Альманах “Альфа и Омега”/10 января 2012 г. Список сокращений ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицею АН. АИ — Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. ДАИ — Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. НСБ — Новгородская Софийская библиотека. ПСРЛ — Полное собрание русских летописей. ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Примечания История Карамзина. Т. VIII . СПб., 1842. С. 120. Церковная история преосвященного Филарета. Кн. 3. С. 130. История Карамзина. Т. VII. С. 129. В один XIV век монастырей на Руси образовалось 80; в одну первую половину XV века 70, тогда как с X до XIV века их было только 87; см.: Православный собседник. 1860. Октябрь. С. 196–221. Рукопись НСБ. 1491. Л. 243 об. из Жития Михаила Клопского; Л. 253 из Жития Александра Свирского . Ср.: “Просвятитель Иосифа Волоцкого”. Казанская Духовная академия, 1857. С.42:43. Рукопись Императорской Публичной Библиотеки. 50. Л. 18. Просвет. изд. Казанской Академии. С. 60. ДАИ. Т. 1. 239. С. 251. Рукопись Кирилловской, ныне С.-Петербургской Духовной академии библиотеки. 1108. Л. 4. “Истины показания”. Соч. Зиновия. Изд. Казанской Академии, 1863. С.12:13. ААЭ. Т. 1. 238. С.246:248, 249. Там же. 180. С. 320. Там же. 172. С.141:143. Рукопись Соловецкой библиотеки. 857. Л. 151 об. НСБ. Митрополита Макария Четьи-Минеи. 1320. Из жития Дмитрия Прилуцкого. Л. 78 об. “Псковичи бедные не знали правды московской”, читаем в Псковских летописях. См. статью “О характере русских летописей”//Православный собеседник . 1858. Кн. 2. С. 180–182. В плаче Пермской земли о святом Стефане читаем: “За что обидела нас Москва? Это ли ея правосудие?”. — Духовный Вестник. 1862. Март. С. 314. Рукопись НСБ. 1491. Л. 317. Преосвященный Леонид . Жизнь Филиппа, митрополита Московского и всея России//Душеполезное чтение . 1861. Июнь. С. 129. Православный собеседник. 1863. Декабрь. С. 406–420.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

В 1672 году архиепископ Стефан участвовал в избрании патриарха Питирима (1673). В 1675 году делал доклад царю Алексею Михайловичу о мощах погребённого в Кидекшенском монастыре туровского князя Бориса Георгиевича, сына Юрия Долгорукого. 2 июля 1679 года архиепископ Стефан был лишён сана и заточен в Новгородский Лисицкий монастырь, оттуда переведён в Иосифо-Волоколамский монастырь. Скончался в 1679 году в Иосифо-Волоколамском монастыре. Литература: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 656. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. Владимир, 1901–1902, т. 3, стр. 522. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1396. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 44. Иоасаф (Гапонов) , иеромонах. Церковно-историческое описание Суздальских достопамятностей. Сочинение магистра, иеромонаха Иоасафа. Чугуев, 1857, см. также//Владимирские губернские ведомости. 1849, 8. Диев М. Я., протоиерей. Вторичная поверка иерархических каталогов древних Российских епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода 1771), вып. 1, СПб., 1906, т. 2. Русский провинциальный некрополь/[Шереметевский В.В.]. М. 1914, стр. 823. Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1846–1918; 1862, т. 2, отд. 1, стр. 134. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией имп. Академии наук: в 4 т. СПб., 1836, т. 4, стр. 223, 260, 279. Известие о Стефане, архиепископе Суздальском//Владимирские губернские ведомости. 1856, 13. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, Т. 4, стр. 500; т. 5, стр. 480–481. Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 т. СПб., 1846–1875, т. 5, стр. 152, 475, 478; т. 6, стр. 235; т. 9, стр. 20, 221. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 19, стр. 427.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицею АН. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. Новгородская Софийская библиотека. Полное собрание русских летописей. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 4 В один XIV век монастырей на Руси образовалось 80; в одну первую половину XV века 70, тогда как с X до XIV века их было только 87; см.: Православный собседник. 1860. Октябрь. С. 196–221. 5 Рукопись НСБ. 1491. Л. 243 об. из Жития Михаила Клопского; Л. 253 из Жития Александра Свирского. Ср.: “Просвятитель Иосифа Волоцкого”. Казанская Духовная академия, 1857. С. 42, 43. 6 Рукопись Императорской Публичной Библиотеки. 50. Л. 18. Просвет. изд. Казанской Академии. С. 60. 15 “Псковичи бедные не знали правды московской”, читаем в Псковских летописях. См. статью “О характере русских летописей”//Православный собеседник. 1858. Кн. 2. С. 180–182. В плаче Пермской земли о святом Стефане читаем: “За что обидела нас Москва? Это ли ея правосудие?”. — Духовный Вестник. 1862. Март. С. 314. 17 Преосвященный Леонид. Жизнь Филиппа, митрополита Московского и всея России//Душеполезное чтение. 1861. Июнь. С. 129. 24 Там же. 267. С. 498. На свой долг учить и наставлять заблудших Иона указывает и в послании к Евфимию Новгородскому (Там же. 44, 88), в послании новгородцам (Там же. С. 90), литовским панам (Там же. 45. С. 92), во Псков (Там же. 60. С. 107). 29 Там же. Л. 249 об. и 250. Ту же мысль приводит митрополит Даниил во многих других своих посланиях (см. Л. 236, 271, 282 об. 289 и сл.) 33 Там же. 63. С. 112; о том же и по тому же поводу он писал Новгородскому епископу Ионе 65). 38 «Аз смиренный архиепископ Феодосий слышал глас Господа нашего Иисуса Христа: “пастырь да взыщет своя овца со всякою крепостию и усердием”, и убоявся осуждения, и с всяким тщанием и усердием подвигнулся семо приити к любви вашей». — АИ. Т. 1. 64. С. 115. См. ДАИ. Т. 1. 221. С. 400.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

226 «Могущий по домом своим начата держати вдовых священников без благословения и без свидетельства архиерейокаго, инии же из тех священников мнози не патриарши области, но иных епархий и мнози под запрещенми и изверженми, оставльше своего архиерея, служат по домом в царствующем граде Москве»... «Брещи накрепко во всех приходех, которые кому приказаны, чтобы в домех у боляр или иных людей, священницы крестовые были с грамотами ставленными.... и чтобы иных епархий митрополичих, архиепископских и епископских, без отпускных грамот никакого священнодействия вечернего и утреннего, и псиахиды, и молебнов отнюдь не действовали, також и в протчиих епархиях чюжим ставленником»... «Деяния собора 1666–1667 г.» «Материалы для истории раскола», т. 2 стр. 123 и 138. 228 «Акты Археографической Экспедиции», 4 т. 326; П. В. Знаменский . «Приходское духовенство на Руси». «Православное Обозрение» 1867 г. 22 т., стр. 181–221; Г. М. Любимов «Историческое обозрение способов содержания христианского духовенства». СПб., 1851 г., стр. 166–167. 231 «Книга о скудости и богатстве» (1 гл. «о духовности») стр. 24, 27, 28. «И. Т. Посошков. Сочинения». Изд. М. П. Погодина, М. Типография Николая Степанова, 1842. 232 «Стоглав». 7 вопр. 50 стр. изд. Субботина; «Полное Собрание Законов», I т. 412 гл. 2; «Акты Археографической Экспедиции», 4 т. 204, стр. 4, «Инструкция Старостам Поповским или Благочинным Смотрителям, от Святейшего Патриарха Московского Адриана» стр. 52, 55, 57, 59, 60; «Древняя Российская Вивлиофика», 15 отд., стр. 393–405. 247 Проект напечатан в сочинении В. Н. Берха: «Царствование Феодора Алексеевича и история 1-го стрелецкого бунта», ч. 2., 17 гл. стр. 86–100, С.-Петербург 1834–5 года; в лучшей редакции он был напечатан еще в 1818 г. в изд. «О общественном призрении в России». В 1843 г. тот же памятник был напечатан в «Молодике», ч. 3, на 1844 г. стр. 131–141. Харьков. сравн. «Журнал Министерства Внутренних Дел» 1851 г. – 10 и 11 в ст. Я. В. Ханыкова. Е. Е. Замысловский в своем сочинении «Царствование Феодора Алексеевича» на стр. 22–26 приводит разночтения этого памятника, сличая редакции его, помещенные в «Молодике», у В. Н. Берха и в издан. «О общественном призрении в России» 1818 г. Он-же, вопреки С. М. Соловьеву , относившему этот памятник к петровскому времени («История России» XIII т. пр. 218) довольно убедительно доказывает (стр. 26–29) принадлежность его именно времени царствования Феодора Алексеевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

66 Карамзин Н. М. История государства Российского. В 12 т. СПб., 1803–1826. Т. V, прим. 70 (далее – Карамзин Н.М. История государства Российского. – Ред.). 70 Пролог 7 июля; Собр. л. 6, 134, 8, 81; Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. V, прим. 137. 74 Собр. л. 6, 123; Никон. л. 4, 254; Пролог 7 июля; Снегирев И. М. Памятники московской древности. М., 1842–1845 (далее – Снегирев И.М. Памятники московской древности. -Ред.); Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. V, прим. 254. 77 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук/Доп. и изд. Высочайше учрежденною коммиссиею: В 4 т. СПб., 1836. Т. 1 (далее – Акты, собранные Археографическою экспедициею. -Ред.). 78 Книга степенная. Ч. 1; Пролог 7 июля; ркп. житие ее у Толстого (3, 69); Вершинский Д. С. Месяцеслов православно-кафолической церкви. СПб., 1856 (далее – Вершинский Д. С. Месяцеслов. -Ред.). 79 Житие прп. Феофила из рукописи Пантократорской келлии св. Василия (Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших: В 2 частях. СПб., 1860. Ч. 2 (далее – Афонский патерик. -Ред.)). 81 Об этих событиях говрят: а) Трифон Коробейников, бывший в Египте в 1583 г. (Путешествие московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова ко святым местам в 1582 г.//Сказания русского народа, собр. И. П. Сахаровым. СПб., 1849); б) патр. Нектарий у Лекеня (MichelLe Quien. Oriens christianus in quatuor patriarchatus digestus, in quo exhibentur Ecclesiae patriarchae caeterique praesules totius Orientis. 3 vols. Paris, 1740. V. II (далее – Le Quien. Oriens christianus. – Ред .)). О патр. Иоакиме см.: Христианское чтение. 1856. 1. 83 Монастырь Пантократора и его скиты избирали и избирают для пребывания своего особенно русские. См.: Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Святой Горы; Сергий (Веснин), иеросхим. Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской: В 2 кн. СПб., 1850. Кн. 2 (далее – Сергий (Веснин), иеросхим. Письма Святогорца. -Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

205 В одном из дошедших до нас списков сей грамоты замечено: «посыльная от Великаго Князя Василья Васильевича к Царьградскому царю Константину, о Ионе Митрополите, да не пошла» (т. е. грамота не была отправлена. Акты Исторические, т. I, стр. 425. 206 В 1448 г. Великий Князь снова вынужден быль вооружиться против Шемяки. Князь Галицкий искал спасения только в договоре, или «проклятой» грамоте, которая отчасти приводится в Софийском Временнике, II, 60 и в грамоте Митрополита Ионы. Акты Исторические. 43. 207 Акты Историчские, т. I. 43. Время сей грамоты определяется как выпиской из последней грамоты, данной Шемякою Великому Князю в Костроме в 1448 г. (См. Софийский Временник. II, 60), так и тем, что в начале святой Иона пишет о своём поставлении на Митрополию: «И ныне поставили мя Митрополитом» О Шемяке: «Конечное, как добил челом своему брату старейшему Великому Князю, и животворящий крест целовав, Да и грамату сам на себе написал, своею волею». 209 Ведомо ти, брате, писал он к Евфимию, колико посылок наших бывало от нашего смирения к тебе, чтоб ты, по своему святительскому долгу, о том попечение имел, чтоб Великому Новгороду говорил и духовно б наказывал, чтоб себе в том поберегли; и колько о том к тебе послов своих есьмы посылали с нашими речьми и граматами и к своим детем, и к великому Новгороду. 211 В своём духовном завещании Митрополит Фотий, между прочим, писал: «сеже человеколюбцу Богу, по древнему благолепию, миром Свою Церковь соединившу». Софийский Временник. II. 5. Вот почему и святой Иона, выдавая свою грамоту наместнику Киевскому (1449–1460) поручал ему все права, как было при Фотии. Акты Исторические. I, 96. 212 См. Бандтке История Государства Польского. II, 42. Зубрицкого Критико-историч. повесть временных дел Червонной, или Галицкой Руси. М. 1845, ст. 351 и след. 213 Акты относящиеся к истории Западной России, т. I. 50. А в Актах Археографической Экспедиции, т. 1, 49 помещено послание св. Ионы, в котором он своим благословением утверждает договор, заключённый между Казимиром и Великим Князем Московским. Вместе с тем св. Иона просит благосклонно принять всё, что будет говорить от имени митрополита посланный им дьякон Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 Униатов должно признавать полулатинянами потому, что хотя они признают своим главой папу и принимают латинские догматы, но обряды, внутреннее церковное устройство и церковные обычаи они могут удерживать свои прежние. Но так как вероучение гораздо важнее обрядов и так как подчинение униатов папе поставляет их в рабскую зависимость от папы в мысли, в вере и в жизни, то не может быть сомнения в том, что настоящие, искренние униаты гораздо ближе к латинской вере, нежели к православию. 21 Деятельность иезуитов в России, Литве и Польше рассматривается в следующих сочинениях: Свящ. Морошкина Иезуиты в России; Самарина Иезуиты и их отношения к России; Сливова Иезуиты в Литве; Дахновича Иезуит Антоний Иоссевин, Т. К. Д. А. 1865 г.; статьи Ястребова и Гожалчинского в том же журнале, 1869 г.; графа Д. Толстого Исторический отрывок об иезуитах в Москве и Петербурге. 22 Об отношении латинян к России, к Русской Церкви и к ее православной вере, а равно и Русских к латинянам и к их вере, и в частности об унии было напечатано очень много, а написано еще больше. Укажем наиболее важное. Прежде всего, что касается документов и материалов, то они содержатся преимущественно в следующих изданиях: Акты, издаваемые Виленской Археографической Коммиссией (доселе издано 22 больших тома); Виленский Археографический Сборник; Акты Западной России; Акты Южной и Западной России; Архив Юго-Западной России; Памятники, издаваемые Киевской Комиссией; Собрание грамат городов Вильны, Ковно;... Собрание грамат Минской губернии; Акты и грамоты о устройстве и управлении Римско-Католической Церкви в империи Российской и царстве Польском. Есть материалы и в сборниках более общего содержания, каковы: Акты Археографической Экспедиции; Акты исторические, собранные и изданные Археографической Комиссией, СПБ. и друг. Из исследований о Материалах упомянем С. Голубева Материалы для истории западно-русской православной Церкви (16–18 стол.); Батюшкова Памятники русской старины в западных губерниях империи; Бантыш-Каменского Переписка между Россией и Польшей по дипломатическим бумагам, в Чт. М. И. О., 1869 г. и друг. Из старинных сочинений, написанных латинянами и униатами на польском, либо на латинском языке в эпоху введения унии в России важнейшими должно признать сочинения иезуита Петра Скарги: О единстве Церкви Божией и под единым пастырем и о греческом отступлении от того единства с предостережением и увещанием русским народам, держащимся Греков. 1577 г.; второе издание в 1590 г.; О заблуждениях Русских и причинах, по которым Греция отделилась от Римской церкви; Брестский собор; упомянем еще о сочинении Ипатия Потея: Гармония; об униатских сочинениях Мелетия Смотрицкого: Апология; Протестация; Паренесис; Екзетесис. Были написаны латинянами и униатами и многие другие сочинения в защиту латинской веры и унии и в опровержение сочинений православных, противоуниатских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

247 «А не будешь, и свое исповедание в свое ставление позапомниш: иноко нам тебе написати и послати, и то бы тебе было ведомо». Акты Исторические, т. I, 271. 249 Софийский Временник, 11, 43. Письмо Казимира било привезено королевским писарем Якубом да Ивашеньцем. Акты Исторические, т. I, ст. 505. О сем посольстве упоминается только в последних грамотах св. Ионы, писанных в конце 1460 г. или в начале 1461 года. 251 Акты Исторические, т. I, 273 и 62. В первой сказано, что такие же грамоты посланы и к другим литовским епископам. Стр. 111. 252 И.Г.Р., т. VI, пр. 629. Под 1465 г. В летописях сказано: «прибеже на Москву Евфимий, Епископ Брянский и Черниговский, покиня свою Епископию, и даша ему Суздаль, и Калугу, и Тарусу». Может быть, на его-то послание служит ответом грамота Митр. Ионы, или его преемника, которой, по желанию, приглашается он к переселению в вотчину В. Князя Московского. Акты Западной России, т. I, 13. 253 Великий Князь Иоанн Васильевич (в 1465–1470 г.) писал в Новгород: «Король паки тако принял его (Григория) к себе, чрез обсылку нашего отца и церквей ему Русских поступился, что в его отчине, а у нашего отца Ионы Митрополита отняв чрез свой и чрез нашу старину» Акты Археографической Экспедиции, т. I, ст. 58. Ещё ранее того М. Феодосий писал также в Новгород: «слышание таково полное, что же король его (Григория) принял, и столец ему Киевский дал, и в всей своей державе Святыя Божия церкви и всея церковныя оправдания ведати». Акты Исторические, т. I. 275. 254 О Мисаиле, из рода князей Пеструцких, в Истории Российской Иерархии, изд. II, кн. I, ст. 99 и 316. В Густинской летописи о нём сказано, что он посвящён от Патриарха Симеона Трапезончика (Собрание Русских летописей, т. III, ст. 358.). Симеон Трапезунтский был пятым Патриархом в Константинополе, после взятия сего города Турками. Martini Crus. Turcogr. L. II, p. 125. 256 Обстоятельства кончины святого Ионы описываются в житии его. Степенная Книга. II, 86–88. Вел. Князя тогда не было в столице; он был во Владимире и готовился к походу против Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

281 Конечно, по всем епархиям и даже в некоторых уездных городах тогдашней Руси существовали богадельни, на это есть много указаний в письменных памятниках того времени, но эти учреждения вовсе не были результатом организации правильной общественной благотворительности, а носили случайный характер, будучи основаны и содержимы или на личные средства частных благотворителей (напр. Ртищевская в Москве) и архиереев (напр. Никоновские в Новгороде), или же на субсидию от казны (как напр. в Курмыше, в Симбирске, смотр. Окладную роспись расходов на 1681 г. в «Чтениях в Обществе Истории и Древностей Российских» 1893 г. кн. 4, стр. 54, 57 и др.) и при том были крайне малолюдны (в Курмыше на 10 человек, в Симбирске на 12, в Самаре на одного – там же стр. 64) и без рабочих домов при них. 282 «Полное Собрание Законов», 3 т. 1424, 1454; 4 т. 1856; 5 т. 3212, 3213; 6 т. 3945 и т. д. 285 П. М. Строев. «Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича и Феодора Алексиевича всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год)» М., 1844. смотр. для примера: 1680 г. с Сен. 1-го до 1681 г. авг. 22-е стр. 688, 669, 690, 692, 693, 694, 695, 699, 700. 286 «Дворцовые разряды» т. 4 для примера: 1674–1678 г., стр. 26, 39, 40, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 54, 55, 67 и др.. 290 Место стоянки купцов – место «гостей» называлось «погостием», «погостом», а так как оно чаще совпадало с кладбищем, то, может быть, от этого и кладбища на Руси получили свое часто употребляемое название «погостов». Мало того, даже села, т. е. селения с церковью, в отличие от других, не имевших церкви, назывались у нас долгое время погостами. В документах прежних времен вплоть до 18-го века – в писцовых книгах, в грамотах гражданских и митрополичьих – «погост» почти постоянно заменяет название «село». (Писцовые книги Ижорск. земли; Грамот. Новгородск. владык., – «Дополнения к Актам историческим», т. 1 28, 43, 32. «Акты Археографической Экспедиции», 4 т. 176). 294 «Акты Археографической Экспедиции», 4 т. 281 сравн. «Полное Собрание Законов», 2 т. 1189.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через три года на гробницу святителя Филиппа царь Алексей Михайлович возложил пелену, вышитую в «царицыных светлицах», замечательный памятник русского шитья. Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с 1591 года в день его мученической кончины 23 декабря. С 1660 года празднование было перенесено на 9 января. Празднование перенесения мощей святителя Филиппа вначале совершалось 17 июля. В 1669 году празднование было перенесено на 3 июля. Труды: Грамота в Кирилло-Белозерский монастырь по поводу нового похода в Ливонию, датируемая 24 ноября 1567 года//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией императорской Академии наук: в 4 т. СПб., 1836, т.1, 275, стр. 312–313. Уставные грамоты для управления монастырскими имениями//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией императорской Академии наук: в 4 т. СПб., 1836, т. 1, 221, 258, 268, стр. 209–211, 283–285, 303–304. Грамоты святого Филиппа, митрополита Московского и всея России, в Соловецкую обитель//Душеполезное чтение. 1861, ч. 3, стр. 192–206. Литература: Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 377–382, прим. 11, 12. Шемякин В.И. Москва, её святыни и памятники. М. 1896, стр. 38. Шемякин В.И. Краткое описание Соловецкого монастыря. СПб., 1899, стр. 23–30, 41, 42. Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. Арзамас, 1911, стр. 19. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902; 1901, вып. 11. июль, стр. 26–29. Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых Православною Российской Церковью... в 12 т. М. 1884–1885, т. 1, стр. 147–169. Волкова Е. Митрополит Филипп, (исторический очерк). Петроград. 1915. Соловьёв Е.А. Иоанн Грозный, его жизнь и государственная деятельность. Биографический очерк Е.А. Соловьева. СПб., 1893 (Жизнь замечательных людей, вып. 73). Едлинский М.Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времён: в 2 т. Изд. 2. СПб., 1899, т. 2, стр. 101–111.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010