первоначально называлась «Археографическая комиссия при Отделении истории АН СССР»). В наст. время является центром координации, выявления, сбора (в т. ч. археографическими экспедициями), описания, изучения письменных памятников отечественной истории и культуры, а также исследований в области смежных с археографией историко-филологических дисциплин: архивоведения, палеографии, текстологии, кодикологии, филиграноведения. С 80-х гг. XX в. значительное место в деятельности комиссии занимают также историческое краеведение, генеалогия и др. специальные исторические дисциплины. С 1957 г. комиссия издает «Археографический ежегодник». Крупными научными программами, осуществляемыми комиссией, являются создание «Сводного каталога славянорусских рукописных книг» (по XVI в. включительно), хранящихся в РФ, др. странах СНГ и в странах Балтии (издан т. 1 - каталог рукописей XI-XIII вв. (М., 1984)), и «Каталога личных архивных фондов отечественных историков с XVI в. до наших дней» (вышел в свет вып. 1: XVIII в. М., 2001). Комиссия имеет отд-ния: С.-Петербургское (с 1968 издает ежегодник «Вспомогательные исторические дисциплины»), Северное, Уральское, Южно-Уральское, Сибирское, секцию вост. археографии.

http://pravenc.ru/text/76462.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010