22. XI. Хотя они и утверждают, что только Сын является нетварной, как они говорят, энергией, [но] не думая по отношению к тварным делать противопоставление, и [хотя говорят] что нет ни одной из нетварных общих энергий, которая не [была бы] Его, но [говорят это], истолковывая [слово] «один» в пользу отвержения общих нетварных энергий поклоняемой Троицы. Если говорят, что Сын обладает той же энергией, что и Отец (а Он, конечно же, обладает), то, согласно им, и Он будет также иметь другого сына, ибо один лишь Сын, по их мнению, является не тварной энергией Отца. А если Он ее не имеет той же самой, что и Тот, то не будет иметь и ту же самую сущность, ибо сущность характеризуется [исходя] из энергии. Итак, энергия не принадлежит к числу [идиом], ибо они характеризуют не сущность, а ипостась. Поэтому и божественный Максим снова говорит, обращаясь к этим новоиспеченным богословам: « кто [из богословов] говорил когда–либо об ипостасной энергии, и откуда это [мнение], и от кого позаимствовав, они [его] высказывают? »  XII. Tak что, если нетварная энергия не принадлежит к числу ипостасных [идиом], а Сын, согласно Акиндину, не имеет непреложно ту же самую нетварную энергию, что и Отец, то Он будет отличаться от Отца в том, что относится к природе (ν τοις κατ φσιν). А если Сын обладает энергией не только отличной [от Отчей], но и тварной, то Он будет обладать и тварной природой, что, конечно, пристало говорить Арию, Евномию и [всем] тем, кто по [своему] странному неистовству, неправду в высоту глаголаша   . Ибо тварная энергия, как мы выше научились, представляет тварную природу. XIII. Если же Сын отнюдь не имеет энергии — ни той же, что и Отец, ни другой какой–либо, то он будет не существующим (ανυπστατος) Сам по Себе и лишь во Отце созерцаемым. 23. XIV. Поэтому, согласно богомудрым богословам, Сын ничуть не отлично от Отца обладает теми же — не одной, а многими — энергиями, из коих ни одна не принадлежит к числу тварных, ибо творения суть последствия оных, из которых всякий, кто благоразумен, приходит в познание этих присущих Творцу энергий и сил [уразумевая их] из [этих] последствий, но не сподобляется уразумения Его природы. И не только Сын, но также и Дух Святой, обладает ими же, так что оба Они, согласно боговдохновенным богословам, вместе с Отцом являются источником этих присносущных энергий, как мы это разъяснили в начале и как в последующих словах выразим совершеннее. Акиндин же допускает, что каждая из нетварных энергий — существует самостоятельно (αθυπστατον), и что Сам Сын или Дух Святой пребывают [так же], как если бы у Них не было никакого отличия по сравнению с этими [энергиями]. И кто исчислит множество проистекающих отсюда несуразностей?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   49. Но оный Варлаам называл сей свет худшим и ангелов, и нашего ума; а этот [Акиндин], говоря, что этот свет чувственен, как же не полагает его худшим всякого разумения? И тогда знание «обуявших мудрых» будет, согласно нему, выше надежд будущих благ, ибо и они из благоустроения мира смогли бы уразуметь Творца мира, как и теперь [это могут сделать] чуждые евангельских законов. Будет, следовательно, и худшим разумения нечестивых, согласно Акиндину, свет будущего века. И, что еще более парадоксально и бессмысленно, он говорит: «хотя бы свет и был не воспринимаемым какой-либо тварной силой, хотя бы он и виделся с помощью божественного Духа, но и тогда он не нетварен». Ибо он не увидел, что тварное имеет предел в тварном, и что все охватывается соответствующей ему силой. То же, что существует сверх этого всего и созерцается силой Духа, и не может быть из числа тварных. ГЛАВА 19. О том, что то, чему не свойственно быть созерцаемым тварной силой, также не является тварным, и что те, кто видит Бога из того, что окрест Него, видят именно силою Духа.    50. А что он клевещет на нас, будто бы поэтому мы говорим, что Бог познается из того, что в Нем ( κ των κατ αυτν ), и тем более теми, о ком [сам] свидетельствовал, что они доказывали, что божественное непостижимо по сущности, это куда нам отнести? Ведь не так, что тот, кто знает не из одних только творений, знает [следовательно] Бога из того, что в Нем. Ибо созидательная и промыслительная сила не относится к числу того, что в Нем, но из числа того, что окрест Него, как говорит богоносный Максим, слова которого приводятся в тринадцатой главе настоящего слова . Божественный свет, в защиту которого у нас идет речь, не есть сущность, согласно богословам, но он и окрест сущности и нетварен: ибо он — божественная деятельность и светлость. Он есть проявление, — ибо он весьма смутно и как видимый издали показывается ныне и в будущем веке, соответственно очищению каждого из удостоившихся, — не из уподобления, но поистине дающее знать Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

А то, что мы, преследуемые тобой, говорили о подчиненном, иначе говоря низшем, и высшем по причине и следствию, а не по тварности и нетварности 1075 , точнее же, когда говорил Варлаам, мы не сочли нужным возражать на его слова, но предоставили это благочестивому разуму, – свидетель ты сам, выступающий против наших слов о нетварном. Следовательно, и ты 1076 – достойный веры и неоспоримый свидетель и для себя, и для нас: для нас, что мы, говоря так, благочестивы; для себя, что считаешь всё каким бы то ни было образом подчинённое у Бога тварным. Новый Арий, появившийся в наше время, затем облачившийся в лисью шкуру 1077 и овчину лицемерия, ты стремишься незаметно пожрать Христовых овец и чванишься, что уже проглотил и насильно удерживаешь неповеривших, не зная, что [люди] Христовы на самом деле сильны немощью и, если даже «страдают, как злодеи, вплоть до уз " 1078 , однако не стыдятся свидетельства истины, зная, в Кого уверовали, и уверенные, что верен [Обещавший] сохранить их в оный день 1079 . Ведь «и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут» несомненно «гонимы» ныне 1080 , »злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь« 1081 , »и слово их», хотя и отступившее от истины 1082 , «как рак, будет распространяться» 1083 , а не придерживающиеся »здравого учения» «по своим прихотям будут избирать таковых учителей, которые льстили бы слуху» 1084 . Глава 10. Свидетельства святых, что божественная природа есть источник божественных энергий; здесь же ясное доказательство, что Акиндин является арианином Что сущность есть источник и причина энергии, показывает говорящий: «Все причастно промыслу, источаемому из всепричинного божества« 1085 . Ярчайший же светоч Ниссы [говорит]: «Какое слово могло бы выразить божественную энергию, а лучше, силу, от которой энергия, точнее же, природу, от которой сила» 1086 . А Златоустый отец в писании «О непостижимом» говорит: «Пророки не только оказываются не знающими, что есть Бог по природе, но и о самой премудрости находятся в затруднении, сколь велика она, хотя не сущность из премудрости, но премудрость из сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Афоний, услышав ответ царя, присуждавший его к усечению мечом, возвел очи на небо и сказал: – Слава Тебе, Господи Иисусе Христе Боже, в Которого веруют христиане! Вот и я верую в Тебя, поклоняюсь Тебе и умираю за Тебя: спаси меня недостойного по великой Твоей милости. Палач, приступив к нему, надел на шею его верёвку, чтобы вести его за город для исполнения казни. Он же, обратившись к святым мученикам, сказал: – Господа мои и отцы, забудьте зло, которое я причинил вам, мучая вас, по повелению нечестивого царя. Молите о мне Бога, чтобы простил Он мне многие мои грехи, приобщил меня к сонму верующих в Него и дал мне увидеться с вами в Царствии Его. Святые мученики сказали ему: – Радуйся, брат, потому что прежде нас идешь ко Христу, и будь уверен, что найдешь у Него милость, и Он воздаст тебе по вере твоей. Афония, после того как он поцеловал святых, отвели за город; призывая пресвятое имя Иисуса Христа, он склонил под меч свою выю и отошел, радуясь, ко Господу. Христиане, взяв его тело и обвив чистым полотном, предали его честному погребению, как мученика Христова. После сего Акиндина, Пигасия и Анемподиста царь повелел зашить в кожаные меха и бросить в море. Когда это было сделано, явились святый Афоний и с ним три Ангела, ходящие по морю; вынув из моря святых мучеников, они освободили их от мехов и поставили на суше живыми и здоровыми, как бы никогда нисколько не страдавшими. Услышав о том, что святые мученики живы, царь разгневался на воинов, которым поручил ввергнуть святых в морскую пучину. Предположив, что они не послушались его и отпустили их на свободу, он, прежде всего, отсек руки этим воинам, которых числом было четверо, а потом приказал потопить их в море. Перед смертью, они призывали Господа нашего Иисуса Христа, исповедуя Его святое имя, веруя и молясь Ему, и таким образом были потоплены в водах морских. Святые мученики, Акиндин, Пигасий и Анемподист, снова были взяты, заключены в темницу и забиты в колодки. В смущении царь пошел в свою спальню, возлег на ложе, призвал своих вельмож и начал с гневом говорить им, что они оставили его одного трудиться на суде, совершаемом над христианами, и не помогают ему ни в чем, ни словом ни делом. Они отвечали, говоря, что нехорошее это дело – упражняться в таких судах и предавать казни неповинных христиан. Царь же при сем заметил им еще следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В тварном мире, вызванном " из ничего " Божественной волей, в существах, ограниченных и изменяемых, присутствуют бесконечные и вечные энергии, отражая сияние Божественного великолепия, проявляясь также и вне " всяческих " как Божественный свет, которого тварный мир вместить в себе не может. Это тот свет, о котором говорит апостол Павел: Бог... " Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может " (1 Тим. 6, 16). Это - слава, в которой Бог являлся ветхозаветным праведникам, тот превечный свет, который пронизывал человечество Христа в момент Его преображения и сообщил апостолам способность увидеть Его Божество; это нетварная и обожающая благодать, удел святых, живущих в единении с Богом; наконец, это Царство Божие, где " праведники воссияют, как солнце " (Мф.13,43). Священное Писание изобилует текстами, относящимися, по толкованию Восточной Церкви, к Божественным энергиям, как, например, следующие слова пророка Аввакума: " Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее - как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! " (Авв. 3, 3-4). Мы видим, что догматическое учение об энергиях - не абстрактное понятие и не интеллектуальное различение: здесь речь идет о конкретной реальности религиозного порядка, хотя она и трудно уловима. Поэтому это учение выражает себя антиномично: энергии в силу своего исхождения указывают на неизреченное различие - они не Бог в Его сущности, и в то же время, как неотделимые от Его сущности, свидетельствуют о единстве и простоте Божественного бытия. Противники святого Григория Паламы, восточные богословы, находившиеся под сильным влиянием учения Фомы Аквинского (это были калабрийский монах Варлаам, учившийся в Италии, и Акиндин, переводчик на греческий язык его " Summa theologiae " ), видели в реальном различении сущности и энергий посягательство на Божественную простоту и обвиняли Паламу в двубожии и многобожии. Апофатический и антиномический дух восточного богословия стал для них чуждым, и они защищали против такого богословия понятие о Боге, как о сущности прежде всего простой, в которой сами Ипостаси становятся характерными внутрисущностными соотношениями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

Вот как люди духовной жизни воспринимали свое общение с Богом: “У Тебя источник жизни. Во свете Твоем мы видим свет” ( Пс. 35:10 ), “Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей” ( Пс. 118:105 ). В особенности часто пришествие Мессии воспринималось, как духовный свет: “Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий. На живущих в стране и тени смертной свет воссияет” ( Ис. 9:2 ). “Я – свет миру, – говорил Христос иудеям, – Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни … Еще на малое время свет есть с вами, ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме, не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте во свет, да будете сынами света” ( Иоан. 8:12, 12:35–36 ). Подобным образом любовь и добрые дела св. Иоанн Богослов называет “хождением” и “пребыванием во свете”. Однако Священное Писание иногда применяет к Богу слово “свет” не только в переносном смысле, но в таких выражениях, которые, по-видимому, говорят о самой Его природе. Приведем некоторые такие тексты. “Ты одеваешься светом, как ризой” ( Пс. 103:2 ). Ап. Иаков называет Бога “Отцом светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены” ( Иак. 1:17 ). Ап. Иоанн: “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы” ( 1Иоан. 1:5–7 ) Ап. Павел: “Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может” ( 1Тим. 6:16 ). В книге Откровения мы читаем: “Город (Новый Иерусалим) не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его … И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их” ( Откр. 21:23–24, 22:4–5 ). О природе Фаворского сияния обстоятельно писал Святой Григорий Палама , (1296–1356 гг.) которому пришлось выступить в защиту православного учения о духовном свете против ученых монахов Варлаама, Акиндина и их последователей. То была эпоха Ренессанса – возрождения язычества в области искусства, мысли и нравов. В философии стали возвращаться к языческим представлениям о Боге, как о трансцендентном Абсолюте, надмирном, неприступном и непостижимом. Опираясь на такое нехристианское представление о Боге, Варлаам и Акиндин настаивали, что на Фаворе апостолы не могли видеть Бога. Они видели обыкновенный физический свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

– Да онемеют уста льстивые, хулящие истинного Бога! И тотчас царь онемел и сделался безгласным. Святые говорили: – Что с тобою произошло, царь, что ты не говоришь с нами? Неужели мы так и отойдем от твоего судилища, не получив окончательного приговора? Царь начал делать окружающим знаки глазами и руками, чтобы они взяли святых и заключили в темницу; но никто из окружающих не понял, что он приказывает своими знаками, Тогда царь, сорвав с себя багряницу 7043 , ударил ею о землю и, как безумный, начал пред всеми топтать ее ногами. Народ, видя то, дивился и сожалел о своем царе, что он впал в такое безумие. Святые же сказали народу: – О, слепые умом! видя вы не видите, слыша не слышите, ибо ожесточились сердца ваши! ... Когда святые говорили сие, явился с неба полк пресветлых Ангелов, коих видели многие из народа; не будучи в состоянии смотреть на них, они упали от страха и уверовали во Христа, Святые же начали петь: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей» ( Пс. 45:2–3, 43:27 ). Царь, не будучи в силах предпринять что-либо, по причине немоты, в ярости начал бить себя по лицу. Акиндин, видя его в таком смятении, прослезился и сказал: – Во имя Иисуса Христа, Господа нашего, говори. И тотчас у него разрешился язык, и он начал говорить, но не благословлял Бога, напротив, имея ожесточенное сердце, еще более хулил: хотя он и видел на себе крепкую руку Божию, однако, не хотел познать истины. Считая все сие за колдовство святых мучеников, он воспылал еще большим гневом на них и, вместо благодарности, тотчас по разрешении своей немоты, изрек такое слово: – Акиндина, Пигасия и Анемподиста погублю лютою смертью, вам же, присутствующим, отомщу за то, что не послушались меня, когда я приказывал вам знаками, – взяв этих нечестивых христиан, мучить за меня; ибо они связали мой язык своим колдовством. И повелел царь разжечь железное ложе и положить на нем мучеников. Когда их жгли на этом ложе в течение многих часов, они усердно молились Богу и воспели приличествующей тому времени псалом Давида:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Многие святые мученики радушно принимали своих палачей, высланных на их поиски, причем сии палачи гостили в их доме, пока мученики готовили себя к смерти. Привечать и угощать собственных истязателей – не выражение ли это любви к своим врагам? Когда царь Сапор сурово мучил Акиндина, Пигасия и прочих с ними страдальцев, то внезапно так взбесился он от злобы, что онемел, не мог говорить и в великой ярости терзал свое лицо. Видя своего мучителя в таком отчаянном положении, святой Акиндин заплакал, помолился Богу о царе и сказал: «Во имя Иисуса Христа, Господа нашего, говори и впредь!» И разрешился язык царя, и вернулась к нему речь. Вот пример истинной любви к своему врагу! Созерцание Да созерцаю досточудную силу апостольского слова (Деян. гл. 16), а именно: 1) как некая служанка, одержимая нечистым прорицательным духом, кричала, [идя] вслед за Павлом и Силой; 2) как Павел обернулся и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее ; 3) как нечистый дух в ту же минуту вышел из служанки. Проповедь о том, что Бог желает всем христианам быть святыми Так как Он избрал нас в Нем 163 прежде создания чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви . Еф. 1:4 Только Церковь учит и показывает, что сначала существовал замысел о сотворении [в серб, букв.: план – Пер.], а затем был создан [и сам] Сие предначертание содержалось в премудрости, и воле, и силе Божией. Бог, согласно этому замыслу, прежде создания избрал нас к святости и праведности в любви. Избрал нас Бог наперед и усыновил через Него . – Через кого? Через Господа Иисуса Христа. Ибо вне Иисуса Христа у человека нет никакой связи, никаких отношений, никакого родства с Богом. Итак, наше избрание и усыновление совершилось через Господа нашего Иисуса Христа. Избрал Он нас, Церковь Свою Святую, по благоволению воли Своей ( Еф. 1:5 ), как некогда избрал Он Израиля из среды всех народов на земле. Пусть никто не говорит: это Божие избрание уничтожает свободную волю человека, так что ни у христианина нет заслуги в том, что он христианин, ни язычник не подлежит осуждению за то, что он язычник. Нет, это в корне неверное толкование. Ведь и Израиля избрал Бог в древние времена, однако некоторые в израильском народе погибли, а некоторые Избрал Он и Церковь Свою Святую, призывая в нее все народы и всех людей. Но спасется ли кто из призванных и избранных и кто именно спасется – это зависит не только от Божия выбора, но и от человеческой воли и трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Один только грех на Духа Святого не простится ни в семь веке, ни в будущем и, следовательно, есть грех смертный ( Мт. 12:31–32 ; Мр. 3:29 и Лк. 12:10 ). Поэтому то и Возлюбленный Ученик Христов Иоанн заповедал: „Если кто видит брата своего, согрешающаго грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т. е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: – не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех , но грех не к смерти». ( 1Ин. 5:16–17 ). По этому Христову и апостольскому завету исповедует и учит Св. Церковь , что только об одних хулящих Св. Духа напрасна молитва перед Богом, а все прочие грехи покрываются молитвою, покаянием и делами, совершаемыми в доказательство искренности покаяния. Что же касается нареканий на Св. Церковь яко бы за потворство слабостям человеческим, то установленный от времен апостольских чин анафематствования, положительно опровергает раскольничье обвинение против Св. Церкви. Сам Св. Апостол Павел в послании к Тимофею, внушая ему иметь веру и добрую совесть, писал, что некоторые отвергнув ее, потерпели кораблекрушение в вере „от нихже есть Именей и Александр, ихже предах сатане да накажутся не хулити» ( 1Тим. 1:20 ). Тот же Апостол, отлучив от церкви одного коринфянина за сожительство с мачехою, упрекал коринфян за то, что они сами не постарались отлучить этого кровосмесителя. „Вы возгордились вместо того, чтобы плакать, и дабы изъят был из вашей среды сделавший такое дело», – воскликнул по этому случаю Апостол. Анафемтаствованы были на вселенских соборах и древними архипастырями Арий, Несторий, Евтихий, Диоскор, Македоний, Маркион, Валентин, Ноеций, Андроник, Оанит, Варлаам, Акиндин, Иоанн, Итал с их последователями и многие другие. Особый чин анафематствования составлен в IX веке цареградским патриархом Св. Мефодием (сконч. в 847 г.) и с его времени возник особый праздник Торжества Православия. Этот великий обычай низведения божественной грозы для восстановления и поддержания в христианской семье чистоты духа, воспринят Российскою Церковью одновременно с просвещением Православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Святые говорили: — Что с тобою произошло, царь, что ты не говоришь с нами? Неужели мы так и отойдем от твоего судилища, не получив окончательного приговора? Царь начал делать окружающим знаки глазами и руками, чтобы они взяли святых и заключили в темницу; но никто из окружающих не понял, что он приказывает своими знаками, Тогда царь, сорвав с себя багряницу ударил ею о землю и, как безумный, начал пред всеми топтать ее ногами, Народ, видя то, дивился и сожалел о своем царе, что он впал в такое безумие. Святые же сказали народу; — О, слепые умом! видя вы не видите, слыша не слышите, ибо ожесточились сердца ваши!.. Когда святые говорили сие, явился с неба полк пресветлых Ангелов, коих видели многие из народа; не будучи в состоянии смотреть на них, они упали от страха и уверовали во Христа, Святые же начали петь: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей» (Пс. 45:2–3; 43:27). Царь, не будучи в силах предпринять что-либо, по причине немоты, в ярости начал бить себя по лицу. Акиндин, видя его в таком смятении, прослезился и сказал: — Во имя Иисуса Христа, Господа нашего, говори. И тотчас у него разрешился язык, и он начал говорить, но не благословлял Бога, напротив, имея ожесточенное сердце, еще более хулил: хотя он и видел на себе крепкую руку Божию, однако не хотел познать истины. Считая все сие за колдовство святых мучеников, он воспылал еще большим гневом на них и, вместо благодарности, тотчас по разрешении своей немоты, изрек такое слово: — Акиндина, Пигасия и Анемподиста погублю лютою смертью, вам же, присутствующим, отомщу за то, что не послушались меня, когда я приказывал вам знаками, — взяв этих нечестивых христиан, мучить за меня; ибо они связали мой язык своим колдовством. И повелел царь разжечь железное ложе и положить на нем мучеников. Когда их жгли на этом ложе в течение многих часов, они усердно молились Богу и воспели приличествующей тому времени псалом Давида: — «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши посадил человека на главу нашу Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс.65:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010