«Геопоники» – своеобразная сельскохозяйственная энциклопедия, составленная анонимным автором по поручению Константина VII Багрянородного (годы правления 945959). Она открывается предисловием, прославляющим императора за его заботу об образовании и за возрождение занятий философией и риторикой. В 20 книгах «Геопоник» содержатся сведения практического характера по земледелию, виноградарству, садоводству, огородничеству, оливководству, пчеловодству, коневодству, животноводству, рыболовству и другим отраслям сельскохозяйственного производства, приводятся выдержки из естественнонаучных трактатов и трудов греческих и римских писателей с ссылками на них («Явления» Арата из Сол, трактат «О сельском хозяйстве» Варрона, труд Катона «О сельском хозяйстве», сочинение в 12 книгах «О сельском хозяйстве» Колумелла, 18-томное «Учение натурфилософов» Феофраста, приписываемый Аристотелю трактат «О растениях» и др.), а также собственные наблюдения и советы автора о способах посадки винограда и фруктовых деревьев в зависимости от их типа, о средствах защиты голубей от пресмыкающихся и об усовершенствовании современных ему приемов агротехники. Каждая книга, освещающая лишь одну тему, начинается с краткого введения и перечня глав, содержащихся в ней. «Геопоники» пользовались большой популярностью у византийцев, о чем свидетельствуют многочисленные рукописи этого произведения. Георгий Акрополит (12171282) – уроженец Константинополя, переехавший в Никею в 1233 г., горячий приверженец своего дальнего родственника Михаила VIII Палеолога. Он учился у никейского ритора Феодора Эксаптерига, а после его смерти продолжил образование в придворной школе у Никифора Влеммида, вместе с которым он преподавал философию и логику Феодору II Ласкарису. Георгий Акрополит прославился как теолог, поэт, историк, государственный деятель (логофет геникона в Никейской империи, великий логофет во время правления Михаила VIII Палеолога), принявший участие в болгарском походе Uoahha III Ватаца (1246 г.), и дипломат, посланный к деспоту Михаилу II в Эпирское царство для заключения брачного контракта и дружественного союза (1249). Он находился также в составе византийского посольства на Лионском соборе (1274 г.), где была подписана уния о воссоединении восточной и западной церквей. С именем Акрополита было связано возрождение в Константинополе высшей школы – «Академии», которую он возглавлял в течение 10 лет. Среди его учеников были Феодор II Ласкарис, Георгий Пахимер, Григорий Кипрский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 Хониат Никита. О событиях по взятии Константинополя//Хониат Никита. История со времени царствования императора Иоанна Комнина. В 2 т. Т. 2. Рязань, 2003. Глава 7. С. 280, 281. 12 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Рязань, 2004. Книга 1, глава 2. С. 37. 22 Акрополит Георгий. Летопись великого логофета//Киннам Иоанн. Краткое изложение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Акрополит Георгий. Летопись великого логофета. Рязань, 2003. Глава 17. С. 287, 288. 29 Грегоровиус Фердинанд. История города Афин в Средние века (от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания). М., 2009. С. 280, 281. 54 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Контантинополя латинянами. Книга 1, главы 3, 4. С. 39–42. 62 Грегоровиус Фердинанд. История города Афин в Средние века (от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания). С. 295. 64 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Книга 1, глава 4. С. 42. 85 Буганов Р.Б., Э.П.Г. Иоанн III Дука Ватац//Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 592, 593. 86 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 2, глава 1. С. 43. 89 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 2, глава 7. С. 57, 58. 92 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 2, глава 3. С. 46. 97 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 2, глава 2. С. 44, 45. 109 Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. СПб., 1868. С. 97, 98. 111 Оболенский Д.Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 225. 113 Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. С. 100–103. 122 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 2, глава 5. С. 51, 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20. В Афинском календаре сентябрь, как замечено было прежде, называется EQ o( ε;) κατμβαιων, гамилионом же – март. 76 Скирофорион, по Пахимеру, соответствует декабрю. Это видно из его слов и в конце VI книги, где говорится о времени смерти Михаила Палеолога. 77 Линеон. Этим словом, очевидно, указывается на месяц февраль; потому что в этом именно месяце второго числа восточная церковь празднует день Сретения. Линеоном или иначе – посидеоном называется февраль и в афинском календаре, из которого Пахимер, по-видимому, и взял это название. У бэотян линеон называется Βουκτιον, потому что был холоден (?), а у других – ρμαον. Это слова Гезихия. 78 Аллагия – слово, очевидно, негреческое, но заимствовано было из языка иностранного. По-видимому, оно взято из французского или галльского. Галлы, во время крестовых походов, заняв известную область, располагались в ней квартирами, и называли их allogiamenta или allogia (ныне les logemens de gens de guerre). Отсюда-то, вероятно, произошла Пахимерова EQ o( α;’) λλγια. Из этого видно, что римские войска назывались по областям, в которых квартировали. Впрочем, слово аллагия впоследствии употреблялось и независимо от места расположения войск и получало значение корпуса. Так, например, Георгий Акрополит с. 59 Hist. p. 66 ed. Reg., упоминая о Константине Маргарите, говорит, что он был EQ o( α;’; ´) ρχων EQ o( α;’; ´) λλογ αEQ o( υ;’) το, а потом на следующей странице прибавляет: EQ o( ο;) δEQ o( βασιλεEQ o( ς Θεδωρος EQ o( α;’; ´) ρχοντα τEQ o( η;˜) ς αEQ o( υ;’) το κατωνμακε τξεως. 79 Здесь делается аллюзия на старинную пословицу, которая находится в строматах древних пословиц, собранных Андреем Шоттом. Стих 686 у него читается так: ΜαριανδηνEQ o( ω;˜) ν μμνησο θρηνητηρων. Эта пословица произошла, может быть, от того, что мариандинцы с особенною торжественностью отправляли похороны своих умерших. 81 Георгий Акрополит, которому поручено наказать пантепоптских монахов, был известный греческий историк и хронограф. Западные критики очень досадуют на Пахимера, что Акрополита называет он несовестливым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 О переписке Феофилакта см. исследование проф. Ф.И. Успенского: «Образование второго Болгарского царства». (Записки Имп. Новорос. Универс. т. XXVII и отдельно. Одесса, 1879.) (В. Б.). 30 Об этой эпохе ср. превосходное исследование C. Neumann: «Die Weltstellung des Byzantinischen Reiches»; франц. перевод «La Situation mondiale de l’empire byzantin avant les croisades» (Revue de l’Orient latin 1905, t. X, и отдельно). 32 L. Petit: Typikon de Grègoire Pacourianos pour le monastère de Pétrilzos (Backovo) en Bulgarie. (Византийский Временник, 1904, приложение 1). (В. Б.). 33 Козма I Аттик; кажется, он был мистиком, которому только православные рационалисты приписали еретические учения. Если бы афонские омфалопсихиты выступили уже в XI в., то, без сомнения, они стали бы жертвой костров. 37 Из этого факта нельзя делать неразумного вывода о благотворной веротерпимости греков и т.д.: по общему суждению и греков и Запада той эпохи, это было изменой Божьему делу. Этот факт надо отметить, как первый симптом той безумной ненависти, которая впоследствии заставляла греков говорить, что лучше принять турецкую веру, чем латинскую; и всё из-за Filioque! 39 Георгий Акрополит p. 26 ed. Bonn. «Иван-Собака», « Σκυλοωννης” звали его греки 1. с. р. 26 и 237 (р. 23–24 ed Heisenberg). 41 Георгий Акрополит p. 46 sqq. ed. Bonn (p. 43 ed. Heisenberg); сравн. русский перевод стр. 50. 42 «В лето 6738 индикта III аз Иоанн Асень, в Христа Бога верны царь и самодержец болгаром, сын старого Асене царе, создах от зачала и писанием украсих до конца причестну сию церьковь во имя святых 40 мученик, их же помощию в 12-е лето царства моего, в нежо лето писашеся храм се, излезах на брань в Романию и разбих войску грецку и самого царя кюр Феодора Комнина ях с всеми болгары его, а земя вся приях от Одрина и до Драча грецку еще же арабску и сербску, токмо сущым градовом окрест Цареграда и самого того града держаху фрузи, не и те под руку царства моего повиновахуся, понеже иного царя не имаху разве мене и мное ради дни своя испровожающе быху, Богу тако повелевьшу, ибо без Него ни дело ни слово свершаеться. Тому слава в векы аминь» X. С. Даскалов: Открытия в древней столице болгарской, Тырнове (Чтения Московского Общества Истории 1859, II, 18). Раковский: Иоанн Асень, 9. (В. Б.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

2, – грамоту эту, несомненно принадлежащую Асеню II, Шафарик и Миклошич несправедливо усвояют Асеню I); 3) в житии Параскевы терновской, принадлежащем патр. Евфимию (мы имели под руками несколько списков, см. напр. Волоколамск. 644, л. 234 об.). Евфимий говорит, что Асень владел всей Македонией, Сером или Сересом, всей Афонской горой, Солунью со всей Фессалией, Тривалами (Сербией) и Далматией (с востока и с юго-востока прилежащей к Черногории нынешней северной Албанией, – см. ниже в истории Сербии), Арванитской державой (Албанией) даже и до Драча или Дураццо. Выписки из византийцев об Асене в Memor. pop. II, 722 sqq; дополнения из западных летописцев у Дюканжа в Familiae Byzant., ed. Paris., p. 320. Отзывы Акрополита об его личном характере Memor. pop. II, 725 sqq, § 281 в 732, § 290. Годы у византийцев вообще не очень надежны; из новых исследователей 1241 г. полагает годом смерти Асеня Дюканж (в Familiae Byzant; р. 320), более вероятный 1245 г. – Стриттер (Memor. pop. II, 449); что касается до начала правления, то сам Асень, начиная счет неизвестно с окончательного ли завладения престолом, или с более раннего времени, 1230 год считает 12-м годом своего царствования (см. в статье Даскалова «Открытия в Тервове» стр.19). 16 Так говорит о преемнике Михаила Георгий Акрополит, см. Memor. pop. II, 751 нижний текст. По Никифору Грегорасу (ibid, верхний текст), преемником Михаила, не оставившего наследников, был муж его сестры Мича ( Μιτζης), которого некоторые из новейших считают за сына жившего в Венгрии русских) князи Ростислава Михайловича, сына Михаила Черниговского (см. в Журн. Мин. Нар. Просв., ч. LXXI, статью г. Палаузова «Ростислав Михайлович князь Мачвы»). Но Георгий Акрополит есть непосредственный современник (род. ок. 1212 г. † 1282), а Никифор Грегорас есть писатель позднейший, живший спустя целое столетие († после 1359 г.), и отдавать последнему предпочтение перед первым, как это делает Стриттер, нет ни малейшего основания. Мы сказали, что вероятнее Калиян, а не Калиян: должно думать, что он был сын брата Асфиева Александра Севастократора (Memor.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Византийское посольство (в него входили, помимо прочих, бывший патриарх Герман III, великий логофет Георгий Акрополит и Феофан Никейский) прибыло в Лион, когда там уже собрались папа и латинские прелаты, имея при себе послание к папе, подготовленное императором Михаилом и единомышленным ему духовенством. На второй сессии II Лионского собора, еще до приезда восточных представителей, было утверждено в качестве догмата учение о двояком исхождении Св. Духа «от Отца и Сына» (ex Patre Filioque) и преданы анафеме все, кто отвергает это учение: Damnamus et reprobamus omnes qui negare praesumpserit aeternitaliter Spiritum Sanctum ex Patre Filioque procedure («Проклинаем и осуждаем всех, кто осмелится отрицать, что Дух Святой предвечно исходит от Отца и от Сына»), – т.е. все православные и нехалкидонские церкви. 3. Лионская уния Вопрос о соединении церквей обсуждался в четвертом заседании собора. Никаких дебатов о вероучительных расхождениях между церквами не допускалось. Папа заявил, что греки добровольно приходят в повиновение Римской церкви. Затем прочитаны были письма к папе Михаила Палеолога и его сына Андроника. В письмах, как и в грамоте от имени греческого духовенства, выражалась полная покорность папе (император просил только оставить грекам символ без Filioque). 6 июля 1274 г. греками было подписано соглашение о церковном соединении (унии), в основу которого легло вероисповедание, посланное императору Климентом IV. Греки признавали, что в силу полноты папской власти (plenitudo potestatis) только Рим является источником власти, почестей и привилегий для всех церквей (полнота власти Римской церкви «позволяет другим церквам разделять ее; так Римская церковь наделила многие церкви, в особенности патриаршие, различными привилегиями»). Великий логофет Георгий Акрополит от имени императора принес присягу в том, что он отрекается от всякого разделения с Римской церковью и обещает нерушимо сохранять ее исповедание веры и признавать ее первенство. Такую же присягу дали от лица греческого народа духовные лица, бывшие в числе послов. Уполномоченные представители Михаила VIII торжественно признали и полноту власти в христианской Церкви римского епископа, и учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (Filioque), и даже новое схоластическое учение о чистилище – при том, что оно никогда ранее не обсуждалось официально богословами восточной и западной церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий прислал письмо, в котором расхваливал Палеолога за намерение подчиниться апостольскому престолу и приглашал на собор в Лионе в 1274 году, для окончательного решения вопроса о соединении. При этом папа в числе условий соединения ставил принятие греками латинского Символа веры с прибавлением filioque и признание главенства папы. Палеолог решился на соединение церквей на предложенных условиях, так как боялся интриг Карла Анжуйского. Письмо папы в Константинополе было рассмотрено внимательно. Палеолог, с единомысленными ему епископами, заготовил грамоту от греческого духовенства папе и снарядил посольство на Лионский собор. В числе послов были бывший патриарх Герман и великий логофет Георгий Акрополит. Они прибыли в Лион, когда там уже собрались папа и латинские прелаты. Папа принял послов ласково. Четвертое заседание собора было посвящено соединению церквей, но дело было поставлено так, что никаких рассуждений о различиях между церквами не допускалось. Прежде всего папа заявил собору, что греки добровольно повинуются Римской церкви. Затем были прочитаны письма Палеолога и его сына Андроника, и грамота от греческого духовенства. Как в письмах, так и в грамоте выражалась полная покорность папе, только император просил оставить грекам Символ без filioque. Потом великий логофет Георгий Акрополит дал от имени Михаила Палеолога присягу в том, что он отрицается от всякого разделения с Римской церковью и обещает нерушимо сохранять ее исповедание веры и признавать ее первенство. Такую же присягу дали духовные посланцы, от лица греческого народа. В заключение всего пропели «Тебе Бога хвалим» и Символ веры с прибавлением и от Сына. Таким образом, состоялась уния между Восточной и Западной церквами. Уступчивые греческие послы получили в награду богатые подарки и возвратились в Константинополь. С ними прибыло и посольство от папы. Палеолог был весьма доволен исходом дела на Лионском соборе, так как вслед за утверждением унии, папа распорядился, чтобы между ним и Карлом Анжуйским был заключен мир. Оставалось только вводить унию в греческую церковь . Палеолог употреблял все средства, не исключая и насильственных, чтобы склонить греческое духовенство на унию. Когда же прибыли папские послы и привезли унию, он объявил разделение церквей несуществующим и потребовал, чтобы все признали это дело совершившимся. Патриарх Иосиф был объявлен низложенным и на его место был возведен Иоанн Векк. Было приказано поминать Григория X на богослужениях как верховного архиерея апостольской церкви и вселенского папу». Но дело унии было слишком непрочно. Только император с партией своих приверженцев принял ее. Все греки, и духовные лица, и миряне, не желавшие унии, не хотели иметь никакого общения с Римской церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Димитрия, пожертвованные его ктиторами, должны признаваться неотчуждаемыми, а сам монастырь должен остаться под властью и руководством местного епископа. А если кто- либо пожелает построить новый храм и присоединить его к патриаршей ставропигии, то должен сделать это на собственные средства, но нельзя с этой целью отнимать владения у монастыря, так как они должны составлять всегдашнюю его собственность. 141 1 Таким образом, патриарх Мануил своей грамотой, составленной в духе церковных канонов, защищал церковные привилегии от притязаний мирян. Наконец, известно, что патриарх Мануил широко пользовался правом печалования за преследуемых и несправедливо осуждённых и имел большое влияние на императора Иоанна Ватаци. А всё это едва ли было бы возможно при недостаточной образованности патриарха – вроде той, о которой упоминает Георгий Акрополит. Патриарх Арсений Авториан, дважды занимавший патриарший престол (1255–1260, 1261–1267), был до избрания на кафедру монахом обители у озера Аполлониады в Вифинии. Относительно его образования историками сообщаются неодинаковые сведения. Так, Георгий Акрополит говорит, что Арсений «имел познание в немногих науках, так как он прошёл только грамматическое образование». 142 Феодор же Скутариот в своих дополнениях к «Летописи» Акрополита рассказывает, что Арсений, будучи сыном судьи вила Алексея Авториана, занимавшего должность в Константинополе до завоевания его латинянами, в молодости постригся в монашество в монастыре на о. Оксии и потом здесь был игуменом. Когда император Иоанн Дука Ватаци и патриарх Мануил II избирали послов для отправления к римскому папе Иннокентию IV, то вместе с архиереями Кизическим и Сардским предполагали послать и игумена Арсения. Но он отказался от этой миссии, а потом сложил с себя и звание игумена Оксийского монастыря и удалился в монастырь близ Аполлониадского озера, где и посвятил себя суровым аскетическим подвигам. Патриарх Мануил II склонял Арсения возвратиться на Оксию, а когда он отказался, сказал ему: «Патриаршества ищешь?» – Царь Феодор II Ласкарис, узнав, что Арсений живёт близ Аполлониадского озера, немедленно послал за ним, когда возник вопрос об избрании преемника скончавшемуся патриарху Мануилу, «потому что Арсений, – говорит Скутариот, – имел познание в науках, прошёл грамматическое образование и изучил общие науки ( τ γκκλια μαθματα), так что понимал всё, что читал, и не затруднялся в грамматических тонкостях, – от юности избрал монашескую жизнь и был многими засвидетельствован в своих добродетелях».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Иоанн III Дука Ватац (годы правления 12221254) – император Никейской империи. Он расширил границы государства, захватив обширные области Македонии и Фракии, входившие в состав Болгарского и Эпирского царств; ослабил оппозиционно настроенных представителей никейской знати, так как предоставлял им высокие военные и гражданские должности, поощрял заключение брачных союзов между своими родственниками и придворной аристократией, награждал их прониями и вотчинами; вел интенсивное строительство в Никее, Сардах, Смирне, Филадельфии. Иоанн III построил крепость в Магнезии с нижними и верхними поясами укреплений; основал недалеко от Магнезии Сосандрский монастырь (ок. 1225 г.), а его жена – Кузинский монастырь Богоматери; построил Нимфейский императорский дворец на холме в верхней цитадели города, напоминавший дворец Мануила Комнина во Влахернах; жертвовал большие суммы на укрепление монастырей в Никейской империи, в Греции, в Константинополе, на Афоне и в Палестине; открыл философскую школу в Никее. В царствование Uoahha III при дворе существовал кружок истинных любителей науки и литературы, устраивались диспуты, на которых присутствовал император. Он привлек Никифора Влеммида к преподавательской деятельности, и тот стал воспитателем сына императора – Феодора. При императорском дворе находился Георгий Акрополит, сопровождавший Uoahha III в болгарском походе (1246 г.). Он восхищался полководческим и дипломатическим талантом императора, царствование которого историк правдиво описал в «Хронике». В «Надгробном слове Иоанну Ватацу Дуке» Георгий Акрополит выразил свою скорбь по поводу кончины этого, по его словам, высокообразованного полководца, философа и дипломата. Иоанн V Палеолог (годы правления 13411391, фактически с 1351 г.) – византийский император, сын Андроника III Палеолога и Анны Савойской. Регентом при нем был Иоанн Кантакузин , дочь которого Елена стала женой будущего императора. В своей внешней политике Иоанн V возлагал все надежды на Запад и первым из византийских императоров поехал ко дворам европейских правителей в 1369 г., чтобы заключить унию. Он побывал в Риме и Венеции (13691371 гг.), но его миссия не имела успеха, хотя при содействии римского папы Урбана V император принял католичество в октябре 1369 г. В 1371 г. турки разбили македонское ополчение, и Сербия признала себя вассалом османов. Византия также стала данником Османской империи, выплачивая ежегодно султану 30 тыс. золотых монет и поставляя вспомогательное войско в 12 тыс. человек. В своих хрисовулах Иоанн V утверждал идею божественности императорской власти – источнике божественных законов, используемых при управлении людьми. Но ни идеологические ухищрения, ни попытки заручиться помощью Запада не спасли Византию от глубокого политического кризиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он перешёл в партию Императора и стал предводителем латиномыслящих. Все эти выдержки он истолковал против правил логического искусства и софистически – как цитаты из Писания, так и из святых отцов,– и тем самым сознательно согрешил. Как говорит Пахимер: «Он, прежде неуклонный меч обоюдоострый против латинян, вдруг сокрушённый, принёс славу врагам. Когда он взошёл на патриарший престол, он весь принадлежал Императору: и язык его, и рука, и перо ловкого секретаря. Он говорил, писал и учил догматам, а сотрудниками его и борцами в первом ряду были Мелитиниот и Метохит, архидиакон императорского клира» 56 . Император Михаил отправил к Папе Григорию послов: Германа, незаконно возведённого на место Иосифа и ставшего Патриархом Константинопольским, и митрополита Феофана Никейского , а из членов синклита великого логофета Георгия Акрополита, протовестиария Панарета и великого толмача Верроиота. Они поплыли на двух триерах: на одной находились клирики и великий логофет, а на другой – придворные. Посольство отправилось в Рим в начале марта 1274 года, везя с собой множество даров, златотканные одежды и золотые иконы, Папе и кардиналам. Вечером святого Великого Четверга, когда Рим был ещё далеко, их застал страшный шторм, так что триера с членами синклита и императорскими дарами потонула около Малеи и спасся только один человек, который и сообщил о катастрофе. А другая триера, на которой ехали клирики, среди которых был и Георгий Акрополит, достигла Рима. Через несколько дней послы явились к Папе и исполнили своё поручение. «Папа доброжелательно принял послов, которых почтил тиарами, митрами и перстнями, как было принято одаривать архиереев. Они пробыли там всю весну и лето, и Папа оказывал им подобающий приём. Когда все дела посольства были улажены, то в конце осени посольство в полном составе вернулось в Константинополь» 57 . Так о посольстве рассказывает Пахимер. Некоторые латинские историки сообщают, что послы Императора появились на Лионском Соборе, что приняли на нём все нововведения латинян, и что Георгий Акрополит поклялся именем Императора в том, что он будет блюсти унию Церквей и что он принимает прибавление в Символе Веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010