Освободив Акрополита от обязанностей великого логофета, которые он исполнял при дворе, Михаил VIII поручил ему вести исключительно дело учительства. И вот он, по рассказу Георгия Кипрского, воссел на кафедру как учитель, готовый к услугам всякого, желавшего слушать его уроки, и начал изъяснять философию Аристотеля, геометрию Евклида и арифметику Никомаха. Немало стекалось к нему лиц, увлечённых любовью к науке. Акрополит преподавал с большим искусством и имел сильное влияние на своих слушателей. Кроме указанных наук, в Академии преподавалась риторика, и обращалось большое внимание на литературные занятия учащихся, которые, посредством целого ряда дидактических приёмов, приучались красиво выражать свои мысли и писать, что считалось необходимым для каждого автора. Когда Георгий Акрополит достаточно потрудился в звании первого дидаскала Академии, он, по ходатайству современного патриарха Германа III, был освобождён от этой обязанности, а заместителем его был назначен (в 1267г.) ритор, богослов и философ Оловол, сосредоточивший внимание слушателей преимущественно на богословских науках. Оловол хорошо знал латинский язык. Из его сочинений сохранились толкование на первую книгу Аналитики Аристотеля, трактат о гипотезе, ямбические стихи церковно-религиозного содержания. В царствование Андроника II и Андроника III в числе профессоров Академии состоял Никифор Григора. Школа по-прежнему пользовалась большой известностью в Империи и привлекала многочисленных учеников. С некоторыми перерывами, зависевшими от тяжёлых внешних и внутренних условий в исторической судьбе Византии, Академия существовала почти до самого её падения. Незадолго до этого трагического события, в Константинополе был известен, как дидаскал, Матфей Камариот, преподававший здесь богословие, философию и риторику. Он был даже взят турками в плен, где вскоре и скончался. Камариот был последним учёным представителем Византийской академии, турецкий плен которого можно считать последним известным нам фактом из истории этой высшей школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Папе были переданы и требования греков, на которых они согласны заключить унию: в первую очередь устроить мир между Византией и Карлом Анжуйским с той оговоркой, что это необходимо для участия византийцев в новом Крестовом походе. Кроме этого, понтифику поручили заботы о судьбе царских детей, чтобы те могли вступить в браки с представителями западных королевских семей; обязали отказать в приеме мятежным вассалам Византийского императора, и, наконец, потребовали признания прав Михаила VIII Палеолога на царский трон 348 . Третье послание – от епископов Восточной церкви – содержало еще более туманные позиции. Нет, конечно, архиереи признавали заслуги Римской церкви, но дальше этого не шли. Чтобы снять гнетущую тишину после прочтения этих документов, Георгий Акрополит от имени Римского царя поклялся принять латинский Символ Веры , отказаться от «схизмы» и признать латинские догматы единственно верными. Но когда папа Григорий X попросил предоставить письменную копию этой клятвы, Акрополит ответил, что та погибла во время шторма. Пришлось довольствоваться тем, что есть. Все равно папа торжествовал и объявил, что «греки свободно и без всяких временных расчетов покорились Апостольской кафедре, а теперь явились засвидетельствовать ему свою покорность». Посчитав, будто одержал решительную победу, Григорий X отпустил посольство в Константинополь, письменно поддержав императора в его начинаниях и рекомендовав царю Андронику во всем следовать примеру отца. По форме, официально, уния состоялась, но только по форме, о чем папа еще не догадывался. А Филиппу III Французскому и Карлу Анжуйскому апостолик объявил, чтобы те продлили срок действия перемирия с Византией еще на 1 год, начиная с мая 1275 г. В завершение Собора, 6 июля 1274 г., Римский епископ провел торжественное совещание, посвященное объединению Церквей. Выслушав отчет посольства, Михаил VIII Палеолог имел все основания считать свою политику успешной: он вновь получил важную отсрочку от нападения Карла Анжуйского и, кроме того, добился признания Римом своего статуса. Теперь никто не мог сомневаться в его самодержавности и полномочиях, как Римского царя 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово σκτιος здесь не значит темный или неизвестный; у греков оно, обыкновенно, придавалось к именам детей незаконнорожденных, следовательно, это – дитя от тайной связи. Так и у Омира iliad 3. о Вуколионе. Βουκολων δ’EQ o( η;˜) ν EQ o( υ;) ιEQ o( ς EQ o( α;’) γανο Λαομεδντος Πρεβτατος γενεEQ o( η;˜;). σκτιον δEQ o( EQ o( ε;) γενατο μτηρ. Впрочем, о встрече Михаила Палеолога с Мануилом Георгий Акрополит, почти самовидец этого, рассказывает несколько иначе и даже Мануила называет Феодором. 19 Это слово было слышано патриархом Фотием и истолковано, как акростих, предсказывавший царствование Василию, супруге его Евдокии и четырем его сыновьям: Константину, Льву, Александру и Стефану. Об этом подробно рассказывают Никита, в жизни патриарха св. Игнатия, и Константин Манасса. 20 Обычай доказывать истину, или опровергать ложь, держанием в руке раскаленного железа, перешел в общество христианское из язычества, которое к этой бесчеловечной и безумной мере прибегало еще в глубокой древности. Софокл указывает на существование его даже тогда, когда в Фивах царствовал Эдип (в Антигоне). Акрополит рассказывает (Hist. c. 50. p. 53. ed. Reg.), что филадельфийский митрополит Фока, по приказанию царя, Иоанна Ватацы, который подозревал Михаила Палеолога в измене, предлагал Палеологу очиститься раскаленным железом. Но Палеолог на это предложение отвечал так: «Я человек грешный и творить чудес не могу. Но если сделать это советуешь мне ты, митрополит, человек Божий; то облачись во все священные одежды, в каких, обыкновенно, приступаешь к святому престолу и предстоишь Богу, потом собственными своими руками раскали железо и теми же святыми руками вложи его в мои руки». 21 Пахимер прибыл в Константинополь тотчас по отнятии его у латинян, то есть, в 1261 году; в это время ему было 19 лет. Но очищение раскаленным железом предписывалось в Никее при Феодоре, четырьмя или пятью годами раньше; следовательно, ему было тогда 14 или 15 лет отроду. 22 По вычислению Рудольфа, применительно к Никейскому меридиану, действительно на это время, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

189 Phil. a Limborch. Historia inquisitionis – Ludov. de paramo, de origine, officio et progressu s. inquisitionis. За жестокости инквизиция изгнана из Франции. В Германии также не утвердилась. В Венеции введена 1249 г., в Тоскане 1258. 190 Напр. принимать в общество сколько угодно членов, всюду проповедовать, разрешать от всех грехов (1543); генералу Ордена управлять им неограниченно и быть в подчинении у одного папы, монастырям иезуитским быть свободным от всех десятин и податей (1549), заводить университеты (1550), учить во всех университетах (1571), определять запрещенные книги (1575) и пр. 191 Орд. Св. Иоанна Иерус. имеет черную одежду с белым 8 конечным крестом. Тамплиеры носили одежду белую с красным крестом. Орден Немецкий имел на белой епанче черный крест. 192 Об Орд. И. Иерус. Vertot, Histore des chevaliers hospitaliers de St.– Jean de Jerus. О Тамплиерах Gürtferi, Hist. Templariorum. О Нем. Орд. R. Guellii, Hist. ordinis equ. teuton. Alii. 193 Richer. Hist. concilior. generall. Harduini Concill. T. IV. IX. X. Georg. Pachymer. Hist. Byz. Niceph. Grego, etc. Sylv. Scuropuli vera historia unionis non veræ inter Græcos et Latinos, s. Concilii Florentini exactissima narratio, gr. et lat. 195 Кроме училищ Владимировых, упоминается у летописцев: училище для девиц в женском монастыре Киевском, основанном Анною, внучкою Ярослава; училища на Волыни, училище в Ярославском Преображенском монастыре и др. – Училище и библиотека Константина сгорели 1228 г. См. Ист. Росс. Иерархия Т. 1. стр. 401 и д. 197 Георгий Кедрин, пустынник (11-го в.); Иоанн Зонарь, Никифор Бриен и жена его Анна Комнина (дочь имп. Алексия Комнина); Михаил Гликас, Никита Хониат (12 в.); Георгий Акрополит, Георгий Пахимер (13-го в.); Никифор Каллист, Иоанн Кантакузен, импер., а после монах (14-го в.); Сильвестр Скиропуль, диакон, Георгий Франза и проч. 199 В 12-м в. И. Зонарь, (он же историк), Феодор Валсамон, Антиох. Патр., Алексий Арестен, эконом Соф. Церкви; в 13 и 14 в. Константин Гарменопуль, Солунский судия; Матфей Властарь , иеромонах; в 15 в. Михаил Валсамон, Конст. архидиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Иоанн Влахернец Протосинкел ? Ноября 1087. Никита 28 Апреля 1103. 41 и 55. Никифор 19 Февраля 1112. 80. Николай Святофеодорец ? Мая 1175. 83. Георгий Сухой 18 Января 1182. Георгий Вурци 6 Мая 1190. 82. Из других должностных лиц церкви приводятся в надписях следующие: 77. Андрей. 10 . Василий. 19 . Герман Сакелларий. 47 . Георгий Пресвитер и Грамматик. 69 . Георгий монах и Игумен (потом Архиепископ?). 37 . Григорий Диакон и Иконом. 53 . Давид (Дада?) Доместик. 10 . Димитрий служитель и сиропитатель. 28 . Елпинет (? по Арх. Газете). 79 . Епифаний Диакон, певчий и сосудохранитель. 54 . Феодигий бумагохранитель. 9 . Феодор Пресвитер. См. также 79. 32 . Феодор... и сосудохранитель. 33 . Феодор монах и сосудохранитель. 44 . Феодор Пресвитер и сосудохранитель. 59 . Феодор... 79 . Феодор (Феофан?) Пресвитер. 59 . Феофилакт. Фома чтец. 26 . Иоанникий Диакон и сосудохранитель. 3 . Иоанн. 49 . Иоанн Протопоп. 11 . Иоанн Диакон и Иконок. 23 . Иоанн Диакон и Диптат. 39 . Иоанн Диакон, сосудохранитель и Иконом. 57 . Иоанн Диакон, первопевчий и сосудохранитель. 43 . Киприн Пресвитер. 38 . Кириак Диакон. 8 . Константин Пресвитер. 18 . ? Куратор. 85 . Лев Пресвитер. 16 . Михаил первопевчий и сосудохранитель. 62 . Михаил Архидиакон (?) 71 . Никита Хартуларий. 27 . Николай Диакон и сосудохранитель. 87 . Николай второпресвитер. 24, 36. Николай Presbymer u Decanus. 35 . Никон монах. 34 . Пётр. 30 . Пётр Столбечь Abbas Dalphini. 20 . Пофит Диакон и Иконом. 14, 15. Пофит Диакон и Хартуларий. 21 . Поф Иконом. 1 . Стратигий Диакон и Доместик. 12 . Филипп первопевчий. 42 . Флавий Пресвитер. 7. Надписи отдельные Между множеством обломков мраморных, составлявших некогда церковные украшения (иконостаса, дверных и оконных столбов, карнизов и пр.), собранных в Акрополе, есть несколько кусков с надписями. Из них: 1 ς τ λειπν ργον εκσμως τ δ θυη... 2 αντρω α σ μα υσεβς... 3 τ πιςν μφα... составляли может быть основание запрестольного седалища в Парфеноне, выброшенного Турками. Они вырезаны на внутренней стороне некоего мраморного полукружие, буквами величиной вершка в полтора, и составляли некогда, как видно, одно целое. Смысла их добраться трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

о василевсе Льве Армянине) (см.: Симеон Метафраст ); в XI в. – Феодосий Мелитинский, чья всемирная хроника сохранилась в отрывках до 948 г.; философ и государственный деятель Михаил Пселл , рассказавший в «Хронографии» о василевсах, правивших с 976 по 1077 гг.; адвокат и судья на ипподроме – Михаил Атталиат, описавший события 1043–1079 гг.; Иоанн Скилица, продолживший рассказ Феофана Исповедника , доведенный анонимным автором до 1078 г.; Никифор Вриенний, зять Алексея I Комнина (1081–1118 гг.), затронувший период 1070–1079 гг.; в XII в. – Анна Комнина, описавшая в середине столетия историю своего отца, Алексея Комнина; Георгий Кедрин, компилятор Феофана Исповедника и Иоанна Скилицы, доведший изложение до 1057 г.; Константин Манасси (ум. ок. 1187 г.), написавший стихотворную хронику, доведенную до событий 1081 г.; Иоанн Зонара (ум. ок. 1150 г), ушедший в монахи высокопоставленный чиновник, составивший хронику событий от сотворения мира до 1118 г.; Михаил Глика, автор всемирной хроники до 1118 г.; Иоанн Киннам, написавший историю 1118–1176 гг.; архиепископ Евстафий Фессалоникийский – о падении Фессалоники в 1185 г. под ударом норманнов; Михаил Сириец, написавший свою «Хронику» о событиях до конца XII в.; в XIII в. – Никита Хониат , оста- вивиший подробный рассказ о событиях 1118–1206 гг.; Георгий Акрополит, описавший эпоху Никейской империи (1203–1261 гг.); анонимный составитель стихотворной «Хроники Мореи» о франкском правлении в Пелопоннесе с 1204 г. и до конца столетия; Феодор Кизикский, доведший изложение до 1261 г.; Георгий Пахимер, затронувший историю 12551308 гг.; в XIV в. – Ефрем, сочинивший стихотворную историю начиная с Юлия Цезаря и до 1261 г.; Никифор Григора, написавший объемную «Римскую историю» (о 1204–1359 гг.); Иоанн Кантакузин с его четырьмя книгами «Историй» (1320–1356 гг.); в XV в. – Дука Фокейский, первый историк турецкого владычества (1341–1462 гг.); Георгий Сфрандзи с острова Корфу, рассказавший о событиях 1258–1477 гг.; Лаоник Халкокондил из Афин, описавший 1298–1463 гг.; Михаил (?) Критовул с острова Имвроса, написавший панегерическое сочинение о захвате Константинополя султаном Мехметом II в 1453 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получал последовательно титулы протоспафария, патрикия и магистра, имел крупные земельные владения в Малой Азии. В 1037 г. был назначен стратигом фемы Лонгивардия, в 1038–1039 гг. вместе с союзниками из лангобардов и норманнов отвоевал Сицилию у мусульман, но в результате интриг командующего флотом Стефана, мужа сестры Михаила IV (1034–1041 гг.), был отозван с острова и попал в заключение. В 1042 г. возвращен в южную Италию, где сражался с норманнами и провозгласил себя василевсом. Переправившись на противоположный берег Адриатики, поднял восстание среди албанцев и славян, распространившееся на Македонию. Пытаясь угрожать Фессалонике, в двух переходах от нее разбил правительственные войска Константина Мономаха (1042–1055 гг.), но сам, раненный, попал в плен и был обезглавлен. После его гибели энергичные вожди норманнов постепенно вытеснили силы Византии из фем Апулии и Лангобардии. Георгий Монах – см.: Георгий Амартол. Георгий Пахимер (1242–1310 гг.) – крупный чиновник, дикайофилак, служащий Патриаршей церкви, поздневизантийский интеллектуал, ученый- энциклопедист, философ и историк, сочинение которого, написанное незадолго до смерти в 1308 г., охватывает события от 1255 до 1308 гг. и является продолжением Георгия Акрополита, чьим учеником был автор. Особенно подробно описывает правление автократоров Никейской империи и Михаила VIII Палеолога (1259–1282 гг.), обнаруживая удивительную осведомленность в «общественном мнении» Империи, трезвую оценку причин неудач византийцев. Известен также как автор «Квадривия», учебника по математической четверице (арифметике, геометрии, астрономии и музыке), созданного около 1300 г. См.: историки Византии. Георгий Писида – поэт первой трети VII в., диакон Великой церкви в Константинополе, в стихах описал походы василевса Ираклия (610–641 гг.) против персов, аваро-славянскую осаду столицы в 626 г., а также сочинял богословские поэмы. В его творчестве особенно ярко отразился переход от античной к византийской поэзии. См.: историки Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сын Иоанна Ватаца Феодор взял фамилию матери – Ласкарис. Никогда еще со времен Константина Багрянородного трон не занимал человек более образованный. «Богоподобным из-за мудрости» назвал его Георгий Акропо-лит с. 225]. Никейский василевс оставил после себя трактаты, речи и письма. Казалось, философски настроенный государь был бы идеалом для окружающих. Но увы – хотя в общем как правитель Феодор II оказался неплох, его раздражительность и нервозность, усилившиеся под влиянием хронических болезней, делали императора для близкого окружения человеком невыносимым. К тому же с годами он стал очень подозрителен, чему немало способствовала глубокая вера василевса в колдовство – бич, от которого в средневековье (да нередко и в наши дни) даже образованные люди застрахованы не были. «Поэтому, – сообщает Георгий Пахимер, – многие в то время люди важные, лишь только кто хрюкнул на них обвинением, забираемы были под стражу, и кому хотелось отомстить за себя или ближнему, тому только стоило обвинить его в чародействе, и он подвергался наказанию... Подсудимого спасало только одно – если он решился взять рукою кусок раскаленного железа 114 из горящего огня» с. 25]. Марфу, сестру будущего императора Михаила Палеолога, по такому обвинению подвергли ужасному мучению – посадили в мешок со злыми царапающимися голодными кошками. Преследованию за «чародейство» подвергались в основном люди знатные, так как Феодор II, как и его отец, видел в усилении местной знати угрозу сильной императорской власти и всеми силами старался этого не допустить. «Для своих сановников [Феодор II. – С.Д .] казался... властелином тяжелым, потому что назначал людям должности и удостаивал их надлежащих почестей, смотря не на благородство происхождения и родственные связи с царским домом, а на личные качества. Кто был с ним в родстве и одной крови, тому, по мнению царя, уже довольно было и этого преимущества (Пах., с. 30]. Наиболее влиятельные при нем люди – великий стратопедарх Георгий Музалон, а также великий логофет и наместник во Фракии Георгий Акрополит – были не слишком высокого происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Великомученику Георгию посвящен ряд Похвальных слов византийских писателей: Аркадия, архиепископа Кипрского, святителя Андрея Критского, Феодора Квестора, Иоанна, митрополита Евхаитского, Григория II (Георгия) Кипрского, Патриарха Константинопольского, Константина Акрополита, Антония, епископа Ларисского, Нила, архиепископе Родосского, и других, а также стихи Феодора Продрома. В Константинополе 23 апреля служба великомученику совершалась в церкви во имя великомученика Георгия в Девтероне, ей предшествовал крестный ход из храма Святой Софии на Форум, о чем говорится в Типиконе Великой церкви X века и Синаксаре Константинопольской церкви Х века. В календарях палестинского происхождения 3 ноября отмечается также праздник освящения церкви во имя великомученика Георгия в Лидде, который получил повсеместное распространение в Византии с введением Иерусалимского устава. Образ великомученика был помещен на монетах при византийском императоре Иоанне II Комнине, и его продолжали чеканить при Палеологах. Никифор Григора в «Ромейской истории» упоминает об изображении Георгия на коне, которое написал «знаменитый в древности живописец Павел» на стене императорского дворца напротив часовни Богородицы Никопеи. В Византии Георгий считался покровителем воинов, землепашцев (имя Георгий происходит от греческого слова georgos – земледелец) и особенно пастухов. Георгий Сфрандзис называет Георгия «освободителем пленников», а в Каппадокии великомученик почитался как защитник путешественников. Известно совместное почитание великомученика Георгия и великомученика Димитрия Солунского, которых в народных преданиях называют братьями или родственниками. Эти представления были заимствованы у греков крестоносцами: согласно хронике Петра Тудебода, эти святые вместе с великомучеником Феодором возглавляли христианское войско во время Антиохийской битвы в 1098 году. Кроме чудес, зафиксированных в византийских агиографических сочинениях, сверхъестественные события, связанные с заступничеством Георгия, были отмечены, например, в 1593 году (явление великомученика Мураду III, после которого султан отказался от своего намерения разрушить церковь во имя великомученика Георгия в башне Фенер-капысы и отправил туда богатые дары), в 1689 году (прекращение эпидемии чумы на острове Закинф, по молитве Георгия).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

исходит». Вообще, Зигабен держится церковной точки зрения и излагает догматическое учение согласно с разумом св. отцов. В его толкованиях на Евангелия собрано было всё наилучшее из древних экзегетических трудов, но изложено гораздо проще и сокращённые, чем в «Благовестнике» Феофилакта. В таком же достоинстве нужно признать и его толкование на послания ап. Павла, открытые и изданные архиепископом Петр Никифором Калогера (в 1887г.). Зигабен собрал в этом труде все наиболее важное и ценное в экзегетическом отношении, что оставила святоотеческая древность, самостоятельно изложил извлечённый им материал простым и ясным языком и дал прекрасное экзегетическое руководство для всех членов Церкви, снабдив его и нравственными наставлениями. И в этом труде Евфимий последовал преимущественно творениям св. Иоанна Златоуста . Наконец, Зигабен составил комментарий на псалмы. Он предваряется обширным введением, где речь идёт о Давиде, как писателе псалмов, о поводах к их составлению, о содержании псалмов в догматическом и нравственном отношении и о мессианском их значении, о древних греческих переводах Ветхого Завета, а именно – Семидесяти, Акилы, Симмаха, Феодотиона, Лукиана Мученика и др. Самое толкование отличается самостоятельным отношением писателя к экзегетическим источникам, которыми служили творения Иоанна Златоуста , Афанасия Великого , Василия Великого , Кирилла Александрийского , Исихия Иерусалимского , Оригена и др. Писатель раскрывает и свои мнения наряду со святоотеческими. Он пользуется и аллегорическим, и историческим методом. Вообще, и Евфимий Зигабен был одним из лучших византийских экзегетов священного текста. 444 В Византии IX-XV bb. большим уважением пользовались и творения св. отцов. С целью сохранить в Церкви авторитет их в полной силе и значении, византийские писатели занимались их экзегетикой наравне со Священным Писанием. Преимущественное внимание обращалось на творения св. Григория Назианзина , в силу их глубокого богословского смысла, и Дионисия Ареопагита , в силу таинственного их характера. Из экзегетов первого рода были известны – Василий Новый, митрополит Кесарии Каппадокийской (912–959), Никита, митрополит Ираклийский (XI b.), Георгий Акрополит (XII b.), второго – Георгий Пахимер, патриарх Герман II (1220–1240), иеромнимон Георгий. Но памятники святоотеческого экзегезиса пока ещё большей частью не изданы. 445 VII. 3. Аскетика и мистика

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010