Сколь скудны наши сведения о первых четырех патриархах Никейской империи, ясно видно из следующих известий, какие о них дошли до нас. Георгий Акрополит говорит о первом патриархе в Никее: «Михаил Авториан (1206–1212) был человек ученый, знакомый не только с нашей, но и иностранной литературой ». 436 И больше ничего не говорит Акрополит о Михаиле. Никакого представления о патриархе невозможно составить себе на основании подобного рода известий. Еще меньше сведений находим у Акрополита о следующем патриархе Феодоре Иринике (1212 или 1213– 1215). Он пишет: «По смерти патриарха Михаила патриаршую кафедру занял Феодор Ириник ». 437 Ефремий к этому прибавляет, что он был «начальник (ипат) философов ». 438 По какой причине дается Феодору такой пышный титул – решить невозможно . 439 q третьем патриархе Максиме (1215–1216 – правил не полный год) тот же Акрополит говорит: «Максим из монахов, большой угодник женщин (гинекея – вероятно, придворного), которые в свою очередь сильно ему покровительствовали, и этим только покровительством можно объяснить возвышение его в столь высокий сан ». 440 Очевидно, историк не хвалил Максима, но однако мы ge знаем ни того, как Максим взошел на кафедру, ни того, как он управлял. О преемнике Максима, Мануиле I (1217–1222), Акрополит отзывается хорошо, но он в то же время не дает никаких подробностей. «Мануил, – по словам Акрополита, – смотрелся философом, как многие его назвали ». 441 И только! Мы даже не можем уяснить себе, почему Мануил называется философом. Не потому ли, что он был аскетом? Ибо в древности философ и аскет часто считались синонимами. Ефремий к этому прибавляет: Мануил «точный сторож законов и канонов ». 442 Полагаем, что эта заметка не составляет поэтической вольности Ефремия, а основана на следующем факте, вскользь упомянутом в летописи Акрополита. Греческий император Феодор Ласкарь, женатый вторым браком на сестре латинского императора в Византии – Роберта, потом задумал было выдать свою дочь от первого брака за этого Роберта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Уже второй из басилевсов Никейской империи, Иоанн III Дука Ватаци (1222–1254), известен своими заботами о просвещении. Любопытные о нём сведения сообщает Георгий Акрополит, хорошо знавший басилевса. Акрополиту было 16 лет, когда он оставил Константинополь, где изучал «энциклион, или грамматику», и прибыл в Никею к императору, по рекомендации своего отца, знатного византийца. Император Иоанн Дука и его супруга, императрица Ирина, приняли юношу по-родственному: дали ему помещение в своём дворце, содержали его и воспитывали. Император и императрица были люди очень умные и добрые, высоко ценили научное образование. И потому они, прежде всего, озаботились дать Акрополиту лучшее по тогдашнему времени образование, тем более что отец его вскоре же скончался. Да и сам Акрополит стремился к образованию. Будучи проникнут любовью к изучению математики и высших словесных наук, он, как сообщает в своей «Истории», вместе с другими юношами стал изучать их у лучшего дидаскала столицы – Феодора Экзаптерига. Передавая Акрополита этому дидаскалу математики и риторики, император сказал своему любимцу речь, которая хорошо характеризует басилевса в его отношении к просвещению. «Когда мы предстали перед лицом императора, – рассказывает Акрополит, – он обратился ко мне и сказал: “Этих (товарищей Акрополита по учению) я взял из Никеи, а тебя привёл из собственного дома учиться с ними. Докажи же на самом деле, что ты вышел из моего дома, и сообразно с тем и занимайся математикой. Сколько получает годового жалованья воин от царской милости, столько же или ещё более, по знатности твоего рода, будет отпускаться и тебе. А когда изучишь философию, то удостоишься больших почестей и званий, потому что нет в мире людей почётнее царя и философа”» (Acropolites. Р. 48. Ed. Heisenberg). Но о первом своём дидаскале Акрополит сохранил не вполне приятные воспоминания. По его словам, Экзаптериг был не очень сведущ в математике, но красноречив, потому что долго изучал риторику и приобрёл навык выражаться изящно, за что и пользовался большой известностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

537 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 8, глава 1. С. 207–209. 539 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 8, глава 3. С. 215, 216. 544 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 8, глава 6. С. 232. 548 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 9, глава 1. С. 277, 281. 553 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 9, глава 6. С. 296. 557 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 10, глава 2. С. 328–332. 563 Плач о Константинополе//Византийские историки о падении Константинополя в 1453 г. СПб., 2006. С. 158. 564 Акрополит Георгий. Эпитафия прославленному императору Иоанну Дуке//Акрополит Георгий. История. СПб., 2005. С. 142. 566 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Рязань, 2004. Книга 10, глава 1. С. 327, 328. 571 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 10, глава 8. С. 357, 358. 574 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 8. 576 Ломизе Е.М. Константинопольская патриархия и церковная политика императоров с конца XIV в. до Ферраро-Флорентийского собора (1438–1439). 577 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 8, глава 13. С. 267. 579 Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов//Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Акрополит Георгий. Летопись великого логофета Георгия Акрополита. Рязань, 2003. С. 29. 580 Дагрон Жильбер. Император и священник. Этюд о византийском «цезаропапизме». СПб., 2010. С. 35, 38. 586 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. С. 87, 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О, несчастье, очевидцем которого я сделался! Слушай, небо, и внемли, земля, я отказываюсь от предстоятельства и отвергаю его! И если бы мне даже грозили изгнание и голод, истязания, отсечение членов и насильственная смерть, я не приму пастыреначальничества! Георгий Акрополит (около 1217–1282 гг.) . Наряду с Никифором Влеммидом, Георгий Акрополит – виднейший и характернейший деятель никейского периода византийской культуры. Перебравшись юношей в Никею из захваченного крестоносцами Константинополя, он в качестве соученика Феодора Ласкариса (будущего Феодора II) поступил в обучение к Влеммиду; с 1246 г. он и сам вступает в число наставников своего бывшего соученика. Придя к власти, Феодор II использовал Акрополита для дипломатических поручений, а кроме того, доверил ему должность военачальника в кампании 1257 г. против Михаила II, деспота эпирского, что, впрочем, окончилось для Георгия большой неудачей: он попал в плен и был освобожден лишь в 1260 г. В следующем году он прибыл в отвоеванный Константинополь, где занимался важными делами церковной и государственной дипломатии. Важнейшее сочинение Георгия Акрополита – прозаическая хроника, излагающая события от падения Константинополя в 1204 г. до его возвращения в 1261 г. Кроме того, Акрополит занимался богословской полемикой (по актуальному для эпохи вопросу об исхождении св. Духа, связанному с церковно–политическими отношениями между Византией и Западом), писал речи, составил стихотворное вступление к письмам своего патрона Феодора Ласкариса II; но до подлинной поэзии он поднялся только один раз – когда писал стихи на смерть Ирины Комнины, дочери Феодора Ласкариса I и супруги Иоанна Дуки Ватацы. Собственно говоря, перед нами еще одно стихотворение «на случай»; но в нем неожиданно открывается такая глубина чувства и человечность, какую нелегко отыскать в мирской византийской поэзии. Это относится прежде всего к тому разделу, где Ирина вспоминает свое счастливое замужество. Характерно, что это на редкость живое и цельное выражение чисто земного идеала молодой силы и взаимной любви дано поэтом в контексте надгробного плача и через призму смерти. Языковые и стилистические особенности стихотворения характерны для никейского классицизма. Эпитафия поддается точной датировке: между 1241 г. (смерть Ирины) и 1244 г. (новая женитьба Uoahha III ). НА СМЕРТЬ ИРИНЫ, СУПРУГИ ИОАННА III 440

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 26. Неофит (Νεφυτος), по прозванию ’Εγχλειστος, современник Никиты Акомината, родившийся в 1134 году, был иеромонахом в одном из монастырей своей родины – Кипра. Вероятно, после 1191 г. он написал письмо Περ τν κατ τν χραν Κπρον, где изобразил в минорном тоне печальное положение кипрского населения и православной церкви под латинским владычеством. Кроме того, ему принадлежат еще 10 речей и Tυπικ διαϑκη, т. е. устав основанного им монастыря, написанный простонародным языком. Устав этот проливает некоторый свет на быт византийских монахов и в особенности на кипрские события. Издания: Письмо о кипрских несчастьях издал сперва Cotelerius Monumenta ecclesiae Graecae II (1681), стр. 457 и след.; затем переиздал J. P. Reinhart, Vollstandige Geschichte des Konigreichs Cypern II (1768), приложена стр. 1 и след. После нового сличения с одной венецианской рукописью изд. К. Sathas Мεσ. βιβλ. II (1873) стр. 1 и след. Ср. его πρλογος стр. 1 и след. Наконец, по новому сличению с рукописью изд. Е. Miller, Recueil des historiens grecs des croisades I (Paris 1875) II, 559–563. § 27. Георгий Акрополит (Гεργιος " Αχροπολτης) родился в 1217 г. в Константинополе; в 1233 г., еще юношей, отправился он к греческому двору в Никее и там получил научное образование под руководством Феодора Эксаптерига и знаменитого Никифора Влеммида. Вскоре он выдвинулся на дипломатическом поприще и в 1244 г. был назначен великим логофетом. Наследник престола Феодор Ласкарь, учившийся сначала вместе с Акрополитом у Влеммида, стал в 1246 г. учеником Акрополита. По восшествии на престол, Ласкарь продолжал оказывать дружеское расположение Акрополиту и даже назначил его в 1257 году главнокомандующим в войне с деспотом Михаилом Эпирским. Неопытный в военном деле, Акрополит на поле битвы имел меньше успеха, чем на ученом поприще, и даже попал к врагам в плен, из которого был освобожден только в 1260 году императором Михайлом VIII. Этот государь лучше своего предшественника понял истинное призвание несчастного полководца и определил Акрополита на службу по политической и церковной дипломатии. Акрополит, по поручению императора, руководил переговорами на Люнском соборе (1274 г.) и добился соединения церквей, против чего прежде он сам боролся. В 1282 г. он был отправлен послом к императору Иоанну Трапезунтскому и в августе того же года умер за несколько месяцев до смерти Михаила VIII. Современники Акрополита все свидетельствуют о высоком уважении, которым он пользовался, как ученый и дипломат; его царственный ученик Феодор II Ласкарь посвятил ему похвальное слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

В своей Xpoνικ συγγραφ Георгий Акрополит изображает события со времени взятия Константинополя латинянами до реставрации византийской империи (1203–1261); таким образом, труд его является продолжением труда Никиты Акомината. Акрополит хорошо осведомлен о том сложном времени, которое изображает: будучи современником, он мог сам наблюдать колебания латинского владычества в Константинополе и развитие греческой империи в Никее, а по своему положению великого логофета, полководца и посла он был и участником событий. Понимание событий у него трезво и дельно; его рассказ по внутренним основаниям заслуживает доверия, если-бы даже тацитовское «sine ira et studio» 68 не было выставлено самим автором в качестве высшего лозунга. Стиль Акрополита очень ясен, хотя несколько канцелярски неуклюж и небрежен, особенно в синтаксическом строе. Народных выражений, подобно большинству историков эпохи Комнинов и Палеологов, Акрололит тщательно старается избегать, или по крайней мере видоизменяет их на ученый лад. Труд Акрополита послужил источником для позднейших хронистов (автора «Синопсиса» Сафы и для Ефрема). Кроме исторического сочинения, от Акрополита дошло до нас стихотворение и несколько риторических и богословских сочинений. В 1252 г. он обнародовал письма своего ученика Феодора Ласкаря и предпослал им стихотворное предисловие (63 триметра). В 1254 г. Акрополит посвятил императору Иоанну III Дуке Ватацу прекрасную надгробную речь, в которой набросал яркую картину деятельности этого замечательного государя. Во время своего плена в Эпире он написал два рассуждения об исхождении св. Духа; эти рассуждения сводятся к характерному для автора приглашению закрыть глаза на догматические различия и примириться на общности нравственных воззрений. Сюда же можно присовокупить более мелкие богословские трактаты и похвальное слово в честь св. Георгия. Ошибочно Акрополиту приписаны схолии к сочинениям Григория Назианзина . Издания: «Историческое сочинение» в сокращенной редакции ed. рг. Tkeod. Dousa (Lugd. Batav. 1614). –Первоначальная редакция вместе с сокращенной: Graece el latine ed. Leo Allatius (CP 1651), с Иоилем и Кананом, в конце знаменитое рассуждение de Georgiis eorumque scriptis стр. 229–427. – Повторено CV 1729. –В СВ тес. I. Веккег 1836, с заметками Дузы и Алляция; сокращенная редакция приведена лишь в критическом аппарате. – Повторено PG CXL 969–1220. – Относящиеся к крестовым походам части также в Rec. des hist grecs des crois. tt. I и II (комментарий). – Полное издание сочинений Акрополита, основанное на всем довольно богатом рукописном материале, выпустил Aug. Heisenberg Georgii Acropolitae opera 2 tt. BT (Lipsiae 1903). – Есть русский перевод в собрании СПБ. Дух. Акад. «Византийские историки»: Летопись великого Логофета Георгия Акрополита (СПБ. 1863).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Величественные остатки стен и башен, входивших в состав церкви св. Иоанна, резко противоречат скромности нынешних домов и зданий Пергама» (Путешествие к семи церквам, С. 218). На начало XX века, по разным данным, в городе Бергама проживало около 20 тысяч жителей: 10000 турок-мусульман, 700 иудеев, 9000 православных греков, 800 армян. Христиане имели 2 школы для девочек и мальчиков на 800 человек, 5 церквей. В 1923 году всё христианское население Пергама было депортировано в Грецию. Пергам (Бергама) ныне существует и успешно развивается за счёт туризма и постоянного интереса со стороны историков и археологов, город входит в Измирский (Смирнский) вилаят (область) и насчитывает около 80000 жителей. Язычество и христианская миссия в Пергаме Центр и доминирующая высота Пергама – это акрополь, возвышающийся над так называемым нижним городом более чем на 400 метров. Дворцы и храмы были расположены на террасах горы акрополя, а сам акрополь, с западной стороны имевший застроенный склон в сторону города, а с восточной – отвесный обрыв и озеро, был окружен мощной стеной. Основное строительство акрополя и города велось во II в. до н.э. Нижняя, более древняя часть города находилась в живописной долине, куда вела красиво вымощенная дорога с колоннами, соединяя акрополь и агору. На этой дороге располагались гимназия, гимнастические залы и термы. Римская администрация оценила эту географическую особенность города, оставив его столицей области, когда по завещанию Аттала III Пергамское царство перешло во владения Рима. Хранительницей города считалась Афина. Её святилище располагалось рядом с известной Пергамской библиотекой и составляло единый комплекс вместе с алтарем Зевса, что должно было подчеркнуть единство мудрости, культуры и религии. Интересно отметить, что слово «пергамент» происходит из Пергама. В течение долгих столетий античные свитки писались на папирусе – материале, изготовленном из сердцевины крупного тростника, растущего по берегам Нила. Во II веке до н.э. пергамский царь Эвмен решил сделать свою библиотеку крупнейшей в мире. Для этого, согласно легенде, он уговорил александрийского библиотекаря Аристофана покинуть Александрию и переселиться в Пергам. В ответ на это египетский царь Птолемей, возмущённый таким поступком своего выдающегося ученого, заключил Аристофана в тюрьму, а в наказание Эвмену наложил эмбарго на вывоз папируса в Пергам. В сложившейся ситуации ученые Пергама изобрели (скорее, ввели в широкое употребление) пергамент, который изготовляли из обработанных и разглаженных шкур животных. Как писчий материал, пергамент прочностью намного превосходил папирус и потому с течением времени он совсем его вытеснил. Хотя исторически нельзя приписывать изобретение пергамента собственно Пергаму, оно относится к временам более отдалённым: в персидском царстве с незапамятных времен, по свидетельству Диодора, для письма использовали кожу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

26 . Георгий Акрополит. Летопись Великого Логофета Георгия Акрополита/Пер. И.Троицкого /ВИПДА. Спб., 1863. 27 . Георгий Акрополит. Эпитафия Георгия Акрополита императору Иоанну Дуке [Ватацу]/Подг. П.И.Жаворонкова/ВВ. Т. 48. 1987. 28 . Георгий Амартол. Книги временные и образные Георгия Мниха (Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе)/Подг. В.М.Истрина . Т. 1–3. Пг.-Л., 1920–1930. 29 . Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах/Пер. под ред. С.П.Карпова/ВИПДА. Спб., 1868. 30 . Две византийские хроники X века. а) Псамфийская хроника; б) Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники/Пер., комм. А.П.Каждана. М., 1959. 31 . Дигенис Акрит. Византийская эпическая поэма/Пер., комм. А.Я.Сыркина. М., I960. 32 . Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты/Пер., прим. И.С.Перетерского. М., 1984. 33 . Евагрий Схоластик . Церковная история/УХЧ. 1853; 1854. 34 . Жоффруа де Виллардуэн. Взятие Константинополя. Песни труверов. М., 1984. (Новое издание: Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя/Пер., комм. М.А.Заборова. М, 1993). 35 . Избранные жития святых III–IX вв. Т. 1. М., 1992. 36 . Иешу Стилит. Сирийская хроника/Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. Т. 31. 1940. 37 . Изборник. Повести древней Руси/Сост. Л.А.Дмитриева и Н.В.Понырко. М., 1987. 38 . Иоанн Кантакузин /Г.М.Прохоров. Публицистика Иоанна Кантакузина 1367–1371 гг./ВВ. Т. 29. 1968. 39 . Иоанн Киннам. Краткая история царствования Иоанна и Мануила Комнинов/Пер. под ред. В.Н.Карпова/ВИПДА. Спб., 1859. 40 . Иоанн Цимисхий. Письмо к армянскому царю Ашоту III/Пер. Хр. Кучук-Иоаннеса/ВВ. Т. 10. 1903. 41 . Иоанн Эфесский. Отрывки из хроники/Пигулевская Н.В. Ближний Восток, Византия, славяне. Л., 1976. 42 . Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica)/Пер. Е.Ч.Скржинской. М., 1960. 43 . Кекавмен. Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI в./Пер., комм. Г.Г.Литаврина. М., 1972. 44 . Константин Багрянородный. О фемах. О народах/Пер. Г.Ласкина. М., 1899. 45 . Константин Багрянородный. Об управлении империей/Текст, пер., комм. под ред. Г.Г.Литаврина и А.П.Новосельцева. М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

2.1. Постановка проблемы Но к чему же в таком случае приближались униаты? Верно ли заключение Я. Спитериса: «Никто из них (полемистов из третьей группы. – Д. М.) не ставит римское учение о примате в один ряд с «ересью» относительно Филиокве или хотя бы опресноков. Речь для них еще не идет о вопросе догматического порядка, но о проблеме чисто дисциплинарной или, если угодно, о вопросе авторитета» 146 ? Можно ли, как делает итальянский ученый, объяснить исключение византийцами папы из пентархии патриархов в XII в. лишь естественной эволюцией тех политико-экклесиологических принципов, которые были присущи византийскому христианству с самого начала 147 ? Мы могли бы принять последнее соображение с одним, по видимости небольшим, уточнением. Речь, по нашему мнению, должна идти о более точной формулировке (складывавшейся с течением времени) не столько политико-экклесиологических принципов, сколько догматических, пневматологическо-экклесиологических, которые действительно были присущи сознанию христиан, начиная с раннехристианской эпохи I–II вв., но претерпели существенное развитие и уточнение в постфотиевской и протопаламитской традиции. 2.2. Георгий Акрополит, Герман II (1223–1240), Георгий Мосхамбар и Варлаам Калабрийский об уделении даров Святого Духа апостолам В этом параграфе нам предстоит еще раз подчеркнуть связь учения о внутритроичной перихорезе Бога Сына и Бога Духа Святого с доктриной о передаче даров Св. Духа Церкви, поскольку эти два аспекта вероучения, а также мысли отцов и учителей Церкви достаточно редко рассматриваются в единстве друг с другом. 2.2.1. Георгий Акрополит и Герман II: Сын как единственный Податель Святого Духа Церкви Как мы пытались показать выше (раздел 1.1.2), с самого своего возникновения в XII в. критика византийцами латинского примата шла бок о бок с углублением учения о внутритроичной перихорезе сущности и Ипостасей. В XIII в. – по-видимому, вне непосредственной зависимости от церковно-политических причин, хотя они могли сыграть здесь косвенную роль – это учение претерпевает существенное углубление в мысли Никифора Влеммида, Феодора II Ласкаря, Георгия Акрополита, Григория Кипрского , результатом чего становится новое учение о вечном воссиянии Св. Духа через Сына, видимым обнаружением какового сияния является Фаворский свет. Данная теория более глубоким образом раскрывает действие всех трех Ипостасей Св. Троицы, особенно Сына и Св. Духа, не только во внутритринитарной жизни, но и прежде всего в Домостроительстве нашего спасения, совершающегося в Церкви и через Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В это время он уже выступил в звании «учителя философии». В монастыре св. Григория он основал школу и преподавал здесь философию. В числе его учеников был Георгий Акрополит, будущий историк и выдающийся общественный деятель. Школа Влеммида пользовалась покровительством императора Иоанна Дуки Ватаци. К своим ученикам Влеммид относился очень строго, так что не все из его питомцев были довольны своим суровым дидаскалом. За добродетельную жизнь и за высокий научный авторитет Влеммид был избран игуменом монастыря св. Григория Чудотворца . Но на некоторое время Влеммид, под влиянием возникшего в обществе недовольства суровой дисциплиной в его школе, должен был оставить Ефес и удалился на о. Самос, где поселился в т. н. Пифагоровом общежитии ( τ Πυθαγρον σπλαιον). Отсюда он был вызван императором Иоанном Дукой, который не только особым хрисовулом восстановил его в должности игумена монастыря св. Григория, но и возложил на него научную миссию – собрать священные и другие книги во Фракии, Македонии, Фессалии и на Афоне, иные из них купить на средства императора, а о других сообщить ему сведения, касающиеся их содержания. Влеммид с успехом исполнил это поручение и извлёк из путешествия большую для себя пользу. Он нашёл очень много книг, раньше ему неизвестных, дни и ночи проводил за их изучением и составлял заметки относительно их содержания. В результате, он достиг блестящей научной эрудиции, так что современники (Георгий Акрополит, Георгий Пахимер) с удивлением рассказывали о его необыкновенных познаниях. По возвращении в Ефес Никифор получил предложение занять местную архиерейскую кафедру, но он отказался от епископства, опять поселился в монастыре св. Григория и вновь открыл школу, а также занялся изучением Св. Писания, творений святых отцов и другими научными работами. С 1240г. в школе Влеммида стал обучаться Феодор Ласкарис, будущий император Никейский (1254–1258г.), известный своими богословскими трудами. Влеммид имел очень большое влияние на своего царственного ученика, внушил ему любовь к науке и знанию и много содействовал нравственному его развитию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010