Страницы греческого текста 422 Страницы русского текста 437 56. Пастырь, удаленный от паствы, душою с ней. Молитва пасомых о пастыре ободряет его Не без вас взошел я на корабль, не без вас сошел с него, не без вас я в городе, не без вас в Церкви: я отторгнут был от вас телом, но соединен с вами любовью. Я и на море видел вашу церковь и в восторге радовался. Такова сила любви; она не поддается ограничениям. (Духом) я входил в церковь , предстоял пред алтарем, возносил молитвы и говорил: Господи! Сохрани Церковь, которую Ты вверил мне; телом я удален от нее, но с ней Твое милосердие, приведшее меня туда и даровавшее мне более, нежели сколько я заслуживал… Я вижу, что виноград цветет, шипов и терния нет и следов, овцы веселятся, и волка нет нигде, а если бы где он и был найден, то он изменится и сделается овцою, потому, что такова ваша вера и любовь, что вашей ревностью поощряете и прочих. Сам Господь сохранил вас, сам Он возвратил и меня. Находясь в немощи, я чувствовал помощь ваших молитв, которых ежедневно прошу у вас для моего ободрения. – Страницы греческого текста 424 Страницы русского текста 439 Беседа: О принятии Севериана 57. Единение пастыря с пасомыми – сила обоих Как главе необходимо быть в связи с телом, так Церкви – со священником и народу – с правителем; и как ветвям необходимо соединяться с корнем и рекам – с источниками, так сыновьям – с отцом и ученикам с учителем… Я – отец, и мне необходимо давать советы детям; то в плотских отцах делает естество плоти, то в нас – благодать Духа. Я – отец, и крайне заботливый о детях, так что готов пролить за вас кровь свою. И это – не заслуга моя; таков апостольский закон и заповедь Господа, говорящего: пастырь добрый душу свою полагает за овцы своя (ср.: Ин. 10:11 ). И вы тоже делаете для нас, так как привязаны к нам подобною же любовью. Так и Павел, слышите, что говорит: целуйте Прискиллу и Акилу, споспешника моя о Христе Иисусе, иже по души моей своя выя положиша (ср.: Рим. 16:34 .). Подлинно, как прекрасно пастырю быть закланным за овец, так же прекрасно и овцам в самой смерти не отделяться от пастыря; если они будут с ним нераздельно, то не станут бояться волка – диавола. Стена любви – крепче адаманта. –

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Тем удивительнее будет убедиться в том, что апостольское христианство было очень хорошо знакомо с феноменом проповедующей, учащей женщины. Самой упоминаемой проповедницей Нового Завета является Прискилла  . Из Деян.18.2–3 мы узнаем, что Прискилла и ее муж Акила являются иудеями, бежавшими из Рима после известного указа Клавдия. Изгнанные из Рима, Прискилла и Акила, осели в Коринфе. Они, как и Павел, были ремесленниками и изготовляли палатки, и поэтому Павел остановился жить у них. Когда же Павел оставил Коринф и направился в Ефес, Акила и Прискилла отправились туда вместе с ним и остались в Ефесе (Деян. 18,18). В Римл.16.3–4 Павел пишет: Приветствуйте Прискиллу и Акилу, compyдhukob (mous sunergous тои) моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их цepkobь (kai pasai ai ekklhsiai twn eqnwn). Из этого отрывка мы узнаем, что Акила и Прискилла являются соратниками и помощниками Павла в миссионерском служении. Кроме того, они — лидеры домашней Церкви. О ее существовании мы узнаем также и из 1 Кор. 16,19. В последний раз мы встречаем их во 2 Тим.4,19. В 4 из 6 упоминаний имен этих супругов имя Прискиллы стоит на первом месте. Это дает основание Андреасу Костенбергеру предположить, что «Прискилла была обращена раньше своего мужа, возможно, она привела Акилу к вере во Христа, или она играла более значительную роль в жизни и деятельности Церкви, чем ее муж»  . Дальше этот же исследователь пишет: «Прискилла и Акила были среди наиболее важных союзников Павла в его миссии среди язычников, они играли важную роль в основании таких великих центров как Эфес, Коринф, Рим. Вместе они основывали домашние церкви в своих домах, куда бы они ни шли, учили других (например, Аполлоса) и даже «рисковали своей головой» ради Павла»  . В не меньшей степени известна другая миссионерская пара: «Андроник и Юния, сродники мои и узники со мною, прославившиеся между Апостолами и прежде меня еще уверовавшие во Христа» . Деятельность Юнии и ее супруга оказывается столь известной, что о ней знают все апостолы. Выражение epishmoi en tois apostolois часто трактуют в том смысле, что Павел относит их служение капостольскому. Иначе говоря, в упомянутой Иунии мы видим уникальный пример женщины — апостола.

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

На ней золотыми буквами выгравирована речь Павла в ареопаге. Всякий, кто знает греческий язык, может, посещая Акрополь, прочитать эту бессмертную речь. 3. Павел в Коринфе В посланиях Павла упоминаются имена 65 лиц в качестве тех, кто играл какую-то роль в местных церковных общинах или сопровождал Павла в путешествиях, или в обоих качествах. Некоторые из них упоминаются также в Деяниях, добавляющих 13 имен к этому списку. Итого 78 лиц, о большинстве из которых, кроме их имен, ничего не известно. Лишь в некоторых случаях мы узнаем о социальном статусе того или иного человека, о его роли в местной церковной общине, о его взаимоотношениях с Павлом, о деталях его биографии. 246 Акила и Прискилла Несколько раз в посланиях Павла упоминаются Акила и Прискилла, супружеская пара из Рима: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь » ( Рим. 16:3–4 ); «приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» ( 1Кор. 16:19 ); «Приветствуй Прискиллу и Акилу» ( 2Тим. 4:19 ). Об этих людях мы знаем больше, чем о многих других, фигурирующих в посланиях Павла, благодаря неоднократным упоминаниям о них в Деяниях. О том, что Акила и Прискилла были из Рима, мы узнаем из рассказа книги Деяний о пребывании Павла в Коринфе: После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток ( Деян. 18:1–3 ). Этот небольшой отрывок вмещает очень много информации, касающейся как Акилы и Прискиллы, так и Павла. Прежде всего, мы узнаем из него об изгнании иудеев из Рима при императоре Клавдии. Упоминание об этом встречается также у Светония в главе, посвященной Клавдию: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Через полтора года апостол Павел отправился в Сирию. Вместе с ним отправились святые Акила и Прискилла. В Ефесе апостол Павел оставил их для проповеди слова Божия ефесянам, а сам отбыл в Иерусалим. Известно влияние святых Акилы и Прискиллы на одного из известных вероучителей того времени, Аполлоса, впоследствии ставшего апостолом от семидесяти. Аполлос во многом верно учил о Христе, но знал только Иоанново крещение. Святые Акила и Прискилла разъяснили ему учение Христа Спасителя. После смерти императора Клавдия святые Акила и Прискилла вернулись в Рим, но пробыли там недолго. Апостол Павел назначил святого Акилу епископом в Асию. Святые Акила и Прискилла усердно трудились, проповедуя слово Божие не только в Асии, но и в Ираклии, и Ахаии. Проповеди святых Акилы и Прискиллы постоянно сопутствовала молитвенная помощь апостола Павла. О его постоянной памяти о своих учениках известно по при ветствиям в апостольских Посланиях. Так, в Послании к Римлянам апостол Павел писал: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все Церкви из язычников, и домашнюю их церковь » ( Рим.16:3–4 ). Святые Акила и Прискилла приняли смерть от язычников. Мощи святых находятся в Риме. Святые мученики Кирик и Иулитта пострадали за Христа около 305 года в царствование римского императора Диоклитиана (284–305). Они жили в г. Иконии Ликаонийской области (Малая Азия). Святая Иулитта происходила из рода римских императоров, была христианкой. Рано овдовев, святая Иулитта одна воспитывала маленького сына Кирика. Когда в Ликаонийской области началось воздвигнутое императором Диоклитианом гонение на христиан, святая Иулитта оставила свой дом и вместе с трехлетним сыном и двумя верными служанками отправилась странствовать. Скрывая свое происхождение, она, как странница и нищая, пришла в сирийский город Селевкию, но и там язычники жестоко мучили христиан. Тогда святая Иулитта отправилась в киликийский город Тарс и поселилась там среди бедняков. Однако в скором времени ее узнали и вместе со святым Кириком отвели на суд к гонителю христиан игемону (правителю) Александру. Святая Иулитта, укрепленная Господом, исповедала себя христианкой. У нее отняли ребенка и стали жестоко избивать. Святой Кирик, видя мучения матери, рыдал и вырывался из рук державших его язычников. Игемон взял святого Кирика на руки и стал его утешать, но мальчик еще более взволновался и стал громко восклицать: «Я христианин, пусти меня к матери». Тогда разгневанный игемон бросил его с высоты своего помоста на каменные ступени. Святой Кирик покатился по ним и, обагрив их своей кровью, мученически скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ведь если бы он не желал, то не поместил бы этого в послании; а теперь, желая, чтобы это дело было передано постоянной памяти, он даже называет по имени жену, побуждает всех к помощи ей, называет её своей заступницей, и не стыдится, и не краснеет. Вот что значит – любомудрая душа даже в женском теле. Говорю же об этом, чтобы жена не выставляла как предлога, говоря, что я не достигла полной меры благоговения, так как я жена. Та вот и жена, а природа её не стала препятствием, но она удостоилась стать заступницей Павла, – и всюду во вселенной провозглашается. Как она стала его заступницей? Может быть, исторгла его из опасностей? Она сидела подле связанного, утешала бывшего в оковах, доставляла облегчение в необходимых потребностях, отстраняла злоумышляющих, предавала самою себя на смерть, чтобы исторгнуть святого из приключающихся несчастий. Потому именно, он прославляет и ту, которая после неё, говоря так: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» ( Рим.16:3 ). Смотри и здесь опять блистательную жену; одно содружество, но жена ставится впереди мужа, потому что не сказал: «Акилу и Прискиллу», но: «Прискиллу и Акилу». А кто они были? По ремеслу, делатели палаток, стоящие в мастерской; но ни ремесло, ни бедность не стали препятствием, – миновав весь город, он, блаженный, останавливался именно в этом домике. Для чего и почему? Не потому, что в нём были колонны; не потому, что плиты и пол, расцвеченный камнями; не потому, что золотой потолок; не потому, что толпы рабов; не потому, что свита из евнухов; но потому особенно, что домик свободен был от всего этого, поэтому-то муж и жена, собирая правдою плод труда, сделали свой дом церковью, – не хищничая, не корыстолюбствуя, но пользуясь служением тела для необходимого пропитания. В особенности поэтому Павел считал это жилище удобным для остановки. И чтобы ты знал, что, похвалив добродетель их души, он там оставался, выслушай следующее затем. «Которые голову свою полагали за мою душу, – говорит, – которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников» ( Рим.16:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Видимо, что Акила еще в Понте был предрасположен к принятию евангельского учения, но окончательное наставление в истинах Христовой веры преподает ему и его супруге (Прискилле) ап. Павел. Из дома Акилы св. апостол во всякую субботу выходил в синагогу и убеждал иудеев и эллинов, что Иисус есть Христос; чрез несколько времени он оттуда (из помещения Акилы) перешел к некоторому чтущему Бога именем Иусту побуждением к сему было то, что дом Иуста находился) близ синагоги и св. Павел не только не прерывал добрых отношений к Акиле и Прискилле, но нашел в них ревностных сотрудников в проповедании слова Божия. Когда в Коринфе иудеи и эллины восстали против св. Павла и его сотрудников, тогда апостол, пробыв еще довольно дней, отплыл в Сирию и с ним отправились Акила и Прискилла. Достигши Ефсса Павел оставил их в этом городе, а сам вознамерился, отправиться в Иерусалим на приближающийся праздник (Пасхи и Пятидесятницы). Акила и Прискилла, оставшись в Ефесе, обратили свой дом в церковь , в постоянное собрание верующих во Христа, что видно из 1-го послания ап. Павла к Коринфянам, написанного в Ефесе (в 58 г.). «Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» ( I Kop. XVI, 19 ), а в послании к Римлянам (написанном в 59 г.) ап. Павел во главе всех своих (многочисленных) сотрудников ставит Акилу и Прискиллу, как главных своих сподвижников, готовых и умереть за него. «Приветствуйте Акилу и Прискиллу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но все церкви из язычников; приветствуйте и домашнюю их Церковь » ( Puмл. XVI, 3–4 ). Как важна была деятельность этой почтенной четы супругов, видно, из того, что они приобрели для церкви красноречивого, знаменитого оратора и мужа сведущего в Писании, Аполлоса, приняли его в свой дом и точнее объяснили ему путь Господень ( Дeяh. XVIII, 24–26 ). Из книг свящ. Писания видно, как св. Акила и Прискилла из-за ап. Павла подвергались опасности лишиться своей жизни («по души моея своя выи положиша»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Пробывши в Коринфе год и шесть месяцев, уча слову Божию и побеждая при содействии Христовом иудеев и язычников, Павел отплыл в Сирию; за ним, как за своим учителем и виновником спасения, последовали Акила и Прискилла, сильно привязавшись к нему духовной любовью. С ними и другими своими последователями Павел пристал в Ефесе [ 7 ], затем, желая на приближающийся праздник Пасхи быть в Иерусалиме, он Акилу с Прискиллой оставил в Ефесе для наставления ефесян в святой вере Христовой, а сам отправился в Иерусалим [ 8 ], обещаясь опять возвратиться в Ефес. После отшествия Павла прибыл в Ефес еврей Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сильный в книжном учении; он был оглашен в пути Господнем, горячо проповедовал и учил о Господе, но крещения во святую Троицу еще не принимал, зная только крещение Иоанново. Акила и Прискилла, услышавши в собрании смелую проповедь Аполлоса, пригласили его к себе и более определенно разъяснили ему путь Господень (Деян.18:24–28). После этого святой Павел возвратился из Иерусалима в Ефес и отсюда написал первое свое послание веровавшим во Христа Коринфянам, оканчивая его такими словами: — Приветствуют вас усердно Акила и Прискилла с домашней их церковью (1 Кор.15–19), — то есть со слугами своими. После этого умер царь Клавдий, и евреям снова возвращена была свобода жить в Риме, каждый из них возвращался в Италию на прежнее свое место, к своему имению, тогда и Акила с Прискиллой возвратились в Рим. Когда святой Павел пришел снова в Коринф и писал оттуда послание к Римлянам, то не забыл в нем послать приветствие своим любезным ученикам, говоря в последней главе так: — Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою положили за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников (Рим.16:3–4). В Риме святой Акила был не долгое время и с женою своею пошел снова в Асию [ 9 ], будучи назначен епископом и послан туда своим учителем Апостолом Павлом на проповедь слова Божия. Пришедши в Ефес, он помогал в трудах святому Апостолу Тимофею, ученику Апостола Павла [ 10 ], поставившего его епископом для ефесян и оставившего его здесь, как он говорит в первом своем послании, к нему, писанном из Лаодикии: — Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе (1 Тим.1:2).

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Из Коринфа Павел впоследствии написал Послание к Римлянам, в котором приветствовал своих старых друзей и соработников: Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь (16:3–4). В дальнейшем мы опять видим Акилу в Ефесе, где он трудится вместе со св[ятым апостолом] Тимофеем. Находясь в узах в Риме, Павел пишет Тимофею в Ефес: Приветствуй Прискиллу и Акилу ( 2Тим. 4:19 ). Будучи епископом, Акила многих крестил и просветил верой, сокрушал идолов, строил храмы, рукополагал священников и возвещал среди людей славу воплощенного Сына Божия. Наконец, претерпел он смерть от озлобленных язычников и переселился в Царство Христово. Светлые потоки с неба ниспустились, И сердца Апостолов светом озарились. Светом тем Апостолы многих просветили И своих преемников в дарах утвердили. И Акила чудный сим в вере укрепился, Восприяв от Павла свет, – для Церкви он родился, И его супруга верная, Прискилла, Ощутила, что есть Божия сила. Всю они отринули суету И вступили радостно на стезю благую. Послушанье чудное супруги явили: В Риме Павлу-узнику бесстрашно служили; Аполлосу юному, Тимофею дивному, Помогали в битве с супротивным. Многих ко Христу они вместе обратили, Раны ж за Христа – ни во что вменили; Труд плодом сторичным свой увенчали И венцы нетленные на небе стяжали. 2. Преп. Еллий монах . Подвизался в Египте в IV столетии. С ранней юности посвятил себя иноческим трудам в пустыне, так что своей жизнью и могущественными чудесами вызывал изумление как среди монахов, так и среди и, хотя убегал от славы человеческой, однако не мог утаиться. Претерпел ожесточенную брань с бесовскими обольщениями, особенно во время длительного поста. То мед, то прекрасные яблоки представлял ему диавол, но Еллий не дал себя обмануть. Прозирал он в сердца человеческие, распознавая страсти и помыслы каждого [приходящего к нему] человека – не для того, чтобы явить свое сокровенное ведение, а [для того] чтобы исправить людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Апостол разумеет страннолюбив и вспомоществование деньгами» (святой Златоуст). «И другую еще достохвальную их добродетель выставляет Апостол, приветствуя и домашнюю их церковь. Сие слово дает видеть превосходство их благочестия; ибо, как вероятно, они всех домашних обучили высокой добродетели и усердно совершали в доме Божественные службы» (блаженный Феодорит). Святой Златоуст говорит: «столько были они добродетельны, что обратили дом свой в церковь, так что все их домашние соделались верными и дом их отверст был для всех странных. Ибо Апостол не имеет обычая без разбора называть домы церквами, ежели в них нет примерного благочестия и не укоренен особенный страх Божий. Поэтому, и пиша об Онисиме (см.: Флм. 1, 10–18), говорит: Павел… Филимону… и Апфии… возлюбленней, и домашней их церкви (ср.: Флм. 1, 1–2). Ибо и в супружеской жизни можно быть достойным удивления и благородным. Вот и Акила с Прискиллою жили в супружестве и весьма просияли, хотя их промысел был незнатен. Они делали палатки, однако же добродетель покрыла все и показала их блистательнейшими солнца. Ни ремесло, ни брачный союз не вредили им; напротив, они явили в себе такую любовь, какой требовал Христос, сказав: больши сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (ср.: Ин. 15, 13). Они исполнили то, что служит признаком Христова ученика: взяли крест и последовали за Христом. Ибо делавшие это для Павла тем, конечно, паче показывали такое же мужество для Христа Господа». О последующей жизни Акилы с Прискиллою святитель Димитрий Ростовский говорит так: святой Павел Акилу поставил епископом и послал его обратно в Малую Азию распространять Евангелие. Прибыв туда и с подружием, Акила много помогал святому Тимофею в Ефесе, и святой Павел, пиша Второе к Тимофею Послание, приветствует их, говоря: целуй Прискиллу и Акилу (2 Тим. 4, 19). Проповедуя же Акила Христа в Асии, и Ахаии, и во Ираклии, многое множество душ человеческих привел ко спасению, обратив их от идольского неистовства к богоразумию и крестив.

http://predanie.ru/book/67823-tolkovanie...

Впрочем, чтобы нам не употребить всей беседы на одни обличения, представим теперь самое приветствие, которое кажется излишним и ненужным. Когда оно будет объяснено и когда будет показана польза, какую оно доставляет внимательно слушающим его, тогда больше обнаружится вина тех, которые пренебрегают такими сокровищами и выпускают из рук духовное богатство. Какое это приветствие? « Приветствуйте », говорит апостол, « Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе » (Рим. 16:3). Не кажется ли это простым приветствием, не представляющим нам ничего великого и важного? Посвятим же ему одному всю беседу, или — лучше — сегодня, при всем старании, мы не в состоянии будем исчерпать для вас все мысли, заключающиеся в этих немногих словах, но необходимо отложить для вас и на другой день множество соображений, рождающихся от этого малого приветствия. Поэтому я намереваюсь теперь объяснить не все это приветствие, а только часть его, начало и вступление. « Приветствуйте Прискиллу и Акилу ». 2. Во–первых, надобно подивиться добродетели Павла, как он, которому вверена была вся вселенная, который вмещал в душе своей и землю, и море, и все города под солнцем, и варваров и эллинов, и столько народов, так заботился об одном муже и об одной жене. Во–вторых, нужно подивиться и тому, какую бдительную и попечительную имел он душу, помня не только всех вообще, но и в частности каждого из почтенных и благородных людей. Теперь нисколько не удивительно, что так поступают предстоятели церквей, потому что и те смятения прекратились, и они принимают на себя попечение об одном только городе; а тогда не только великость опасностей, но и расстояние пути, и множество забот, и непрерывные войны, и непостоянное всегда и у всех пребывание, и многие другие еще большие обстоятельства в состоянии были изгладить из памяти и самих близких; однако не изгладили этих людей. Почему же они не изгладились? По великодушию Павла, по его горячей и искренней любви. Он так удерживал их в душе своей, что часто вспоминал о них и в посланиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010