2 . На Петра и других верующих иудеев в день Пятидесятницы был излит Святой Дух, и на Корнилия, язычника, но «боящегося Бога», и на его домашних излился тот же Дух и тем же самым образом. Оба излития – одно на верующих из иудеев, другое на верующих из язычников – совпадают по употребляемой в описании терминологии для уяснения происхождения, природы и цели явления. 3 . «Говорение языками» в Деян. 2 и Деян. 10 есть один и тот же дар, и оба эти случая лицезрел апостол Петр. Это чудесное владение иностранными языками с целью возвещения всем Благой Вести. 4 . Святой Дух снизошел на «боящихся Бога» из числа язычников в Кесарии до их крещения, являя тем самым, что а) крещение Святым Духом и водное крещение могут сопровождать друг друга и б) обряд обрезания как таковой христианам более не нужен (тем самым обращается внимание на обрезание сердца). 5 . Луке нет нужды растолковывать феномен «говорения языками», поскольку Петр сам объединяет опыт Пятидесятницы и опыт язычников в Кесарии. Оба феномена идентичны и оба они являются проявлением Святого духа в верующих. Петр свидетельствует, что в Деян. 2 и 10–11 сошествие Святого Духа есть дар идентичный. Глава VI. «Говорение языками» в 19-й главе Деяний В Книге Деяния «говорение языками» упоминается в третий и последний раз в 19:1–6. Дело происходит в одном из важнейших городов провинции Азии Ефесе. Город располагался не в Палестине, где находились Иерусалим и Кесария, а в Малой Азии (современная Турция). «Говорение языками» на этот раз проявилось в языческой миссии, которой руководил Павел. Таким образом, в 19 главе Деяний мы имеем дело с другим местом и новым миссионером. 1. Историческая обстановка Похоже, что христианство утвердилось в Ефесе через Акилу и Прискиллу, преданных друзей Павла ( Деян. 18:1–3, 1 -Кор. 16:9), которым по указу императора Клавдия пришлось покинуть Рим вместе со всеми евреями (ок. 49 г. по Р. Хр.). Во время своего второго миссионерского путешествия Павел некоторое время пробыл в Ефесе ( Деян. 18:18–21 ). Немногим ранее Святой Дух не допустил Павла пойти в Азию ( Деян. 16:6 ), и есть достаточное основание полагать, что Павел считал Ефес важным городом с точки зрения проповеди Евангелия. Вновь в Ефес Павел пришел во время своего третьего миссионерского путешествия и пробыл там более двух лет ( Деян. 19:8, 10 ). В это самое время и произошел случай «говорения языками».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dar-jazy...

30–31. Идолопоклонство было достоянием неведения истинного Бога, – неведения, в котором язычники высказали невольное сознание, создавши жертвенник «неведомому Богу». Но теперь, возвещает апостол, Бог благоизволил окончить эти времена неведения и повелевает людям всем повсюду покаяться во всех грехах и заблуждениях, в которых они погрязли в состоянии неведения истины Божией. Чтобы побудить слушателей к покаянию, апостол возвещает им, что Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную, – назначил день всеобщего и Страшного суда, на котором Он праведно, по действительному достоинству каждого, нераскаянных грешников подвергнет наказанию, а раскаявшимся простит согрешения их. Этот суд произведет Он посредством от вечности предопределенного Им к сему Мужа (то есть Иисуса Христа), Которого, как Судию мира, Он и засвидетельствовал, воскресив Его из мертвых. Таким образом, в последней части своей речи апостол перешел к призванию слушателей к покаянию, как необходимому условию спасения, и к вере в Иисуса Христа, Спасителя мира. Глава 18. 1 После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; 2 и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним; 3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. 4 Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. 5 А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. 6 Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам. 7 И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги. 8 Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. 9 Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, 10 ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

—345— назорейства 3215 , приближался к ефесской гавани, Панорму, в которой, наконец, и бросил якорь. Пред глазами св. Апостола предстало во всем своем величии архитектурное всесветное чудо: громадный и великолепный храм Дианы, центр малоазийского язычества, рассадник суеверий, губитель нравственности. Был или канун субботы или одного из трехнедельных собраний в синагоге. Ревностный благовестник – Апостол, не теряя напрасно времени, миновав храм Дианы и другие, расположенные в пространстве между гаванью и городом, храмы, вступил в Ефес и, может быть, только свидевшись с кем-либо из ефесских иудеев, отправился по своему обычаю 3216 , в синагогу. Несомненно, по рядам присутствующих тотчас облетела молва о прибытии великого Апостола, о проповеднической деятельности которого уже носились слухи и ранее. Внимание напряглось. И – вот из святых апостольских уст полилась боговдохновенная, живая и сильная проповедь о Мессии. Апостол проповедовал, что обещанный в Ветхом Завете Мессия – уже пришел. Он – Иисус, недавно распятый иудеями и воскресший в Иерусалиме. И теперь во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий (в Него) 3217 . Предмет этой апостольской проповеди не был для ефесской синагоги совершенно неизвестным и новым: до нее доходили слухи о Мессии, вызывавшие на размышления. Теперь воочию видя и непосредственно слушая проповедника пришедшего Мессии, ефссские иудеи стали высказывать свои недоумения по поводу столь важного предмета и содержания проповеди. Св. Апостол ответствовал вопрошавшим; он, по выражению св. Луки διελξατο, рассуждал с ними 3218 . Но в ушах слушателей все-таки никак не —346— укладывались столь великие откровенные истины о пришедшем Мессии; они не довольствовались тем, что было сказано св. Апостолом и просили его побыть у них долее 3219 : сообщенное им благовестие требовало продолжительного и основательного обсуждения, разъяснения и доказывания. Но св. Апостол не мог удовлетворить просьбе своих новых слушателей: он должен был тогда скорее поспешать в Иерусалим на праздник Пятидесятницы; впрочем, он пообещал возвратиться к ним из Иерусалима, если то будет угодно Богу 3220 . Св. Павел прозревал своим пророческим оком будущие успехи своей проповеди в религиозную пытливость, заблагорассудил оставить здесь своих спутников, Прискиллу и Акилу. Они должны были в некоторой степени заменять для ефесян отсутствующего Апостола 3221 . Конечно, так благосклонно принявшие св. Павла иудеи вместе с Прискиллой и Акилой проводили его в гавань. Еще раз прошел св. Павел мимо храма Дианы, с мощно-величественных колонн которого на него смотрело язычество всей Азии. Наконец, корабль, отходивший в Кесарию, снялся с якоря, и провожавшие св. Апостола разошлись по домам. – Так кончился первый день, когда в Ефесе прозвучало первое слово Ап. Павла об Иисусе Христе 3222 . Это был первый день первого зарождения ефесской церкви и первый день начавшегося падения тамошнего языческого культа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—354— не дает никаких указаний на внешний вид молитвенных зданий, молитвенных помещений и удобно мирится с каждым из них, начиная простым домом и кончая самым совершенным византийским храмом. Равным образом и название христианских церквей молитвенным домом или просто домом не всегда указывает на домовые помещения для богослужебных собраний, но весьма часто прилагается к церквям, как открытым зданиям, какими без сомнения они были в IV веке. Обозначение это важно в истории церковной архитектуры, как воспоминание о той поре, когда храмы были в домах и когда христианское богослужение замыкалось всецело в их пределах. В этом же общем смысле собрания следует понимать и те выражения ап. Павла, в которых он обращается к Акиле и Прискилле, Нимфану, Филимону и другим, приветствуя их вместе с домашнею их церковью. «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе… и домашнюю их церковь » (κα τν κατ’ οκον ατν κκλησαν). 362 Не о здании, конечно, идет здесь речь и немыслимо посылать приветствие помещению; но для нас важна терминология, именно та связь, в какую поставлены здесь κκλησα с οκος, как религиозная община с её богослужебным центром. Имея в виду эту практику св. Иоанн Златоуст в свое время заметил: «прежде дома были церквями, а теперь церковь сделалась домом». Точно также как в другом месте, изображая строгие нравы первых христиан, выразился таким образом: «они (т. е. христиане) были так благочестивы, что могли и свой дом превратить в церковь ». 363 Само собой понятно, что не может быть и речи о точном воспроизведении первохристианского молитвенного дома. Не только не сохранилось его изображений, но нет и сколько-нибудь удовлетворительного описания его устройства, даже указаний на ту обстановку, которою эти молельни хотя бы на время богослужебных собраний отли- —355— чались от обыкновенных христианских жилищ того времени. Приходится поэтому отметить лишь несколько подробностей этого архаического христианского храма по кратким отрывочным известиям и случайным заметкам, дошедшим до нас от тогдашних писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

52 См. выше. 53 Против Цельса (рус. пер. кн. I–IV см.: Против Цельса. Апология христианства. Сочинение Оригена, учителя Александрийского. М., 1996). 54 Послание к Григорию Чудотворцу . 55 См. Климент . Cohortatio, I.5; Paedagog., II.4 (Педагог, рус. пер.: Климент Александрийский . Педагог . М., 1996); III.53; Strom., VI.18; Ориген . Contra Celsum, II.9; Com. Matth. II, PG 13, 832. 56 Ср. Ориген . De princ., IV.14;5; In Luc. Hom. XXIII; Contra Celsum I.44; II.2. 57 Гомилии на пророка Иезекииля . 58 См., например, Евсевий Кесарийский . Hist. Eccl., III.4.7; Святитель Афанасий Великий . De incarn., 33 (О вочеловечении Бога Слова, рус. пер.: Святитель Афанасий Великий. Творения . Т. 1. М., 1994); Epist. Festal. 39 (Праздничные послания, Там же, Т. 3); Святитель Василий Великий . Regulae morales, 26 (Нравст­венные правила, рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 2. СПб., 1911); Святитель Григорий Нисский . Contra Eunomium (Против Евномия), III.5.8. 59 Слово II (рус. пер.: Святитель Григорий Богослов . Собрание творений . Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994). 60 Беседы на Шестоднев (рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 1. СПб., 1911). 61 Против ариан (рус. пер.: Святитель Афанасий Великий. Творения . Т. 2. М., 1994). 62 Комментарий на Евангелие от Иоанна . 63 Огласительные Слова . 64 Похвальное слово Оригену . 65 Толкование на пророка Наума. 66 Толкование на книгу Иова. 67 Толкование на пророка Осию. 68 Толкование на пророка Авдия. 69 Беседы на книгу Бытия (рус. пер.: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о, архиепископа Константинопольского избранные творения. М., 1993). 70 Беседы на Псалмы. 71 Беседа на слова: Приветствуйте Прискиллу и Акилу. 72 Беседы на Евангелие от Иоанна (рус. пер.: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого… избранные творения). 73 О Лазаре. Беседы на Ис 6:1 “Видел я Господа…”. 74 Толкование на Первое послание к Коринфянам. Авторство этого толкования спорно.

http://azbyka.ru/uchenie-o-bogoduxnovenn...

5. Проповедь ап. Павла в Коринфе (см. Словарь) а) встреча с Акилой и Прискиллой б) противодействие большинства коринфских иудеев проповеди апостола о мессианском достоинстве Иисуса и решение апостола отвергнуть своих соплеменников и обратиться со словом веры к язычникам в) суд у проконсула римской провинции Ахайи Галлиона (см. Словарь). Галлион отказывается быть судьей ап. Павла, так как, по его мнению, речь идет не об угрозе для римского правопорядка, а лишь о внутренних религиозных распрях в среде иудеев г) выводы по второму путешествию ап. Павла Апостольская проповедь впервые распространяется на европейский континент. Нарастает сопротивление иудеев проповеди ап. Павла, и одновременно закладывается основание для значительного роста христианских общин, составленных преимущественно из язычников. Апостолы впервые входят в прямое столкновение c языческими властями. Семинар 5. Третье путешествие ап. Павла, узы и путь в Рим. (Деян. 18:23 – 28, 31) Домашнее задание 1. Проследите по карте в библейском атласе маршрут путешествий ап. Павла. 2. в книге Деяний и в каких контекстах упоминается крещение Иоанново? 3. Сравните мотивы бунта Димитрия сребреника с мотивами доноса на ап. Павла в Филиппах. 4. сообщение о культе Артемиды в Ефесе (Приложение 16). 5. Заполните таблицу сопоставлений между речью ап. Павла в Милете и посланиями ап. Павла. Сделайте вывод. Неутомимость проповедника Бескорыстие Поддержка слабых 6. С чем в Евангелии можно сравнить просьбы учеников ап. Павлу, чтобы он не шел в Иерусалим? 7. Агав в книге Деяний (гл. 1 и 21). Сопоставьте поведение прор. Агава в 21 гл. с символическими действиями древних пророков ( 3Цар. 11:29 – 32 ; Иер 13:1 – 11 ; Иез. 4:5, 12 –я гл. и др.). 8. Защитительные речи ап. Павла перед иудеями и перед языческими правителями. Основные мысли. Словарь . Ефес, Крит. Феликс, Фест, Ирод Агриппа II. План семинара I. Третье путешествие ап. Павла 1. План третьего путешествия. Оканчивая второе миссионерское путешествие, ап. Павел, вероятно, уже готовился к проповедническим трудам в Малой Азии, поэтому взял с собой в Ефес Акилу и Прискиллу с целью оставить их в Ефесе и подготовить таким образом почву для благовестнической деятельности. Уговоры остаться в Ефесе ( Деян. 18:20 ) в конце второго путешествия – знак, что Господь благословляет проповедь в Асии (ср. Деян. 16:6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

 Кто и какими достойными похвалами увенчает блаженную и треблаженную главу сию? Во-первых, знает, что с ним будет, и предсказывает это; еще в Милете сказал пресвитерам ефесским: Дух по всея грады свидетельствует о мне, яко узы мене и скорби ждут (Деян. 20:23). И когда Агав предсказывал то же самое, и все о том сетовали и покушались удержать его, божественный муж изрек: «Что плачете и сокрушаете ми сердце? Аз бо не точию связан быти, но и умрети готов еемь за имя Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 21:13). И здесь предрек, что и римлян увидит, и испанцев; присовокупил же, что приидет во исполнении благословения благовестия Христова. А потом, в точности усматривая неистовство иудеев, просит их молитв, не ради только непокорных, но и ради верующих, потому что и сии не были расположены к нему благоприязненно, почитая его нарушителем закона. Потому-то и присовокупил: Да служба моя, яже во Иерусалиме, благоприятна будет святым. С бесчисленными трудами собрал это, предлагая ученикам всякого рода увещания, и о приемлющих оные боится, чтобы ненависть не препобедила долга. (31)  Да с радостию прииду к вам волею Божиею, и упокоюся с вами.  Даже и хорошего не хочет сделать без Божией воли. (32)  Бог же мира со всеми вами, аминь.  Не просто здесь Бога наименовал Богом мира, но, потому что и сам имел нужду в мире, по причине явно враждующих и взирающих на него подозрительно, и им желал мира, по причине недоумения, какое было между ними в рассуждении наблюдения законных предписаний. Глава 16 (1) Вручаю же вам Фиву сестру нашу, сущу служителницу церкве, яже в Кегхреех; (2) Да приимете ю о Господе достойне святым и споспешествуйте ей, о нейже аще от вас потребует вещи: ибо сия заступница многим бысть, и самому мне. (3) Целуйте Прискиллу и Акилу, споспешника моя о Христе Иисусе. Кенгхреи есть одна из весьма больших коринфских весей. Посему достойна удивления сила проповеди; ибо Апостол в короткое время не только города, но и веси наполнил благочестием. И таково было устройство Кенгхрейской церкви, что имела диакониссу, и притом женщину знаменитую и всюду известную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2890...

— Почему Иисус Христос одобрил бедность? — Почему Он не поставил ее в безусловную и постоянную обязанность Своим ученикам? — Как нужно истолковывать известные повеления. — Сравнение между богатым и бедным. — Единение и взаимная любовь учителей и учеников во времена апостолов как источник процветания христианства. — Какой великий грех злословить вождей церкви. — Злословя их, тем самым мы вредим самим себе. — Даже когда они имеют недостатки, мы должны воздерживаться от осуждения их по причине священного характера их личности; было бы постыдным лицемерием — публично оказывать им почтение и прибегать к их помощи, а у себя дома злословить их или одобрять тех, кто их злословит. — Этот недостаток почтения и любви к священникам есть язва церкви. — Кроме того, это прямо подрывает и наше спасение, потому что раз мы не хотим подвергаться суду Божию, мы не должны судить других, а должны судить самих себя.   1. Убедились ли вы, что не должно считать излишним ничего из находящегося в божественном Писании? Научились ли тщательно исследовать и надписи, и имена, и простые приветствия, написанные в божественных изречениях? Я думаю, что уже никто из трудолюбивых не позволит себе пропустить без внимания какие–нибудь слова, помещенные в Писаниях, будет ли то перечисление имен, или счет лет, или простое кому–нибудь приветствие. Впрочем, чтобы это убеждение было тверже, займемся и сегодня остальною частью приветствия Прискилле и Акиле. Самое вступление к нему доставило нам не мало пользы. Оно научило нас, какое добро — труд, и какое зло — праздность, и какова была душа Павла, как бдительна и заботлива, оказывая великое попечение не только о городах, племенах и народах, но и о каждом отдельно верующем. Оно показало, что бедность нисколько не служит препятствием к гостеприимству, что везде нужны не богатство и деньги, но добродетель и благочестивое расположение души, и что славнее всех люди, имеющие страх Божий, хотя бы они были доведены до крайней бедности. Так Прискиллу и Акилу, скинотворцев и ремесленников, притом живших в бедности, мы теперь ублажаем больше всех царей; облеченные почестями и властью проходятся молчанием, а скинотворец с женою прославляются во всей вселенной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего вопиющего: «Авва Отче!» Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа… Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. (Гал 4: 6 — 7; 5: 1). Рабством апостол называет сведение веры к системе, канону, формальному правилу, то есть к тому, что было всего доступнее людям. Но этот несовершенный вид веры отжил свой век. Бог заложил начало новому миру. Он здесь, сейчас… Спешно отправив послание с доверенным лицом, апостол и сам собирается в дорогу, чтобы личным присутствием залечить раны, нанесенные незрелым душам. Тем не менее эфесский план остается в силе. Павел идет туда пешком — через весь полуостров, с намерением посетить города галатов. В третий раз пробирается он знакомой дорогой, петляющей среди гор и ущелий по бесконечной полудикой стране. Какие конкретно общины он посетил, мы точно не знаем, как не знаем и насколько преуспел. С тех пор он больше не встречался с галатами и, видимо, не писал им. Единственный намек на результаты его прихода можно найти во Втором послании к коринфянам, где Павел говорит о пожертвованиях галатийских церквей в пользу Иерусалима (1 Кор 16: 1). В то же время есть свидетельства, что ортодоксальное направление так и осталось господствующим в Малой Азии вплоть до конца I века. Это видно из Апокалипсиса, а Второе послание ап. Петра, обращенное к христианам Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, показывает, что тамошние христиане уже не считали учителем одного Павла. Не потому ли у него пропало желание заходить в Дервию, Иконию и Листру? Во всяком случае, он, не останавливаясь, пересек земли внутренней Галатии и Фригии, а оттуда повернул на запад, к побережью. Осенью 54 г. он уже снова в Эфесе — конечной цели своего третьего путешествия. Эфесский центр. Смуты в Коринфе (Малая Азия — Греция, 54 — 57 гг.) Павел и Аполлос В Эфесе Павел первым делом поторопился увидеть Акилу и Прискиллу, своих верных соработников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

А сии слова суть доказательства великой его любви к Коринфянам: ибо тогда только мы радуемся, смотря на посланных, когда любим пославших их. Радуемся, видя посланных от любезных нам друзей, так как бы видели их самих, что и означают следующие слова: « яко ваше лишение сии исполниша». Лишался, говорит, я лицезрения вашего: но пришествие сих заменило сей недостаток: потому что я, видя их, видел вас: « упокоиша бо мой дух и ваш». Но как сии три посланные упокоили дух и Павла, и Коринфян: Павел, узнавши от них о грехопадениях Коринфян, и преподав им увещание, успокоился в душе своей, поелику исполнил Апостольский свой долг. Коринфяне, прочитав Павлово послание, принесенное к ним тремя теми посланными, успокоились духом от обличений своей совести, исправившись во грехах своих, как сам Павел свидетельствует о сем, говоря: « вижду бо, яко послание оно, аще к часу, оскорби вас: ныне радуюся, не яко скорбни бысте, но яко оскорбистеся в покаяние» (2 Кор 7:8–9). Послушайте же, как он в заключении завещевает им почитать не только сих трех посланных, но и всех таковых, кои подобны им по благочестию и добродетели. Познавайте убо, говорит таковые. После сего он описывает приветствия братий, говоря таким образом: 1 Кор 16:19. Целуют вы Церкви Асийския: целуют вы о Господе много Акила и Прискилла с домашнею их Церковию. Сии слова показывают, что они писаны Павлом во Ефесе, и что он начал писать первое свое послание к Коринфянам, проходя Македонию, как сам свидетельствует говоря: « Македонию бо прохожду»  (2 Кор 1:16). Имея же намерение быть во Ефесе, и пребыть там до Пятидесятницы, как сам уверяет, говоря: « пребуду же во Ефесе до Пентикостии»  (1 Кор 16:8), пришед туда, и там окончил свое послание. Туда же в то время для него может быть пришли и настоятели Церквей Галатийской, Ликаонийской, Фригийской или и других Асийских Церквей: почему как бы от лица их приветствует Коринфян. Акилу же и жену его Прискиллу нашел он в Коринфе тогда, как в первый раз туда приходил (Деян 18:1). « И зане единохудожником быти им», говорит Святый Лука, « пребысть у них, и деляше: бяху бо скинотворцы хитростию»  (Деян 18:3).

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010