Иоанн-ремесленник, юноша святой, Светозарен духом, с душою золотой, Дивно просвещенный Христовым учением, Бога умолял дать ему спасение: – О Всепобедителю, Кровью мя омый, Очисти мя маками от греховной тьмы! Срамной я отступников славы не желаю, На венец страдальческий свято уповаю. Духом Всесвятым меня Ты укрепи, Чтобы не сойти мне с Твоего пути. Богоматерь Чистая, милость беспримерная, Под Честным Крестом страдавшая безмерно, Помолись за душу мою в подвиге мучений, Чтоб скалою твердой стал я в море искушений. Надо мною смилуйтесь Апостолы вселенной, Дабы враг людской меня не увлек в геенну. Мученики славные, вы меня примите В радостные, светлые горние обители! Слушайте, мучители, предатели Бога: Ваш огонь и меч – мне на небо дорога! 3. Свв. мученики Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан . Все они пострадали в гонение, воздвигнутое императором Диоклетианом. Были они язычниками, пока не стали свидетелями мучений святого великомученика Георгия. Увидев страдания и мужество сего славного мученика, а также явленные при этом чудеса, они приняли христианскую веру, за которую вскоре и пострадали, и были увенчаны славой. Рассуждение В одном повествовании о мучениях христиан в правление персидского царя Сапора говорится: «Мечи притупились, палачи попадали, помощники утомились – а Крест всё выше воздвизался и блистал на крови Христовых мучеников». Сколько раз гонители христиан самоуверенно полагали, что покончили с христианством навсегда! А на самом деле скончавали они свою жизнь, тогда как древо христианства всегда сызнова покрывалось пышной зеленью и разноликими цветами. Но, невзирая на весь этот опыт [истории], некоторые наши современники считают, что христианскую веру можно искоренить силой. Не уточняют только – каким способом, забывая о том, что все способы уже несметное число раз перепробованы и не принесли никакого результата. Вполне обоснованно Тертуллиан заявил язычникам: «Тщетно проливаете вы нашу кровь: кровь мучеников – семя христиан». Созерцание Да созерцаю воскресшего Господа Иисуса, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Итак, правда то, что святые угодники Божии на самом деле становятся покровителями семей тех, которые, отправляясь в путь, поручают их в защиту им – угодникам. А отсюда и является для нас отрадное убеждение в том, что святые, как озаряемые светом лица Божия, видят нас, знают, какие мы питаем к ним чувствования, платят нам любовью за любовь и нам, чтущим их и потому близким к ним, всегда готовы оказать свою защиту и покровительство. Убеждаясь же в этом, и мы, со своей стороны, отправляясь в путь и во всякое другое время, будем с любовью и молитвой прибегать к нашим невидимым друзьям, защитникам и покровителям – угодникам Божиим; и будем усердно просить их, чтобы они святыми своими молитвами и нас самих, и наши семьи ограждали бы от всякого зла видимого и невидимого, жительству нашему испросили бы мир и тишину; и на нас самих, и на семьи наши низводили бы вседействующее благословение Божие. Аминь. 2-й день 64. Господь всегда неизменный помощник в страданиях верным рабам Своим (Из жизни святых мучеников Акиндина и Пигасия и иже с ними. Чет. Мин. ноябр. 2) Люди маловерные, храмлющие в делах веры на оба колена, в скорбях и страданиях всегда бывают особенно малодушны и вопиют: «Где же Бог ? Почему Он от бед не освободит меня? Видно, Он не видит или не хочет видеть человеческих скорбей и страданий и облегчить их!» Справедливо ли так говорят люди маловерные? И правда ли, что Бог не видит или не хочет видеть человеческих страданий и облегчить их? Что на это ответить людям, на оба колена храмлющим? Ответим так, как нам Бог на мысль послал; но ответим не рассуждениями или соображениями, а действительными и неоспоримыми примерами. Однажды персидский царь Саворий, узнавши, что служившие при дворе его мужи Акиндин, Пигасий и Анемподист исповедуют христианскую веру, приказал привязать их к деревьям, а под деревьями разложить огонь, «да», как сказано, «от уз и огня зле, души своя извергши, погибнут». И привязаны были святые, и огонь под ними возжен был, и в муках стали они молиться так: «Светильник и Творец наш, преданный за нас, оплеванный, укорённый, как злодей на дереве повешенный, всё Своею рукою содержащий Владыко! Ты ныне приди, и призри на наши страдания, и яви нам Твоё спасение! Воззри на наши болезни, и помилуй нас, и яви всем, что мы лишь Тебя Одного имеем Бога на Небесах!» И что же произошло после этой молитвы? Тотчас явился мученикам Господь, с лицом, сиявшим как солнце; и, при явлении Его, узы со святых спали, огонь угас и мученики стали совершенно здоровыми. И исполнились они неизреченной радости от явления Господня, Господь же стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

415-416 ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков 416-417 ЕЛКЕСАИТЫ [елкесеи, елхасеи], иудеохрист. секта, существовавшая в III - X вв. в Средиземноморье и на Ближ. Востоке 417-418 418-419 ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) 418-419 419-420 421-422 ЕЛПИДИФОР мч. Персидский (пам. 2 нояб.) - см. Акиндин, Пигасий, Анемподист, Аффоний, Елпидифор, мученики 422-424 ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) 425-432 ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки 432-434 434-436 ЕМЕЛЬЯНОВ Василий (в старообрядческом крещении Филипп; 1729 - 1797), наставник московской поморской общины 436-438 438-440 ЕМЕТЕРИЙ И ХЕЛИДОНИЙ [Эметерий и Келидоний] († ок. 300?), мученики (пам. зап. 3 марта), пострадавшие в г. Калагуррис (ныне Калаорра, Испания) 440-441 441-442 442-444 444-445 ЕМИЛИАН Антонович Гончаров (1882-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Алексеевич Киреев (1903-1941), свящ., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 445-446 ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 446-448 448-449 ЕМИЛИАН (Пиперкович Неделько; 1886 - 1970), еп. Тимокский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1922-1970 гг. 449-450 450-451 «ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц 451-453 453-455 455-458 ЕННАФА (Еннеим), мц. (пам. греч. 9 июня) - см. Фекла, Мариамна, Мария, Марфа, Еннафа, мученицы Персидские

http://pravenc.ru/vol/xviii.html

Христос Панктократор. Мозаика в куполе кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Христос Панктократор. Мозаика в куполе кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Декор интерьера сохранился частично. Пол был выложен геометрическими орнаментами из полихромного мрамора; нынешний является реконструкцией 1955 г. В верхних частях кафоликона сохранились резные беломраморные карнизы и великолепные мозаики. Расположение сюжетов в верхней зоне традиционно для средневизант. периода. В куполе представлен образ Христа Пантократора, между окнами барабана - фигуры 16 пророков, в тромпах - «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение» и «Преображение». В апсиде изображена Богоматерь с Младенцем на троне (сохр. только нижняя часть мозаики), в нишах вимы - архангелы Михаил и Гавриил, в конхах жертвенника и диаконника - св. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец. Среди сохранившихся композиций в наосе имеются: «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Поклонение волхвов», «Уверение Фомы» - в сев. рукаве креста, «Сошествие во ад», «Рождество Богородицы» - в южном, «Успение Богородицы» - на зап. стене над входом. В больших нишах наоса напротив фигур святителей Григория Чудотворца и Григория Акрагантского изображены первосвященники Захария и Аарон. Впервые в визант. храмовой декорации значительное место отведено сценам из детства Богородицы. В юж. части нартекса сохранились «Благовестие Иоакиму и Анне», «Введение Богородицы во храм», «Благословение священником». В северной - часто изображаемые здесь сцены из Страстного цикла: «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Омовение ног» (именно в нартексе, согласно мн. монастырским уставам, настоятель омывал в Страстной четверг ноги монахам). В алтаре представлены образы святителей и диаконов. Среди изображенных святых - 5 Персидских мучеников (Акиндин, Пигасий, Авфоний, Елпидифор, Анемподист), 5 Севастийских мучеников (Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий, Орест), мученики Сергий и Вакх, Пров, Тарах и Андроник. Поклонение волхвов. Мозаика в сев. своде кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г.

http://pravenc.ru/text/171440.html

Эта икона прочно связывалась в сознании византийцев с идеей суда. 44 Калабрия – низменный полуостров в Южной Италии. 45 Намек на упомянутого далее под своим настоящим именем монаха Григория Акиндина (ученика, затем противника св. Григория Паламы ) и вредоносность его учения, основанный на игре слов: Акиндин – безопасный и Поликиндин – многоопасный. 46 Иоанном Кантакузеном. 47 В Азию. 48 Селями Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином, вылившееся в многолетнюю гражданскую войну (начало 1340х – 1354 гг.) и закончившееся отречением Кантакузина. 49 Букв.: «трофей», т.е. памятник из захваченного оружия, воздвигнутый победителями на месте обращения врага в бегство. 50 Т.е. в середине цикла, образуемого семью седмицами (включая Страстную) Великого поста. 51 В славянской Триоди добавлено: «Иоанн умер в тридцатый день». 52 Возможен перевод: «от храма Господня», т.е. соборного храма Синайского монастыря, освященного в честь Преображения Господня; сей палестры — иносказательное обозначение Синайского монастыря как места аскетических подвигов (палестра — в античной Греции помещение для борьбы и атлетических упражнений). 53 Подразумеваются двадцать девять «слов», на которые разделена Иоаннова «Лествица». 54 Святитель Андрей Критский , или Иерусалимский († ок. 725, память 4 июля ). 55 Он написал полные каноны на многие праздники, – ныне употребляемые: на воскрешение Лазаря, Неделю жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы, Зачатие, 24 июня, 20 декабря Игнатию Богоносцу ; ныне не употребляемые: на Воздвижение, Сретение, 29 июня и 23 июля (мч. Трофиму и дружине его), 1 августа (Маккавеям). 56 Т.е. смотрителем сиротских приютов (греч.) 57 Митилена – город на ове Лесбос (по современной карте). 58 Ираклий (575–641) – Византийский император; царствовал с 610 по 641 г. 59 Хозрой I, Великий – Персидский царь из династии Сасанидов. Свергнут с престола и убит сыном Сироем в 628 г. 60 Византийский император Фока царствовал с 602 по 610 г. Отличался крайней жестокостью.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Виллардуэн Жоффруа де. История завоевания Константинополя//Жан де Жуанвилль. Жоффруа де Виллардуэн. История Крестовых походов. М., 2008. Виноградов А. Император и апостолы: храм и мавзолей//Власть и образ: очерки потестарной имагологии/Под ред. М.А. Бойцова и Ф.Б. Успенского. СПб., 2009. Вис В. Эрнст. Фридрих II Гогенштауфен. М., 2005. Владимир (Гетте), архимандрит. Римское папство как основа раскола Церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной церковью. М., 2007. Власть и образ. Очерки потестарной имагологии/Под ред. М.А. Бойцова и Ф.Б. Успенского. СПб., 2010. Владимирский А.В. Саладин, победитель крестоносцев. М., 2013. Властарь Матфей , иеромонах. Алфавитная синтагма. М., 2006. Воейков Н.Н. Церковь , Русь и Рим. Минск, 2000. Володин Э. Византийский дар. Наследие Византийской империи. Вольфхерий Хильдескаймский. Альтайские анналы//Немецкие анналы и хроники X–XI столетий. М., 2012. Воробьев С.М. Несколько замечаний к вопросу об историческом значении Персидской империи Ахеменидов//Имперское возрождение. 1 (21). 2009. Вриенний Никифор. Исторические записки. М., 1997. Вселенские соборы. Издание Свято-Успенской Почаевской Лавры, б/г. Гаген С.Я. Григорий Акиндин//Православная энциклопедия. Т. XII. М., 2006. Гарнак Адольф. Монашество, его идеалы и его история//Teologia teotonica contemporanea. Германская мысль конца XIX начала XX в. о религии, искусстве, философии. СПб., 2006. Гарро Альбер. Людовик Святой и его королевство. СПб., 2002. Гергей Е. История папства. М., 1996. Геростергиос Астериос. Юстиниан Великий император и святой. М., 2010. Герцберг Г.Ф. История Византии. М., 1896. Гибб Гамильтон. Дамасские хроники крестоносцев. М., 2009. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи. В 7 т. М., 2008. Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. Ярославль, 1908. Гийу Андрэ. Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2005. Горчаков Михаил , протоиерей. Вселенские Соборы// Христианство : энциклопедический словарь. В 3 т. М., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но на окраинах империи и вне пределов ее мученичество за Христа продолжалось. Особенно нечестивые персы доставили христианскому миру много мучеников. Было две эпохи особенно сильного гонения на христиан от персов – при царях Саноре и Издегерде (IV–V в.) и при царе Хоздрое (VII в.). В первую эпоху пострадали следующие мученики, вошедшие в макарьевские минеи четьи: мученица Ия (сент. 11.) Мамелфа (окт. 5.) Иоанн епископ и Иаков пресвитер (ноябр. 1.) Акиндин, Пигасий и 7028 (ноябрь 2.) Акепсима епископ, Аифал диакон, Иосиф пресвитер (ноябр. 3.) Нирса епископ, Иосиф ученик его, Иоанн, Саверий, Азат скопец, Иасоний и пр. (ноябрь 20.) Иаков персянин (ноябр. 27.) Авраамий епископ ариельский (февр. 4.) Садоф епископ и с ним 128 (февр. 20) Авда епископ и Вениамин диакон (март. 31.) Февруса, сестра ее и рабыня (апр. 4.) безымянные мученики, в Персиде в пленении избиенные при Саворие царе (апр. 9) Васик и Аска дщерь его (апр. 13.) Симеон епископ персидский и дружина его; сто мучеников и с ними Азад скопец (апр. 14.) Авда и Удес епископ и иже с ними (мая 16.) Симеон, Исакий и Вафрий (мая 18.) Мануил, Савелий и Исмаил (июн. 17.) Дементий (авг. 7.) Во вторую эпоху (при Хоздрое) пострадали: Анастас персянин 621 г. (янв. 22.) св. муч. Елладий (VI в.) (мая 28) живая мученица Голиндуха ок. 588 г. (июл. 12.) муч. Вата (мая 1.) Страдания персидских мучеников были весьма тяжки; с них живых снимали кожу, резали по членам, отрезали язык и т. п. Русский летописец вспомнит о тяжких персидских муках при рассказе об убиении князя Романа рязанского в 1270 г. «Убиен бысть князь Роман Ольгович рязанский от поганых татар, и бысть сице убиение его: заткоша уста его убрусом и начаша резати его по суставам и метати разно, и яко разоимаша и остася труп един, они же одраша главу его и на копие взоткоша. Сей новый мученик есть подобен страстью Якову Перьскому» 415 . Туже крайнюю лютость персидских мучений имеет в виду протопоп Аввакум, когда, изображая современное ему тяжелое положение старообрядцев, говорит: не почто ходить в Персиду, а то дома Вавилон 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Ибо стастотерпец Христов, подобно пшеничному зерну, один из Готов умер за Христа, но плодом его смерти стала православная жизнь всего народа той земли: все начали православно веровать во Христа Бога, Единосущнаго и Равночестного Отцу и Святому Духу, Ему же слава во веки, аминь. Память святых мучениц Кириены и Иулиании Святыя жены Кириена и Иулиания пострадали в царствование императора Максимиана [ 1 ]. Кириена происходила из года Тарса, Киликийской области, Иулиания же — из города Россона [ 2 ]. За исповедание христианской веры они были схвачены правителем Маркианом, который принуждал их отречься от Христа. За твердость в истинной вере Маркиан приказал нечестивым воинам остричь Кириене голову, обрезать веки и, обнаживши, водить вокруг города Тарса [ 3 ]. Затем ее вместе со святою Иулианией, отведши в город Россон, предали сожжению. Память святых священномучеников Иоанна и Иакова Святые Иоанн и Иаков были, — первый епископом, а второй пресвитером, при Сапоре Персидском [ 1 ]. Они многих привели ко благочестию, за что были схвачены царем и преданы различным скорбям и мукам. После мучения они были усечены мечем. Память 2 ноября Страдание святых мучеников Акиндина, Пигасия и Анемподиста Когда персидский царь Сапор [ 1 ], омраченный идолослужением [ 2 ] и исполненный всякого беззакония, воздвиг в своей стране великое гонение на христиан, то в это время между его придворными было три тайных христианина: Акиндин, Пигасий и Анемподист. Служа скрытно Христу, они приводили многих своим тайным учением к тому же благочестию. Некоторые оклеветали этих трех святых пред царем, что они не только сами веруют в Распятого, но и других заражают, как ядом, такою же верою. Царь сказал с гневом клеветникам: — Почему вы, давно зная о таких людях, не донесли мне и не представили их ко мне? Они сказали: — Державный царь! Если прикажешь, мы сейчас же представим их к тебе. Царь тотчас дал такое приказание, и они пошли, чтобы взять их. Когда они подошли к дому, в котором пребывали святые, то нашли двери запертыми; ибо верные рабы Господни стояли на молитве и не хотели отпереть людям, упражняясь в беседе с Богом. Те выломали двери, схватили святых и, связав, повели пред лицо царя. Царь, увидев святых, начал кротко спрашивать их: — Откуда вы, дети мои? Святые отвечали: — Об отечестве ли нашем спрашиваешь нас, царь? — отечество наше и жизнь наша есть Пресвятая, Единосущная и Нераздельная Троица, Отец, Сын и Святой Дух, Единый Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Христос с гневом, с силой обличает фарисеев, книжников и законников: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» ( Лк 11 ;.44:52). И далее Господь Христос предупреждает, и я чувствую, что Его слова направлены прямо к моему сердцу: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» ( Лк.12:1 ). Какое отношение имеют евангельские слова, которые сегодня читались во время Святой литургии, к моему выздоровлению в АА и к моей болезни алкоголизма? Оказывается, очень даже имеют. Они возвращают меня к тому страшному времени, когда я пил, когда я барахтался, словно беспомощный котенок, в стакане, когда я пил из бутылки, а «бутылка пила из меня». В отчаянии я кинулся к врачам, и они предложили мне таблетки, торпедо, эспераль и кодирование, но это не помогло: я ринулся к психологам, которые прорабатывали мое тяжелое детство, но не помогло и это; я обратился к Церкви и священникам, но, о ужас, и это не помогло или помогло на какое-то время, хотя во многом я видел отблески света, но для победы мне чего-то все время не хватало. Позже я узнал, что среди священников, психологов и врачей тоже есть действующие алкоголики, и их немало. Мне предлагали дорогие таблетки, сложную работу с душой; мне рекомендовали пост, акафисты и купания в источнике. Но алкоголизм продолжать мучить и убивать меня. А вот такие же безнадежные как я пьяницы помогли! В АА я встретил лучших спецов, хотя у них и не было соответствующего диплома. Они указали мне верную дорогу к трезвой и осмысленной жизни. Сегодня Церковь вспоминает святых мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста, а с ними до 7000 пострадавших. Акиндин, Пигасий и Анемподист, придворные персидского царя Сапора, были тайными христианами. Они жили в IV веке. Когда царь воздвиг гонение на христиан, завистники донесли ему на них. Святые претерпевали лютые муки, но оставались силою Христовою невредимы. Увлеченные примером их мужества, многие видевшие истязания мучеников, даже один из палачей, Аффоний, вельможа Елпидифор и мать царя также исповедали веру во единого истинного Бога, за что и приняли мученическую кончину. 11й Шаг поможет мне прожить этот день в свете любви и заповедей Христовых. «В течение дня, если появятся сомнения или волнения по какому-либо поводу, нужно остановиться на минуту и попросить Бога указать правильную мысль или действие» («Анонимные Алкоголики», с. 85). Когда я действую, живу и мыслю, руководствуясь 11м Шагом, тогда я становлюсь примером христианской жизни для других и в малой степени уподобляюсь сегодняшним мученикам. Господи, дай мне желание не лететь стремглав по этому дню, не скользить поверхностно по отношениям с другими людьми, а с помощью 11-го Шага двигаться в глубину сердца, чтобы встретить там мир, покой и Тебя. 16 ноября. Литургическое чтение: Лк.12:2-12

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

В конхах изображен краткий Богородичный цикл: композиции «Моление Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы», «Ласкание Марии», «Богородица, благословляемая иереями» и «Введение Богородицы во храм», а также ветхозаветный прообраз Богоматери - «Три отрока в пещи огненной». В наосе находятся многочисленные образы святых: мученики (40 Севастийских - погрудные изображения каждого святого отдельно); Акиндин и с ним пострадавшие Пигасий, Анемподист, Аффоний, Елпидифор, мученики Персидские (пам. 2 нояб.); Евстратий и с ним пострадавшие Орест, Евгений, Авксентий, Мардарий, мученики Севастийские (пам. 13 дек.); Сергий, Вакх, Полиевкт, Кирик и др., св. воины (Феодор Тирон, Феодор Стратилат, Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Лупп Фессалоникийский, Нестор Фессалоникийский, Меркурий Кесарийский, Арефа Негранский, Артемий Антиохийский и др.); св. врачи (Пантелеимон, Косма и Дамиан), святители (Климент, Антипа, Амфилохий, Парфений, Поликарп, Иерофей, Спиридон, Елевферий, Киприан, Модест и др.); равноап. Константин и Елена, пророки Иоиль, Захария и Даниил во рву львином. Рядом с иконостасом сохранился образ Богоматери с Младенцем. Пророки Иеремия, Аввакум, праотец Ной, мученики Косма и Дамиан. Роспись экзонартекса кафоликона. XIV в. Пророки Иеремия, Аввакум, праотец Ной, мученики Косма и Дамиан. Роспись экзонартекса кафоликона. XIV в. Живопись 1312 г. в притворе почти полностью переписана в 1760 г., в аркосолии, над саркофагом основателей В., остались только изображения Иисуса Христа, св. Фоки и частично Богоматери (погрудно). Большой объем фресок XIV в., в основном посвященный жизни Христа, сохранился во внешнем притворе: Тайная вечеря, Умовение ног, Поучение апостолов, Моление о чаше, Предательство Иуды, Христос перед Анной и Каиафой, Бичевание Христа, Шествие на Голгофу, Снятие с креста, Оплакивание Христа, Сошествие во ад, Жены-мироносицы и Богородица у гроба, Уверение Фомы и Явление Христа апостолам. На зап. стене (над центральным входом) помещена композиция «Спас Недреманное око» - одно из древнейших изображений Иисуса Христа в визант.

http://pravenc.ru/text/149927.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010